Общие принципы организации и ведения учета с использованием автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие принципы организации и ведения учета с использованием автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета

Оглавление

Введение

. Понятие автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

.1 Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом

.2 Структура учетной информации

.3 Автоматизированное рабочее место бухгалтера

.4 Компьютерная форма бухгалтерского учета

. Классификация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета. Подходы к классификации АИС-БУ

.1 Развернутая (многофакторная) классификация

.2 Интегральная классификация АИС-БУ

. Общие принципы организации и ведения учета с использованием автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета

.1 Основные виды объектов конфигурации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Любой экономический объект, под которым будем понимать предприятие, организацию, фирму, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность которых является объектом познания и отражения бухгалтерского учета, является сложной, динамичной и управляемой системой.

Система - это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единой цели/целей.

Экономический объект, как управляемая система включает объект и субъект управления.

Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Субъект или система управления экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль их выполнения.

Целенаправленное воздействие на объект управления, ведущее к изменению, либо сохранению его состояния обеспечивается управлением. Основными функциями управления экономическим объектом являются планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Выполнение функций управления возлагается на аппарат управления, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, снабжения и т.д. Совокупность взаимосвязанных органов, выполняющих частные функции управления, определяет организационную структуру системы управления.

В системе управления экономическим объектом выделяются стратегический, тактический (функциональный) и оперативный уровни.

На стратегическом уровне вырабатываются решения, направленные на достижение целей долгосрочного характера. Здесь определяются цели и осуществляется долгосрочное (прогнозное) планирование. На этом уровне функция учета отсутствует. На тактическом (функциональном) уровне разрабатываются среднесрочные, текущие и оперативно-календарные планы и контролируется ход их выполнения. Значительная часть контрольных функций реализуется с помощью бухгалтерского учета, который использует данные оперативного (первичного) учета, группируя и обобщая их в требуемых разрезах. Применяя свои методы группировки и обобщения к данным оперативного учета, осуществляет свои функции статистический учет. Значительное место здесь отводится функциям и задачам анализа и регулирования. На оперативном уровне реализуются функции оперативного учета, позволяющего собрать первичную информацию обо всех изменениях, происходящих в объекте управления. Именно эта информация передается на следующий уровень и используется бухгалтерским учетом.

Управление базируется на информации. В процессе управления возникают информационные потоки между объектом и субъектом управления экономического объекта, а также между ним и внешней средой. Направленность внутренних информационных потоков характеризует прямую и обратную связь в системе управления.

Система управления, на основе информации о состоянии экономического объекта и информации, поступающей из внешней среды, определяет цели функционирования экономического объекта и вырабатывает директивы, воздействующие на объект управления (прямая связь).

В процессе функционирования экономического объекта происходят изменения в объекте управления. Информация об этих изменениях в совокупности с внешними воздействиями (директивной информацией, информацией от контрагентов и др.) воспринимается системой управления и она на ее основе вырабатывает новые управляющие решения и вновь воздействует на объект управления (обратная связь).

В процессе управления необходимая информация регистрируется, передается, хранится, накапливается и обрабатывается. Комплекс этих процедур составляет информационный процесс управления. Информация в этом процессе рассматривается и как предмет (исходная информация) и как продукт труда (результатная информация) системы управления. Исходная, первичная информация преобразуется в результатную, пригодную для формирования управленческих решений. Поэтому информационный процесс является частью управленческой деятельности.

Для организации и реализации информационного процесса необходимы соответствующие средства и методы обработки информации, а также персонал, способный выполнять процедуры информационного процесса.

Информация, взаимосвязанная совокупность средств и методов ее обработки и персонал, реализующий информационный процесс, образуют информационную систему (ИС). Ее назначением является преобразование исходной информации в результатную, пригодную для принятия управленческих решений. Экономическая информационная система (ЭИС) имеет дело, прежде всего, с экономической информацией. Любому экономическому объекту присуща экономическая информационная система1.

Процедуры информационного процесса могут выполняться в ИС вручную и с использованием различных технических средств: компьютеров, средств телекоммуникации, периферийных и организационно-технических средств. Компьютеры и соответствующее программное обеспечение радикально изменяют методы и технологию обработки информации. Поэтому различают неавтоматизированные и автоматизированные информационные системы.

В неавтоматизированных ИС все операции по обработке информации выполняются самими управленческими работниками без использования технических средств переработки информации. В автоматизированных ИС (АИС) значительная часть рутинных операций информационного процесса осуществляются специальными методами с помощью технических средств, без или при минимальном вмешательстве человека.

1. Понятие автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

.1 Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета в управлении экономическим объектом

Любой экономический объект - предприятие, организация, фирма, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность которых является объектом познания и отражения бухгалтерского учета, - представляет собой сложную, динамичную и управляемую систему.

Система - это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единой цели/целей.

Экономический объект, как управляемая система, включает объект и субъект управления.

Объектом управления экономического объекта является производственный коллектив, выполняющий комплекс работ, направленных на достижение определенных целей, и располагающий для этого материальными, финансовыми и иными видами ресурсов. Субъект, или система управления, экономического объекта формирует цели его функционирования и осуществляет контроль их выполнения.

Управление базируется на информации. В процессе управления необходимая информация регистрируется, передается, хранится, накапливается и обрабатывается. Комплекс этих процедур составляет информационный процесс управления. Информация в этом процессе рассматривается и как предмет (исходная информация), и как продукт труда (результатная информация) системы управления. Исходная, первичная информация преобразуется в результатную, пригодную для формирования управленческих решений. Поэтому информационный процесс является частью управленческой деятельности.

Для организации и реализации информационного процесса необходимы соответствующие средства и методы обработки информации, а также персонал, способный выполнять процедуры информационного процесса.

Информация, взаимосвязанная совокупность средств и методов ее обработки и персонал, реализующий информационный процесс, образуют информационную систему (ИС). Ее назначением является преобразование исходной информации в результатную, пригодную для принятия управленческих решений. Экономическая информационная система (ЭИС) имеет дело, прежде всего, с экономической информацией. Любому экономическому объекту присуща экономическая информационная система.

Процедуры информационного процесса могут выполняться в ИС вручную и с использованием различных технических средств: компьютеров, средств телекоммуникации, периферийных и организационно-технических средств. Компьютеры и соответствующее программное обеспечение радикально изменяют методы и технологию обработки информации. Поэтому различают неавтоматизированные и автоматизированные информационные системы.

