Финансовое положение ОАО 'Новый век'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое положение ОАО 'Новый век'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Экономические вопросы создания предприятия

. Обоснование выбора организационной и производственной структуры предприятия

. Определение персонала предприятия и организация оплаты его труда

. Финансово-экономические результаты

Заключение

Библиографический список источников информации

Приложение 1 Таблицы для исходных данных

Приложение 2 Организационная структура ОАО «Новый век»

Приложение 3 Таблица рекомендуемых должностей и профессий

Приложение 4 ЕТС производственной и бюджетной сферы

Приложение 5 Часовые тарифные ставки

Приложение 6 ФОТ вспомогательных рабочих и контролёров

Приложение 7 Тарифы, налоги и сборы, перечисляемые и уплачиваемые исследуемым предприятием (по состоянию на 1-е июля 2001 года)

предприятие организационный финансовый

ВВЕДЕНИЕ

Задачей данной курсовой работы является закрепление знаний в области экономики отрасли, развитие навыков экономических расчётов, а также навыков поиска резервов эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек производства и реализации товара, увеличения рентабельности предпринимательской деятельности предприятия и умения экономически грамотно обосновывать проектные решения. Целью данной курсовой работы является теоретическое создание предприятия и обоснование его экономической и производственной деятельности в условиях российской рыночной экономики.

В настоящее время у нас в стране создана рыночная среда, нет подавляющего числа государственных предприятий, экономика представлена на 90% частными предприятиями. Частный сектор является экономическим базисом страны и имеет своих представителей в Государственной Думе. Правительство России разработало программу перехода от кризиса к подъёму экономики и социально-экономическому развитию России на ближайшую перспективу. В программе сформулированы следующие основные задачи в области социально-экономического развития:

обеспечение защиты прав собственности;

создание равных возможностей при конкуренции;

освобождение предпринимателей от административного гнета;

снижение налогового бремени, упрощение таможенной системы;

развитие финансовой инфраструктуры, включая банковскую систему и финансовые рынки;

проведение реалистической социальной политики, в которой приоритеты отданы здравоохранению, образованию и культуре, адресной социальной поддержке бедных.

Выполнение этих задач предусматривает проведение крупных реформ

и прежде всего налоговой реформы, первый этап которой одобрен законодателями и уже начался. Правительство Российской Федерации приняло программу социально-экономического развития России, рассчитанную на 10 лет (до 2010 г.), в которой предусмотрены крупные перемены в социальной политике и модернизации экономики, а также поддержание устойчивых темпов экономического роста в среднем на 5 % в год.

Для дальнейшего развития экономики и обеспечения высоких темпов роста необходимо, чтобы каждое предприятие могло без проблем получить кредит. Сегодня большая часть банков занимается в основном расчетными операциями, а не кредитами, поэтому необходим цивилизованный механизм кредитной и инвестиционной политики государства.

В нашей стране осуществляется сложный процесс перестройки отношений собственности. Сложившаяся в конце 20-х гг. ХХ в. командно-административная система управления (полное огосударствление народного хозяйства) привела к монополистическому диктату производителей над потребителями и дефицитной экономике. Это обусловило переход к принципиально новой системе отношений собственности.

Переход к новой системе отношений собственности осуществляется в результате приватизации, т.е. разгосударствления предприятий и передачи их в собственность коллективов предприятий и учереждений, частных лиц и общественных организаций.

При сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

В России в результате приватизации, начатой в 1991 г., более половины государственных предприятий перешло в собственность акционеров. Были использованы три способа приватизации объектов государственной собственности:

распределение общей стоимости приватизированных объектов поровну между всеми жителями страны. В результате на каждого человека приходится определённое количество денег. На эти деньги государство выдаёт каждому человеку приватизационные чеки - ваучеры. На ваучер приобретаются акции приватизируемых предприятий, которые превращаются в акционерные компании;

безвозмездная передача приватизируемых средств производства трудовым коллективам предприятий;

продажа государственной собственности по рыночным ценам тем, кто имеет деньги и желает приобрести на них эту собственность на аукционах, конкурсах.

В российской практике приватизации было использовано сочетание всех этих способов. Однако из-за высокого уровня инфляции в эти годы оценка предприятий по их стоимости оказалась заниженной, что позволило выкупить предприятия по очень низким ценам, а это в свою очередь не дало больших поступлений от приватизации в государственный бюджет.

В последнее время благодаря использованию аукционных форм продажи цены на государственную собственность приблизились к рыночным. Но за прошедший период повысить эффективность российской экономики путём приватизации всё-таки не удалось.

Процесс приватизации при всей его важности является лишь частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. В ходе разгосударствления изменяются государственная роль и функции государства. Государство начинает регулировать экономические процессы преимущественно экономическими рычагами, а не директивными указаниями. В ходе разгосударствления экономики государство снимает с себя функцию распределителя имеющихся ресурсов, предоставляя её рынку, а также переходит от обязательных государственных заданий по производству продукции к системе государственных закупок. Происходит ликвидация государственной монополии внешнеэкономической деятельности. Несмотря на необходимость и неизбежность разгосударствления собственности, определённая её часть останется в ведении государства.

С 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» (новая редакция с 1 января 2002 г.). Значение Закона определяется той ролью, которая отводится акционерным структурам в современной экономике. Форма акционерного общества является наиболее универсальной и широко применяемой в различных сферах. Выпуск и размещение акций, особенно открытых обществ, дают возможность привлечения в экономику капиталов большого числа лиц. Эти капиталы, будучи аккумулированными, создают реальную финансовую базу для развития крупного производства и иных видов предпринимательства. Акционеры, в свою очередь, приобретают возможность получать доходы на свой капитал. Универсальный характер акций, обладающих в большинстве случаев высокой ликвидностью, позволяет акционерам достаточно легко распоряжаться своими средствами путем продажи этих бумаг. Обращение акций в качестве ценных бумаг - естественный способ перемещения капиталов из одной отрасли в другую, что является характерным регулятором экономики в условиях рынка. Указанные обстоятельства, а также ряд других преимуществ акционерной формы предпринимательства диктуют необходимость её развития, а это требует совершенствования соответствующей правовой базы и надлежащего применения законодательства.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

увеличение объема продаж;

достижение более высоких темпов роста;

увеличение доли рынка;

увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

изменение структуры капитала.

В результате реорганизации машиностроительного завода выделяется одно производство (филиал) в самостоятельное предприятие - акционерное общество. В соответствии со специализацией производства и изучением рынка планируется организовать выпуск узлов, идущих на комплектации производственной и бытовой вычислительной техники, радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры, цифровых телефонных станций. В учебных целях товарный ассортимент создаваемого предприятия будет состоять из двух узлов. Планируемый годовой объём выпуска узлов на основе проведённых маркетинговых исследований головным заводом, полученных предварительных заказов и другой информации составит:

по узлу 1 7320 шт.

по узлу 2 8920 шт.

Укрупнённый технологический процесс и трудоёмкость изготовления узлов приведены в приложении 1.

Рекомендуемый коэффициент выборочности технического контроля качества узлов от 0,5 до 1,00 (коэффициент принят равным 1).

Затраты на материалы и комплектующие детали по узлам представлены в приложении 1.

Учитывая все достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий, для выделенного производства (филиала) была выбрана в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч.I) организационно-правовая форма - открытое акционерное общество (ОАО). Наименование данного общества - Открытое акционерное общество «Новый век» (ОАО «Новый век»).

Акционерным признаётся такое хозяйственное общество (объединение капиталов), уставной капитал которого разделён на определённое количество одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией, а его участники (владельцы акций - акционеры) не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Участники ОАО могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества.

Главная особенность ОАО состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путём открытой, свободной продажи своих акций. Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночной цене. ОАО представляет одну из наиболее распространённых и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса. Эта форма даёт реальную возможность приобщиться к собственности предприятия миллионам рядовых граждан.

В форме акционерного общества могут существовать крупные, средние и малые предприятия. Создание акционерного общества обычно предполагает привлечение значительного числа участников. Участник ОАО отвечает по его(общества) обязательствам, несёт возможные убытки, рискует в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего им пакета акций. В то же самое время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определённой доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.

При образовании акционерного общества учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Общество несёт ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Учредительным документом акционерного общества является его устав, утверждённый учредителями.

