Титаны художественной культуры эпохи Ренессанса
Введение
возрождение ренессанс
архитектура
«Искусство в период Возрождения было главным
видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние
века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль,
что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных
к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал
гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в
различной степени подчинены все виды искусства» [1, 96]
«Ренессанс, как любая культурная эпоха, имевшая
генетическую связь с предшествовавшим и давшая мощный импульс для всего
будущего искусства, пережил свое зарождение, становление, расцвет и угасание. К
тому же, в разных странах Европы ренессанская культура сложилась не
одновременно, ранее всего, как мы знаем, - в Италии, точнее, в
городах-республиках Италии, позже - во Франции (не забудем, что в первой
половине XV в., времени
расцвета гуманизма в Италии и блестящего ренессансного искусства на территории
Франции еще продолжается тяжелая война с Англией - Столетняя война, задержавшая
развитие французского искусства), в Нидерландах, Чехии, Германии. Ренессанс вне
Италии, особенно фламандский (нидерландский) и немецкий, обычно именуется
Северным Возрождением"
В искусствоведческой литературе эпоху
Возрождения подразделяют на периоды по столетиям .
ХШ век - Дученто (ducento,
1200-е) -Проторенессанс (предвозрождение}.
XIV век -
Треченто (trecente,
1300-е) - Раннее Возрождение.
XV век -
Кватроченто (quatrocento,
1400-е) - Высокое Возрождение.
XVI век -
Чиквиченто (cinquiccento)
- Позднее Возрождение. [2]
Данте Алигьери (1265 -1321)
«Уже в ранних произведениях Данте (1265 -1321) -
цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая жизнь», неоконченном
произведении «Пир» и других - поэт начинает опыты по использованию итальянского
языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта,
обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте
вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это
доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и
поныне:
Нет большей печали, чем вспоминать счастливое
время в несчастии
Сюжет произведения, весьма традиционный для
Средневековья, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими
церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора,
демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.
Весьма сложна структура «Божественной комедии».
Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что
провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон
Публий, 70-19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы
содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике
чисел.
В «Божественной комедии» Данте упоминает своего
великого современника - архитектора, скульптора и художника Джотто» [3, 163]
Джотто ди Бондоне (1266 - 1337 )
«Художники Возрождения считали его реформатором
живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание
реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием,
постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным» [1]
«С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 - 1337)
связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными
произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на
евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни
Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер
отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе
синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных
Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы
дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм
сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на
предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с
ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Тема фрески «Христос и Иуда»
проходит лейтмотивом через весь падуан-ский цикл («Встреча Марии и Елизаветы»,
«Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало
колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения» [3,
164]
Ранний ренессанс
«К периоду Раннего Ренессанса относится
литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Наряду со своим
земляком Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского
литературного языка» [3, 164]
Франческо Петрарка (1304-1374)
«Петрарка (1304-1374) остался в истории
Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не
Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и
смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен»:
При благородстве крови - скромность эта,
Блестящий ум-и сердца чистота,
При замкнутости внешней - теплота,
И зрелый плод - от молодого цвета, -
Да, к ней была щедра ее планета,
Вернее - царь светил, и высота
Ее достоинств, каждая черта
Сломили бы великого поэта.
В ней сочетал Господь любовь и честь,
Очарованьем наделя под стать
Природной красоте - очам на радость,
И что-то у нее во взоре есть,
Что в полночь день заставит засиять,
Даст горечь меду и полыни - сладость.
Петрарка известен и как страстный популяризатор
наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях
древности».
Джованни Боккаччо (1313-1375)
«Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо
(1313-1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон».
Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими
наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается
весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы
Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более
шестисот лет назад.
Последующая литература Итальянского Возрождения
равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла
превзойти их славы» [3, 165]
«Крупнейшие мастера Раннего Возрождения - Ф.
Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Вероккио (1436- 1488), Мазаччо
(1401-1428), Мантенья (1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого
периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников
напоминают статуи.
Мастера Раннего Ренессанса стремились
восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи,
подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита
отступали на второй план. Художники XV
века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции.
Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не
замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи
на чертеж» [1, 98]
Сандро Боттичелли (1445-1510)
«Наследие выдающегося мастера кисти Раннего
Возрождения Сандро Боттичелли (1445-1510), работавшего при дворе Медичи во
Флоренции, отличают тонкий колорит и настроение грусти. Мастер не стремится
следовать реалистической манере Джотто и Мазаччо, его изображения плоскостны и
как бы бесплотны.
Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую
известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая
особенность его творчества» [3, 165]
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (1386-1466)
«Наиболее известный скульптор первой половины XV
в. Донателло (ок. 1386-1466). Возрождая античные традиции, он первым представил
в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренес-сансной
скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного
рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера» [3,165]
Филипп Брунеллески (1377-1446)
«Выдающийся архитектор и скульптор Раннего
Возрождения Филиппа Брунеллески (1377-1446) - один из основоположников
архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной
архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это
позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на
что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества.
Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство
купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку
(теория линейной перспективы)».
Высокий ренессанс
«Период Высокого Ренессанса был сравнительно
коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров титанов
Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок
Италии - закономерность, не раз повторявшаяся в истории. В творчестве
представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и
гуманистические основы культуры Ренессанса» [3, 166]
«В Высоком Ренессансе геометризм, присущий
Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется
нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего
мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается
воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и
пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего
выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они
олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и
Мощь» [1, 98]
Леонардо да Винчи (1452-1519)
«Леонардо да Винчи (1452-1519) едва ли имеет
равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей
Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного
мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства,
скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом,
физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний
открытиями и гениальными догадками. В его художественном наследии особо
выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» - фреска в
трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый
портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Среди многочисленных новаций Леонардо следует
назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато,
от итал. fumo - дым),
которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.
В творчестве Леонардо наиболее полно выразился
универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани
между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов. Об этом
свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас зашифрованные Записные книжки и
рукописи титана Возрождения, насчитывающие около 7 тысяч листов:
Поэт стоит ниже художника по представлению
видимых вещей - и много ниже музыканта по представлению вещей невидимых» [3,
166]
«Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем,
скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным
инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти
все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли.
Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили
открытия механики XIX
века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «...Таланта... было в нем
столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни
обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда
царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не
только в свое время, но и после своей смерти» (Джорджа Вазари. Жизнеописания
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи
Возрождения.-С.-Пб.,1992.С.197)» [1, 97]
Рис.
"Мадонна Бенуа". Около
1478-1482. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. [4]
Рис. Поклонение волхвов. 1481-1482.
Флоренция, Галерея Уффици. [5]
Рафаэль Санти (1483-1520)
«Младший современник Леонардо великий живописец
Италии Рафаэль Санти (1483-1520) вошел в историю мировой культуры как создатель
ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле»,
проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выде- ляются
совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи
парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля -
«Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим
архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане.
Папа Лев Х назначил художника руководителем
строительства купола Собора св. Петра» [3, 167]
Рафаэль Санти. Женский портрет (Донна Велата),
около 1513. Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина [6]
Рис. Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
«Последним титаном Высокого Возрождения был
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - великий скульптор, живописец, архитектор
и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего
первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого
художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-
1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров.
Как скульптор Микеланджело стал известен
благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как
архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и
руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме,
остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а
также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не
меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во
Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре
обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и
«День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих
возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения
звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его
же скульптуры «Ночь»:
Отрадно спать, отрадней камнем быть О, в этот
век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу,
молчи, не смей меня будить» [3, 168]
Рис.
Микеланджело. «Оплакивание Христа» 1498-1501.
Базилика собора святого Петра, Ватикан. [7]
Рис. Микеланджело Буонарроти "Страшный
суд". Сикстинская капелла, 1536-1541 [8]
Искусство Венеции
«Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к
венецианскому Возрождению. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с
Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и
восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого
характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план
выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями
цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это
Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто
(1518-1594)» [1, 98]
«На период Высокого и Позднего Возрождения
пришелся расцвет искусства в Венеции. Во второй половине XVI
в. Венеция, сохранившая республиканское устройство, становится своеобразным
оазисом и центром Ренессанса» [3, 168]
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне)
(1476/1477 - 1510)
«Среди художников венецианской школы рано
умерший Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь»,
«Спящая Венера», «Сельский концерт». В творчестве Джорджоне проявились
особенности венецианской школы, в частности, художник первым начал придавать
пейзажу самостоятельное значение, в качестве приоритетных решать задачи
колорита и света» [3, 168]
Тициан Вечеллио (1477 или 1487 -1576)
«Величайший представитель венецианской школы -
Тициан Вечеллио (1477 или 1487 -1576). При жизни он получил признание в Европе.
