Период
|
Совокупные
активы
|
Собственный
капитал
|
Общий
объем депозитов резидентов
|
Общий
объем вкладов населения (с учетом нерезидентов)
|
Общий
объем кредитов экономике
|
|
в
нац. валюте
|
валютный
эквивалент, в тенге
|
в
нац. валюте
|
валютный
эквивалент, в тенге
|
|
|
|
12.96
|
140,9
|
1
922
|
14,9
|
203,7
|
73,0
|
19,3
|
61,0
|
12.97
|
169,0
|
2
236
|
26,8
|
354,2
|
80,2
|
29,1
|
71,7
|
12.98
|
196,0
|
2
337
|
47,3
|
564,0
|
79,8
|
31,6
|
93,4
|
12.99
|
341,1
|
2
468
|
69,0
|
499,1
|
170,4
|
55,0
|
148,8
|
12.00
|
527,9
|
3
654
|
97,6
|
675,1
|
91,7
|
276,2
|
Первая программа реформирования банковской
системы была утверждена 15 февраля 1995 года. Главной ее задачей ставилось
максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и
приближение функций Национального банка к классическим функциям центральных
банком. Результатом реализации Программы стали существенные изменения в
механизме рефинансирования банков. Банки стали обеспечивать кредитование
экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений
населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов, а
Национальный Банк перешел к выполнению непосредственных функций центрального
банка - проведению денежно - кредитной политики и регулированию деятельности
банковской системы.
На дальнейшее укрепление банковской системы была
направлена Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам
деятельности. Она была принята в декабре 1996 года. Согласно данной Программы
все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь
международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества
активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ведения и передачи
информации. Количество банков за годы реализации Программы (1996-2000 годы)
значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было
неустойчивым.
Необходимо отметить, что даже обострение
мирового финансового кризиса в 1998 году, не оказало существенного негативного
влияния на банковскую систему Казахстана. При этом присутствие на казахстанском
финансовом рынке дочерних банков всемирно известных иностранных банков
свидетельствовало о достаточно благоприятном инвестиционном климате в стране, а
присвоение международными агентствами рейтингов казахстанским банкам и выход
отечественных банков на мировые рынки капитала - о развитии процессов
интеграции в мировую экономику.
В первой половине 1999 года из-за ухудшения
финансового состояния заемщиков несколько снизилось качество ссудного портфеля
банков и возросли расходы на формирование провизий. Однако, благодаря высокому
уровню капитализации банков и последовавшему экономическому росту в стране,
введение СПОК существенно не повлияло на финансовую устойчивость банков и
стабильность банковского сектора в целом. Даже несмотря на значительную
девальвацию тенге, ситуация на депозитном рынке оставалась достаточно спокойной.
При этом сдержанное поведение депозитов в валютные по курсу, предшествовавшему
девальвации тенге (на 02.04.99 г. - 88,3 тенге/$). Национальный Банк свои
обязательства перед юридическими и физическими лицами по конвертации депозитов,
замороженных в период перехода к режиму свободно плавающего обменного курса
тенге, выполнил полностью и в установленные сроки.
Для активации притока сбережений населения в
банковскую систему в ноябре 1999 года была создана система обязательного
коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов (депозитов)
физических лиц. Также в ноябре 1999 года были утверждены Правила обязательного
коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в
банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО «Казахстанский фонд
гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках
второго уровня Республики Казахстан».
В начале 2000 года 16 банков стали участниками
системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических
лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело, в конечном
итоге, к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их
конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и доступности их
для клиентов банков.
Несмотря на то, что институт банковской тайны в
нашей стране был закреплен еще в 1995 году банковским законодательством,
издавались и другие нормативные правовые акты, которые противоречили его
нормам. В связи с этим, Национальный Банк разработал проект Закона Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам банковской тайны», который направлен на
устранение всех законодательных противоречий и последовательное проведение
принципа банковской тайны.
Таким образом, комплекс мер по защите вкладов
граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе.
Глава II.
Действующая практика функционирования банковского сектора в Республике
Казахстан
.1 Характеристика банковского сектора в РК
На сегодняшний день банковский сектор Казахстана
по-прежнему остается крупнейшим и доминирующим сегментом финансового сектора
страны.