В неавтоматизированных ИС все операции по обработке информации выполняются самими управленческими работниками без использования технических средств переработки информации. В автоматизированных ИС (АИС) значительная часть рутинных операций информационного процесса осуществляется специальными методами с помощью технических средств, без или при минимальном вмешательстве человека.

Автоматизированная информационная система (АИС) - это система, в которой информационный процесс управления автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств, в целях получения и доставки результатной информации пользователю-специалисту для выполнения возложенных на него функций управления.

Отметим, что в современном понятии термин «информационные системы» подразумевает автоматизацию информационных процессов. Поэтому оба термина используются как равноправные. Но следует помнить о том, что информационные системы могут использовать и неавтоматизированную технологию обработки информации.

Одно из важнейших мест в информационных системах предприятий занимает функция бухгалтерского учета. Для выполнения в полном объеме функций бухгалтерского учета в управлении предприятием и для составления отчетности, предоставляемой внешним пользователям, необходимо осуществлять сбор, регистрацию, передачу, накопление, хранение и обработку учетных данных. Для реализации этого информационного процесса требуются соответствующие формы организации работы, технические средства, методы и способы преобразования данных, а также персонал определенной квалификации. Все это и составляет автоматизированную информационную систему бухгалтерского учета, которая является неотъемлемой частью АИС предприятия.

Автоматизированная информационная система бухгалтерского учета (АИС-БУ) - это система, в которой информационный процесс бухгалтерского учета автоматизирован за счет применения специальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств, в целях получения и доставки информации, необходимой специалистам-бухгалтерам для выполнения функций управленческого и финансового учета.

По сравнению с определением АИС, здесь ограничивается предметная область, в качестве которой выступает бухгалтерский учет как функция управления предприятием.

АИС-БУ как составная часть АИС содержит три основных компонента:

·информацию как предмет и продукт труда;

·средства, методы и способы переработки информации;

·персонал, который реализует информационный процесс учета, используя имеющиеся средства обработки информации.

Для АИС-БУ характерны развитые внутренние и внешние информационные связи. Внутренние информационные связи существуют между задачами внутри отдельных комплексов, а также между самими комплексами. Так, задача выявления отклонений от нормативных затрат по материалам, решаемая в комплексе учета затрат, требует предварительного решения двух других задач данного комплекса: определения нормативных и фактических материальных затрат по объектам учета. В то же время информация о фактических затратах на производство в целом поступает из комплекса учета материальных ценностей. Надо отметить, что задачи учета затрат и сводного учета базируются на информации, которая является результатом решения задач комплексов учета основных средств, учета материальных ценностей, учета труда и заработной платы и др. А задачи этих комплексов, как правило, используют первичную информацию оперативного учета.

Внешние информационные связи АИС-БУ проявляются в использовании данных информационных систем других подразделений предприятия, а также внешних организаций. Информационные связи АИС-БУ сложны и они должны быть тщательно изучены и описаны уже на стадии разработки системы.

Комплексы и состав их задач, внешние и внутренние информационные связи задач составляют функциональную модель АИС-БУ.

1.2 Структура учетной информации

В настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества. Информация разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д.

Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта связана с экономической информацией, которая сопровождает и отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая информация является важнейшей составной частью управленческой информации.

Экономическая информация может быть классифицирована по разным признакам.

) По функциям управленияона подразделяют на плановую, учетную, нормативно-справочную и аналитическую.

.1) Плановая информацияописывает явления и события, которые должны быть совершены в будущем. Плановая информация в системе управления реализует прямую связь и по мере продвижения от верхних уровней управления к нижним становится более детальной, объемной, охватывает более короткие временные периоды. В зависимости от уровней управления плановая информация бывает прогнозной, перспективной, технико-экономической и оперативно-календарной.

.2) Учетная информацияотражает уже совершившиеся события, явления, хозяйственные процессы. Ее разделяют на оперативную, бухгалтерскую и статистическую информацию. На долю учетной информации приходится более 70% общего объема экономической информации. В системе управления учетная информация реализует обратную связь и по мере перемещения с нижних уровней управления на верхние обобщается, укрупняется. На оперативном уровне управления учетная информация представляется количественными показателями: количеством произведенной и сданной на склад продукции, количеством израсходованных материальных ресурсов и т.п. Здесь же учетные объекты идентифицируются в разрезе объектов аналитического учета. На уровне бухгалтерского учета оперативная информация получает стоимостную оценку, идентифицируется, накапливается и обобщается в разрезе синтетических счетов и субсчетов, а при составлении отчетности - в разрезе показателей форм отчетности.

.3) К нормативной информацииотносятся нормы и нормативы, рассчитываемые при решении задач конструкторско-технологической подготовки производства. К ним относятся, например, подетальные нормы расхода материальных ресурсов, подетально-пооперационные нормы трудовых затрат. Кроме того, к этой информации относятся такие данные, как тарифные ставки, оклады, ставки отчислений во внебюджетные фонды от заработной платы, ставки налогообложения, адресные и банковские данные контрагентов предприятия и многие другие подобные данные, которые активно используются при решении задач учета. Значительный удельный вес нормативной информации приходится на задачи управленческого учета.

.4) Аналитическая информациявозникает в процессе оценки показателей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. На ее основе вырабатываются управленческие решения.

) По отношению к информационной системе бухгалтерского учетаинформация подразделяется на входную и выходную.

.1) Входнаяинформация по источникам поступления разделяется на внутреннюю и внешнюю информацию экономического объекта. Внутренняявключает первичную информацию, полученную в ходе повседневного оперативного учета при регистрации фактов производственно-хозяйственной деятельности, а также информацию других функциональных систем предприятия, например плановую, нормативную и разного рода справочную информацию.

.2) Внешняя- информация о внешней среде, например различные директивы вышестоящей организации, информация от поставщиков и покупателей, информация банка, информация о ценах на продукцию на рынках сбыта и т.д. Если внешняя информация часто имеет вероятностный характер, она бывает противоречива, неполна и неточна, то внутренняя информация должна отличаться полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью. Особо следует выделить информацию, содержащуюся в законодательных документах, нормативных актах, инструкциях по бухгалтерскому учету. Такая информация не подлежит обработке, но бухгалтер руководствуется ею в своей работе, на нее опираются при разработке алгоритмов решения задач в АИС-БУ.

