Психология денег

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология денег

Содержание

Введение

. Сущность понятия «психология денег»

. Социально-психологические установки по отношению к деньгам

. Психология богатства и бедности

. Деньги в жизни современного гражданина России

Заключение

Литература

Введение

Вопрос психологии денег определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков).

С тех пор, как человечество изобрело деньги, как всеобщий эквивалент, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. На протяжении веков деньги были причиной войн, коварных преступлений, ради обладания ими плелись утонченные интриги.

На протяжении истории отношение к деньгам колебалось от одного полюса к другому. Еще в античном мире, а позже в капиталистическом обществе отношение к деньгам и к богатству было благосклонном. Но богатство порицалось и искоренялось государством как, например, при социализме. В Советском Союзе строили коммунизм, при котором деньги не будут нужны, а пока идет его строительство, деньги воспринимались как неизбежное зло, в обмен на них не полагалось ничего кроме самого необходимого. Отсутствие денег не унижало, а их наличие не служило предметом гордости.

Деньги в том виде, в котором они выступают в последние десятилетия - новая реальность для нашей страны. Порой начинает казаться, что вокруг денег крутится весь мир. Постоянные сообщения об изменении курса валют, взлетах и падениях фондовых рынков, предстоящих обменах денежных знаков, призывы быстро обогатиться множеством способов, бесконечная реклама, даже интеллектуальные игры «на деньги» - агрессивная экспансия денег с телеэкрана. Деньги стали мифом постсоветского общества, а многие ощущают на себе их жестокую месть.

Деньги - явление исключительно социальное, они необходимы только в обществе, а в сибирской тайге, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой лишний груз. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер (когда люди договариваются об их стоимости), в стабильном западном мире ценность денег меняется мало, в отличие от России, где их ценность постоянно меняется.

Влияние денег заметно во всех сферах жизни человека. В семьях очень часты ссоры из-за денег: кто их зарабатывает, кто распоряжается семейным бюджетом, даже распределение ролей в семье очень часто зависит от денег.

В воспитании детей тоже появляется много сложностей, связанных с деньгами и финансовым положением в семье. Дети в семье постоянно слышат о деньгах и о проблемах, связанных с ними, и от родителей, и в телевизионных программах, и в семьях друзей, родственников, в детских садах и школах, что влияет на становление личности ребенка, а потом отражается на поведении, образе жизни, поступках, характере и на взаимоотношениях с другими людьми. Во взаимоотношениях людей деньги сейчас тоже играют большую роль. Прошли те времена, когда о человеке судили по его поступкам, сейчас больше оценивают его финансовое положение. «Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты!» или «Скажи мне, во что ты одет, на какой машине ездишь, в каком доме, районе, стране живешь… и т.д.» - это все главные лозунги настоящего времени, которое Н.С. Пряжников называет «эпохой продажности». В таких лозунгах и мировоззренческих позициях человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом - благ. Но деньги позволяют перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для людей, стремящихся к утверждению собственного достоинства.

Советские психологи практически не изучали тему «деньги», отношение к ним, их влияние на формирование личности, на поведение человека. Наверное, в этом и не было необходимости. Однако сейчас мы живем в мире денег и потребления, где действуют другие правила и ценности. Н.С. Пряжников пишет, «и все-таки можно выделить ценность, на которую ориентируется большинство людей независимо от вероисповедания, от знания или незнания правовых документов и т.п. - это деньги, и, прежде всего, доллары, как самая главная валюта и общепризнанный символ жизненного успеха».

Готовность обладать деньгами и тратить их у всех людей разная, разное отношение к деньгам, к их наличию и отсутствию. Неожиданное богатство или внезапное банкротство может привести к изменениям психики, к душевным травмам и пр. Деньги не только позволяют выжить, но и дают возможность самовыражаться, а каким будет это самовыражение, также зависит от особенностей личности.

Отечественные психологи в последнее время тоже начали заниматься исследованиями в этой области.

1. Сущность понятия «психология денег»

Современные исследования в России, посвященные психологическим аспектам отношения к деньгам, представлены несколькими направлениями. ИП РАН разрабатывает тематику социально-психологических изменений экономического сознания и самосознания личности и его составляющих под влиянием смены форм и отношений собственности (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, В.А. Хащенко). Отношение к деньгам рассматривается как один из эмпирически выделенных компонентов экономического сознания. Осуществляется мониторинг отношения к деньгам в среде предпринимателей (О.С. Дейнека и др.). На основе изучения особенностей этнического мышления, концепции социального мышления (Е. Дрозд-Сенковска), модели индивидуального сознания (К.А. Абульханова-Славская) предпринимаются попытки исследования личностного отношения к деньгам (Г.Э. Белицкая), проводятся кросс-культурные исследования (О.С. Дейнека и др.). В.В. Новиков, С.И. Ерина и др. проводят многолетние комплексные исследования отношения к деньгам.

