Морское судоходство и задачи по обеспечению его безопасности

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Морское судоходство и задачи по обеспечению его безопасности














Тема лекции

Морское судоходство и задачи по обеспечению его безопасности

Введение

Мировой океан занимает три четверти поверхности планеты, обладает колоссальными, недостаточно используемыми топливно-энергетическими и минеральными ресурсами, В Мировом океане проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие устойчивость хозяйственных связей прибрежных государств. Он является перспективнейшей областью хозяйственной и научной деятельности, важнейшим фактором геополитики, районом неизбежного соперничества и в то же время - активного международного сотрудничества. Национальные интересы требуют активного присутствия России в Мировом океане для обеспечения обороны страны, защиты ее экономических позиций и морского судоходства.

В последние годы РФ в определенной мере стала утрачивать статус великой морской державы, что обусловлено, с одной стороны, изменением геополитической ситуации, с другой - экономическим кризисом. После распада СССР сведены к минимуму выходы России к Черноморскому и Балтийскому морям, затруднен доступ к основным традиционным морским путям внешней торговли. Россия в значительной мере утратила передовые позиции в морском судоходстве.

Сложившаяся ситуация усугубляется состоянием ВМФ, который в настоящее время способен решать лишь ограниченный объем задач в наиболее важных районах ближней морской зоны и утратил возможность защиты морского судоходства в удаленных районах морей и океанов.

Ослабление ВМФ РФ привело к усилению терроризма и пиратства на море, а также к незаконному задержанию российских судов в иностранных портах. В современной ситуации военно-силовое прикрытие морского судоходства должно быть главной задачей не только

ВМФ и других видов и родов ВС РФ, но и государства.

Задача обеспечения безопасности национального судоходства должна быть общегосударственной и направлена на сохранение ресурсов с целью их использования в хозяйственных интересах, а также в интересах обороны страны.

Учитывая то, что основная часть морского флота постоянно находится за пределами внутренних бассейнов и зон прикрытия флотов, необходимо совершенствовать систему контроля за гражданским судоходством, для обеспечения своевременного свертывания судоходства в удаленных районах морей и океанов в случае угрозы агрессии против Российской Федерации.

Из истории Великой Отечественной войны поучительным является тот факт, что в период нарастающей угрозы нападения Германии на СССР все немецкие торговые суда за 12 суток до начала войны покинули наши порты. В то же время советские суда задерживались в портах Германии немецкими властями под различными предлогами. За 1-2 суток до нападения на СССР были захвачены вооруженными камандами 35 судов.

В данной лекции предлагается рассмотреть современное состояние морского судоходства России, состав морского флота и задачи по обеспечению безопасности национального судоходства.

1. Характеристика морского судоходства России

Российская Федерация остается великой морской державой, имеет самую большую в мире береговую линию (38,8 тыс.км). Ее берега омывают воды трех океанов и 14 морей. У нее есть реальные интересы в Мировом океане.

Морской флот изначально предназначен обеспечивать:

устойчивое внешне экономические связи (без чего немыслима интеграция в мировую экономическую систему) и, как следствие, независимость внешней торговли;

нормальную жизнедеятельность экономических районов, где морской флот является основным или даже единственным транспортом;

активную валютно-платежного баланса судоходных стран, особенно с большим грузооборотом;

создавать и поддерживать на надлежащем уровне жизненно важные морские транспортные коммуникации, в том числе мобилизационную подготовленность судов и оказание военно-морским силам действенной помощи при возможных политических и экономических мировых кризисных ситуациях.

Морское судоходство (торговое мореплавание) есть деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а так же других хозяйственных и культурных целей. (КТМ ст.2).

Транспортные суда перевозят грузы на 70 океанских и морских линиях, посещают около 1000 портов 100 государств мира. В последнее время наши экипажи чаще плавают под "удобными" ("дешевыми") флагами других стран. На загранперевозках находится около 700 судов торгового флота.

Движение судов организуется по двум формам: трамповое (нерегулярное) и линейное (регулярное).

