Теоретические аспекты анализа системы местного самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические аспекты анализа системы местного самоуправления

Содержание

Введение

Глава 1. Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления

1.1 Политические партии и организации

1.2 Управление в политических партиях

Глава 2. Теоретические аспекты анализа системы местного самоуправления

2.1 Понятие и структура системы местного самоуправления в муниципальном образовании

2.2 История развития политических партий Челябинска

Глава 3. Политические партии и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе. Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние.

Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти - от местных органов до президента. Выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).

Таким образом, цель данной работы - анализ и выработка рекомендаций по эффективному участию политических партий в выборах органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

дать определение основным понятиям "партия", "политическая партия"

выделить основные моменты становления и развития политических партий в Челябинске и области

определить место и роль политических партий в выборах органов местного самоуправления на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района.

Таким образом, объект данной работы - Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района, следовательно, предмет - роль политических партий в выборах органов местного самоуправления.

Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга.

Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.

Нормативная база российского местного самоуправления достаточно определенно задает параметры его функционирования как института, наиболее тесно связанного с народом, формирующегося и действующего по прямому мандату снизу. Тем не менее, существуют серьезные проблемы, связанные с неполным соответствием практики организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации конституционным принципам, заложенным в основу этой сферы общественных отношений. Серьезную озабоченность проблемами местного самоуправления неоднократно высказывали главы субъектов Федерации. Общая направленность большинства их выступлений касается усиления подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти, соблюдения законодательства и расходования бюджетных средств, а также укрепления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Результаты курсового проекта, в частности разработанные рекомендации, могут быть использованы на практике с целью совершенствования местного самоуправления в Челябинской области.

Глава 1. Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления

1.1 Политические партии и организации

Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.

По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений. Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.

Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии. Этимологически понятие "партия", как мы отметили ранее, означает часть, сторону целого, элемент. Аристотель говорит о партии долины, партии горы и т.п., имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, но ранние политические союзы.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии во всем реальном многообразии обладает не только внешне схожими функциями но и определенными общими чертами. Это позволяет классифицировать их по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии: классовая природа, тип организационной структуры, место и роль в политической системе общества, отношение к форме государственного устройства, отношение к идеологии, отношение к существующему общественному строю, средства политической деятельности и др.

В современных условиях партии играют важнейшую роль в обществе, и эта роль теперь закрепляется в конституциях. Во многих странах, в том числе и в России, приняты специальные законы о политических партиях. Согласно законодательству многих стран, включая Россию, партии - единственный вид общественных объединений, которые вправе заниматься политической деятельностью, т.е. выдвигать кандидатов на выборах, проводить массовые мероприятия под политическими лозунгами. Конечно, есть и иные способы выдвижения кандидатов (например, самовыдвижение), другие пути инициирования референдума (создание инициативных групп) или проведения политических акций. Однако следует иметь в виду, что во многих странах политические акции, проводимые не партиями, а иными объединениями, считаются незаконными. Если есть желание заниматься политикой, нужно идти в партию. Указанное обстоятельство существенно отличает внутрипартийную деятельность, внутреннее управление в партиях от внутреннего управления в других общественных объединениях.

Роль партий в обществе, их отношения с государством в разным странах неодинаковы. В демократических странах (Германия, Франция и др.), где существует многопартийность, партии содействуют формированию политической воли народа и ее выражению на выборах. В тоталитарных государствах (например, в прошлом в фашистской Германии, Италии, Испании) законодательство разрешало деятельность только одной партии, во главе которой стоял фюрер, дуче, каудильо. В странах тоталитарного социализма закрепляется руководящая роль в обществе и государстве одной партии - коммунистической, а другие партии, если они есть, должны быть союзными с коммунистической партией и отнюдь не оппозиционными ей. В связи с этим, хотя органы управления партийными делами внешне могут быть похожи ми (съезды, центральные комитеты и т.д.), принципы внутреннего управления в партиях той и другой группы стран неодинаковы. В демократических партиях решения вырабатываются на основе компромиссов, взаимных уступок, согласования разных позиций; в партиях тоталитарного типа действует, по существу, приказной порядок, хотя уставы могут содержать положения о внутрипартийной демократии. Основные принципы управления в партиях устанавливаются законами о политических партиях.

Российский закон 2001 г. определяет партию как "общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления" (п.1 ст.3).

1.2 Управление в политических партиях

Законы о партиях всегда закрепляют определенный порядок создания партии. Обычно он сложнее, чем порядок образования других добровольных, в том числе общественных, объединений. Согласно российскому Закону о политических партиях для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. Для его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Членами комитета могут быть только лица, имеющие право быть членами партии (т.е. граждане РФ, обладающие политическими правами). Организационный комитет уведомляет федеральный орган, имеющий право принимать решения о регистрации политических партий, о намерении создать партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета, протокол собрания организационного комитета и др. После этого организационный комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность по подготовке региональных отделений партии в субъектах РФ и лишь после их создания в более чем половине субъектов РФ проводит учредительный съезд партии. Он будет правомочным, если в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов РФ. Приблизительно такие же требования установлены для созыва съезда общероссийского общественного объединения, движения при принятии решения о преобразовании такого объединения в партию. Партия обязана в течение месяца опубликовать в официальном органе - "Российской газете" основные положения своей программы объемом не менее двухсот газетных строк. Однако после съезда она еще не имеет прав юридического лица, а приобретает их только после государственной регистрации.