Кроме того, исследования по проблеме психологии денег в России представлены следующими направлениями: исследование денег в структуре ценностных ориентаций, так как предполагается, что существует единый механизм работы сознания личности как адаптационный, обеспечивающий процесс интеллектуального освоения социальной действительности (С.И. Ерина, О.С. Дейнека, Г.Э. Белицкая); социально-психологические особенности фактора удовлетворенности/ неудовлетворенности экономическим положением (Е.А. Угланова); деньги как символический объект (Е.В. Козлова, Е.А. Угланова); педагогические аспекты формирования монетарных отношений (С.Ю. Буренина).

Деньги являются многомерным объектом, связанным с культурой, и играют важную роль в человеческой деятельности. Рассматриваются различные значения денег, проявляющиеся в установках к деньгам и в характеристиках, связанных с ними (культура, социальное положение, пол и т.п.). Как отмечает В.В. Новиков, в качестве методологической основы понимания монетарных отношений используются различные психологические парадигмы: психоаналитические теории, теория развития Пиаже, бихевиоризм и методы и концепции социальной психологии.

Под отношением к деньгам О.С. Дейнека понимает «осознанное и субъективно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении. Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию».

Итак, можно сделать вывод о том, что монетарные отношения могут конкретизироваться в монетарных ценностях, монетарных потребностях, мотивах получения и использования денег, монетарных социальных установках. Указанные психологические образования выступают в роли регуляторов экономического поведения. В работе обосновывается правомерность использования данных понятий и даются их определения. В качестве структуры потребностей использована модель, предложенная А. Маслоу.

Таким образом, можно сказать, что психология денег - направление психологии <#"justify">2. Социально-психологические установки по отношению к деньгам

Мимолетный взгляд на отношение к деньгам и богатству в истории позволяет обнаружить еще несколько примечательных особенностей, главная из которых - это подобные качелям колебания от одного полюса отношений к другому. Вполне благосклонное отношение к деньгам в античности, где богатство почиталось как милость богов, сменяется порицанием сочности и любви к деньгам в эпоху средневековья, вновь возрождается в виде «капиталистического стяжательства», а затем снова порицается и искореняется государствами в ходе больших социальных экспериментов. Будь то распределительные системы стран «развитого социализма» или относительно меньшие по масштабам общества благоденствия в израильских кибуцах.

После радикальных социально-экономических перемен в России деньги стали значительно более важной частью жизни людей. Вместе с этим увеличилось количество психологических проблем, связанных с материальным благополучием. Однако анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что психология денег - пока мало разработанная тема. Имеется ряд различных исследований восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и поведения, касающихся денег. Единой теории или исследований по психологии денег пока нет.

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется главным образом их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Рациональным с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда, как в случае неврозов и зависимостей, действуют себе в ущерб, хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

С точки зрения психологии можно выделить целый ряд негативных установок по отношению к деньгам. На бессознательном уровне деньги, например, могут символизировать зло, болезнь и т. д. И в соответствии с этими представлениями люди строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существуют установки, которые отражают отношение человека не столько к самим деньгам, сколько к окружающей действительности в целом. Так, например, у человека может быть представление о том, что большие деньги можно заработать только тяжелым трудом; повышение уровня благосостояния может испортить отношения с близкими людьми; что большие деньги достаются только нечестным путем и т. д. Как бы человек не стремился на сознательном уровне повысить уровень своего благосостояния, на поведенческом уровне он будет сталкиваться с ситуациями, которые отражают его установки. Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу; а могут на бессознательном уровне быть символом обмана несчастья или даже смерти.

Как показывает практическая работа, источником установок по отношению к деньгам может служить родительская семья человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей. Особый интерес представляет научное исследование сознательных и бессознательных установок по отношению к деньгам, а также изучение денежного поведения, базирующегося на этих установках.