) По отношению к процессам обработкивходная информация подразделяется на обрабатываемую и необрабытываемую, т.е. ту, которая проходит «транзитом» через информационную систему учета, не используется и не обрабатывается ею, но содержится в поступающих документах. Такая информация встречается, как правило, в документах, которые используются не только бухгалтерией, но и другими функциональными службами.

) Важным классификационным признаком является стабильность соответствиис которым выделяется постоянная (условно-постоянная) и переменная информация.

.1) Постоянная информацияне изменяется и многократно используется в течение длительного времени. Она может быть справочной, нормативной и плановой. Выделение ее важно для организации различных справочников, используемых при решении учетных задач, формировании первичных документов и отчетов.

.2) Переменная информацияотражает количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Так, каждый зарегистрированный факт хозяйственной деятельности относится к переменной информации. Учетная информация должна соответствовать некоторым требованиям. Она должна быть достоверной и полной, актуальной и своевременной, достаточной и полезной. Первичная информация должна быть документально подтвержденной и юридически правильно оформленной. Последнее относится и к результатной выходной информации, представляемой в виде отчетов. Особые требования предъявляются к информации бухгалтерской отчетности, так как она используется многочисленными внешними и внутренними пользователями при принятии особо важных решений. Международными стандартами к этой информации предъявляются такие требования, как уместность (возможность оказывать влияние на экономические решения), понятность (доступность для понимания экономически подготовленными лицами), надежность (предполагает исключение существенных ошибок), сопоставимость (возможность сравнения с данными предшествующих периодов, либо данными аналогичных экономических субъектов).


Центральным звеном АИС-БУ являются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников бухгалтерии и учетных работников низовых подразделений предприятия - мест возникновения первичной информации.

Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМ бухгалтера) - это рабочее место бухгалтера, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональных функций.

Бухгалтерия, оснащенная совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированной бухгалтерией. В ней значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем бухгалтер может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки данных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую принимать обоснованные решения. Компьютер становится повседневным орудием труда учетного работника, органично вписываясь в технологию его работы. При этом акцент переносится с формально-логических аспектов обработки информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы. Как и при ручной технологии организации учетных работ, бухгалтер несет полную персональную ответственность за весь учетный процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в функции оператора ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.

Компьютеры позволяют решить и проблему автоматизации документирования хозяйственных операций на основе создания АРМ служб первичного (оперативного) учета - АРМ СПУ. АРМ работника первичного учета обеспечивает автоматизацию регистрации всех видов первичной информации, ее накопление и передачу в бухгалтерию в форме документов на машинных носителях. АРМ бухгалтера помимо персональной ЭВМ включает четыре основные компоненты:

·комплекс программ для обработки учетной информации;

·обучающую систему (гипертекстовую систему документации для пользователя; интегрированную систему подсказок; систему закладок, указателей и справок; систему примеров, систему контроля и обнаружения ошибок);

·сервисные средства настройки АРМ (алгоритмов расчетов, бухгалтерских и технологических параметров, устройств - принтера, модема, сканера, эргономики экранных форм и т.д.) и эксплуатации АРМ (классификаторы, генератор отчетных форм, администратор баз данных, инструментарий приема/передачи данных по каналам связи, копирования и сохранности данных, мониторинг - контроль за работой конкретных пользователей, часы, калькулятор);

·методическую и правовую поддержку АРМ.

АРМ в бухгалтерии могут функционировать автономно или в составе компьютерной сети. При автономном режиме работы АРМ создаются для решения отдельных функциональных задач и не могут оперативно использовать всю информационную базу экономического объекта, а обмен информацией между различными АРМ выполняется с помощью машинных носителей. Работа на базе компьютерных сетей позволяет организовать обмен данными между АРМ по каналам связи, объединить информационное пространство объекта управления и организовать доступ к нему любого работника в пределах его полномочий. Каждое АРМ рассматривается как самостоятельная подсистема, а вместе они составляют единое целое. При этом главный бухгалтер имеет возможность руководить процессом решения функциональных задач и интегрировать результаты работы отдельных бухгалтеров, оперативно получая обобщенную информацию для составления сводных отчетов и принятия решений. В то же время, сохраняется возможность автономной работы каждого из бухгалтеров.

1.4 Компьютерная форма бухгалтерского учета

Компьютерный учет строится на тех же методических принципах, что и ручной учет - в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными актами, регламентирующими порядок ведения учета. Тем самым обеспечивается единство бухгалтерского учета вне зависимости от используемой формы. Несмотря на это компьютерный учет имеет свои специфические особенности, связанные технологией регистрации, накопления и обработки учетных данных и формированием бухгалтерской отчетности. Именно это позволяет говорить о компьютерной форме учета как особой форме счетоводства.

Существуют следующие фундаментальные различия компьютерной и ручных форм учета.

1) Однократная регистрация первичной информации. В ручном учете доминирует принцип многократной регистрации учетных данных (не путать с принципом двойной записи), когда бухгалтер заносит один и тот же показатель в разные журналы, книги, ведомости с разным уровнем обобщения показателей и способом их группировки. Такой подход категорически противоречит принципам построения компьютерных технологий, предполагающих такую организацию информационной системы, при которой любые данные вводятся однократно, но многократно используются за счет возможности автоматизации процедур преобразования и группирования их компьютером в соответствии с указаниями пользователя.

2) Унифицированный способ обобщения учетной информации. В компьютерной форме учета счет является универсальным и достаточным регистром для обобщения учетной информации, позволяющим отказаться от каких-либо других накопительных регистров. Все остальные учетные регистры, присущие ручному учету, формируются программой автоматически на основе используемых в данной системе автоматизации моделей системы счетов, системы записей на счетах, аналитического учета, учетного цикла, технологии получения и способов представления выходной информации. Таким образом, функции ручного переноса хозяйственных операций из одного регистра в другой в целях накопления и систематизации бухгалтерских записей отпадают. Старые формы регистров заменяются новыми. Изменяется материальная основа, структура, форма учетных регистров. Они становятся более компактными и удобными для обзора на экране монитора, при печати. Вводится технология работы с интерактивными регистрами-отчетами.

