Разработка элементов методики оценивания качества объекта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    334,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка элементов методики оценивания качества объекта

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра «Физические методы и приборы контроля качества»







КУРСОВАЯ РАБОТА

Квалиметрия и управление качеством

РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБЪЕКТА


Студент

группы Фт-310602 В.С. Кротенко

Содержание

Введение

. Опрос

. Описание ситуации оценивания

. Классификация параметров

. Номенклатура показателей качества. Дерево свойств

. Построение шкал измерений

. Определение коэффициентов весомости показателей

.1 Определение коэффициентов весомости показателей качества

.2 Определение коэффициентов весомости показателей функциональности

.3 Определение коэффициентов весомости показателей эргономичности

.4 Определение коэффициентов весомости показателей эстетичности

.5 Определение коэффициентов весомости показателей надёжности

. Изменённое дерево свойств. Весомости показателей

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время качество продукции стало определяющим фактором конкурентной борьбы на рынке. Оно должно быть обеспечено на всех этапах периода существования изделия.

Важную роль в задачах обеспечения качества играет квалиметрия - область знания, посвящённая методам получения количественных оценок качества объектов, используемых человеком, независимо от их природы. Основной задачей квалиметрии является разработка методик количественного оценивания качества объектов и способов выполнения отдельных операций в ходе этой разработки.

Целью выполнения настоящей курсовой работы является приобретение практических навыков разработки отдельных, наиболее важных элементов методики оценивания качества: ситуационного анализа, выбора номенклатуры показателей качества, разработки шкал показателей, определения коэффициентов весомости. При этом предлагается выбрать группу основных потребителей на основе анализа требований рынка потребительского спроса. В качестве объекта оценивания выступает мобильный телефон, используемый человеком в повседневной жизни.

На данный момент на рынке можно встретить как обычные телефоны, так и смартфоны/коммуникаторы. Основное различие этих типов заключается в различном функционале.

Смартфоны/коммуникаторы отличаются от простых телефонов прежде всего установленной "умной" ОС. Такие аппараты представляют собой уменьшенный вариант компьютера - вы можете устанавливать различные приложения, наращивая тем самым функционал аппарата в соответствии со своими потребностями. Например, можно установить различные мультимедийные плееры, чтобы иметь возможность проигрывать аудио или видеофайлы различных форматов, которые не поддерживает встроенный проигрыватель. Также стоит отметить, что в отличие от простых телефонов, смартфоны/коммуникаторы чаще всего обладают более мощным аппаратным обеспечением (мощный процессор, большой объём памяти и т.п.).

Если использовать телефон как, прежде всего, средство связи, то в этом случае больше подойдут обычные телефоны. Несмотря на свою простоту, такие аппараты могут обладать немалым функционалом. К примеру, в простых телефонах часто можно встретить mp3-плеер, интернет браузер, файловый менеджер и другие функции. Преимуществом такого типа аппаратов является сравнительно низкая стоимость и небольшие габаритные размеры.

1. Опрос

Для выделения групп потребителей и определения особенности требований каждого из них к объекту оценивания можно использовать следующую анкету:

. Укажите Ваш пол:

мужской;

женский.

. Укажите Ваш возраст:

16-25 лет;

26-35 лет;

35-45 лет;

46-60 лет;

старше 61 года.

. Укажите Ваше социально-профессиональное положение:

учащийся;

трудоустроенный;

безработный.

. Укажите количество человек в Вашей семье:

5. Укажите, как вы оцениваете Ваш материальный доход:

низкий;

ниже среднего;

средний;

выше среднего;

высокий.

. Пользуетесь ли Вы мобильной связью?

да;

нет.

. Если да, то с какой целью?

в основном для общения с друзьями, родственниками;

в основном по работе.

. Какую, сумму Вы тратите в месяц на мобильную связь (в руб.)?

менее 100;

менее 500;

менее 1000;

больше 1000.

. Какой маркой мобильного телефона Вы пользуетесь (хотели бы пользоваться)?

.        Как давно Вы приобрели Ваш нынешний мобильный телефон?

ещё не приобрёл;

не более 1 месяца назад;

от 1 месяца до полугода назад;

от полугода до 1 года назад;

от 1 года до 5 лет назад;

более 5 лет назад.

.        Что из ниже перечисленного определило (определит) выбор мобильного телефона для Вас (возможны несколько вариантов - до 4х)?

