Принятие процессуальных решений по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях в стадии возбуждения уголовного дела

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1021,01 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принятие процессуальных решений по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях в стадии возбуждения уголовного дела

Введение

Все уголовное судопроизводство России построено в виде системы взаимосвязанных стадий, которые представляют собой самостоятельные части деятельности субъекта уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора, судьи либо суда), при осуществлении которой они, в пределах своей компетенции, осуществляют проведение определенных уголовно-процессуальным законом процессуальных действий и принимают процессуальные решения в виде постановлений, определений, а суд еще и в виде приговора. Принятие такого решения является завершением каждой отдельно взятой стадии и служит процессуальным основанием для прекращения процессуальной деятельности по уголовному делу либо для перехода этой деятельности на следующую стадию.

В настоящее время в России проблемы выявления преступлений, их раскрытия и расследования приобрели особую социальную значимость. Исследования свидетельствуют о том, что: во-первых, подавляющее большинство сообщений о преступлениях (около 88%) поступает в органы внутренних дел и разрешается их сотрудниками; во-вторых, предварительная проверка поступивших в правоохранительные органы сообщений о преступлениях осуществляется в 75% случаев, поскольку они содержат неполные, неконкретные и недостаточные сведения для принятия обоснованного и законного процессуального решения; в-третьих, практика правоохранительных органов изобилует фактами возбуждения уголовного дела при отсутствии достаточных оснований, необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, нарушения сроков принятия указанных в законе процессуальных решений. Эти факты существенным образом нарушают конституционные права и законные интересы граждан. Поэтому вопросы проверки поступивших сообщений о преступлениях на стадии возбуждения уголовного дела имеют важное значение.

В уголовно-процессуальной науке проблемы стадии возбуждения уголовного дела, в том числе проверки поступивших сообщений о преступлениях, достаточно подробно изучались Ю.Н. Белозеровым, С.В. Бородиным, В.М. Быковым, В.В. Вандышевым, А.Н. Васильевым, И.И. Великошиным, И.М. Гуткиным, Н.В. Жогиным, Л.М. Карнеевой, Е.Д. Лукьянчиковым, А.Р. Михайленко, Н.Е. Павловым, В.М. Савицким, В.В. Степановым, М.С. Строговичем, Ф.Н. Фаткуллиным, Г.П. Химичевой, А.А. Чувилевым, Н.Г. Шурухновым, П.С. Элькинд и другими авторами.

Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях, и служит «точкой отсчета» начала действия специфического режима уголовно-процессуального регулирования.

Задачей этой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела - это самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, представляющая собой принятие решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового.

Объектом исследования является порядок возбуждение уголовного дела. Предметом - процессуальные решения в стадии возбуждения уголовного дела.

Целью исследования являются: теоретико-правовой анализ проблем предварительной проверки сообщений о преступлениях, направленных на обеспечение принятия своевременного, законного и обоснованного процессуального решения в стадии возбуждения уголовного дела.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

) Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.

) Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

) Порядок возбуждения уголовного дела.

) Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

Методологической основной данной работы послужил ряд общенаучных методов исследования: системного, структурного, функционального и других.

Теоретическую и нормативную основу исследования составили научные разработки в области уголовного процесса, монографии, нормы российского уголовно-процессуального законодательства, комментарии к законодательству, публикации в периодической литературе, а также ресурсы Интернет.

Структурно работа состоит из введения, трех глав: теоретической, аналитической и практической, заключения и списка используемых источников.

1. Принятие процессуальных решений по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях в стадии возбуждения уголовного дела

.1 Поводы и основание для возбуждения уголовного дела, средства (методы), сроки и пределы проверки заявлений и сообщений о преступлениях

Возбуждение уголовного дела - это первоначальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства, характеризующаяся непосредственными задачами, специфическими субъектами, средствами и сроками, а также отграничивающаяся от других стадий итоговым решением - постановлением о возбуждении уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя несколько этапов. Условно ее можно разделить на этапы:

) прием и регистрация сообщений о преступлениях;

) анализ и оценка информации, содержащейся в сообщении о преступлении;

) проверка сообщения о преступлении;

) разрешение сообщения о преступлении по существу и извещение об этом заявителя.

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные процессуальные условия: наличие повода и основания (рис. 1) или отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Рисунок 1 - Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

уголовный преступление возбуждение дело

Действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия поводов, а ограничивается их перечислением в ч. 1 и 2 ст. 140УПК РФ.

