и представителей органов государственной власти (государственные инспектора санэпиднадзора, ревизоры, главные бухгалтера и т.д.).
Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его имени, фамилии, отчества, а также данных о его месте жительства признаются анонимными. Они не могут служить поводами к возбуждению уголовного дела.
Явка с повинной. Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Такое заявление может быть сделано как в устной, так и в письменной форме. Особенностью и обязательным условием данного повода возбуждения уголовного дела является добровольность сообщения о преступлении и признания лицом своего участия в преступлении. Добровольность означает, то лицо имело реальную возможность не явиться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном.
Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее не известного правоохранительным органам, или же преступления известного, но не раскрытого.
Явка с повинной не предполагает обязательное личное и непосредственное обращение соответствующего лица в прокуратуру, органы дознания или следствия. Заявление может быть передано через близких, адвокатов.
Заявление о явке с повинной должно содержать сведения о совершенном заявителем преступлении и адресоваться в органы, наделенные правом возбуждать уголовные дела.
Устное же заявление заносится в протокол, который зачитывается вслух явившемуся с повинной и подписывается им и должностным лицом, составившим протокол.
Рапорт об обнаружении признаков преступления. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт, об обнаружении признаков преступления. В рапорте подробно излагаются обстоятельства совершенного деяния и сведения об источнике получения информации.
Следует иметь в виду, что одного законного повода для возбуждения уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие фактических данных, указывающих на признаки преступления. То есть, повод к возбуждению уголовного дела должен содержать информацию о наличии данных, указывающих на признаки преступления. Только в этом случае они могут служить основанием к проверке и принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
3. ПРИЕМ, РЕГИСТРАЦИЯ, ПРОВЕРКА И РАЗРЕШЕНИЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
уголовный дело процессуальный прокурорский
Дознаватель, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.
Прием и регистрация сообщений о преступлениях осуществляется на основании Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, вступившему в силу с 1 января 2006 года (это Приложение N 1 к Приказу Генеральной прокуратуры, РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСНК России от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений»).
Данный приказ был введен в действие в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений.
Организация приема сообщений о преступлениях. Должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи (в отношении заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам частного обвинения, а также устных сообщений о преступлениях, сделанных в ходе судебного разбирательства). При обнаружении признаков преступления по информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, должностное лицо органа дознания или предварительного следствия обязано составить соответствующий рапорт.
Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При этом отказ в принятии сообщения о преступлении, а также невыдача уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.
Организация регистрации сообщений о преступлениях. Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений.
В книге регистрации сообщений должны быть отражены следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее; номер уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.). Недопустимо непринятие должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения.
Организация проверки сообщений о преступлениях. При проверке некоторых сообщений о преступлениях и готовящихся преступлениях должны быть приняты меры неотложного реагирования:
по предотвращению и пресечению преступления;
установлению и преследованию "по горячим следам" лиц, совершивших преступления, с целью их задержания;
производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления;
введению в действие специальных планов по обнаружению и задержанию лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление и т.д.
Должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь и прокурор.
Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор, обязан вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.
Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения о преступлении, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления.
4. ВИДЫ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:
) о возбуждении уголовного дела;
) об отказе в возбуждении уголовного дела;
) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.
Таким образом, субъектами, правомочными принимать решения о возбуждении уголовного дела, являются: прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора, а также органы дознания, определенные УПК РФ. Это касается только уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
.1 ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Как указывается в ч. 1 ст. 20 УПК, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
Возбуждать уголовные дела публичного обвинения могут: прокурор, следователь и дознаватель, причем прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. Следователь и дознаватель вправе возбудить уголовное дело с согласия прокурора.
Нарушение порядка возбуждения уголовного дела влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения: о дате и месте его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть статьи УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами о проверке сообщения о преступления, а случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица его совершившего - с протоколами и постановлениями.
В случае если решение о возбуждении дела было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом.
Что же касается дел частного обвинения, то согласно ч. 2 ст. 20 УПК дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Это положение закона требует некоторого пояснения.
