Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО 'Мамский аэропорт'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    156,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО 'Мамский аэропорт'

Содержание

Введение

Глава 1. Роль оценки финансово- экономического состояния при выборе стратегии антикризисного управления

1.1 Общая характеристика ООО «Мамский аэропорт»

1.2 Назначение, цели и задачи оценки финансово-экономического состояния

1.3 Разработка антикризисной стратегии управления, ее роль и реализация

Глава 2. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мамский аэропорт»

.1 Анализ финансового состояния организации по методике Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству

2.1.1 Анализ изменений в составе и структуре актива баланса предприятия

.1.2 Анализ изменений в составе и структуре пассива баланса предприятия

2.1.3 Расчет показателей и анализ финансового состояния предприятия по методике Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству

2.1.4 Оценка платежеспособности организации

.1.5 Оценка кредитоспособности организаций

.1.6 Оценка финансовой устойчивости организации

.2 Двухфакторная модель Э. Альтмана

Глава 3. Разработка антикризисной стратегии управления

.1 Стратегия контроля над расходами4

.1.1 Понятие, объект, назначение бюджетирования

.1.2 Корпоративные правила

.2 Стратегия диверсификации неавиационной деятельности

.2.1 Различные формы и виды неавиационной деятельности

.2.2.Направления стратегии диверсификации неавиационной деятельности ООО «Мамского аэропорта»

Глава 4. Экологичность и безопасность

.1 Охрана труда

.2 Экологичность

Глава 5. Безопасность полётов

Заключение

Список литературы

Введение

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Важное место среди видов транспорта занимает воздушный транспорт.

Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних и внутри региональных магистралях пассажирских и грузовых сообщений. Воздушный транспорт безальтернативно развивается как средство сообщения в регионах, лишенного наземного сообщения. Деятельность предприятий авиационной отрасли охватывает значительную часть территории страны, успех развития зависит от множества хозяйственных связей с другими отраслями и производствами и поэтому в значительной степени подвержена факторам усложняющейся внешней среды.

В современных условиях развития гражданской авиации Российской Федерации ключевые элементы воздушно-транспортной системы страны - аэропорты находятся в кризисном финансовом состоянии. Постоянный дефицит финансирования привел к критическому износу инфраструктуры и в целом неудовлетворительному состоянию основных фондов. В настоящее время износ основных производственных фондов превышает 60%, а по отдельным аэропортам уровень износа выше 80%. Подавляющее большинство таких аэропортов находится в районах Крайнего Севера и Сибири, что в условиях недоступности данных территорий для других видов транспорта препятствует реализации конституционного права граждан на свободу передвижения. Для улучшения ситуации необходимо повышение эффективности управления аэропортами в стране. Это является важной проблемой, как на уровне государства, так и на уровне каждого отдельно взятого предприятия, особенно в условиях кризиса.[1]

При управлении всегда возможна ситуация опасности, кризиса.

Кризис (в переводе с греч. - «решение, поворотный пункт») - крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.

Под антикризисным управлением понимается управление, направленное на предотвращение или приостановление опасности кризиса, включающее в себя анализ состояния и выявление мер, направленных на снижение уровня кризиса и дальнейшее его не возникновение.

В первую очередь необходимость антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, манерой поведения людей в условиях кризиса.

Человек вынужден искать средства для выхода из сложившейся кризисной ситуации, принимать важные решения, использовать опыт предшественников. Самыми опасными являются кризисы, которые не удалось предвидеть.

Необходимость антикризисного управления заключается в том, чтобы преодолеть возникший кризис либо с помощью мер смягчить последствия данного явления. Это главная задача человека и предприятия. Для ее осуществления необходимо прибегать к основным механизмам антикризисного управления, тем самым обеспечив себе защиту. Механизм по предотвращению кризиса должен постоянно совершенствоваться.

Проблемы антикризисного управления связаны:

) с распознанием предкризисной ситуации. Это очень сложно - предвидеть кризис и предпринять все возможные меры для его ликвидации. От данного этапа зависит дальнейшая деятельность;

) со сферами деятельности предприятия. В первую очередь это проблемы жизнедеятельности. Для решения этой проблемы используют всевозможные средства, миссии и методы выхода из кризиса. Данная группа имеет финансово-экономический характер;

) с проблемами прогнозирования надвигающегося кризиса и поиска вариантов для его предотвращения;

) с поиском выхода из кризисного состояния путем инвестирования, решения проблемы банкротства.[2]

Целью данной дипломной работы является: анализ текущего состояния аэропорта и разработка такой стратегии антикризисного управления, при которой рассматриваемый объект преодолеет кризис, стабилизирует свои финансовые показатели и удержит свою долю на рынке авиатранспортных услуг.

Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

-        охарактеризовать структуру авиапредприятия;

-        оценить и проанализировать финансово- хозяйственную деятельность предприятия;

         разработать предложения антикризисного управления на данном авиапредприятии;

         рассмотреть экологичность и безопасность полетов.

Объектом исследования является ООО «Мамский аэропорт»

Предметом дипломной работы выступает финансово- хозяйственная деятельность данного аэропорта и разработка на ее основе антикризисной стратегии.

Информационной основой дипломной работы послужило использование нормативных документов, регламентирующих аэропортовую деятельность, материалов международных организаций в области гражданской авиации, информации специализированных агентств и периодических изданий, ресурсов информационной сети Интернет, данных бухгалтерской отчетности аэропорта.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СТАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Общая характеристика ООО «Мамский аэропорт»

Мама - региональный аэропорт, расположенный в посёлке Мама <#"607189.files/image001.gif">



.2 Назначение, цели и задачи оценки финансово-экономического состояния

Цель любой коммерческой организации - получение максимальной прибыли. Но в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

Финансово- экономическое состояние характеризует, насколько успешно все эти процессы идут на предприятии. Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. В конечном итоге финансово-экономическое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической деятельности предприятия, определение его на ту или иную дату помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате; как оно использовало имущество, какова структура этого имущества, насколько рационально оно сочетало собственные и заемные источники, насколько эффективно использовало собственный капитал; какова отдача производственного потенциала; нормальны ли взаимоотношения с дебиторами, кредиторами, бюджетом, акционерами и т. д.

Под финансово- экономическим состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансово- экономическое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии.

Финансово- экономическое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Устойчивое финансово-экономическое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансово-экономической деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности ), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

При этом необходимо решать следующие задачи:

1.      На основе изучения причинно - следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2.      Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:

-        владеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;

-        использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;

         привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

Финансово-экономическое состояние - важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов).

Основная цель оценки финансово- экономического состояния - выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

Главными задачами анализа финансово-экономического состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:

-        идентификации финансово-экономического положения;

-        изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;

         основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;

         внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.

Оценка и анализ финансово-экономического состояния - неотъемлемая часть финансового анализа. В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности. Это обуславливает использование методов и рабочих приемов финансового анализа при проведении оценки финансово-экономического состояния.

Субъектами оценки финансово-экономического состояния предприятия выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Финансово-экономическое состояние - важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке. Поэтому каждый субъект первой группы пользователей анализа изучает финансовую информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия, прежде всего интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов. Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.п.

Ко второй группе пользователей относятся субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы.

Каждое предприятие, планируя свое хозяйственное поведение (выработку гибкой стратегии и тактики) в условиях изменчивой рыночной конъюнктуры, стремится упрочить свои конкурентные позиции. Поэтому определенная часть финансовой информации переходит в область коммерческой тайны, что становится прерогативой внутреннего хозяйственного управленческого анализа. Оценка финансово-экономического состояния, базирующаяся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого без привлечения и обнародования данных внутреннего управленческого учета (калькуляции себестоимости, смет расходов, прямых и косвенных издержек и т. п.), в связи с чем отчетные данные содержат достаточно ограниченную информацию о деятельности предприятия.

Вышесказанное определяет специфику проведения оценки финансово-экономического состояния предприятия, ограничивая при этом использование всех методов финансового анализа.

Значение оценки финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно она является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия и вся деятельность в целом.

Большое значение для предприятия имеют результаты оценки управленческих решений в инвестиционной, снабженческо-бытовой, ценовой областях, т.е. в стратегическом развитии предприятия.

Главная цель стратегии развития - устойчивое положение на рынке, основанное на эффективном распределении и использовании всех ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, земельных, интеллектуальных и т.п.). При этом ведущим методом управления ресурсами становится метод аналитической оценки и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Чтобы принимать эффективные и результативные решения в области технологий, финансов, сбыта, инвестиций и обновления производства, управляющему персоналу нужен постоянный и непрерывный мониторинг текущего положения предприятия. Анализ финансово-экономического состояния является одним из эффективных способов оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить наиболее сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и таким образом минимизировать усилия по проведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности.

К основным задачам оценки финансово-экономического состояния предприятия относятся:

оценка динамики структуры и состава активов, их состояния и движения;

оценка динамики структуры и состава источников собственного и заемного капитала, их состояния и изменения;

оценка платежеспособности предприятия и оценка ликвидности баланса;

- анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, оценка изменения ее уровня;

оценка эффективности использования средств и ресурсов предприятия.

.3 Разработка антикризисной стратегии управления, ее роль и реализация

Анализ финансово-экономического состояния на предприятии может показать его неплатежеспособность.

