Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский университет МВД России

Кафедра Криминалистики





КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений»


Выполнил: курсант 342 учебной группы,

рядовой полиции Прытков В. С.

Проверил: преподаватель кафедры криминалистики

старший лейтенант полиции Еремченко В. И.







Краснодар 2012

Содержание

Введение

. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

.1 Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений

.2 Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений

.1 Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений

Заключение

Список использованной литературы

транспортный преступление следственный тактика

Введение

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений это система научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций, базирующихся на изучении закономерностей криминальной и следственной деятельности, которые оптимизируют организацию и осуществление расследования отдельных видов преступлений. При изучении закономерностей преступной деятельности большое внимание уделяется анализу зависимости вида, способа и механизма преступного поведения от особенностей связи злоумышленника с предметом противоправного посягательства и обстановкой совершения преступления, от личностно-типологических характеристик виновного, степени организованности, законспирированности преступной группы и других факторов.

Как несложно убедиться, акцент в этих определениях сделан на результаты выполнения, методикой расследования своих практических функций, включая средства противодействия преступлениям. Данный подход не вызывает возражений.

В частную методику расследования дорожно-транспортных преступлений входят:

) криминалистическая характеристика данного вида преступлений;

) первоначальные следственные и иные действия следователя;

)система дальнейшего расследования;

) особенности применения тактических приемов и научно-технических средств

Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Также, на мой взгляд, актуальность данной темы заключается еще в том, что еженедельно в дорожно-транспортных преступлениях на дорогах Российской Федерации погибают более 10 тысяч и получают ранения свыше 60 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в дорожно-транспортных преступлений многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Приведу пример статистических данных с официального сайта МВД, что за 2011 год в Российской Федерации произошло 199 431 (-2,1%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения. 11 845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения. За предыдущий 2010 год произошло 20 262 (+1,5%) ДТП с участием детей, в которых 898 (-1,8%) детей погибли, а 21 149 (+1,7%) детей получили ранения. Только в Краснодарском крае общее количество ДТП составило 6733, число погибших в них 1149 и ранены 8099 (за январь - декабрь 2011 г.), что по всем трем показателям замечается существенный рост по отношению с предыдущим годом.

Происходящие на протяжении последних 5 лет (с 2006 по 2011 г.) снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества дорожно-транспортных преступлений и числа пострадавших в них людей. Расследование дорожно-транспортных преступлений является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматривается методика расследования дорожно-транспортных преступлений в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и методы расследования дорожно-транспортных преступлений, разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе, я постараюсь затронуть основные трудности, с которыми сталкивается следователь при рассмотрении дорожно-транспортных преступлений и некоторые недостатки в работе следователей по расследованию дорожно-транспортных преступлений. Свое внимание я акцентирую на раскрытии темы исследования - методике расследования дорожно-транспортных преступлений, поэтому работа носит практическую направленность.

Рассматривается выявление причин и условий дорожно-транспортных преступлений, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния на механизм дорожно-транспортных преступлений, которые имеют большое значение для профилактики и расследования дорожно-транспортных преступлений. Производится анализ методики расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений, порядок назначения следователем различных видов экспертиз, последовательность проведения различных следственных действий.

Объектом исследования данной работы являются процесс расследования дорожно-транспортных преступлений.

Предметом исследования является криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений.

Цель работы заключается в исследовании, изучении и проведении анализа законодательства, а так же изучение учебников, учебно-методических пособий по всем разделам криминалистике и разработке предложений по их изменению.

В соответствии с указанной целью мною были составлены следующие задачи исследования:

. Выявить основные обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.

. Установить существенные обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.

. Рассмотреть основные этапы расследования дорожно-транспортных преступлений.

. Выявить специфические особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений;

. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП.

Теоретической базой исследования послужила литература по уголовному, уголовно-процессуальному праву, криминалистике включая все ее разделы.

При написании работы, мною использовал общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как: синтез, анализ, логический, статистический, исторический, сравнительно-правовой и другие.

Структура работы включает: введение, два раздела, включающих в себя три параграфа, заключение, список используемой литература.

В своей работе, я опирался на труды таких авторитетных ученых криминалистов как: О. Я. Баев, Р.С. Белкин, А. И. Белов, Т. В. Варчук, А. Н. Васильев, и ряда других авторов имена и научные труды которых будут приведены в списке используемой литературы.

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

.1 Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного преступления (ДТП) включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте ДТП, виде транспортного средства, а также особенностях личностного характера участников. Главным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения.

