Методы проведения социологического исследования в образовании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы проведения социологического исследования в образовании















Методы проведения социологического исследования в образовании

КУРСОВАЯ РАБОТА

Оглавление

Введение

Глава 1. Социология образования

.1 Социальный институт образования, его функции и структура

.2 Итоги социологических опросов, посвященных проблемам образования

.3 Методы проведения социологического исследования

Глава 2. Социологический опрос, посвященный проблемам образования

.1 Программа исследования

.2 Результаты социологического исследования. Анализ результатов социологического исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

социологический исследование образование

Актуальность исследования.

Современные условия развития экономики таковы, что постоянно возрастает роль кадрового фактора. Непрерывное освоение все новых высоких технологий и повсеместное распространение компьютерных сетей привели к таким условиям, что экономике необходима высочайшая, постоянно развивающаяся квалификация персонала. Поэтому вопросы образования и подготовки квалифицированных кадров, сегодня выходят на первый план как одно из условий экономического развития страны.

За прошедшие годы отечественное образование прошло нелегкий путь преодоления тяжелого наследия «перестройки». Сейчас можно уже говорить о том, что самый пик кризиса пройден. Отечественное образование активно развивается и реформируется, рейтинг российских вузов постоянно растет: например, Московский университет по итогам 2012 года занял 20 место в рейтинге лучших мировых вузов.

Однако система отечественного образования все же имеет насущные проблемы, требующие решений. Обеспечить эффективность образования и повысить его уровень- главная задача в современных условиях. Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо собрать как можно больше информации, в том числе и путем социологических исследований.

Цель работы - изучение методов социологического исследования в образовании.

Объект исследования - Методы проведения социологического исследования.

Предмет исследования - Методы проведения социологического исследования в образовании.

Задачи работы:

. Рассмотреть образование как социальный институт.

. Изучить результаты соцопросов, посвященных проблеме образования

. Исследовать методы проведения социологических опросов.

. Составить план социологического опроса.

. Провести практическое социологическое исследование и обработать его результаты.

Методы исследования:

.Библиографический.

. Письменный опрос.

. Анализ результатов.

Эмпирическая база исследования: данное социологическое исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №705 (учащихся и выпускников школы).

Структура курсовой работы - введение, две главы, заключение и библиографический список источников, приложение.

Глава 1. Социология образования

.1 Социальный институт образования, его функции и структура

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образованием является также результат этого процесса.

Социальные функции образования..

Главной социальной функцией образования является профессиональная и личностная социализация молодежи.

Более подробно социальные функции образования перечислены ниже.

Гуманистическая функция.

Формирование личности, которое происходит под влиянием противоположных, но органически связанных процессов: это социализация и индивидуализация личности.

Общественный контроль.

Благодаря образованию происходит определение позиции личности в обществе, возможностей, целей, деятельности, мировоззрения и т.д.

Преемственность культуры.

Институт образования передает из поколения в поколение ценности культуры, понимаемые в широком смысле (передача научных знаний, достижений в искусстве, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям и т.д.).

Воспроизводство социального типа культуры. Благодаря образованию осуществляется систематизация, компоновка, трансляция и накопление знания.

Общественный интеллект. Образование формирует и воспроизводит общественный менталитет и социальные технологии интеллектуальной деятельности.

Ценностные ориентации молодежи.

Благодаря образованию происходит усвоение молодежью жизненных идеалов, которые господствуют в обществе.

Воспитание.

Социализация личности и ее гражданское становление.

Обучение. Передача молодым поколениям знаний, навыков и умений.

Создание однородной общественной среды путем организованной социализации отдельных личностей, которым прививаются сходные социальные характеристики.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую собственную структуру.

Основные элементы системы образования.

Учебные и воспитательные учреждения.

Социальные группы педагогов и учащихся.

Социокультурная деятельность - образовательный процесс.

Объективный статус людей в определённой сфере деятельности.

Роли людей в данном социальном институте.

Социальная норма, определяющая стандарты поведения людей, оценку их деятельности.

В систему образовательных учреждений входят следующие подсистемы:

Подсистема начального образования

Подсистема среднего образования

Подсистема высшего образования

Уровни системы образования следующие.

Дошкольное образование

Дополнительное образование детей

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Профессиональное образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Бакалавриат

Подготовка специалистов

Магистратура

Послевузовское профессиональное образование

Аспирантура

Докторантура

Повышение квалификацииг

Второе высшее образование

.2 Итоги социологических опросов, посвященных проблемам образования

В 2013г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как, что россияне думают, о престижности высшего образования и как бы отнеслись к желанию своего ребенка получить высшее образование.

