Разработка методики введения определения 'асимптота'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    343 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка методики введения определения 'асимптота'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского









Контрольная работа

по ТиМОМ



Студентки

курса очного отделения

Физико-математического факультета

Группы ФМ-51

Ильиной Е.Е



Калуга 2012

Алгебра и начала анализа 10-11 класс (А.Н. Колмогоров)

Асимптота (вертикальная, горизонтальная, наклонная) - разработать методику введения определения «асимптота»

. Мотивация

Построить и исследовать графики следующих функций:

а) y=

б) y=

в) y=x+

а) y=

(Если учащиеся не помнят график данной функции- гиперболы, строим его по точкам)

x

1

-1

2

-2

0.5

-0.5

0.2

-0.2

y

1

-1

0.5

-0.5

2

-2

5

-5



Найдем область определения и значений данной функции.

Какой промежуток является областью определения данной функции? Любое значение может принимать x?

х принимает любое значение, кроме 0, так как на ноль делить нельзя.

(f)=(-;0);+)

Область значений:

(f)= (-;0);+)

Является ли данная функция четной, нечетной, периодической?

(x)=(-x)=1/(-x)=- ; -f(x)=-(x) f(-x)(-x)=-f(x)

Функция является нечетной, график симметричен относительно начала координат, не периодическая.

Есть точки пересечения с осями координат?

Таких точек нет.

Является ли данная функция возрастающей, или убывающей?

Функция убывающая, х=0 является точкой разрыва.

Имеет данная функция точки максимума, минимума?

Нет.

Как себя ведёт данная функция в окрестности точек не входящих в область определения данной функции? В нашем случае, в окрестности точки х=0.

x

0,1

0,2

0,4

0,5

-0,1

-0,2

-0,4

-0,5

y

10

5

2,5

2

-10

-2,5

-2


Как себя ведет функция?

График приближается к оси Oy. Но никогда её не пересечёт.

А пересекается ли гипербола с осью Ox?

y0,10,20,40,5-0,1-0,2-0,4-0,5









x

10

5

2,5

2

-10

-5

-2,5

-2


График приближается к оси Ox, не пересекает её.

б) y=

x

0

1

-1

2

-2

3

-3

y

1

0,5

0,5

0.2

0.2

0,1

-0,1



Найдем область определения и значений данной функции.

Какой промежуток является областью определения данной функции? Любое значение может принимать x?

х принимает любое значение(f)=(-;+)

Область значений: E(f)=;+)

Является ли данная функция четной, нечетной, периодической?(x)=(-x)== ; -f(x)=-(-x)- f(x)(x)=f(-x)

Функция является четной, график симметричен относительно оси ординат, не периодическая.

Есть точки пересечения с осями координат?

Есть точки пересечения с осью Oy, x=0 y=1

Является ли данная функция возрастающей, или убывающей?

Функция возрастает на промежутке (-;0),

убывает на промежутке ;+)

Имеет данная функция точки максимума, минимума?

Точка максимума x=0 y=1

Как себя ведёт график данной функции приближаясь к оси Ох, пересечет ли он эту ось?

y

0,1

0,2

0,4

0,5

-0,1

-0,2

-0,4

-0,5

x

3

2

1,22

1

-3

-2

-1,22

-1


График приближается к оси Ox, не пересекает её.

в) y=x+

x

1

2

-2

3

-3

0,5

0,2

-0,2

-0,5

y

2

-2

2,5

-2,5

3,33

-3,33

2,5

5,2

-5,2

-2,5




Найдем область определения и значений данной функции.

Какой промежуток является областью определения данной функции? Любое значение может принимать x?

х принимает любое значение, кроме 0, так как на ноль делить нельзя.

(f)=(-;0);+)

Область значений:

(f)= (-;-2);+)

Является ли данная функция четной, нечетной, периодической?

(x)=(-x)= ; -f(x)=(x) f(-x)(-x)=-f(x)

Функция является нечетной, график симметричен относительно начала координат, не периодическая.