По состоянию на 1 июля 2010 года банковский
сектор представлен 39 банками второго уровня и характеризуется высокой
концентрацией активов у небольшой группы банков. На долю банков с активами, не
превышающими 1 трлн. тенге, приходится не более 26% активов от общего объема
активов банковского сектора страны. Их число, по состоянию на 01.04.2010 г.,
составляет 34, или 87% от общего количества банков. Соответственно подавляющая
часть активов сосредоточена в пяти крупнейших банках, размер активов которых
превышает 1 трлн. тенге (табл. 6).
Таблица 6 Основные
показатели банковского сектора Казахстана
Источник АФН
Высокий уровень роста кредитования, характерный
для предыдущих периодов, сменился более умеренными темпами, что в свою очередь
не могло не повлиять на уровень развития финансовых отношений в стране.
Ужесточившиеся условия по фондированию на
внешних рынках привели в свою очередь к ответным мерам и в отношении внутренних
потребителей услуг финансового сектора в виде ужесточения условий кредитования
со стороны банков и повышения ими процентных ставок. Изменение стандартов кредитования
в сторону ужесточения привело к снижению кредитной активности финансового
сектора.
Сложившиеся сложные условия для казахстанской
банковской системы создают новые возможности и вызовы по определению их
основных факторов роста в перспективе. Это в первую очередь должно коснуться
таких направлений развития, как дальнейшая диверсификация ресурсной базы,
совершенствование систем управления риск-менеджмента и повышения качества
управления на основе международных принципов корпоративного управления.
Таблица 7 Структура
банковского сектора РК
Источник АФН
Ежегодный прирост количества банков составляет 1
банк. Открывшийся банк - это дочернее предприятие зарубежного банка.
За 2010 год количество филиалов банков второго уровня
уменьшилось с 374 до 365 - на 9 филиалов.
Наблюдается сокращение представительств банков
нерезидентов в РК в 2011 году на 9. Снижается число банков участников
обязательного коллективного страхования вкладов физических лиц с 36 в 2010 году
до 34 в 2011 году.
.2 Анализ формирования ресурсной базы
коммерческих банков в РК
Динамика и структура обязательств
Как видно из Графика 1 в течение 2010 года
произошло значительное изменение в структуре обязательств. Доля вкладов
клиентов увеличилась с 47,9% до 63,7%, доля выпущенных в обращение ценных
бумаг, увеличившись на 4,3 процентных пункта, по состоянию на 01.01.2011 года
составила 14,7%. При этом наблюдается значительное уменьшение доли вкладов
дочерних организаций специального назначения, которая за 2010 год сократилась с
14,3% до 0,2%, доля привлеченных займов сократилась на 4,7 процентных пункта,
составив на конец года 6,4%.
Обязательства БВУ за отчетный год уменьшились на
1 821,6 млрд. тенге или на 14,5% и составили по состоянию на 01.01.2011 года 10
715,2 млрд. тенге. При этом сократились обязательства банковского сектора,
номинированные в иностранной валюте с 53,8% до 44,3%.
График 1 Структура
обязательств БВУ (в % к итогу)
В 2010 году наблюдается устойчивая тенденция к
снижению обязательств перед нерезидентами РК. Так, внешние обязательства за
2010 год сократились на 1 648,3 млрд. тенге или на 39,1% и по состоянию на
01.01.2011 года составили 2 562,5 млрд. тенге, их доля в совокупных
обязательствах уменьшилась за год с 33,6% до 23,9%, что стало результатом
завершения процесса реструктуризации обязательств 3-х банков.
По банкам, завершившим реструктуризацию
обязательств, обязательства перед нерезидентами РК сократились на 1 418,4 млрд.
тенге или на 63,3%.
В результате отсутствия внешних источников
фондирования, роль депозитов в качестве основного источника фондирования
остается значительной. По итогам прошедшего года вклады клиентов увеличились на
821,4 млрд. тенге или на 13,7%. Основную долю вкладов клиентов составляли
вклады юридических лиц (67,0% от общей суммы вкладов клиентов).
График 2 Обязательства
БВУ перед нерезидентами Республики Казахстан
Вклады юридических лиц с начала года выросли на
12,5%, вклады физических лиц - на 16,2%.
График 3 Сведения
по депозитной базе* (в млрд. тенге)
*без
учета вкладов организаций специального назначения
Следует отметить, что если в предыдущие годы
наблюдалась динамика роста вкладов клиентов в иностранной валюте, то в 2010
году доля валютных вкладов сократилась на 10,5 процентных пункта с 47,7% до
37,2% (График 4).
График 4 Структура
вкладов клиентов (%)
В структуре вкладов юридических лиц и физических
лиц наибольший удельный вес занимают срочные вклады и составляют 67,9% от
совокупных вкладов.