Устав должен содержать:

наименование юридического лица;

место его нахождения;

порядок управления деятельностью юридического лица;

предмет и цели деятельности;

условия о категориях выпускаемых обществом акций;

номинальную стоимость акций и их количество;

размер уставного капитала общества;

права акционеров;

состав и компетенции органов управления обществом;

порядок принятия решений

вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

другие сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

Уставный капитал акционерного общества представляет собой общую денежную оценку средств предприятия. Этот показатель свидетельствует об имидже фирмы, в некоторой степени о размахе предпринимательской деятельности. По решению общего собрания акционерное общество может принять решение об увеличении уставного капитала. Увеличить уставный капитал АО может двумя способами - посредствам увеличения номинала уже имеющихся акций и путём дополнительного выпуска акций.

Размер уставного капитала акционерного общества не должен быть менее суммы, равной 1000 кратному размеру минимальной месячной оплаты труда установленному законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации.

В данной курсовой работе уставный капитал принимается в размере 2.100.000 рублей.

Первоначальный уставный капитал формируется за счёт вкладов учредителей. Состав учредителей фирмы и их пай в её создании приведён в таблице 1.

Таблица 1 - Формирование уставного капитала

Учредители

Вид вклада

Сумма вклада, руб.

Петров П.П.

денежный

500.000

Иванов И.И.

имущественный

600.000

Банк «Империал»

денежный

1.000.000

Итого


2.100.000


К моменту регистрации предприятия не менее 50 % уставного капитала должно быть оплачено в виде перечисления на счёт в банке. Вторая часть уставного капитала оплачивается в течение первого года предпринимательской деятельности.

На величину уставного капитала выпускаются первоначальные простые акции и распределяются между учредителями пропорционально их индивидуальному вкладу, выраженному в денежной форме (согласно закону об акционерных обществах).

Будет выпущено 21.000 акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая на величину уставного капитала 2.100.000 рублей.

Распределение акций между учредителями приведено в таблице 2.

Таблица 2 - Доля акций учредителей

Учредители

Общая сумма индивидуального вклада, руб.

Стоимость акции, руб.

Число акций, шт.

Доля акций учредителя, %

Петров П.П. Иванов И.И. Банк «Империал»

500.000 600.000 1.000.000

100 100 100

5.000 6.000 10.000

21,81 28,57 47,62

Итого:

2.100.000


21.000

100


Помимо уставного капитала при создании предприятия определяется величина резервного капитала. Размер резервного капитала предусмотрен в Уставе предприятия в размере 15 % от величины уставного капитала, что составит 315.000 рублей. Резервный капитал будет создаваться в течение нескольких лет путём перечисления в него денежных средств от валовой прибыли (не более 5%).

Единовременные затраты при создании предприятия следующие:

. Подготовка учредительных документов, оплата консультаций специалистов по созданию фирмы.

МРОТ=1.700 руб.

. Сбор за государственную регистрацию предприятия .

МРОТ=1.000 руб. и госпошлина 2 руб.

. Прочие затраты, связанные с регистрацией предприятия: госпошлина, изготовление печатей и штампов и др.

МРОТ=600 руб.

. Закупка дополнительного оборудования, приборов, компьютеров, стендов.

.000 МРОТ=1.100.000 руб.

. Закупка дополнительного производственного и хозяйственного инвентаря.

1.000 МРОТ=100.000 руб.

. Закупка дополнительных транспортных средств.

.400 МРОТ=140.000 руб.

. Прочие производственные затраты (ремонт, перепланировка и др.)

220 МРОТ=22.000 руб.

Общая сумма единовременных затрат составит 1.365.302 руб.

Источниками финансирования капитальных затрат являются уставный капитал и долгосрочные кредиты банков.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организационная структура управления предприятием - это упорядоченная совокупность органов, управляющих его деятельностью и находящихся в определённой взаимосвязи и соподчинении. На неё существенное влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятия, его объём и номенклатура производства, применяемые технологические процессы и уровень их механизации, специализации и комбинирования и многие другие факторы.

Каждое из структурных подразделений управляемой системы (предприятие, цех, участок) представляет собой звено производства. Совокупность ряда звеньев, находящихся на определённом уровне промышленного производства, образует ступень производства.

В организационной структуре управления предприятием находит своё отражение минимально необходимое количество ступеней и звеньев управления, взаимосвязанных между собой. Правильно построенная структура является экономичной и создаёт предпосылки для оперативности управления, взаимосогласованной работы всех структурных подразделений предприятия.

На предприятиях организационная структура формируется исходя из состава, содержания и трудоёмкости выполнения общих и специальных функций управления.

Для управленческой деятельности на предприятиях создаётся аппарат управления, подразделяемый на линейный (директор, начальник цеха, мастер) и функциональный (все остальные работники аппарата). Совокупность линейных и функциональных служб (отделов, исполнителей и т.д.) предприятия и образуют структуру управления. Схема организационной структуры аппарата управления предприятием имеет пирамидальную форму - содержит несколько уровней управления в порядке подчинённости. Иерархическое строение характерно как для линейного управления (директор - начальник цеха - мастер), так и для функционального (например, по функциям управления конструкторской подготовкой производства на машиностроительном предприятии: главный инженер - главный конструктор - начальник отдела - руководитель группы, проекта).

Иерархическое построение аппарата управления предприятием в порядке подчинённости, как и его структурных подразделений, взаимосвязано с масштабами управления (подчинённости, полномочий), централизацией и децентрализацией соответствующих функций.

От объёмов полномочий зависит степень централизации и децентрализации управления. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий или их сравнительно малым объёмом. Децентрализация управления предприятием (фирмой, компанией) является главной целью делегирования полномочий. Её необходимость возникает, когда размеры управления слишком велики, и сам процесс включает в себя передачу определённых функций нижестоящим руководителям (главным, ответственным исполнителям). При этом передаваться могут лишь полномочия, а старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия своих подчинённых.

Выделяют следующие элементы организационной структуры управления: состав функций управления, численность работников по каждой из них, профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления и самостоятельных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними, централизация (децентрализация) управления, информационные взаимосвязи. Необходимо также отметить, что структура управления предприятием в зависимости от наличия ступеней управления подразделяется на бесцеховую, цеховую, корпусную и филиальную.

При дальнейшем совершенствовании организационной структуры аппарата управления предприятием необходимо обращать внимание на важность всемерного повышения эффективности работы управленческого персонала, более чёткого разграничения прав и обязанностей между его органами, на необходимость упразднения излишних звеньев, устранения дублирования и параллелизма в работе, улучшения организации и технической оснащённости управленческого труда. На каждом предприятии необходимо добиваться оптимального соотношения работников, занятых в производстве и управлении, существенно упрощать и удешевлять аппарат управления, снижать расходы, связанные с его содержанием.

Организационная структура ОАО «Новый век» приведена в приложении 2 (Схема - Организационная структура ОАО «Новый век»).

Общая структура предприятия - комплекс производственных подразделений предприятия. Она характеризуется их количеством, взаимосвязью, соотношением объема выполняемых работ ( оказываемых услуг) численностью занятых работников, стоимостью средств труда , территориальным размещением и другими параметрами.

Под производственной структурой предприятия понимается состав входящих в него цехов, служб и других подразделений, формы связи между ними. Она находится в постоянной зависимости:

от характера производственных процессов - чем они сложнее и разнообразнее, тем сложнее структура;

от форм организации производства - чем выше уровень специализации предприятия, тем проще при прочих равных условиях его структура, и чем выше уровень комбинирования, тем она сложнее (больше в ее составе разноименных производственных подразделений);

от объемов и технического уровня производства - чем выше объем выпуска продукции, тем больше цехов в его составе или крупнее их размеры, цехи более специализированы, структура предприятия совершеннее и проще при небольшой номенклатуре изготовляемой продукции и высоком техническом уровне производства ( высокой его автоматизации).

Основное производство - часть производственной деятельности предприятия, занимающуюся производством товарной продукции (изделий, товара, услуг для поставки, реализации). Оно включает переработку сырья и изготовление продукции, предназначенной для отгрузки потребителю и частично для нужд своего капитального строительства и ремонта, других целей. Его состав зависит от характера используемых сырьевых ресурсов , выполняемых работ и выпускаемой продукции, особенностей технологического процесса, степени специализации и концентрации производства, других факторов. К основному производству относятся прежде всего производства, цехи и производственные участки, предназначенные для выпуска, главным образом, той продукции, на изготовление которой специализировано предприятие.

