Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ООО 'Феникс'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ООО 'Феникс'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговый учет и отчетность»

на тему «Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ООО «Феникс»


студентки группы

профиля «Налоги и налогообложение»

Научный руководитель:

 






Кемерово 2014

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1.ТЕОРТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность и основы формирования учётной политики

1.2 Допущения и требования предъявляемые к учётной политике

1.3 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта

ГЛАВА 2. УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Феникс»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Феникс»

2.2 Характеристика и анализ учётной политики ООО "Феникс" для целей налогового и бухгалтерского учёта

ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования учётной политики организации

3.1 Основные проблемы учётной политики ООО «Феникс»

3.2 Пути совершенствования учетной политики организации

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики соответствующее информационное обеспечение необходимо для экономически обоснованного управления финансово - хозяйственной деятельности каждой организации. Рыночные преобразования в России активизировали работу по развитию системы налогообложения. При этом происходит реформирование российского бухгалтерского финансового учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности. В результате этих изменений положении налогового законодательства и правила бухгалтерского учета часто не совпадают.

Бухгалтерский учет все в большей степени становится областью принятия управленческих решений - решений, которые могут принести организациям дополнительные экономические выгоды или наоборот убытки. При этом понятие «учетная политика организации» начинает приобретать совершенно новое звучание.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности. Поэтому, учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Ключевым моментом в совершенствовании управления на предприятии финансовыми потоками является объединение бухгалтерского и налогового учета, позволяющее в максимальной степени использовать информацию, накопленную в системе бухгалтерского учета.

Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования учетной политики в целях улучшения показателей финансово - экономической эффективности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       выявить сущность, содержание, основные понятия учетной политики организации;

-       проанализировать формирование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета на примере ООО «Феникс»;

-       определить направления по совершенствованию учетной политики в ООО «Феникс».

Объектом исследования является ООО "Феникс", предметом исследования - учётная политика предприятия.

Информационной базой при написании работы послужили Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, научная и учебная литература по изучаемой проблеме, а также учетная политика ООО «Феникс».

Структура работы состоит из трех глав:

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты учетной политики предприятия.

Во второй главе рассматривается учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета на примере ООО «Феникс».

В третьей главе рассмотрим проблемы и пути совершенствования учетной политики организации.

Практическая значимость работы заключается в разработке направлений совершенствования учетной политики, предназначенной для использования конкретной организацией. Разработанные рекомендации позволят совершенствовать действующую практику бухгалтерского учета в ООО «Феникс» и повысят в нем оперативность и обоснованность принимаемых решений.

ГЛАВА 1.ТЕОРТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Сущность и основы формирования учётной политики


Учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ПБУ 1/2008 [1] в приложении к приказу Министерства финансов России (от 06.10.2008 № 106н) под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Порядок формирования учётной политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" ПБУ 1/2008 [1], утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных учреждений) (далее-организации). (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н).

Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации [2].

Учётная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учёта организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации [3]. При этом утверждаются:

-       рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-       формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-       порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-       способы оценки активов и обязательств;

-       правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-       порядок контроля за хозяйственными операциями;

-       другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Общие принципы и правила установлены нормативно - правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

-       активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

-       организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

-       принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

-       факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В международной учетной практике наряду с основополагающими используются и другие бухгалтерские принципы: осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов и др.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, связью между документами и регистрами, а также между регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств [4].

В настоящее время в организациях применяются мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы учета.

Эффективность бухгалтерского финансового учета во многом зависит от организации текущего контроля хозяйственных операций, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ[5] как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Формирование учетной политики для целей налогообложения регулируется:

.        Гражданским кодексом [6];

.        Налоговым кодексом [5];

.        Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"[7];

.        Иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ [8]). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

.        если организация решила изменить применяемые методы учета;

.        если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ [8].

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ [8] не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

1.2 Допущения и требования предъявляемые к учётной политике


Отправными точками при формировании учетной политики организации являются допущения и требования, соответствующие общим принципам бухгалтерского учета [9].