Поводом к возбуждению уголовного дела называется предусмотренный УПК источник первичной информации о готовящемся или совершенном деянии (действии или бездействии), содержащем признаки конкретного состава преступления. Возможно наличие одновременно нескольких поводов, позволяющих возбудить уголовное дело. В ч. 1 ст. 140 УПК РФ дан перечень поводов для возбуждения уголовных дел:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников

постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Поводы для возбуждения уголовного дела о преступлениях предусмотрены в ст. ст. 198-199.2 УК РФ, но только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Заявление о преступлении - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, поданное в государственный орган или должностному лицу, которое уполномочено его рассмотреть и разрешить.

Заявление может быть сделано как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. Следует отметить, что уголовные дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Уголовные дела частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 3 ст. 20 УПК возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего.

Заявление о преступлении может быть устным или письменным: письменное заявление подписывается заявителем, устное заносится в протокол. В том случае, если заявление не будет подписано, то оно может считаться анонимным.

В силу прямого указания закона (ч. 7 ст. 140 УПК РФ) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, защищая тем самым граждан от клеветы и ложных доносов. Однако это не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами. Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам ст. 143 УПК. Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения ОВД для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности.

Явка с повинной (ст. 142 УПК РФ) - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Как повод для возбуждения уголовного дела явка с повинной должна быть сделана лицом до того момента, когда правоохранительные органы узнают о преступлении из другого источника. Явка с повинной оформляется как заявление, а если явка сделана в устной форме, то оформляется протоколом.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ст. 143 УПК) - к данному поводу для возбуждения уголовного дела могут относиться все сведения о преступлении, кроме тех, которые поступили в виде заявления о преступлении, явки с повинной. К ним могут относиться:

) результаты оперативно-розыскной деятельности;

) результаты прокурорских проверок;

) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов;

) информация граждан;

) статьи, заметки, письма, опубликованные в печати и др. информация.

Данный повод оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК РФ).

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела помимо повода требуется и наличие основания. Основанием в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают совокупность данных (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления, указывают на то, что деяние имело место в действительности, что это деяние считается противоправным и обозначено в УК соответствующей статьей и является наказуемым, т.е. за совершение предусмотрена уголовная ответственность.

Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях - на признаки субъекта преступления, а иногда - на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности. Например, совершение изнасилования возможно лишь при прямом умысле.

В стадии возбуждения уголовного дела пока еще нет необходимости устанавливать признаки всех элементов состава преступления (объект преступления, объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону преступления). Признаками преступления, установление которых необходимо для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, являются общественная опасность определенного деяния и его противоправность, причем необходимость установления всех признаков противоправности деяния возникает только в исключительных случаях. В обязательном порядке на первоначальном этапе уголовного процесса подлежат установлению объективные признаки состава преступления.

Для констатации наличия основания к возбуждению уголовного дела не требуется достоверного знания о том, что событие преступления имело место. Закон говорит не о факте преступления, а о его признаках. Поэтому при обнаружении трупа со следами насильственной смерти уголовное дело подлежит возбуждению по факту обнаружения трупа, который (факт) содержит признаки убийства, но не по факту убийства. При обнаружении факта взлома сейфа, где хранились деньги, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома, содержащего признаки кражи с проникновением в хранилище, но не по факту кражи, установить который предстоит следствию, а затем суду. Уголовное дело возбуждается не тогда, когда событие преступления установлено, а для того, чтобы установить, имело ли оно место.

Таким образом, под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК РФ), если эти обстоятельства очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяющее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Обоснованность и справедливость вывода о наличии в деянии признаков преступления могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса, поэтому законность, обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела должны быть в последующем установлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения. При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела - ситуации, когда государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принять законное и обоснованное решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, - законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления, сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ.

Процессуальный закон установил, что орган дознания, дознаватель, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение (рис. 2).

Рисунок 2 - Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении - самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Цель проверки - установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Методы (способы) проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях:

) истребование необходимых материалов в виде предметов, документов и иных объектов;

) получение объяснений от лиц, обладающих информацией об исследуемом событии;

) осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ), осмотр трупа (ст. 178 УПК РФ), освидетельствование (ст. 179 УПК РФ);

) производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок;

) производство оперативно-розыскных действий в соответствии с ФЗ от 5.07.1995. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

) производство мероприятий, предусмотренных ФЗ РФ от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (контрольных обмеров выполненных работ, контрольных закупок, оперативных экспериментов и др.).