Различают три составляющие обстановка на месте ДТП. Первую образуют особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д. Вторая составляющая включает метеоусловия (положение солнца или луны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамическую линейную и угловую обзорность, видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Нужно отметить, что обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья составляющая выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после либо во время расследуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т. д.). Необходимо отметить также, что в соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление - это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. Они предусмотрены статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» (ст.263 УК РФ), «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ), «Недобросовестный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ), «Приведение в негодность транспортных средств или путей их сообщения» (ст. 267 УК РФ). По статистике в числе дорожно-транспортных преступлений основное место занимает статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Отмечу, что не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия - менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются:

а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;

б) столкновение транспортных средств;

в) опрокидывание транспортного средства;

г) наезд транспортного средства на препятствие;

д) падение пассажиров;

е) прочие ДТП.

По возникновению дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на несколько групп:

) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие);

) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств, правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в следующих обстоятельствах:

превышение безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги);

попадание на участок дороги с худшими характеристиками;

обострение дорожно-транспортной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков;

неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала;

неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;

не соблюдении безопасной дистанции;

неожиданном выезде из своего ряда движения тс и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения;

нарушение правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно выражаются в:

неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины);

внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;

непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез);

выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие. Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это - и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п. Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия - гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников. В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, к примеру, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п. Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями. Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило - это результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

.2 Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций

Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются, как правило, следующие основания:

непосредственное обнаружение сотрудником органов ГИБДД признаков преступления;

заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, лиц причастных к происшествию;

сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:

. Какой характер носило данное дорожно-транспортное преступление, было ли это преступление, либо несчастный случай или же действие непреодолимой силы?

. Необходимо также установить, где и когда произошло дорожно-транспортное преступление, какова его обстановка: тип и состояние данного дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.

. Кто виноват в произошедшем дорожно-транспортном преступлении?

. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями?

. Каков механизм дорожно-транспортного преступления?

. Установить какие именно последствия, наступили в результате дорожно-транспортного преступления (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?

. Какие нормы ПДД нарушены действиями виновного лица?

. Кто конкретно виноват в совершении данного дорожно-транспортного преступления?

Обязанности следователя установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного (наркотического) опьянения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения ПДД. Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности дорожно-транспортных преступлений, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов дорожно-транспортного преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного.

Проанализировав следственную практику за 2002 - 2012 года, я могу назвать такие исходные следственные ситуации как:

) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия;

) виновный в дорожно-транспортном преступлении водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего;

) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего;

) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего.

В первом случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:

а) происшествие стало результатом нарушения правил дорожного движения водителем;

б) причина происшествия грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);

в) происшествие результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);

г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.

Во втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача об установлении обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.

Если обстановка на месте происшествия сознательно изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия. Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований. Вторая следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя. При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза, а при обнаружении автомобиля криминалистические экспертизы. При третьей и четвертой ситуациях исключительно важное значение имеет розыск водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего, о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы полиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по "горячим следам". Производится обследование автопредприятий и автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, марки и типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.

В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более простой, если водитель и транспортное средство установлены, либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз. При втором варианте развития событий следователю необходимо всячески стимулировать оперативно-розыскные мероприятия по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб полиции.

2. Особенности тактики проведения следственных действий по расследованию дорожно-транспортных преступлений

.1 Специфические особенности и этапы расследования дорожно-транспортных преступлений

Основную значимость в организации расследования и раскрытия дорожно-транспортных преступлений имеют следующие действия органа дознания под руководством следователя: 1) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении и на основе ее анализа принятие требуемых организационных мер; 2) своевременное проведение неотложных следственных действий в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями при обеспечении следственно-оперативной группы необходимыми научно-техническими средствами; 3) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступления сил и средств ОВД, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения, УР и экспертных подразделений под руководством следователя; 4) организация проведения ОРМ в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного средства; 5) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности.

На первоначальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные следственные ситуации:

) к моменту прибытия следственно-оперативной группы на
месте происшествия находятся все участники события, транспортные средства, свидетели-очевидцы;
) водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив
на месте события транспортное средство, личность его неизвестна;
) водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.

В первой ситуации нужно провести осмотр места происшествия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертиз.

Во второй ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, которое управляло транспортным средством; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назначает экспертизы. Также следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.

В третьей ситуации проводят в основном те же следственные действия, а также одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.

Особенностью второй и третьей следственных ситуаций является то, что указанные действия охватываются диспозицией ст. 265 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления определенных последствий. Деятельность по расследованию ДТП не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и организована. На основании первоначально полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства. В плане первоначального этапа расследования нужно предусмотреть соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых экспертиз. К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для определения состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.