) Неограниченная аналитичность учета. При компьютерной форме учета отсутствуют принципиальные ограничения на возможность получения любой аналитической информации, в любом разрезе, с любой степенью обобщения, за любой период времени, в течение которого накапливаются учетные данные. Это обеспечивается за счет возможности автоматической обработки данных быстродействующими ЭВМ и хранения информации всех учетных периодов в единой, интегрированной базе данных. Конечно, данное свойство реализуется лишь потенциально и существенно зависит от модели бухгалтерского учета, использованной при создании конкретной компьютерной системы. Однако уже сейчас гибкость получения аналитической информации в большинстве серьезных автоматизированных систем намного выше, чем при использовании ручных форм учета, в которых аналитические группировки предопределены самой формой.

4) Встроенные бухгалтерские знания. В компьютерную форму учета встраиваются правила формирования тех или иных проводок по хозяйственным ситуациям, т.е. форма бухгалтерского учета наполняется специфическими бухгалтерскими знаниями, которые определяют учетную политику предприятия. Это автоматизирует наиболее творческую процедуру реконструкции данных о хозяйственных операциях, отраженных в первичных документах, в бухгалтерские записи, а также гарантирует единообразие отображения однотипных операций. Кроме того, работа по идентификации большинства хозяйственных операций может быть передана менее квалифицированному учетному персоналу. Высококвалифицированные работники (главный бухгалтер, его заместитель или старший бухгалтер) контролируют этот процесс, а также принимают непосредственное участие в адаптации базы бухгалтерских знаний к специфике предприятия.

5) Автоматизация регламентных процедур закрытия месяца и отчетного периода. Возможность по запросу рассчитать итоги оборотов и сальдо по счетам, выполнить процедуры закрытия отчетного периода, формировать внутренние отчеты и внешнюю отчетность, позволяют бухгалтеру в каждый момент времени контролировать важнейшие финансовые показатели работы предприятия, а также моделировать финансовые результаты в зависимости от варианта проведения той или иной хозяйственной операции.

6) Повышение достоверности учетных данных. При обработке и обобщении учетных данных арифметические ошибки исключаются, так как все вычисления выполняются на основе встроенных алгоритмов. Ошибки могут появиться только при вводе данных или неверной технологии эксплуатации компьютерной системы. Однако внесение исправлений в исходные данные в рамках отчетного периода не представляет сложности, так как все данные отчетного периода доступны для исправления, а итоги могут быть пересчитаны в любой момент. Ограничения накладываются только на полномочия лиц, выполняющих эти корректировки.

7) Возможность параллельного ведения учета в нескольких различных стандартах. При использовании компьютерной формы бухгалтерского учета на базе одних и тех же однократно вводимых данных можно получать несколько систем оценок и показателей, рассчитываемых по разным методикам: одной системы в соответствии с заявленной учетной политикой для составления внешней отчетности, а других - для целей внутреннего анализа хозяйственной деятельности.

2. Классификация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета. Подходы к классификации АИС-БУ

Известны два подхода к классификации программного обеспечения бухгалтерского учета. Это применение развернутых (многофакторных) и интегральных классификаций.

2.1 Развернутая (многофакторная) классификация

Развернутая (многофакторная) классификация программных средств АИС-БУ выделяет набор признаков, которые отражают отдельные стороны построения, адаптации и продвижения программных продуктов АИС-БУ. Это позволяет рассмотреть системы в разных аспектах, выявить их различия и сгруппировать в разрезе каждого выделенного признака. Набор таких признаков может быть достаточно велик, и чем их больше, тем более полным и разносторонним будет представление о системе автоматизации учета. Поэтому ниже выделены базовые признаки, в соответствии с которыми и проведена классификация программного обеспечения бухгалтерского учета. Детализированная классификация, учитывающая и раскрывающая все многообразие свойств, присущих программам, необходима не только разработчикам и исследователям программных средств, но, прежде всего, потенциальным пользователям-бухгалтерам. Именно эта классификация позволяет бухгалтеру понять концептуальные различия в построении программ, оценить их потребительские свойства и правильно определиться при их выборе.

Интегральная классификация, в отличие от развернутой классификации, группирует программные средства АИС-БУ одновременно по некоторому набору признаков.

Развернутая классификация АИС-БУ

Развернутая классификация базируется на множестве самых разнообразных признаков. В их числе: степень охвата задач учета, концепция построения информационной модели бухгалтерского учета, способ построения программной системы, возможность расширения состава базовых учетных функций, порядок распространения и тиражирования, программно-аппаратная платформа системы и др.

1) Степень охвата учетных функций. Этот признак характеризует состав учетных задач, решаемых системой. В этой связи программные средства АИС-БУ подразделяются на:

1.1) Системы автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета. Такие системы были характерны для начального этапа компьютеризации учета, но и сейчас некоторые из фирм предлагают программные продукты автоматизации локальных разделов учета. Чаще всего разработчики специализируются на создании и распространении систем автоматизации складского учета, учета труда и заработной платы и др. (Разработки фирмы «Компьютер-Сервис» учитывают специфику работы складов в различных сферах. Этой фирмой выпущены программы: «Торговый склад», «Промышленный склад», «Книжный склад» и т.д. Они также позволяют выполнять обмен данными с наиболее распространенными программами для ведения бухгалтерского учета: «1С: Бухгалтерия», «Турбо Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «Янус» и др.).

1.2) Системы частичной автоматизации бухгалтерского учета.Эти программы ориентированы в основном на реализацию сводного стоимостного учета на основе бухгалтерских проводок и несложного аналитического учета. Они позволяют организовать завершенную технологию автоматизированного ведения бухгалтерского учета от первичного документа до получения стандартной отчетности. Однако отсутствие функций количественного учета не позволяет полноценно автоматизировать целый ряд расчетов, требующих натуральных показателей, таких как оценка себестоимости отпущенных в производство материалов и выпущенной продукции, расчет износа и переоценка основных средств (программа «Главный бухгалтер» фирмы «Паритет-Софт». Она позволяет формировать и печатать большой перечень первичных документов, вводить проводки, получать сводные бухгалтерские итоги, большой перечень выходных форм, формировать стандартную отчетность. С ее помощью можно вести несложный стоимостной аналитический учет. Однако отсутствие функций натурального учета не позволяет в полной мере решать задачи учета товарно-материальных ценностей, калькуляции себестоимости, учета основных средств и нематериальных активов. Не поддерживаются здесь и функции учета труда и заработной платы).