В течение 2010 года продолжается тенденция
сокращения банковского кредитования. Основными факторами, сдерживающими
кредитную активность банковского сектора, продолжает оставаться низкое качество
кредитного портфеля, а также предъявления жестких требований к потенциальным
заемщикам.
По состоянию на 01.01.2011 года совокупный
ссудный портфель банковского сектора составил 9 065,9 млрд. тенге, уменьшившись
с начала года на 5,9% или на 573,0 млрд. тенге.
График 5 Структура
вкладов клиентов
Качество кредитного портфеля и
кредитный риск
На 01.01.2011 года фактически на ссудный
портфель банковского сектора сформировано провизий на общую сумму 2 805,5 млрд.
тенге, что составляет 30,9% от совокупного ссудного портфеля. Таким образом,
уровень провизирования в банковском секторе продолжает оставаться существенным.
График 6 Кредитный
портфель БВУ
По состоянию на 01.01.2011 год качество
кредитного портфеля остается низким. Несмотря на уменьшение доли безнадежных
займов в кредитном портфеле с 30,6% до 20,0%. Доля сомнительных займов за год
выросла на 9,6 процентных пункта и составила на конец года 53,6%. Вместе с тем,
наблюдается некоторое увеличение стандартных займов до 26,4% (График 7).
В структуре кредитного портфеля по состоянию на
01.01.2011 года значительных изменений не наблюдалось. По прежнему основную
долю занимают займы, выданные юридическим лицам (62,5% от кредитного портфеля),
доля займов, выданных физическим лицам, составила 19,8% от кредитного портфеля
и доля займов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства,
составила 15,8%.
График 7 Сведения
по качеству кредитного портфеля (в %)
Таблица 8 Структура
кредитного портфеля
В течение прошедшего года неработающие займы,
уменьшились на 560,9 млрд. тенге или на 16,0%, составив по состоянию на
01.01.2011 года 2 954,4 млрд. тенге. Займы, по которым имеется просроченная
задолженность по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше 90
дней составили 2 153,4 млрд. тенге, увеличившись за год на 113,1 млрд. тенге
или на 5,5% (График 8).
Доля неработающих займов в кредитном портфеле в
течение рассматриваемого периода уменьшилась с 36.5% до 32,6%. Доля займов с
просроченной задолженностью свыше 90 дней выросла с 21,2% до 23,8%.
При этом остается достаточно высокий уровень
покрытия неработающих займов и займов, по которым имеется просроченная
задолженность по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению свыше 90
дней, сформированными провизиями по ссудному портфелю по состоянию на
01.01.2011 год составил 95,0% (на 01.01.2010 год - 103,0%).
График 8 Динамика
неработающих займов в кредитном портфеле БВУ (в %)
Риски ликвидности
Рост депозитной базы и низкий уровень
кредитования банками второго уровня привел к увеличению уровня ликвидности
банковского сектора. Таким образом, риск ликвидности для БВУ не является
критичным.
Коэффициент ликвидности к4-1 по состоянию на
01.01.2011 года составил 5,722 (минимально допустимое значение к4-1=1),
коэффициент ликвидности к4-2=3,311 (минимальная величина к4-2=0,9) и
коэффициент ликвидности к4-3=2,476 (минимальная величина к4-3=0,8) (табл. 9).
Таблица 9 Динамика
изменения коэффициентов ликвидностей по БВУ
Несмотря на то, что показатели ликвидности
сохраняются на достаточном уровне, в целом по банковской системе по состоянию
на 01.01.2011 года сложилась отрицательная ГЭП - позиция, которая составила
(-762,3) млрд. тенге. Наибольшая отрицательная ГЭП - позиция отмечена по срокам
от 6 месяцев до 1 года (-684,4 млрд. тенге), от 1 до 2 лет (-626,9 млрд. тенге)
и до востребования (-479,8 млрд. тенге) (График 9).
График 9 ГЭП
- позиция по срокам, оставшимся до погашения, на 01.01.2011 года (в млрд.
тенге)
.3 Оценка структуры и динамики активов
банковского сектора
За прошедший год активы банковского сектора
увеличились на 474,2 млрд. тенге или на 4,1% и по состоянию на 01.01.2011 год
составили 12 031,5 млрд. тенге.
Незначительное увеличение темпов роста активов
банковского сектора связано в основном с сокращением темпов кредитования в 2009
- 2010 годах.