Трамповое судоходство не связано с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки и не ограничено определенным видом груза.

Линейное судоходство предусматривает организацию движения одного судна или группы закрепленных за линией судов для перевозки пассажиров и грузов между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Линии могут обслуживать как каботажные так и заграничные перевозки, в т.ч. и между импортами.

Промысловый флот решает задачи ловли рыбы и добычи морского зверя, обработки морепродукции, хранения и перевозки ее до береговых баз.

Промысел судами осуществляется по районам, определенным ФАО (Организация ООН по сельскому хозяйству и продовольствию).

По размерам вылова рыбы Россия находилась на пятом месте в мире. Промысел ведется одиночными судами, отрядами судов (до 20 ед.), группами судов (3-5 ед.), промысловыми экспедициями (40-80 судов).

Более 87% общей добычи рыбы приходится на районы океанического рыболовства.

По данным военно-морского контроля за судоходством в УРМО промысловый флот находится: в Атлантике - 400 ед., в Тихом океане

180 ед., в Индийском океане - 20 ед., в Северном море - до 10 ед. судов.

Промысел судами ведется в подрайонах и экономических зонах. В Тихом океане промысел ведется в основном в Центрально-Беринговском подрайоне, в Северо-Курильской зоне, в подрайоне НАМПО, в зоне Вьетнама, в зоне Орегон, в зонах Перу и Чили, Колумбии, Эквадора и Новой Зеландии.

Ежегодно промысловые суда посещают до 230 портов 69 стран мира и не смотря на их приписку осуществляют промысел в различных районах Мирового океана.

В последнее время все большее значение для страны приобретает добыча нефти и газа со дна морского шельфа. Разведка, добыча нефти и газа, обеспечение работ и жизнедеятельности бригад на плавучих буровых установках осуществляется специальным флотом.

Мировой океан огромен, однако, как бы ни-были грандиозны его просторы, заинтересованность всех стран мира в использовании гидросферы и ее ресурсов столь велика, что для обеспечения свободы мореплавания, промысла и научного исследования потребовалась международная регламентация. Эта регламентация нашла отражение в международном морском праве, определяющем правовой режим пространств Мирового океана и деятельность государств в сфере мореплавания и использования гидросферы в мирное и военное время.

Наша страна обладая транспортным, промысловым и исследовательским флотами, устанавливает тесные международные контакты, связанные с использованием богатств океана и его исследованием.

Руководство морским судоходством России осуществляют министерства и ведомства:

Министерство транспорта РФ:

Гос. служба морского флота;

Гос. служба речного флота;

Гос. Комитет по рыболовству РФ (Госкомрыболовство РФ);

Министерство топлива и энергетики (Минэнерго РФ);

Российская академия наук;

Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

Росрыбколхоз; Росрыбхоз.

Непосредственными владельцами судов являются ГП, АО и частные судоходные компании. Весь флот приписан к портам морских бассейнов: Северному, Балтийскому, Черноморско-Азовскому, Каспийскому и Дальневосточному бассейнам.

Морской флот подразделяется на:

транспортный (торговый) флот;

промысловый флот;

научно-исследовательский флот;

технический и вспомогательный флот;

суда для добычи минеральных ресурсов из недр морского дна;

другие суда.

По своему назначению торговый флот России подразделяется на: сухогрузный флот; навалочный флот; комбинированный флот (танкеры-навалочники); пассажирский флот; флот государственного обеспечения национального судоходства (ледоколы, аварийно-спасательные, природоохранные, учебные и гидрографические суда); прочий флот (служебно-вспомогательный, местный грузовой, местный пассажирский, дноуглубительный, плавдоки, административно-хозяйственный).

На сегодняшнем этапе деятельность торгового флота осуществляется на базе десятков морских судоходных компаний и 41 морского торгового порта.