1.3) Системы комплексной автоматизации бухгалтерского учета.Такие системы потенциально способны решать любые задачи по всем разделам бухгалтерского учета. Однако это не означает, что в них изначально реализована возможность решать все задачи бухгалтерского учета без исключения. Часто для решения задач конкретного предприятия эти системы нуждаются в дополнительной настройке (1С: Бухгалтерия, «Турбо Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Финансы без проблем» и др. Их также можно настроить на решение практически любых задач бухгалтерского учета, и если этого не сделать, то часть работ придется выполнять вручную. Следует отметить, что подобная настройка весьма трудоемка и часто требует профессиональных знаний и навыков специалистов по использованию вычислительной техники).

1.4) Системы автоматизации бухгалтерского учета, интегрированные с функциями оперативного учета.Эти системы, обладая всеми возможностями предыдущей группы, являются ступенью к программам следующего класса - корпоративным информационным системам управления. Многие системы автоматизации изначально создавались исключительно для решения задач бухгалтерского учета. По мере развития в них включали задачи автоматизации управления других подразделений хозяйствующих субъектов и, прежде всего, таких, в которых возникает первичная информация: склада, цеха, отдела снабжения, отдела сбыта и т.п. Таким образом, помимо задач бухгалтерского учета стали автоматизироваться задачи оперативного управления. Такие системы в настоящее время представлены достаточно широко (например, программы «1С:Бухгалтерия» и «1С:Торговля и Склад», рассматриваемые в комплексе, являются системой автоматизации бухгалтерского учета, интегрированной с функциями оперативного учета, в то время как сама по себе «1С:Бухгалтерия» является системой комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Система «БЭСТ-4» фирмы «Интеллект-сервис», рассматриваемая как единое целое, также является системой автоматизации бухгалтерского учета, интегрированной с функциями оперативного учета, поскольку помимо обработки бухгалтерской информации позволяет решать задачи складского учета, управления закупками и продажами, взаимодействия с интеллектуальными кассовыми аппаратами и т.д. В то же время, если выделить из нее только набор модулей, предназначенных для ведения бухгалтерского учета, то его следует считать системой комплексной автоматизации бухгалтерского учета).

1.5) Системы автоматизации бухгалтерского учета корпоративных информационных систем управления экономическим объектом.В основе такого рода систем лежит технология комплексного управления бизнесом организации. Они ориентированы на управляющих, менеджеров, бухгалтеров и другой управленческий персонал. Именно поэтому их и называют корпоративные информационные системы управления (КИС). Бухгалтерская подсистема рассматривается здесь как составляющая общей системы управления и функционирует согласованно с подсистемами планирования, оперативного учета, делопроизводства и т.д.

Прототип таких систем в России и странах СНГ - автоматизированные системы управления (АСУ), созданные на больших ЭВМ (ЕС ЭВМ) и получившие распространение в 70-80 годах. Однако в настоящее время технологические решения таких систем соответствуют новой программно-технической базе, а организационно-методологическое обеспечение - новым экономическим условиям - рыночной экономике, которая, в отличие от плановой, требует решения совсем иного спектра функциональных задач.

Решение задач учета в КИС интегрировано с задачами всех других подсистем управления: технологической подготовки производства, планирования, оперативного управления, управления маркетингом, делопроизводством и т.д. Информация бухгалтерского учета доступна любой подсистеме, которая нуждается в ней, но и сама бухгалтерия при решении своих задач использует информацию других подсистем.

Например, программный комплекс «Галактика» (разработка корпорации «Галактика»), включает около 40 модулей, обеспечивающих решение задач технологической подготовки производства, планирования, оперативного управления, управления маркетингом, делопроизводством, бухгалтерского учета и т.д. Из них чисто бухгалтерскими являются только 5 модулей. При этом большая часть информации, обрабатываемой ими, вводится в модулях других подсистем. Поэтому, назначение бухгалтерских модулей состоит, большей частью, в том, чтобы с той или иной степенью автоматизации порождать и обрабатывать проводки по данным первичных документов, вводимых в подсистемах других контуров управления, формировать бухгалтерские итоги и стандартную отчетность. Важно отметить и то, что здесь большинство необходимых для управления показателей может быть получено вообще без использования модулей бухгалтерского контура, что в большинстве других программных средств часто просто невозможно.

Западные КИС, такие как R/3 фирмы SAP, OracleApplications фирмы Oracle, ConcordeXAL фирмы Columbus и т.д., включают еще больше подсистем. Обычно они несут в себе строго отработанную и довольно жесткую схему организации бизнеса, позволяющую оптимизировать управление фирмой (корпорацией) на основе общепризнанных мировых стандартов ERP (EnterpriseResourcePlanning) и более современных. Однако говорить о возможности повсеместного применения в России этих стандартов в силу ряда причин пока не приходится. Имеются и существенные различия в методологии ведения бухгалтерского учета по западным и российским стандартам. И, наконец, цены этих западных разработок непомерно велики для большинства российских предприятий. Поэтому в России и странах СНГ они пока не получили широкого распространения.

2.2 Интегральная классификация АИС-БУ

Эта классификация программного обеспечения АИС-БУ, получившая достаточно широкое распространение в середине 90-х годов, учитывает одновременно несколько критериев: функциональные возможности системы и сферу ее применения; принципы построения системы особенности адаптации к условиям пользователя; особенности сопровождения и технической поддержки.

С этих позиций системы автоматизации бухгалтерского учета подразделяются на следующие классы:

1) Мини-бухгалтерия. Системы этого класса предназначены, главным образом, для малых предприятий с бухгалтерией от одного до трех человек и без явной специализации сотрудников на конкретных участках учета. Иногда они используются и в бухгалтериях достаточно крупных организаций, как инструмент главного бухгалтера при ведении сводного учета, а также для учета операций по кассе, банку и учета взаиморасчетов. Некоторые программы данного типа активно используются аудиторами. Программы класса «мини-бухгалтерия» позволяют вести синтетический и несложный стоимостной аналитический учет; вводить и обрабатывать проводки; рассчитать и распечатать показатели главной книги, оборотного баланса, журналы-ордера и ведомости; формировать первичные документы и отчетность.

В качестве примера программ класса «мини-бухгалтерия» можно назвать систему «Главный бухгалтер» фирмы «Паритет-Софт», «Баланс-1» фирмы «Овионт». В начале 90-х годов этот класс программ был очень большим. Однако в настоящий момент большинство разработок, относимых ранее к этому типу, значительно расширили свои возможности и перешли в другие классификационные группы.

2) Интегрированная система бухгалтерского учета. Системы этого класса в рамках единой программы реализуют замкнутый цикл решения задач учета от обработки первичных документов до получения отчетности. Программы данного класса ориентированы, главным образом, на малые и средние предприятия с бухгалтерией численностью от двух до пяти человек. В то же время нередки случаи применения их и в более крупных организациях.