До возбуждения уголовного дела, т.е. в рамках проверочного производства, недопустимо осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между:

) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания.

При производстве проверочных действий следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель вправе привлекать специалистов.

Пределы проверки - завершение проверки немедленно (незамедлительно) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения.

Срок проверки - период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия.

Проверочные действия, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ должны быть осуществлены в срок не более 3 суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе дознания или предварительного следствия до дня вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Укрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.

Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме).

Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие следователя, дознавателя, органа дознания и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК РФ.

.2 Процессуальные способы проверки поступившей информации о преступлениях

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности. Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления. Составление протокола о принятии устного заявления и опрос заявителя об обстоятельствах преступления выступают одновременно и поводом к возбуждению уголовного дела, и формой проверки заявления о преступлении.

Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений от лица, обратившегося с заявлением или сделавшего сообщение. Дознаватель, орган дознания, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизии и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144). Эти проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом, но в порядке, предусмотренном нормами различных законов (например, ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. «м» ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», п. 4 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»).

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, может быть произведен осмотр места происшествия до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователем, дознавателем. Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников) обусловливает и некоторые особенности его приема, проверки и разрешения.

Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 допускается подача заявления, как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать).

Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3-6 ст. 141 УПК РФ. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК РФ. Если устное сообщение сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Дознаватель, орган дознания, следователь не вправе отказать в приеме заявления по мотивам недостаточности сообщаемых сведений или неподследственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.

В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке административной деятельности. При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.

Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим это заявление (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 142 УПК). Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ).

В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица. Не является явкой с повинной признание лица о совершении им преступления, сделанное им после возбуждения уголовного дела в ходе расследования. Обязательным признаком явки с повинной является поступление первичной информации о совершении преступления определенным лицом от самого этого лица.

Статья 143 УПК РФ предусматривает порядок подачи и принятия такого вида сообщения, каким является рапорт об обнаружении признаков преступления. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (т.е. не из заявления или явки с повинной), принимается лицом, получившим это сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

Требования, предъявляемые к рапорту, свидетельствуют о том, что речь идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что готовится или совершено преступление. В рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления, но и источник получения информации об этом. Должностное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, так как положения ст. 306 УК РФ на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя.

Порядок проверки сообщений о преступлениях, распространенных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Этот порядок предусматривает, что проверку сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Таким образом, инициатором проверки выступает прокурор или руководитель следственного органа.

Они также наделены правом требовать от средства массовой информации имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В соответствии со ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

После проверочного производства в пределах стадии возбуждения уголовного дела в зависимости от его результатов принимаются решения (рис. 3):

о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. В этом случае перечисленные выше должностные лица должны принять меры к сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ).

В некоторых случаях при наличии оснований к возбуждению уголовного дела решение о его возбуждении не может быть принято, поскольку в поводе - сообщении о преступлении или материалах его проверки - обнаруживаются обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (например, совершение общественно опасного деяния лицом, не достигшим возраста наступления уголовной ответственности).

По общему правилу, установленному ФЗ от 5.06.2007. №87-ФЗ, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решения, предусмотренные ч. 1 ст. 145 УПК РФ, уполномочены принимать исключительно орган дознания, дознаватель и следователь. Прокурор и руководитель следственного органа наделены полномочиями принимать решение о подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК РФ). Прокурор наделен полномочием на разрешение споров о подследственности (ч. 8 ст. 151 УПК РФ). Прокурор и руководитель следственного органа принимают участие в решении вопроса о возбуждении уголовного дела частного обвинения или направления материалов мировому судье по подсудности (ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 318, ст. 319 УПК РФ).

Рисунок 3 - Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Таким образом, решение о возбуждении уголовного дела принимается при:

) наличии законного повода (повода, указанного в процессуальном законе);

) наличии в поводе или материалах его проверки основания к возбуждению уголовного дела;

) отсутствии предусмотренных в ст. 24 УПК РФ обстоятельств, исключающих, безусловно, производство по уголовному делу.

