Психология денег
Содержание
Введение…………………………………………………………………....…….3
1. Понятие и сущность денег……………………………………………...…….5
3. Типы личности по отношению к деньгам ………………………………….12
2. Психология отношения людей к деньгам……………………………..……14
4. Управление людьми с помощью денег……………………………….……..23
Заключение………………………………………………………………..……..25
Список использованных источников……………………………………..……27
Введение
Актуальность темы. Как ни сильна власть денег над
душами людей, она все же не отменяет ни других факторов, воздействующих на
настроение и поведение, ни основных параметров структуры личности или
закономерностей ее формирования. Человек остается самим собой - и в качествах,
присущих ему индивидуально, и в том, что роднит его с другими представителями
его социального, возрастного, культурного типа. И, тем не менее, везде, где
хотя бы краешком присутствуют деньги, возникает какое-то новое качество, сам
характер протекания психических процессов неуловимо изменяется, и при этом так,
что у совершенно разных людей эта реакция оказывается одинаковой.
Деньги в отличие от слов, имеют числовое выражение. И для их
функционирования в обществе используется специальный язык. В этом специфическом
денежном языке мы осуществляем общение, когда используем такие выражения, как
«деньги», «стоимость», «товар», «цена», «зарплата», «доход» и т.д. Легко
видеть, что мы используем денежный язык чрезвычайно широко, наверное, не менее
чем в половине всего объема речевого общения. На уровне более высоких структур
– предприятие, государство – значимость и удельный вес денежного языка
возрастают еще больше.
Через деньги и денежный язык осуществляется управление
обществом. Причем это управление по большей части не имеет своего управляющего
субъекта. Денежное управление есть более высокий уровень общественного
управления, именно в его бессубъектности и лежит его более высокий гуманизм. В
будущем все большая и большая часть функций управления обществом будет
возлагаться на деньги.
Деньги заколдовывают
людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают
наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар,
который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них.
Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех
пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают
для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная,
повторяющаяся, меняющая маски загадка
Еще одна важнейшая особенность денег состоит в том, что они
возникают, и они используются лишь в достаточно больших социумах. В малых
социумах деньги не могут использоваться, и они не работают. Никто не использует
деньги на пространстве такого малого социума как семья. Никто не подумает
использовать деньги внутри малого коллектива, к примеру, экипаж космического
корабля, в коллективе замкнутой экспедиции, в малых поселениях и т.д. Денежные
отношения появляются и активно используют лишь в больших социумах, насчитывающих
миллионы и даже миллиарды членов. Именно там, где прямо управление от человека
к человеку становится малоэффективным, там и возникает денежный управляющий и
контролирующий инструмент.
Цель курсовой работы –
изучить психологию денег.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность денег,
2) Выявить основные функции денег,
3) Проанализировать наличные и
безналичные деньги в обороте,
4) Рассмотреть современную денежную
систему.
Объект исследования – деньги. Предмет исследования
– влияние денег на отношения в обществе.
1. Понятие, сущность и необходимость денег
для общества
Деньги являются мощным средством объединения общества в единый
организм. Например, в таких обществах, как рабовладельческое или феодальное, в
которых денежные отношения играли сравнительно небольшую роль, человеческое
общество было резко расслоено на отдельные социальные слои, а также было
разделено на территориальные единицы, мало связанные друг с другом. Широкое
развитие денежных отношений способствует территориальной и социальной консолидации
общества. Однако в определенных условиях деньги могут играть и функцию
фрагментации общества на отдельные территориальные суверенные единицы.
Почему и когда возникла потребность в деньгах? Утверждается,
что они нужны для описания производства. Но вот женщина целый день занимается
домашним производством, дачник трудится целый день в саду. Но никто даже и не
подумывает о том, чтобы описывать это производство в деньгах. Иногда говорят,
что деньги нужны для описания общественного производства. И это тоже неверно.
Кто усомнился, что пирамиды Египта, дворцы Ниневии и Древнего Рима были плодом
общественного производства. Но для этого производства тоже не требовалось
денежного описания.
Деньги потребовались, когда возникла особая форма организации
производства. И строительство пирамид, и работа в домашнем саду есть тип
производства, который можно назвать «авторизованным» производством.
Производитель знает, для кого он производит. Вся информация между потребителем
и производителем осуществлялась на уровне межличностного интерфейса (связи).[1]
Экономика описывает такие связи, а деньги их измеряют. Деньги
есть информационно-измерительная институция экономики. Аналогично тому, как
расстояние есть подобная же институция в геометрии или геодезии.
Таким образом, деньги есть всего лишь инструмент (в широком смысле слова)
экономики. Деньги дают экономике меру и число. Вне экономики есть производное
от вполне определенной и исторически обусловленной организации человеческого производства
(есть и нечеловеческое производство, например, у общественных насекомых).
Деньги – одно из высших проявлений человеческого гения.
Человек придумал измеритель того, чего нет в природе, что никакими
естественными приборами измерить невозможно. В современном мире нет большей
силы, чем деньги.