Допущения - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться.

Требования - основные принципы, означающие неуклонное следование установленной методологии бухгалтерского учета.

В учетной практике возможно несколько допущений, а именно:

) Имущественной обособленности предприятия, означающей, что предприятие должно вести учет собственного имущества отдельно от таких же объектов, находящихся у хозяйствующего субъекта во временном пользовании;

) Непрерывности деятельности, предполагающей, что учет, появившись однажды, как осознанная деятельность человека будет существовать вечно. Бухгалтерский учет в определенной экономической среде ведется непрерывно, пока продолжается деятельность предприятия, т.е. до реорганизации или ликвидации;

) Последовательности применения учетной политики, выражающейся в использовании одних и тех же методов, способов и приемов бухгалтерского учета из одного года в другой (своеобразная консервативность);

) Временной определенности факторов хозяйственной деятельности, проявляющейся в том, что доходы и расходы предприятия должны относиться к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств; они целиком обусловлены порядком перехода права собственности.

Требования к учетной политике организации обусловлены ПБУ 1/2008 [1] «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 106н от 6 октября 2008 года.

Важнейшими требованиями являются:

) Полнота в учетной практике - учет всех документально оформленных хозяйственных фактов, т.е. их обязательная регистрация без каких-либо пропусков;

) Осмотрительность - предприятие должно быть больше готово к получению расходов (убытков) и обязательств, чем возможных доходов (прибылей) и активов;

) Приоритет содержания над формой - независимо от возможного юридического противоречия хозяйственного факта национальному законодательству в случае его совершения предприятие не должно сомневаться в необходимости фиксирования экономического содержания этого факта в учете;

) Непротиворечивость - предприятие должно использовать приемы и способы учета, формирующие тождественность данных аналитического и синтетического учета;

) Рациональность - предприятие должно осуществлять учет рационально и экономично в соответствии со своим видом деятельности и затратами, прогнозируемыми в соответствии с учетной политикой.

При формировании учетной политики выбирается один из известных способов ведения бухгалтерского учета по конкретному участку. Выбранный способ применяется с начала года, перед которым было выпущено соответствующее распоряжение. Хотя предпочтение отдается последовательному применению принятой учетной политики, в некоторых случаях хозяйствующий субъект вынужден по не зависящим от него обстоятельствам нарушить допущения последовательности и внести изменения в учетную политику. Такими обстоятельствами являются: реорганизация предприятия; смена собственников; изменения, вносимые в законодательство; разработка и внедрение принципиально новых систем бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

1.3 Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта


Рассмотрим этапы по составлению учетной политики.

На первом этапе необходимо проанализировать нормативные документы, оказывающие влияние на формирование учетной политики, особенно принимая во внимание отраслевые методические рекомендации. Следующий шаг - анализ состояния нормативной базы в отношении способов, имеющихся в законодательных нормах и отсутствующих в них.

Варианты, предполагаемые нормативными актами, не предполагают одинаковый алгоритм их выбора.

Можно выделить следующие группы вариантных способов:

·        варианты, с использованием одного классификационного признака (в частности, способ погашения стоимости нематериальных активов с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или без его использования);

·        варианты с использованием двух и более классификационных признаков (учреждение бухгалтерской службы);

·        варианты, без условия обязательного выбора только одного из них (амортизация основных средств по однородной группе) [10].

На втором этапе при формировании учетной политики организация должна исходить из основополагающих принципов и предпосылок, обязательных для выполнения всеми организациями.

Применение бухгалтерских принципов в хозяйственных ситуациях, в которых может возникнуть необходимость учета допущения и требования, позволяет достичь определенных качественных характеристик бухгалтерского учета и отчетности.

Принятая в организации учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный (или организационно-технический) [11].

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода. Методический аспект включает: порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; порядок финансирования ремонта основных средств; метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов); способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей; порядок создания резервов по сомнительным долгам и другие.

Технический аспект предопределяет, как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие ее составляющие: план счетов бухгалтерского учета; форма бухгалтерского учета; технология обработки учетной информации; организация внутрипроизводственного контроля; организация составления отчетности; инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект определяет, как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.

Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров, пайщиков). Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.

Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политике. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год.

В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ. Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования новых способов. Обоснованием перехода к использованию новых технических приемов учета может быть рационализация и оптимизация учетного процесса. В результате реорганизации предприятия происходят изменения в организационном аспекте системы учета, в частности преобразуется структура бухгалтерской службы.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику предприятия, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса.

Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности предприятия и тем самым изменить картину имущественного и финансового положения предприятия, что в свою очередь влияет на выводы пользователей бухгалтерской отчетности [12]. Такие изменения должны быть выражены в стоимостном выражении. Оценка осуществляется на основании выверенных предприятием данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может определяться:

-       как разница в оценке активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений;

-       как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности.

Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия.

Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение реальное улучшение (ухудшение) дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения.

Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут сделать полезные выводы по ней.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них, либо путем указания отклонений от общих правил.

В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил.

Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений [13].

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения вариантов, в том числе отраслевых.

Особое внимание с точки зрения ответственности должно быть уделено на предприятиях вопросам формирования учетной политики для целей налогового учета, поскольку штрафные и другие санкции налоговых органов достаточно велики, и в отдельных случаях могут привести к значительным потерям финансовых ресурсов и даже к банкротству [14].

Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета была установлена еще с введением в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. После разработки и принятия главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ обязательность разработки специальной учетной политики или введения в учетную политику организации специального раздела, посвященного организации и ведению налогового учета, не только подтверждена, но и детализирована.

Статьей 313 главы 25 части второй НК РФ введено понятие налогового учета. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Здесь же оговорено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога [15].

Статьей 313 НК РФ установлено также, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела - для целей налогообложения.

Для большей части налогов налоговым периодом является календарный год. Следовательно, любые изменения в учетной политике для целей налогообложения могут вводиться только с начала очередного календарного года.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Таким образом, из положений части второй НК РФ следует, что налоговый учет должен вестись по всем налогам - в том случае, где налоговый учет отличается (или может отличаться) от бухгалтерского. При организации налогового учета по отдельным видам налогов следует учитывать особенности исчисления и уплаты этих налогов, установленные отдельными главами части второй НК РФ.

ГЛАВА 2. УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Феникс».

 

.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Феникс»


Общество с ограниченной ответственностью «Феникс» было создано в 2001 году для осуществления, предпринимательской, и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

В своей деятельности ООО «Феникс» руководствуется Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, бланк, может иметь эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.

Исследуемое предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Юридический адрес: 640079, Новосибирск, Ленина, 12б.

Единственным участником (учредителем) общества является Куликов Иван Васильевич.

Предметом деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции и товарах народного потребления, выполнение иных работ и оказание услуг.

Основными целями деятельности компании являются:

-       насыщение внутреннего рынка товарами и услугами;

-       получение в результате деятельности оптимального размера прибыли.

ООО «Феникс» является оптовой компанией, реализующей розничным предприятиям строительные товары и материалы. Оптовая торговля в компании осуществляется через оптовый склад.

Все виды своей деятельности компания строит на основе договоров, заключаемых с контрагентами. В рамках предоставляемых услуг предприятие осуществляет:

-   хранение и складирование;

-       деятельность агентов по оптовой торговле;

-       организация транспортировки грузов;

-       иные виды деятельности.

Структура управления предприятием для удобства рассмотрения представлена нарисунке2.1.

Рисунок2.1 -Организационная структура ООО «Феникс»

Организационная структура управления ООО «Феникс» характеризуется высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных; преобладающим применением инструментов координации.

Основные показатели экономической деятельности компании ООО «Феникс» за 2012-2013 гг. приведены в следующей таблице 2.1.

Таблица 2.1-Основные показатели организационно-экономической деятельности ООО «Феникс» за 2012-2013 гг.

Показатель

2012 год

2013 год

1

2

3

Объем продаж в ценах текущего года, руб.