Есть точки пересечения с осями координат?

Таких точек нет.

Является ли данная функция возрастающей, или убывающей?

Функция возрастает на промежутке (-;-1);+)

Убывает на промежутке (-;0);1).

Имеет данная функция точки максимума, минимума?

Тока минимума x=1 y=2

Точка максимума x=-1 y=-2

Как себя ведёт данная функция в окрестности точек не входящих в область определения данной функции? В нашем случае, в окрестности точки х=0.

x

0,5

0,2

-0,2

-0,5

0,1

-0,1

y

2,5

5,2

-5,2

-2,5

10,1

-10,1


Как себя ведет функция?

График приближается к оси Oy. Но никогда её не пересечёт.

2. Подготовка к введению определения

Мы с вами построили графики нескольких различных функций. Посмотрите на них внимательно, есть ли что-то общее? Какие функции задают графики, как себя ведет график?

Область определения и значения у них различны, промежутки возрастания, убывания и точки максимума тоже.

Первый и третий график не пересекают осей координат, ветви графика приближаются к осям, но не пересекутся с ними никогда.

Второй график пересекает ось Oy, приближается к оси Ox, но никогда её не пересечёт.

Мы заметили, что существуют прямые к которым график функции приближается, но никогда с ними не пересекается.

В математике такие прямые называют асимптотами. Существует несколько видов, это горизонтальные, вертикальные и наклонные асимптоты. Что же такое асимптота?

3. Введение определения

Чем является асимптота? Прямой.

Что такое вертикальная асимптота? Это прямая.

Какая это прямая, как она будет располагаться? Вертикальная прямая.

Что происходит с графиком функции? Он приближается к этой прямой но не пересекается с ней.

Вертикальная асимптота - вертикальная прямая к которой приближается график функции, но никогда с ней не пересечется.

Запишем определение вертикальной асимптоты.

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

Что такое горизонтальная асимптота?

Запишем определение.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой горизонтальной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют горизонтальной асимптотой.

Что такое наклонная асимптота?

Если график функции неограниченно приближается к некоторой наклонной прямой, то такую прямую называют наклонно асимптотой.

Запишем определение.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой наклонной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют наклонной асимптотой.

Посмотрите на графики, полученные нами ранее.

В первом случае, какая прямая является асимптотой?

х=0 - вертикальная асимптота.=0 - горизонтальная асимптота.

Второй график какие асимптоты имеет?=0 - горизонтальная асимптота.

Третий график.

х=0 - вертикальная асимптота.

А также есть наклонная асимптота. Посмотрите на график, одна его ветвь приближается к оси Oy, а другая будет приближаться к какой-то наклонной прямой. Эта прямая будет проходить через начало координат. Каким уравнением она будет задаваться?=x - наклонная асимптота.

4. Логико-математический анализ структуры определения

Чем является асимптота с точки зрения геометрии?

Прямая.

Каким отличительным свойством обладает эта прямая (асимптота)?

К ней приближается график функции, но не пересекается с ней.

5. Выполнение действий подведения под понятие

№1. Построить график функции y= и указать асимптоты данного графика, если они есть.


х=-1 - вертикальная асимптота.=0 - горизонтальная асимптота.

Что называется горизонтальной асимптотой? вертикальной?

Если график функции неограниченно приближается к некоторой горизонтальной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют горизонтальной асимптотой.

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

№2. Построить график функции y=tgx и указать асимптоты данного графика, если они есть.

х= - , х= - вертикальные асимптоты.

Что называется горизонтальной асимптотой? вертикальной?

Если график функции неограниченно приближается к некоторой горизонтальной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют горизонтальной асимптотой.

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

№3. Какие асимптоты имеет график следующей функции y= изображенный на рисунке?


х=-1 х=1, - вертикальная асимптота.=1 - горизонтальная асимптота.

Что называется горизонтальной асимптотой? вертикальной?