3. Психология богатства и бедности

При всех многочисленных трудностях, существующих у предпринимателей в отношениях с деньгами, они могут выглядеть как сущий пустяк по сравнению с некоторыми ситуациями, возникающими в тот момент, когда предприниматель, казалось бы, добивается своей цели и получает тот самый «миллион», то есть очень и очень большие деньги, о которых он мечтал изначально.

Следует отметить, что значительная часть предпринимателей проходит через этот этап относительно безболезненно, поскольку весь предыдущий опыт выживания и продвижения к поставленной цели уже закалил их и позволил вполне объективно оценивать свои возможности и силу денег.

И, тем не менее, можно встретить случаи, возникающие, как правило, именно на гребне первых финансовых успехов, о которых сторонние наблюдатели, партнеры или сотрудники предпринимателя обычно говорят: «человек испортился». В среде бизнеса для обозначения того же состояния чаще употребляется короткий и емкий термин «звездная болезнь».

Проявляется эта болезнь на удивление стандартно. «Заболевающий» ею человек становится невыносимо заносчив, не терпит ни малейших противоречий собственному мнению, с удовольствием при случае критикует окружающих, доказывая их полную несостоятельность, швыряет деньги налево и направо, стремясь произвести впечатление на других, часто делает нелепые, но вызывающе роскошные приобретения и т, д. и т. п. Так происходит до тех пор, пока сам он незаметно для себя не оказывается практически в полной изоляции, став невыносимым для других.

Парадоксально, что человек при этом вовсе не выглядит мрачным мизантропом, для которого характерны подобные формы поведения. Как раз наоборот - болеющие «звездной болезнью» зачастую очень живы, улыбчивы, энергичны и при поверхностных контактах привлекают своей энергией и лучащимся оптимизмом.

Все начинается с простейшей проверки неограниченности своих возможностей на примере давних детских неотреагированных желаний: мороженого - ящиками; машины - самой-самой; немедленного романтического путешествия и жадной беспрестанной смены впечатлений. Затем - вовсе не от злобности героя, а просто под влиянием сиюминутных импульсов или от недостатка времени, чтобы подумать над смыслом своих деяний,- встречающиеся на пути люди мимоходом превращаются в ослов, а ослы в людей, затем разрушается или игнорируется все, что пытается образумить героя или привести его в чувство, а, в конце концов, вокруг самого героя образуется настолько извращенная, перевернутая с ног на голову система человеческих отношений, что ему больше всего хочется как можно скорее убежать от нее подальше.

Деньги, подобно волшебной палочке, представляют собой такие же концентрированные возможности. По-видимому, возможности денег в сравнении с волшебной палочкой несколько более ограничены, но эти ограничения не столь велики, как хотелось бы полагать тем, кто на словах отказывается от желания обладания ими. Потому что здесь, как и во многих других ситуациях, связанных с острыми психологическими проблемами, надежнее полагаться на мнение тех, кто лично пережил опыт решения проблемы и знает о ней не понаслышке.

Обладание большими деньгами, прежде всего, проявляет свойства того человека, который ими распоряжается. Причем далеко не только те свойства, которые он знает в себе, но и те, о существовании которых он, возможно, и не подозревал. Используя терминологию К. Юнга, деньги, как и власть, способны проявить для человека его «тень», ту скрытую от осознания часть его личности, которая содержит все вытесняемые и не признаваемые им самим догадки о себе.

Встреча со своей «тенью» всегда непроста и неприятна. Человек, который хочет объективно понимать себя, должен быть готов к осознанию и этой сферы своего «Я». Но неподготовленность к этой встрече может стать по-настоящему опасной.

И ощущение «пустоты», или «бездны», возникает как раз в тот момент, когда человек внезапно обнаруживает, что казавшаяся ему важной и ключевой цель достигнута, но нет не только ожидаемого удовлетворения, но, что гораздо страшнее, нет и его самого. Есть другие люди, точнее, их представление о должном, есть необходимая атрибутика успешного человека, но все это внезапно перестает представлять интерес (потому что уже в основном достигнуто и получено), а вокруг нет ничего интересного, привлекательного, того, что радовало бы сердце или звало бы вперед.