По своему назначению промысловый флот подразделяется на: добывающий, обрабатывающий, приемно-транспортный, наливной,

аварийно-спасательный, служебно-вспомогательный и прочий флоты. Промысловый флот принадлежит к различным организациям, рыб-

ным портам входящим на общественных условиях в бассейновые акционерные общества рыбной промышленности и союзы рыболовецких колхозов, объединяющиеся соответственно с "Роскомрыболовство" и "Росрыбколхозсоюз" Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Состав морского флота бассейнов постоянно меняется. В последнее время новые суда от промышленности практически не приобретаются. На примере Дальневосточного бассейна состав флота по состоянию на 01.01.98г. характеризуется следующими данными:

А. Торговый флот:

сухогрузные (ДВМП, СхМП, КМП) - 133 ед.

пассажирские - 7 ед.

наливные (ПМП) - 48 ед.

ж.д. паромы - 4 ед.

ледоколы - 6 ед.

Б. Промысловый флот:

рыбодобывающие - 808 ед.

рыбообрабатывающие - 48 ед.

рефрижераторные - 102 ед.

Пригодны для оперативных перевозок - 76 судов (ДВМП - 53, СхМП = 11, КМП - 12 ед.).

Пригодные для снабженческих перевозок 61 сухогрузное судно и 49 танкеров (ДВМП - 50 + 1 танкер, СхМП - 8 + 4 ж.д. парома, КМП

На Северном бассейне всего насчитывается судов ФРП - около 500 ед., атомных ледоколов - 6 ед.(Арктика - 4, Таймыр -2), ледоколов - 9 ед.

По районам плавания суда подразделяются на четыре группы: суда неограниченного морского и океанического плавания; суда ограниченного морского плавания;

суда прибрежного (с удалением от порта убежища не более 20 и 100 миль) и рейдового плавания;

суда озерного и речного плавания.

Плавание торговых судов характеризуется постоянным изменением их местонахождения в море, состояния в портах. Рыбопоромысловые суда ведут лов рыбы в одних и тех же районах и поэтому своего относительного местоположения не имеют, кроме перехода на промысел и обратно.

Суда "река-море" имеются не балансе многих речных пароходств, а также морских торговых портов и др. судоходных компаний. Их районы плавания, кроме речных путей, это Балтийское, Белое, Черное, Средиземное и прибрежные части Охотского и Японского морей. Причем суда могут вообще не посещать порты (РЭБ) приписки. Например, суда "река-море" Иртышского пароходства (Тюмень) работают на Балтике, в Черном и Средиземноморских морях. По линии военно-морской подготовки приписаны к Лен ВМБ.

Научно-исследовательские суда работают одиночно по заданиям экспедиций, находятся длительное время в плавании от 90 до 130 суток.

В целом морской флот является по своему составу разнотипными по назначению и многочисленным по принадлежности, что затрудняет контроль за судоходством, он может быть использован практически для всех видов обеспечения сил ВМФ, развернутых в ближних и дальних морских зонах.

По мере усиления интереса к океану, увеличения его транспортного значения, возрастает и вероятность угрозы судоходству со стороны агрессивных сил.

Во всех войнах морские и океанские коммуникации были объектом военных действий противоборствующих сторон.

Под военной угрозой судоходству принято понимать опасность захвата или уничтожения гражданских судов иностранными вооруженными силами, возникающие в результате обострения военно-политической обстановки в мире или в отдельных его районах.

Военная стратегия США - "мир с позиции силы", концепция передовых морских рубежей и сохранение концепции ведения глобальной ракетно-ядерной войны не уменьшает, а увеличивает вероятность такой угрозы.

Так США войну планирует начать с воздушной наступательной операции путем проведения массированных ракетно-авиационных ударов (1-ый эшелон крылатые ракеты, 2-ой эшелон береговые объекты, затем палубная и тактическая авиация).

Планируется проводить операцию по нарушению океанских коммуникаций с использованием в прибрежной зоне сил береговой охраны (интернирование и поражение судов)., с целью последующего использования судов в интересах военно-морских сил, захвата материальных средств и людей, находящихся на них.

Исходя из оценки состава, состояния и возможностей морского флота можно сделать вывод, что вероятный противник будет использовать определенную часть своих сил для захвата гражданских судов и нарушения коммуникаций.