1.3 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, его законность и обоснованность. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы. В соответствии со ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, и отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа и следователь возбуждают уголовное дело публичного обвинения путем вынесения соответствующего постановления. В постановлении о возбуждении уголовного дела указывают на (рис. 4):

) дату, время и место его вынесения;

) должностное лицо, принявшее это решение;

) повод и основание для возбуждения дела;

) уголовный закон, предусматривающий ответственность за совершенное преступление, с указанием на статью закона, ее часть и пункт;

) уголовно-процессуальный закон, на основании которого возбуждается уголовное дело;

) принятое процессуальное решение.

Рисунок 4 - Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Если уголовное дело направляется прокурору для определения его подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146 УПК). Прокурор определяет подследственность уголовного дела с учетом положений ст. 151 УПК РФ.

Копии постановлений органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляются прокурору.

Получив копию постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор может запросить материалы, необходимые для оценки законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор не обладает полномочиями принятия решения по сообщению о преступлении. Решение следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела, выраженное в форме постановления, не требует согласования с прокурором. Прокурор не может лично рассмотреть сообщение о преступлении и принять по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, но он может отменить решение органа дознания, дознавателя, следователя о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, начальник органа дознания и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору (ст. 124 УПК РФ) или в суд (ст. 125 УПК РФ).

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения территориальных органов дознания; главами дипломатических представительств или консульских учреждений России прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то он обязан в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

Уголовные дела частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя:

) в отношении конкретного лица - в порядке, предусмотренном ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ;

) в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, - в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ.

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК РФ) предусмотренные ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или законного представителя. Таким образом, особенностью возбуждения дел частно-публичного обвинения является то обстоятельство, что решение о возбуждении уголовного дела обусловлено волеизъявлением потерпевшего или его законного представителя. В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения.

В соответствии с ч. 1 ст. 147 УПК РФ производство по таким делам ведется в общем порядке. Следователь, а также дознаватель с согласия прокурора правомочен возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам среди прочих относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 47 УПК РФ).

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

) следователь приступает к производству предварительного следствия;

) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производит дознание (ст. 149 УПК РФ).

По общему правилу все решения по заявлениям или сообщениям о преступлениях должны быть приняты управомоченными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах своей компетенции. Компетенция (от лат. competentia - принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо государственного учреждения или должностного лица. Компетенция органов дознания и следствия по возбуждению уголовных дел и их предварительному расследованию, по возбуждению иных производств и их осуществлению, а также судебных органов по разрешению уголовных дел и частных жалоб определяется многочисленными нормами уголовно-процессуального законодательства.

В самом общем виде основанием принятия рассматриваемых решений является отсутствие у органа предварительного расследования или суда правомочия на разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении по существу. В некоторых случаях это основание может появиться в процессе предварительной проверки. В этих и других подобных случаях следователь, орган дознания, дознаватель, не возбуждая уголовного дела, или судья могут направить полученное заявление или сообщение о преступлении по подследственности или подсудности.

Заявление о совершении преступления направляется по подследственности обычно тогда, когда в нем сообщается о:

) преступном деянии, совершенном на территории, не обслуживаемой органом дознания, дознавателем или следователем;

) преступном посягательстве, предметный или персональный признак подследственности которого не дает права соответствующим государственным органам и должностным лицам на разрешение заявления по существу.

Отказ в возбуждении уголовного дела представляет собой исключение документального производства, предусмотренного УПК РФ, и совершения связанных с ним уголовно-процессуальных действий.

Основанием отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) является отсутствие в поводе или материалах проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления (состава преступления) (рис. 5).

Основаниями и условиями для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются следующие процессуальные ситуации:

) наличие законного повода и отсутствие в поводе или материалах проверки сообщения о деянии с признаками преступления основания к возбуждению уголовного дела;

) наличие законного повода и наличие в поводе или материалах его проверки не только оснований к возбуждению дела, но и обстоятельств, исключающих во всех случаях производство по уголовному делу.

Рисунок 5 - Отказ в возбуждении уголовного дела

Эти обстоятельства сформулированы в ст. 24 УПК РФ. Их наличие влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела или обязательное прекращение уже возбужденного уголовного дела.