Некоторые люди
могут сказать, что отношение к деньгам скорее зависит не от принадлежности к
тому или иному полу, а от личности человека, его воспитания, тех установок и
моделей, которые прививали с детства родители. Однако немало и тех, кто
утверждает, что пол человека действительно предопределяет отношение к деньгам.[2]
Деньги развязывают войны и создают благосостояние целым
странам и регионам. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая
часть преступлений. И одновременно люди делают величайшие изобретения, идут на
подвиги, покоряют миры, открывают новые земли и глубины.
Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена
жизнь современного человека, государств и всего мирового сообщества.
Деньги – выдающееся достижение человеческого духа. Деньги
создали нынешнюю цивилизацию. Без денег человек до сих пор бы одевался в
звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе
подобных, превращенных в рабов.
Роль денег в истории постоянно возрастала и сейчас наша цивилизация
достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще
сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества,
которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни
чрезвычайно ограниченно. Конец двадцатого века – эпоха полной и тотальной
«деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире деньги стали
таким же предметом первой необходимости, как вода, воздух и пища. В сегодняшнем
обществе человек, лишенный денег, обречен буквально на смерть в кратчайшие
сроки. Он может ходить по городу, магазины которого ломятся от продовольствия,
и будет умирать с голоду, если у него нет денег.
Обществом можно управлять либо винтовкой (силой), либо с
помощью денег. Люди, управляющие обществом через деньги отнюдь не горят желанием
делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой
сфере специально создаются мифы и дезинформации, общественное внимание
направляют на всякие второстепенные вопросы, отвлекая общество от действительно
кардинальных вопросов. И потому мы в качестве первой задачи мы ставим задачу
разъяснения обществу механизмов, с помощью которых осуществляется управление им
в интересах определенных отечественных, а в еще большей степени иностранных
сил.
Как вы относитесь к
деньгам? Если этот вопрос прозвучит в философском, мировоззренческом контексте,
ваш ответ, скорее всего, будет таков: деньги - это зло, они портят людей, они
вносят яд в самые чистые человеческие отношения... Если же перевести разговор в
обычный житейский план, то вы, прислушаетесь к себе, сразу почувствуете, что,
прежде всего, надо уточнить: о каких деньгах идет речь - имеющихся или
отсутствующих?
Простейший ряд ассоциаций
сразу же выявит полярность этих двух отношений. Деньги со знаком
"плюс" - те, что уже лежат у нас в кошельке или реально могут быть
получены в будущем, - вызывают сплошь положительные, согретые мажорными
эмоциями ассоциациями: с приобретением принятых и нужных вещей, с хорошо
проведенным отпуском... Ну, а ассоциации, вызываемые деньгами, которых нет,
звучат мелодией похоронного марша: с истрепанными туфлями, которые вы обречены
надевать, с бесчисленным множеством неизбежных отказов и запретов, с тревогами
по поводу того, что любая внештатная ситуация может поставить вас в тупик...[3]
Эта остроконечная
реакция, присущая всем без исключения людям, определяет влияние денег на наше
поведение. Нет, речь не идет тут о ситуациях, в которых деньги играют роль
определяющего фактора - типа тех, когда мы так или иначе действуем, чтобы их
заработать или сохранить. Тут именно деньгами полны все наши мысли, и мы это
ясно осознаем, никаких психологических парадоксов в этом нет. А вот что
действительно представляет интерес - это совсем недавно открытая способность
денег управлять нашим поведением на уровне подсознания. Мы даже не фиксируем
четко в подобных, что речь идет о деньгах, тем более не признаемся себе, что
это именно они заставили нас совершить какие-то шаги. Однако в экспериментах
это проявляется со всей очевидностью.
Что здесь самое
примечательное - никакого значения не имеет, в каких размерах заглатывается
наживка. У нас есть такое выражение - "это не деньги". Так мы
пренебрежительно называем небольшие суммы, явно не соответствующие масштабу
наших намерений и планов. Отсюда следует, что деньги, как таковые, начинаются
только с какого-то определенного количественного рубежа, а все, что ниже, - это
что-то иное, пустяк, сор. Когда у нас счет пошел на тысячи и миллионы, люди,
требующие у кассира точного, до рубля, расчета, вызывали у многих улыбку:
только детям отдавать в игру нашу звонкую монету, ни на что другое она не
годится! Зато бессознательные импульсы не делают никаких различий между разными
по достоинству денежными знаками. Покупательная способность, валютный курс -
ничто в этом роде во внимание не принимаются.
Есть ходовая пословица -
"не в деньгах счастье", и хоть все понимают, что до полного
следования этому принципу обычному человеку надо расти и расти, в философском
плане пословицу эту принимает, по крайней мере, большинство. Хотя бы потому,
что слишком много перед нами проходит очень богатых и очень несчастных людей.
Однако психология денег
не то что опровергает эту народную мудрость, но выводит нас на иной, я полагаю
- более высокий, уровень понимания. Оказывается, в деньгах заключено если не
счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для
счастливого состояния. Как точно говорил Толстой: "Счастье не в самих
деньгах, а в том факте, что я обладаю ими…».[4]
Собственность и деньги
как атрибуты экономической жизни обозначают имущественно-экономический статус
человека, что принято связывать с понятиями: бедный, богатый, среднего
достатка. Психологи выяснили, что эти вещи прямо не связаны с чувством
удовлетворения от жизни и состоянием счастья. Но эти реалии доставляют людям
много как удовольствий, так и неприятностей. И деньги и вещи связаны с
материальной стороной жизни, значимость которой люди воспринимают и оценивают
по разному. Чего только стоит быль (ставшая легендой) о «бочке Диогена»!