В соответствии с установившимися взглядами иностранных военных специалистов и исходя из опыта оперативной подготовки ВМС других стран, противник будет стремиться нанести ущерб нашему судоходству еще до начала боевых действий.

Командование США и НАТО, например, постоянно в м/в ведут слежение за мировым судоходством.

Ведение разведки судоходства обеспечивается средствами космической и наземной радиоэлектронной разведки, самолетами разведывательной и базовой патрульной авиации, боевыми надводными кораблями, подводными лодками, судами транспортного и промыслового флотов.

Возможности указанных средств разведки по судам следующие:

Космическая разведка - точность определения координат 3-5 км.

(от 77 градусов сев.широты до 77 градусов южной широты);

Наземная разведка - уверенное пеленгование на дальность до 4 тыс.км., точность до 40 км.,

Морская разведка - уверенное пеленгование на дальность до 1,8 тыс.км., точность до 2-5 градусов;

Воздушная разведка - уверенное пеленгование до 1 тыс.км., точность 2-10 градусов.

Действующая в н.в. система разведки и слежения на море задействование широкоразветвленной системы обмена информацией по

гражданскому судоходству позволяет противнику иметь информацию о

местонахождении и деятельности значительной части наших судов на

переходе морем и при стоянке в иностранных портах с точностью:

определение места от 30 до 60 миль;

определение курса от 30 до 60 градусов;

определение скорости от 10 до 20 узлов и время передачи этих данных составляет 30-40 минут.

На примере ТОФ: постоянно несут дежурство 3 СГАР (самолеты гидроакустической разведки). Один в Карачинском заливе, один в р-не Южных Курил, один в Японском море. Патрульные самолеты типа "Орион" совершают до 3-4 самолето-вылетов в сутки.

В угрожаемый период (за 5-8 суток до начала б/д) против судов, находящихся в иностранных портах, можно ожидать проведение провокационных действий со стороны портовых властей.

Такими действиями могут быть:

допрос команды судов;

задержание судов под различными формальными предлогами (например для проверки судовой документации);

осуществление радиопротиводействия с целью сообщения в адрес судовладельца;

создание помех в использовании навигационного оборудования и обеспечения;

назначение якорных стоянок в сложных для маневра местах;

запрещение пополнения запасов;

диверсионные действия и др.

В этот период против судов в море могут выполняться, так называемые "беспокоящие действия" надводными кораблями, подводными лодками и авиацией с целью оказания психологического воздействия на экипажи судов, воспрепятствование проведению маневра и ограничения деятельности маневром.

К их числу могут относиться:

ограничение плавания гражданских судов через районы, которые считаются международными водами, объявление этих вод территориальными или зоной военно-морских учений;

объявление о временном закрытии промыслов, каналов в связи с ремонтом мостов дноглубительными и другими работами;

объявление закрытых для судоходства районов на маршрутах движения наших судов;

заграждение фарватеров (паромами, баржами, сетями, минными банками);

непосредственное сопровождение наших судов боевыми кораблями;

опасное маневрирование по курсу движения судов;

принуждение к изменению маршрутов следования (под угрозой применения оружия);

восприпятствование лову рыбы вплоть до повреждения (уничтожения) орудий лова;

выход в учебные атаки самолетов с оружием на борту;

открытие огня артиллерийским оружием по курсу следования судов;

досмотр или захват отдельных судов путем высадки вооруженных групп;

конвоирование судов в районы сбора;

арест членов экипажа или пассажиров;

уничтожение отдельных судов в море и т.п.

По данным Российской разведки противник минными постановками будет блокировать проливные зоны и порты с целью не допустить выхода (захода) в порты гражданских судов и боевых кораблей.

Непосредственно перед началом боевых действий (за 1-3 суток) он будет активизировать разведку на подходах к портам НК и авиацией и может осуществлять при этом скрытую постановку мин с пл и самолетов.

За 2-3 суток до начала боевых действий ОБМС противники могут приступить к ведению блокадных действий (в Атлантике - на рубеже Гренландия-Исландия, Форерские и Шотландские острова).

