63470,3
Рисунок
2.5 - Динамика расходов Управления за 2007-2009гг., тыс.р.
Как видно из данных диаграммы, в 2008 году произошел рост расходов по
сравнению с 2007 годов на 1.7%. В 2009 г. расходы уменьшились на 398,8
тыс.рублей, что пока составляет 0,6 % от расходов 2008 года.
Чтобы исследовать факторы, повлиявшие на уровень расходов на содержание
аппарата Управления, проанализируем расходы Управления за 2009 год в разрезе
экономической структуры расходов и сравним их с такими же показателями расходов
за 2007-2008гг.
Таблица 2.6 - Расходы на содержание Управления в 2009 году, руб.
211 Заработная плата
|
28524400
|
212 Прочие выплаты
|
88600
|
213 Начисления на оплату
труда
|
7228400
|
221 Услуги связи
|
2103000
|
222 Транспортные услуги
|
6100200
|
223 Коммунальные услуги
|
1727000
|
225 Услуги по содержанию
имущества
|
3266000
|
226 Прочие услуги
|
6087000
|
290 Прочие расходы
|
860300
|
310 Увеличение стоимости
основных средств
|
2480000
|
340 Увеличение стоимости
материальных запасов
|
5005400
|
Итого
|
63470300
|
Как видно из данных рисунка 2.6, наибольший удельный вес в общей доле
расходов на содержание Управления составляют расходы на заработную плату. В
2009 году они составили 1661,6 тыс. рублей (52% от общей суммы расходов).
Начисления на оплату труда были произведены в сумме 421 тыс. рублей.
Другой объемной статьей расходов является получение услуг, в частности,
услуг на содержание имущества. Данная статья составляет 26% от общего объема
расходов (844,4 тыс.рублей).
Расходы на услуги связи в Управлении произведены в сумме 80 тыс.рублей,
что составляет 2% от общей суммы расходов.
Рисунок 2.6 - Структура расходов на содержание управления в 2009 г.
Расходы по отдельным статьям экономической классификации представлены в
таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Расходы Управления по отдельным статьям экономической
классификации в 2007-2009 гг., тыс.р.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
210 "Оплата труда и
начисления на оплату труда"
|
31997,6
|
32918,3
|
35841,4
|
220 "Приобретение
услуг"
|
22566,4
|
22629,6
|
19283,2
|
290 "Прочие
расходы"
|
958,7
|
1064
|
860,3
|
310 "Увеличение
стоимости основных средств"
|
2600
|
2520
|
2480
|
340 "Увеличение
стоимости материальных запасов"
|
4625,3
|
4737,2
|
5005,4
|
Итого
|
62748
|
63869,1
|
63470,3
|
Наглядно представим в виде диаграммы по годам, как изменялись расходы по
отдельным статьям экономической классификации (рисунок 2.7).
Из данных диаграммы видно, что по одним статьям экономической
классификации расходов расходы увеличивались в течение анализируемого периода
времени, а по другим статьям - уменьшались. Оценим динамику каждого вида
расходов в отдельности.
Рисунок
2.7 - Динамика расходов Управления за 2007-2009гг. в разрезе показателей ЭКР,
тыс.р.
Таблица
2.8 - Структура расходов на оплату труда работников Управления в период
2007-2009 гг., тыс.р.
Наименование
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
211"Оплата труда"
|
25496,3
|
26336,5
|
28524,4
|
212 "Прочие
выплаты"
|
79,2
|
81,6
|
88,6
|
213"Начисления на
оплату труда"
|
6422,1
|
6500,2
|
7228,4
|
Итого:
|
31997,6
|
32918,3
|
35841,4
|
Исследуем, как изменилась оплата труда работников за рассматриваемые
периоды (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 - Динамика расходов на оплату труда за 2007-2009 гг., тыс.р.
Выплата заработной платы, социальных выплат в Управлении в течение
анализируемого времени производилась своевременно и в полном объеме. Рост
расходов на заработную плату в 2009 году обусловлен принятием на замещение
вакантных должностей государственной гражданской службы сотрудников, а также
увеличением количества работников, замещающих должности, не являющиеся
должностями федеральной гражданской службы.
Расходы Управления по оплате предоставленных услуг приведены в таблице
2.9.
Таблица 2.9 - Расходы Управления по статье 220 «Приобретение услуг» в
разрезе подстатей, тыс.р.
Наименование
|
2007 г.
|
2008г.
|
2009г.
|
221"Услуги связи"
|
1304,5
|
1502
|
2103
|
223"Коммун.услуги"
|
1023,4
|
1269,3
|
1727
|
225"Содерж.имущества"
|
7200
|
6800
|
3266
|
226 "Прочие
услуги"
|
6370
|
6758,1
|
6087
|
Итого:
|
15897,9
|
16329,4
|
13183
|
Из приведенных в рисунке 2.9 данных пронаблюдаем, как изменялась динамика
расходов по предоставленным Управлению услугам за 2007-2009гг.
Рисунок 2.9 - Динамика расходов по ЭКР 220 за 2007-2009 гг., тыс.р.
Как видно из диаграммы, в 2007 и 2008 годах наблюдался рост расходов по
содержанию имущества, в 2009 году произошел рост по полученным услугам. Расходы
по статье 220 «Приобретение услуг» составили в 2007 году 15897,9 тыс. руб., в
2008 году расходы увеличились на 431,5 тыс руб. и составили 16329,4 тыс.руб, в
2009 году по данной статье было израсходовано 13183 тыс.руб. тыс.рублей. Такое
объемное расходование средств вызвано тем, что в августе 2006 года был начат
капитальный ремонт Управления, который был завершен в 2009 году, а в 2008 году
проводилось благоустройство прилежащей к зданию отделения территории и был
завершен ремонт холла.
Данные по расходам по подстатье 223 «Коммунальные услуги» в разрезе
показателей представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Расходы Управления на оплату коммунальных услуг в разрезе
показателей, тыс.р.
Наименование
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
водоснабжение
|
55
|
53
|
54,2
|
эл.энергия
|
720
|
719,3
|
737
|
отопление
|
248,4
|
497
|
935,8
|
Итого:
|
1023,4
|
1269,3
|
1727
|
Рассмотрим, как изменялись расходы по подстатье 223 «Коммунальные услуги»
в разрезе показателей (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 - Динамика расходов по статье 223 в разрезе показателей,
тыс.р.
Исследуя диаграмму рисунка 2.10, нетрудно заметить, что в целом по
коммунальным услугам произошло увеличение расходов - на 40%, что составляет
703,6 тыс.рублей.