Греческого мудреца
Диогена Синопского (400 в. до н.э.) пригласили учительствовать в Кранийскую
гимназию. Наниматель забыл похлопотать о его жилье, и философ обустроился в
глиняной бочке для хранения зерна и вин (пифосе). Однажды Диоген грелся на
солнце, над ним остановился Александр Македонский, уже овеянный славой
завоевателя мира, и сказал: «Проси у меня, что хочешь». В ответ он услышал: «Не
заслоняй от меня солнца».
Поступок Диогена можно
объяснять и гордостью, и презрением к суетности жизни - славе, власти,
богатству а также верностью собственным жизненным принципам, один из которых
гласил, что все в мире принадлежит мудрецам. Он доказывал это такими доводами:
«все в мире принадлежит богам; мудрецы - друзья богов; а у друзей - все общее;
стало быть, все принадлежит мудрецам».
Прожив девяносто лет,
Диоген постоянно находился в поиске. Рассказывают, что среди бела дня он бродил
с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека». Попробуем вслед за Диогеном искать
«человеческое» в деньгах и вещах.
Причины переживаний людей
чаще всего определяются не физическими объектами (вещами, деньгами), а тем, как
мы к ним относимся. Психологи нашли, что важными факторами «денежного и
вещного поведения» являются:
личностные отношения,
характер, пол, возраст;
профессиональные
склонности и способности (например, коммерческая хватка);
тактика и стратегия
поведения (цели жизни, направленности деятельности; ценности, установки,
уровень самосознания, личностные смыслы).
Остановимся на понятии
«отношение». Удовлетворяя нетерпение тех, кто торопится стать богатым, даем
ответ: решение находится в системе личных отношений к миру. Личное отношение
- это многокомпонентная система представлений человека о действительности.
Мы выражаем суждения о событиях, предметах, людях, идеях словами «хорошо -
плохо», «подходяще - неподходяще» и др. (субъективно-оценочный компонент);
«хочу - не хочу», «надо - не надо» (сознательно-избирательный компонент);
«было - не было», «знакомо - не знакомо», «знаю - не знаю» (опыт). В систему
отношений включаются историческая эпоха, классово-групповая принадлежность
человека и его функции в обществе, мера его влияния на общественные институты
- политику государства, законы, нормы. Эти реалии также связаны с отношением
людей к вещам и деньгам.
Например, эпоха
перестройки в России изменила отношение людей к проблемам бедности - богатства
и оценке денег. Обострились чувства людей к количественной стороне вещей и
денег, и это вызвано объективными условиями общества. По данным Института
экономики переходного периода, в стране на начало 2001 г. насчитывалось 34,7 %
бедных, живущих ниже прожиточного минимума (грань физического выживания
человека).
Психологические причины
бедности в России, с одной стороны, - резкий переход от советского социализма к
рыночному капитализму, издержки экономической политики государства; с другой -
психологические особенности людей: стратегия сиюминутных целей, внешний
контроль над ситуациями (надежда не на себя, а на случай, удачу на других людей
и государство), слабое стремление к успеху (преобладание мотивации избежания
неудачи), низкая самооценка.[5]
Предыдущая эпоха плановой
советской экономики искажала представления об имущественно-денежных отношениях.
В ней разорвалась связь «количество, качество труда - уровень жизни». Люди лишились
не только опыта обращения с деньгами и собственностью, но, насильственно, и
благополучного экономического статуса. Речь идет о поколении людей, активная
профессиональная деятельность которых пришлась на доперестроечный период. Все
их богатство теперь - это личное достоинство, память о военных и трудовых
доблестях, пенсия, по размеру не дотягивающая до прожиточного минимума, вечная
надежда на то, что дети и внуки будут жить лучше. Вот только бы не забыли:
терпение и труд - все перетрут.
Согласно статистике, 1,5
% населения владеют ныне примерно 65 % национального богатства страны. Около 70
% доходов от национального достояния сконцентрированы в Москве, а на окраинах
страны люди лишаются тепла и света. Такой перекос действительности влияет на
благополучие нашей психики и сознания.
2. Типы личности по отношению к деньгам
Само по себе отношение к
деньгам, настрой на деньги, пронизывающий сознание человека, является своего
рода энергией, силовым полем, подобно магнитному полю. Если ваше отношение к
миру денег неуважительно, негативно или противоречиво, то при самом высоком
профессионализме трудно рассчитывать на успех. В лучшем случае плодами ваших
трудовых достижений воспользуются другие, более хитрые и расчетливые, энергия
взаимоотношений с деньгами у которых будет мощнее, нежели у вас. Поэтому надо
работать над своими отношениями с миром денег, делая их более позитивными.