технические параметры;

простота использования;

надёжность эксплуатации;

функциональные возможности;

стоимость;

бренд;

внешний вид;

советы друзей/знакомых;

хорошие отзывы специалистов;

другое:

. Согласны ли Вы с утверждением о том, что цена определяет качество товара?

нет;

скорее нет, чем да;

скорее да, чем нет;

да;

затрудняюсь ответить.

. Важна ли для Вас устойчивость мобильного телефона к неблагоприятным внешним воздействиям?

нет;

скорее нет, чем да;

скорее да, чем нет;

да.

. Сколько времени проработал Ваш мобильный телефон до первой поломки, если он уже был у Вас или есть до сих пор?

не более 1 месяца;

от 1 месяца до полугода;

от полугода до 1 года;

от 1 года до 5 лет;

более 5 лет.

. Довольны ли Вы работой своего мобильного телефона, если он у Вас есть?

нет;

скорее нет, чем да;

скорее да, чем нет;

да;

затрудняюсь ответить.

. Важна ли для Вас возможность использования мобильного телефона людьми с ограниченными возможностями?

да;

нет.

. Какие функции мобильной связи, помимо голосовых вызовов, Вы используете (возможны несколько вариантов)?

короткие текстовые сообщения;

мультимедийные сообщения;

доступ в интернет;

видеовызовы;

ещё:

. Какими функциями мобильного телефона Вы пользуетесь регулярно (возможны несколько вариантов)?

функции связи;

развлечения и игры;

прослушивание музыки;

фото- и видеосъёмка;

- ещё:

На основании полученных данных в результате опроса определены следующие группы потребителей:

) По социальному статусу:

учащимся и студентам важны дополнительные функции, технические параметры и дизайн мобильных телефонов, а также низкая стоимость и, иногда, известность бренда;

для работающих граждан, в основном использующих телефон для рабочих звонков, важна, в первую очередь, надёжность аппарата и его внешний вид;

для неработающих граждан подойдёт недорогая модель с небольшим набором функций.

) По возрасту:

люди в возрасте от 16 до 25 лет, в основном это неработающие студенты, предъявляют к мобильному телефону следующие требования: он должна хорошо выглядеть, быть недорогим и иметь необязательно большой набор функций;

для людей 26-45 лет важно, чтобы мобильный телефон обладал не только стандартным набором функций, но и дополнительными возможностями, для многих важны фирма-производитель и бренд, а также надёжность в работе и красивый дизайн;

люди старше 45 лет при выборе телефона руководствуются ценой, надёжностью и простотой использования;

для людей старше 60 также важна лёгкость эксплуатации, большие кнопки, контрастный экран, громкий сигнал вызова.

) По материальному положению:

для людей с низким доходом дешёвый мобильный телефон - это наилучший вариант, часто в ущерб качеству и функционалу;

люди со средним доходом, если интересуются мобильными телефонами, то предпочитают те из них, которые отличаются внешним видом или необычным функционалом;

обеспеченные люди вообще мало интересуются простыми мобильными телефонами.

Группа основных потребителей - люди в возрасте от 16 до 25 лет.

телефон качество весомость рынок

2. Описание ситуации оценивания

телефон качество рынок

Проводится выбор мобильного телефона с целью покупки и дальнейшего использования. Мобильный телефон предназначен, в основном, для совершения звонков и отправки коротких сообщений при нормальных внешних условиях. Основные потребители - молодые люди (16-25 лет). Учитываемые группы потребителей - пользователи-подростки (12-15 лет), продавцы, производители данной продукции. Мобильный телефон должен являться ярким показателем удобства, надёжности, безопасности, качества и соответствовать принадлежности и психологическим признакам потребителя. Желательно, чтобы мобильный телефон не ограничивался стандартным набором программ и функций, а имел и дополнительные. Важны время автономной работы, форм-фактор телефона, а также его размеры, вес и эстетичность внешнего вида.

3. Классификация параметров

После исследования рынка мобильных телефонов можно выделить их следующие ключевые параметры:

) Форм-фактор

Форм-фактор - тип корпуса, в котором выполнен аппарат. Каждый тип обладает своими характерными особенностями.

Телефоны с классическим типом корпуса обычно имеют открытые экран и клавиатуру. Такой тип корпуса не обладает движущимися частями и поэтому считается наиболее живучим. Моноблок - второе название такого типа корпуса. Среди недостатков такого типа корпуса можно привести необходимость включения блокировки клавиатуры при ношении, которого лишены телефоны с механизмом раскрытия. В них блокировка либо не требуется, либо она включается автоматически.