После ремонта здания, электросетей и системы водоснабжения были
приобретены новые счетчики по учету потребления электроэнергии, холодной воды,
в связи с этим потребление данных коммунальных услуг уменьшилось. Однако
уменьшения расходов по данным показателям не произошло вследствие увеличения
тарифов на данные услуги.
Кроме того, произошло увеличение расходов на отопление, с 2007 г. Данный
показатель увеличился на 687,4 тыс.руб., что связано с увеличением тарифов на
тепловую энергию, а также проведенным ОАО «Саранск-ТеплоТранс» в 2009 году
перерасчетом.
Рассмотрим представленные в таблице 2.11 расходы по статье «Увеличение
стоимости материальных запасов».
Таблица 2.11 - Расходы Управления по статье 340 «Увеличение стоимости
материальных запасов», тыс.р.
Наименование
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
ГСМ
|
2800
|
3027
|
3010
|
канц.товары
|
1170
|
1035
|
1003
|
хоз.товары
|
237
|
270
|
284
|
запчасти
|
418,3
|
405,2
|
708,4
|
Итого
|
4625,3
|
4737,2
|
5005,4
|
Проследим, как менялись расходы по статье 340 «Увеличение стоимости
материальных запасов» за 2007-2009гг. (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 - Динамика расходов по ЭКР 340 за 2007-2009гг в разрезе
показателей, тыс.р.
Как прослеживается из данных диаграммы рисунка 2.11, по статье 340
«Увеличение стоимости материальных запасов» расходы незначительно увеличились.
Расходы на ГСМ в 2009 году увеличились по сравнению с 2007г. на 7%, что связано
с повышением тарифов на горюче-смазочные материалы, а также увеличением
количества проверок в районах Республики. Расходы на канцелярские товары по
сравнению с 2008 годом уменьшились на 167 тыс.рублей. Экономия связана с тем,
что в отделении была отлажена работа по электронному обмену документами, что
сократило большой объем бумаги и сопутствующих материалов.
Расходы на хозяйственные материалы возросли. Их рост можно объяснить тем,
что в отделении проводились работы по ремонту здания, кабинетов, а это
потребовало дополнительных затрат по этой подстатье. По расходам на
приобретение запчастей просматривается незначительное увеличение - 16% от
расходов за 2007 год.
По степени достижения целей, решения задач, поставленных отделением на
2007-2009 гг. можно считать, что результативность работы была
удовлетворительная.
Основные итоги деятельности работы отделения:
1. Завершен ремонт здания и
благоустройство территории.
2. Осуществлена работа по проведению
открытых конкурсов на закупку товаров и услуг для государственных нужд в
соответствии со ст.70 БК РФ, в частности конкурсными комиссиями в составе
работников отделения выявлены поставщики, заключены Госконтракты и осуществлен
ремонт здания, осуществлены поставки материалов и основных средств.
3. Организована работа по
централизованному ремонту оргтехники.
4. Проведена квалификационная
переподготовка работников на курсах повышения квалификации государственных
гражданских служащих.
2.3 Анализ исполнения бюджета Управлением Роспотребнадзора по
Республике Мордовия
Источниками финансовых ресурсов Управления Роспотребнадзора по Республике
Мордовия являются средства Федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств
Управления в рассматриваемый период отражены в таблице 2.12.
Таблица 2.12. - лимиты бюджетных обязательств в 2007-2009 гг., руб.
Наименование
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
Лимиты бюджетных
обязательств
|
62748000
|
63869108,8
|
63470300
|
Исполнено
|
62748000
|
63869108,8
|
63470300
|
Проследим динамику кассового исполнения бюджета на рисунке 2.1.
Рисунок 2.12 - Лимиты бюджетных обязательств Управления Роспотребнадзора
по Республике Мордовия и степень их исполнения, руб.
Проанализируем более подробно сведения о динамике и структуре кассового
исполнения бюджета Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия на основе
данных приложения Б, таблицы 2.13
Таблица 2.13 - Динамика кассового исполнения бюджета Управления
Роспотребнадзора по Республике Мордовия по статьям расходов в 2007-2009 гг.,
руб.
Наименование
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
|
утверждено
|
исполнено
|
утверждено
|
исполнено
|
утверждено
|
исполнено
|
Зар.плата
|
25496300
|
25496300
|
26336500
|
26336500
|
28524400
|
28524400
|
Прочие выплаты
|
79200
|
79200
|
81600
|
81600
|
88600
|
88600
|
Начисления на оплату труда
|
6422100
|
6422100
|
6500200
|
6500200
|
7228400
|
7228400
|
Услуги связи
|
1304500
|
1304500
|
1502000
|
1502000
|
2103000
|
2103000
|
Транспортные услуги
|
6500300
|
6500300
|
6300200
|
6300200
|
6100200
|
6100200
|
Коммунальные услуги
|
1023400
|
1023400
|
1269300
|
1269300
|
1727000
|
1727000
|
Услуги по содержанию
имущества
|
7200000
|
7200000
|
6800000
|
6800000
|
3266000
|
3266000
|
Прочие услуги
|
6538200
|
6538200
|
6716308,8
|
6716308,8
|
6087000
|
6087000
|
Прочие расходы
|
958700
|
958700
|
1064000
|
1064000
|
860300
|
860300
|
Увеличение стоимости
основных средств
|
2600000
|
2600000
|
2520000
|
2520000
|
2480000
|
2480000
|
Увеличение стоимости
материальных запасов
|
4625300
|
4625300
|
4737200
|
4737200
|
5005400
|
5005400
|
Всего
|
62748000
|
62748000
|
63869108,8
|
63869108,8
|
63470300
|
63470300
|
Таким образом можно сделать вывод, что в рассматриваемый период бюджет
Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия был исполнен в 100%
размере, наибольший удельный вес заняли следующие статьи: 1) заработная плата,
удельный вес которой в 2007 г. составил 40,6%, в 2008 г. 41,2%, в 2009 г.
44,9%, 2) начисления на оплату труда (в 2007 г. 10,2%, в 2008 г. 10,2%, в 2009
г. 11,4%), 3) услуги по содержанию имущества (в 2007 г. 11,4%, в 2008 г. 10,6%,
в 2009 г. 5%), 4) прочие услуги (в 2007 г. 10,4%, в 2008 г. 10,5%, в 2009 г.
9,6%).
Нельзя обойти вниманием доходы бюджета, полученные от деятельности
Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия (Приложение В). Рассмотрим
их более подробно.
Таблица 2.14 - Динамика доходов Федерального бюджета, поступивших от
Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в 2007-2009 гг., руб.