Если исходить из
феноменологии личностно зрелых людей, то специфика монетарных отношений,
предположительно, проявится в социальных установках, мотивах использования
денег, денежных потребностях и степени их удовлетворения. У них существенно
ниже ценность денег, деньги воспринимаются как средство в жизни наряду с
другими средствами (время, знания, опыт и т.п.), выше степень удовлетворения
потребности в деньгах.
Таинственная сила денег
разделяет людей на разные типы. Одни их умеют притягивать, другие, сами того не
понимая, отталкивают от себя деньги, даже если при этом страстно мечтают о
богатстве. Третья категория склонна к скопидомству, и изо всех сил старается сберечь
накопленное. Четвертая — относится к заработанным или свалившимся на голову
деньгам столь легкомысленно, что при первой возможности норовит их потратить.
Неважно, на что и как. Деньги просто жгут им карман. Пятая группа стремится к
большим деньгам, а шестая довольствуется малым.
Растет уровень
потребностей — растут и способы удовлетворения эгоизма. Человеческие амбиции
проделали значительную эволюцию — от желания удовлетворять свои естественные
потребности до жажды покорять природу, мир, а теперь и осваивать для своих нужд
Космос. В основе этого — неукротимая потребность человека в получении и
обладании.
В принципе, желание обладать деньгами есть у каждого. Деньги имеют
поразительную власть над людьми: один их вид зачастую порабощает молча —
достаточно просто показать нужную сумму, и вопрос будет решен. Животным, к
примеру, предлагать деньги бесполезно — их проще “купить” за еду. Люди же
склонны абсолютизировать деньги, считать их эталоном общественного признания, а
то и мерилом своего “я”. Это ложная и опасная программа. У денег есть
действительно ценное свойство: они гарантируют вам возможность преодоления
жизненных сложностей и свободу действий. И вот в этом смысле они нужны и просто
необходимы, и к ним нужно стремиться как к освобождающей вас силе. Ибо свобода,
лишенная материального подкрепления, сужается до рамок жестокой необходимости.
А финансовое неблагополучие почти всегда является причиной эмоционального
дискомфорта.
Скряга" копит
деньги, что само по себе является увлекательным. Он часто испытывает страх
потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со
стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от
защищенности с помощью денег.
"Транжир"
демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в отношении
своих расходов, особенно в момент депрессии, ощущения своей незначительности и
чувства отверженности. Тратоголизм — его короткоживущая отдушина, которая в
итоге приводит к чувству вины.
"Денежный
мешок" полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются
как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он
уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять
окружающим миром, и тем более он будет счастлив.
"Торгаш" навязчиво
охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за
меньшие деньги обеспечивает чувство превосходства. Он чувствует себя
раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую
спрашивают.
"Игрок" чувствует
себя бодрым и оптимистичным, принимая в.. ощущения власти, которое приносит
выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи
поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.
Отсутствие денег
воспринимается как неприятность, которая побуждает к действиям, меньше
переживаний из-за отсутствия денег, отсутствие денег не вызывает сильные
негативные эмоции. В правилах обращения с деньгами у личностно зрелых людей
преобладают описания закономерностей, связанных с существованием денег, в
денежных установках чаще выражен когнитивный компонент, в нетипичных денежных
ситуациях активизируются денежные установки на рациональное потребительское
поведение. Личностно зрелые люди ведут контроль над своими финансами, чаще
ориентированы на использование денег для рациональных, запланированных покупок,
а также для саморазвития, познания, путешествий. Они более склонны помогать
другим. Личностно зрелые люди чаще приписывают себе авторство монетарных
социальных установок в виде жизненных правил, у них выше степень следования
жизненным правилам, часть социальных установок по отношению к деньгам
образуется в период хронологической зрелости.
3. Психология отношения людей к
деньгам
Любую форму собственности
можно превратить в деньги. Деньги - это имущество, которое может быть обменено
на другие блага. Это «универсальные предметы для обмена». Быть мерой стоимости
- первая функция денег. Другие функции денег: посредничество в обмене благ,
средство платежа и накопления - за 10-тысячелетнюю историю денег изменились
мало. Деньги по форме и количественному содержанию менялись с развитием
цивилизации, политических событий. Неизменным оставалось их воздействие на
психику людей.
Массовое влияние
оказывают деньги на психическое состояние людей во время инфляции. Инфляция -
рост средней цены благ. Это не рост стоимости жизни, а падение покупательной
способности денег. Инфляционные процессы смещают действия людей
следующим образом. Во-первых, происходит перераспределение богатства. Во-вторых,
люди вынужденно расходуют ресурсы в попытке предупредить непредсказуемое.
В-третьих, возникают конфликты между субъектами экономической деятельности.
Снижение стоимости денег
вызывает непредсказуемость и замедление темпов производства и доходов,
меняются взаимоотношения партнеров по бизнесу положение на рынке труда (растет
безработица). Социологи, экономические психологи считают, что людей нужно
готовить к грядущим экономически финансовым изменениям, чтобы предупредить
депрессивные настроения как в организациях, так и у отдельных людей.
В работах А. Б. Фенько и
профессора Санкт-Петербургского университета О. С. Дейнеки приводятся данные
многочисленных психологических исследований о восприятии денег людьми, об
отношении к деньгам, о денежном поведении людей.