Следует учесть, что в России, как и в некоторых других федеративных государствах (например, в Бразилии), закон не разрешает создавать в субъектах Федерации самостоятельные партии. Политические партии могут быть только общероссийскими, в субъектах Федерации могут создаваться лишь отделения партий. В некоторых федеративных государствах в субъектах федераций существуют свои партии (Германия, Индия и др.).

В России, как и в других демократических странах, не разрешается создание партий, ставящих антиконституционные цели. Российское законодательство запрещает создание партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (защита идей социальной справедливости и соответствующая деятельность не рассматривается как разжигание социальной розни). Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения партий могут создаваться и действовать только по территориальному признаку. Партии не вправе образовывать свои структуры и осуществлять какую-либо деятельность (в том числе пропагандистскую) в государственных и негосударственных организациях (на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, в Вооруженных силах, органах государственной власти и местного самоуправления, в правоохранительных органах и т.д.). Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность на территории РФ иностранных партий и их подразделений (в отличие от партий такие подразделения возможны для многих других общественных объединений).

Для того чтобы получить государственную регистрацию, а следовательно, права юридического лица, партии нужно отвечать определенным условиям. Иногда она должна иметь определенное число членов (в России - 10 тыс.), создать региональные объединения (в России - более чем в половине субъектов РФ). Во многих странах подобных требований нет, но принята концепция так называемой национальной партии. Это название вовсе не связано с этническими признаками (в ряде развивающихся стран, особенно в Африке, создание партий из лиц одного племени, этнической группы запрещено). Национальной партией признается такая, которая получает стабильно (в течение нескольких лет) определенный процент голосов избирателей на выборах парламента, реже - президента (например, 4% голосов в Индии). Национальные партии пользуются некоторыми преимуществами на выборах (им, например, не нужно собирать подписи избирателей в поддержку своих депутатов). Политическая партия в России может быть ликвидирована решением ее высшего органа (съезда) или суда, ее деятельность может быть приостановлена судом.

Партия действует через своих членов. Членство в политической партии, в отличие от многих других общественных объединений, в России может быть только индивидуальным. В партиях в России не могут состоять помимо иностранцев, лиц без гражданства граждане, признанные судом недееспособными. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений (в других странах, например, в США - иначе), это регулируется ее уставом. В России прием в партию производится на общих собраниях членов первичной (территориальной) организации, устав других партий предусматривает прием новых членов партии в торжественной обстановке высшим руководством. Российский гражданин может быть членом только одной партии и состоять в одной региональной организации (по месту жительства). Членство в партии не может быть ограничено признаками социальной, национальной, расовой или религиозной принадлежности в зависимости от пола, прописки, места жительства. Ограничения для отдельных категорий граждан либо обязанность приостанавливать свое членство в партии могут быть установлены только федеральными законами (не могут быть членами партии, например, военнослужащие или работники правоохранительных органов). Членство гражданина в какой-либо партии или отсутствие такового не может служить причиной для ограничения его прав и свобод, а также не может служить основанием для предоставления ему каких-либо преимуществ. Запрещается в официальных документах требовать от лица сведения о его членстве (отсутствии членства) в партии. Члены партии не связаны ее решениями при исполнении своих должностных и служебных обязанностей в органах государства, субъектов РФ или в местном самоуправлении.

Для внутреннего управления в партии определяющее значение имеют те нормы Закона о партиях, которые закрепляют основные принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, взаимоотношения партий и государства (включая государственную поддержку партий), права и обязанности партий, их внутреннее устройство, участие в выборах и референдумах, регулируют имущественные вопросы (включая денежные средства) и хозяйственную деятельность партии. Внутреннее управление в партии должно соответствовать этим положениям, равно как и другим нормам данного Закона и иного законодательства.

Деятельность партии в основном ориентирована па выборы в органы государства. Она не только имеет право участвовать в выборах, но и должна это делать, если хочет сохраниться как зарегистрированная партия со всеми правами юридического лица, вытекающими из факта государственной регистрации. Партия признается участвующей в выборах в одном из следующих случаев: она (блок, в котором участвует партия) выдвигает зарегистрированный партийный список кандидатов или кандидатов не менее чем в 5% одномандатных округов на выборах в Государственную Думу или кандидата на выборах на должность Президента РФ; выдвигает кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) не менее чем в 10% субъектов РФ (на 2004 г. - это девять субъектов РФ); выдвигает кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектах РФ (18 субъектов РФ); выдвигает кандидатов в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участие в выборах, считается ликвидированной.