Наименование показателя
|
Код дохода по КД
|
Исполнено через финансовые
органы
|
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
Госпошлина за совершение
действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях,
когда такая аттестация предусмотрена законодательством РФ, зачисляемая в
федеральный бюджет.
|
14110807081011000110
|
74800
|
76400
|
48800
|
Прочие государственные
пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих
юридически значимых действий.
|
14110807200011000110
|
1500
|
1600
|
2800
|
Денежные взыскания (штрафы)
за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил
обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по
обеспечению единства измерений.
|
14111601000010000140
|
1800
|
1020
|
|
Доходы бюджета (всего)
|
|
78100
|
79020
|
51600
|
Нетрудно заметить, что в рассматриваемый период наибольший доход был от
госпошлин за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением
аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством
РФ, зачисляемая в федеральный бюджет. В 2007 году его удельный вес от общей
структуры доходов бюджета составил 95,77%, в 2008 г. 96,7%, в 2009 г. 94,6%.
Рисунок
2.13 - Структура доходов бюджета в 2007 г., руб.
Подведя итоги деятельности работы Управления по организации и
осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней, и
проанализировав расходы в целом, произведенные за счет средств федерального
бюджета, можно увидеть, что для повышения эффективности расходования бюджетных
средств в управлении были приняты следующие меры:
Повышение доли закупок на конкурсной основе и методом котировок привело к
экономии бюджетных средств, своевременному и качественному выполнению функций.
. Экономия энергоснабжающих ресурсов за счет установки измерительных
приборов привели к экономии бюджетных средств по коммунальным услугам.
. Установление периодичности расходования материалов на техническое
обслуживание средств вычислительной техники приводит к продлению сроков службы
техники, а значит, уменьшению расходов на ее приобретение и ремонт.
. Введение контроля за расходованием бумаги привело к экономии средств по
статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части расходов на
канцелярские принадлежности.
5. Прогнозирование кассового расхода приводит к минимизации остатков
лимитов бюджетных обязательств на конец года.
3. Направления совершенствования механизма формирования и
использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере
.1 Реформа
бюджетных учреждений и финансового планирования
Проводящаяся в нашей стране с 2005 г. бюджетная реформа затронула
практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Специалистами Минфина России бюджетная реформа в Российской Федерации
условно была разделена на три этапа.
Первый этап - укрепление системы исполнения бюджета; создание
достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе
учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета, что выразилось в
осуществлении следующих мероприятий:
принятие и вступление в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации;
создание Федерального казначейства и Счетной палаты при Президенте
Российской Федерации;
создание новой системы бюджетного учета и бюджетной отчетности,
регламентируемой приказами Минфина России от 30.12.08 г. N 148н и от 13.11.08
г. N 128н.
Второй этап - приведение в соответствие расходных обязательств
публично-правовых образований с их финансовыми возможностями, что выразилось в
следующих мероприятиях:
четкое разграничение полномочий публично-правовых образований на
федеральном, региональном и местном уровнях по формированию расходов бюджетов
(Федеральные законы от 4.07.03 г. N 95-ФЗ и от 6.10.03 г. N 131-ФЗ);
совершенствование бюджетной классификации и включение положений о ее
регламентировании в БК РФ (Федеральный закон от 26.04.07 г. N 63-ФЗ и Указания
о порядке применению бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные
приказом Минфина России от 30.12.09 г. N 150н);
государственное регламентирование системы закупок товаров, работ и услуг
для государственных нужд (на основе действующего Федерального закона от
21.07.05 г. N 94-ФЗ);
начало реформы системы финансового планирования на основе утверждаемых
Правительством Российской Федерации программ государственных гарантий
гражданам.
Третий этап - переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное
на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых
образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур
внутреннего контроля и аудита.
Основными направлениями реализации данного этапа реформирования бюджетной
системы Российской Федерации являются:
разграничение государственных услуг, оказываемых органами исполнительной
власти, государственными учреждениями и государственными унитарными
предприятиями, а также формирование перечня платных услуг, оказываемых
организациями в целях предоставления государственных услуг органами
исполнительной власти (перечень таких услуг в отношении федеральных органов
определен постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.09 г. N
984);
организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на
основе формируемых вышестоящими распорядителями бюджетных средств и доводимыми
до них государственных заданий на оказание государственных услуг, что
регламентировано включением с 1 января 2009 г. в ст. 69.1 и 69.2 БК РФ;
установление в рамках государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ) предельных
цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими
лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их
оказание на платной основе, либо порядка установления этих цен (тарифов);
государственное регулирование порядка формирования государственных
заданий (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.08 г. N 1065
(с изм. от 30.04.09 г.) и уточняющие его требования ведомственные нормативные
акты);
формирование ориентированной на конечный результат стройной системы
финансового планирования на основе показателей государственных заданий,
регулируемых вышестоящими органами предельных цен (тарифов) на оказываемые
бюджетными учреждениями услуги, а также стройной системы калькулирования
последними своей потребности в бюджетных ассигнованиях и внебюджетных средствах.
Существующая система бюджетных учреждений была сформирована, когда страна
находилась в иных социально-экономических условиях, и сегодня функционирует в
отрыве от современных подходов к развитию государственного и муниципального
управления: органы публичной власти содержат ее вне зависимости от объема и
качества услуг, оказываемых учреждениями. Важным шагом в решении данной
проблемы стало принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений».
Новый закон направлен на повышение эффективности предоставления
государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения
темпов роста расходов бюджетов всех уровней на их предоставление. Эта задача
будет решаться путем создания условий для сокращения внутренних издержек
учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования, а также
для оптимизации подведомственной сети исполнительных органов всех уровней
публичной власти. Следует отметить, что общее количество федеральных бюджетных
учреждений по состоянию на 1 апреля 2009 года составляло 25 287 (без закрытой
части), региональных и муниципальных по состоянию на 1 января 2009 года - 302
660.
Сегодня у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к повышению
эффективности своей деятельности, что обусловлено в первую очередь сметным
финансированием от фактически сложившихся расходов. При этом большинство
бюджетных учреждений уже получает достаточно высокие доходы от приносящей доход
деятельности. Так, по данным Минфина России, в 2008 году из 9997 федеральных
бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и
физическим лицам, 38 % имело долю доходов от приносящей доход деятельности в
общем объеме их финансового обеспечения более 40 %, в том числе 1030 учреждений
полностью финансировалось за счет таких доходов. Указанные учреждения в
основном относятся к таким сферам деятельности, как образование,
здравоохранение, наука и культура. Примечательно, что доля расходов за счет
средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общем объеме расходов
составляла: в федеральных учреждениях здравоохранения 30 %, в федеральных
учреждениях культуры 37,7 %, в федеральных учреждениях сельского хозяйства 21,5
%.
