(далее - Закон о регистрации) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (далее Правительство) от 19.03.92 177, которое выдавалось до 27.10.93 или по форме, утвержденной указом Президента Российской Федерации (далее - Президент) от 27.10.93 1767. [5]
При отсутствии у граждан указанных свидетельств документом, удостоверяющим право на земельную долю, является выписка из решения районной администрации (органа местного самоуправления) о приватизации сельскохозяйственных угодий и конкретном колхозе, совхозе лил иной сельскохозяйственной организации. Такие решения принимались на основании протокола общего собрания трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц к наделению граждан земельными долями.
Третьим видом документа, удостоверяющим право на земельную долю, является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведут регистрационные палаты Минюста России в соответствии с Законом о регистрации с выдачей гражданину Свидетельства по форме, утвержденной постановлением Правительства от 18.02.98 219 «Об утверждении правил ведения ЕГРП». [7]
Если у гражданина имеется этот третий вид документа, то для совершения сделки с земельной долей дополнительной государственной перерегистрации прав на земельную долю не требуется.
Если у гражданина имеется первый или второй вид документа, то в соответствии с п.2ст.6 Закона о регистрации обязательно необходимо пройти процедуру государственной регистрации ране возникших прав на земельную долю в регистрационной палате. Только после этого можно будет распорядиться земельной долей. Поправкой, внесенной в июле 2005 года, сделано одно исключение из этого правила: передача земельной доли в уставный капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьёй 18 Закона об обороте, без государственной регистрации ране возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю. [10]
Государственная регистрация проводится согласно п.1ст.16 Закона о регистрации на основании заявления гражданина или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
К заявлению, подаваемому в регистрационную палату по месту нахождения земельного участка, находящегося в общей собственности, должны быть приложены документы, необходимые для её проведения:
. Кадастровый план земельного участка, переданного в общую собственность граждан при реорганизации сельскохозяйственного предприятия.
. Протокол собрания о регистрации сельскохозяйственного предприятия.
. Постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент реорганизации хозяйства.
. Право на покупку продаваемой земельной доли имеют остальные участники общей собственности, сельскохозяйственная организация или гражданин - член крестьянского хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности (ст.12 Закон об обороте). Если они откажутся приобрести земельную долю, то продать её третьему лицу нельзя.
С учетом этого порядок продажи земельной доли осуществляется в следующей последовательности:
Собственник земельной доли не обязан извещать остальных участников общей собственности о своём желании продать её (абзац первый п.2ст.12 Закона об обороте). [5]
Договор купли-продажи земельной доли заключается в письменной форме с соблюдением требований ст.549 и 550 Гражданского кодекса Российской Федерации и не требует обязательного нотариального удостоверения; [1]
Договор купли-продажи подлежат государственной регистрации в регистрационной палате.
Договор купли-продажи регистрируются в регистрационной палате по месту расторжения земельной доли (п.1ст.17 Закон о регистрации).
Заявление о государственной регистрации подают все стороны сделки и государственная регистрация осуществляется в присутствии сторон, либо в присутствии одной стороны при условии представления другой стороной нотариально заверенных доверенностей на осуществлении сделки (п.1ст.16 Закон о регистрации) или доверенности, удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления (п.3ст.12 Закона об обороте).
К заявлению прикладывается договор купли-продажи, документы, удостоверяющие права продажи на земельную долю и квитанции об оплате регистрации (п.2,3,4ст.16 Закона о регистрации). [4]
. Право собственности на земельную долю у покупателя возникает с момента государственной регистрации договора купли-продажи (п.2ст.8 Гражданского кодекса РФ). [1]
. Став собственником купленной земельной доли (земельных долей) гражданин или юридическое лицо приобрели право участника общей собственности и могут совершать сделки, либо могут выделить земельную долю (доли) в натуре и стать собственником земельного участка.
. Статья 13 Закона об обороте предоставляет право собственнику участника в счёт земельной доли. При этом собственник земельной доли не связан обязательством представлять, какие-либо обоснования другим участникам общей собственности о причинах, побудивших его это сделать, и сообщать им способ последующего распоряжения своим земельным участком.
Выдел земельного участка в счёт земельной доли (земельных долей) - это переход части земельного участка, находящего в общей собственности, в собственность участника долевой собственности и прекращения для этого участника права на земельную долю.
Выделенный земельный участок подлежит государственному кадастровому учёту в соответствии с Законом о кадастре и
Государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
При этом надо иметь в виду, что в соответствии с п.1ст.4 Закона об обороте не допускается образование новых земельных участков, размеры которых меньше чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта РФ.