Если говорить о полярно противоположном финансовом состоянии - бедности и ее психологического аспекта, то следует отметить, что в литературе не только существует такое понятие, как «психология бедности», но и проводятся исследования по данному вопросу. Бедные люди отрицательно относятся к «выскочкам» - людям с творческой жилкой, стремящимся внести изменения в рутину жизни. Среда бедняков использует все возможные средства давления, чтобы никому не дать подняться выше их уровня. Инстинктивный конформизм приводит к тому, что они стремятся соответствовать достижимым для их уровня обеспеченности стандартам, к тому же навязываемым средствами массовой информации. Все это создает фактор инертности, увековечивающий бедность. Даже маленькие дети равняются на менее одаренных. В этом возрасте в них уже заложена социальная норма, запрещающая «выделяться», быть «другими». Для них типичен конформизм - Как все, так и я! Вот характерные для них убеждения: синица в руке лучше журавля в небе; ищи надежную и не очень трудную работу - чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена - лучше смириться с ней и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни, тем больше доволен тем, что получаешь. Кроме того: скромность украшает человека, а деньги сами по себе не приносят счастье, поэтому не стоит о них думать, учиться зарабатывать, сохранять и приумножать.

На другую сторону бедности обращают внимание К. Маданес и К. Маданес (1998): «Бедность превращается в источник власти человека над теми, кто за него беспокоится. Если у меня ничего нет, я не только не могу ничего дать, но всегда должен получать».

Бедность ведет к пассивному насилию над окружающими людьми, к жесткому манипулированию ими. И бедность унизительна. Это показатель несостоятельности, тотального жизненного проигрыша.

4. Деньги в жизни современного гражданина России

Что же значат деньги для современного гражданина России? Приведем перечень утверждений, что же значат деньги в жизни современного российского интеллигентного человека, полученный при опросе наших соотечественников.

Деньги - это возможность жить, не думая о мелочах, это средство к существованию, возможность обучаться и учить детей, деньги - мощнейший энергетический источник, деньги - это причины конфликтов, войн и междоусобиц. Деньги обеспечивают потребность в безопасности, они же являются мощным источником беспокойства. Деньги оказывают мощный стимулирующий, возбуждающий эффект. Они мотивируют. Деньги - власть, престиж, привилегии, способность действовать, оказывать влияние на других, сопротивляться влиянию со стороны. Деньги - один из главных регуляторов жизни в свободном обществе. Они стимулируют инициативу и информируют о ее социальной ценности. Деньги это то, чего всегда не хватает. Кроме того, в литературе сообщается, что деньги это квинтэссенция мужской доблести. Любые выдающиеся мужские качества блекнут, когда не подтверждаются деньгами. Бедная женщина может вызвать сочувствие, а вот бедный мужчина презрение или, в лучшем случае, снисходительное отношение. Ведь женщина располагает значительно меньшими возможностями для заработка. Традиционно мир женщины - это ее дом, а дом мужчины - это весь мир.

Еще один важный вопрос. А что для вас обозначает отсутствие денег? Вот ответы на него. Отсутствие денег: слабость, зависимость от других, беспомощность, жизненный тупик; глупая, нелепая ситуация.

А вот какое отношение к деньгам высказывают зарубежные исследователи. Так Фогт Д.М (1998) пишет: «Я свободен. Я свободен для того, чтобы быть ответственным. Свободен для того, чтобы совершенствоваться духовно. Свободен, чтобы быть дома, когда мои дети придут из школы. Свободен выполнять мою работу потому, что она мне нравится. Свободен для того, чтобы изменить к лучшему жизнь миллионов людей. Свободен носить «слишком длинные» волосы. Я свободен быть лучшим, каким я могу быть, потому что я могу себе это позволить по одной единственной причине - у меня есть деньги!».

Приведем еще высказывание К. Маданес, К. Маданес. Они убеждены, что сегодня деньги - главное отражение материального мира, того «низменного» мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же - это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, «высшего» мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности. Впрочем, нормальные условия жизни в материальном мире - неотъемлемые условия духовности. В этом мире существует система вознаграждений и наказаний за те или иные виды поведения. Вознаграждением могут быть деньги, власть, любовь или признание. В школе дети получают признание, власть и любовь, но не деньги. С ролью денег, и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Источником родительской власти в семье служат деньги - родители могут их давать или не давать. Родители создают потребности у своих детей. Каждый раз, когда родитель делает ребенку подарок, он тем самым пытается создать еще одну потребность. Стабильное финансовое положение семьи часто влечет за собой скуку... Муж становится похож на старый, разношенный башмак: все его разговоры и поступки полностью предсказуемы, все в нем не интересно, ничто не вызывает острых переживаний. Так высказываются эти исследователи денег».