Интегрированные системы помимо функций сводного учета поддерживают специфику ведения большинства основных участков учета: учет материальных ценностей, учет основных средств, учет кассовых и банковских операций, расчетов с поставщиками и покупателями и др. Поддержка процедур решения задач по учету труда и заработной платы здесь обычно достаточно ограничена, и эти функции, как правило, выделяются в отдельную программу.

Интегрированные системы обеспечивают многоуровневый натурально-стоимостной аналитический учет. Интегрированные системы поставляются как в локальном, так и в сетевом вариантах. В последнем случае на каждом из компьютеров система устанавливается полностью, так как выполнена она как единый программный модуль. Типичные представители этого класса: программа «Интегратор» фирмы Инфософт, разработки фирм «Парус», «Инфин», «Инотек».

3) Инструментальная система (бухгалтерский конструктор). Системы этого класса, в целом, обладают функциональными возможностями интегрированных систем, но в отличие от них имеют развитые средства настройки на специфику ведения учета в бухгалтерии конкретного предприятия. Эти системы имеют достаточно простой, часто понятный даже бухгалтеру процедурный язык, позволяющий ему самому или с помощью дилера фирмы-разработчика описать процедуры обработки типовых хозяйственных операций и обеспечить отражение их в книге учета хозяйственных операций. Кроме того, система позволяет создавать новые первичные документы и вносить коррективы в действующие, создавать новые формы отчетов и изменять существующие, настраивать план счетов и другие справочники в соответствии с требованиями ведения учета на предприятии. Эти особенности делают программы указанного класса достаточно гибкими, что важно не только с точки зрения адаптации их на конкретных предприятиях, но и с точки зрения приспособления к постоянным изменениям в законодательстве. Сегодня это наиболее распространенный класс программ бухгалтерского учета. Реализуются они в локальном и сетевом вариантах. Основная область применения - малые и средние предприятия.

Представители этого класса: практически все разновидности программы «1С:Бухгалтерия» фирмы «1С» (кроме базовых версий «1С:Бухгалте-рии» 7.5 и 7.7, которые не допускают реконфигурирования и поставляются как конечные решения); «Финансы без проблем» фирмы «Хакере Дизайн»; «Турбо Бухгалтер» фирмы «Диц»; «Инфо-Бухгалтер» фирмы «Информатик»; «Янус» фирмы «Порт».

4) Бухгалтерский комплекс. Системы этого класса состоят из отдельных функционально законченных и взаимосвязанных программных модулей, которые реализуют функции отдельных участков учета и наиболее полно учитывают особенности их ведения. Здесь реализуется технология работы от первичного документа к проводке, полностью поддерживается специфика ввода исходной и получения выходной информации по каждому разделу учета.

Программы данного класса ориентированы, главным образом, на средние и крупные предприятия при численности бухгалтерского аппарата более пяти человек и явном разделении функций между сотрудниками. В то же время нет никаких особых ограничений на применение бухгалтерских комплексов в малых предприятиях. Организационно АИС-БУ, созданная на основе бухгалтерского комплекса, представляет собой комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ), на каждом из которых установлен программный модуль соответственно выполняемым функциям учета. Бухгалтерские комплексы, в зависимости от технической базы, могут поставляться в виде отдельных локальных АРМ и как сетевые системы. Представители этого класса: программные комплексы «БЭСТ-4», «БЭСТ-ПРО» фирмы «Интеллект-Сервис»; «ФинЭко» фирмы «Авэр».

5) Бухгалтерский комплекс корпоративной информационной системы управления экономическим объектом. Бухгалтерская компонента является здесь лишь составляющей общей системы управления, которая функционирует согласованно с другими подсистемами управления. По своим функциям и построению бухгалтерская составляющая аналогична классу «бухгалтерский комплекс», но добавляются проблемы взаимодействия с другими функциональными подсистемами. Ориентированы они на средние, крупные предприятия и предприятия со сложной организационной структурой, включающей удаленные филиалы.

Представители этого класса: система «Галактика» корпорации «Галактика», NS-2000 фирмы Никос-Софт; БОСС (Бухгалтерская офисная сетевая система) фирмы АйТи, «Флагман» фирмы «Инфософт».

3. Общие принципы организации и ведения учета с использованием автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета

3.1 Основные виды объектов конфигурации

автоматизированный бухгалтерский учет конфигурация

Все объекты конфигурации, которые существуют в системе "1С:Предприятие 8.1, образуют несколько основных видов. Каждый вид объектов конфигурации представляет собой как раз те «строительные элементы», из которых будет создаваться конфигурация.

Формально объекты конфигурации объединяются в виды в дереве конфигурации. Названия видов пользователь видит на первом уровне дерева конфигурации, когда открывает окно Конфигурация в конфигураторе.

Несмотря на отсутствие формального определения, названия видов объектов конфигурации широко используются при работе с системой 1С:Предприятие 8.1.

Например, специалист, осуществляющий конфигурирование системы 1С:Предприятие 8.1, видит свою цель в разработке необходимого набора справочников, документов, отчетов, журналов, которые будут реализовывать требуемую систему учета. Конечный пользователь системы 1С:Предприятие8.1 - руководитель, бухгалтер, менеджер, кладовщик - также оперирует конкретными справочниками, документами и т.д. для решения стоящих перед ним задач. Общение между двумя этими категориями пользователей также будет происходить в понятиях видов объектов конфигурации.

Объект данных какого-либо вида является уже конкретным документом, отчетом, журналом, константой и так далее. Как правило, каждый объект используется для работы со вполне определенной информацией предметном области.

Константы

Для работы с постоянной и условно постоянной информацией в системе используются объекты типа Константа. Информация, хранящаяся в константах, редко изменяется, но, как правило, часто используется в работе. Например, в константах может храниться наименование предприятия, его ИНН, фамилии директора и главного бухгалтера и другая подобная информация. В системе может быть описано неограниченное количество констант.

Справочники

Для работы с постоянной и условно постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа Справочник. Обычно справочниками являются списки материалов, товаров, организаций, валют, сотрудников и др.

Механизм поддержки справочников позволяет спроектировать и поддерживать самые различные справочники. На этапе конфигурирования можно описать, какими свойствами обладает каждый конкретный справочник. К настраиваемым свойствам относятся, например, длина и тип кода, количество уровней иерархии, поддержка уникальности кодов, набор реквизитов справочника.