Исследователи Р. Манро и
Н. Хичкок в 1976 г. сравнивали средний доход на душу населения и средний
размер денежных знаков в 84 странах. Оказалось, что в странах с наименьшим
доходом купюры и монеты были большего размера. Видимо, в этом заключается национально-психологический
компенсаторный механизм неудовлетворительного экономического состояния страны.
ценностное отношение к
деньгам и экономический рост в стране связаны положительными корреляциями;
ценность денег и доход на
душу населения связаны обратно пропорциональной зависимостью: чем выше доходы
государства, тем меньшей самоценностью являются для людей деньги;
деньги - это
инструментально-символическое средство социального взаимодействия.
Согласно В. Филпатрику,
деньги для людей могут являться символами: удачливости, благополучия;
социально приемлемых атрибутов бытия; морального зла; обеспечения комфорта;
консервативной коммерческой ценности.
Гольдберг и Левис в 1978
г. методом наблюдения и анализа историй болезни изучали парадоксы, связанные с
деньгами: ложь, противоречия, непоследовательность, проблемы, надситуативные
обстоятельства. Они выделили у нервно-психических больных такие символы
денег: безопасность, сила, любовь, свобода. Причем одни из них стремятся к
безопасности посредством денег, тем самым отчуждаясь от других людей; иных
преследует страх быть оскорбленным, отвергнутым, который перерастает в страх
быть ограбленным. В поведении это проявляется в синдроме экономической
осторожности: в накопительстве, отказе себе во всем, поиске во всем выгоды,
денежном фанатизме («плюшкинизме»). Эти люди обычно страдают психосоматическими
недугами.
Деньги являлись символом
любви для людей, обделенных ею в детстве. Они утрировали возможность и
необходимость покупать - продавать дружбу, любовь, использовать деньги и
подарки как знак любви. У людей, притеснявшихся в детстве, деньги
символизировали источник свободы от других и власти над другими.
Форман в 1987 г.
разработал классификацию денежных комплексов и выделил следующие типы
личностей: скряга, транжира, торгаш, игрок, денежный мешок. Он изучил неврозы,
связанные с оплатой налогов, составлением завещаний, накоплением, кредитными
картами.
Люди, проявляющие
поведение типа «скряги». копят деньги увлеченно. Их сопровождают частые
переживания: то страх потерять деньги, вещи, то беспокойство по поводу того,
что окружающие им не доверяют. Для них имущество - это защита. Транжиры с
помощью навязчивой траты избывают чувство отверженности, низкую самооценку состояние
депрессии (сниженное настроение). Но это поведение опять возвращает к чувству
вины, как бы ни старались они поддерживать свое обесцененное «Я». Человек типа
«денежный мешок» поглощен зарабатыванием денег для повышения статуса в глазах
других. Он покупает свое могущество. «Торгаш» ориентируется на «купить
подешевле, продать подороже», чтобы утвердить свое превосходство в
экономической ловкости. «Игроки» обретают чувство бодрости и оптимизма, когда
ощущают вызов фортуны. Им важно переживание риска.
Фенэма в 1984 г в
Великобритании также изучал содержательные характеристики отношения к деньгам.
Он выделил 6 факторов, влияющих на «денежное» поведение: пол, возраст,
социальное окружение, экономический статус, социальное положение, личностные
особенности.
Так, женщины больше, чем
мужчины, подвержены фанатизму и навязчивым идеям о деньгах. Они больше
убеждены, что количество денег зависит от усилий и способностей. Мужчины высоко
ставят деньги в списке общечеловеческих ценностей. Отличались только мужчины
Индии и Норвегии, для которых шкала человеческих ценностей не начиналась с
денег. Мужчины более компетентны и рискованны в обращении с деньгами; женщины
чаще, чем мужчины, раздражаются из-за отсутствия денег и чаще завидуют тем, у
кого денег много. Что касается возраста, выяснилось: молодые чаще одалживают
деньги, люди пожилого возраста предпочитают делать накопления.
Личностные различия в
денежном поведении проявились следующим образом: экстраверты открыто относятся
к деньгам, они беззаботнее интровертов. Уверенность в себе также влияет на
отношение к деньгам. Моты и транжиры менее уверены в себе и у них менее устойчивая
самооценка. Их транжирство компенсирует заниженную самооценку, но не надолго.
Правда, транжиры соматически более здоровы, чем люди, отказывающие себе во имя
накоплений и сбережений. Осторожные в тратах люди чаще не удовлетворены
жизнью.
В зависимости от доходов,
экономического статуса испытуемые различались так. Богатых воспринимают
здоровыми, счастливыми, приспособленными; бедных - неудачниками, несчастными,
неприспособленными. Материальное положение влияет на восприятие одного человека
другим. Исследователи не указывают, как именно, но, по жизненным наблюдениям,
это соответствует поговорке «сытый голодному не товарищ». Состоятельные люди
чаще теряют чувствительность к материальным проблемам других. Они становятся
жестче, строже, расчетливее, хладнокровнее к финансовым реалиям, чаще всего они
презрительно или безразлично относятся к людям с меньшими доходами. На
восприятие людьми друг друга в зависимости от экономического статуса, влияют
также все остальные факторы: пол, возраст, личностные особенности.
