Имя поля
|
Тип данных
|
Размерность
|
1
|
2
|
3
|
Сделка
|
Код
|
Счетчик
|
Длинное целое
|
Клиент
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Фильм
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Сумма
|
Денежный
|
|
Дата выдачи
|
Дата/время
|
|
Количество дней
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Дата возврата
|
Дата/время
|
|
Штраф
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Клиент
|
Код
|
Счетчик
|
Длинное целое
|
ФИО
|
Текстовый
|
255
|
Вид документа
|
Текстовый
|
255
|
Серия
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Номер
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Дата выдачи
|
Дата/время
|
|
Кем выдан
|
Текстовый
|
255
|
Адрес
|
Текстовый
|
255
|
Телефон
|
Текстовый
|
255
|
Фильм
|
Код
|
Счетчик
|
Длинное целое
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Название
|
Текстовый
|
255
|
Год выхода
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Продолжительность
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Описание
|
Поле МЕМО
|
|
Автор сценария
|
Текстовый
|
255
|
Дубляж
|
Логический
|
|
Количество
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Цена
|
Числовой
|
Длинное целое
|
Жанр
|
Код
|
Счетчик
|
Длинное целое
|
Жанр
|
Текстовый
|
255
|
2. Разработка
программной среды
Когда архитектура базы данных разработана: реквизитный
состав, первичные и внешние ключи определены, необходимо разработать для нее
презентационную и бизнес логику. Все действия, входящие в состав этого этапа
можно разделить на пять основных групп:
) Алгоритм работы программной среды. На этом этапе
определяется состав программных модулей, выполняемые ими функции и связи между
ними. Определение алгоритма работы является определяющим этапом на стадии
разработки.
2) Разработка интерфейса пользователя. Предполагает
взгляд на систему со стороны пользователя, удобный ввод информации в базу.
) Создание таблиц по графическому представлению
информационной системы осуществляется на основе доступных возможностей среды
разработки по работе с выбранной СУБД и представляет собой отображение таблиц
из базы данных в приложение,
) Создание запросов пользователя. Возможности работы с
таблицами базы данных из приложения не очень велики: вставка, удаление строк,
да, пожалуй, и все. Для динамического отображения данных, действительно
необходимых пользователю, предназначены запросы на языке SQL. Интеграция языка
в программный код осуществляется именно на этом этапе.
) Создание форм для ввода информации в систему
помогает должным образом организовать парольную защиту, внесение изменений в
таблицы, корректное выполнение пользовательских запросов, удобный ввод
2.1 Алгоритм
работы программной среды
Работа с приложением для пользователя начинается с его запуска
и появления на дисплее главной формы приложения. Описание алгоритма её работы
послужит отправной точкой при описании алгоритма всей программы.
Рисунок 3 - Обобщенная схема алгоритма работы информационной
системы "Автоматизация деятельности ООО "Киновидеопрокат"
Рисунок 3 - Алгоритм работы пользователя "Покупатель"
Рисунок 4 - Алгоритм работы пользователя "Продавец"
2.2
Разработка интерфейса пользователя
Данный этап является одним из важнейших при разработке
программы. Интерфейс обеспечивает коммерческий успех программы.
Работа пользователя с таблицами осуществляется при заполнении
соответствующей формы.
На этапе создания интерфейса нужно искать компромисс между
личными амбициями и привычками конечного пользователя. При проектировании
интерфейса необходимо придерживался следующих правил:
) постоянное цветовое решение всех форм;
2) одна, максимум две, шрифтовые гарнитуры на всю форму;
) одни и те же правила оформления текста на каждой
форме;
) равные величины расстояний между функциональными
блоками на каждой форме, одинаковая ширина полей и отступов;
) однотипные элементы на разных формах имеют
одинаковый размер.
3.
Документация пользователя
3.1 Системные
требования
Комплектации вычислительной техники должна быть не ниже, чем
следующие параметры:
) процессор Intel или AMD с тактовой частотой более
1100 MHz;
2) графический адаптер SVGA;
) расширение экрана минимум 800 на 600 пикселей;
) ОЗУ 256 Mb;
) мышь, клавиатура;
) не менее 10 Мб на жестком диске.
Требования к программным средствам:
) ЭВМ должна работать с операционными системами
семейства Windows 98, ME, 2000, XP;
2) Требуется установленный пакет Microsoft Office XP, 2003, 2007.