Следовательно, предварительно необходимо пробрести такое количество земельных долей, которого бы хватило не нарушать установленный минимальный размер вновь образуемых земельных участков.
Ст.13 Закона об обороте упросила этот порядок при условии, что число участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения более 5 человек. [4]
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 Закона об обороте.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
Если общее собрание не утвердило границы земельного массива для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности должен известить остальных участников о своем намерении выделить долю в письменной форме (как требует ст.252 Гражданского кодекса РФ), либо может опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.
Таким СМИ является источник официального опубликования нормативных правовых актов субъекта РФ или органов местного самоуправления. В данном сообщении необходимо указать:
предполагаемое местоположение выделяемого земельного участка;
площадь выделяемого участка;
адрес для направления возражений остальных участков долевой собственности относительно местоположения выделяемого земельного участка.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше и меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площадь образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данных земельный участок.
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные воображения должны быть обоснованными. Таким образом, законодатель допускает пассивное волеизъявление участников долевой собственности на согласование местоположения выделяемого земельного участка.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом РФ.
В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматривают в суде.
Сообщения в СМИ опубликовывают за счет средств собственника выделяемой земельной доли.
Такое опубликование позволяет считать, что остальные участники общей собственности надлежащим образом извещать о предстоящем выделе земельного участка. [10]
1.3.8 Приобретение земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах)
В соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. [8]
. Установить, что до разграничения государственной собственности на землю:
а) организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются - торги) осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам;
б) организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними;
в) орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков: определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключают договоры купли - продажи или аренды земельного участка. [8]
. Установить, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Российский фонд федерального имущества (его отделения). [8]
Общие положения:
. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются - торги).2. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.
Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков Министерство имущественных отношений Российской Федерации:
а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или вносит в Правительство Российской Федерации предложения по проведению торгов в форме конкурса и условиям конкурса;
б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
в) определяет существенные условия договоров купли - продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
г) заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов.
Правительство Российской Федерации принимает решение о проведении торгов в форме конкурса и определяет существенные условия договоров купли - продажи и аренды земельных участков, заключаемых по результатам конкурса, а также условия конкурса.
. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатор торгов:
а) определяет место, даты и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах (далее именуются - заявки), место, дату и время определения участников торгов, место и срок подведения итогов торгов;
б) организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов (или об отказе в их проведении), а также информации о результатах торгов;
в) выдает необходимые материалы и соответствующие документы юридическим и физическим лицам, намеревающимся принять участие в торгах (далее именуются - претенденты);
г) принимает заявки и документы от претендентов, а также предложения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения, и содержания представленных ими документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы;
д) организует осмотр земельных участков на местности;
е) проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами;
ж) принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, установленным настоящими Правилами, и уведомляет претендентов о принятом решении;
з) определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов;
и) готовит проекты договоров купли - продажи земельных участков;
к) подписывает от имени собственника договоры купли - продажи земельных участков по результатам торгов;
л) осуществляет иные предусмотренные настоящими Правилами функции.
. При продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
. Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.
. Решение об отказе в проведении торгов может быть принято организатором торгов в сроки, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, о чем он извещает участников торгов не позднее 5 дней со дня принятия данного решения и возвращает в 3-дневный срок внесенные ими задатки.
Последствия отказа от проведения торгов определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли - продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли - продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
. Извещение об отказе в проведении торгов публикуется не позднее 5 дней со дня принятия решения об отказе в проведении торгов в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.
. Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента. Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.
При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.
Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
. Заявка, поступившая по истечении срока ее приема, вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления претенденту или его уполномоченному представителю под расписку.
. Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов. Организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение 3 банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов.
. Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
. Претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:
а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
. Организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток претенденту, не допущенному к участию в торгах, в течение 3 банковских дней со дня оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.
. Претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.
. При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется:
а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок;
б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
. В случае если:
а) претендент при подаче заявки заявит о своем намерении подать предложение в любой день до дня окончания срока приема заявок или непосредственно перед началом проведения торгов, организатором торгов делается отметка в журнале приема заявок и выдается претенденту соответствующая выписка;
б) участник торгов отзовет принятую организатором торгов заявку, предложение считается недоданным.
. Отказ претенденту в приеме заявки на участие в торгах лишает его права представить предложение.
Порядок проведения торгов
. Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.
. Аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:
а) аукцион ведет аукционист;
б) аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» и порядка проведения аукциона.