Производство определённых средств, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для функционирования основного производства относят к вспомогательному. Это техническое обслуживание и текущий ремонт всей совокупности средств труда, необходимых для осуществления технологического процесса, производство и подача всех видов энергии, сжатого воздуха, снабжение цехов и рабочих мест сырьём, материалами и изделиями, изготовление режущего инструмента, приспособление, приём готовой продукции, её хранение, контроль качества и др. Оно предназначено для удовлетворения собственных нужд предприятия и оказывает существенное влияние на результаты его деятельности.

Основным структурным подразделением предприятия является цех - совокупность производственных участков. Как подразделение предприятия, обособленное в административном и производственно-техническом отношении, цех занимается изготовлением продукции, оказанием услуг, выполнением определённых стадий производственного процесса или конкретных работ, хозяйственных функций. Его обособленность заключается в том, что он имеет самостоятельное административно-хозяйственное руководство. Однако эта самостоятельность ограничена - цех не имеет права заключать договоры и выдавать обязательства другим предприятиям и организациям, не имеет расчётного счёта в банке, поскольку не является юридическим лицом.

По роли в производстве цехи и участки подразделяются на:

основные, занятые основным производством и, прежде всего, выпуском профилирующей продукции, то есть той, для которой и предназначено предприятие;

вспомогательные, выполняющие комплекс вспомогательных работ (ремонтные, инструментальные, энергетические, транспортные и др.);

побочные, осуществляющие в основном переработку отходов производства (цехи и участки утилизации и переработки отходов, др.);

подсобные, занятые, например, производством кирпича, сельскохозяйственной и другой продукции, изготовлением тары;

экспериментальные (опытные), в которых изготавливают опытные образцы, партии или серии продукции (изделий) для выполнения исследовательских работ или разработки конструкторской и технологической документации для текущего производства.

Кроме того, на каждом промышленном предприятии имеются цехи (участки, службы), обслуживающие непромышленные хозяйства (коммунальные, культурно-бытовые и др.), а также складское хозяйство, санитарно-технические устройства и коммуникации (электросети, газо- и воздухопроводы, отопление, вентиляция, дороги и т.п.). Особое место занимают конструкторские, технологические и научно-исследовательские подразделения. В них конструкции изделия доводятся до полного соответствия предъявляемым требованиям, выполняются экспериментальные и опытно-конструкторские (например, изготавливаются опытные экземпляры и партии) работы, заводские и производственные испытания.

К основным цеха и участкам (основному производству) на машиностроительных предприятиях относят заготовительные, где сырьё и материалы превращаются в необходимые заготовки, по формам и размерам приближающиеся к готовым изделиям (например, раскройные, литейные, кузнечные и др.), обрабатывающие (механические, термические и др.) и сборочные (где производятся узловая и общая сборки, окраска готовых изделий и другие работы). К вспомогательным цехам и участкам относят ремонтно-механические, электроремонтные, занятые текущим ремонтом и техническим обслуживанием соответствующего оборудования, инструментальный, энергетический (котельную, паросиловое и компрессорное хозяйство), транспортные, складские и другие подразделения. Организуются они по тем же признакам, что и цехи (участки) основного производства. Характерным для вспомогательных цехов и участков является наличие у них на входе внутренних и внешних связей, а на выходе только внутренних, поскольку их продукция, работы или услуги потребляются внутри предприятия.

Побочные, подсобные и экспериментальные цехи (участки) могут относиться как к основному производству, если их продукция (работы, услуги) предназначена для реализации (продажи), так и к вспомогательному, когда их деятельность направлена на обеспечение бесперебойного функционирования основного производства.

Производственная структура предприятия отражает характер разделения труда между элементами системы (цехами, участками, рабочими местами), определяет их взаимосвязь и формы кооперации. Чем сложнее выпускаемая продукция и технология её изготовления, тем разнообразнее внутрипроизводственные связи и сложнее производственная структура.

Таким образом, основу производственной структуры любого предприятия составляют состав, взаимное расположение и взаимосвязь отдельных материальных объектов (подсистем, элементов). Для каждого из них она должна быть простой, гибкой и экономичной, способствовать интенсификации производства, повышению производительности труда, эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, создавать необходимые условия для оперативного руководства производством и углубления коммерческого расчёта, успешного функционирования в условиях рыночных отношений.

Вместе с тем, для выполнения предприятием заданных функций необходимо не только наличие и расположение соответствующих средств производства, но и коллективов работников, а, следовательно, предприятие как система должна характеризоваться и социальной структурой, то есть совокупностью профессиональных работников, взаимодействующих в процессе достижения поставленной цели, с их социальными интересами, возникающими в процессе производственной деятельности. Поэтому, когда говорят о цехе, участке как о подразделениях предприятия, выполняющих определённые технологические и другие операции, одновременно имеют в виду и коллектив работников.

3 .ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ЕГО ТРУДА

Персонал фирмы - это совокупность физических лиц состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договорным наймом. В таких отношениях могут состоять не только наёмные работники, но и физические лица - собственники или совладельцы фирмы, если они помимо причитающейся им части доходов, принимают участие в деятельности фирмы своим личным трудом и получают за это соответствующую оплату.

В состав персонала фирмы входят основные и вспомогательные рабочие, специалисты, управленческий и обслуживающий персонал.

К основным относят рабочих непосредственно занятых изготовлением продукции, к вспомогательным - рабочих, которые обслуживают трудовые процессы, выполняемые основными рабочими.

Потребное количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах определяется по формуле:

     S ( ПТн · (Нвр / Кн ))= ------------------------ , (1)

               Fэф

где n - число наименований изделий, выпускаемых предприятием (товарный ассортимент);

ПТн - годовой объём выпуска i-го изделия, шт.

Нвр - норма времени (трудоёмкость) изготовления i-го изделия по определённому виду технологической операции (виду работ);

Кн - планируемый коэффициент выполнения норм рабочим i-ой профессии;

Fэф - эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час.

Он рассчитывается следующим образом:

эф = Fн · ( 1 - Кнев ), (2)

где Fн - годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего (берётся из производственного календаря);

Кнев - коэффициент, характеризующий величину невыходов на работу в соответствии с действующим законодательством.

эф = 2040 · ( 1 - 0,1 ) = 1836 (час)

Численность основных рабочих:

                                7320 · 1,4 + 8920 · 1,6

Р(станочников) = ----------------------------------- = 13 чел

                                    1876 · 1,04

                        7320 · 2,8 + 8920 · 2,8

Р(слесарей) = --------------------------------- = 24 чел.

                          1876 · 1,03

                            7320 · 4,9 + 8920 · 5,6

Р(сборщиков) = ------------------------------------ = 45 чел.

                             1876 · 1,01

                             7320 · 6,9 + 8920 · 9,8

Р(наладчиков) = ---------------------------------- = 74 чел.

                             1836 · 1,00

Численность контролёров, которые входят в состав основных рабочих определяется по формуле:

     S ( ПТн · tк · Kв )

Р = -----------------------, (3)

                  Fэф

где tk - трудоёмкость выполнения контрольных операций;

Кв - коэффициент выборочности контроля качества продукции.

Численность контролёров:

     7320 · 0,7 · 1 + 8920 · 0,8 · 1

Р = ---------------------------------------- = 7 чел.

                   1876

Потребное количество основных рабочих в целом составляет:

Росн = 13 + 24 + 45 + 74 + 7 = 163 чел.

Численность вспомогательных рабочих принимается в размере 30% от расчётной численности основных рабочих.

Рвс = (Росн · 30%)/100% = (163 · 30%)/100% = 49 чел.

Число специалистов принято равным 15% от численности основных и вспомогательных рабочих.

Рспец = (Росн + Рвс) · 15% / 100% = (163 + 49) · 0,15 = 32 чел.

Служащих принято в размере 5% от числа всех рабочих и специалистов:

Рслуж=(Росн + Рвс + Рспец) · 5% / 100% =(163 + 49 + 32)·0,05=12 чел.

Управленческий персонал следует принять в размере не более 7% от числа всех рабочих, служащих и специалистов. Принято 7%.