18519391

21787980

Темп роста реализации продукции к предыдущему году, %

-

117,6

Валовая прибыль, руб.

2830971

2821502

Темп роста валовой прибыли к предыдущему году, %

-

99,7

Себестоимость, руб.

15688420

18966478

Темп роста себестоимости к предыдущему году, %

-

102,9

Стоимость основных производственных фондов, руб.

6031212

6031212

Фондоотдача, руб.

3,07

3,61

Фондоемкость, руб.

0,33

0,28

Чистая прибыль,руб.

599874

1403798

Рентабельность, %

3,82

7,40

Численность работающих, чел

35

35


Из таблицы 2.1 видно, что в динамике наблюдается рост основных экономических показателей. Это обусловливается следующими факторами: 1) рост цен на продукцию; 2) увеличение физического объема реализации продукции вследствие увеличения рынка сбыта. Фондоотдача составляет более 3 руб. выручки на 1 руб. основных средств. Соответственно, фондоемкость составляет, около 1/3 рубля основных средств на полученный 1 руб. выручки. В целом, на предприятии наблюдается относительно низкая рентабельность, которая, однако, также имеет положительную динамику.

2.2 Характеристика и анализ учётной политики ООО "Феникс" для целей налогового и бухгалтерского учёта


Учётная политика в ООО "Феникс" формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации в соответствии с ПБУ 1/2008 [1]/

Учет ведется по всем существующим направлениям деятельности предприятия.

Ведение учетных бухгалтерских регистров производится с использованием автоматизированной бухгалтерской программы «1С». Сводные отчетные документы изготавливаются на бумажных носителях по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в квартал.

На предприятии производится обязательная инвентаризация. Однако процедура проведения инвентаризации в ООО «Феникс» не прописана в Приказе об учетной политике организации.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета активов и обязательств в ООО «Феникс».

Основными направлениями учета активов и обязательств на предприятии являются:

-       учет основных средств и нематериальных активов;

-       учет заемных средств.

)        Учет нематериальных активов.

В этом подразделе предприятие должно установить, по какому методу оно будет исчислять амортизацию нематериальных активов (линейный и нелинейный). Поэтому ООО «Феникс» использует и для бухгалтерского и для налогового учета единый метод начисления амортизации - линейный.

)        Учёт основных средств.

В этом подразделе предприятие должно установить, по какому методу оно будет исчислять амортизацию основных средств (линейный и нелинейный, согласно ст. 259 НК РФ). Для целей налогового учета амортизация начисляется лишь по основным средствам, которые стоят более 10000 руб.

Линейный способ аналогичен тому, что установлен для бухгалтерского учета. А вот нелинейный не похож ни на один из тех, которые предусмотрены ПБУ 6/01 [16].

Поэтому ООО «Феникс» использует и для бухгалтерского, и для налогового учета единый метод начисления амортизации - линейный.

)        Учет материально-производственных запасов.

Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» предусматривает те же способы списания стоимости материалов на затраты, что и ПБУ 5/01 [15]. Поэтому наше предприятие установило единый способ списания МПЗ в производство и для бухгалтерского и для налогового учета.

)        Учет заемных средств.

Проценты по начисленным кредитам и займам предприятие может в целях налогообложения отнести на расходы. Это разрешает сделать ст. 269 НК РФ [8].

Далее рассмотрим порядок бухгалтерского учета доходов и расходов в ООО «Феникс». Основными направлениями учета доходов и расходов на предприятии являются:

-       учет расходов;

-       учет доходов.

1)      Учет расходов.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Такое определение записано в пункте 2 ПБУ 10/99.

2)      Учёт доходов.

В целях бухгалтерского учета доходы признаются при наличии условий, указанных в п.п. 12-16 ПБУ 1/2008 «Доходы организации». Выручка от реализации услуг учитывается на счете 90 с разделением на субсчета:

.1.1 - Выручка, не облагаемая налогом на прибыль;

.1.2 - Выручка, облагаемая налогом на прибыль;

Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Налоговые регистры ведутся в форме разъяснительных таблиц к налоговым декларациям, в электронных таблицах Excel, во внутренних отчетах программы 1С.