Раскладывающаяся конструкция позволяет разместить крупный экран, который имеет естественную защиту, когда телефон находится в режиме ожидания (в сложенном виде). Телефоны раскладывающегося типа часто оснащаются двумя экранами - внутренним и внешним. Основное предназначение откидной крышки - защита клавиатуры от случайного нажатия, а также от засорения и физических повреждений. Стоит отметить, что на данный момент такой тип корпусов мало распространён.

Телефон-слайдер с раздвижным корпусом занимает мало места в «собранном» состоянии. Аналогично с «раскладушками» телефон можно открывать одной рукой.

«Обычный» слайдер раздвигается в вертикальной плоскости. Но также можно встретить телефоны-слайдеры, которые раздвигаются в горизонтальной плоскости. Такая конструкция обычно используется для того, чтобы выдвинуть встроенную QWERTY-клавиатуру.

Корпус-ротатор состоит из двух частей, которые могут вращаться относительно друг друга. Такой корпус в «собранном» состоянии занимает мало места, а раскрывать и закрывать его можно одной рукой.

Мобильный телефон-часы выполнен в виде наручных часов, его можно носить на запястье.

Мобильный телефон-ручка имеет продолговатую форму и отдалённо напоминает толстую шариковую ручку.

2) Количество SIM-карт в телефоне

Сегодня все больше людей испытывают потребность иметь несколько телефонных номеров. Так, один номер может использоваться для рабочих переговоров, второй - для общения с семьёй и друзьями, третий - для мобильного интернета. Кроме того, у многих абонентов возникает необходимость использовать SIM-карты разных операторов. Вместо того чтобы постоянно менять SIM-карты или носить с собой несколько телефонов, можно приобрести модель с поддержкой нескольких (от двух до четырёх) SIM-карт.

3) Объём встроенной памяти

Размер встроенной энергонезависимой памяти. Практически все современные модели оснащаются встроенной памятью, реализованной на микросхемах Flash. Встроенная память используется для хранения программ и данных. Для самых простых моделей телефонов размер памяти не имеет значения. Однако если телефон, даже не являясь смартфоном/коммуникатором, нужен для игр, прослушивания музыки, просмотра фотографий и видеороликов, то при покупке рекомендуется обратить внимание на эту характеристику. Размер встроенной памяти является важным параметром при выборе смартфона, особенно при отсутствии у него слота для карт памяти. Средние объёмы памяти телефонов - от 512 Кб до 4 Гб.

) Слот для карты памяти

Наличие слота для карты памяти значительно расширяет функциональные возможности телефона. На картах памяти можно хранить фотографии, клипы, файлы с музыкой в MP3 и другую полезную информацию. Если использовать телефон в качестве плеера, то, скорее всего встроенной памяти вам будет недостаточно и для хранения музыки понадобится флэш-карта.

) Дополнительные функции

Даже в самом простом телефоне, помимо функции совершения звонков, наличествуют дополнительные. Вариантов таких функций множество. Ниже перечислены только некоторые из них.

Наличие встроенного модуля беспроводной связи Bluetooth. Технология Bluetooth, основанная на радиосвязи малой дальности (около 10 м), позволяет установить высокоскоростное беспроводное соединение мобильного телефона с настольным ПК, портативными и карманными компьютерами, а также с другими устройствами, поддерживающими стандарт Bluetooth. Используя беспроводную связь с компьютером, вы сможете загружать в телефон новые логотипы и мелодии, получать и отправлять электронные письма, осуществлять синхронизацию данных между телефоном и компьютером (например, обмениваться записями адресной книги). Мобильный телефон с поддержкой Bluetooth может использоваться в качестве модема для ноутбука или карманного компьютера (при поддержке телефоном стандарта GPRS). Также удобным является использование Bluetooth-гарнитуры, которая удобно крепится на ухе и позволяет отвечать на звонки, находясь на расстоянии до 10 м от телефона, что особенно важно для безопасности и удобства водителей автомобилей.

Достоинством стандарта Bluetooth является отсутствие каких-либо проводов при соединении, к тому же, устанавливаемое посредством Bluetooth беспроводное соединение не требует, чтобы устройства находились в прямой видимости друг от друга.

