Краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.
4. Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др.
стратегический квалификационный социальный управление
Социальная сфера и её составляющие формируются под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. Во внутренней сфере происходит смена состава работников, основанная на текучести кадров, естественном и непрерывном процессе квалификационного и карьерного роста, развиваются мотивационные посылки в отношении к труду, структура потребностей персонала. Во внешней социальной среде изменяется трудовое законодательство, качество и объём рабочей силы, социальная политика органов власти, роль бизнеса в развитии общества, повышается значимость этической составляющей отношений, статус некоммерческих и общественных организаций и т.д. На основе чего возникает необходимость в систематическом управленческом воздействии на социальную сферу предприятия, учитывающем изменения во внутренней и внешней организационной среде.
Источником развития процесса стратегического управления социальной сферой выступают:
) противоречие между целями работодателей и целями ее работников, которое проявляется в минимизации затрат на развитие социального потенциала, реализуемых в краткосрочном периоде со стороны руководителей предприятий и удовлетворением социальных потребностей персоналом организации, для которых характерно постоянное развитие как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
) противоречие между целями организации и целями общества и его отдельных групп, которое проявляется в стремлении предприятия к максимизации своей прибыли без учёта интересов внешних субъектов его стратегического взаимодействия и отсутствия развитой системы долгосрочных некоммерческих отношений.
Разрешение этих противоречий возможно при условии совершенствования процесса управления социальной подсистемой организации и перехода её в новое качество, при изменении статуса социальной составляющей предприятия и принципов организационного поведения во внешней среде.
Для формирования качественной, комплексно обоснованной и обеспеченной ресурсами социальной стратегии важным является использование научных подходов, принципов и методов. Исходя из этого в рамках исследования предлагается система фундаментальных принципов, содержащая универсальные (общие) и специфические (частные) принципы, которые взаимосвязаны между собой и обеспечивают успех только при их комплексном применении.
Среди основополагающих универсальных выделяются принципы: научности, системности и комплексности, оптимальности, специализации, объективности, развития, обратной связи, адаптивности, преемственности, социальной и правовой защищённости.
В качестве специфических принципов при формировании социальной стратегии организации выступают принципы: саморегулирования, соответствия, многовариантности, партисипативности, индивидуализации, созидательности, равноправия, справедливости, социальной ответственности, адресности, сотрудничества с субъектами стратегического взаимодействия, «корпоративного гражданства» и др.
С целью получения объективной оценки фактического содержания и структуры социальных параметров необходимо использовать комплексную систему методов проведения ситуационно-стратегического анализа внутренней и внешней социальной сферы, представляющую собой совокупность способов познания социальной подсистемы организации и включающую психологический, социологический, правовой, экономический и управленческий инструментарий.
В рамках реализации концепции стратегического управления социальной сферой возможно также использование модели некоммерческих межорганизационных отношений между самой организацией и субъектами стратегического взаимодействия, которая представляет собой последовательность определённых этапов и выявление характера связей во внешней социальной сфере, формирование которых обусловлено необходимостью изменения сущностной природы рыночных трансакций, характеризующихся переходом от отдельных эпизодических актов взаимодействия к планируемым долгосрочным взаимоотношениям.
Рассмотрим особенности стратегического управления в социальной сфере на примере образовательных учреждений. В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.
Адаптация принципов производственного планирования на социальную сферу общественного устройства - нелегкий процесс. Были сделаны многочисленные модификации, чтобы классический процесс стратегического планирования отвечал особенностям государственного и муниципального управления.
В США методы стратегического планирования стали использоваться государственными органами управления с начала 1970-х гг. при создании комплексных социально-экономических программ развития и планирования деятельности социальных и муниципальных служб. В западноевропейских странах интерес к стратегическому планированию со стороны местных органов власти стал проявляться только с середины 1980-х гг. и был признан новым инструментом достижения целей муниципального управления.
В настоящее время десятки городов имеют разработанные комплексные документы, отражающие вопросы развития. В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. Из-за возможности неоднозначного перевода их названия по-русски звучат как «стратегия экономического развития», «экономическая стратегия города», «стратегический план», «стратегическая концепция развития» ит. п. Этим объясняется то, что при использовании зарубежного опыта в России стали разрабатываться столь же разноименные документы.
Стратегическое планирование развития образовательного учреждения - это процесс формирования миссии и целей образовательного учреждения, выбора специфических стратегий для определения, получения и перераспределения необходимых ресурсов, для обеспечения эффективной работы в будущем.
Стратегическое планирование деятельности органа управления образованием является инструментом для повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений управленческой системы и образовательной среды, адекватных изменению внешней среды. Планирование стратегии в системе управления образованием не предполагает получения немедленного результата, оно заканчивается определением общих направлений деятельности (модернизация образования), следование которым обеспечивает рост и укрепление позиции органа управления образованием.