Рупр = (Росн + Рвс + Рспец + Рслуж ) · 0,05 =

= ( 163 + 49 + 32 + 12 ) · 0,05 = 13 чел.

Общее число работников = 269 чел.

После определения потребного количества работников фирмы составляем штатное расписание, представленное в таблице 4, используя перечень рекомендуемых должностей и профессий персонала в приложении 3.

Следует рассчитать структуру работающих и данные расчёта занести в таблицу 3.

Таблица 3 - Структура работающих предприятия.

Категории работающих

Количество

%

Управленческий персонал

13

4,83

Специалисты

32

11,90

Рабочие

212

78,81

 Служащие

12

4,46

 Всего

269

100


Таблица 4 - Штатное расписание ОАО

Наименование должности и профессии

 Кол-во штатных единиц

Тарифный разряд

Месячный оклад, руб.

Часовая тарифная ставка, руб.

1. Управленческий персонал.





1.1. Директор предприятия.

1

18

22.150


1.2. Зам. директора по маркетингу.

1

17

15.950


1.3. Зам. директора по производству  и техническим вопросам.

1

17

16.830


1.4. Зам. директора   по общехозяйственным вопросам.

1

16

16.390


1.5. Зам. директора по экономике   и финансам.

1

17

17.280


1.6. Производственный мастер.

3

11

11.070


1.7. Контрольные мастера.

2

11

9.970


1.8. Начальник участка.

3

16

13.950


2. Специалисты.





2.1. Главный бухгалтер.

1

15

5.070


2.2. Бухгалтер.

2

9

3.110


2.3. Финансист.

2

11

3.750


2.4. Экономист.

3

12

3.930


2.5. Механик.

3

11

3.750


2.6. Юрист.

2

13

4.370


2.7. Маркетолог.

3

12

3.930


2.8. Снабженец.

2

8

2.830


2.9. Финансовый менеджер.

2

7

2.580


2.10. Энергетик.

2

10

3.420


 2.11. Инспектор по кадрам и по охране труда.

1

8

2.830


2.12. Электронщик.

3

10

3.420


2.13. Товаровед.

2

9

3.110


2.14. Программист.

4

12

3.930


3. Рабочие.





3.1. Основные:





3.1.1. Станочник.

13

5


16,58

3.1.2. Слесарь.

24

4


12,89

3.1.3. Монтажник-сборщик.

45

3


11,45

3.1.4. Регулировщик- испытатель.

74

5


14,80





3.2.1. Водитель грузового   автомобиля.

3

4


11,21

3.2.2. Столяр.

6

4


11,21

3.2.3. Слесарь-ремонтник.

3

3


9.96

3.2.4. Наладчик оборудования.

4

5


12,87

 

3.2.5. Уборщик участка.

2

2


8,96

 

3.2.6. Дежурный электрик.

2

3


9,96

 

3.2.7. Комплектовщик.

4

4


11,21

 

3.2.8. Транспортный рабочий.

5

3


9,96

 

3.2.9. Кладовщик.

3

2


8,96

 

3.2.10. Сантехник.

3

3


9,96

 

3.2.11. Упаковщик.

4

2


8,96

 

3.2.12. Электросварщик.

4

4


11,21

 

3.2.13. Грузчик.

3

2


8,96

 

3.2.14. Дворник.

3

2


8,96

 

 3.2.15. Контролёр.

7

3


9,96

 

 4. Служащие.





 

4.1. Оператор компьютера.

3

6

2340


 

4.2. Охранник.

3

5

2110


 

4.3. Кассир.

2

4

1900


 

4.4. Секретарь.

2

5

2110


 

4.5. Уборщик офиса.

1

2

1550


 

4.6. Водитель легкового  автомобиля.

1

1

1400


 


Существует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Повременная форма оплата труда - это такая форма оплаты труда, при которой зарплата начисляется по установленной тарифной ставке или за фактически отработанное на производстве время. Повременная форма оплаты труда стимулирует повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда. Фактически отработанное время определяется на основании табеля рабочего времени. Эта форма оплаты труда будет относиться к вспомогательным рабочим.

При сдельной форме оплаты труда зарплата начисляется по заранее установленным расценкам, за каждую единицу выполненной работы и изготовленной продукции. Эта форма оплаты стимулирует улучшение объёмных, количественных показателей работы, поэтому она будет применяться на участках производства, т.е. к основным рабочим.

Оплата труда управленческого персонала, специалистов и служащих будет осуществляться в соответствии с установленным по штатному расписанию окладам и в соответствии с действием системы премирования. По-своему характеру она близка к повременно-премиальной системе оплаты труда, где

вместо тарифной ставки указывается месячный или годовой оклад.

В практике применяется две системы оплаты труда: тарифная и бестарифная.

На производственных фирмах чаще используется тарифная система оплаты труда, особенно для рабочих.

При этой системе для основных рабочих (кроме контролёров) применяется сдельно-премиальная форма оплаты труда. В этом случае фонд оплаты труда основных рабочих определяется по формуле:

ФОТос = ЗПос + ЗПд + Врк, (4)

где ЗПос - основная заработная плата производственных рабочих;

ЗПд - дополнительная заработная плата (оплата отпусков, доплата за сокращённый рабочий день подросткам, принимаем в размере 16% от ЗПос);

Врк - выплаты по районному коэффициенту (15% от (ЗПос + ЗПд)).

Основная зарплата определяется следующим образом:

ЗПос = ЗПт + П, (5)

где ЗПт - тарифная заработная плата;

П - сумма премии, начисляемая за выполнение установленных количественных и качественных показателей (принимаем в размере 30% от ЗПт).

Тарифная заработная плата рассчитывается по формуле:

ЗПт = S ПТн · Рс, (6)

где n - число видов технологических операций (видов работ);

ПТн - годовой объём выпуска узлов в натуральном выражении

Рс - сдельная расценка за изготовление единицы продукции

Сдельная расценка определяется по формуле:

Рс = Нвр · Тс, (7)

где Нвр - норма времени (трудоёмкость) на выполнение работ;

Тс - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ и условиям труда.

Её можно определить следующим образом:

= Тс1 · Кт, (8)

где Тс1 - часовая тарифная ставка, соответствующая первому разряду;

Кт - тарифный коэффициент, соответствующий разряду работ.

Значения тарифных коэффициентов ЕТС производственной сферы приведены в приложении 4.

Часовая ставка первого разряда повременщика (базовая) рассчитывается по формуле:

Тс1 = ЗПmin / (Др · ds), (9)

где ЗПmin - минимальная месячная зарплата, соответствующая оплате труда первого разряда, принятая на предприятии на плановый год;

Др - среднее число рабочих дней в месяце(21 день);- длительность смены (8 часов).

Минимальная месячная зарплата, установленную на предприятии на плановый год определяют следующим образом:

ЗПmin = МРОТ · Кп, (10)

где МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный по стране органами федеральной представительной власти;

Кп - поправочный коэффициент, размер которого зависит от финансовых возможностей предприятия (принимаем равным 3,5).

Часовые тарифные ставки по всем разрядам, действующие на предприятии, рассчитывают по формуле (9) и приведены в приложении 5.

При расчёте часовых тарифных ставок устанавливают надбавки:

сдельщикам - 15% от ставки повременщика;

станочникам - 12% от ставки сдельщика.

Пример расчёта тарифных ставок:

Повременщик:

ЗПmin = МРОТ · Кп = 400 · 3,5 = 1400 руб.

Тс1 = ЗПmin /(Др · ds) = 1400/(21 · 8) = 8,3 руб.

Тс2 = Тс1 · Кт = 8,3 · 1,08 = 8,96 руб.

Сдельщик:

Тс = Тс(повременщика) + Тс(повременщика) · 15% / 100%

Тс1 = 8,3 + 0,15 · 8,3 = 9,55 руб.

Тс2 = 1,15 · 8,96 = 10,3 руб.

Станочник:

Тс = Тс(сдельщика) + Тс(сдельщика) · 12% / 100%

Тс1 = 9,55 · 1,12 = 10,7 руб.

Расчёт сдельных расценок по операциям и по изделиям приведён

в таблице 5.