В структуре активов БВУ основной удельный вес
по-прежнему имеют выданные займы с учетом операций «обратное РЕПО». Вместе с
тем, их доля за прошедший год сократилась с 83,4% до 75,4% (табл. 10). Доля
ценных бумаг в активах за прошедший год выросла с 15,4% до 18,5%. Остается
незначительной доля межбанковских вкладов в активах БВУ (8,3%).
Таблица 10 Структура
активов БВУ
По состоянию на 01.01.2011 года доля активов
банков с иностранным участием в совокупных активах составила 34,0%,
увеличившись с начала года на 10,6 процентных пункта. Также наблюдается
увеличение обязательств банков с иностранным участием в совокупных
обязательствах до 34,6%. При этом доля банков с иностранным участием в
совокупном уставном капитале уменьшилась на с 17,0% до 13,7% (табл. 11).
Таблица 11 Сведения
по банкам с иностранным участием и дочерним банкам (в % к итогу)
Несмотря на присутствие иностранных банков,
банковский сектор Казахстана отличается высокой степенью концентрации. В стране
доминируют пять крупных банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк
Казахстана», АО «БТА Банк», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «АТФБанк», которые
занимают 73% всего рынка. Такую же долю данные банки посредством своих дочерних
и аффилиированных структур контролируют в пенсионном, страховом и лизинговом
рынках. На долю банков с активами, не превышающими 1 трлн. тенге, приходится не
более 27% активов от общего объема активов банковского сектора страны. Их
число, по состоянию на 01.10.2010 г., составляет 33, или 87% от общего
количества банков. Соответственно подавляющая часть активов сосредоточена в
пяти крупнейших банках, размер активов которых превышает 1 трлн. тенге
(Диаграмма 2)
Диаграмма 2 Банки
по размеру активов по состоянию на 01.10.2010 года
Финансовый результат деятельности
банковского сектора
По сравнению с 2009 годом, который завершился
для банковской системы значительными убытками, в 2010 году БВУ получили чистый
доход поле уплаты подоходного налога в размере 1 420,0 млрд. тенге. Увеличение
данного показателя в основном связано с полученными доходами от
реструктуризации обязательств 3 банков.
В структуре доходов БВУ 83,7% занимали доходы,
не связанные с получением вознаграждения (5 342,5 млрд. тенге), а в структуре
расходов 85,2% занимали расходы, не связанные с выплатой вознаграждения (4
228,0 млрд. тенге) (табл. 12).
Таблица 12 Структура
доходности банковского сектора (млрд. тенге)
Отношение чистого дохода до уплаты подоходного
налога к совокупным активам (ROA)
составило (12,0%) (по состоянию на 01.01.2010 года - (-24,1%), отношение
чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу (ROE)
- (2 920,8%) (по состоянию на 1.01.2010 года - (-1 192,6%).
Глава III.
Перспективы развития банковского сектора РК в современных условиях
Тенденции дальнейшего реформирования
банковской системы в Казахстане
Дальнейшее развитие банковской системы Казахстан
должно сопровождаться принятием следующих мер:
1. Выработать и принять к
руководству республики осмысленную концепцию развития банковской системы на 5
лет вперед.
На сегодняшний день отсутствует стратегия
развития банковской системы на ближайшие 5 лет. Все меры, осуществляемые в
рамках текущего регулирования или в более долгосрочном плане, необходимо
увязать с теми целями и задачами, которые планируется достигнуть в перспективе.
Эти меры не должны быть хаотичными и противоречивыми, они должны быть нацелены
на стимулирование достижения результата.
Данная программа должна быть разработана
Национальным Банком Казахстана совместно с Правительством Республики Казахстан,
так как она должна определять задачи развития банковского сектора и меры
государственной политики по их решению, причем широкое участие в ее подготовке
и согласовании должны принимать непосредственно банки второго уровня.
Примером такой программы может служить принятая
30 декабря 2001 года Правительством Российской Федерации и Банком России
«Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации». Данный
документ определяет стратегию развития банковского сектора страны на ближайшую
перспективу и как сказано в предисловии вышеуказанного документа при стабильных
экономических условиях для достижения целей развития банковского сектора
потребуется около 5 лет.
Основными разделами российской стратегии
являются:
цели и условия развития банковского сектора;
оценка текущего состояния банковского сектора;
политика государства в отношении банковского
сектора;
структурные аспекты развития банковского
сектора;
функциональные аспекты развития банковской
деятельности;
развитие системы корпоративного управления и
внутреннего контроля в кредитных организациях;
регулирование банковской деятельности,
банковский надзор, внешний аудит;
взаимодействие в банковском сообществе и
сотрудничество с международными организациями.