Ряд значительных работ был выполнен Тицианом по заказу европейских монархов и
папы римского. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего
колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется
изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана:
«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой
Себастьян» и др. Галерея выполненных им портретов современников была предметом
глубокого изучения и подражания для последующих поколений европейских
живописцев» [3,169]
Рис. ТИЦИАН Мадонна с младенцем и Святой
Екатериной(Мадонна с кроликом). 1525-1530 Холст, масло. Лувр, Париж [9]
Лудовико Ариосто (1474-1533)
«К периоду Высокого Возрождения относится
творчество крупнейшего итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474-1533),
продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки и Боккаччо. Наиболее
известное его произведение - героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд»,
проникнутая тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма» [3,169]
Поздний ренессанс
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
«Караваджо является основоположником
реалистического направления в европейской живописи XVII в. Полотна мастера
отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через
контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил
подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты
народного быта - караваджизм» [3, 169]
Рис. Караваджо. "Распятие Апостола
Петра", 232х201 см. Рим, Церковь Санта Мария дель Пополо [10]
Бенвенуто Челлини (1500-1571)
«Последним из наиболее крупных скульпторов и
ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500-1571), в творчестве которого отчетливо
проявились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя
«Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое
имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный
мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь
Бенвенуто Челлини», не раз издававшейся и на русском языке» [3, 170]
Северное возрождение
Эразм Роттердамский (1469-1536)
«Крупнейшим представителем культуры Возрождения
Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту
принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий
при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия,
схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира
гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям,
развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы
Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в
Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не
носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные
решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических
проблем» [3, 172]
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Альбрехт Дюрер (1471-1528) - основатель и
крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи»,
создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр
на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства,
первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о
пропорциях». Эти примеры можно было бы продолжить. Таким образом,
универсальность, разносторонность, творческая одаренность была характерной
чертой мастеров Ренессанса» [1, 97]
Рис. Альбрехт Дюрер Рыцарь, Смерть и
Дьявол [1513-1514] [11]
Франсуа Рабле (1494- 1553)
«Наиболее выдающимся представителем
французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Франсуа Рабле (1494- 1553). В основу этого по существу глубоко народного
произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные
книги о великанах» [3]
«В позднее Возрождение,
характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося
буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший
взлет позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на
трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и
недостойной человека системой общественной жизни» [1]
Вильям Шекспир (1564-1616)
«Расцвет Ренессанса в Англии
пришелся на конец XVI - начало XVII вв.,
достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Перу титана
английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне
со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», a также
многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря
творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое
играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с
вкраплениями прозы:
О, как прекрасно
Быть словно лев, могучим,
но деспотично.
распоряжаться этим, словно ты
гигант» [3]
Мигель де Сервантес (1547-1616)
«В области литературного творчества
получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее
крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547-1616),
автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической
литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.
Основоположником испанской
национальной драмы был Лопе де Вега (1562-1635), автор огромного количества
литературных произведений (свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие
своего значения и сегодня «Собака на сене», «.Учитель танцев» и др.» [3,176]
Заключение
«Соединение ученого и художника в одном лице, в
одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным
позднее.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами»,
имея в виду их универсальность»
«…жажда познания, которая так отличала личность
эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Но
стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к
научному знанию. Тесная связь науки и искусства - характерная черта
ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили
через перспективу - в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в
анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров Ренессанса даже к
отождествлению науки и искусства»
«Изображать так, как мы видим, - вот исходный
принцип художников Ренессанса».
Список использованной литературы
1.Культурология
- учебное пособие (Составитель А_ А_ Радугин)
.http://www.alleng.ru/d/cult/cult018.htm
.Веб-сайт
«РЕНЕССАНС: вчера, сегодня, завтра»
.http://www.renesans.ru/renaissance/article_03.shtml
.Культурология.
История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. -
2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ
.http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title
.http://www.museum.ru/imgB.asp?12582
.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//65/991/65991718_michelangelo09.jpg
.http://www.museum.ru/imgB.asp?25453
.http://caravaggio.hudenc.ru/cgi-bin/kartina.pl?p=25
.http://www.rodon.org/art-071009142233