Таблица 5 - Сдельные расценки по видам работ и по изделиям

Наименование технологических операций

Тр

Тс

Узел - 1

Узел - 2




Нвр

Рс

Нвр

Рс

Станочные

5

16,58

1,4

23,21

1,6

26,53

Слесарные

4

12,89

2,8

36,09

2,8

36,09

Монтажно-сборочные

3

11,45

4,9

56,11

5,6

64,12

Регулировочные

5

14,80

6,9

102,12

9,8

145,04

Итого




217,53


271,78


Пример расчёта сдельных расценок:

Рс = Нвр · Тс

Рс(станочные узел 1) = 1,4 · 16,58 = 23,21 руб.

Рс(станочные узел 2) = 1,6 · 16,58 = 26,53 руб.

Расчёт тарифной зарплаты рабочих-сдельщиков приведён в таблице 6.

Таблица 6 - Тарифная зарплата основных рабочих

Наименование технологических операций

Узел - 1

Узел - 2

Общая ЗПт, руб


ПТн

Рс

ЗПт1

ПТн

Рс

ЗПт2


Станочные

7320

23,21

169.897

8920

26,53

236.648

406.545

Слесарные

7320

36,09

264.179

8920

36,09

321.923

586.102

Монтажно-сборочные

7320

56,11

410.725

8920

64,12

571.950

982.675

Регулировочные

7320

102,12

727.518

8920

145,04

1.293.757

2.041.275

Итого


217,53

1.592.319


271,78

2.424.278

4.016.597


Пример расчёта тарифной зарплаты основных рабочих:

ЗПт1 = ПТн1 · Рс1

ЗПт1(станочные) = 7320 · 23,21 = 169.897 руб.

ЗПт2 = ПТн2 · Рс2

ЗПт2(станочные) = 8920 · 26,53 = 236.648 руб.

Общая ЗПт = ЗПт1 + ЗПт2

Общая ЗПт = 169.897 + 236.648 = 406.545 руб.

Расчёт фонда оплаты труда основных рабочих, занятых на нормируемых работах, приведён в таблице 7.

Таблица 7 - Расчёт ФОТ основных рабочих

Наименование технологических операций

ЗПт

П

Зпос

ЗПд

Врк

ФОТ, руб

Станочные

406.545

121.964

528.509

84.561

91.961

705.031

Слесарные

586.102

175.831

761.933

121.909

132.576

1.016.418

Монтажно-сборочные

982.675

294.803

1.277.478

204.397

222.281

1.704.156

Регулировочные

2.041.275

612.383

2.653.658

424.585

461.737

3.539.980

Итого

4.016.597

1.204.981

5.221.578

835.452

908.555

6.965.585


Пример расчёта фонда оплаты труда основных рабочих:

П = ЗПт · 30% / 100%

П(станочные) = 406.545 · 0,3 = 121.964 руб.

ЗПос = ЗПт + П

ЗПос(станочные) = 406.545 + 121.964 = 528.509 руб.

ЗПд = 0,16 · ЗПос

ЗПд = 0,16 · 528.509 = 84.561 руб.

Врк = (ЗПос + ЗПд) · 0,15

Врк(станочные) = (528.509 + 84.561) · 0,15 = 91.961 руб.

ФОТ = ЗПос + ЗПд + Врк

ФОТ = 528.509 + 84.561 + 91.961 = 705.031 руб.

Труд контролёров и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной форме. При этой форме фонд оплаты труда за год рассчитывается следующим образом:

ФОТвс = Fэф · Тс · Рвс + П + ЗПд + Врк, (11)

где Тс - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего;

Рвс - число вспомогательных рабочих (контролёров) определённого разряда.

Расчёт фонда оплаты труда вспомогательных рабочих приведён в приложении 6. Пример расчёта фонда оплаты труда вспомогательных рабочих для водителя грузового автомобиля:

ЗПт = Тс · Рвс ·Fэф

ЗПт = 11,21 · 3 · 1876 = 63.090 руб.

П = 0,3 · ЗПт

П = 0,3 · 63.090 = 18.927 руб.

ЗПос = ЗПт + П

ЗПос = 63.090 + 18.927 = 82.017 руб.

ЗПд =0,16 · ЗПос

ЗПд = 0,16 · 82.017 = 13.123 руб.

Врк = 0,15 · (ЗПос + ЗПд)

Врк = 0,15 · (82.017 + 13.123) = 14.271 руб.

ФОТ = ЗПос + ЗПд + Врк

ФОТ = 82.017 + 13.123 + 14.271 = 109.411 руб.

Годовой фонд оплаты труда специалистов определяют по формуле:

ФОТсп = Ом · 12 · Рсп + П + Врк, (12)

где Ом - месячный оклад специалиста по определённой должности и разряду;

Рсп - число специалистов с соответствующим месячным окладом.

Месячный оклад специалиста определяют по условиям ЕТС бюджетной сферы по формуле:

Ом = ЗПmin · Кт, (13)

где Кт - тарифный коэффициент, соответствующий разряду специалиста по ЕТС бюджетной сферы.

Расчёт фонда оплаты труда специалистов приведен в таблице 8.

Таблица 8 - ФОТ специалистов

Наименование должности

ТР

Ом

Рсп

Число месяцев в году

Ог

П

Врк

ФОТ, руб

1.Гл. бухгалтер

15

5.070

1

12

60.840

18.252

11.864

90.956

2.Программист

12

3.930

4

12

188.640

56.592

36.785

282.017

11

3.750

3

12

135.000

40.500

26.325

201.825

4.Энергетик

10

3.420

2

12

82.080

24.624

16.006

122.710

5.Экономист

12

3.930

3

12

141.480

42.444

27.589

211.513

6.Финансист

11

3.750

2

12

90.000

27.000

17.550

134.550

7.Бухгалтер

9

3.110

2

12

74.640

22.392

14.555

111.587

8.Юрист

13

4.370

2

12

104.880

31.464

20.452

156.796

9.Маркетолог

12

3.930

3

12

141.480

42.444

27.589

211.513

10.Товаровед

9

3.110

2

12

74.640

22.392

14.555

111.587

11.Снабженец

8

2.830

2

12

67.920

20.376

13.244

101.540

12.Инспектор по кадрам и по охране труда

8

2.830

1

12

33.960

10.188

6.622

50.770

13.Финансовый менеджер

7

2.580

2

12

61.920

18.576

12.074

92.570

14.Электронщик

10

3.420

3

12

123.120

36.936

24.008

184.064

Итого


50.030

32


1.380.600

414.180

269.218

2.063.998


Пример расчёта фонда оплаты труда специалистов для главного бухгалтера:

Ом = ЗПmin · Кт

Ом = 1400 · 3,62 = 5.070 руб.

Ог = Ом · 12 · Рсп

Ог = 5070 · 12 · 1 = 60.840 руб.

П = 0,3 · Ог

П = 0,3 · 60.840 = 18.252 руб.

Врк = 0,15 · (Ог + П)

Врк = 0,15 · (60.840 + 18.252) = 11.864 руб.

ФОТ = Ог + П + Врк

ФОТ = 60.840 + 18.252 + 11.864 = 90.956 руб.

Аналогично рассчитывается фонд оплаты труда управленческого персонала и служащих. Расчёт фонда оплаты труда служащих приведён  в таблице 9.

Таблица 9 - ФОТ служащих

Наименование должности

Тр

Ом

Рсп

Число месяцев в году

Ог

П

Врк

ФОТ, руб

1.Оператор компьютера

6

2.340

3

12

84.240

25.272

16.427

125.939

2.Охранник

5

2.110

3

12

75.960

22.788

14.812

113.560

3.Кассир

4

1.900

2

12

45.600

13.680

8.892

68.172

4.Секретарь

5

2.110

2

12

50.640

15.192

9.875

75.707

5.Уборщик офиса

2

1.550

1

12

18.600

5.580

3.627

27.807

6.Водитель легкового автомобиля

1

1.400

1

12

16.800

5.040

3.276

25.116

Итого


11.410

12


291.840

87.552

56.909

436.301


Пример расчёта фонда оплаты труда для оператора компьютера:

Ом = ЗПmin · Кт

Ом = 1400 · 1,67 = 2.340 руб.

Ог = Ом · 12 · Рсп

Ог = 2.340 · 12 · 3 = 84.240 руб.

П = 0,3 · Ог

П = 0,3 · 84.240 = 23.272 руб.

Врк = 0,15 · (Ог + П)

Врк = 0,15 · (84.240 + 25.272) = 16.427 руб.