Чем больше доход в семье,
тем в ней больше разногласий по поводу трат и вкладов. Разговоры о доходах,
как оказалось, это закрытая тема для людей. 57 % опрошенных считают необходимым
скрывают доходы; 97 % - готовы рассказать о доходах супругу; 52 % - родителям;
44 % - другу; 29 % - сотруднику; 18 % - брату и сестре.[7]
Есть связь между
материальной озабоченностью и удовлетворенностью. Озабоченные не удовлетворены
жизнью, предмет их заботы долги, малые сбережения, переживание потери
финансового контроля, преобладает неуверенность в себе, неудовлетворенность
дружескими отношениями. У озабоченных денежными проблемами людей чаще
проявляются гнев, тревожность, беспомощность, депрессия.
Другие исследователи
приводят такие данные. Люди, ориентированные на высокий экономический статус,
вещизм, накопительство, меньше удовлетворены жизнью вообще, чем те, у кого
превалируют духовные и социальные ценности.
Группа ученых
Санкт-Петербургского государственного университета изучала отношение к деньгам
представителей российской вузовской и технической интеллигенции, банкиров,
предпринимателей, «челноков» и сравнивала его с поведением канадцев и
англичан.[8] Методом исследования служил
адаптированный опросник Фенэма. Были получены следующие результаты.
Деньги в сознании
респондентов наделялись такими функциями, как самоценность, самооценка, власть,
финансовый контроль, источник отрицательных эмоций, средство «психотерапии»,
мерило способностей, финансовая успешность, моральное зло, критерий социального
неравенства.
Для представителей
российской группы самоценность денег оказалась сильной: они проявляли большую
зависть к тем, у кого больше денег, и большее презрение к тем, у кого их
меньше. У интеллигенции нет опыта накопительства, они не могут заставить деньги
«работать».
Российские респонденты
были больше недовольны финансовым положением, имели меньше фантазий, планов по
поводу денег. В целом, соотечественники пассивно относились к соответствию
между вкладом и отдачей за свой труд.
Деньги как власть над
другими людьми российские респонденты чаще отрицали в открытых вопросах, а в
закрытых допускали такие варианты поведения. Деньги как регулятор финансов
обозначают компетентность и точность в вопросах своего бюджета. Россияне чуть
больше осведомлены о состоянии своего кошелька и позволяют в конце месяца себе
расточительное поведение.
Отрицательные эмоции -
страх потерять деньги, чувство вины, тревога, комплекс неполноценности по
поводу денежных проблем - в целом, россиянам оказались свойственны меньше, чем
группе иностранных испытуемых. Это выражалось в меньших переживаниях из-за
неудачной покупки, большей легкомысленности в денежных тратах при большей
неудовлетворенности финансовым положением. В обыденном экономическом поведении
россияне менее активны и инициативны, меньше торгуются, меньше спорят о
деньгах, меньше о них думают, легче дают взаймы. «Психотерапевтическая» функция
денег значима для женщин: им свойственно чаще тратить деньги в депрессивном
состоянии и больше фантазировать о деньгах (то же свойственно и молодежи).
Убежденность в том, что
деньги являются мерилом способностей, ярко выразилась у банковских работников.
Они думают, что их так высоко оплачивают (по сравнению с другими служащими,
специалистами России) за выдающиеся способности. Россияне более скромны
относительно оплаты за труд и свои усилия, чем англичане (деньги как
«финансовая успешность»).
Функция «деньги -
моральное зло» межкультурных и национальных различий не выявила. Презрение к
деньгам связано с затруднениями в принятии решений о тратах. Возможно, это
зависит от денежной компетентности. Количество денег для россиян не является
критерием социального сравнения: соотечественники меньше были согласны с
утверждением, что люди сравнивают друг друга по счету в банке.
Те же исследователи
изучали влияние на «денежное» поведение классовой принадлежности, социального
положения, особенностей культуры. Оказалось, что на поведение больше влияет
классово-групповой признак. Канадцы проявляют большую зрелость и
компетентность в деньгах. По остальным функциям денежное поведение интеллигенции
совпало. Банкиры ограничивают себя в тратах. Предприниматели считают, что
деньги очень важная для них реальность, фактор безопасности, надежности,
влияния на людей власти. Они контролируют кошелек, любят наличность, реже
используют деньги как терапию, не транжирят. Деньги для предпринимателей -
социальная ценность, предмет гордости, оценка труда, эффективность и
адаптированность в мире, престижность.
Самыми острыми для людей
являются вопросы: «Как стать богатым?» и «Связаны ли деньги и счастье?».
Исследования Go1dthorpe и других (1987) показали, что
две трети британцев богатство наследуют и лишь 7 % представителей низшего
класса попадают в высший класс. Ученые выявили: чтобы стать богатым, необходимы
соответствующая мотивация, профессиональная карьера, образованность и умение
удачно вкладывать заработанные деньги.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса
потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах
деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в
себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и
экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и
политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и
психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
Людей, имеющих в своем
активе миллионы и миллиарды, отличает уважительное и ровное к ним отношение,
имеющее на Западе глубокие корни. Деньги для них – средство самореализации, но
не самовыражения. Именно благодаря деньгам они стали реалистами, имеющими
привычку контролировать свое настоящее, а значит, иметь совершенно предсказуемое
будущее. Кроме того, они – лидеры сильных родов. Именно этим капиталисты
отличаются от “новых русских”.