Важным для решения проблем развития бюджетной сети стало принятие
Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
(далее - Закон № 174-ФЗ) и утверждение Правительством РФ в 2007-2009 годах
постановлений, необходимых для реализации данного закона. Однако на практике
более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу Закона № 174-ФЗ,
на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения. На
региональном и муниципальном уровнях создание автономных учреждений идет более
активно, но лишь в тех субъектах РФ, где внедряются современные модели
управления бюджетной системой (Тюменская область, Красноярский и Краснодарский
края, Республика Татарстан и др.).
Вместе с тем в ряде территорий проведение экспериментов по созданию
автономных учреждений было признано неперспективным. Так, в мае 2007 года в
городском округе «Город Калуга» были переведены в форму автономных два
учреждения культуры и спорта. Анализ их деятельности показал, что доля расходов
на финансирование предоставляемых ими услуг составляет 100 % расходов на
соответствующие услуги, так как они являются монополистами в данной сфере и их
финансирование осуществляется полностью за счет средств бюджета города. В связи
с этим фактические расходы на содержание этих учреждений в совокупности с
муниципальными заданиями возросли по сравнению с 2006 года в среднем на 3 %.
В то же время в ходе реализации эксперимента не была учтена необходимость
уплаты этими учреждениями значительных сумм налога на муниципальное имущество,
переданное им в оперативное управление, что потребовало передачи данного
имущества в безвозмездное пользование во избежание нерациональных затрат на
уплату налога на имущество организаций. Таким образом, эксперимент показал, что
механизм перевода бюджетных учреждений в форму автономных должен обеспечивать
экономию бюджетных средств при предоставлении качественных муниципальных услуг
за счет формирования их диверсифицированной инфраструктуры и более гибкой
финансовой политики.
Процессу создания автономных учреждений препятствует ряд факторов, в том
числе неоправданно сложная процедура их создания, требующая на федеральном
уровне принятия Правительством РФ индивидуальных решений по каждому учреждению.
Таким образом, закон «Об автономных учреждениях» так и не смог решить
проблему оптимизации бюджетной сети. Новый закон призван изменить правовое
положение бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных
принципов без их преобразования в иные организационно-правовые формы и создать
стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности
деятельности. В частности, предлагается:
изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с
расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного
финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального
задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься
приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих
учреждений;
устранить субсидиарную ответственность государства по
обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению
любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо
ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной
власти - учредитель соответствующего учреждения.
В целях практической реализации названных мероприятий
потребуется создать новую организационно-правовую форму государственных
(муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которого совпадает с
закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с
дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов,
полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет. При
этом порядок перевода бюджетных учреждений в казенные должен обеспечивать
минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса
учреждений, и предусматривать только внесение изменений в устав (типовой устав)
учреждения или положение о нем.
Законом также предусматривается внесение изменений, обеспечивающих
реализацию основных концептуальных решений, в отраслевые законодательные акты,
а именно в законы «Об образовании», «Об обороне», «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», «Основы законодательства Российской Федерации о
культуре» и др. Потребуется также внести изменения и дополнения в часть первую
Гражданского кодекса РФ в части определения правового положения учреждений в
имущественных отношениях, в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие
законодательные акты. Отметим наиболее важные изменения.
Имущество бюджетного учреждения будет принадлежать ему на праве
оперативного управления. При этом без согласия собственника оно не вправе
распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за
ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет целевых
средств, выделенных ему собственником.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в
соответствии со своими учредительными документами, при этом доходы, полученные
от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают
в распоряжение бюджетного учреждения. Вместе с тем, если сейчас бюджетное
учреждение отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его
распоряжении денежными средствами, то Законом № 83-ФЗ предлагается закрепить
норму, согласно которой оно будет отвечать по своим обязательствам всем
находящимся у него на праве оперативного управления имуществом: как
закрепленным собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов,
полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляет только особо
ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником
этого имущества или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных
собственником имущества средств, а также недвижимое имущество. При этом
планируется отказаться от субсидиарной ответственности собственника по
обязательствам бюджетного учреждения. Следует отметить, что при предлагаемом
правовом статусе банкротство бюджетных учреждений невозможно, а их сеть не
предполагается сокращать.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться
имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, без согласия
собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы
деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с
учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности,
поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При
этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только
находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности
указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам
такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, финансовая
стабильность казенного учреждения в большей степени (по сравнению с бюджетным
учреждением) гарантирована собственником его имущества.
3.2 Совершенствование правового положения государственных
(муниципальных) учреждений
Законом № 83-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1996
г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно им бюджетное учреждение
определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания
услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ
полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного
самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной
защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных
сферах в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями по
выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к его основным видам
деятельности. При этом исчерпывающий перечень видов деятельности (основных и
иных), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с
целями, для достижения которых оно создано, подлежит закреплению в уставе
бюджетного учреждения.
Следует отметить, что задания для бюджетного учреждения устанавливает
орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. При этом финансовое
обеспечение выполнения задания бюджетным учреждением осуществляется в виде
субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Учредитель
осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества
и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением
учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных
ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в
качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее
имущество, в том числе земельные участки.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (отличные от основных) виды
деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая
деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение
такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой
деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Законом вносятся также изменения в Бюджетный кодекс РФ в части
определения правового положения казенных учреждений и исключения норм о
бюджетных учреждениях. Так, бюджетное учреждение не является участником
бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Вместе с тем бюджетное
учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального)
задания. При этом уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение
государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения
осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального)
задания. Кроме того, предоставление инвестиций бюджетному учреждению (также как
государственному и муниципальному унитарному предприятию, автономному
учреждению) влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств,
находящихся на праве оперативного управления в указанных организациях.
Казенное учреждение определяется законом как государственное
(муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных
(муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных)
функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов
местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого
осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной
сметы. Казенное учреждение находится в ведении соответствующего главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, определяющего в том числе
порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений,
которые устанавливают в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты
бюджетных обязательств.
Организационные мероприятия, необходимые для создания казенных
учреждений, сводятся к минимуму. В частности: не производится переназначение
руководителя и иных работников учреждения; имущество признается закрепленным на
праве оперативного управления без принятия дополнительного решения; лицензии,
свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные
учреждению, продолжают действовать, не производится перерегистрация, то есть
требуется только внесение изменений в учредительные документы.