К этим обстоятельствам относятся:

) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) при наличии данных, безусловно подтверждающих, что сообщение (информация) о содержащем признаки преступления факте, событии, деянии не соответствует действительности. В данном случае речь идет об отсутствии факта, о котором шла речь в заявлении или сообщении о деянии с признаками преступления. Например, в заявлении о совершении преступления указывалось на кражу мотоцикла, а он был передан владельцем в пользование другому лицу по доверенности (или без доверенности, но добровольно);

) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), что предполагает неподтверждение полученными в ходе доследственной проверки данными наличия основания для возбуждения уголовного дела - хотя бы какого-то признака преступления в событии. В соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, в действиях (бездействии) которого содержатся все признаки состава преступления.

При обнаружении отсутствия хотя бы одного из признаков состава преступления уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению. Данное обстоятельство отличается от первого тем, что деяние имело место в действительности, но в этом действии (или бездействии) отсутствует один из признаков состава преступления. Например, лишение жизни другого человека в состоянии необходимой обороны при отсутствии превышения ее пределов. Отказ в возбуждении уголовного дела по данному основанию допускается лишь в отношении конкретного лица (ст. 148 УПК РФ). Уголовное дело подлежит прекращению по указанному основанию также и в том случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ);

) истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Уголовный закон четко сформулировал сроки, в течение которых лицо, совершившее преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности, и условия применения сроков давности. Имеются в виду сроки, установленные в ст. 78 УПК РФ, продолжительность которых зависит от категорий и некоторых иных свойств совершенных преступлений. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности исчисляются самостоятельно. Истечение сроков давности освобождает лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности при условии, что оно после совершения рассматриваемого деяния не скрывалось от предварительного расследования и судебного разбирательства.

Если лицо, совершившее преступление, уклонялось от предварительного следствия и судебного разбирательства, то течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента фактического задержания указанного лица или явки его с повинной.

Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается только судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. К лицам, совершившим преступление против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются;

) смерть подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Уголовное дело возбуждается для того, чтобы в конечном счете виновное лицо понесло заслуженное наказание за совершение преступного посягательства. Смерть лица, когда доказано событие преступления и его совершение умершим, делает производство по уголовному делу бессмысленным и беспредметным. В данном случае «работает» принцип процессуальной экономии, элементом которого является целесообразность. Смерть лица не является препятствием к возбуждению уголовного дела, если это необходимо для:

а) реабилитации умершего (восстановления его доброго имени);

б) возобновления уголовного дела в отношении других лиц ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

) отсутствие заявления потерпевшего (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. В данном случае речь идет о делах частного и частно-публичного обвинения. Отсутствие заявления означает, что уголовное дело возбуждено по заявлению других лиц или по заявлению пострадавшего, в котором отсутствует ярко выраженное требование о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности. В то же время отсутствие жалобы пострадавшего не препятствует возбуждению уголовного дела руководителем следственного органа, следователем или дознавателем с согласия прокурора в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия какого-то из органов, указанных в ч. 1 ст. 448 УПК РФ на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. В данном случае речь идет о наличии обстоятельств, связанных с реализацией процессуальных привилегий, установленных для некоторых категорий лиц в связи с их служебным или общественным положением, спецификой выполняемых профессиональных обязанностей (ст. 447 УПК РФ).

Отказ в возбуждении уголовного дела влечет и его прекращение, т.е. окончание предварительного расследования, которое производится в силу обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу, либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. Уголовное дело подлежит прекращению в случае отказа от уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ (установления непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления). Прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным в п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, дает право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Действующий процессуальный закон разрешает прекращать уголовное дело в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. Такой подход законодателя следует признать обоснованным, если дело прекращается по реабилитирующим основаниям (например, за отсутствием события преступления) или по основаниям, безусловно требующим прекращения уголовного дела. В то же время вряд ли уместно прекращать уголовное дело в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, по нереабилитирующим основаниям.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о совершении преступления конкретным лицом (или лицами) руководитель следственного органа, следователь, дознаватель или орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о совершении преступления конкретным лицом лицами. Каждый год в России к уголовной ответственности за заведомо ложный донос привлекаются несколько десятков, а то и сотен граждан.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется постановлением, состоящим из трех частей. Во вводной части постановления указываются место и дата принятия решения, излагаются сведения о должностном лице, принявшем решение, и материалах, на основании которых принято решение. В описательно-мотивировочной части документа излагаются установленные к моменту принятия решения фактические обстоятельства исследуемого события, основания принятия решения, ссылки на уголовно-процессуальный и уголовный законы. В резолютивной части постановления формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а также излагаются сведения о разъяснении заявителю права на обжалование и процессуального его порядка, о направлении копии постановления прокурору и заявителю.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела, как и отказ в принятии заявления о совершении преступления, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