За сутки до начала войны противник вероятно, приступит к более решительным действиям (в том числе с применением оружия) по присечению деятельности наших судов в портах и открытом море (захват судов или при невозможности их задержания - уничтожения), недопущение захода судов в порты стран укрытия их блокирования.

Так командование США и НАТО с началом б/д для борьбы с судоходством предусматривает использовать до 15% своих ВМС, развернутых в море. К примеру, в Атлантике они могут использовать 14-17 пл (в т.ч. 9-10 пла), до 35 нк, 14 катеров, около 170 самолетов.

. Оценка характера угрозы морскому судоходству и задачи по обеспечению его безопасности

морское гражданское судоходство

ОБНС есть совокупность действий Вооруженных Сил по защите судоходства и комплекса организационных и технических мероприятий, проводимых БМФ, ВСВТ при участии МИД РФ, направленных на сохранение судов и находящихся на них людских и материальных ресурсов, в целях дальнейшего использования в интересах обороны страны и народного хозяйства.

Таким образом основная задача ОБНС - это сохранение судов, их экипажей, пассажиров и грузов. Данная задача является общегосударственной и решается путем проведения повседневных мероприятий и активных действий при возникновении непосредственной угрозы, агрессии в условиях вооруженных конфликтов и в военное время. К выполнению данной задачи привлекаются Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Внутренние войска, Министерство иностранных дел, владельцы средств водного транспорта и их Министерства, ведомства.

Подготовка государства к выполнению данной задачи возложена на Военно-Морской Флот и непосредственно ВСВТ.

Данная работа проводится по единому с ВСВТ плану и под руководством ГК ВМФ. Она увязана с планами перевода флотов в высшие степени боевой готовности.

Установленная организация ограничения плавания и отзыва судов из УРМО предусматривает кроме основной задачи ОБНС решение задач по использованию судов в интересах Вооруженных Сил, в том числе всестороннего обеспечения отдельных кораблей боевой службы, оперативных эскадр и других сил первого оперативного эшелона ВМФ.

При этом суда, возвращаемые из УРМО попутно привлекаются в дальней зоне флота для оперативной маскировки сил, ведения вооруженной борьбы на море "нестандартными" способами, ведения разведки и радиоэлектронной борьбы, ретрансляции сигналов боевого управления и тылового обеспечения сил.

Решение данных частных задач позволит обеспечить защиту судоходства и таким образом выполнить основную задачу обнс по сохранению судов, людей и грузов.

Владельцы средств водного транспорта при этом выполняют следующие задачи:

оповещают суда об угрозе судоходству;

рассредоточении из портов;

доводят до капитанов судов рекомендации штаба флота по маршрутам движения при отзыве судов из УРМО, о закрытии районов;

проводят мероприятия по установленным флотам вариантам особого режима плавания;

скрытно ограничивают плавание судов;

выделяют суда для оперативного и тылового обеспечения сил, выполнения воинских перевозок;

подготавливают и передают суда в состав флота согласно мобзаданий, вооружают суда для самообороны.

Все данные мероприятия и действия ВСВТ тщательно спланированы, увязаны с действиями сил флота и проводятся под руководством штаба флота по установленным сигналам.

В условиях м/в морское судоходство осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания и ведомственными документами, регламентирующими плавание и производственную деятельность на основе общепризнанных норм международного права и с учетом ограничений, вводимых командующими флотами, объявленных в извещениях мореплавателям и других документах.

С возникновением ВУС и в/в плавание и производственная деятельность судов осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами международного морского права и требованиями документов ВМФ, определяющих режим плавания на театрах.

Сохранение людских, материальных ресурсов, развернутых в мирное время на судах в УРМО принципиально можно обеспечить тремя вариантами:

а) защитой судоходства силами и средствами ВМФ;

б) укрытием судов в портах и территориальных водах дружественных и нейтральных государств;

в) возвращение судов в зоны прикрытия флотов.

Вариант "а" не может считаться приемлемым, так как ВМФ значительно уступает в количественном и, отчасти, в качественном отношении ВМС вероятного противника и за пределами зон прикрытия флотов систематических действий по защите судоходства осуществлять не сможет.