Следует отметить, что в целях приведения правового положения бюджетных и
казенных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
в соответствие требованиям законодательных актов, измененных настоящим
Федеральным законом, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления необходимо:
) до 1 декабря 2010 года принять нормативно-правовые акты, в силу которых
создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений,
действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов. Такие
нормативно-правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;
) до 1 января 2011 года утвердить в целях расчета субсидий
подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества,
закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за
счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;
) до 1 марта 2011 года обеспечить принятие решений об отнесении движимого
имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому
имуществу;
) до 1 декабря 2011 года обеспечить внесение изменений в уставы
подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
Большое значение имеют также изменения, вносимые в перечень бюджетных
ассигнований, устанавливаемый Бюджетным кодексом РФ. Так, к бюджетным
ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение
работ) предлагается относить в том числе ассигнования на обеспечение выполнения
функций казенных учреждений, а также ассигнования на предоставление субсидий
бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат,
связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением
работ) физическим и (или) юридическим лицам.
В целях эффективного использования бюджетных средств закон
предусматривает внесение существенных изменений в Федеральный закон от 21 июля
2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части
распространения его положений на казенные и бюджетные учреждения. Так, кроме
понятия «государственные и муниципальные нужды» вводится понятие «нужды
бюджетных учреждений», государственные и муниципальные заказчики дополняются
иными заказчиками, государственные и муниципальные контракты дополняются
гражданско-правовыми договорами бюджетных учреждений.
Следует отметить, что законом предполагается распространить положения,
установленные для казенных учреждений, на федеральные органы государственной
власти и их территориальные органы, органы управления государственными
внебюджетными фондами. Также решено создать в силу закона ряд федеральных
казенных учреждений путем изменения их типа (управления объединений, управления
соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, следственных изоляторов
уголовно-испытательной системы и исправительных учреждений, исполняющих
наказания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, и др.).
В связи со сложностью предлагаемых изменений в правовом положении
учреждений предусматривается переходный период (с 1 января 2011 года - даты
вступления Федерального закона в силу - и до 1 июля 2012 года), который
позволит как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным
учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. В частности,
внебюджетные доходы казенных учреждений в бюджет не зачисляются, лицевые счета
учреждений не переоткрываются, продолжат действовать ранее принятые нормативные
акты.
В переходный период законом субъекта РФ, нормативно-правовым актом
уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается форма
финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений соответственно
субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений (путем предоставления субсидий
в соответствии с п. 1 ст. 781 Бюджетного кодекса РФ или на основании бюджетной
сметы), а также дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой
осуществляется зачисление в бюджет доходов, полученных казенными учреждениями
от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и после которой порядок
использования таких доходов, установленный Федеральным законом, к указанным казенным
учреждениям не применяется. По истечении переходного периода должны вступить в
силу все основные нормы Закона № 83-ФЗ, касающиеся изменения правового статуса
и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов.
Важно отметить, что в целях практического внедрения
предлагаемой системы Правительству Российской Федерации необходимо подготовить
порядка 90 нормативно-правовых актов, в том числе 19 из них новых. Эта работа в
настоящее время уже ведется.
3.3 Зарубежный опыт программно-целевого бюджетирования
В ряде стран практикуется бюджетное планирование, ориентированное на
результат, или программно-целевое бюджетирование, обеспечивающее соблюдение
принципа подотчетности власти широкой общественности.
Суть программно-целевого бюджетирования состоит в том, что оно связывает
произведенные расходы с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и
экономической эффективностью.
Международный опыт внедрения бюджета, ориентированного на результат
(БОР), показывает, что в качестве инструмента отчетности органов
государственного управления перед обществом применяется система индикаторов
эффективности и результативности бюджета.
В каждой стране система программно-целевого бюджетирования имеет свои
особенности, однако есть общие черты:
·
система индикаторов
и необходимость предоставления информации не закрепляются законом, однако
существуют профессиональные объединения (ассоциации, советы и т.д.),
рекомендации которых строго и неукоснительно выполняются всеми субъектами
общественных финансов. Неисполнение требований и условий указанных организаций
может повлечь за собой негативные последствия для региональных и местных
администраций, поскольку общественное мнение формируется исходя из информации
ассоциаций. В дальнейшем это может повлиять на количество голосов избирателей;
·
все отчеты по
системе индикаторов являются открытыми, публикуются СМИ и публично обсуждаются;
·
установленные
системы индикаторов служат инструментом отчетности администраций перед
населением;
·
результаты
расчетов индикаторов эффективности и результативности применяются при
дальнейшем планировании на будущий период.
1) Канада. С целью повышения эффективности деятельности местных органов
власти, улучшения стандартов раскрытия информации и учета местных потребностей
в 2000 году, Министерство по делам муниципалитетов провинции Онтарио
инициировало создание муниципальной программы оценки результативности.
Программа включает получение данных от муниципальных органов для оценки
результативности по девяти основным общественным услугам (водоснабжение,
водоотведение, утилизация твердых отходов, землепользование, управление,
дорожные работы, общественный транспорт, пожарная служба и полиция) - по
35-балльной шкале. Используемая аналитическая система позволяет оценить как
экономическую эффективность (по стоимости), так и качество предоставления
услуг. Разработка и использование стандартизированного набора оценок создает
комплексный информационный ресурс, позволяющий муниципальным органам
обмениваться сопоставимой информацией о результатах своей деятельности, а также
опытом применения лучших/новых практик. Создавая инструмент для оценки и
сравнения качества предоставляемых общественных услуг, эта программа
способствует повышению ответственности местных администраций перед
налогоплательщиками.
) США. В США можно выделить следующие этапы развития концепции и практики
применения программно-целевого бюджетирования на федеральном уровне:
программно-целевой бюджет (Performance Budget (1949-1962)).
Разработанный формат представления федерального бюджета (получивший
название «performance budget») был переориентирован с затрат государственных
ресурсов на исполнение государственных функций, осуществление деятельности и
достижение результатов. «Performance budget» должен был отражать не столько
структуру расходов по видам затрат (оплата труда, закупка товаров, аренда
помещений и т.д.), сколько ожидаемый результат от осуществления программ или
исполнения конкретных государственных функций.
- «планирование
- программирование - бюджетирование» (Planning-Programming-Budgeting System
(PPBS), предложенная в 1965 г.).
Основной целью PPBS являлось обеспечение оптимального распределения
бюджетных ресурсов. Эта система была преемственна идеям «performance budget».