ФОТ = Ог + П + Врк

ФОТ = 84.240 + 25.272 + 16.427 = 125.939 руб.

Расчёт фонда оплаты труда управленческого персонала:

ФОТ(общий без управленцев) = ФОТ(осн) + ФОТ(всп) +

+ ФОТ(специалистов) + ФОТ(служ) = 6.965.585 + 1.872.804 + 2.063.998

+ 436.301 = 11.338.688 руб.

ЗПом(кроме управленцев) = ФОТ(общий без управленцев) / (12 ·

· число рабочих кроме управленцев) = 11.338.688 / (12 · (269-13))= 3.691 руб.

Ом(директора) = 3.691 · 6 = 22.150 руб.

Ог(директора) = 22.150 · 12 = 265.800 руб.

Ом(зам. директора по маркетингу) = 22.150 · 0,72 = 15.950 руб.

Ог(зам. директора по маркетингу) = 15.950 · 12 = 191.400 руб.

Ом(зам. директора по экономике и финансам) = 22.150 · 0,78 = 17.280 руб.

Ог(зам. директора по экономике и финансам) = 17.280 · 12 = 207.360 ркб.

Ом(зам. директора по производству и техническим вопросам) =

= 22.150 · 0,76 = 16.830 руб.

Ог(зам. директора по производству и техническим вопросам) =

= 16.830 · 12 = 201.960 руб.

Ом(зам. директора по общехозяйственным вопросам) = 22.150 ·

· 0,74 = 16.390 руб.

Ог(зам. директора по общехозяйственным вопросам) = 16.390 · 12 =

= 196.680 руб.

Ом(начальник участка) = 22.150 · 0,63 = 13.950 руб.

Ог(начальник участка) = 13.950 · 12 · 3 = 502.200 руб.

Ом(производственный мастер) = ЗПом(кроме управленцев) · 3 =

= 3.691 · 3 = 11.070 руб.

Ог(производственный мастер) = 11.070 · 12 · 3 = 398.520 руб.

Ом(контрольный мастер) = 3.691 · 2,7 = 9.970 руб.

Ог(контрольный мастер) = 9.970 · 12 · 2 = 239.280 руб.

ФОТ(управленцев) = 265.800 + 191.400 + 207.360 + 201.960 + 196.680 +

+ 502.200 + 398.520 + 239.280 = 2.203.200 руб.

После того, как были определены фонды оплаты труда по всем категориям персонала, необходимо рассчитать среднюю заработную плату персонала.

Средняя месячная зарплата одного работника предприятия определяется по формуле:

ЗПсм = ФОТоб / (12 · Роб), (14)

где ФОТоб - общий годовой фонд оплаты труда по предприятию (всего персонала);

Роб - общая численность персонала предприятия.

Расчёт общего фонда оплаты труда и средней месячной зарплаты приведён в таблице 10.

Таблица 10 - Средняя зарплата персонала

Категории персонала

ФОТ, руб.

Р, чел

Среднемесячная зарплата, руб.

Управленческий персонал

2.203.200

13

14.123

Специалисты

2.063.998

32

5.375

Рабочие

8.838.389

212

3.474

Служащие

436.301

12

3.030

Итого

13.541.888

269

4 .195


Пример расчёта средней зарплаты для управленческого персонала:

ЗПсм = ФОТ / (12 · Роб)

ЗПсм = 2.203.200 / (12 · 13) = 14.123 руб.

По данным этой таблицы видно, что среднемесячная зарплата управленческого персонала наиболее высокая, далее следует среднемесячная зарплата специалистов, за ней - рабочих, а самая низкая зарплата у служащих. Такое расположение (распределение) среднемесячной зарплаты традиционно для российских предприятий.

. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Себестоимость - это текущие затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

В зависимости от того, где возникают затраты в хозяйственной деятельности предприятия различают цеховую себестоимость, фабрично-заводскую и производственную себестоимость и полную себестоимость.

В зависимости от цели могут использоваться следующие разновидности себестоимости:

Плановая отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми;

Расчётная используется при технико-экономических расчётах по обоснованию проектов;

Отчётная определяет степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими;

Себестоимость продукции - это текущие затраты на производство всего объёма продукции и каждой ей единицы.

Все расходы группируются по статьям калькуляции при определении себестоимости отдельных видов работ, услуг, продукции.

Необходимо составить калькуляцию на выпуск каждого изделия. А для этого нужно произвести следующие расчёты.

Сначала производится расчёт основной заработной платы производственных рабочих на одно изделие. Расчёт представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Расчёт основной зарплаты производственных рабочих

Наименование укрупнённых операций

Узел - 1

Узел - 2


Рс

П

Зпос

Рс

П

Зпос

Станочные

23,21

6,96

30,17

26,53

7,96

34,49

Слесарные

36,09

10,83

46,92

36,09

10,83

46,92

Монтажно-сборочные

56,11

16,83

72,94

64,12

19,24

83,36

Регулировочные

102,12

30,64

132,76

145,04

43,51

188,55

Итого

217,53

65,26

282,79

271,78

81,54

353,32


Пример расчёта основной зарплаты производственных рабочих для станочных:

П(узел 1) = 0,3 · Рс = 23,21 · 0, 3 = 6,96 руб.

ЗПос(узел 1) = Рс + П = 21,21 + 6,96 = 30,17 руб.

П(узел 2) = 0,3 · Рс = 0,3 · 26,53 = 7,96 руб.

ЗПос(узел 2) = Рс + П = 26,53 · 7,96 = 34,49 руб.

Расчёт полной себестоимости одного изделия производится по формуле:

Сп = Спр + Кр, (15)

где Сп - производственная себестоимость;

Кр - коммерческие расходы (затраты на маркетинговые исследования, рекламу, тару и др., принята в размере 17% от Спр).

Производственная себестоимость определяется по формуле:

Спр = М + Зпос + ЗПд + Врк + Осн + Роп + Рох + Зпр, (16)

где М - затраты на основные материалы и комплектующие детали с учётом ТЗР;

ЗПос - основная зарплата производственных рабочих на одно изделие;

ЗПд - дополнительная зарплата производственных рабочих;

Осн - отчисления на социальные нужды (приняты 35,6% от (ЗПос +

+ Врк) (см. приложение 7));

Роп - общепроизводственные расходы (приняты 250% от ЗПос);

Рох - общехозяйственные расходы (приняты 350% от ЗПос);

Зпр - прочие производственные затраты (приняты 6% от ЗПос).

После расчётов всех статей затрат по обоим изделиям составлена калькуляцию изделий, представленная в таблице 12.

Таблица 12 - Калькуляция изделий

Наименование статей калькуляции

Сумма, руб.



Узел - 11

Узел - 12

Затраты на материалы и комплектующие с учётом ТЗР

М

47

70

Основная зарплата

ЗПос

182,79

353,32

Дополнительная зарплата

ЗПд

45,25

56,53

Выплаты по районному коэффициенту

Врк

49,21

61,48

Отчисления на социальные нужды

Осн

118,19

147,67

Общепроизводственные расходы

Роп

706,98

883,30

Общехозяйственные расходы

Рох

989,77

1236,62

Прочие производственные затраты

Зпр

16,97

21,20

Производственная себестоимость

Спр

2256,16

2830,12

Коммерческие расходы

Кр

383,55

481,12

Полная себестоимость

Сп

2639,71

3311,24


Пример расчёта калькуляции изделий для узла 1:

ЗПд = 0,16 · ЗПос

ЗПд = 0,16 · 282,79 = 45,25 руб.

Врк = 0,15 · (ЗПос + ЗПд)

Врк = 0,15 · (282,79 · 45,25) = 49,21 руб.

Осн = (ЗПос + Врк) · 0,356

Осн = 0,356 · (282,79 + 49,21) = 118,19 руб.

Роп = ЗПос · 2,5

Роп = 282,79 · 2,5 = 706,98 руб.

Рох = ЗПос · 3,5

Рох = 282,79 · 3,5 = 989,77 руб.

Зпр = 0,06 · ЗПос

Зпр = 0,06 · 282,79 = 16,97 руб.

Спр = М + Зпос + ЗПд + Врк + Осн + Роп + Рох + Зпр

Спр = 47 + 282,79 + 45,25 + 49,21 + 118,19 + 706,98 + 989,77 + 16,97 =

= 2256,16 руб.