Вариант "б" не отвечает реальной военно-политической обстановке.

Таким образом, в современных условиях основной мерой, направленной на обеспечение безопасности гражданского судоходства в УРМО должно остаться возвращение их с возникновением ВУС в зоны прикрытия флотов (ЗПФ).

Однако, использование всех трех вариантов в комплексе будет наиболее эффективно обеспечивать безопасность судоходства.

В н.в. принята и осуществляется следующая система ОБНС:

свертывание судоходства - процесс возвращения и укрытия судов, осуществляемый министерствами и ведомствами - ВСВТ централизованно при участии МИД по единому замыслу и плану под общим руководством Министерства обороны (ВМФ);

защита гражданского судоходства путем конвоирования и прикрытия гражданских судов в зонах ответственности флотов и зонах, создаваемых в УРМО.

Основной системы ОБНС является повседневный контроль за гражданским судоходством (КГС), который заключается в учете местонахождения каждого морского судна и судов смешанного "река-море" плавания, анализе и оценке их позиции и состояния. В ВМФ КГС осуществляют органы ВОСО, а также по зонам ответственности ОД ВМБ, эскадр разнородных сил, соединений кораблей ОВРа и речных кораблей.

Все организационно-технические мероприятия, проводимые в процессе свертывания и защиты судоходства входят в целом в комплексе оборонных мероприятий по ОБНС.

Комплекс оборонных мероприятий по ОБНС включает: мероприятия по ограничению плавания и отзыв судов; оповещение судовладельцев и судов;

введение особого режима плавания в зонах прикрытия флотов и в районах локальных вооруженных конфликтов, КГС, военно-морскую подготовку руководящего состава оперативных групп, капитанов и экипажей судов, техническую подготовку судов к плаванию в условиях в/в и защиту судоходства силами ВМФ в назначенных зонах.

При этом мероприятия по ограничению плавания судов и отзыву судов осуществляется непосредственно при свертывании судоходства.

Защита судоходства представляет собой активные действия и мероприятия, проводимые ВМФ и привлекаемые объединениями и соединениями других видов ВС, а также министерствами и ведомствами - ВСВТ в целях недопущения или снижения эффективности воздействия сил и средств иностранных ВС на гражданские суда.

Защита судоходства в общем случае заключается в уничтожении сил противника, представляющих угрозу судоходству, прикрытии от ударов судов с воздуха и моря.

Ответственность за организацию и осуществление защиты судоходства несут: в ЗПФ - командующий флотом; в операционной зоне флотилии (эскадры) РС - командующий (командир) флотилии (эскадры), оперативной эскадры кораблей - командир оперативной эскадры; в зоне ответственности оперативной бригады кораблей (бригады кораблей ОВР), соединения речных кораблей - командир бригады, соединения речных кораблей.

Система ОБНС функционирует на базе системы управления ВСВТ и ВМФ и обеспечивается высоким уровнем ВМП руководящего состава и оперативных групп ВСВТ, четкой организацией и осуществлением взаимодействия с флотом, устойчивостью связи взаимодействия.

В м/в ВСВТ подготовку к проведению мероприятий по ОБНС осуществляют в системе мобподготовки, флоты - в системе оперативной и боевой подготовки штабов.

Органом, осуществляющим разработку основных направлений развития и совершенствования мер по ОБНС, разработку и введение в действие обязательных для всех ВСВТ основополагающих документов, обеспечивающим и контролирующим их выполнение является служба ВОСО ВМФ.

Штабы флотов разрабатывают организационно-плановые документы, осуществляют координацию действий всех ВСВТ на бассейне по ОБНС и организуют защиту судоходства в установленных зонах прикрытия.

Защита судоходства в других районах морей и океанов (за пределами зон прикрытия) осуществляется силами и средствами флотов по указанию ГШ ВМФ.