Действительно, заявление потерпевшего является основанием возбуждения производства по делу. Но, во-первых, оно может быть возбуждено в порядке публичного обвинения при наличии обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 20 УПК (если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии), а во-вторых, заявление потерпевшего должно удовлетворять ряду требований. В частности, оно должно содержать описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения.
Весьма существенное различие между уголовным преследованием в публичном и частном порядке заключается в том, что в первом случае производство по делу возбуждается на основе решения стороны обвинения, а во втором - начало уголовного преследования является результатом волеизъявления потерпевшего, право на доступ к правосудию которого признано судом отвечающим требованиям закона.
Согласно ч. 3 ст. 20 УПК дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Здесь также нужно иметь в виду положения части 2 статьи 147 УПК, которая гласит, то прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно защитить свои права и интересы.
.2 ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением тех случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено только по его заявлению.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается, если имеется повод к возбуждению уголовного дела, но нет предусмотренных законом оснований для этого. Например, содержащиеся в заявлении или сообщении фактические данные о признаках преступления оказались недостоверными, и самого деяния, на которое указывали эти данные, вообще не существовало.
Основание к отказу в возбуждении уголовного дела должно быть установлено, но сам процесс его установления различается в зависимости от характера оснований отказа в возбуждении уголовного дела, а также от объема и качества первичных сведений о преступлении.
Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, копия которого направляется заявителю и прокурору, в течение двадцати четырех часов с момента его вынесения. Мотивированность постановления обозначает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен быть подтвержден конкретными данными.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд, при этом возможность подачи жалобы каким-либо сроком не ограничена.
.3 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ БЕЗ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ ИЛИ ПОДСУДНОСТИ
Прокурор вправе направить возбужденное уголовное дело для осуществления расследования дознавателю или следователю согласно их подследственности, а также нижестоящему прокурору, либо принять его к своему производству независимо от того, к чьей подследственности оно относится. Прокурор может также в этот момент создать для расследования данного уголовного дела следственную группу, либо возглавить ее или поручить руководство группой опытному следователю.
Следователь возбудивший, уголовное дело, должен принять его к производству и приступить к его расследованию. О принятии дела к своему производству следователь указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Дознаватель по делам, расследование которых отнесено к его компетенции, в вынесенном им постановлении о возбуждении уголовного дела указывает, что он приступил к производству дознания.
Дознаватель и орган дознания по делам, по которым производится предварительное следствие, осуществляют после возбуждения уголовного дела неотложные следственные действия, после чего направляют дело прокурору. Неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лиа, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах.
5. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Процессуальный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела осуществляют начальник следственного отдела и начальник органа дознания.
Начальник следственного отдела и начальник органа дознания или его заместитель посредством издания организационно-распорядительного документа возлагает на иных должностных лиц следственного отдела и органа дознания с учетом степени их юридической подготовки обязанности по проведению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, при этом осуществляя контроль за их действиями.
Также важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. «Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
Конкретные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела, весьма обширны. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях.
Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения уголовного дела или необоснованного отказа в возбужде6ии уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Прокурору могут быть обжалованы постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Установив необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела, прокурор в течение сорока восьми часов своим постановлением отменяет постановление следователя или дознавателя и возбуждает уголовное дело при наличии для этого достаточных данных, указывающих на признаки преступлений.
Проверяя постановления следователя или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также соответствия этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или дознавателя те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.
Прокурор проверяет, уведомлен ли об отказе в возбуждении уголовного дела лицо, учреждение, организация, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.
Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы не только прокурору, но и в суд по месту производства предварительного расследования. Судебный контроль за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела по делам публичного и частно-публичного обвинения реализуются путем рассмотрения в судебном заседании представленных материалов по делу об отказе в возбуждении уголовного дела.
По результатам рассмотрения жалобы судья вносит постановление о признании решения незаконным или необоснованным или об оставлении жалоб без удовлетворения. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, внесенное самим прокурором, также может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, о чем незамедлительно, т.е в день вынесения решения по жалобе, уведомляется заявитель.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
. Федеральный Закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.)
. Федеральный Закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.
. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСНК России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. Ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2002. - 991 с.
. Григорьев В.Н. Победкин А.В. Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 832 с.
. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 576 с.
. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Радченко. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. - 784 с.
. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2002. - 704 с.