К недостаткам данного стандарта можно отнести достаточно малую дальность связи и использование для передачи данных радиоволн частотой 2,45 ГГц - на этой же частоте работает большинство современных беспроводных систем промышленного, научного и медицинского назначения, а также домашние СВЧ-печи, что повышает вероятность возникновения помех при связи устройств по каналу Bluetooth.

Наличие радиолокационного модуля. Не самая важная функция для простого телефона, однако, на современном этапе не обременяет конструкцию аппарата. Существует 2 типа систем, с которыми работает модуль.

а) GPS (Global Positioning System) - глобальная спутниковая система определения местонахождения. GPS-приёмник при помощи сигналов от спутников определяет свои координаты. Точность определения координат зависит от числа спутников, которые "видит" GPS-приёмник и обычно составляет от метра до десяти метров.

Пользователь может видеть на экране телефона карту местности с указанием своего местоположения.

б) ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) - российская спутниковая система навигации. Так же, как и GPS, ГЛОНАСС используется для определения координат с помощью сигналов, получаемых со спутников.

Как правило, ГЛОНАСС применяется совместно с GPS, что обеспечивает более точное определение координат. В этом случае навигатор может ориентироваться по спутникам обеих систем - как GPS, так и ГЛОНАСС.

Наличие в телефоне проигрывателя музыки в формате mp3. Файлы mp3 можно загружать из компьютера. Встроенный mp3-плеер позволяет не носить вместе с мобильным телефоном другую портативную аудиотехнику и сэкономить место в кармане.

Наличие встроенного радиотюнера. Во многих мобильных телефонах можно встретить встроенный радиоприёмник. Он предназначен для приёма радиопередач в диапазоне FM. Благодаря встроенному FM-радио есть возможность прослушивать новости, передачи или музыку.

Наличие встроенной в телефон фотокамеры. Встроенная в телефон цифровая фотокамера позволяет делать снимки и записывать видеоролики. Полученные фотографии можно сохранить в памяти телефона, выложить на Web-страницу или переслать как MMS-сообщение (см. "MMS") на другие мобильные телефоны. Сохранённые изображения могут также использоваться в качестве заставки на дисплее телефона.

Несмотря на постоянный прогресс в области мобильных устройств, встроенная фотокамера по характеристикам уступает самостоятельной цифровой фотокамере. Но с помощью встроенной камеры, которая всегда находится при вас, можно сделать много неожиданных и интересных снимков.

) Ёмкость аккумулятора

Чем больше ёмкость аккумулятора, тем дольше телефон может работать без подзарядки. Время работы телефона зависит как от ёмкости аккумулятора, так и от уровня потребления электроэнергии. Телефонам с большим экраном и мощным процессором необходимо значительное количество энергии.

В современных телефонах можно встретить аккумуляторы ёмкостью от 300 до 1500 мА*ч, что позволяет им работать от нескольких дней до двух-трёх недель в режиме ожидания.

В данной работе, ввиду сложности и неточности оценки непосредственно показателя времени автономной работы, будет использоваться ёмкость аккумулятора.

) Вес

Вес является важным параметром при выборе мобильного телефона. Большинство людей начинают чувствовать "тяжесть" устройства весом 140-150 г. При таком или большем весе телефон становится заметным в кармане одежды и создаёт ощутимую нагрузку при ношении, например, в дамской сумочке. Возможный вес мобильного телефона - от 35 до 230 г.

) Режим работы нескольких SIM-карт

Режим работы радиомодуля телефона, поддерживающего установку нескольких SIM-карт.

Среди телефонов с несколькими SIM-картами встречаются модели в которых они работают одновременно. Это означает, что разговаривая по одной SIM-карте есть возможность принять звонок, поступивший по другой.

Также существуют аппараты, в которых возможно попеременная работа двух SIM-карт. Т.е. в один момент времени вы можете принимать или совершать звонки используя только одну SIM-карту, другая в этот момент не активна. Переключение производится выбором соответствующего пункта в меню или перезагрузкой аппарата.

) Размеры мобильного телефона

Высота, ширина, толщина. Один из важных показателей любого аппарата. Числовые значения ВхШхТ варьируются от 32х32х7 до 125х53х16.

4. Номенклатура показателей качества. Дерево свойств

Учитывая условия эксплуатации, специфические требования основной группы потребителей построим дерево свойств (рисунок 1).