Российский Закон о политических партиях содержит принципиальные положения о внутреннем устройстве партии (детально это регулируется ее уставом). Согласно Закону партия должна иметь устав, программу и руководящие органы. Политическая партия, ее региональные отделения, члены партии должны действовать в соответствии с ее уставом. Устав, поправки и дополнения к нему могут быть приняты только на съезде партии. Принятие нового устава, изменения и дополнения к нему подлежат государственной регистрации. В уставе должны содержаться обязательные положения, предусмотренные законом. Это: наименование партии, включая сокращенное, а также описание символов партии, если они имеются; цели и задачи партии; условия и порядок приобретения и утраты членства в партии; права и обязанности членов партии; порядок учета членов партии; создание, реорганизация, ликвидация политической партии и ее региональных отделений; порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов партии и ее подразделений; порядок внесения изменений и дополнений в устав и программу партии; порядок управления имуществом, денежными средствами в партии и ее региональных отделениях, включая соответствующую отчетность; порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, основания и порядок отзыва партией уже зарегистрированных в ходе выборов кандидатур. Кроме этих обязательных положений, устав может содержать и другие положения, которые съезд партии считает целесообразным включить.

Управление деятельностью партии осуществляется созданными ее членами органами. Высший руководящий орган политической партии - ее съезд (в Великобритании - конференция). В России съезд партии состоит из делегатов, избранных на региональных конференциях (в субъектах РФ) партии. На практике во многих партиях наряду с избранными делегатами участниками съезда являются руководители партии, ее лидер (председатель партии), его заместитель (заместители). Съезд является полномочным, если на нем присутствуют делегаты от большинства регионов, в которых партия имеет свои отделения. На съезде избираются высшие постоянно действующие руководящие органы партии, действующие между съездами (центральный комитет, правление, президиум и др.). Например, в КПРФ действует Центральный комитет, в Аграрной партии России - Центральный совет, в Единой России - Высший совет.

Организация органов партийного руководства на местах регулируется уставами партий. В них закреплен разный порядок, но обычно в первичных организациях, создаваемых в городах, городских районах, населенных пунктах, на общих собраниях избираются бюро, комитет, правление. Иногда избирается только руководитель низовой организации (он обычно называется председателем или секретарем). На съездах, конференциях, общих собраниях обсуждаются вопросы жизни партии, принимаются решения, обращения, производится прием в члены партии. Принятие программы, устава, избрание руководящих органов, выдвижение кандидатов на выборах, решения о реорганизации или ликвидации партии, ее региональных отделений, другие важные решения, как устанавливает российский Закон о политических партиях, могут приниматься лишь на съезде партии. Такой же порядок предусмотрен с соблюдением ряда их особенностей и для региональных отделений (у них нет, например, своих программ и уставов). На их конференциях или общих собраниях избираются также делегаты на съезд партии. На съездах партий и конференциях региональных отделений (поскольку они являются юридическими лицами) наряду с руководящими органами избираются также контрольно-ревизионные органы (обычно наблюдательные, контрольные, ревизионные комиссии). Они проверяют финансовую деятельность партии и результаты докладывают на съезде, конференции. В первичных организациях, если они не являются юридическими лицами (а являться таковыми они могут лишь тогда, когда небольшое региональное отделение партии одновременно есть первичная организация), как правило, контрольно-ревизионные комиссии не создаются.

В Законе о политических партиях ничего не говорится о внешнем аудите - комплексной проверке финансовой деятельности партии специалистами-аудиторами (аудиторской фирмой). В зарубежных странах законодательство уделяет этим вопросам большое внимание.

политическая партия местное самоуправление

Глава 2. Теоретические аспекты анализа системы местного самоуправления

2.1 Понятие и структура системы местного самоуправления в муниципальном образовании

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. То есть местное самоуправление следует рассматривать в качестве "одной из фундаментальных основ российской системы народовластия".

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Рисунок 1 - Формы осуществления МСУ в России

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации,

общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

Федеральные конституционные законы,

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

уставы муниципальных образований,

решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

2.2 История развития политических партий Челябинска

Логическим завершением данного периода стала ликвидация Советов и первые выборы в Госдуму, выявившие лидеров - Либерально-демократическую партию (ЛДПР), Коммунистическую партию (КПРФ), объединения "Выбор России Е. Гайдара, "Яблоко Г. Явлинского - и аутсайдеров (в их число попали практически все "старые политические организации). Выявилось и глубокое противоречие между демократами "первой волны, опиравшимися на массовое антиноменклатурное движение, и представителями "второй волны" либеральной "партии власти ("Выбор России), после октября 1993 уже не нуждавшихся в помощи демократических институтов. В 1994-2000 расклад партийно-политических сил в регионе радикально изменился. В лагере модернизаторов на 1-й план выдвинулось движение "Яблоко, в связи с войной в Чечне активизировалась деятельность Комитета солдатских матерей, процесс окончательного распада пережила "ДемРоссия. Представители "старой региональной номенклатурной элиты инициировали создание движения "За возрождение Урала" (ЗВУ), занявшего левоцентристские социал-патриотические позиции. Наметился процесс консолидации коммунистического движения. Осенью 1994 был создан Челябинский областной Объединённый комитет коммунистов - союз 2 наиболее крупных ком партий (КПРФ и РКРП), ставших гл. коллективными чл. движения "ЗВУ. В состав Объединенного комитета не вошли представители ВКПБ и РПК, расценившие движение "ЗВУ" как номенклатурное и соглашательское с правящим режимом. В национально-патриотическом движении размежевались 2 течения - державники, социал-патриоты, выступившие за союз с движением "ЗВУ" ("Держава, Российский общенародный союз) и антикоммунистически настроенные радикальные националисты (РНЕ, РНС, Русская партия и др.).