«Шаг аукциона» устанавливается в размере от 1 до 5 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона;
в) участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы;
г) каждую последующую цену или размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущей цены или размера арендной платы на «шаг аукциона». После объявления очередной цены или размера арендной платы аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену или размер арендной платы в соответствии с «шагом аукциона»;
д) при отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену или размер арендной платы 3 раза.
Если после троекратного объявления очередной цены или размера арендной платы ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним;
е) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды, называет цену проданного земельного участка или размер арендной платы и номер билета победителя аукциона.
. Конкурс или аукцион, закрытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:
а) организатор торгов принимает предложения от участников торгов, которые пожелали представить их непосредственно перед началом проведения торгов.
Организатор торгов разъясняет участникам торгов их право на представление других предложений непосредственно до начала проведения торгов. На торгах рассматривается предложение, которое участник торгов подал последним;
б) перед вскрытием запечатанных конвертов с предложениями в установленные в извещении о проведении торгов день и час организатор торгов проверяет их целость, что фиксируется в протоколе о результатах торгов.
При вскрытии конвертов и оглашении предложений помимо участника торгов, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники торгов или их представители, имеющие доверенность, а также с разрешения организатора торгов представители средств массовой информации.
Предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником торгов (его представителем). Цена или размер арендной платы указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указаны разные цены или размеры арендной платы, организатор торгов принимает во внимание цену или размер арендной платы, указанные прописью. Предложения, содержащие цену или размер арендной платы ниже начальных, не рассматриваются;
в) победителем конкурса признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы при условии выполнения таким победителем условий конкурса, а победителем аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, - участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы.
При равенстве предложений победителем признается тот участник торгов, чья заявка была подана раньше;
г) организатор торгов объявляет о принятом решении в месте и в день проведения торгов, а также письменно извещает в 5-дневный срок всех участников торгов о принятом решении.
Оформление результатов торгов
. Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:
а) регистрационный номер предмета торгов;
б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
в) предложения участников торгов;
г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;
е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);
ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли - продажи или аренды земельного участка.
Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.
Организатор торгов обязан в течение 3 банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.
. Последствия уклонения победителя торгов, а также организатора торгов от подписания протокола, а также от заключения договора определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
. Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли - продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя:
а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
б) наименование организатора торгов;
в) имя (наименование) победителя торгов;
г) местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.
Признание торгов несостоявшимися.
. Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:
а) в торгах участвовало менее 2 участников;
б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;
в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;
г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли - продажи или аренды земельного участка.
. Организатор торгов обязан в течение 3 банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. В случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 30 настоящих Правил, внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.
. Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки.
В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.
анализ землеустроительный дело
2. Государственная регистрация прав на землю
.1 Общее понятие государственной регистрации
Государственная регистрация определяется в ст. 2 ФЗ «О Государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним» как юридический акт признания и подтверждения государства возникновения ограничения (обременения) перехода или регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, как единственное доказательство существования права. [4]
Принцип государственной регистрации права на недвижимость включая принципы обязательности, гласности, достоверности, специальности, последовательности, бесповоротности.
Принцип обязательности означает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимость, а также их ограничения (п. 1 ст. 164 ГКРФ; ст.4 ФЗ), не соблюдение требования о государственной регистрации сделки с недвижимостью делает её не действительной, так как за несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки такая сделка считается ничтожной (П. 1 ст. 165 ГКРФ).
Сделка с недвижимостью считается зарегистрированной, а правовые последствия в результате этого наступившие со дня внесения записи о праве на недвижимость или сделки с ней в ЕГРП.
Под принципом достоверности понимается государственная регистрация как единственное доказательство существования зарегистрированного права (п.1 ст. 2 ФЗ).
Принцип специальности означает, что каждый объект недвижимости идентифицируется в ЕГРП (ст. 12 ФЗ). Реестр содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объект недвижимости. Об учётных данных на указанные объекты, а также сведения о правообладателе на них. [4]
Принцип последовательности означает, что запись в ЕГРП о новом праве на недвижимость может быть внесена, если отсутствуют противоречия между заявленным правом на данный объект недвижимости и ранее зарегистрированными правами на него (п. 1 ст. 13 ФЗ). В случае перехода прав на недвижимость к новому обладателю, соответствующая предыдущая запись о правах на эту недвижимость реестре помещается.
Принцип бесповоротности - это возможность оспорить зарегистрированное право на недвижимое имущество только в судебном порядке (п.1 ст.2 ФЗ). [4]
2.2 Порядок государственной регистрации прав
Процесс регистрации недвижимого имущества регламентируется ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и приказом Министерства юстиции РФ от 1.07.02 г. № 184.