Считается, что российская стратегия может
послужить фундаментом для разработки Казахстаном собственной программы развития
банковской системы.
2. Разработать и реализовать
программу работы с просроченной задолженностью у коммерческих банков.
В соответствии с международным опытом программа
реструктуризации банковской системы в тех странах где она была реализована
эффективно в обязательном порядке включает в себя масштабную программу выкупа
просроченной задолженности у коммерческих банков специализированными
государственными органами, осуществляющими реализацию программы
реструктуризации. Такая программа, к примеру, в соответствии с корейским опытом
включает в себя выкуп с установленным, равным для всех участников программы
дисконтом просроченной задолженности или прав требования по активным операциям
у коммерческих банков.
Она позволяет:
освободить балансы банков от лишнего груза
просроченной задолженности и соответственно снизить резервы на возможные потери
по ссудам и увеличить капитал;
улучшить ликвидность банковской системы в целом,
предоставив коммерческим банкам денежные средства или ликвидные ценные бумаги
взамен неработающих активов.
Такой опыт имеется в странах Латинской Америки,
Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и др. Как нам представляется, выкуп
просроченной задолженности по кредитам, выданным предприятиям, в условиях
Казахстана должен быть произведен у коммерческих банков с дисконтом не менее
50% для обеспеченных и не менее 70-80% для необеспеченных кредитов. Высокий
размер дисконта обеспечит предостережение коммерческим банкам на будущее при
«некачественном» кредитовании.
Выкуп просроченной задолженности может быть
проведен для всех коммерческих банков по единообразной схеме: банки проходят
аудит по международным стандартам бухгалтерского учета, определяется их
аудированный капитал; специализированная организация проводит выкуп
просроченной задолженности у коммерческих банков с учетом минимальной суммы.
В этой связи возникает вопрос о создании соответствующей
легитимной организации, которая бы занималось выкупом долгов у коммерческих
банков.
3. Осуществить рекапитализацию
банков второго уровня.
Целесообразно разработать специализированную
программу, предусматривающую временное вхождение специализированной
государственной структуры в капитал коммерческого банка с целью увеличения
капитала и соответственно кредитного потенциала. Государственное участие должно
быть осуществлено на период реализации специальных бизнес-планов коммерческих
банков, после чего доля участия государства должна быть реализована на рынке,
возможно, в определенных рамках иностранным инвесторам. Такая мера позволит
укрепить банковскую систему и повысить ее жизнеспособность. Положительный
международный опыт в этом плане также имеется.
Банкам второго уровня:
Принимать только оправданные риски, исходя из
результатов тщательного анализа всех экономических и правовых аспектов
соответствующих операций.
В качестве приоритетных направлений
взаимодействия с реальным сектором экономики рассматривать:
кредитование экспортно-ориентированных и
импортозамещающих производств;
кредитование проектов в сельском хозяйстве;
участие в инвестиционных проектах по развитию
передовых технологий и финансировании разработок молодых ученых;
развитие кредитных операций с розничными
клиентами - кредитование малого и среднего бизнеса, жилищного строительства
(ипотеки) и потребительского кредита.
С целью более рационального использования
ресурсов и снижения банковских рисков расширять практику синдицированного кредитования.
Принять меры по наращиванию капитала,
привлечению стратегических инвесторов, в том числе нерезидентов.
Создать службу маркетинга и более активно
внедрять в свою практику концепции банковского маркетинга для успешного
продвижения на рынок банковских продуктов.
При принятии управленческих решений больше
внимания уделять адекватности капитала банка принятым рискам.
Осуществлять мероприятия, направленные на
укрепление взаимного доверия между банками, имея в виду развитие межбанковского
рынка.
В целях повышения качества управления рисками
активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору,
а также передовые методы управления рисками, используемые в международной
банковской практике, включающие экономико-статистические оценки вероятности
наступления неблагоприятных для банка событий.
В целях адекватной оценки финансового состояния
формировать резервы на возможные потери по ссудам и резервы под сомнительные
активы в размере не менее предусмотренного требованиями Национального Банка
Казахстана.
При разработке стратегии деятельности и принятии
решений анализировать и учитывать макроэкономические тенденции развития рынков
услуг и капиталов, в том числе международных.
Существенного повысить уровень раскрытия
информации о своей деятельности, достоверность учета, отчетности и информации о
финансовом состоянии банка, предоставляемой партнерам, клиентам, регулирующим и
надзорным органам.