В целом, для целей налогового учета все расходы классифицируются в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ на принимаемые для целей обложения налогом на прибыль и на расходы, не принимаемые для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Разделение расходов по видам для цели расчета налога на прибыль ведется на основании информации бухгалтерских регистров в налоговых регистрах произвольной формы - электронных таблицах Excel или в соответствующих настроенных отчетах в программе «1С».

Для целей налогового учета все расходы, связанные с основной деятельностью предприятия, делятся на:

) прямые расходы, связанные с производством и реализацией.

2) косвенные расходы.    

Для целей налогового учета в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль, не включается выплаченная работникам материальная помощь, а также стоимость ценных подарков и другие аналогичные выплаты ООО «Феникс» не создает резервов на оплату ежегодных отпусков работников.

Относительно учета доходов можно отметить следующее.

В целях налогового учета доходы признаются в соответствии со статьей 271 НК в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав, т.е. по методу начисления. Также все доходы классифицируются в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

В соответствии с налоговым законодательством, ООО «Феникс» является плательщиком следующих налогов и сборов:

а) Федеральных:

-       налога на прибыль организаций.

-       налога на добавленную стоимость.

-       налога на доходы физических лиц.

б) Регионального:

-       транспортного налога.

-       налога на имущество организаций.

в) Местного:

-       земельного налога.

Кроме этого предприятие выплачивает обязательные социальные выплаты.

Налоги рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета, скорректированных с учетом особенностей конкретного налога. Расчет представляется в виде налоговой декларации. Для такого расчета могут быть применены электронные таблицы Excel или отчеты в программе 1С.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в соответствии с гл. 21 НК РФ. Уплачивается ежемесячно на основании данных налоговой декларации, подсчитанных на базе данных бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете отражается на счете 68.2 «НДС» в корреспонденции, предусмотренной в Плане счетов бухгалтерского учета. Налоговыми регистрами по налогу на добавленную стоимость являются книги покупок и продаж, ведущиеся в виде электронных таблиц Excel в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и Постановления Правительства РФ №914 от 02.12.2000 г., а также счета-фактуры, выдаваемые покупателям составляемые по стандартной форме, предусмотренной в вышеуказанных нормативных документах.

Налог на доходы физических лиц рассчитывается в соответствии с гл. 23 НК РФ. Уплачивается ежемесячно на основании расчетов на базе данных бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете отражается на счете 68.1 «Налог на доходы физических лиц» в корреспонденции, предусмотренной в Плане счетов бухгалтерского учета.

Перед налоговым учетом стоит основная задача - исчисление налога на прибыль. При этом учетная политика для целей налогообложения формируется исходя из требований Налогового кодекса, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В связи с этим перед организацией не возникает необходимости расчета прибыли в привычном для бухгалтера понимании, а именно как часть дохода, отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распоряжаться собственники. Величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете.

Соответственно в налоговом учете отражаются не все хозяйственные операции и не все расходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы.

Основным организационным отличием двух форм учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах - в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета.

 

ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования учётной политики организации

учетный политика бухгалтерский

3.1 Основные проблемы учётной политики ООО «Феникс»


Учетная политика ООО "Феникс" разработана в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом требований налогового и гражданского законодательства.

Все существенные показатели в бухгалтерской отчетности предприятия отражаются обособленно.

Недостатком является то, что в Приказе об учетной политике ООО «Феникс» не прописана процедура проведения обязательной инвентаризации.

Поступившие товары приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена. Если товар поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (поштучно), его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах и регистрах бухучета одновременно в двух единицах измерения. Если по какой-либо причине это сделать невозможно, нужно перевести товар в другую единицу измерения. Для этого представители отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалисты других отделов (если это необходимо) и заведующий складом должны составить акт перевода.

Учетная политика в ООО «Феникс» занимает центральное место в системе бухгалтерского учета и отчетности. К процессу ее формирования применяется особый подход, так как от этого зависит весь учетный процесс организации, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также процесс принятия управленческих решений.