Рисунок 1 - Дерево свойств

5. Построение шкал измерений

После построения дерева свойств необходимо определить различные проявления единичных показателей. Совокупность градаций, исчерпывающая все возможные в данной задаче проявления показателя, образует шкалу его измерения. При этом измерение по существу является отождествлением показателя с одной из градаций шкалы. Представим шкалы измерений в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Шкалы измерений

Единичные показатели

Тип шкалы

Шкала

Методы определения значений




По способу получения информации

По источнику информации

Размеры мобильного телефона

Интервалов

маленький: 1б средний: 2б большой: 3б

Измерительный

Традиционный

Форм-фактор

Наименований

моноблок/книжка/ слайдер/ротатор/часы/ ручка

Органолептический

Традиционный

Вес мобильного телефона

Интервалов

маленький: 1б средний: 2б большой: 3б

Измерительный

Традиционный

Ёмкость аккумулятора

Интервалов

низкая: 1б средняя: 2б высокая: 3б

Измерительный

Традиционный

Наличие дополнительных функций

Интервалов

небольшое количество (до 3 штук): 1б среднее количество (3-6 штук): 2б большое количество (7 и более): 3б

Измерительный

Традиционный

Объём встроенной памяти

Интервалов

маленький: 1б средний: 2б большой: 3б

Измерительный

Традиционный

Слот для карт памяти

Наименований (дихотомическая)

есть/нет

Органолептический

Традиционный

Количество SIM-карт

Наименований

одна/несколько

Органолептический

Традиционный

Режим работы нескольких SIM-карт

Наименований

одновременно/ попеременно

Органолептический

Традиционный

Удобство управления

Порядка

удобно/средне/ /неудобно

Органолептический

Социологический

Удобство ношения

Порядка

удобно/средне/ /неудобно

Органолептический

Социологический

Наличие инструкции на русском языке

Наименований (дихотомическая)

есть/нет

Регистрационный

Традиционный

Рациональность формы и размера

Порядка

высокая/средняя/ /низкая

Органолептический

Экспертный

Информационная выразительность

Порядка

высокая/средняя/ /низкая

Органолептический

Экспертный

Единство композиционного решения

Наименований (дихотомическая)

есть/нет

Органолептический

Экспертный

Срок безотказной работы по функционированию

Отношений

0 - 10 (лет)

Регистрационный

Традиционный

Гарантийный срок службы

Отношений

0 - 3 (года)

Регистрационный

Традиционный

Надёжность сборки корпуса

Порядка

высокая/средняя/ /низкая

Регистрационный

Экспертный


Описание градаций для некоторых шкал измерения:

) Размеры мобильного телефона:

маленький - сумма ВхШхТ от 71 до 112 мм;

средний - сумма ВхШхТ от 113 до 153 мм;

большой - сумма ВхШхТ от 154 до 194 мм.

) Вес мобильного телефона:

маленький - масса от 35 до 100 г;

средний - масса от 101 до 165 г;

большой - масса от 166 до 230 г.

) Ёмкость аккумулятора:

низкая - ёмкость от 300 до 700 мА*ч;

средняя - ёмкость от 701 до 1100 мА*ч;

высокая - ёмкость от 1101 до 1500 мА*ч.

) Объём встроенной памяти:

маленький - от 512 Кб до 5,0 Мб;

средний - от 5,1 Мб до 512 Мб;

большой - от 513 Мб до 4 Гб.

) Удобство управления:

удобно - управление интуитивно изначально, инструкция не необходима;

средне - управление становится интуитивным со временем, прочтение инструкции желательно;

неудобно - управление непонятно и сложно даже после подробного ознакомления с инструкцией.

) Удобство ношения:

удобно - в процессе повседневного использования не занимает лишнего места в кармане/сумке, вес не ощущается;

средне - в процессе повседневного использования может занимать лишнее место в кармане/сумке, вес может оказывать дискомфорт;

неудобно - в процессе повседневного использования создаёт неприятные ощущения из-за своих размеров/формы/веса.

) Рациональность формы и размера:

высокая - имеет красивую форму и цвет, легко сочетающуюся с любым стилем одежды, в то же время размер невелик (сумма ВхШхТ от 113 до 153 мм);

средняя - имеет стандартные размеры (сумма ВхШхТ от 113 до 153 мм), но форма/цвет не сочетаются со стилем одежды владельца либо имеет красивую форму и цвет, но размер слишком большой или слишком маленький;

низкая - имеет некрасивую форму, цвет и слишком большой или слишком маленький размеры.