Результаты общероссийского опроса по вопросам образования, проведенного ВЦИОМ, показывают, что престиж высшего образования постоянно растет. Сегодня получение высшего образования более престижно, чем в 1999 году (78% против 62%). Более других в престижности высшего образования убеждены молодые (87%), люди среднего возраста (82%), со средним специальным образованием (81%) и высокообразованные (92%). Не считают образование престижным или не престижным 13% опрошенных. И еще 9% полагают, что вопросом престижа оно не является.

Подавляющее большинство россиян положительно смотрят получение высшего образования членами их семей, особенно детьми (91%). Лишь 1% опрошенных не одобрили бы получение родственниками высшего образования. Чем более образован респондент, тем чаще он поддерживает решение молодых членов семьи получить высшее образование. Среди людей с неполным средним образованием хотели бы видеть своих детей учеными 90% опрошенных, с высшим образованием - уже 92%. Наиболее позитивно получение высшего образования для своих детей воспринимают государственные служащие (98%), домохозяйки (96%) и военнослужащие (95%). Наименее привлекательно это для рабочих (76%) и студентов (78%).

Что касается состояния образования, то, в соответствии с данными опроса, проведенного в 2012 году, положение дел в сфере образования в своем регионе респонденты чаще всего оценивали как негативное (35%) или же удовлетворительное (34%), и только 5% говорили, что образование в их регионе находится в хорошем состоянии.

В соответствии с проведенным агентством «Социальные сети» мониторингом социальных медиа, большая часть блоггеров (62%) отрицательно оценивает состояние российского образования. Положительные оценки дают 20%, нейтральные - 18%.

Состояние образования является одним из самых обсуждаемых вопросов в социальных ресурсах (31%). Самое большое внимание блоггеров привлечено к политике государства в этой области (42%). Кроме того, обсуждаются проблемы коррупции в образовании (18%) , его низкого качества (15%), фальшивые научные степени (10%), квалификации выпускников вузов (8%), оттока молодежи за рубеж (7%).

В апреле этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о ценности высшего образования в глазах молодых людей. В опросе принимала участие российская молодежь в возрасте от 16 до 21 года.

Результаты социологического исследования позволяют сказать, что престиж образования, его ценность в молодежной среде достаточно высока.

Из числа опрашиваемых 16% учатся в школе, 59% проходят обучение в вузе, 18% работают, 7% не учатся и не работают. Четверть учащихся оценили свою учебу как «отличную», половина учится хорошо, еще четверть - удовлетворительно. 75% от общего числа учащихся заявили, что им нравится процесс обучения.

Также 90% обучающихся в школе заявили о желании продолжить образование. Из числа тех участников опроса, которые не учатся, а работают, большинство заявили о том, что у них отсутствует возможность продолжения образования. Причем, при наличии такой возможности они выказали желание продолжать образование.

Все опрашиваемые, кроме тех, кто не учится, заявили о том, что образование поможет им в жизни.

Интересно, что у тех, кто проходит обучение в вузе, и родители также имеют высшее образование. Родители работающих респондентов в большинстве случаев не имеют высшего образования.

Все опрошенные были полностью единодушны в вопросе образования их будущих детей - все участники социологического исследования желают дать своим детям возможность получить хорошее образование.

1.3 Методы проведения социологического исследования

Деятельность социолога во время проведения социологического исследования <#"justify">№ вопросаВопросЧисло ответивших на вопросЧеловек%1 Сколько Вам лет? 15 и меньше440 16440 17 2202 Чем Вы занимаетесь? Средняя школа440 Среднее учебное заведение ВУЗ440 Работаю220 Не учусь и не работаю 3 Как Вы учитесь? Отлично440 Средне440 Плохо 4 Вам нравится учиться? Да660 Нет220 Затрудняюсь ответить2205 Как вы считаете, ваше образование поможет вам в жизни? Да660 Скорее да220 Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить2206 Вы хотели бы продолжить Ваше образование? Да 660 Нет Затрудняюсь ответить220 У меня нет такой возможности2207 Какое образование Вы хотели бы дать своему ребенку? Такое же, как у меня Более серьёзное, чем у меня10100 Оно не нужно 8 Если бы у Вас была такая возможность, Вы бы продолжили образование? Да660 Нет220 Затрудняюсь ответить2209 Какое образование получили Ваши родители? Высшее660 Среднее440 Начальное 10 Оцените материальное благополучие Вашей семьи: Денег хватает на всё, ни в чем себе не отказываем440 Денег хватает, но более крупные покупки откладываем на потом или покупаем в кредит440 Денег хватает только на необходимые вещи220 Денег не всегда хватает даже на питание 11 Устраивает ли Вас Ваше материальное положение? Да440 Нет440 Затрудняюсь ответить22012У Вас есть вредные привычки? Да440 нет660

Результаты социологического исследования позволяют сказать, что престиж образования, его ценность в молодежной среде достаточно высока.