Необходимость перехода на новую систему была обусловлена рядом
недостатков предыдущей: результатом излишней децентрализации процесса
бюджетного планирования были ошибки в определении расходных потребностей и
распределении бюджетных ассигнований между конкурирующими программами.
Также существенным недостатком было и ограничение горизонта планирования
одним годом. PPBS позволяла сравнивать альтернативные способы выполнения
поставленных задач и выбирать наилучший. Каждое федеральное министерство
(ведомство) должно было проанализировать все выполняемые ими виды деятельности,
сгруппировать их в программы, ориентированные на достижение определенных
социально значимых целей, построить иерархию задач или мероприятий для
достижения цели, довести иерархию до базовых элементов. Кроме того, требовалось
оценить затраты на выполнение каждого элемента программ для дальнейшей оценки
стоимости реализации программ в целом.
Управление по целям - Management by Objectives MBO, (период правления
президента Р. Никсона).
Система MBO усилила степени ответственности всех сотрудников министерств
за достижение целей, стоящих перед их организацией. При этом глава
министерства/ведомства отвечал за достижение национальных целей, выдвинутых
президентом, а сотрудники за реализацию отдельных задач, сформулированных ими
совместно с руководителями, и направленных на достижение целей национального
значения. Как и в ранее рассмотренных подходах, результат деятельности
министерств определялся показателями объема предоставляемых ими услуг, однако в
рамках MBO впервые была сделана попытка оценить социальную значимость
достигнутых результатов. Необходимо отметить, что одной из главных трудностей
при внедрении БОР является создание системы показателей социальной и
экономической эффективности государственных расходов:
efectiveness - социальная эффективность, то есть достижение
определенного социального результата в расчете на единицу затрат;
eficiency - экономическая эффективность, то есть объем выпуска на
единицу затрат.
Дальнейшее развитие концепций программно-целевого бюджетирования и
эффективности бюджетных расходов привело к разграничению понятий прямых
(outрut) и конечных (outcome) результатов деятельности министерств. Под прямым
результатом обычно понимают объем предоставляемых государством товаров и услуг
- «выпуск». Например, это может быть численность учащихся школ или количество
проведенных кардиологических операций.
Конечными (социальными) результатами в этих случаях будут поддержание
определенного уровня образованности населения и уменьшение смертности.
Достижение конечных результатов (outcomes) есть цель государственной
политики, а выполнение государственными организациями работ, товаров и услуг
(outputs) - ее инструмент.
- разработка
бюджета на нулевой основе - Zero-Based Budgeting ZBB (в период президента Дж.
Картера).Based Budgeting (ZBB) система основывалась на установлении
министерствам и ведомствам целей, которые могут быть достигнуты при разных
уровнях расходов, причем для каждой цели министерства должны были предложить
несколько программ ее достижения, и затраты по крайней мере по одной из
программ должны были быть ниже текущего уровня. В процессе подготовки бюджетных
заявок каждое министерство должно было построить иерархию целей, начиная с
нижнего звена организации и до министерства/ведомства в целом, и оценить объем
ресурсов, требуемый для их достижения, безотносительно к соответствующим
бюджетным расходам предыдущего периода. Концептуально ZBB устанавливало самую
четкую и ясную связь между бюджетными ресурсами и результатами реализации
программ.
- Закон
«Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» - Government
Performance Results Act (GPRA), 1993г.определял несколько целей, из которых
исходила государственная политика бюджетных расходов, и основные пути
достижения этих целей:
·
укрепление
доверия народа к федеральному правительству;
·
совершенствование
процедур выработки программных целей, измерения социальной и экономической
эффективности реализации программ, совершенствование отчетности об их
выполнении;
·
повышение
социальной эффективности программ и усиление ответственности государственных
органов за результаты их осуществления;
·
помощь
руководителям федеральных министерств в налаживании работы, ориентируясь на
конечный результат;
·
повышение
качества законодательных решений;
·
совершенствование
государственного управления на федеральном уровне.
Вокруг этих целей строилась вся система планов и отчетов, служащая
для взаимоувязки ресурсов и результатов. Следует также подчеркнуть, что до
массового применения в федеральных министерствах новые концепции прошли
проверку в пилотных министерствах. В своих основных чертах указанные цели,
концепции, а также система
планов и отчетов действуют в США по сей день.
В систему планов и отчетов входят следующие документы:
1. Стратегический план (на 5 лет);
2. План работы на год (Annual
Performance Plan);
3. Отчет о выполнении плана работы на
год (Annual Performance Report).
3) Франция. Региональные и муниципальные органы власти должны следовать
законодательно определенным стандартам представления бюджета и ведения
бухгалтерского учета для всех организаций общественного сектора (ежегодность,
всеобщность, разделение текущего и капитального бюджета, сбалансированность
бюджета). Также действует система жесткого контроля за соответствием
применяемых практик стандартам учета. Внутренний контроль осуществляется
общественным бухгалтером, внешний - представителем государства на каждой
территории (префектом).
Региональные и муниципальные органы власти должны ежегодно публиковать
различные документы, характеризующие их деятельность, для государственного
контроля. Законодательно муниципальные институты различаются по величине:
муниципалитеты с населением больше 10 тысяч человек должны предоставлять 11
финансовых показателей, ежегодный финансовый отчет о деятельности всех муниципальных
компаний; самые маленькие муниципалитеты должны отчитываться по 6 финансовым
показателям и предоставлять характеристику долга по состоянию на конец года.
К этим показателям относятся:
·
текущие расходы
на душу населения;
·
прямые налоговые
доходы на душу населения;
·
текущие доходы на
душу населения;
·
капитальные
расходы на душу населения;
·
долговая нагрузка
на душу населения;
·
субсидии на душу
населения;
·
доля расходов на
зарплату и начисления на нее в структуре текущих расходов.
Эти показатели позволяют сравнивать региональные и муниципальные органы
власти друг с другом для целей оценки финансового результата их деятельности.
) Великобритания. В Великобритании концепция «наибольшей ценности»,
разработанная Счетной комиссией, была переработана в стандарты предоставляемых
общественных услуг. Она используется на национальном и на местном уровнях для
каждодневного управления наиболее важными общественными услугами, а также для
определения формы предоставления этих услуг. Цели и стандарты отчетности
определяются ежегодно (показатели деятельности, представляющие наибольшую
ценность). Посредством регулярных аудиторских проверок определяется, насколько
предоставляемые общественные услуги удовлетворяют нуждам населения, насколько
они экономически эффективны, соответствует ли качество определенному уровню и
спросу.