Прокурор лишен полномочия непосредственно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела (так же как и о возбуждении уголовного дела), об отмене решений о возбуждении либо об отказе в возбуждения уголовного дела, вынесенных следователем. Прокурор наделен полномочиями надзирать за законностью, обоснованностью вынесения дознавателем, следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела путем рассмотрения жалоб на решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Признав постановление органа дознания или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет это постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела может быть подана в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, поскольку это решение препятствует доступу к правосудию, затрагивая конституционное право каждого на судебную защиту. Жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела подается в суд по месту принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя. Судья только указывает, какие нарушения привели к признанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, но сам судья не принимает решения о возбуждении уголовного дела, поскольку возбуждение уголовного дела - это функция обвинительной власти, а не суда. Судебное решение о признании решения органа дознания, дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, минуя прокурора, поступает в орган расследования.

Завершая работу, отметим следующее. Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела проявляется в том, что она представляет собой этап уголовно-процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может возникнуть вне его. Без возбуждения уголовного дела не имеется правового основания для всех тех действий, которые предусмотрены законом. Независимость стадии возбуждения уголовного дела от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. На этой стадии уголовного процесса, уголовное дело возбуждается не в отношении определенного лица, а в отношении самого факта, события преступления.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела - это первая самостоятельная стадия уголовного процесса.

 


2. Задача


В продовольственном магазине «Огонек» в связи с сообщением директора магазина о краже, был проведен осмотр места происшествия. В ходе осмотра было установлено следующее: следы взлома отсутствуют, в магазине беспорядочно разбросаны товары, рассыпаны крупа, сахар, разлито растительное масло. Сторож магазина заявил, что он охраняет два объекта одновременно, и некоторое время отсутствовал, а по возвращении ничего не заметил. Беспорядок в магазине был обнаружен утром, когда пришли продавцы.

Возвращаясь к магазину, он слышал шум отъезжающей машины, но не придал этому значения. Подойдя к двери, он обнаружил, что дверь не закрыта на замок, но внутрь магазина не вошел, полагая, что ее забыл закрыть.

Дайте правовую оценку ситуации.

Есть ли основания для возбуждения уголовного дела? Какие проверочные действия и мероприятия следует произвести в данной ситуации?

Сформулировав недостающие данные к условию задачи, составьте постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.

Ответ

Для возбуждения уголовного дела по факту происшествия в магазине необходимы повод и снование, что следует из норм ст. 140 УПК РФ.

В данной ситуации поводом послужило сообщение директора о краже из магазина. На данной стадии допускается проведение только таких предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий, как:

осмотр места происшествия,

освидетельствование,

и назначение экспертизы (часть 4 ст. 146 УПК РФ).

По нормам ч. 2 ст. 140 УПК РФ, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии.

В указанной ситуации достаточных оснований для возбуждения уголовного дела по факту кражи не имеется, так как признаки этого преступления отсутствуют.

Так, основным признаком кражи является тайное хищение чужого имущества. Из данных, полученных при осмотре, нельзя сделать вывод о хищении какого-либо имущества магазина, потому что

осмотром было установлено отсутствие следов взлома, беспорядок и порча продуктов,

из показаний сторожа магазина также неясно, был взлом или нет,

данных о пропаже товара магазина при осмотре не было установлено.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела сообщение о краже необходимо проверить (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Законом установлено, что при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В данной ситуации можно установить достаточные данные, указывающие на совершение преступления путем проведения следующих проверочных действий и мероприятий:

произвести документальную проверку с целью получения сведений о том, какие товары были похищены, сведения о их стоимости, как соблюдаются в магазине правила и инструкции, регулирующие совершение операций с товарно-материальными и денежными средствами, обеспечение их сохранности;

затребовать документы на продукты, сведения о их стоимости, документы, подтверждающие причинение значительного ущерба магазину;

провести трасологическую экспертизу с целью установления факта взлома;

дать письменное поручение органу дознания для проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью проверки причастности к происшествию сторожа магазина, продавцов, иных лиц.

Только при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Одним из оснований отказа в возбуждении уголовного дела является отсутствие события преступления.

Похожие работы на - Принятие процессуальных решений по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях в стадии возбуждения уголовного дела

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!