Методы социологического исследования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,8 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы социологического исследования

ВВЕДЕНИЕ

Социология - это наука <#"599128.files/image001.gif">

Рис. 1.2

2.4 АНКЕТИРОВАНИЕ

При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

§   анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);

§   путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете:

§   необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;

§   на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;

§   вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».


.5 ИНТЕРВЬЮ

Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения. [8]

2.6 ЭКСПЕРИМЕНТ

Экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании.

Именно там он получил определение своих методологических основ.

Применение экспериментального метода при изучение социальных процессов связано с целым рядом трудностей. Тем не менее необходимость его применения ни у кого не вызывает сомнений. Она возникает тогда, когда необходимо решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на вводимые факторы, если эти задачи не могут быть решены другим способом.

Следует обратить внимание, что экспериментально могут быть изучены, во-первых, только те объекты, экспериментальное управление которыми не приведет к нарушению функционирования самой системы.

Во-вторых. Те объекты, которые в случае отрицательного результата дадут минимум потерь.

Социальный эксперимент - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Основная цель эксперимента- проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Пример С.Э. - двухгодичный эксперимент в Самаре, целью которого являлось - решение конфликтов в социальной сфере без обращения в суд.

Общая логика эксперимент заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию ( под воздействием определенного фактора) проследить изменение интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Эффективность применения экспериментального метода зависит от ряда факторов:

применение социального эксперимента обязательно должно способствовать приросту знаний;

условия эксперимента, его структура не должны нарушать основополагающих принципов исследуемого объекта;

эксперимент должен быть управляемый.

2.7 ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА <http://murzim.ru/nauka/sociologija/25075-vidy-socialnogo-eksperimenta.html>

По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:

         научными;

эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые и лабораторные.

По характеру логической структуры доказательств эксперименты делятся на параллельные и последовательные.

Важнейшими нормативными требованиями эксперимента являются:

 четкая ориентация на гипотезы исследования;

высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;

 строгий контроль за ходом эксперимента;

воспроизводимость эксперимента, т.е. возможность его повторения.

3. СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрические методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем опроса каждого члена группы <http://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/111-malye-gruppy-osnova-obshhestva.html> о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирической информации.

В результате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности) группы, относительный авторитет членов группы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные», а также обнаружены сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их возможные неформальные лидеры.

Социометрические методы исследования применимы к реально существующим малым социальным группам (от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни.

Социометрические методы были предложены в 30-х годах XX в. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляяющиеся (микроструктура).

С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов. По Морено эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества <http://socialworkstud.ru/lekczii-po-disczipline-socziologiya/383-socialnaya-struktura-obshhestva.html>, которая не- доступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Социометрия положила начало разработке теоретических и практических основ микросоциологии.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Впоследствии социометрические методы отделились от теории и стали использоваться независимо от нее. Дальнейшее их развитие шло в разных направлениях. Во-первых, на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов, полученных с помощью социометрических методов, определялись границы их применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс изучаемых отношений и способы получения информации об этих отношениях.

В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения информации включают все основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К таким модификациям относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует.

В-третьих, расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью социометрических методов. Например, они использовались для изучения сетей цитирования в научных публикациях. В-четвертых, совершенствовались способы анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории графов для конструирования и расчета социометрических индексов, матричные методы выделения подгруппы и т.п. Развитие социометрических методов в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения как методов исследования структуры отношений между социальными объектами.

Реализация социометрических методов в виде социометрической процедуры предусматривает проведение следующих этапов.

. Формулирование социометрического критерия.

. Проведение социометрического опроса.

. Математическая обработка результатов опроса и расчет значений социометрических индексов.

. Интерпретация полученных значений социометрических индексов.

После выбора объекта измерений на первом этапе в соответствии с постановкой задачи исследования формулируются основные положения, касающиеся социометрических критериев опроса членов групп. Прежде всего формулируются те аспекты межличностных отношений, которые подлежат исследованию.

Чаще всего рассматриваются производственный (деловой) и непроизводственный (досуговый) аспекты. Каждый аспект конкретизируется ситуацией (определенным видом контактов между членами группы). Эта ситуация отражается в задаваемом каждому члену группы вопросе, рассматриваемом как окончательная формулировка социометрического критерия, по которому устанавливается структура отношений между членами группы. В состоящем из двух частей вопросе опрашиваемому предлагается выбрать одного или нескольких членов группы с кем бы он хотел (позитивный выбор) и не хотел (негативный выбор) осуществлять ту или иную совместную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы социологического исследования представляют собой универсальный инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время, возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и, конечно же, экономистов.

При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин. Прежде всего - проблемой, целью и задачами исследования.

Наиболее популярным является социологический опрос. Еще Карл Маркс использовал метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и прессовый опросы.

Современный уровень развития экономики и многообразие противоречий, возникающих в социально-экономической сфере, показывают, что существует необходимость в их глубоком изучении и теоретическом осмыслении. И конечно же, в этом экономисту помогут методы социологического исследования.

Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1.   Пэнто Р. Методы социальных наук. Текст/ М. Гравитц- М.: Прогресс,- 1972.-С.213..

2.   ХудяковА.И. Экспериментальная социология в схемах и комментариях Текст: Учебное пособие/А.И.Худяков.-СПб.:Питер,-2008.-С.124.

3.   ЛазаревА.Д. Социология  молодежи: монография Текст А.Д. Лазарев, С.Н. Чирун -Кемерово: ТУКузГТУ,- 2006.-С.54..

4.      Ряжский И. А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива Текст И.А.Ряжский Социологические исследования - 1975 - № 3 - С. 92.

Похожие работы на - Методы социологического исследования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!