Если график функции неограниченно приближается к некоторой горизонтальной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют горизонтальной асимптотой.

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

№4. Какие асимптоты имеет график следующей функции y= изображенный на рисунке?


х=0 - вертикальная асимптота.=x/2- наклонная асимптота

Что называется наклонной асимптотой? вертикальной?

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой наклонной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют наклонной асимптотой.

. Формулировка эквивалентных определений

Вы теперь знаете что такое асимптота, знаете виды асимптот.

Давайте ещё раз повторим определение асимптоты вертикальной, горизонтальной, наклонной.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой горизонтальной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют горизонтальной асимптотой.

Вертикальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют вертикальными асимптотами.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой наклонной прямой при неограниченном возрастании (по модулю x),то такую прямую называют наклонной асимптотой.

Можем ли мы по другому сформулировать эти определения.

Если график функции неограниченно приближается к некоторой вертикальной прямой при неограниченном убывании(по модулю x),то такую прямую называют вертикальной асимптотой.

Горизонтальные прямые, к которым неограниченно приближается график функции f, называют горизонтальными асимптотами.

Наклонная прямая, к которой неограниченно приближается график функции f, называют наклонной асимптотой.

Алгебра и начала анализа 10-11 класс (А.Н. Колмогоров)

t=arccosa+2n,

Z - методика введения формулы для решения тригонометрического уравнения.

1. Мотивация

Задача: Мотоциклист совершает прыжок через 10 установленных в ряд автобусов. Длина ряда 40 м. Под каким углом должен совершаться прыжок? Известно, что скорость разгона равна 22 м/с. Закон движения мотоциклиста:

=

О чём идет речь в задаче?

Мотоциклист совершает прыжок через 10 установленных в ряд автобусов.

Какие данные нам известны из условия задачи?

Длина - 40 м.

Скорость - 22м/с.

И закон движения- L=

Что необходимо найти?

Под каким углом должен совершаться прыжок.

Запишем условие задачи.

Дано:=40м,

22м/с.=10м/с2

Решение:

Можем ли мы сразу найти угол?

Нет, подставив данные в формулу можем найти Cos.

==0.826

Мы получили уравнение нового вида, которое содержит какую функцию?

Тригонометрическую.

Как будет называться такое уравнение?

Тригонометрическим.

Это совершенно новый вид уравнение, с таким уравнением вы сталкиваетесь впервые, наша сегодняшняя цель научиться решать уравнения подобного вида.

Запишем получившееся уравнение в общем виде:=t

2. Подготовка к введению формулы

=t

При всех значения t уравнение будет иметь решение?

Нет, если >1 то уравнение не имеет решений, так как 1

Изучая тригонометрические функции, мы говорили о том, что косинус принимает значения от -1 до 1.

Если<1, то надо найти такие числа ,что Cos=t.

Вспомним как выглядит график функции Cos=y.


На промежутке  сколько решений будет уметь уравнение Cos=t?

Одно решение.

Как будет обозначаться это число?t.

На промежутке  сколько решений будет уметь уравнение Cos=t?

Одно решение.

Как будет обозначаться это число?

arccos t.

Получили что уравнение имеет два решения на промежутке

arccost

Какой является функция Cos=y?

Четная, периодическая.

Значит, уравнение данного вида будет иметь ещё несколько решений, которые будут отличаться от найденных нами уже. На какое число они будут отличаться?

На 2n, nZ

Можем мы объединить всё полученные решения и записать одной формулой? Какая формула получится?

arccost+2n, nZ

Проиллюстрируем решение данного уравнения на единичной окружности.

Косинус это абсцисса точки Pa единичной окружности. Если <1 сколько таких точек получим?

Две

Если t=1?

Одна


При t=1 что будет с числами arccos t и - arccos t?

Они совпадут.