Помимо кода и наименования, механизм работы со справочниками позволяет создавать набор реквизитов для хранения любой дополнительной информации об элементе справочника (например, для номенклатуры это может быть закупочная и отпускная цены, производитель, для сотрудника - должность, образование, адрес места жительства и т. д.), а также табличные части. В табличных частях хранится однотипная информация, число которой может быть переменным, например, описание комплектующих изделия, состав семьи сотрудника, телефоны организации и т.д.

Для каждого справочника может быть задано несколько типов форм: элемента, группы, списка, выбора, выбора группы. По каждому типу форм может быть создано произвольное число форм.

Для описания соподчиненных сущностей можно использовать подчиненные справочники. В этом случае в подчиненном справочнике каждый элемент «принадлежит» к определенному элементу справочника-владельца.

В конкретной конфигурации создается необходимое количество справочников для хранения данных об объектах, используемых при автоматизации данной предметной области. Например, это могут быть справочники Организации, Товары, Сотрудники и т.д.

Перечисления

Перечисления используются в системе 1С:Предприятие 8.1 для описания постоянных наборов значений, не изменяемых в процессе работы конфигурации. На этапе конфигурирования можно описать практически неограниченное количество видов перечислений. В отличие от справочника, значения перечислений задаются на этапе конфигурирования и не могут быть изменены на этапе исполнения.

Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), статус клиента (постоянный, разовый) и т.д.

В отличие от перечислений, для справочников конкретные значения обычно вводятся пользователем при работе с программой, например: наименования товаров, контрагентов и прочее.

Документы

Документы предназначены для отражения хозяйственных событий предприятия, которые имеют отношение к автоматизируемой предметной области. Например, в конфигурации, предназначенной для учета торговых операций, могут быть такие документы, как счет, приходная накладная, расходная накладная и проч. При помощи документов отражаются и платежи с расчетного счета, и операции по кассе, и движения по складу, и прочие подобные события.

В процессе конфигурирования настраивается произвольное количество видов документов. Типичными примерами видов документов являются такие, как Платежное поручение, Счет, Приходная накладная, Расходная накладная, Накладная на внутреннее перемещение, Приходный кассовый ордер и другие. Каждый вид документа предназначен для отражения своего типа событий. Это определяет его структуру и свойства, которые описываются в конфигурации.

Каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов и табличных частей. Несколько табличных частей требуются в тех случаях, когда одним документом необходимо зарегистрировать разные по сути, но связанные события, например: отразить поступление товара на склад и зарегистрировать понесенные дополнительные затраты - оплату транспорта, грузчиков и др.

Для документа создаются формы ввода - экранные аналоги реальных документов. Если в других формах используются данные документов, то для включения этой информации разрабатываются формы для выбора. Для Просмотра списка документов одного вида создаются формы списков. Число форм неограниченно. Каждый документ также может иметь неограниченное число печатных форм.

Все документы характеризуются номером, датой и временем. При настройке для документа также задаются длина номера документа, условия поддержки уникальности номеров и другие.

Документы играют центральную роль для основных механизмов, реализуемых системой. Все документы образуют единую хронологическую последовательность. Фактически она отражает реальную последовательность событий. Внутри даты последовательность документов определяется их временем, при этом время документа является не столько средством отражения реального (астрономического) времени ввода документа, сколько средством, позволяющим четко упорядочить документы внутри одной даты. Данные, вводимые в документ (в реквизиты и табличные части документа), обычно содержат информацию о происшедшем событии: например, в накладной - информацию о том, с какого склада, каких товаров и сколько отгружено, какие дополнительные затраты произведены при приобретении товаров.

Для документа весьма важным действием является его проведение. Если документ не является «проводимым», это значит, что событие, которое он отражает, не влияет на состояние учета, который ведется в данной конфигурации. Если документ проводится, то он изменяет состояние тех или иных учитываемых данных. При проведении документ может отразить зафиксированное им событие в механизмах, реализуемых различными регистрами.

Например, в торговом предприятии выписка клиенту счета на оплату не изменяет состояния товарных или денежных средств предприятия, так как счет в данном случае - это только выражение намерения клиента приобрести товар. В этом случае в конфигурации для учета торговых операций документ Счет может быть непроводимым.

Однако если выписка счета сопровождается резервированием товара для данного клиента, то в этом случае документ Счет следует делать проводимым, так как операция выписки счета еще и «замораживает», временно выключает из оборота определенное количество товаров. В этом случае конфигурация для учета торговых операций должна уметь отслеживать зарезервированный товар.

Журналы документов

Журналы документов предназначены для просмотра документов разных видов. Каждый вид документа может быть показан в нескольких журналах. Журнал документов не добавляет новых данных в систему, а является средством для отображения в едином списке документов нескольких видов.

Например, может быть создан журнал Складские документы, в котором будут отображаться все приходные и расходные накладные и накладные на внутреннее перемещение.

Для журнала могут быть определены графы журнала, предназначенные для отображения реквизитов документов разного вида, отнесенных к данному журналу. Например, журнал торговых документов может содержать графу Контрагент, в которой будет отражаться реквизит Комитент документа Прием на комиссию, реквизит Организация документа Приходная накладная и т. д.

Каждый журнал может иметь неограниченное число форм визуального представления и печатных форм.

Отчеты и обработки

Для описания отчетов и процедур обработки информации на этапе конфигурирования может быть создано неограниченное число отчетов и обработок. Отчеты и обработки могут иметь несколько форм, предназначенных, например, для ввода параметров формирования отчета или параметров обработки данных. Например, для выдачи складской справки - выбор конкретного склада.

Алгоритм получения отчета может описываться с использованием встроенного языка или формироваться системой автоматически, в случае использования системы компоновки данных. Для вывода отчетов может быть использован как текстовый формат, так и специализированный табличный формат отчетов (макеты).

Система также поддерживает возможность разработки внешних обработок, хранящихся не в самой конфигурации, а в отдельных файлах.

Планы видов характеристик

В системе 1С:Предприятие 8.1 объекты Планы видов характеристик предназначены для описания множеств однотипных объектов аналитического учета.

Планы видов расчета

Объекты данного вида предназначены для создания видов расчетов, используемых в механизмах периодических расчетов.