Согласно принципу эффективности использования средств - «качество за
деньги» (Value for money) общественные средства должны расходоваться в
соответствии с законом и разумно. Счетная комиссия проводит оценку
эффективности использования средств в отдельных областях в сфере
ответственности местных администраций (исполнение расходных полномочий местными
органами власти, сбор местных налогов, финансирование расходов на окружающую
среду), и регулярно публикует доклады, содержащие практические советы по
вопросам управления на местном уровне.
Концепция оценки результативности (Best Value) состоит из двух частей:
·
План повышения
результативности (Best value performance planning) оценивает результативность
предоставляемых услуг относительно стандартов и целей, установленных на
государственном и местном уровнях. Выстраиваются приоритеты политики и ставятся
цели улучшения результативности.
·
Фундаментальный
анализ результативности (Fundamental best value reviews) должен определить, что
следует улучшить и как это сделать.
Анализ каждой услуги должен показать, в какой степени местная
администрация соблюдает принцип постоянного повышения результативности в
предоставлении услуг.
Заключение
Финансовый механизм в бюджетных организациях имеет свои специфические
особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях,
состоящих на бюджете, утвержденной нормативными документами по учету и
отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим
особенностям нужно отнести: организация управления оборотным капиталом,
особенности формирования финансовых результатов (контроль исполнения сметы расходов),
особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования,
науки).
В данной работе были рассмотрены аспекты организации финансов бюджетных
организаций, как совокупность экономико-денежных отношений, связанных с
созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе
производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых
отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных
средств между различными участниками общественного производства.
Формирование финансов в бюджетной организации происходит несколькими
путями. Это средства за счет внебюджетных поступлений, целевые средства на
содержание учреждения, средства родителей на содержание детских учреждений,
средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных
средств, средства, поступающие во временное распоряжение учреждений, заемные
средства бюджетных учреждений, средства, полученные бюджетными учреждениями от
государственных внебюджетных фондов.
Основными формами и методами финансового планирования являются:
·
экстраполяция,
состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики;
·
нормативный,
основывается на использовании финансовых норм и нормативов;
·
математического
моделирования, предполагает построение финансовых моделей, которые имитируют
течение реальных экономических процессов;
·
балансовый,
используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов и
источников их формирования;
Одними из недостатков механизма финансирования бюджетных учреждений
является то, что учреждения часто находятся в режиме административного
ограничения бюджета и инвестиционных средств. Существует жесткая система
ограничения внутреннего бюджета и бюджета инвестиций, и невозможно превысить те
показатели, которые установлены и распределены потом между хозяйствами того или
иного предприятия. Отсюда колоссальное недофинансирование определенных
направлений. Все еще сохраняется разрыв между объемом законодательно
установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся
финансовых ресурсов. Неэффективность механизма финансирования значительной
части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования
бюджетных учреждений. Отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и
доходных источников между уровнями бюджетной системы, высокий уровень
номинальной налоговой нагрузки.
Механизм сметного финансирования бюджетных учреждений не способствует
повышению качества бюджетных услуг и созданию конкурентной среды в сфере их
предоставления.
Список использованных источников
1 Бюджетный кодекс Российской
Федерации (действующая ред.) [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации
от 31.07.1998 № 145-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998]
// Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Гражданский кодекс Российской
Федерации Часть первая (ред. от 27.12.2009) [Электронный ресурс]: Федер. закон
Рос. Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.
Федерации 21.10.1994] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)
[Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ:
[принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16.07.1998 г.] //
Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть вторая (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)
[Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ: [принят
Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.] // Справочно-правовая
система КонсультантПлюс.
5 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федер. Закон
Рос. Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос.
Федерации 23.02.1996] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от
22.07.2008 № 155-ФЗ: [принят Гос. Думой 04.07.2008 : одобр. Советом Федер.
11.07.2008] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от
29.07.2009 № 204-ФЗ: [принят Гос. Думой 26.06.2009 : одобр. Советом Федер.
07.07.2009] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: Федер. Закон
Рос. Федерации от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ// Справочно-правовая система Гарант.
О Бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ//
Справочно-правовая система Гарант.
10 О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от
02.12.2009 г. № 308-ФЗ// Справочно-правовая система Гарант.
О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете
Федерального фонда обязательного страхования на 2006 год» Социальное развитие.
Социальная политика в отношении семьи женщин и детей, Демографическая политика
[Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 29.12.2006 г. № 249-ФЗ//
Справочно-правовая система Гарант.
О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 29.12.2006
г. № 256-ФЗ// Справочно-правовая система Гарант.
Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию
[Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ//
Справочно-правовая система Гарант.
О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: Федер.
Закон Рос. Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ// Справочно-правовая система
Гарант.
Об автономных учреждениях [Электронный ресурс]: Федер. Закон
Рос. Федерации от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ// Справочно-правовая система Гарант.
Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в
Российской Федерации: курс лекций/ И.Г. Акперов - М.: Финансы и статистика,
2002. - 218 с.
Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов,
контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие/ С.М. Алешин - М.:
Проспект, 2006. - 430с.
Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации: курс
лекций/ С.В. Балдина - М.: МЦФЭР, 2008. - 816 с.
19 Баранов Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации:
учебное пособие /Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива», 2007.
- 608 с.
Володин К.В. Управление финансами: учебное пособие/ К.В.
Володин, Т.И. Бурмистрова - СПб.: Фонд Специальная литература, 2007. - 432 с.
21 Годин А.М., Подпорина И.В Бюджет и бюджетная система
Российской Федерации: учебное пособие/ А.М. Годин - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2008. - 268 с.
Горбунов А.Л. Управление финансовыми потоками в НКО: Проект
«сборка холдинга»/ А.Л. Горбунов - М.: Глобус, 2006. - 217 с.
Грязнова А.Г. Финансы: курс лекций/ А.Г. Грязнова., Е.В.
Маркина - М.: Финансы и статистика, 2004. - 325 с.
Дробозина Л.А. Финансы: курс лекций/ Л.А. Дробозина - М.:
ЮНИТИ, 2003. - 400 с.
Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях:
новые правила ведения учета: учебное пособие/ В.Р. Захарьин - М.: Омега, 2008.
- 328 с.
Заяц Н.Е. Финансы некоммерческих организаций: учеб. пособие
/Н.Е. Заяц, Т.И. Василевская - М.: Знание, 2007. - 528 с.
Иванова Н.Г. Казначейская система исполнения бюджетов:
учебное пособие/ Н.Г. Иванова, Т.Д. Маковник - СПб.: Питер, 2007. - 198 с.
Карпов А.В. 100% практического бюджетирования. Книга 1.