Уделять более пристальное внимание работе по
повышению профессионального уровня всех работников банков и этике межбанковских
отношений.
Заключение
За годы независимости в суверенном Казахстане
сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным
требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла
к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных
экспертов банковская система Казахстана уже сегодня отвечает основным
международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам
выше, чем в большинстве стран СНГ.
В Республике Казахстан создана необходимая
правовая основа банковской системы и сформировано банковское законодательство.
Национальный Банк Казахстана совместно с
Правительством принимал меры к изменению идеологии и практики банковских
отношений. Используя инструменты денежно-кредитного регулирования Национальный
Банк Казахстана стремился применять такую их комбинацию, которая позволяла
контролировать рост денежной базы и максимизировать стабильность валютного
курса. Такая политика позволяла удерживать курс национальной валюты и инфляцию
на предельно возможном положительном уровне, а также стабилизировать курс тенге
и сдерживать инфляцию в последующие годы.
В условиях развития рыночных отношений
сформировались и атрибуты этих отношений и, в частности, образовался устойчивый
объемный финансовый рынок и его главные сегменты: валютный рынок, кредитный
рынок, денежный (межбанковский) рынок, рынок государственных ценных бумаг,
страховой рынок. С использованием указанных рынков сформировалась и осуществляемая
денежно-кредитная политика государства.
С развитием банковской системы, особенно банков
второго уровня, серьезное значение придавалось осуществлению надзорных функций
Национального банка. Используя разрешительные и надзорные функции Национальный
банк способствовал реструктуризации банков второго уровня. В результате
проведенных мероприятий по оздоровлению банковского сектора за период с 1993
года по настоящее время их количество сократилось до 39. Это явилось следствием
работы по созданию эффективной системы банковского надзора, основанной на
международных принципах и стандартах, в том числе по формированию
нормативно-правовой базы пруденциального регулирования.
Несмотря на серьезные трудности в становлении
отечественной страховой индустрии, в настоящее время, по существу, создана
законодательная база по страхованию и успешно функционирует страховой рынок.
Национальный банк как уполномоченный орган страхового надзора в 2000 году стал
членом Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).
Радикальным изменениям и совершенствованию
подверглась банковская система бухгалтерского учета и статистики, она полностью
перешла на международные стандарты, по которым работает цивилизованный
финансовый мир.
В рамках дальнейшего развития банковского
сектора предлагается более активно внедрять систему банковского маркетинга в
практику коммерческих банков, а также развивать и поддерживать процесс создания
небанковских финансовых учреждений, таких как кредитные товарищества на селе.
Список используемых источников
1. Закон «О Национальном банке
Республики Казахстан» от 10.07.2004 г. № 483
. Закон РК «О банках и
банковской деятельности в РК» от 31.08.1995 г с учетом изменений и дополнений
от 12.12.2006г
. Банковское дело. Под
редакцией В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой М., "Финансы и
статистика" 1996 г.;
. Бертаева К. Современная
валютная политика Казахстана //Евразийское сообщество. - Алматы, 2003. - №2. -
С.45-51.
. Давыдова Л., Райманов Д.
Банковское право РК., Алматы, Жети Жаргы 2004г.;
. Дробозина Л. А., Окунева Л.
П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - Москва:
Финансы, ЮНИТИ, 1997.;
. Жикипбеков С.
«Эффективность казначейского контроля» //Финансы Казахстана. 1999. N4.;
. Суворов А.В. Реформирование
банковской системы Китая // Банковское дело. - 2005. - №10.
. Ильясов К.К.
Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.- Алматы:
Бiлiм, 1995 - 240 с.;
. Купер Дж. Управление и
регулирование банков. М.: Финансы и статистика. 2004 г.;
. Кучукова Н.К.
Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы
Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. - Алматы: Гылым,
1994. - 439 с.
. Мажитов Д.М., Ивженко В.П.
Монета - как составляющая часть национальной валюты Казахстана // Банки Казахстана.
- Алматы, 2002. - №5. - С.45-48.
. Мельников В. А. Финансы.
Учебник, Алматы 1998г
. Сейткасимов Г.С.. Деньги,
кредит, банки: Учебник /Под ред. проф.. - Алматы: Экономика, 1996. - 364 с.
Деньги, Кредит, Банки./Под ред. О.И.
. Лаврушина. - М.: Финансы и
статистика, 2002. - С. 285 - 290.