Стратегическое планирование - особый вид управленческой деятельности, обеспечивающий разработку стратегических планов, которые предусматривают выдвижение таких целей и стратегий развития системы образования, реализация которых обеспечивает эффективность ее функционирования на долгосрочную перспективу, способствует быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Иными словами, стратегическое планирование образовательного учреждения представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.
Логика стратегического планирования подразумевает упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением проблемы планирования; определения исходного пункта (начала процедуры) для принятия решения: определение целей, которых необходимо достичь в плановом периоде; определение исходного уровня развития учреждения; определение объема и структуры потребностей в плановом периоде; согласованность потребностей и ресурсов на основе ранжирования и подготовки проектов управленческих решений.
Этапами процесса стратегического планирования являются оценка (определение текущего состояния дел), выбор наиболее подходящей стратегии, исполнение (после принятия стратегии разрабатываются обеспечивающие планы, совершенствуются методы и процедуры планирования, мобилизуются людские, финансовые и материальные ресурсы) и анализ с целью внесения необходимых корректив.
Обязательным требованием к стратегическим планам развития образовательного учреждения являются соответствие плана миссии учреждения; увязка плана с имеющимися ресурсами, его соответствие стилю управления; совместимость планов; объективная оценка складывающейся ситуации; развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий; наличие большого фактического материала.
Планы развития можно классифицировать на стратегический (10-15 лет), план развития организации (1 год-5 лет) и тактические планы, т.е. планы текущей деятельности.
Особенностями плана развития учреждения на срок до 5 лет является то, что он содержит мероприятия, необходимые для создания и реализации альтернативных образовательных программ и услуг, служит ориентиром для разработки плана диверсификации, характеризует инновационные проекты; позволяет разработать ликвидационный план по освобождению от элементов (планов, услуг и др.), сдерживающих развитие организации; позволяет разработать план научно-исследовательской работы, отражающий мероприятия по разработке новых услуг; обосновывается кратко- и долгосрочными программами, конкретизирующими мероприятия, проекты, графики.
Тактические планы в большей степени ориентированы на рынок услуг; подкрепляются планами для каждой функциональной сферы (кадры, контроль, организация, финансы, материально-техническая база); разрабатываются в соответствии со стратегическими, но не является их частью; являются компетенцией специалистов среднего звена (заместителей директора, методистов, учителей); рассчитаны на более короткий период времени, их результаты проявляются довольно быстро, что позволяет осуществлять моментальное принятие мер по выявленным отклонениям.
Принцип действия механизма развития заключается:
) в создании образа будущего образования (как образца развития);
) переложении его на систему управления;
) проведении ряда соответствующих преобразований, сопровождающихся контролем и регулированием;
) анализе и оценке результатов преобразований;
) периодической возобновляемости действий по качественному изменению состояния управления в зависимости от «выживаемости» новых направлений развития.
Взаимодействие между механизмами должно быть организовано так, чтобы они представляли собой целостную систему, предназначенную для осуществления целенаправленного и непрерывного процесса развития системы образования.
Заключение
Общие выводы по работе:
. Стратегическое управление - это процесс, который предполагает:
а) определение стратегического видения и разработку последовательных процедур по его формированию;
б) установление позиции хозяйствующего субъекта в конкретной нише рынка на основе оценки влияния внешних и внутренних составляющих среды;
в) постановку и формулирование общих стратегических намерений;
г) разработку состава стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг;
д) управление стратегическими решениями в целом.
. Стратегическое управление в социальной сфере является элементом социального управления, которое в широком смысле представляет собой управление всеми общественными процессами, в том числе управление процессами и явлениями, происходящими в социальной сфере, а также средство реализации социальной политики. Цель социального управления - социальное развитие общества на основе социальной сплоченности и обеспечения условий для достижения максимальной социальной интеграции и реализации человеческого потенциала.
Практическая сущность стратегического планирования заключается в разработке и реализации комплекса мер, обеспечивающих позитивное социальное развитие, влияющее на качество жизни людей.
1.Бобков В. К формированию социальной доктрины России //Экономист.- 2008.- №7.- С.14-24.
2.Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и пути их решения // Вопросы экономики.- 2008.- №2.- С.16-18
.Игнатовский П. Экономика и человечность // Экономист.-2009.-№2.- С. 3-13.
.Корецкая С. Экономический механизм согласования экономики и социальной политики // Новая экономика.- 2007.- №1-2.- С.55-58.
.Перегудов С., Семененко И. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство // Мировая экономика и международные отношения.- 2009.- №7.- С.11-30.