Чем в этом плане
выделяются они? Наших миллионеров отличает некоторый испуг и суетливость. Испуг
связан с тем, что в СССР была потеряна преемственность владения и управления
большими состояниями. Кроме того, у нас в крови сидит страх, что в один
прекрасный момент придут суровые дяди с ордером и при наганах и, ни слова не
говоря о ваших правах, зачитают только что вышедший закон “Об экспроприации экспроприаторов”.
Вот новоиспеченные миллионеры и суетятся, вкладывая целые состояния в землю,
недвижимость и в яхты где-нибудь на Западе, но только не у себя дома, на родных
пепелищах. Им кажется, что они обеспечивают свое будущее, самовыражают себя, но
на самом деле вкладывают деньги в пассивы, где они оседают балластом. А еще
большинство из них не стали Лидерами своих родов...
Фактически, деньги, как
кровь финансовой системы, выводятся из оборота, из настоящего времени, где они
считаются деньгами. В кубышке или в недвижимости – это уже не деньги, а мертвый
капитал. Представьте себе, что человек, озабоченный своим будущим, накопил про
запас несколько литров крови, выведя ее из своего организма? Вы скажете, что
это дикость, кровь, выведенная из организма, – уже не кровь. Вот так и с
деньгами, которые, будучи выведенными из оборота, таковыми считаются чисто
условно. Мертвый капитал он и есть мертвый, потому что неживой.
Кроме этого, человек,
занятый подобными хлопотами, находится то в прошлом, то в будущем, но только не
в настоящем. Будущее таких владельцев капиталов – полная непредсказуемость.
Кто-то теряет деньги, кто-то голову, а некоторые – и то, и другое!
В то же время основной
процент электората витает кто где. Большая доля вины в этом лежит на религии и
государстве, которым очень выгодно легкомысленное отношение человека к деньгам.
Они кровно заинтересованы в том, чтобы он, легко расставшись с деньгами
сегодня, назавтра ни свет, ни заря пулей летел на работу, где снова заработает
деньги, чтобы с легкостью потратить их на то, что рекомендует покупать реклама.
За судьбу своих деревянных денег он может не переживать, основная их масса
пойдет на содержание чиновничьего аппарата и различных структур. Секрет
виртуальных денег заключается в том, что отнять их у человека трудно, почти
невозможно!
Счастливы ли богатые? Как
оказалось, четкая связь между доходами и благополучием наблюдалась у тех, чьи
годовые доходы ниже 15000$ и выше 100000$ (Diener и др., 1988). Люди,
относящиеся к средней группе этой выборки, чаще испытывают волнения и
недовольства, связанные с динамикой доходов. Неожиданно обрушивающиеся выигрыши
также приносят больше беспокойства, чем удовлетворения от появившегося
состояния. Действительное же счастье и удовлетворение жизнью составляют: досуг,
семья, работа, качество жизни, друзья, сексуальная жизнь и здоровье, но не
деньги.[9]
Как же становятся
богатыми в России? Воруют и мошенничают, случайно оказываются рядом с
«кормушкой», «вовремя» отказываются от морально-нравственных общественных
стереотипов, «изживших» себя; соображают и удачно вкладывают деньги, работают -
и это главное! Видимо, других способов нет.[10]
Чтобы стать богатым, необходимо
«заглянуть» в себя - есть ли в глубине души такое желание? И в соответствии с
найденным ответом - поменять тактику, стратегию и отношение к жизни.
4. Управление людьми с помощью денег
Управление при помощи
денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений.
Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником.
Недостаточное выделение средств на те или иные области человеческой
деятельности приводит к свертыванию этих видов деятельности, и другим
негативным явлениям.
Лишь вслушиваясь в себя и
собственные желания, проявляя настойчивость и рискуя, то есть, совершенствуя
свое отношение к миру денег, вы добиваетесь успеха и в жизни и в обществе.
В сферу отношения
человека к деньгам, конечно, входит отношение к большим деньгам (богатство) и
маленьким деньгам (бедности). Богатые люди получаются из тех, кто лишен
комплексов и отторжения от мира денег. Хотя нередко бывает, что ради достижения
цели им приходится платить очень дорогую цену: потерю здоровья, взаимопонимания
с близкими, очерствение и потерю души.
Будучи настроены к
деньгам подобным образом, люди привносят энергию своего отношения во все свои
дела и поступки. Это отношение чувствуют все — и те, кто принимает нас на
работу, опытным взглядом оценивая уровень наших притязаний, и наши работодатели
и начальники, и наши ближние, которые либо помогают нам заработать, либо, напротив,
тянут с нас деньги. В жизни с абсолютной четкостью работает закон
пропорциональности получения и отдачи. То, что мы привносим в мир денег в виде
своего отношения к ним, то и получаем.