ЛДПР занимала обособленную позицию, не блокируясь с другими национал-патриотическими организациями. С созданием летом 1995 Челябинского отделения движения "Наш дом - Россия (НДР.) реальная политическая борьба приобретает в Челябинской области форму открытого противостояния между двумя "партиями власти - новой (НДР.) и старой (ЗВУ).

С 1994 более активную политическую позицию стали занимать местные промышленники и предприниматели, заметно активизировалась деятельность созданной ими ассоциации "Челпром" (затем "ПромАсс). Региональные выборы 1994 и выборы в Госдуму в 1995 показали, что население области поддерживает лево-традиционалистические силы, отдав свои голоса на первых выборах главы обл. администрации в дек. 1996 лидеру ЗВУ Сумину. Наступившее затем в области политическое затишье завершилось в начале 1998 с проведением региональной конференции НДР - своеобразного "съезда возрождения" правого движения в регионе. Активизировались силы, оппозиционные курсу обл. администрации (НДР, блок "Южный Урал), достигнув пика противостояния с обл. властями на думских выборах 1999. Быстро росло Челябинское региональное отделение "Отечество, возникшее осенью 1998 в преддверии парламентских выборов и перехватившее у НДР роль региональных "партии власти. Наконец, вынужденной и временной консолидацией либеральных сил в рамках ЧРО Союза правых сил (СПС) завершилась подготовка челябинских политических организаций к выборам 1999-2000.

Относительно успешно испытание выборами прошли КПРФ, ЛДПР и "Яблоко, прочие же политические организации либо поддерживали независимых кандидатов, либо не афишировали партийность своих представителей в одномандатных округах (Российская народно-республиканская партия, СПС, НДР и др.). Новая "партия власти - ЧРО движения "Единство - к тому времени не сформировала своей региональной "парламентской группы, хотя и достаточно уверенно заявила о себе. Таким образом, региональные политические партии в конце 20 в. претерпели довольно заметную эволюцию: от небольших, сплоченных идейно-политических организаций через массовые движения к профессиональным кадровым партиям. В 2008 году Председатель Челябинского регионального отделения партии "Справедливая Россия" Евгений Рогоза предлагает формировать городскую Думу Челябинска, а также городские Собрания других муниципальных образований по "смешанной системе" - 50% депутатов от политических партий, 50% - от одномандатных округов. С такой инициативой лидер РО обратился в городскую Думу Челябинска, Законодательное Собрание Челябинской области, а также в городскую и областную избирательные комиссии.

Сейчас выборы в Законодательное собрание Челябинской области проходят по "смешанной системе", а гордумы - по одномандатным округам. "Считаю, что избирать депутатов городских собраний следует не только по одномандатным округам, но и от партий. Такое формирование законодательного органа власти должно способствовать жизненно важному курсу на демонополизацию политической жизни, который сформулировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев", - заявил Евгений Рогоза. Он подчеркнул, что роль политических партий в жизни страны стремительно растет, поскольку "только системные политические партии, действующие строго в рамках закона, имеют право и обязанность структурировать политическое пространство страны, обеспечивать представительство самых разных слоев населения, оппонировать "партии власти" по важнейшим пунктам социально-экономической повестки, выдвигать альтернативные варианты решения проблем". "Сегодня центр общественной активности смещается в регионы, на областной и муниципальный уровни власти. Представители местной власти гораздо ближе к людям, так как занимаются решением каждодневных проблем граждан. А потому и политическое представительство горожан также должно быть полноценным и конкурентным, а не сводиться к доминированию одного местного бизнес-чиновного "клана" под партийной "крышей", - настаивает Евгений Рогоза. Председатель Совета регионального отделения "Справедливой России" предложил своим коллегам из других политических партий, представленных в регионе, провести совместную конференцию для обсуждения этой проблемы и выработки конкретных рекомендаций властям.

В Госдуму внесен правительственный законопроект о правилах применения на муниципальном уровне выборов по партийным спискам. Предполагается, что если в каком-то поселении живет менее 3 тыс. человек, то там партиям делать нечего. Пусть люди избирают себе одномандатников. Точно так же будет в муниципалитетах, где количество депутатов не превышает 15 человек. Таким образом, в деревнях и селах в скором времени перестанет безоговорочно побеждать "Единая Россия", которая доминирует здесь практически повсеместно. И, может быть, начнут появляться люди, которым просто обидно за их малую родину.

Законопроект, внесенный в Госдуму правительством, призван выполнить постановление Конституционного суда от 07.07.11. Оно было принято по жалобе ряда жителей поселка Хомутинино Челябинской области. Выбирать 10 депутатов 1,5 тыс. деревенских жителей вынуждены были только по партийным спискам. Так установил региональный закон. В результате некоторым местным активистам не удалось зарегистрироваться в качестве самовыдвиженцев. Но люди оказались продвинутыми - быстро прошли обычные судебные инстанции и подали иск в КС. Они требовали признать не соответствующими Конституции те части федеральных законов, которые позволяют субъектам РФ устанавливать правила, ограничивающие права граждан. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин тогда поддержал эту гражданскую инициативу. А ассоциация "Голос" помогла ей экспертами. Дело в КС было выиграно. Его судьи повелели законодателю исправить все так, чтобы права человека больше не нарушались. Стоит отметить, что примерно в то же время, летом прошлого года, вступил в силу принятый по инициативе президента Дмитрия Медведева и по требованию оппозиционных партий закон, вводящий на местном уровне смешанную избирательную систему. Регионам было предписано поменять свои акты с тем, чтобы в муниципалитетах второго - верхнего - уровня как минимум половина депутатов избирались по партийным спискам. При том условии, что речь идет о выборах 20 и более народных избранников. То есть федеральная власть хорошо себе представляла, что в деревнях партий, во-первых, по сути дела и нет, а во-вторых, им там особо делать и нечего. Напомним, что муниципальной властью второго уровня считаются составленные из множества поселений районы. А также и городские округа, то есть, говоря по-простому, достаточно крупные города, к которым нет нужны прикраивать еще и сельские населенные пункты. Кстати, административные столицы российских регионов обычно городскими округами официально и являются.