. Введение формулы

Формула корней уравнения Cos=t имеет следующий вид:

arccost+2n, nZ

Решение уравнений Cos=1 в математике принято записывать в следующем виде x=2n, nZ

Так же для уравнений Cos=0 и Cos=-1 существует особая форма записи корней.

=0, x=n, nZ=-1, x=n, nZ

4. Усвоение формулы

Вернёмся к нашей задаче. Какое уравнение мы получили?=0.826

Чему будет равно ?

arccos(0,83)+2n, nZ

arccos(0,83)=34o

o

 +2n, nZ=0,

Каким будет ответ в задаче?

Прыжок должен совершаться под углом 34o

На доске записано уравнение Cos=t и формула

arccost+2n, nZ, 1

Задание: решить следующие уравнения

)        Cos=

)        Cos= =, , arccos+2n, nZ

 +2n, nZ= , arccos+2n, nZ

 +2n, nZ

Формул на доске нет, учащиеся при решении проговаривают формулу вслух, пошагово комментируют что делать.

Решить уравнения

=, arccos+2n, nZ

 +2n, nZ= x=2n, nZ

При решении заданий учащийся проговаривает формулу про себя, на доске формулы не записаны.

=, arccos(-+2n, nZ

 +2n, nZ= x=n, nZ

Задача: Сила тока в цепи со временем изменяется по закону I=2.7Cos(50t+1). Определите время t, если известно что сила тока равна 1.3А.

О чём идет речь в задаче? Что нам дано? Что необходимо найти?

Дано:=2.7Cos(50t+1)=1.3А.?

Решение:

.3=2.7Cos(50t+1)(50t+1)=0.48

t+1arccos+2n, nZ

t+1 +2n, nZ

t -1+2n, nZ= -1/50+n/25, nZ

Ответ: t= -1/50+n/25, nZ

Алгебра и начала анализа10-11 класс (А.Г. Мордкович)

асимптота тригонометрический уравнение урок

Разработать урок по функционально-графическому методу решения уравнений.

Тема урока: Функционально-графический метод решения уравнений.

Тип урока: Урок совершенствования знаний умений и навыков.

Цели урока:

Образовательные: Систематизировать, обобщить, расширить знания, умения учащихся, связанные с применением функционально-графического метода решения уравнений. Отработать навыки решения уравнений функционально-графическим методом.

Развивающие: Развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы; развитие грамотной математической речи.

Воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении заданий, самостоятельность и самоконтроль; формирование культуры учебного труда; продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Структура урока:.       АЗ

.        Организационный момент.

.        Устная работа с целью проверки домашнего задания.

.        Фронтальный опрос с целью АЗ по теме.

.        Постановка целей и задач на следующий этап урока..      ФУН

.        Коллективное решение задач.

.        Постановка домашнего задания.

.        Самостоятельная работа.

.        Подведение итогов урока.

Ход урока:.АЗ

.Организационный момент.

. Устная работа с целью проверки домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания.

Называйте ответы по цепочке.

. а)4x=1/16 б)(1/6)x=36

4x=4-2 6-x=62

x=-2 x=-2

1364. a)(1/5)x*3x= б)5x*2x=0,1-3

)x=)3/2 10x=103

x=1.5 x=3

1366.a)22x-6*2x+8=0

2x=a=2, a=4

x=2, 2x=4=1, x=2

1367. б)2*4x-5*2x+2=0

2x=a

a2-5a+2=0=2, a=1/2

x=2, 2x=1/2=1, x=-1

. a)5x=-x+6 y=5x y=-x+6

=1

Молодцы, у всех получились такие ответы, есть вопросы по домашнему заданию? Все справились?

. Фронтальный опрос с целью АЗ по теме.

Как называются уравнения, которые вы решали в домашней работе?

Показательные.

Какие уравнения называются показательными?

Показательными уравнениями называют уравнения вида af(x)=ag(x), где а - положительное число отличное от 1,и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Какому уравнению равносильно уравнение af(x)=ag(x)?