Осмотр места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям и является одним из основных способов собирания доказательств по делам данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще случаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман, гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным прибытием следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом заявить о его внезапном выходе из строя.

Осмотр места ДТП. Когда поступает сообщение о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений и значительного материального ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП со смертельным исходом, а также происшествиях с участием иностранцев осмотр всегда проводит следователь.

Следует отметить, что определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

Необходимо уточнить, что важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются дорожные условия. Поэтому, необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.

Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.). Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.

Поскольку определение скорости движения автомобиля нередко имеет для расследования решающее значение, нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины и характера тормозного пути. Эти параметры с учетом свойств дорожного покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношенности протектора, состояния тормозов, а иногда и силы ветра важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости используются: специальные таблицы и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство следственного эксперимента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко это рациональнее сделать в морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано расположение трупа относительно транспортного средства и его следов, окружающих предметов и элементов дороги, описаны поза и трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви повреждений, отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и других частей автомобиля, пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация. Осмотр транспортного средства, участвовавшего в ДТП, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, протокольного описания. Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят "снизу вверх". Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем, чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.

При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры. Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно изношенный протектор подлежит обязательному фотографированию. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре автотранспортных средств используются приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия следов. Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными системами. При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмятины, свежая покраска и т.д.).

Допрос свидетелей. Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. При их допросах следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность и кратковременность восприятия могут привести к неточным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об обстоятельствах происшествия. Поэтому важно выявить всех свидетелей, сопоставление показаний которых поможет максимально полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.

В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь должен выяснить, где он находился в момент происшествия, чем занимался, что именно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода перед наездом на него, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части произошел наезд, какой частью автомобиля был нанесен удар. Следует выяснить характер действий водителя до происшествия, с какой примерно скоростью ехала его автомашина, тормозил ли он и т.д. Для более точного воссоздания происшествия каждого свидетеля-очевидца целесообразно допросить прямо на месте аварии либо предложить ему составить схему места происшествия, обозначив в ней свое местонахождение в момент ДТП, а также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на автомобиле скрылся с места происшествия, нужно выяснить признаки его внешности и приметы автомашины, которые запомнились свидетелю. При допросе водителя выясняется, как развивался процесс ДТП, какими были его и потерпевшего действия в кульминационный момент, с какой скоростью он ехал на автомобиле, какие попытки предпринимал для предотвращения опасных последствий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потерпевшему, почему уехал с места ДТП, пытался ли скрыть следы произошедшего и т.д.

Очевидцы ДТП обычно дают объективные показания. Однако быстротечность и неожиданность события ухудшают качество восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Очевидцев выявляют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников ГИБДД. При допросе рекомендуется предъявлять очевидцу схему места происшествия.

Допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Допрашивая подозреваемого водителя, нужно выяснить его состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь и в каком количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, видимость, состояние погоды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение друг относительно друга и автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир и кто именно. Детально выясняется, когда водитель заметил препятствие, какие меры принял, чтобы предотвратить столкновение или наезд, разглядел ли этот момент, и если да, то какой частью автомашины был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто в это время был поблизости и все видел. Если водитель с места происшествия скрылся и был установлен позже, то следует также выяснить, почему он не оказал помощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшествия, каким образом и с чьей помощью. Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий. Поэтому часты ссылки на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность машины, резкую смену погоды и др. Поэтому допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с другой предельно тактичным. Допрос потерпевшего обычно производится после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сторону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики, какой сигнал светофора горел в тот момент. При допросе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, какой была скорость движения, как вел себя водитель, не отвлекался ли от своих обязанностей, не жаловался ли на недомогание, усталость, поломки автомашины, как действовал после случившегося. Если потерпевший получил повреждения, не опасные для жизни, его лучше допросить прямо на месте происшествия. Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки автомобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они могут добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость приближения автомобиля и т.д. Как и подозреваемый, потерпевший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физические страдания влияют на его восприятие произошедшего, поэтому показания потерпевшего необходимо тщательно проверить.

Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному покрытию и т.д.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов человеческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли волосы, обнаруженные при осмотре автомобиля, человеку и сходны ли они с волосами потерпевшего и др. Характер дальнейших следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различные экспертизы, а при необходимости проводит следственные эксперименты и предъявления для опознания.

По завершнении первоначального этапа следователь обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны такие версии:

) вина водителя в нарушении правил дорожного движения: нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный обгон, превышение допустимой скорости и т.д.;

) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сигнализации;

) техническая неисправность ТС (к примеру, отказ тормозов, рулевого управления, других важных агрегатов);

) неосторожность потерпевшего;

) инсценировка дорожно-транспортного преступления для сокрытия другого преступления.

Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. Составив мотивированное постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого, следователь производит его допрос. Затем может возникнуть необходимость повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно проводится трех видов:

) выясняется возможность совершения определенных действий;

) устанавливается возможность восприятия какого-либо явления;

) определяется механизм ДТП. В первом случае посредством экспериментов определяют скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков. Во втором случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транспортного средства и т.д. В третьем случае следственный эксперимент предполагает воспроизведение обстановки расследуемого ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания или наезда.

Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоятельствам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.). На последующем этапе расследования допрашивают всех свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и водителя коллег по работе, сотрудников полиции и др. В ходе допросов выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия, личности его участников. Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким было его состояние здоровья перед происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпевший умер при его транспортировке или в лечебном учреждении. Они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП. У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его деловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля, порядок выпуска машин на линию и др. Работники полиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произошедшего. При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. После того, как следователь мотивированным постановлением привлекает водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос. Затем может понадобиться проведение повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником. На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трасологическая, судебно-химическая экспертизы. Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, определить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправностями машины и происшествием, решить другие вопросы. Специфические черты автотехнической экспертизы состоит в том, что в ней в качестве исходных данных выступают как материальные объекты, так и фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенные следователем, могут негативно повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам данной категории назначаются различные виды криминалистической экспертизы. Возможны и комплексные исследования объектов ДТП.

На разрешение эксперта обычно выносят следующие требующие уточнения вопросы:

) какие повреждения имеются на автомашине;

) когда они образовались до или после происшествия;

) с какой скоростью ехал автомобиль перед аварией;

) мог ли водитель при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей части и при заданном расстоянии до препятствия остановить автомобиль путем торможения;

) какое значение в данных условиях имела для развития ДТП неисправность тормозов или рулевого управления и др.

Вместе с постановлением о назначении экспертизы эксперту-автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента (если он проводился), другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д. При производстве экспертизы нередко используются автоматизированные системы "Автоэкс-2" и "Автоэкс-3". Системы включают компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений, а также графопостроитель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они позволяют получать результаты автотехнической экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных.

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий назначается в тех случаях, когда необходимо определить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного средства.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения следов, направленность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление их движения; идентифицировать человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхностях транспортного средства; отождествить целое по частям (по осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного покрытия).

В данной главе я пришел к выводу, что в целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае необходимо проинформировать все посты ДПС, сообщить выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. Данные действия, на мой взгляд, помогут наиболее скорому и эффективному раскрытию данного вида преступления.

Заключение

Подводя итоги своего исследования, я хочу отметить, что уровень общественно опасных деяний в сфере управления автотранспортом вот уже на протяжении десятилетия с каждым годом возрастает. Это обусловлено в первую очередь тем, что лица, садящиеся за руль транспортных средств, не осознают тот высокий уровень общественной опасности, который они представляю для общества в момент управления транспортным средством. Это обуславливается тем, что в последнее время резко возросло количество информации (под термином информация, я подразумеваю фильмы, аудио треки и другое), в которых идет пропаганда развязной жизни «жизни в кайф» которая действует в свою очередь на не сформировавшеюся психологию молодежи и заставляет садиться молодых людей в состоянии наркотического, психотропного или алкогольного опьянения за управления транспортным средством, лишний раз «давить педаль акселератора в пол» неважно пусть это будет на моргающий зеленый или желтый сигнал светофора, либо где-нибудь на трассе «выжимать» максимум скорости из своего автомобиля, чтобы почувствовать, как адреналин разойдется по их венам, подвергая в первую очередь свою жизнь, а во вторую очередь жизни окружающих их людей великой опасности потерять то самое ценное, что у нас есть жизнь! Парламент Российской Федерации (Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ) постоянно ужесточает требования предъявляемым к лицам управляющими транспортными средствами, а так же лицам планирующим сесть за руль, но как мы видим на практике уровень дорожно-транспортных преступлений не уменьшается, а лишь идет вверх. Это обуславливается в первую очередь недостаточной жесткостью применяемых санкций к правонарушителям. К примеру, во избежание большого количества ДТП лицами, севшими за управление транспортного средства в состоянии алкогольного, наркотического, либо психотропного опьянения, должны, на мой взгляд, нести более суровое наказание, чем это предусматривает наше действующее законодательство. К примеру, я бы предложил ужесточить санкции, применяемые к данным лицам и заменить им 15 суточный арест на более жесткое наказание, такое как лишение свободы, от 2 до 5 лет с лишением пожизненного права управлять транспортным средством. А тех лиц, которые находясь в одурманенном состоянии, совершили дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали ни в чем не повинные граждане, которым был причинен тяжкий вред здоровью, либо смерть, должны нести самое суровое наказание. И тут у меня возникает вопрос, возможно уже пора, возможно уже пришло то время, когда надо действовать и наконец-то снять мораторий на применение смертной казни в нашем государстве? Ведь многие авторитетные ученые юристы в своих работах обсуждают столь актуальную тему на мой взгляд. Хороший пример мы можем увидеть в самой законопослушной стране мира, речь идет о Китайской Народной Республики. Где за употребление, сбыт, изготовление, хранение наркотических средств и психотропных веществ, взяточничество, убийства, изнасилования, в том числе и несовершеннолетних и многих других составах преступлений суд применяет высшую меру наказания - расстрел. Эту казнь, важно отметить, проводят публично, чтобы народ увидел, задумался и решил для себя: «А стоит ли овчинка выделки, ведь на кону может оказаться жизнь!?»