Первый упрек правительственному проекту - слишком низкий уровень отсечения партий от муниципальной власти. Надо бы как минимум установить грань на порядок выше - 30-50 тыс. человек. Более того, получается, что теперь правительство предлагает несколько скорректировать действующий медведевский закон. Потому что в нем делается такое уточнение: партийные выборы возможны и, например, в поселках, то есть на первом уровне местной власти. Главное, чтобы в них жило больше 3 тыс. Судя по всему, впрочем, это сделано не нарочно. Просто Минрегион, разрабатывавший документ, очевидно, не очень внимательно посмотрел в собственную статистическую базу. Ведь, скажем, в южных регионах страны есть деревни и села, где живет гораздо больше народу.

А второй недостаток законопроекта, к сожалению, случайным не выглядит. Дело в том, что ограничение по численности депутатов почему-то вводится не только для тех же сельских и городских поселений (первого уровня самоуправления), но и для городских округов. То есть под эту норму подпадут и многие столицы регионов. Достаточно лишь уменьшить до необходимого уровня состав городского собрания - и все, оппозиционные партии, ставившие на партийные выборы, могут отдыхать. Как это, кстати, было пару лет назад в Новосибирске, где горсобрание избиралось в основном по одномандатным округам. И КПРФ, имеющая в данном регионе очень высокий потенциал, по сути дела, кампанию проиграла. А в снижении численности депутатов, между прочим, ничего экстраординарного и не будет. К примеру, в Москве до сих пор действует гордума числом 35 человек. Впрочем, такое развитие событий считает малореальным первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: "Уменьшение числа депутатов Заксобрания вызовет сопротивление местных элит, каждая из которых имеет во власти "своего человечка". В целом же законопроект - веление времени, уверен эксперт: "Это развитие партийного плюрализма, приведение закона в соответствие с требованиями жизни. У людей должен быть выбор между несколькими политическими силами. На этом уровне найдутся лишь представители партии власти, и даже с коммунистами - уже вопрос." На выборах органов местного самоуправления, люди голосуют, как правило, не из политических соображений, а местных - то есть за хорошо известного им человека: "Роль партий здесь традиционно небольшая". Между тем сейчас она будет усиливаться, в связи с появлением так называемого муниципального фильтра: "Кандидаты в губернаторы должны будут получать поддержку муниципальных депутатов. Поэтому партии, чтобы иметь шансы выставлять своих представителей на региональных выборах, должны будут всячески проводить в муниципалитеты своих сторонников".

Глава 3. Политические партии и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района четвертого созыва

Население: 42 тыс. человек

Численность избирателей: 32 425

Количество избирательных участков: 56

Представительный орган - Собрание депутатов - 17 человек

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Орган муниципального образования должен либо избираться населением непосредственно, либо образовываться представительным органом муниципального образования. При этом обязательное формирование непосредственно населением установлено для представительного органа поселения и городского округа, который должен избираться на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35 Федерального закона). Представительный орган муниципального района может формироваться в ином порядке: в его состав могут входить главы поселений района и депутаты представительных органов поселений, входящих в муниципальный район. Иные органы муниципального образования могут формироваться только представительным органом муниципального образования.

Важной особенностью в формировании органов местного самоуправления является установление наименования органов муниципального образования. Наименования органов муниципального образования должны определяться законом субъекта Российской Федерации с учетом местных традиций. Например, в Аргаяшском районе наименование представительного органа муниципального образования определено как Совет депутатов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Собрания депутатов осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

Муниципальные выборы назначаются Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального района или судом. Решение Собрания депутатов о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Устава субъекта Российской Федерации представительные органы местного самоуправления являются субъектами права законодательной инициативы на территории субъекта РФ. Право законодательной инициативы органов местного самоуправления реализуется путем внесения таблиц поправок к проектам законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанными положениями проект закона субъекта Российской Федерации о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления должен был быть направлен в представительные органы местного самоуправления для получения отзывов, заключений и поправок, с целью учета интересов местного самоуправления и реализации ими права законодательной инициативы. Органы местного самоуправления могут воспользоваться правом законодательной инициативы с целью внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации, если данный закон, по их мнению, не учитывает их интересы или оспорить данный закон в суде, если имеются основания считать его несоответствующим Конституции Российской Федерации и федеральным законам либо считать его принятым с нарушением законодательной процедуры.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирует порядок подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Под выборами "в органы местного самоуправления подразумеваются как выборы в представительные органы местного самоуправления, так и выборы должностных лиц местного самоуправления (в том числе глав муниципальных образований), поскольку выборные должностные лица возглавляют органы местного самоуправления. Следовательно, нормы, регулирующие совмещение дня голосования на выборах в органы местного самоуправления, а также продление и сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления распространяются как на представительные органы местного самоуправления, так на выборные должностные лица местного самоуправления. Выборы депутатов назначаются представительным органом муниципального образования не позднее, чем за 70 дней, и не ранее, чем за 80 дней до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования действующего созыва. Параллельно с назначением выборов определяется схема избирательных округов. Она утверждается представительным органом не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