Выделим основные причины неплатежеспособности:

) низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции на территории предприятия. Данная причина выражена в высоком уровне цен и низком потенциале товара;

) долговременное поступление средств при реализации ликвидной продукции;

) минимальный удельный вес денежных средств, полученных при реализации изготавливаемой продукции, в результате бартерных отношений между предприятиями;

) наличие дебиторской задолженности за неоплаченную продукцию;

) денежные средства, направленные на оплату жилого фонда предприятия, являющиеся огромной нагрузкой для предприятия;

) задолженность перед организациями-монополистами, поставляющими газ, энергию, воду и тепло;

) простои производственных, административных и бытовых помещений, свободных в результате сокращения процесса производства.[2]

Под стратегией понимается совокупность мер и принципов, направленных на решение возникшего вопроса. Стратегия меняется при изменении окружающей среды. Поэтому необходимо прогнозировать будущие явления.

В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируются внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - это один из этапов разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. [4]

Стратегия управления - это хозяйственная политика, разработанная на основе видения перспектив развития предприятия, характера и последствий производственной деятельности с помощью определения и прогнозирования результатов, потребленных ресурсов, средств и методов управления.

Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

Еще 30 лет назад отсутствовали стратегические принципы управления предприятиями. Только на стыке 60-70-х гг. появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса. [4]

Малоподвижная внешняя среда


Подвижная внешняя среда, изменения незначительные, но узнаваемые


Быстро меняющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения

Рис.1. Эволюция организации и принципов управления.[5]

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы:

-             внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл.1);

-             внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. [4]

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Кризис предприятия может быть не столь очевидным и заметным. Положение предприятия в данный момент может казаться вполне удовлетворительным (ситуация успеха), но потенциал успеха снижается, происходят сбои в развитии предприятия, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечается разрыв между желаемыми и вероятными результатами деятельности предприятия. В этом случае наступление кризиса необходимо диагностировать, и он может быть ликвидирован лишь путем принятия новой ориентации - например продуктовые и технологические инновации, выход на новые рынки. Такие изменения рассчитаны на продолжительный период времени.

Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Поэтому полноценная стратегия антикризисного управления - это стратегия созидания, захвата и удержания определенной рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе. [4]

Так же немало важную роль играет правильность выбора стратегии антикризисного управления и от этого даже зависит ее эффективность.

Под антикризисной стратегией понимаются долгосрочные мероприятия, направленные на развитие деятельности предприятия, его сфер и норм деятельности. При данной стратегии рассматриваются взаимоотношения внутри предприятия, применяются меры с целью смягчения кризисного явления и предотвращения кризисного состояния.

Стратегия антикризисного управления отвечает на следующие вопросы: как, каким образом и с помощью каких факторов предприятие достигает стабильного положения, улучшает свое финансовое положение.

Важнейшей проблемой при достижении стабильного положения в российской экономике являются правильная разработка и проведение антикризисной стратегии управления. Стратегия антикризисного управления позволяет заранее определить угрозу кризиса и принять меры для ее предотвращения. В настоящее время многие предприятия для конкурентоспособности вводят изменения в хозяйственную деятельность. Причиной нововведений является появление кризисной ситуации. В зависимости от области предприятия и ее действия выбирается определенная антикризисная стратегия.

Для устранения причин кризисного явления проводится анализ внешней и внутренней среды всего предприятия, выделяются сильные и слабые стороны, происходит сбор необходимой информации для выяснения причины возникновения кризиса. Точное представление о деятельности предприятия или организации позволит заранее предпринять нужную стратегию.

Антикризисному управлению свойственна сложность принятия управленческих решений.

К важнейшим и основным признакам финансового состояния относят: недостаточность денежных средств на предприятии, просрочку по кредиту, сокращение уровня и объема продаж и возмущение рабочего персонала. В подобной ситуации необходимо избрать правильную стратегию, которая позволит вывести предприятие из сложившегося кризиса. Меры должны быть приняты своевременно и адекватно положению, в котором находится организация. В частности, можно выделить ряд приемов:

-        сокращение затрат;

-        увеличение поступления денежных средств в организацию;

         проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

         определение стратегии развития организации;

         проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

При выходе из кризисной ситуации возникает необходимость в уменьшении одних затрат и увеличении расходов по тем статьям, которые в перспективе принесут прибыль предприятию. В этот период важно обеспечить мощный денежный поток, поскольку финансирование расходов предприятия за счет внутренних ресурсов на тот момент является проблематичным. Также остро ставится вопрос о привлечении денежных средств со стороны.