3.2 Назначение
программной среды
Программный продукт предназначен для упрощения хранения
информации о заказах, и для работы с клиентами, в частности упрощение работы по
оформлению продаж и заказов на поставку. Область применения данного
программного средства являются салоны видеопроката.
3.3
Инструкция пользователя
Работа с приложением для пользователя начинается с запуска
файла "АИС киновидеопрокат. mdb". Появится главная форма, в которой
необходимо выбрать пользователя. При выборе пользователя "Покупатель"
пароль вводить не надо, при выборе "Продавец" необходимо ввести
пароль для доступа к настройкам программы, оформлению заказа и мониторингу.
"Покупатель" может просматривать только учетную информацию.
Рисунок 5 - Главная форма
Пример оформления справочника можно посмотреть на рисунке 6.
Рисунок 6 - Справочник "Клиенты"
На формах для ввода данных используются следующие управляющие
кнопки:
- сохранить данные;
- добавить запись;
- удалить запись;
- перейти на первую запись;
- перейти на предыдущую запись;
- перейти на следующую запись;
- перейти на последнюю запись.
При нажатии на кнопку "Выдача в прокат" появляется
форма для оформления заказа, показанная на рисунке 7. В этой форме выбирается
из списка клиентов нужный человек, фильм, вводится дата выдачи заказа и
количество дней проката. При выборе фильма в нижней части формы отображается
данные о выбранном фильме (общее количество, количество выданных и в наличии
фильмов). При нажатии на кнопку "Рассчитать сумму" отображается дата
возврата и сумма проката. Для печати чека необходимо нажать на кнопку
"Чек", после этого отобразится отчет, представленный на рисунке 8.
При нажатии на главной форме кнопки "Возврат диска" появляется форма
аналогичная форме "Выдача в прокат". В форме "Возврат
диска" доступны функции ввода возврата диска и расчета суммы штрафа.
Рисунок 7 - Форма оформления заказа
Рисунок 8 - Пример печати чека.
При нажатии на кнопку "Учет дисков" появляется
форма, представленная на рисунке 9. В этой форме мы видим невозвращенные
фильмы, их общее количество, количество выданных, количество в наличии,
клиентов взявших диск, дату выдачи диска, количество дней на которые выдан диск
и дату возврата диска. В зависимости от того когда диск должен быть возвращен
меняется цвет даты возврата. Если диск просрочен дата возврата красного цвета,
если должен быть возвращен завтра - желтого. если дата возврата еще не
наступила - зленного.
Рисунок 9 - Форма, предназначенная для учета невозвращенных
дисков
При нажатии на кнопку "Учет заказов", расположенную
на главной форме можно произвести следующий мониторинг:
заказы за период;
- заказы за период от покупателя;
просмотреть клиентов бравшие диски от трёх раз;
просмотреть клиенты, просрочивших диски от 3х раз.
При нажатии на кнопку "Фильмы по жанрам" появляется
отчет об имеющихся фильмах с группировкой по жанрам. Пример отчета представлен
на рисунке 10. При выборе из списка жанра выводится аналогичный отчет.
Рисунок 10 - Отчет "Жанры и фильмы"
4. Заключение
В программе "Автоматизация деятельности ООО
"Киновидеопрокат" реализован учет информации о клиентах и заказах, а
также мониторинг заказов и фильмов. Программа позволяет выводить чек,
рассчитывать сумму заказа и штрафа. Учитывает выданные диски. Данная программа
удобна для использования в салонах кинопроката. В дальнейшем данную
информационную систему можно модернизировать, добавив возможность оформления в
одном заказе нескольких фильмов, учета того, что один диск может содержать
несколько фильмов. Так же можно добавить модуль учета поставщиков дисков и
операторов, оформляющих заказ.
5. Литература
1. ГОСТ
21.101-97. Система проектной документации для строительства. Основные
требования к проектной и рабочей документации. - Введен постановлением Госстроя
РФ от 29 декабря 1997 г. N 18-75.
2. ГОСТ
2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к
текстовым документам. - Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 8
августа 1995 г. N 426.
. ГОСТ
2.301-68. Единая система конструкторской документации. Форматы. - Утв.
Госстандартом СССР в декабре 1967 г.
Приложения
Приложение А
Выходная документация
Выходной документацией в данной программе являются отчеты,
созданные средством MS Office Access.
Далее приведены примеры следующих отчётов:
¾ заказы за определенный
период;
¾ 20 самых популярных
фирмов;
Другие отчеты были представлены в инструкции пользователя.