Порядок государственной регистрации можно выделить следующие этапы:
). Приём документов и их регистрация в книге учёта входящих документов является первым этапом регистрации. Приём документов на государственную регистрацию прав осуществляется в порядке, установленном ст. 16-18 ФЗ. Регистрация предоставляемых документов осуществляется в порядке, установленном правилами ведения книг учёта документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.01 г. №343.
Документы предоставляются в двух экземплярах, в единственном экземпляре подлинник предоставляются заявления о государственной регистрации прав. Государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя стороны (сторон) договора либо его представителя, имеющего доверенность, оформленную надлежащим образом.
). Правовая экспертиза предоставляемых документов, в том числе проверка юридической силы правоустанавливающих документов, законности сделки.
Правовая экспертиза предоставляемых документов предполагает собой проверку имеющихся в ЕГРП записей по заявленному объекту недвижимости имущества; юридической силы правоустанавливающих документов; законности сделок; действительности иных документов не является правоустанавливающими, необходимыми для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством требованием сведений о наличии (отсутствии) в органе осуществляющим государственную регистрацию прав документов свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений препятствующих государственной регистрации, а также принятие решения по результатам правовой экспертизы о государственной регистрации и её приостановлением, об отказе в регистрации.
Целью проведения имеющегося ЕГРП записей в отношении заявленного на регистрацию объекта недвижимости или является выявление правового состояния этого объекта, наличие зарегистрированных прав право притязаний иных лиц, зарегистрированных сделок, ограничений (обременений) прав в том числе арестов и иных запрещений на заключение сделок с указанным объектом недвижимости, поскольку только надлежащим правообладатель вправе соответствующим образом распоряжаться недвижимостью.
). Внесение записей в ЕГРП при отсутствии противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.
Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими, со дня внесения записи о сделки или праве в ЕГРП.
Приоритет в регистрации имеет, тот, кто обратился раньше, если нет законных оснований для приостановления регистрации или в её отказе. В отношении других лиц претендовавший на этот же объект недвижимости действует принцип: «Кто не успел, тот опоздал» (абзац 11 п. 1 ст. 20 ФЗ) [10]
.3 Отказ в государственной регистрации и прекращение государственной регистрации
Основаниями для отказа в государственной регистрации установлены законом, и перечень их носит исчерпывающий характер (п.1 ст.20 ФЗ).
Общим основанием для отказа в государственной регистрации прав могут быть основания: по субъекту, объекту и праву регистрации.
Основанием отказа от регистрации является:
) По субъекту - обращение с заявлением о государственной регистрации прав ненадлежащего лица; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ неуполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо которое имеет права ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.
) По объекту - непредставление документов необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав; документы, предоставляемые на регистрацию прав по форме или содержанию не соответствующих требованию законодательства; правообладатель не представил заявления и иные необходимые документы для регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для регистрации возникших после введения в действие закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершения после введения закона сделки с объектом недвижимого имущества.
) По праву подлежащему регистрации - право на объект недвижимого имущества о регистрации, которого просит заявитель не является правом подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с законом; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан не действительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действующим в месте его издания на момент издания; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя на данный объект недвижимого имущества имеются противоречия между заявившими правами и уже зарегистрированными правами.
Частные основания для отказа в государственной ипотеке указаны в ст. 21 ФЗ «Об ипотеке (закон недвижимости)».
При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации прав установленного вступившим в силу решения суда, например непредставление необходимых для регистрации документов. [10]
3. Порядок оформления землеустроительного дела о предварительном согласовании места размещения объекта
.1 Теоретические основы оформления землеустроительного дела о предварительном согласовании места размещения объекта
Землеустроительное дело о предварительном согласовании места размещения объекта должно содержать:
). титульный лист;
). оглавление;
). пояснительную записку;
). поручение департамента имущественных отношений Краснодарского края органу местного самоуправления на подготовку землеустроительного дела;
). документы, позволяющие идентифицировать заявителя (лицо, заинтересованное в формировании материалов землеустроительного дела;
). иные документы, предусмотренные настоящими методическими рекомендациями.