Для решения отдельных, наиболее важных вопросов по ОБНС при ГШ ВМФ создается Межведомственный координационный совет по безопасности судоходства, включающий представителей ГШ ВМФ, морского и речного флота, флота рыбной промышленности, а также представителей других ведомств - ВСВТ.

Документы по ОБНС, разработанные ВМФ, выдаются ВСВТ и на суда в установленном порядке.

Одна из целей свертывания судоходства - это использование гражданских судов и материальных ресурсов, находящихся на них, в интересах сил флота.

Суда гражданских ВСВТ в зависимости от своего назначения и эксплуатационно-технических данных, выполненных требований МО могут быть использованы для наращивания сил флота, выполнения воинских перевозок, всестороннего обеспечения сил флота и ведения вооруженной борьбы на море "нестандартными" способами.

Использование судов для наращивания сил флота и выполнения воинских перевозок будет рассмотрено по другим дисциплинам, поэтому организацию использования судов, в этих целях в настоящем курсе рассматривать не будем.

Осуществление свертывания судоходства по единому замыслу и плану и под общим руководством МО (ВМФ) дает возможность предусмотреть и организовать широкое привлечение гражданских судов для оперативного, технического и тылового обеспечения действий сил флотов в УРМО, для чего сосредоточить суда в назначенных районах в установленные сроки.

В интересах обеспечения сил флота, а также ведения вооруженной борьбы на море "нестандартными" способами в настоящее время проработаны варианты использования гражданских судов:

для оперативной маскировки развертывания сил флота (имитация группировок сил физическими полями судов и маневрированием);

для борьбы с системой дальнего гидроакустического наблюдения (ДГАН) "Сосуе" (обрыв кабельных трасс при тралении вытравленными штатными якорями рыбопромысловых и других судов, а также с применением специальных малогабаритных якорей-резаков, разрабатываемых в ВМФ);

для закупорки входов и выходов, создание пожаров в портах противника;

для ретрансляции сигналов боевого управления путем использования судов, имеющих наиболее мощные штатные судовые средства связи (НИС и суда космической связи);

для противолодочного обеспечения сил путем освещения подводной обстановки на маршрутах развертывания пл вероятного противника группами промысловых судов, вооруженных ГАС;

для доразведки и наведения своих сил на силы противника;

для ПМО и борьбы с ПДСС, постановки и транспортировки мин;

для развертывания маневренных пунктов снабжения, передачи запасов топлива, воды и продовольствия в УРМО кораблям и судам ВМФ;

для ремонта кораблей ВМФ в УРМО;

для использования гражданских судов в качестве радио и акустических маяков.

По опыту КШУ только для оперативного обеспечения сил флота необходимо привлечь до 145 судов.

В м/в заблаговременно должно определяться и согласовываться с судовладельцами необходимое количество судов по типам, которые планируется использовать для решения вышеуказанных задач. Для этого целесообразно привлекать рыбопромысловые суда, т.к. транспортные суда используются для выполнения воинских перевозок и для участия в десантных операциях.

Суда для обеспечения сил флота и выполнения специальных заданий в период ограничения их плавания и отзыва (свертывания судоходства) могут быть привлечены флотами только после согласованного решения ГШ ВМФ и соответствующих министерств, ведомств - ВСВТ.

Для чего штаб флота представляет в ГШ ВМФ свои предложения по использованию судов, находящихся в УРМО.

В предложениях по привлечению судов для тылового обеспечения сил флота штаб флота указывает:

цель задержания судов;

вид снабжения с указанием необходимого количества;

вид ремонта;

районы встречи судов, направляемых для обеспечения кораблей ВМФ;

соединение, в чье распоряжение необходимо направить суда;

предлагаемый срок задержания судна.

Решение о привлечении судов для снабжения, ремонта или выполнения специальных заданий ВМФ доводится для исполнения до судовладельцев и штабов флотов.

Организация встречи судов с кораблями ВМФ и порядок взаимодействия согласовываются штабами флотов с судовладельцами и доводятся до подчиненных соединений и судов документами скрытой связи.

С момента встречи и до окончания выполнения задания ВМФ управление судами осуществляет командир соединения (корабля).