При утверждении схемы избирательных округов депутаты обязаны учитывать принцип, при котором одномандатные избирательные округа должны быть примерно одинаковыми по числу избирателей. Максимальное отклонение от средней нормы представительства может составлять не более 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях не более 30%. Депутаты вправе определить, что выборы проходят по многомандатным избирательным округам. В многомандатном избирательном округе число мандатов может составлять не более пяти.

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи либо внести залог. В случае выдвижения кандидата политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или ее местным отделением, кандидат освобождается от сбора подписей и от внесения залога и регистрируется на основании такого выдвижения. То есть если кандидат в депутаты представительного органа поселения выдвинут одной из партий, представленной в Государственной Думе, то этот кандидат регистрируется без сбора подписей или внесения залога. Количество собираемых подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть более 2% от числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому баллотируется кандидат. Помимо сбора подписей, кандидат в депутаты вправе внести избирательный залог, однако в силу того, что размер залога достаточно велик, такая форма регистрации в сельской местности, как правило, не применяется. Например, в Аргаяшской области сумма залога равняется 150 000 рублей.

Для проведения предвыборной агитации кандидат может использовать различные ее способы: непосредственное общение с избирателями, публикации в печатных изданиях, выступления в электронных средствах массовой информации, выступления на собраниях граждан и на массовых мероприятиях, выпуск листовок, обращений, размещение рекламных плакатов. Печатная площадь и эфирное время могут предоставляться кандидату бесплатно, если указанное печатное издание или электронное средство массовой информации учреждены органами соответствующего муниципального образования. В другом случае кандидат обязан оплатить изготовление и распространение агитационного материала из средств собственного избирательного фонда. Во всех остальных случаях выборы признаются состоявшимися, и избирательная комиссия определяет кандидата, избранного депутатом. В соответствии с действующим законодательством таким признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании.

3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района

Как свидетельствуют итоги предвыборной кампании, большинство депутатов сумели сбалансировать свои электоральные стремления и возможности.

Из всех депутатов, реально участвовавших в избирательной кампании, более половины (52,8%) добились переизбрания. Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района, унаследовала лишь треть состава своего предшественника. Более активное участие депутатов в выборах и - главное - повысившийся уровень успеха свидетельствует об укреплении границ, отделяющих инкумбентов от других претендентов на мандат. Дума перестает быть организацией, в которую легко попасть и из которой легко выбыть. Возросший профессионализм депутатов способствует росу эффективности их деятельности. Наибольшую активность в выдвижении депутатов проявили три партии - КПРФ, "Единая Россия" ("ЕР") и Справедливая Россия. Доля независимых и самовыдвиженцев была относительно невелика (24,8% и 18,5%, соответственно). Судя по всему, партии были несколько более заинтересованы в рекрутировании депутатов, нежели депутаты - в поддержке партии. Свыше 80% депутатов, участвующих в выборах, были выдвинуты политическими партиями. Можно предположить, что многие депутаты стремятся связать свое имя с партией в расчете "на будущее", имея в виду последующую работу в парламенте, где партии играют значительную роль. Независимость в Собрании зачастую лишает депутата влияния на парламентский процесс. Таким образом, наблюдается переселение сложившихся моделей взаимоотношений между депутатами и партиями на электоральный процесс.

При выборе партии депутаты явно учитывали ее возможные перспективы. Представительство в парламенте играло вторичную роль. Наибольшим спросом пользовались сильнейшие общероссийские партии - КПРФ и "Единая Россия", тогда как способность Справедливой России, "Яблока" и ЛДПР оказать значительную поддержку в региональной кампании, по-видимому, вызывала сомнения. Из недавно созданных партий фаворитом считалась НПРФ, а "Родина" не воспринималась достаточно серьезно. Как правило, на решение баллотироваться при поддержке той или иной партии напрямую влияло членство в соответствующей думской фракции или депутатской группе. Среди депутатов, выдвигавшихся от КПРФ, лишь один был из фракции Регионы России (РР), остальные принадлежали к фракции КПРФ или к Аграрно-индустриальной депутатской группе (АИДГ). Депутаты, баллотировавшиеся от АПР, состояли в АИДГ и фракции блока Отечество-Вся Россия (ОВР). Все выдвиженцы НПРФ входили в группу Народный Депутат (НД). Депутаты, поддержанные "Единой Россией", представляли пропрезидентскую парламентскую коалицию, помимо самих единороссов включавшую членов ОВР, НД и PP. Состав депутатов, выдвинутых "Родиной", был наиболее пестрым: здесь присутствовали члены почти всех думских объединений, в т. ч. КПРФ, РР, НД, СПС, и АИДГ. Из депутатов, выдвинутых политическими партиями, переизбрания добились менее половины (44,8%) (депутаты-самовыдвиженцы выступили значительно лучше: более 59% из них удалось продлить депутатский мандат). Вместе с тем успех партийных кандидатов существенно варьировал в зависимости от партии. КПРФ выдвинувшая наибольшее количество депутатов, потерпела сокрушительное поражение. Самый лучший результат показала "Единая Россия": из 17 депутатов только 4 не являются сторонниками данной партии. Неплохо выступила и Справедливая Россия: из 17 депутатов 3 принадлежат к этой партии. Потенциал "Родины" явно был переоценен: никто из депутатов не вошел в состав Собрания. Удалось пройти в Думу одному кандидату-самовыдвиженцу. Все остальные партии постигла неудача: большинство их выдвиженцев проиграли.