Уравнение af(x)=ag(x) (где a>0,a) равносильно уравнению f(x)=g(x)помощью каких основных методов вы решали показательные уравнения?

)        Метод уравнивания показателей

)        Метод введения новой переменной

)        Функционально графический метод

.Постановка целей и задач на следующий этап урока.

Сегодня мы подробнее остановимся на решение уравнений с помощью функционально - графического метода.

За 10 минут до конца урока вы напишите небольшую самостоятельную работу..ФУН

.Коллективное решение задач.

В чём же суть функционально-графического метода решения уравнений? Что мы должны сделать решая уравнение таким способом?

Чтобы решить уравнение вида f(x)=g(x) функционально-графическим методом нужно:

Построить графики функций у=f(x) и y=g(x) в одной системе координат.

Определить координаты точки пересечения графиков данных функций.

Записать ответ.

№1 a) 3x=-x+4

Каким методом мы будем решать уравнение?

Какой будет первый шаг при решении уравнения?

Введем функции.

Какие функции у нас получаться?

=3x y=-x+4

Если учащийся может, строит график сразу, если нет, сначала составляет таблицу.

Каким образом строим график?

По точкам, подставляем в функцию x и находим y.

Как мы найдём корень уравнения?

Найдём точку пересечения двух получившихся графиков.

Сколько точек пересечения у нас получилось, посмотри на рисунок?

Одна точка.

Что это значит? Сколько корней имеет данное уравнение?

Один корень, равен 1.

Ответ: x=1

б) 3x/2=-0.5x+4

Каким методом мы будем решать уравнение?

Функционально -графическим.

Какой будет первый шаг при решении уравнения?

Введем функции.

Какие функции у нас получаться?

=3x/2 y=-0.5x+4


Как мы найдём корень уравнения?

Найдём точку пересечения двух получившихся графиков, корень равен 2.

Ответ: x=2

№2 a)2x+1=x3

Каким методом мы будем решать уравнение?

Функционально -графическим.

Какой будет первый шаг при решении уравнения?

Введем функции.

Какие функции у нас получаться?

=2x+1 y= x3


Как мы найдём корень уравнения?

Найдём точку пересечения двух получившихся графиков, корень равен 2.

Ответ: x=2

б)2x=(x2/2)+2

Каким методом мы будем решать уравнение?

Функционально -графическим.

Какой будет первый шаг при решении уравнения?

Введем функции.

Какие функции у нас получаться?=2x y= (x2/2)+2

Если учащийся может, строит график сразу, если нет, сначала составляет таблицу.


Как мы найдём корень уравнения?

Найдём точку пересечения двух получившихся графиков, корень равен 2.

Ответ: x=2

.Откройте дневники, запишите домашнее задание.

№№1372,1370,1371(в, г)

.Самостоятельная работа.

А сейчас небольшая самостоятельная работа. Проверим как вы усвоили материал, всё ли из вас поняли суть функционально-графического метода решения уравнений.

№1 Решить уравнение функционально - графическим методом:

1 вариант 2 вариант

а)5x/5=-x2 (решений нет) а)3x+2-6x=0 (решений нет)

б)3x+2-3=0 (x=-1) б)5x/5+x-1=0 (x=0)

№2 Сколько корней имеет уравнение и в каком промежутке они находятся

1 вариант 2 вариант

а)3x=-x2-2 (решений нет) а) 3x=-x2+2 ((-1,5;1) два корня)

б)3x/2=6x ((-3;3,5) два корня) б)2x+x2-5=0 (-2.5;1.5) два корня)

4.Подведение итогов урока.

Чем сегодня мы занимались на уроке? Задания, какого вида решали?

Какой метод решения показательных уравнений вы сегодня освоили?

Повторим ещё раз, в чём суть функционально - графического метода решения уравнений?

Объясните пошагово, как решаются уравнения таким методом?

Есть вопросы? Всем всё понятно?

Урок закончен, можете быть свободны.

Похожие работы на - Разработка методики введения определения 'асимптота'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!