Связь судов с судовладельцами на это время осуществляется только через командира соединений (корабля).

Работу службы ВОСО флота при привлечении судов для оперативного и тылового обеспечения сил лучше показать на примере.

Например, в м/в при планировании первой операции и свертывания судоходства в Атлантическом океане штаб СФ поставил службе ВОСО флота:

Для выполнения данной задачи службы ВОСО флота, исходя из наличия судов в Гвинейском заливе (квадрата А-20) или близлежащих районах Южной Атлантики, определяет к-во и типы судов, ориентировочное время их перехода в порт Луанда.

В данном примере могут привлекаться для передачи продовольствия и части горючего плавбазы флота рыбной промышленности и танкеры торгового флота.

Так в Гвинейском заливе, в районе рыбного промысла постоянно находится одна плавбаза АО "Севрыба", на которой имеются требуемые запасы продовольствия. Время перехода ее в порт Луанду составит 4-5 суток.

В районе островов Зеленого мыса и Фолкленских (Мальвийских) островов постоянно находится по одному танкеру НМП с требуемыми запасами топлива. Время их перехода в ПМБ Луанда составит 10 и 15 суток соответственно.

Задачи (заявка) министерства и ведомства - ВСВТ могут быть поставлены ГШ ВМФ следующим образом:

"С получением сигнала о введении ограничения плавания прошу направить суда с запасами не менее 3000 т. ДТ, 2000 т. ФМ, 100 т. продовольствия в порт Луанда. Срок прибытия судов - через 18 суток после получения сигнала..."

При этом срок 18 суток определен из расчета, что начало военных действий отводится примерно 20 суток.

"...В начале получения сигнала об отзыве судов из УРМО минуя сигналы об ограничении плавания, указанные суда направить в порт Луанда немедленно".

Судовладельческие организации оценивают свои возможности совместно с линейными органами ВОСО и докладывают в министерство и ведомства о том, способны или нет решить поставленные им задачи.

При этом ВСВТ и штаб флота вносят соответствующие корректуры в решения и план свертывания судоходства.

Заключение

Из вышеизложенного видно, что судоходство России носит глобальный характер, охватывает все районы Мирового океана. Плотность его неоднородна: выше - в северном полушарии и в районах, прилегающих к побережью, ниже - в южном полушарии и в океанских районах.

Наибольшее удаление районов плавания и производственной деятельности судов составляет: в Атлантике - до 7800 миль, в Тихом океане - до 8400 миль, что соответствует максимальным срокам возвращения судов в ЗПФ 40-44 суток.

Производственной, транспортной и научной деятельностью заняты суда более пяти министерств и ведомств - ВСВТ, а также многочисленных компаний и частных лиц, что предъявляет повышенные требования к системе ОБНС.

Система разведки и слежения на море вероятного противника практически делает невозможным достижение полной скрытности ограничения плавания судов.

Основные отличия новых взглядов на ОБНС заключаются в следующем:

проведением свертывания судоходства по единому замыслу и плану под руководством ГК ВМФ;

проведением ограничения плавания с применением других способов оперативной маскировки (дезинформация, имитация, ложные действия);

планированием свертывания судоходства и использования судов в интересах оперативного, технического и тылового обеспечения сил ВМФ.

Литература

1. Наставление по обеспечению безопасности плавания гражданских судов с возникновением военной угрозы судоходству и в военное время, часть 1 (НОБПС - 84, ч.1; НОБПС - 90,42)

. Пр. МО РФ 1999 N 01 "Об организации обеспечения безопасности российского морского судоходства в условиях вооруженных конфликтов, непосредственной угрозы агрессии или агрессии против РФ.

. Пр. МО РФ 2000 N 570 "Об утверждении транспортных, промысловых и специальных судов, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам. Инструкции о порядке учета в ВС РФ транспортных, промысловых и специальных судов".

. Положение о военно-транспортной обязанности. Указ президента РФ 1998 г. N 1175.

. ЦФП "Мировой океан".

Похожие работы на - Морское судоходство и задачи по обеспечению его безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!