При анализе роли партий в окружных выборах довольно сложно разграничить вклад партийной поддержки и ресурсов самого кандидата в конечный успех. Но всегда ясно, кто больше выиграл от сотрудничества - партия или кандидат. Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно разделить депутатов - партийцев на тех, которые выдвигались только в округах, и тех, кто предпочел "смешанную" стратегию. Очевидно, что в случае значительного влияния партий с усилением их присутствия в избирательных кампаниях кандидатов шансы последних на переизбрание должны увеличиваться. То есть, депутаты-партийцы, избравшие "смешанную" стратегию, должны выступать более успешно, чем их коллеги, не включенные в партийный список. Депутаты, положившиеся на дополнительную поддержку партии, имели больше шансов победить, чем самовыдвиженцы. Но среди проигравших последних было меньше, нежели тех, кто решил "подстраховаться", добившись включения в партийный список. Привлечение дополнительных партийных ресурсов, укрепляя позиции сильных кандидатов, не в состоянии радикально изменить положение слабых. Несмотря на все усилия, такие кандидаты проигрывают. В каком-то смысле партию можно сравнить с инвестором, который вкладывает средства в целый ряд проектов, но получает прибыль лишь там, где существует необходимая инфраструктура. В целом это говорит о заметной, но не решающей роли партий в преобразовании депутатов в округах.

Тесное сотрудничество с сильными кандидатами выгодно, прежде всего, самим партиям, которые таким образом получают возможность себя популяризировать. В то же время поддержание контактов с партией необходимо депутату в последующей парламентской деятельности, в которой роль партий чрезвычайно велика. Это означает, что организационные структуры, сложившиеся в парламенте, не разрушаются в ходе избирательной кампании, но, пройдя "проверку на прочность", подтверждают свою институциональную зрелость.

После проведенного анализа можно выделить следующие проблемы их функционирования:

. Проблема определения партийных интересов;

. Проблема искусственной дифференциации политических партий;

. Проблема выборов политических партий.

Политические партии, как группы людей, акцентирующие внимание государства на его собственных проблемах, которые возникали вследствие несправедливости, сыграли немаловажную роль в процессе становления и последующего развития демократии во многих государствах. Не следует, однако, преувеличивать роль политических партий в этом процессе, их влияние на развитие демократии сочеталось со всеобщим пониманием необходимости указанных изменений. Цель партий - получение власти. Партии добиваются получения власти. Учитывая неопределенность партийных интересов, размытость партийных программ, зададим вопрос - зачем нужна власть? При неясности цели, к чему обладать средствами. Очень много ответов напрашивается на данный вопрос, но только не ответ, который указал бы на позитивную цель стремления партий к власти. Стремление к власти определенных индивидов или их групп продиктованное собственными амбициями, жаждой наживы и другими низменными желаниями, частое явление во многих странах мира, не только в России.

Тесно связана с проблемой определения партийных интересов проблема размежевания общественных интересов и дифференциации политических партий. Партийные интересы не равны интересам народа и не являются их продолжением, партийные интересы возникают без участия населения, не идут от народа, а являются результатом мыслительной деятельности отдельных людей, партийных идеологов. Процесс возникновения определенных партийных интересов - процесс искусственный потому, что основан более на профессиональном анализе проблем выполнения государством своих обязанностей, нежели действительных потребностей населения данного государства. Разумеется, существует определенная связь между ними, однако, следует иметь в виду, что партии выражают интересы населения, и на это должна быть направлена их деятельность. Синтезирование интересов населения из невыполнения государством своих обязанностей связано с субъективным подходом и видением человека производящего синтез. Подлинные интересы населения при такой политике партий останутся незамеченными, и откроется простор для фантазирования и придумывания интересов народа, в том числе и тех интересов, о которых народ и не подозревает.