В целом, можно заключить, что проанализированная учетная политика ООО «Феникс» не является исчерпывающей и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений, может дополняться отдельными приказами по организации.

 

.2 Пути совершенствования учетной политики организации


При формировании учетной политики в целях построения единой учетной системы, необходимо ориентироваться на соблюдение принципов бухгалтерского учета, достижения достоверности информации в обеих учетных системах. Отдавать приоритет правилам Налогового кодекса необходимо только в случае отсутствия описания способа финансового учета в нормативном регулировании.

В связи с этим закрепление способа учета, отсутствующего в нормативной базе по бухгалтерскому учету, но имеющегося в налоговом законодательстве, должно быть всесторонне обосновано исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации и специфики деятельности организации.

В нормах бухгалтерского и налогового учета имеются и сходства и различия, поэтому возможность их сближения зависит от особенностей деятельности конкретной организации, состава хозяйственных операций осуществляемых ею. Построить единую учетную политику, в которой все методы и способы учета применялись как для бухгалтерского, так и для налогового учета, может достаточно ограниченное количество организаций. Но учетная политика позволяет интегрировать бухгалтерский и налоговый учет, и, соответственно уменьшить число участков учета, по которым необходимо переносить данные в налоговые регистры из первичных документов. Формируя учетную политику необходимо исходить из того, что она, прежде всего, обеспечивает точность, достаточность, объективность учета и бухгалтерской отчетности. Сближение бухгалтерского и налогового учета должно осуществляться без ущерба достоверности бухгалтерской отчетности организации.

В последнее время с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу унификации учётных стандартов. Уже в самом ближайшем будущем ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых учётных нормативов.

Технический прогресс и постоянно развивающиеся рыночные отношения предъявляют все более высокие требования к управлению экономикой, а вместе с тем и к бухгалтерскому учету, являющемуся одним из поставщиков необходимой для управления информации. Бухгалтерская информация, отражаемая в учетных документах, должна быть качественной и эффективной, то есть формироваться с наименьшими затратами труда.

Возможным направлением совершенствования бухгалтерского учета является внедрение автоматизации первичного учета и процесса сбора информации. Современные средства вычислительной техники, включая устройства сбора, измерения, регистрации, передачи, накапливания информации в условиях функционирования автоматизированных систем управления предприятием и автоматизированных систем управления технологическими процессами, позволяют автоматически получить всю первичную информацию о происходящих хозяйственных операциях, процессах и явлениях.

Механизация бухгалтерского учета способствует уменьшению трудоёмкости учета, но не позволяет в полной мере сделать его оперативным, сократить сроки на остальные отчетности. Наиболее полно эти вопросы решаются в условиях автоматизации всего комплекса учетных работ. Особое значение придается разработке пакетов прикладных программ, реализующих автоматизированное решение всех типовых задач бухгалтерского учета.

Наконец, эффективным методом совершенствования учетной политики на предприятии является обособление управленческого учета. К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы приемы.

В общем, в целях совершенствования технологии учета в организации могут применяться следующие мероприятия:

-       разработка нового плана счетов, соответствующего МСФО;

-       внедрение полного цикла автоматизации учета путем применения новейших программ для автоматизации первичных документов и сбора информации.

Усовершенствованная организацией учетная политика должна оказывать существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

 

Заключение


Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. В зависимости от целей, поставленных менеджерами организации, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону, как увеличения, так и уменьшения. Умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью организации и достижения, поставленных целей менеджмента.

Формирование учетной политики, которая бы обеспечивала в наибольшей степени взаимодействие финансового и налогового учета, учитывающая специфику деятельности организации, позволяет наиболее эффективно с точки зрения обеспечения достоверности учетных данных и минимизации трудозатрат работников бухгалтерии организовать учетную работу в организации.

На сегодняшний день учетная политика является основным инструментом взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. В положениях по бухгалтерскому учету, как и в налоговом законодательстве, хозяйствующему субъекту дано право выбора способов оценки, признания и ведения учета, что дает возможность применения одинаковых способов учета в обеих учетных системах, тем самым, объединяя их в единую целостность.