"Бюджетирование, как инструмент управления"/ Карпов А.В. - М.:
Издательство «Бизнес», 2003. - 392с.
Ковалев В. В. Финансы: учебное пособие для вузов/ В.В.
Ковалев - М.: Проспект, 2008. - 210 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях:
учебник для вузов/ Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков - М.: Проспект, 2007. - 336
с.
Леухин А. Финансовый менеджмент в бюджетных организациях:
учебник/ А. Леухин - М., Проспект, 2006. - 242 с.
Лушина С. И. Финансы: учебник для вузов/ С.И. Лушина, В.И.
Слепова - М.: РЭА, 2007. - 484 с.
Мерсиянова И. В. Негосударственные некоммерческие
организации: институциональная среда и эффективность деятельности/ И.В.
Мерсиянова, Л.И. Якобсон - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. - 170 с.
Панков Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных
организаций: учебное пособие/ Д.А. Панков, Е.А. Головкова - М.: Новое знание,
2009. - 160 с.
Поляк Г. Б. Финансы бюджетной организации: учебное пособие/
Г.Б. Поляк - М: Вузовский учебник, 2005. - 278 с.
Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учебное пособие/
Г.Б.Поляк - М.: Юнити, 2010. - 320 с.
Поршнева А.Г. Управление организацией/ А.Г. Поршнева - М.:
ИНФРА-М, 2005. - 481 с.
Радионова В.М. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных
учреждениях: учебник/ В.М. Радионова - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. -
256 с.
Ранцкий К.А. Экономика организаций: учебник для вузов/ К.А.
Ранцкий - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2003. - 1012 с.
Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации:
учебник / М.В.Романовский, О.В.Врублевская - М.: Юрайт, 2007.- 346 с.
Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: учебное
пособие/ О.Ю. Свиридов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 450 с.
Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в НКО: курс
лекций/ В.И. Стражев - М.: Фин-пресс, 2007. - 376 с.
Хелферт Э. Техника финансового анализа/ Э. Хелферт - М.:
ЮНИТИ, 2006. - 663с.
Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга
по постановке финансового планирования. / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова - М.:
Издательство «Финансы и статистика», 2005. - 400с.
Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в
социальной сфере. / И.М. Шейман и др. - М.: Наука, 2007. - 154 с.
Андреев В.К. Об автономных учреждениях/ В.К. Андреев// Российская
юстиция. 2007. N 2. - С.12-14.
47 Батяев А.А. [Электронный ресурс]: Комментарий к
Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных
учреждениях"// Справочно-правовая система Гарант.
48 Бриль В.Д. БОР: зарубежный опыт/ В.Д. Бриль // Бюджет. -
2010. - № 5. - С.44-47.
Володина Е.В. Консолидация операций по межбюджетным
отношениям/ Е.В. Володина // Бюджетный учет. - 2006. - № 12.- С. 23-29.
Володина Е.В. Обсудим нюансы отчетности/ Е.В. Володина //
Бюджетный учет. - 2006. - № 10. - С. 9-11.
Волчкова М. Проверка составления и исполнения сметы доходов и
расходов бюджетного учреждения/ М.Волчкова // Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2007. - № 3. - С. 45-49.
Гарнов И. Реформа бюджетных учреждений/ И. Гарнов
//Финансовая газета. - 2010. - N 27, 28. - С.5-7.
Гордин В.Э. Неприбыльный сектор - элемент новой социальной
парадигмы/ В.Э. Гордин // Известия СПБУЭФ. - 2008. - № 1. - С. 62.
Гронь Т.М. Когда финансовый результат становится прибылью/ Т.
М. Гронь // Бюджетный учет. - 2007. - № 7. - С. 9-13.
Жигалов Д.В. Механизм финансовго обеспечения государственных
(муниципальных) заданий/ Д.В. Жигалов // Руководитель бюджетной организации. -
2010. - № 4. - С. 23-27.
Жоромская Н. И. О бюджетной классификации доходов и расходов
в РФ/ Жоромская Н.И. // Налоговый вестник. - 2006. - № 10. - С. 94 - 97.
Клишина М. О некоторых проблемах и перспективах создания и
деятельности автономных учреждений/ М. Клишина // Бюджет. - 2006. - N 2. -
С.27-30.
Козлов Е.А. Финансовое обеспечение оказания государственных
услуг некоммерческими организациями/ Е.А. Козлов // Финансы. - 2009. - № 5. -
С. 20-22.
Курочкина Л.П. Практические аспекты учета внебюджетной
деятельности/Л.П. Курочкина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих
организациях. - 2008. - № 16. - С. 23-28.
Курочкина Л.П. Учет финансового результата в бюджетных
организациях/Л.П. Курочкина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных
организациях. - 2007. - №1. - С. 112-122.
Маклева Г.И. Подготовка к годовому отчету/ Г.И. Маклева //
Бюджетный учет. - 2006. - №12. - С. 6- 9.
Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики
бухгалтерского учета бюджетных учреждений/ Т.С. Маслова // Бухгалтерский учет в
бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 6. - С. 16-28.
Нестеренко Т.Г. Реформирование бюджетного процесса/Т.Г.
Нестеренко // Бухг. учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - №
21. - С. 19-25.
Новиков Д.В. Отдельные вопросы применения бюджетной
классификации/ Д.В. Новиков // Бюджетный учет. - 2007.- №2. - С. 34-49.
Пронина Л.И. Проблемы совершенствования правового положения
государственных (муниципальных) учреждений и организации предоставления
государственных (муниципальных) услуг/ Л.И. Пронина // Финансовый справочник
бюджетной организации. - 2010. - № 9. - С.34-38.
Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в
Российской Федерации / М.Л. Седова // Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях. - 2001. - № 1. - С. 2-3.
Сударева Т.В. Учет расходов на ведение уставной
(некоммерческой) деятельности/ Т.В. Сударева // Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях. - 2010. - N 18. - С. 14-17.
Ткачев В.Н. Некоторые аспекты современного реформирования
бюджетного финансирования государственных учреждений/ В.Н. Ткачев //
Законодательство. - 2009. - № 11. - С. 5-8.
Шагжиева Т.С. Действительный порядок организации учета
финансирования и расходов региональных бюджетов/ Т.С. Шагжиева // Бухгалтерский
учет. - 2007. - №11. - С.15-19.
Шагжиева Т.С. О перечне федеральных целевых программ,
подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008 году и на период до
2010 года и проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и
на период до 2010 года/ Т.С. Шагжиева // Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях. - 2008. - № 6. - С.34-47.
Похожие работы на - Совершенствование процесса формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений
|