Тесно связана с проблемой определения интересов народа проблема голосования за политическую партию на выборах в местные органы власти. Исходя из сложившейся практики, можно делать вывод, что народ голосует не за политическую партию, а за партийных лидеров. Для выборов необходим субъект, за который люди отдадут свои голоса. Человек не может проголосовать за абстракцию, за коллектив, ему нужен субъект, обладающий определенными моральными качествами. В такой ситуации возникает проблема следующего рода: партию с "хорошими" программными установками может возглавлять человек с негативными характеристиками, и наоборот. Возможна неправильная оценка избирателями сущности партийной программы и голосование за человека, за харизму, но не за партию. Другой стороной проблемы голосования за политическую партию является проблема нуждаемости партии в голосах в периоды выборов. Не секрет, что в предвыборные периоды у всех политических партий наблюдается "всплеск" активности направленный на работу с избирателями с целью получения их голосов на выборах. Сам по себе "всплеск" уже настораживает, так как говорит о том, что до того деятельность партии носила более спокойный характер, если таковая вообще осуществлялась. Такое поведение политических партий, на мой взгляд, говорит об одном: нет постоянной связи между партиями и народом, народ необходим как средство получения власти, после достижении своих целей партия "забывает" о том, кто дал ей власть.

Таким образом, обозначим основные рекомендации, направленные на повышение роли политической партии на выборах в местные органы власти:

четко и ясно обозначить и озвучить круг партийных интересов. Разработать конкретную программу с развернутыми тезисами. В программе необходимо отразить цель и задачи политической партии, способы и методы достижения и другие важные для избирателей аспекты.

необходимо эффективнее заниматься политическим маркетингом. В России теоретическая разработка, равно как и практическая реализация политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении только начинаются. Одной из важных задач на этом пути является обобщение опыта, накопленного развитыми демократиями, а также анализ складывающейся на наших глазах российской модели политического маркетинга. Необходимо принять во внимание известные региональные особенности применения технологий создания и продвижения политического "товара" как упрощенность и однообразность имиджевых характеристик предлагаемых видов политического "товара"; снижение его программно-политических качеств при одновременном усилении его персонификации; подталкивание избирателя к эмоциональному, а не рациональному выбору политического "товара"; использование, как правило, формальное, лишь наиболее популярных политических коммуникаций (региональная пресса, адресная рассылка агитационных материалов, листовочная экспансия, наружная реклама); направленность на создание имиджа политических лидеров, а не политических партий; применение технологий административного ресурса власти.

Заключение

В заключении следует отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцелью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования. Для того чтобы роль политических партий действительно стала главной в формировании российского гражданского общества, необходимо не только законодательно закрепить положение политических партий в российской правовой системе но и постоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений, основанных на анализе правоприменительной практики.

Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Политическое пространство России (в части зарегистрированных министерством юстиции организаций) сократилось до семи политических партий.

Из государственного реестра исключены самораспустившиеся партии "Союз правых сил", "Партия социальной справедливости" и "Гражданская сила", из осколков которых было создано "Правое дело". Таким образом, на сегодняшний день в России официально зарегистрированы Минюстом следующие политические партии: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Яблоко" и "Правое дело".

Региональные отделения всех этих семи политических партий зарегистрированы и работают на территории Челябинской области.

Необходимость совершенствования основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти в настоящее время одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.

Неблагополучное состояние российского местного самоуправления давно очевидно, и столь же очевидна неотложность решения назревших в этой сфере проблем. Причины этих проблем нуждаются в специальном анализе - только так можно будет выработать адекватные и эффективные практические меры для их разрешения. Право населения страны на местное самоуправление создает ответственность государства за обеспечение возможности его реализации. Этот подход предполагает совершенствование законодательства, оптимизацию территориальной организации, рациональное распределение полномочий для максимального удовлетворения интересов граждан.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят 16 сентября 2003 года (в послед. ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

.Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. №92-871-0804-8.1990

2. Литература

4.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Проспект, 2010. - 592с.

5.Воронин А.Г., Глоба Н.И. Местное самоуправление в России. - Пушкино: Импэкс, 2009. - 473с.

.Воронин А. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием // Городское управление. 2010. №1.

7.Государственное и муниципальное управление / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. - М.: Прогресс, 2009. - 520с.

.Гильченко Л. Местное самоуправление: Долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. - М.: МОНФ, 2007. - 388с.

.Дмитриев Ю.А., Толмаков В.Н. Россия: становление многопартийности. - М.: Издательство МГУ, 2010. - 375с.

.Муниципальный менеджмент / Под ред. Морозовой. Т.Г. - М.: Издательство МГУ, 2011. - 496с.

.История политических партий России. / Под редакцией профессора Зевелева А.И. - М.: Высшая школа, 2007. - 460с.

.История политических и правовых учений. / Под ред. Нерсесянца B. C. - М.: Силуэт, 2008. - 413с.

.Основы местного самоуправления. / Под ред. Вобленко С.В. - М.: Прогресс, 2007. - 278с.

.Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. - М.: Норма, 2009. - 346с.

.Олещук В.А., Павленко ВоБ. Политическая Россия: партия, блоки, лидеры. - М.: Экспо, 2007. - 281с.

.Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления / Под ред. Воронина А.Г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 371с.

17.Пикулькин А.И. Система государственного управления. - М.: Прогресс, 2007. - 244с.

.Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // Местное самоуправление: проблемы и пути их решения. 2010. №3.

20.Фасеев И. О структуре органов местного самоуправления // Местное самоуправление. 2009.7 (94).

3. Интернет-ресурсы

21.Краеведческий портал Челябинской области // http://www.kraeved74.ru/pages/article20.html

.Представительная власть Челябинской области // http://deputat74.ru

Похожие работы на - Теоретические аспекты анализа системы местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!