Тема денег - любимая и самая частая тематика разговоров. И все же нам важно помнить, что деньги - явление чисто социальное. Они необходимы только в обществе. Далеко в сибирской тайге или в устье великой реки Енисея, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой попросту лишний груз, который с трудом пригоден разве что для разжигания костра. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер. Когда люди договариваются об их стоимости. В стабильном, западном мире ценность денег меняется мало, тогда как в России и других восточных странах их ценность постоянно меняется, то резко возрастая, то падая.

Сегодня каждому из нас важно определить свое отношение к деньгам. Здесь возможны разные варианты. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег. Для другого просто нужно сводить концы с концами, а так деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, так как это понимается у нас в стране. Впрочем, критерии обеспеченной жизни у нас достаточно низкие. Есть люди, стремящиеся к финансовой независимости. Когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе, той или иной форме деятельности. И совсем немногие заявляют о том, что они желают и планируют стать богатыми. Для осознания своего отношения к деньгам жителю нашей страны важен либо глубокий самоанализ либо психологический тренинг.

Заключение

психология деньги установка население

Изучение психологии денег в нашей стране только начинается. Для исследований в этой области сейчас открывается обширное поле, т.к. переход России к рыночной экономике можно считать состоявшимся. В жизни каждого жителя постсоветского пространства деньги заняли гораздо более важное место, чем во времена социализма, и играют большую роль, чем для жителей экономически развитых западных стран. Российское общество стало более свободным, но при этом перестали быть гарантированы такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги. Отношение к деньгам, потребление и другие виды экономических установок и поведения - важная часть психологии современного человека, без которой невозможно понимание, как отдельных человеческих поступков, так и жизненного мира личности в целом. Явления и процессы, связанные с формированием в России потребительского общества, многообразны. Это и изменение установок по отношению к деньгам у разных групп населения и формирование нового жизненного стиля. Вместе с социально-экономическими установками, а иногда и опережая их, меняются и поведенческие привычки россиян, связанные с ритмом труда и досуга, характером потребления, распределением семейного бюджета и экономических ролей в семье. Советская идеология бытовой скромности и самоотверженного труда на «общее благо» сменяется этикой потребительского общества, с его ценностями профессионализма, высоких заработков и не менее высокого уровня потребления.

Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации. Таким образом, для психологов в нашей стране открывается широкая перспектива для изучения и исследования, т.к. тема денег и взаимоотношений людей и денег - практически безгранична.

Литература

1.Белицкая Г. Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления. - М., 2005.

2.Голофаст В.Б. <http://selfmoney.narod.ru/golof.htm> Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. - №5.

.Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003.

.Емельянов Е. Н., Поварницына С.Е. <http://selfmoney.narod.ru/emel.htm> Психология бизнеса. Часть 6. Психологические основы этики бизнеса. Глава 18. Отношение к деньгам. - М., 2006.

.Маданес К., Маданес К. <http://selfmoney.narod.ru/madanes.htm> Тайное значение денег/ Пер. с англ. А. Д. Иорданского.- М., 1998.

.Макаров В.В. <http://selfmoney.narod.ru/makarov.htm> Деньги в профессии и жизни. Лекция № 40 // Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 2000.

.Пястолов С.М., Задорожнюк И.Е. <http://selfmoney.narod.ru/predisl.htm> Психологический прорыв в экономической теории // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 4.

.Резвова И. Е. Экономическая психология: установки по отношению к деньгам. - М., 2005.

.Семенов М. Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_18.htm> Методы изучения монетарных отношений (отечественная практика) // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы седьмой научно-практической конференции для Круглого стола IV Байкальского экономического форума / под. общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

.Семенов М. Ю. <http://selfmoney.narod.ru/semen.htm> Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2004.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_01.htm> Методический подход к изучению понятия деньги в структуре ценностей человека (тезисы доклада). - Омск: ОмГУ, 1999.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_11.htm> Особенности отношения к деньгам у самореализующихся людей // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы Международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г., Т.2 / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. - М., 2003.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_05.htm> Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).- Июнь, 2001. - Вып. 15.

.Тугарева Е.В. <http://selfmoney.narod.ru/prog_t.htm> Программа курса лекций «Экономическая психология» для психологических факультетов. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.

.Фенько А. Б. <http://selfmoney.narod.ru/fenko.htm> Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1 - 2000.

.Хащенко В.А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания. - М., 2005.

.Шелкопляс Е.В. <http://selfmoney.narod.ru/shel.htm> Деньги, собственность и массовая психология: психолого-экономическая утопия. - М., 2005.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!