Из десяти опрашиваемых четверо учатся в школе, четверо проходят обучение в ВУЗе и только двое не обучаются, а работают. Половина учащихся оценили свою учебу как «отличную», вторая половина учится удовлетворительно. Шестерым из восьмерых учащихся нравится процесс обучения.

Также шесть из восьми обучающихся заявили о желании продолжить образование, один затруднился с ответом, и только два участника опроса, которые не учатся, а работают, заявили о том, что у них отсутствует возможность продолжения образования. Причем, при наличии такой возможности они выказали желание продолжать образование.

Все опрашиваемые, кроме тех, кто не учится (они затруднились с ответом), заявили о том, что образование поможет им в жизни.

Интересно, что у тех, кто проходит обучение в вузе, и родители также имеют высшее образование. Родители работающих респондентов имеют среднее образование.

Также можно заметить, что у тех, кто учится, особенно в ВУЗе уровень жизни выше, и они более удовлетворены своим достатком.

Из восьмерых проходящих обучение вредные привычки имеют только двое.

Все десять опрошенных были полностью единодушны в вопросе образования их будущих детей - они желают дать своим детям возможность получить более серьезное образование.

В качестве подведения итогов делаем выводы: ценность образования в молодежной среде достаточно высока. Возможность получения образования имеет косвенную зависимость от материального положения молодого человека. Молодые люди, получающие высшее образование, являются детьми образованных родителей и имеют меньше вредных привычек.

Все молодые люди считают образование безусловной ценностью и хотят дать его своим будущим детям.

Таким образом, подводя итоги социологического исследования, можно с уверенностью говорить о положительном отношении к образованию у современных молодых людей.

Заключение

Современное общество предъявляет все более высокие требования к уровню образования своих граждан. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) считает вопросы высшего образования одним из ключевых моментов своей деятельности. Вообще, проблемы высшего образования привлекают пристальное внимание общества не только у нас, но и в США и Западной Европе.

Проблема образования, его ценности в глазах общества и особенно молодежи на сегодняшний день особенно актуальна.

Мнение молодых людей относительно проблем в образовательной сфере можно узнать при помощи социологических исследований.

Методы проведения социологических опросов по проблемам образования могут быть следующие:

. Выборка

. Опрос

. Анализ документов

. Наблюдение

. Эксперимент.

. Интервью

. Фокус-группа

По результатам практического исследования можно утверждать, что молодые люди в нашей стране положительно относятся к образованию и считают его безусловной ценностью.

Цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.

Список источников

Федеральный закон N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года.

Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование //Социс. 2006. №3.

Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 2008.

Всероссийский центр изучения общественного мнения/ ВЦИОМ (сетевой ресурс) - #"justify">Добрускин М.Е. Школа и вуз: преемственность или обососбленность //Социс. 2000. №6.

Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию //Социс. 2000. №6.

Павленок П.Д.-ответственный редактор. Основы Социальной Работы. М.:Инфра-М, 1999

Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. М.: Инфра-м, 1999

Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. М., 1996.

Приложение 1

Анкета социологического исследования

Сколько Вам лет?

и меньше

17

Средняя школа

Среднее учебное заведение

ВУЗ

Работаю

Не учусь и не работаю

Как Вы учитесь?

Отлично

Средне

Плохо

Вам нравится учиться?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Как вы считаете, ваше образование поможет вам в жизни?

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

Затрудняюсь ответить

Вы хотели бы продолжить Ваше образование?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

У меня нет такой возможности

Какое образование Вы хотели бы дать своему ребенку?

Такое же, как у меня

Более серьезное, чем у меня

Оно не нужно

Если бы у Вас была такая возможность, Вы бы продолжили образование?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Какое образование получили Ваши родители?

Высшее

Среднее

Начальное

Оцените материальное благополучие Вашей семьи:

Денег хватает на всё, ни в чем себе не отказываем

Денег хватает, но более крупные покупки откладываем на потом или покупаем в кредит

Денег хватает только на необходимые вещи

Денег не всегда хватает даже на питание

Устраивает ли Вас Ваше материальное положение?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

У Вас есть вредные привычки?

Да

нет

Похожие работы на - Методы проведения социологического исследования в образовании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!