Землеустроительное дело изготавливается в количестве не менее 4-х экземпляров:
). первый - физическому или юридическому лицу, заказавшему формирование землеустроительного дела;
). второй - департаменту имущественных отношений Краснодарского края;
). третий - организации (или предпринимателю, без образования юридического лица), формировавшей(-ему) землеустроительное дело;
). четвертый - государственному фонду данных, полученных в результате проведения землеустройства (статья 24 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Материалы землеустроительного дела сшиваются в отдельную книгу в мягком или твердом переплете. Документы представляются в подлинниках. В случае представления копий документов они должны быть нотариально заверены или заверены органом, выдавшим данные документы. [12]
3.2 Анализ землеустроительного дела «По предварительному согласованию ООО «Терминал «БЛЭКСИ» размещения площадки терминала по перевалке нефтепродуктов мощностью до 5 млн.тонн в год с нефтепроводами»
Землеустроительное дело «По предварительному согласованию и ООО «Терминал «БЛЭКСИ» размещения площадки терминала по перевалке нефтепродуктов мощностью до 5 млн.тонн в год с нефтепроводами».
Данное землеустроительное дело содержит:
). Сопроводительное письмо;
). Пояснительную записку;
). Ходатайство ОАО «Комбинат Импортпищепром» №1024 от 24.10.2003г.;
). Ходатайство ОАО «Комбинат Импортпищепром» №1025 от 24.10.2003г.;
). Письмо ОАО «Комбинат Импортпищепром» №846 от 28.08.2003г.;
). Ходатайство ООО «Терминал «БЛЭКСИ» №2 от 27.10.2003г.;
). Поручение Департамента имущественных отношений №09/12-13640 от 04.09.2003г.;
). Поручение Департамента имущественных отношений №09/12-16988 от 28.10.2003г.;
). Письмо Первого заместителя главы администрации Краснодарского края №2-04/936 от 13.10.2003г.;
). Письмо ООО «Терминал «БЛЭКСИ» №3 от 30.10.03г.;
). Соглашение №413/03-4 о перемене лиц в обязательстве от 27.10.2003г.;
). Краткое описание комплекса по перевалке нефтепродуктов мощностью до 5 миллионов тонн в год;
). Основные данные;
). Выкопировку со схемы землепользования Крымского района;
). Устав ООО «Терминал «БЛЭКСИ»;
). Свидетельство о государственной регистрации ООО «Терминал «БЛЭКСИ»;
). Письмо ООО «Терминал «БЛЭКСИ» от 27.10.2003г.;
). Акт выбора земельного участка под проектирование и строительство терминала;
). Акт выбора земельного участка под проектирование и строительство надземных нефтепроводов терминала;
). Экспликацию земель запаса;
). Экспликацию земель лесного фонда;
). Предварительный расчет потерь сельскохозяйственного производства по терминалу;
). Акт определения потерь сельскохозяйственного производства по терминалу;
). Предварительный расчет потерь сельскохозяйственного производства для строительства нефтепроводов;
). Акт определения потерь;
). Акт технического обследования места площадей ФФГУ «Крымский сельский лесхоз» под терминал;
). Акт технического обследования лесных площадей ФФГУ «Крымский сельский лесхоз» под трассу нефтепровода;
). Расчет платы за перевод лесных площадей в нелесные по ФФГУ «Крымский сельский лесхоз»;
). Расчет размеров платы за перевод лесных земель в нелесные земли по Крымскому лесхозу;
). Заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству №104 от 10.11.03г.;
). Заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству №105 от 10.11.03г.;
). Заключение главного архитектора г. Крымска и Крымского района №382 от 12.11.03г.;
). Заключение главного архитектора г. Крымска и Крымского района №383 от 12.11.03г.;
). Приказ главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю №02/1766 от 11.11.2003г.;
). Заключение №917 экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы;
). Заключение №151 от 11.11.2003г. ГУ ЦГСЭН в Крымском районе;
). Заключение ГУ Управления Государственной Противопожарной службы Краснодарского края №2030 от 22.09.2003г.;
). Заключение Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко - культурных ценностей (наследия) Краснодарского края №3236 ОТ 18.09.2003г.;
). Договор №74 от 27.10.2003г.;
). Кадастровый план.
Землеустроительное дело было подготовлено на основании поручений Первого заместителя Департамента имущественных отношений №09/12-16988 от 28.10.03г. и №09/12-13640 от 04.09.03г. первоначально для ОАО «Комбинат Импортпищепром», затем согласно письма ОАО «Комбинат Импортпищепром» в Департамент имущественных отношений №1025 от 24.10.03г.и Соглашения №441/03-4 от 27.10.03г. о перемене лиц в обязательстве, переоформлены на ООО «Терминал «БЛЭКСИ».
Ходатайство ОАО «Комбинат Импортпищепром» по вопросу размещения терминала по перевалке нефтепродуктов в Крымском районе было рассмотрено на межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории г.Крымска и Крымского района от 25.08.03г. (протокол №25), на которой было принято положительное решение.