) Информационная выразительность:

высокая - экран мобильного телефона выразителен, всегда содержит полезную информацию;

средняя - экран мобильного телефона невыразителен, содержит стандартную информацию;

низкая - экран мобильного телефона крайне невыразителен, содержит много бесполезной информации.

) Единство композиционного решения:

есть - внешний вид мобильного телефона представляет собой визуально неделимый объект, в то же время удобный для использования;

нет - внешний вид мобильного телефона нельзя назвать цельным, элементы управления/отдельные части расположены на корпусе неудобно.

) Надёжность сборки корпуса:

высокая - корпус под любыми прилагаемыми нагрузками ведёт себя как монолитная конструкция;

средняя - корпус под нагрузками может издавать скрипы, но целостность не нарушается;

низкая - корпус под небольшими нагрузками начинает разделяться на составляющие, образуются щели и зазоры.

6. Определение коэффициентов весомости показателей

Далее необходимо измерить весомость показателей качества. Для этого воспользуемся методом парных сравнений как наиболее распространённым и надёжным. Сравнения показателей будем производить внутри групп - показатели функциональности, надёжности, эстетичности и эргономичности, а также найдём показатели группы качества (показатели по всем уровням дерева).

.1 Определение коэффициентов весомости показателей качества

Составим матрицу парных сравнений показателей качества (таблица 2) и отношение показателей весомости (таблица 3).

Таблица 2 - Матрица парных сравнений показателей качества

Показатель

2

3

4

1

Функциональность

8,5

7,0

5,0

2

Эргономичность


8,0

6,0

3

Эстетичность



7,0

4





Таблица 3 - Отношение весомостей показателей качества с рассчитанными средними значениями

По строке

(2):(1)

(3):(2)

(4):(3)

2

0,85

0,82

0,71

3


0,80

0,75

4



0,70

Средние

0,85

0,81

0,72


Недопустимых расхождений нет (максимальная разность по строке не превышает 0,2), что доказывает внутреннюю непротиворечивость проставленных оценок.

Весомости показателей относительно первого:

;

;

;

.

;

;

.

Поскольку сумма коэффициентов весомости всех показателей должна быть равна единице, рассчитываем нормированные коэффициенты весомости по формуле:

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

;

;

.

Весомости всех показателей больше 0,1, значит, перенормировку производить не нужно и полученные значения истинные.

.2 Определение коэффициентов весомости показателей функциональности

Составим матрицу парных сравнений показателей функциональности (таблица 4) и отношение показателей весомости (таблица 5).

Таблица 4 - Матрица парных сравнений показателей функциональности

Показатель

2

3

4

5

6

7

1

Размеры

9,0

8,5

7,0

5,0

4,0

3,0

2

Форм-фактор


8,0

6,0

4,0

3,0

2,0

3

Вес



7,5

4,5

3,0

2,0

4

Ёмкость аккумулятора




6,5

4,5

3,0

5

Наличие дополнительных функций





7,0

5,0

6

Параметры памяти






7,0

7

Возможности для SIM-карт








Таблица 5 - Отношение весомостей показателей функциональности с рассчитанными средними значениями

По строке

(2):(1)

(3):(2)

(4):(3)

(5):(4)

(6):(5)

(7):(6)

2

0,90

0,94

0,82

0,71

0,80

0,75

3


0,80

0,75

0,67

0,75

0,67

4



0,75

0,60

0,67

0,67

5




0,65

0,69

0,67

6





0,70

0,71

7






0,70

Средние

0,90

0,87

0,77

0,66

0,72

0,70


Недопустимых расхождений нет. Весомости показателей:

;

;

;

.

;

;

.

;

;

.

;

;

.

;

;

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

;

;

;

;

;

.

Поскольку весомость 7-го и 6-го показателей менее 0,1, то исключаем их и пересчитываем весомости оставшихся:

;

;

;

;

.

.3 Определение коэффициентов весомости показателей эргономичности

Составим матрицу парных сравнений показателей эргономичности (таблица 6 и отношение показателей весомости (таблица 7).

Таблица 6 - Матрица парных сравнений показателей эргономичности

Показатель

2

1

Удобство

5,0

2

Наличие инструкции на русском языке



Таблица 7 - Отношение весомостей показателей эргономичности с рассчитанными средними значениями

По строке

(2):(1)

2

0,50

Среднее

0,50

Весомости показателей относительно первого:

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

.

Весомости всех показателей больше 0,1, значит перенормировку производить не нужно и полученные значения истинные.