Кр = 0,17 · Спр

Кр = 2256,16 · 0,17 = 383,55 руб.

Сп = Спр + Кр

Сп = 2256,16 + 383,55 = 2639,71 руб.

Определив полную себестоимость каждого изделия, необходимо спрогнозировать цены на них:

цену предприятия;

отпускную цену (реализации).

Цена предприятия на товар рассчитывается по формуле:

Цпр = Сп + Пр = Сп + Ур · Сп, (17)

где Пр - прибыль от реализации товара;

Ур - уровень рентабельности изделия (принят 0,3);

Отпускная цена товара за безналичный расчёт определяется по формуле:

Цот = Цпр + Ндс, (18)

где Ндс - налог на добавленную стоимость (20% от Цпр (см. приложение 7));

Все итоговые данные по определению себестоимости и цены на оба товара представлены в таблице 13.

Таблица 13 - Себестоимость и цена изделия

Наименование показателя

Обозначение

Узел УЗ-1

Узел УЗ-2

Полная себестоимость

Сп

2639,71

3311,24

Прибыль от реализации

Пр

791,91

993,37

Цена предприятия

Цпр

3431,62

4304,61

Налог на добавленную стоимость

Ндс

686,32

860,92

Отпускная цена  за безналичный расчёт

Цот

4117,94

5165,53


Пример расчёта себестоимости и цены изделия для узла 1:

Пр = Ур · Сп

Пр = 0,3 2639,71 = 791,91 руб.

Цпр = Сп + Пр

Цпр = 2639,71 + 791,91 = 3431,62 руб.

НДС = 0,2 · Цпр

НДС = 0,2 · 3431,62 = 686,32 руб.

Цот = Цпр + НДС

Цот = 3431,62 + 686,32 = 4117,94 руб.

После расчёта себестоимости и цен определяется предполагаемая сумма выручки и прибыль от продажи узлов и предпринимательской деятельности предприятия.

Величина выручки от реализации продукции по отпускной цене (валовая выручка) определяется по формуле:

ВРв = S Цот · PТн, (19)

где РТн - количество реализованного товара, в шт. (принято равным количеству выпущенных узлов).

Величина чистой выручки от продажи товаров по цене предприятия (выручка нетто) определяется по формуле:

ВРч = S Цпр · РТн (20)

Прибыль от продажи товаров рассчитывается по формуле:

Пр = S (Цпр - Сп) · РТн (21)

Прибыль до налогообложения, характеризующая итоги предпринимательской деятельности, определяется по формуле:

Пдон = Пр + Ппр + Vд - Vр - Нф, (22)

где Ппр - прибыль от прочей реализации (принята 15% от Пр);д - доходы от операционных и внереализационных операций (приняты 8%от Пр);р - расходы от операционных и внереализационных операций (приняты 2% от Пр);

Нф - сборы и налоги, относимые на финансовые результаты фирмы.

Величина налогов и сборов, относимых на финансовые результаты фирмы определяется по формуле:

Нф = Нпр + Смил · ФОТм, (23)

где Нпр - прочие налоги, относимых на финансовые результаты;

Смил - ставка сбора на содержание милиции и благоустройство территории(3% (см. приложение 7));

ФОТм - фонд оплаты труда персонала фирмы, рассчитанный по уровню МРОТ. Его определяют по формуле:

ФОТм = МРОТ · Роб · 12, (24)

где МРОТ - минимальная месячная зарплата по стране;

Роб - общее число работников предприятия.

Налог на прибыль определяется по формуле:

Нприб = Пдон · Снпр, (25)

где Пдон - налогооблагаемая база;

Снпр - ставка налога на прибыль (24% (см. приложение 7)).

Выплата экономических санкций, налагаемых на предприятие государственными структурами - Эс, принимается в размере 1% от Пдон. Оставшаяся прибыль после уплаты налога и других платежей называется чистой прибылью и определяется по формуле:

Пч = Пдон - Нпр - Эс (26)

Чистая прибыль расходуется предприятием по следующим направлениям:

Отчисления в резервный капитал (5%);

На создание, развитие фонда накопления (на техническое развитие);

На создание фонда потребления;

На выплату дивидендов (45%);

На благотворительные и экологические цели;

На прочие цели (50%).

Конкретное распределение прибыли определено на общем собрании акционеров.

Итоговый расчёт формирования и использования выручки и прибыли приведён в таблице 14.

Таблица 14 - Формирование и использование выручки и прибыли

Наименование показателя

Обозначение

Сумма, руб.

Валовая выручка от реализации товаров  по рыночной цене (без торговой наценки)

ВРв

76.219.848

Налог на добавленную стоимость

Ндс

12.703.269

Чистая выручка от продажи изделий  по цене предприятия (выручка - нетто)

ВРч

63.516.579

Полная себестоимость всего выпуска продукции

Сп

48.868.939

Прибыль от реализации всех товаров

Пр

14.657.642

Прибыль от прочей реализации

Ппр

2.198.646

Доходы от внереализационных операций

1.172.611

Расходы от внереализационных операций

293.153

Налоги и сборы, относимые на финансовые результаты

Нф

90.384

Прибыль до налогообложения

Пдон

17.645.362

Налог на прибыль

Нприб

4.234.887

Экономические санкции

Эс

176.454

Чистая прибыль - всего  в том числе направляется :

Пч

13.234.021

 - на образование резервного капитала


666.201

 - на выплату дивидендов


5.995.809

 - на другие цели


6.662.011


Расчёт выручки и прибыли, то есть таблицы 14:

ВРв = 4117,94 · 7320 + 5165,53 · 8920 = 76.219.848 руб.

НДС = 686,32 · 7320 + 860,92 · 8920 = 12.703.269 руб.

ВРч = 3431,62 · 7320 + 4304,61 · 8920 = 63.516.579 руб.

Сп = 2639,71 · 7320 + 3311,24 · 8920 = 48.868.939 руб.

Пр = (3431,62 - 2639,71) · 7320 + (4304,61 - 3311,24) · 8920 =

= 14.657.642 руб.

Ппр = 0,15 · 14.657.642 = 2.198.646 руб.д = 0,08 · 14.657.642 = 1.172.611 руб.р = 0,02 · 14.657.642 = 293.153 руб.

ФОТм = 100 · 269 · 12 = 322.800 руб.

Нпр = 0,25 · 322.800 = 80.700 руб.

Нф = 80.700 + 0,03 · 322.800 = 90.384 руб.

Пдон = 14.657.642 + 2.198.646 + 1.172.611 - 293.153 - 90.384 =

= 17.645.362 руб.

Нприб = 0,24 · 17.645.362 = 4.234.887 руб.

Эс = 0,01 · 17.645.362 = 176.454 руб.

Пч = 17.645.362 - 4.234.887 - 176.454 = 13.234.021 руб.

На образование резервного капитала = 0,05 · 13.234.021 = 666.201 руб.

На выплату дивидендов = 0,45 · 13.234.021 = 5.995.809 руб.

На другие цели = 0,5 · 13.234.021 = 6.662.011 руб.

Далее необходимо определить доходность одной акции в рублях и в процентах, а также распределить общую сумму дивидендов между учредителями АО.

Расчёт дивидендов:

Дивиденд на 1 акцию = Пч(на выплату дивидендов) / количество акций

= 5.995.809 / 21000 = 285,51 руб. = 285,51%

Дивиденды одного учредителя = Дивиденд на 1 акцию · количество акций одного учредителя

Дивиденд Петрова П.П. = 285,51 · 5000 = 1.427.550 руб.

Дивиденд Иванова И.И. = 285,51 · 6000 = 1.713.060 руб.

Дивиденд Банка «Империал» = 285,51 · 10000 = 2.855.100 руб.

Данное ОАО «Новый век» выплачивает высокие дивиденды, и учредители (акционеры) этого предприятия получают большие доходы от участия в нём.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для определения финансовых результатов деятельности предприятия необходимо рассчитать срок окупаемости капитальных затрат, который определяется по формуле:

Тр = КЗ / Пч, (27)

где Тр - расчётный срок окупаемости единовременных затрат;

КЗ - капитальные затраты на создание предприятия.

Тр = 1.365.302 / 13.234.021 = 0,1 года = 1,2 месяца.