Итак, подводя итоги написания данной работы, я могу сделать следующие выводы, что все причины возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

Как я уже отмечал выше, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистические значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель автомобиль дорога окружающая среда". Механизм это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистические значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

В ДТП выделяется три основные фазы: начальная, кульминационная и финальная. Теперь по подробнее.

) Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.

) Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.

) Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.

На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности.

ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность о произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельства происшествия.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 августа 2012 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.

. Закон «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» от 09.12.2008 № 25 [Текст] // Постановление Пленума Верховного Суда РФ. (редакция от 30 мая 2012 года)

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации постатейный, под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М-НОРМА, 2010 (издание третье, измененное и дополненное) С. 576.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации./ Ответственный редактор Рарог А.И. - М.: Юрист, 2011, С. 134.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. // Отв. ред. Лебедева В.М. - Юрайт-Издат, - 2007. - 304 с.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Отв. ред. Кругликов Л.Л. М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 273 с.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ под ред. проф. Скуратова Ю.И., Козлова В.М. - М.: Инфра-М, 2011, 759 с.

Научная и учебная литература:

1. Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: Вопросы и ответы. М. 2010 с. 94.

. Бастрыкин А.И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие», юридический центр Пресс - 2010, 495 стр.

. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки. М., 2011, 353 с.

. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2010, С. 598.

. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2009, С. 633.

. Белкин Р.С. Курс Криминалистики. М. 2010, С. 723.

. Волчецкая Т.С. Криминалистика: курс лекций. М., 2007, С 168.

. Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2011, 85 с.

. Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда, 2009, 102 с.

. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей. Научно-практическое пособие в расследовании дорожно-транспортных преступлений». Контракт - 2010, 683 стр.

. Карлов В.Я., «Использование криминалистической техники в расследовании дорожно-транспортных преступлений», издательство "ЭКЗАМЕН" - 2006, 192 стр.

. Колдин В.Я. Судебная идентификация. М., ЛексЭст, 2012, 238 с.

. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. М., 2008, 265 с.

. Криминалистика. Учебник / под ред. Ищенко Е.П. М. 2011, С.109.

. Малков В.П., комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М., ИНФРА-М - НОРМА, 2012. С. 694.

. Маркет Д.С., Тюнис И.О., «Криминалистика», - 2010, 223 стр.

. Образцов В.А. Криминалистика: модели, средства и технологии раскрытия преступлений: Курс лекций. М., 2010, 206 с.

. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск, 2010, 66 с.

. Питерцев С. К., Степанов А. А. Общие положения тактики расследования дорожно-транспортных преступлений// журнал «Закон», объединенной ассоциации юристов. 2011, С. 86.

. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие. М.,2009, 149 с.

. Селиванов Н.А., Эйсман А.А., Грабовский В.Д. и др. Идентификация и дифференциация в структуре деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений: Учебное пособие. Горький, 2010, 221 с.

. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. Саратов, 2010. Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М., 98 с.

. Справочник следователя/ Под общей редакцией Сапрунова А.Г.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2011, 183 с.

. Топорков А.А., Ищенко Е.П., «Криминалистика», ИНФРА-М - 2010, 784 стр.

. Уголовно-процессуальное право. Практический курс: Учебное пособие. / Под общей редакцией Сапрунова А.Г. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008, 120 с.

. Уголовно-процессуальное право. Учебник. / Под редакцией Гаухмана Л.Д., Максимова С.В. - М.: Юриспруденция, 2009, 166 с.

. Уголовно-процессуальное право России: учебник для вузов. В 2-х т./ Под ред. проф. Игнатова А.Н. и проф. Красикова Ю.А. - М.: НОРМА, 2010, 93с.

Похожие работы на - Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!