Если мы очень хотели
заработать, много работали, но не получили, значит в нашем отношении и
действиях, направленных на зарабатывание и привлечение денег не хватало
какого-то необходимого элемента — продуманности, коммуникабельности, умения
дружить с людьми, приносящими удачу, изобретательности, креативности. Если же
все или почти все, к чему мы стремились, в конце концов, бывает достигнуто,
значит, все необходимые ингредиенты в снадобье успеха были своевременно
положены.
Тем, кто мечтает
подняться из низов на самые верхние этажи общества, независимо от того, идет ли
речь об экономике или политике, тот должен прежде всего изучить, люди каких
типов имеют больше шансов пробраться наверх и не только пробраться, но и
остаться там.
Заключение
Таким образом, роль и
значение денег проявляется в результатах участия денег в установлении цены
товара. В условиях рыночной экономики эта величина складывается исходя из
стоимости товара. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и
конкуренция, что позволяет снижать цену товара. Механизм ценообразования
направлен на повышение эффективности производства и снижение уровня издержек.
Факт появления и
распространения денег не ведет непосредственно к росту потребления товаров и
услуг в обществе. Потребляют лишь то, что производится, а производство есть
результат взаимодействия труда, земли и капитала. Опосредованное положительное
влияние денег на производство, несомненно. Их использование сокращает общие
издержки, время, необходимое для нахождения партнера, способствует дальнейшей
специализации труда, развитию творчества. По мере увеличения общественного
богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами
(серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом
объеме, однородности, делимости и прочих полезных качествах были, можно
сказать, обречены выполнять роль денежного материала в течение длительного
периода человеческой истории.
Использование денег позволяет
предпринимать меры по увязке и достижению сбалансированности величины денежных
доходов и расходов, применяя при этом денежные нормы расходов, что
обусловливает необходимость экономного использования средств. Очень важно
применение устойчивой денежной единицы со стабильной покупательной
способностью- это повышает надежность и обоснованность принимаемых исполняемых
бюджетных планов. Это способствует преодолению инфляции и переходу к
устойчивой денежной единице.
Когда нет равновесия
между получением и отдачей денег, может наступить денежное безумие, что ведёт
человека к деградации. Стяжатели денег, а не Духа Святого, обречены на
деградацию. Тот же, кто вершит дела по законам Мироздания (в том числе и
совершает сделки, где используются деньги), получает деньги как результат, и
может осветлять их и работать с ними.
Человек должен осознавать
свою энергетическую ценность в мире и способствовать тому, чтобы она росла.
Необходимо ощущать свои жизненные силы, ощущать свою ценность. И не только свою
ценность, а всего, с чем человек соприкасается, каждого предмета и действия.
Всеми фибрами ощущать свою ценность и всех, кто рядом, что рядом. Тогда
становится ясно, какой жизненный потенциал необходим для совершения той или
иной работы. Любую работу, в том числе совместную, желательно совершать с
осознанными партнёрами, которые также обладают видением своей жизненной силы,
тогда будет происходить баланс.
Не все в этом мире
продается за деньги. Два хороших человека всегда могут договориться. А щедрые
подарки, подтверждающие договор, привлекают вовсе не потому, что люди продажны
и корыстолюбивы. Это как проверка серьезности намерений и умения вести дела
О том, что бы быть
богатыми в нашем обществе сейчас мечтают почти все. И большие, и маленькие, и
те, у кого денег нет, и те, у кого их много. Только представления о богатстве у
каждого свои.
Список использованной литературы
1. Все о деньгах России/ Под ред.
Певичева И.Н.-М., 1998.
2. Дейнека О.С. Экономическая
психология. – СПб, 2000.
3. Деньги, кредит, банки./Под редакцией
Г.И.Кравцовой, 1994.
4. Деньги. Кредит. Банки / под ред.
Жукова Е.Ф., - М., 2002.
5. Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная
политика. - СП б., 1994
6. Лебедева М. М. Психология и
управление. - М. , 1990.
7. Норберт Т. Тенденции и перспективы
развития управления персоналом // Проблемы теории и практики управления, 2000,
N 6, с. 95-100.
8. Практическая психология для экономистов
и менеджеров: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. –
СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 365 с.
9. Розанова В.А. Психология управления:
Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа», 2002. - 216 с.
10. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика
менеджмента и бизнеса : Учебное пособие.- 2-е изд.-М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-200 с.
11. Социология и психология управления / Под ред.
Епифанцева С.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 203 с.
12. Финансы, деньги, кредит. Учебник / Под ред. Соколовой
О.В.- М., 2000
13. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л.
Романова. – М., 2001.
14. Шикун А.Ф. Управленческая психология. – М., 2002.
[1]
Все о деньгах России/ Под ред. Певичева И.Н.-М., 1998. С. 26
[2]
Лебедева М. М. Психология и управление. - М. , 1990.
[3]
Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2001.
[4]
Лебедева М. М. Психология и управление. - М. , 1990.
[5]
Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб,
2000.
[6]
Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учеб. пособие для
студентов вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс»,
2002. – 365 с.
[7]
Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учеб. пособие для
студентов вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс»,
2002. – 365 с.
[8] Дейнека О.С. Экономическая
психология. – СПб, 2000.
[10] Практическая
психология для экономистов и менеджеров: Учеб. пособие для студентов вузов /Под
ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002, с. 147.