Также необходимо рассчитать уровень рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия по формуле:

Урент = Пч / Сп (28)

Урент = 13.234.021 / 48.868.939 = 27,08%

Из приведённых выше расчётов основных показателей деятельности предприятия видно, что при данных условиях финансовое положение фирмы будет устойчиво, предприятие получает высокую прибыль и окупается очень быстро, а значит создание его целесообразно. Для дальнейшего процветания ОАО «Новый век» необходимо тщательное исследование рынка продукции, производимой предприятием, и его (рынка) изменяющихся условий, конкурентов и финансовых результатов их деятельности, а также нужно своевременно совершенствовать технологию выпускаемых товаров и давать соответствующую рекламу.

Библиографический список литературы

Гражданский Кодекс РФ.

Федеральный Закон «Об акционерных обществах».

Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2000.

Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. - М.: ФУАинформ, 2001.

Финансы предприятия. Под. ред. Н. В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М.: ПрофОбрИздат, 2002.

Экономика фирмы. Под. ред. Т. В. Муравьёвой. - М.: Мастерство, 2002.

Приложение 1

Таблицы для исходных данных

Таблица П1.1 - Укрупнённый технологический процесс изготовления изделий (вариант 4)

Наименование укрупнённых технологических операций изготовления узлов

Средний тарифный разряд выполнения работ по ЕТС производственной сферы

Трудоёмкость изготовления узлов, в час

Коэффициент выполнения норм времени



Узел - 1

Узел - 2


Станочные

5

1,4

1,6

1,04

Слесарные

4

2,8

2,8

1,03

Монтажно-сборочные

3

4,9

5,6

1,01

Регулировочные и испытательные

5

6,9

9,8

1,00

Технический контроль качества

3

0,7

0,8

1,00


Таблица П1.2 - Затраты на материалы (вариант 4)

Номер варианта

Затраты по узлам, руб.


Узел - 1

Узел - 2

4

47

70


Приложение 2

Организационная структура ОАО «Новый век»

Схема - Организационная структура предприятия


Приложение 3

Таблица рекомендуемых должностей и профессий

Таблица П3.1 - Рекомендуемый перечень должностей и профессий персонала предприятия

Наименование должности профессии

Рекомендуемый тарифный разряд

1.Управленческий персонал: Руководитель предприятия - директор  Заместитель директора: по маркетингу по экономике и финансам по производству и техническим вопросам по общехозяйственным вопросам Начальник участка Производственный мастер Контрольный мастер

разряды бюджетной сферы 17-18  16-17 16-17 16-17 16-17 14-16 10-12 11-12

2.Специалисты: Главный бухгалтер Программист, механик, энергетик, электронщик Экономист, финансист, бухгалтер Товаровед, снабженец Юрист, маркетолог Финансовый менеджер Инспектор по кадрам и по охране труда

разряды бюджетной сферы 13-16 10-12 8-12 7-11 9-13 6-12 7-9

3.Рабочие: Основные. Вспомогательные: водитель грузового автомобиля столяр слесарь-ремонтник наладчик оборудования уборщик участка дежурный электрик комплектовщик транспортный рабочий кладовщик сантехник упаковщик электросварщик грузчик дворник

 согласно техпроцесса разряды производственной сферы 3-4 3-4 3-4 4-5 2 2-3 3-4 3-4 2-3 2-3 2-3 3-4 2-3 2

Служащие: оператор компьютера охранник, кассир секретарь уборщик офиса водитель легкового автомобиля

разряды бюджетной сферы 5-6 4-5 3-5 2-3 1



Приложение 4

ЕТС производственной и бюджетной сферы

Таблица П4.1 - ЕТС производственной и бюджетной сферы

Тарифный разряд

Тарифный коэффициент


В производственной сфере для рабочих

В бюджетной сфере

1

1,00

1,00

2

1,08

1,11

3

1,20

1,23

4

1,35

1,36

5

1,55

1,51

6

1,80

1,67

7

1,89

1,84

8

2,02

2,02

9


2,22

10


2,44

11


2,68

12


2,81

13


3,12

14


3,36

15


3,62

16


3,9

17

18


4,5


Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2002 г. - 300 руб., а для расчёта налогов, сборов - 100 руб.

В производственной сфере размер тарифной ставки зависит от финансовых возможностей каждого предприятия (в курсовой работе можно принять месячную тарифную ставку 1-го разряда на уровне 3 - 4 МРОТ).

Если будет выбрана бестарифная система оплаты труда, то можно принять следующие размеры месячных окладов:

-директор предприятия в 6-10 раз выше средней месячной заработной платы всех рабочих;

-зам. директора - 70-80% от оклада директора;

начальники участков, отделов, главные специалисты 60 - 65% от

оклада директора;

специалисты - 40-50% от оклада директора;

обслуживающий персонал 4 - 7% от оклада директора;

мастер - в 2,5-3 раза выше средней месячной зарплаты всех рабочих.

Приложение 5

Часовые тарифные ставки

Таблица П5.1 - Часовые тарифные ставки, действующие на предприятии

Тр

Кт

Часовая тарифная ставка, руб.



Повременщика

Сдельщика

Станочника

1

1,00

8,30

9,55

10,7

2

1,08

8,96

10,31

11,54

3

1,20

9,96

11,45

12,82

4

1,35

11,21

12,89

14,43

5

1,55

12,87

14,79

16,58

6

1,80

14,94

17,18

19,24

7

1,89

15,69

18,04

20,20

8

2,02

16,77

19,29

21,59


Приложение 6

ФОТ вспомогательных рабочих и контролёров

Таблица П6.1 - ФОТ вспомогательных рабочих и контролёров

Наименова-ние профессии

Тр

Тс

Рвс

Fэф

ЗПт

ЗПос

ЗПд

Врк

ФОТ, руб

1.Водитель грузового автомобиля

4

11,21

3

1.876

63.090

82.017

13.123

14.271

109.411

2.Столяр

4

11,21

6

1.876

126.180

164.034

26.245

28.542

218.821

3.Слесарь- ремонтник

3

9,96

3

1.876

56.055

72.872

11.660

12.680

97.212

4.Наладчик оборудования

5

12,87

4

1.876

96.576

125.549

20.088

21.846

167.483

5.Уборщик участка

2

8,96

2

1.876

33.618

43.703

6.992

7.604

58.299

6.Дежурный электрик

3

9,96

2

1.876

37.370

48.581

7.773

8.453

64.807

7.Комплектов-щик

4

11,21

4

1.876

84.120

109.356

17.497

19.028

145.881

8.Транспорт-ный рабочий

3

9,96

5

1.876

93.425

121.453

19.432

21.133

162.018

9.Кладовщик

2

8,96

3

1.876

50.427

65.555

10.489

11.407

87.451

10.Сантехник

3

9,96

3

1.876

56.055

72.872

11.660

12.680

97.212

11.Упаковщик

2

8,96

4

1.876

67.236

87.407

13.985

15.209

116.601

12.Электро-сварщик

4

11,21

4

1.876

84.120

109.356

17.497

19.028

145.881

13.Грузчик

2

8,96

3

1.876

50.427

65.555

10.489

11.407

87.451

14.Дворник

2

8,96

3

1.876

50.427

65.555

10.489

11.407

87.451

15.Контролёр

3

9,96

7

1.876

130.795

170.034

27.205

29.586

226.825

Итого



49


1.079.921

1.403.899

224.624

244.281

1.872.804



Приложение 7

Тарифы, налоги и сборы, перечисляемые и уплачиваемые исследуемым предприятием (по состоянию на 1-е июля 2001 года)

Таблица П7.1 - Тарифы, налоги и сборы

Наименование отчислений и налога

Ставка в %

База расчёта

1.Единый социальный налог, включаемый в затраты предприятия (максимальная ставка): в пенсионный фонд в фонд социального страхования в фонд медицинского страхования

  28 4 3,6

  ФОТоб ФОТоб ФОТоб

2.Налоги и сборы, относимые  на финансовые результаты предприятия: на содержание милиции  и благоустройство территории

  3

  ФОТоб

3.Налоги, выплачиваемые из прибыли : налог на прибыль (в г. Кирове)

24

величина налогооблагаемой прибыли

4.Налоги, включаемые в цену реализации товара: на добавленную стоимость налог с продаж

 20 5

Цпр с оборота предприятия  за наличный расчёт


Похожие работы на - Финансовое положение ОАО 'Новый век'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!