Составим матрицу парных сравнений показателей удобства (таблица 8) и отношение показателей весомости (таблицы 9).

Таблица 8 - Матрица парных сравнений показателей удобства

Показатель

2

3

1

Удобство управления


3,5

2

Удобство ношения




Таблица 9 - Отношение весомостей показателей удобства с рассчитанными средними значениями

По строке

(2):(1)

2

0,35

Среднее

0,35


Весомости показателей относительно первого:

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

.

Весомости всех показателей больше 0,1, значит перенормировку производить не нужно и полученные значения истинные.

.4 Определение коэффициентов весомости показателей эстетичности

Составим матрицу парных сравнений показателей эстетичности (таблица 8) и отношение показателей весомости (таблица 9).

Таблица 10 - Матрица парных сравнений показателей эстетичности

Показатель

2

3

1

Рациональность формы и размера

9,0

7,5

2

Информационная выразительность


8,0

3

Единство композиционного решения




Таблица 11 - Отношение весомостей показателей эстетичности

По строке

(2):(1)

(3):(2)

2

0,90

0,83

3


0,80

Средние

0,90

0,82


Недопустимых расхождений нет. Весомости показателей:

;

;

;

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

;

.

Весомости всех показателей больше 0,1, значения истинные.

.5 Определение коэффициентов весомости показателей надёжности

Составим матрицу парных сравнений показателей надёжности (таблица 10) и отношение показателей весомости (таблица 11).

Таблица 12 - Матрица парных сравнений показателей надёжности

Показатель

2

3

1

Срок безотказной работы по функционированию

9,0

7,5

2

Гарантийный срок службы


7,0

3

Надёжность сборки корпуса




Таблица 13 - Отношение весомостей показателей надёжности с рассчитанными средними значениями

По строке

(2):(1)

(3):(2)

2

0,90

0,83

3


0,70

Средние

0,90

0,77


Недопустимых расхождений нет, что доказывает внутреннюю непротиворечивость проставленных оценок.

Весомости показателей относительно первого для показателей качества:

;

;

;

.

Нормированные коэффициенты весомости:

;

;

.

Весомости всех показателей больше 0,1, значит перенормировку производить не нужно и полученные значения истинные.

7. Изменённое дерево свойств. Весомости показателей

Получив весомости всех показателей, можно изменить дерево свойств (составленное ранее) указанием полученных нормированных коэффициентов весомости и заметить количественное различие между показателями по важности (рисунок 2).

Рисунок 2 - Изменённое дерево свойств с коэффициентами весомости показателей

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы были приобретены практические навыки разработки отдельных, наиболее важных элементов методики оценивания качества: ситуационного анализа, выбора номенклатуры показателей качества, разработки шкал показателей, определения коэффициентов весомости.

Во время выполнения работы на основе анализа рынка потребительского спроса на объект оценивания, мобильные телефоны, была выбрана основная группа потребителей - молодые люди (16-25 лет).

Для выявления важных потребителю свойств оцениваемого объекта была создана анкета. На основании анкетирования было составлено дерево свойств анализируемого объекта. После было проведено исследование наиболее важных по мнению выбранной группы потребителей показателей качества. Впоследствии ранжирование было подтверждено количественными расчётами. Данные весомости также рассчитывались на основании проведённого анкетирования.

На основании расчётов были обнаружены и исключены из дерева малозначимые показатели, весомости которых была меньше 0,1. Это комплексные показатели функциональности «Параметры памяти» и «Возможности для SIM-карт».

В завершении работы было построено изменённое дерево свойств с нормированными коэффициентами весомости, откуда наглядно можно увидеть наиболее/наименее значимые для потребителя параметры оцениваемого объекта. Данное дерево свойств может помочь потребителю определиться с выбором при покупке мобильного телефона.

Список использованных источников

1 Никифоров С.В. Основы квалиметрии материалов и изделий / С.В. Никифоров, - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. - 132 с.

ГОСТ 7.32-2001. Отчёт о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления. - Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 22 с.

Никифоров С.В. Разработка элементов методики оценивания качества объекта: методические указания к выполнению курсовых работ / С.В. Никифоров, - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008. - 22 с.

Никифоров, С.В. Решение задач квалиметрии: учебное пособие / С.В. Никифоров, - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 140 с.

Мобильные телефоны - Выбор по параметрам

Похожие работы на - Разработка элементов методики оценивания качества объекта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!