) к числу мер по снижению затрат логично отнести сокращение фонда оплаты труда;

) увеличение поступления денежных средств становится возможным благодаря продаже и сдаче в аренду активов компании, оптимизации продаж, изменению кредитной политики;

) необходимы разработка плана по предотвращению кредиторской задолженности, снижение процентной ставки и отсрочка платежа;

) требуется реорганизация предприятия, затрагивающая всю структуру в целом, что позволит в дальнейшем эффективно работать и избежать банкротства.[2]

Чем слабее положение предприятия, тем более критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии - это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того, и другого. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

. Эффективность текущей стратегии. Нужно попытаться определить, во-первых, место предприятия среди конкурентов; во-вторых - границы конкуренции (размер рынка); в-третьих - группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; в-четвертых - функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей дает более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем, оценка проводится на базе количественных показателей: доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.

. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Cамый удобный и опробированный способ оценки стратегического положения компании - это SWOT-анализ.

Сила предприятия - это то, в чем оно преуспело: навыки, опыт работы, ресурсы, достижения (совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки и т.д.).

Слабость - это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается по сравнению с другими.

После выявления сильных и слабых сторон они тщательно изучаются и оцениваются. Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, которые отрицательно влияют на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз.

. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек с помощью метода «цепочка ценностей». Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара/услуги и включает различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности по созданию ценностей могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Кроме того, на цены и издержки предприятия влияет деятельность поставщиков и конечных потребителей. Менеджерам должен быть понятен весь процесс стоимости, поэтому необходимо принимать во внимание цепочку ценностей поставщиков и конечных потребителей. Процесс определения издержек по каждому виду деятельности утомителен и сложен, но дает возможность лучше понять структуру затрат предприятия. Кроме того, необходимо провести сравнительную оценку издержек предприятия и издержек его конкурентов по основным видам деятельности. Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.

. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание.[4]

. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МАМСКИЙ АЭРОПОРТ»

.1 Анализ финансового состояния организации по методике Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству

Как известно, организация - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и экономические интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в таблице 2.

Не основные партнерские группы - те, кто опосредованно заинтересован в успехах организации (страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.).

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить семь основных направлений анализа.

Горизонтальный (временной, динамический) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей (удельные значения каждого показателя в их сумме).

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики изменения показателя.

Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений в различных формах отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный анализ, который делится:

-             на внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;

-             межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Анализ на основе стохастических моделей.

Как проводить факторный анализ и анализ на основе стохастических моделей изложено в литературе.

В таблице 1 представлены основные партнёрские группы, заинтересованные в финансовом анализе организации.[7]

Таблица 1 - Основные партнерские группы

Партнерские группы

Вклад партнерской группы

Требования компенсации

Объект финансового анализа

Собственники

Собственный Капитал

Дивиденды

Финансовые результаты, финансовая устойчивость

Инвесторы, заимодавцы

Заемный Капитал

Капитал и проценты на вложенный капитал

Платность (кредитоспособность), финансовая устойчивость, платежеспособность

Руководители (администрация)

Знание дела и умение руководить

Оплата труда и доля прибыли сверх оклада

Все стороны деятельности организации

Рабочие

Приведение в действие средств и предметов труда

Заработная плата, премии, социальные условия

Платежеспособность, финансовые результаты

Поставщики средств и подрядчики

Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции

Договорная цена

Платежеспособность

Покупатели и заказчики

Реализация продукции

Договорная цена

Дебиторская, кредиторская задолженность, выручка от реализации

Налоговые органы

Услуги обществу

Своевременная и полная оплата налогов

Финансовые результаты организации


Основными источниками информации для анализа финансового состояния служат различные формы бухгалтерской и статистической отчетности: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт об изменении капитала, отчёт о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу.

Анализ финансового состояния организации на этапе анализа финансовых отчетов начинается с «чтения» бухгалтерского баланса (Приложение 1). При этом выявляются важнейшие характеристики:

-        общая стоимость имущества организации;

-        стоимость иммобилизованных и мобильных средств;

         величина собственных и заемных средств организации и др.

Горизонтальный анализ позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период и определить их изменение за этот период.

Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период (месяц, квартал, год).


2.1.1 Анализ изменений в составе и структуре актива баланса предприятия

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении организации, т. е. о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах, связанных с производством и продажей продукции, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.

Основным признаком группировки статей актива баланса считается степень ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (I раздел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (II раздел актива баланса).

Средства организации могут использоваться в ее внутреннем обороте и за ее пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других организаций) (рис.2).

Долгосрочные активы

Нематериальные активы


Основные средства


Долгосрочные финансовые вложения

Текущие активы

Запасы


Дебиторская задолженность


Краткосрочные финансовые вложения


Денежные средства







Рис. 2. Схема структуры активов баланса

Похожие работы на - Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО 'Мамский аэропорт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!