Таким образом, учетная политика организации выступает достаточно значимым инструментом в построении системы учета, которая направлена на формирование достоверных данных в бухгалтерском учете и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли, без привлечения дополнительных трудовых финансовых ресурсов и исключающая дублирование информации.

По большей части бухгалтерский учет в ООО «Феникс» ведется в соответствие с налоговым учетом.

В практической части работы была проанализирована учетная политика на примере ООО «Феникс».

Исследование учетной политики ООО «Феникс» показало, что имеет место прямая зависимость между тем, какой способ бухгалтерского учета факта хозяйственной деятельности выбирается, и тем, какая картина финансового положения организации в бухгалтерской отчетности вырисовывается.

Также выявлено, что применение устаревшего плана счетов на предприятии вызывает определенные сложности при составлении отчетов. Это приводит к увеличению трудоемкости формирования отчетности и к снижению достоверности представленной информации. Решением проблемы является разработка рабочего плана счетов по МСФО.

Возможным направлением совершенствования бухгалтерского учета в ООО «Феникс» является внедрение полной автоматизации первичного учета и процесса сбора информации.

Наконец, одним из недостатков в существующей системе учета ООО «Феникс» является то, что на предприятии не ведется управленческий учет. В связи с этим разработка внутренних правил учета на предприятии видится весьма актуальным.

Таким образом, в целях совершенствования технологии учета на ООО «Феникс» необходимо:

-       разработка нового плана счетов, соответствующего МСФО;

-       внедрение полного цикла автоматизации учета путем применения новейших программ для автоматизации первичных документов и сбора информации.

Список литературы


1)    ПБУ 1/2008 - «Учетная политика организации»: Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008, № 106н, (ред. от 11.03.2009) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, // "Российская газета", N 116, 22.06.1999.

2)      Бухгалтерский учёт: Учебник / Под ред. А.Д.Ларионова. - М.: Проспект, 2012. - 392 с.

)        Львова И.Н. Учетная политика организации. - М.: Магистр, 2013. - 271 с.

)        Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2013 год. М.: Статус-Кво 97, 2013. 340 с.

5)      Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.01.98, № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16.07.1998, (ред. от 03.11.2010), // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

)        Гражданский кодекс Российской федерации//глава 4 - «Юридические лица»: В ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 99-ФЗ.

7)      Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

)        Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000, № 117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.04.2000, (ред. от 03.11.2010), // «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.

)        Полякова М.С. ПБУ 1/2008: формирование и изменение учетной политики организации с 2011 года [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер. - 2009. - №3.

)        Учетная политика на 2012 год / Под ред. А.В. Касьяновой. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 124 с. - ISBN 978-5-476-00574-2.

)        Учетная политика - 2013 / Е.П. Карасева // Нормативные акты для бухгалтера. - 2013. - №12. - С. 17-22.

)        Шахматова Л.С. Учетная политика на 2009 год: практическое руководство / Л.С. Шахматова. - М.: Индекс Медиа, 2013. - 186 с. - ISBN 5-98965-022-1.

)        Доходы, расходы, активы, обязательства, капитал. Стандарты бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика организации / Под ред. С.А. Рассказовой-Николаевой. - М.: ЦБА, АКДИ «Экономика и жизнь», 2011. - 608 с. - ISBN 5-7911-0081-7.

)        Что отражать в учетной политике? / Л.А. Масленникова // Упрощенка - 2009 - №1-2. - С.23-31.

)        Гуккаев, В.Б. Учетная политика предприятия: учебное пособие / В.Б. Гуккаев. - М.: Бератор, 2012. -288 с. - ISBN 5-98965-022-1.

)        ПБУ 5/01 - «Учет материально-производственных запасов»: Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001, № 44н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, // "Российская газета", N 116, 22.06.1999.

)        ПБУ 6/01 - «Учет основных средств»: Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001, № 26н, (ред. от 18.05.2002) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, // "Российская газета", N 116, 22.06.1999.

Похожие работы на - Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на примере ООО 'Феникс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!