Планы счетов

План счетов является одним из основных понятий бухгалтерского учета. Планом счетов называется совокупность синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности предприятия. Информация, накапливаемая на таких синтетических счетах, позволяет получить полную картину состояния средств предприятия в денежном выражении.

Бизнес-процессы и задачи

Позволяют создавать формализованные описания типичных последовательностей работ, выполняемых в организации, и на их основе формировать списки задач, которые необходимо выполнить тому или иному сотруднику организации в данный момент. Например, процесс продажи товара может быть представлен как последовательность выписки счета, его утверждения, получения наличной оплаты и отгрузки товара со склада. За выполнение каждого из этапов могут отвечать различные сотрудники. Таким образом, в любой момент времени можно определить, в каком состоянии находится процесс продажи товара и кто из сотрудников в данный момент должен выполнить какие-либо действия.

Регистры

Регистры предназначены для хранения и обработки различной информации, отражающей хозяйственную или организационную деятельность предприятия и не имеющей объектной природы.

В регистрах обычно хранится информация об изменении состояний объектов или другая информация, не отражающая непосредственно объекты предметной области. Например, в регистрах может храниться информация о курсах валют или информация о приходе и расходе товаров.

В системе 1С:Предприятие 8.1 существует 4 вида регистров: регистры сведений, регистры накопления, регистры расчетов и регистры бухгалтерии.

Заключение

Настоящее время диктует новый подход к автоматизации учета хозяйственной деятельности предприятий: автоматизированные системы должны решать одновременно много задач. Причем задачи эти во многом противоречивы, например:

данные учета должны быть глубоко детализированными и оперативными, чтобы отвечать интересам управленческой команды, но при этом стоимость внедрения автоматизированной системы не должна существенно увеличивать затраты на ведение учета;

программа должна максимально отражать действующую систему законодательных и нормативных актов, но при этом быть способной к быстрой адаптации под специфический набор хозяйственных операций предприятия;

автоматизированная система должна решать весь комплекс задач хозяйственной деятельности предприятия и при этом быть максимально адаптированной к пользователям, которые в ней работают.

Выполнение функций управления возлагается на аппарат управления, включающий службы и отделы, выполняющие отдельные функции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел сбыта, снабжения и т.д. Совокупность взаимосвязанных органов, выполняющих частные функции управления, определяет организационную структуру системы управления[1,128с.].

В системе управления экономическим объектом выделяются стратегический, тактический (функциональный) и оперативный уровни.

В процессе управления возникают информационные потоки между объектом и субъектом управления экономического объекта, а также между ним и внешней средой. Направленность внутренних информационных потоков характеризует прямую и обратную связь в системе управления.

Система управления, на основе информации о состоянии экономического объекта и информации, поступающей из внешней среды, определяет цели функционирования экономического объекта и вырабатывает директивы, воздействующие на объект управления.

Для организации и реализации информационного процесса необходимы соответствующие средства и методы обработки информации, а также персонал, способный выполнять процедуры информационного процесса[2,67с.].

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях рыночной экономики Республики Казахстан является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.

В настоящее время существует широкий выбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить их на плохие и хорошие, сильные и слабые. Все они хороши и их возможности находят практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода деятельности.

При автоматизации бухгалтерского учета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием, и, как следствие, эффективность его работы [3,92с.].

Внедрение бухгалтерских пакетов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.

Ведущую роль в ней играет бухгалтерская информационная система, в которой формируется достоверная и полная информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях объекта управления. Информационная база бухгалтерского учета в свою очередь является основой для информационно-аналитических систем и систем внутреннего и внешнего аудита. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, о том, что основными тенденциями развития автоматизированных систем учета и анализа являются:

разработка программных продуктов, построенных на основе принципа модульности;

расширение функциональных возможностей систем учета и анализа;

доминирование автоматизированной формы ведения учета на основе программы «1С: Бухгалтерия 8.2».

На основании результатов проведенного исследования АСБУ предложена классификация программных продуктов, которая расширяет существующие, детализирует группировочные признаки функциональной широты АСБУ и технологии их внедрения.

Активное внедрение передовых форм и методов управления требуют от учета не просто отражения тех или иных хозяйственных процессов, а также их фиксации, которая максимально удовлетворяет нужды управления.

Необходимо повысить аналитичность, достоверность, оперативность учета и постановку управленческого учета. Особую актуальность приобретает оперативность проведения аналитических исследований, их прогнозный характер, возможность учета широкого круга существенных факторов, многовариантность подходов[5,36с.].

Проведенный анализ бухгалтерских систем, позволил дать рекомендации по повышению аналитичности учета. Можно свести к минимуму количество дополнительных счетов и субсчетов. Необходимую степень детализации учетной информации можно получить за счет использования возможностей учетных программ, которые позволяют в пределах одного синтетического счета получить несколько различных систем аналитических счетов. Такой подход способствует прозрачности учетной информации и является более удобным для менеджеров-управленцев, которые привыкли работать с экономическими категориями, а не счетами.

На основании проведенного исследования предлагаем не создавать отдельных счетов для учета материальных затрат, заработной платы, отчислений от заработной платы и накладных расходов, а настроить все счета производственного учета на ведение многомерного аналитического учета. Практическая реализация этих предложений позволит разделить ведение аналитического учета в программе между отдельными подсистемами финансового и управленческого учета, которая позволит повысить степень удовлетворения информационных потребностей аппарата управления и за счет этого улучшит качество принимаемых управленческих решений.

Проведенное исследование моделей ведения бухгалтерского учета в информационных системах позволяет сформулировать следующие выводы - для правильного формирования себестоимости продукции важно соблюдать последовательность работы с бухгалтерскими документами.

Список используемой литературы

1.Информационные системы бухгалтерского учета: Учебник / Под ред. В.И.Подольского М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. -128с.

2.Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета: Практическое пособие. - М.: Радио и связь.- 2004.-67c.

.Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета, М.-Финстатинформ,2005.-92с.

.Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2007.-114с.

.Вартанян А. Информационные технологии как инструмент современной бухгалтерии // Бухгалтерский учет. - 2010. - №5. - С.36-37

6.http://www.allinsurance.ru - Страхование в России.

7.www.cfin.ru <http://www.cfin.ru/> - Корпоративный менеджмент

.http://www.strahovka.info - Центр страховой информации

.http://bss.bssys.com - Дистанционное банковское обслуживание

.http://www.nalog.ru - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Похожие работы на - Общие принципы организации и ведения учета с использованием автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!