Создание и подготовка кадрового потенциала.
К формам и способам регулирования относятся ставки налогов для субъекта Федерации, размеры тарифов, нормативы использования ресурсов, лицензирование, сертификация, аттестация, участие государства в органах управления субъектов промышленной деятельности, применение процедур банкротства.
Система правового обеспечения предполагает регулирование промышленной деятельности на основе Закона «О промышленной деятельности», а также разработку и принятие подзаконных актов.
Ресурсное обеспечение включает в себя финансовое, кадровое, материальное обеспечение промышленной деятельности с использованием инженерной инфраструктуры и поддержкой кооперационных и интеграционных связей промышленности.
Создание единого информационного пространства в промышленности, решение аналитических и прогнозных задач - это функции информационного обеспечения.
Организационное обеспечение отвечает за разработку и реализацию сбалансированной системы программ Основополагающее значение имеет программа социально-экономического развития региона В составе Комплексной программы промышленной деятельности разрабатываются и реализуются программы промышленной деятельности базовых отраслей и функциональные программы, направленные на реализацию приоритетов промышленной политики.
Кроме того, в рамках организационного обеспечения должно проводиться создание эффективной системы управления и инфраструктуры промышленности совершенствование организационной структуры органов исполнительной власти, совершенствование системы управления непосредственно субъектами промышленной деятельности, создание среднего (отраслевого) звена управления, создание институтов гражданского общества - некоммерческих организаций, объединенных профессиональными интересами участников.
Промышленная политика представляет неотъемлемую часть общей государственной экономической политики, воплощающей социально-экономическую стратегию на длительную перспективу.
В осязаемой перспективе цели промышленной политики России предопределены состоянием промышленности и экономики в целом, ресурсными возможностями, наличествующими факторами производства.
В свете этих объективных реалий цели российской промышленной политики рисуются следующим образом:
. Достижение в ближайшие годы ощутимого подъема промышленного производства со структурой выпуска промышленной продукции, соответствующей внутренним потребностям страны и устойчивому спросу на внешних рынках.
. Последовательное обновление технической базы производства с упором на использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий, позволяющих в то же время достичь показателей качества, обеспечивающих конкурентоспособность продукции и возможность импортозамещения по ключевым позициям.
. Достижение как можно более полного использования имеющегося ресурсного потенциала промышленного производства с учетом ограниченных возможностей полной замены парка оборудования.
. Сосредоточение доступных инвестиционных ресурсов на тех прорывных направлениях, видах отраслевых производств, где имеются предпосылки, и существует реальная возможность занять высшие мировые позиции (отдельные образцы вооружений, космической техники, энергоагрегаты, прогрессивные виды материалов, современные биотехнологии и др.).
В ближайшие годы промышленная политика России будет находиться под мощным прессингом финансовых, экологических, природно-ресурсных, социальных, военно-политических ограничений. Эти ограничения порождены как унаследованным от прошлых периодов состоянием промышленного потенциала, технологических укладов и укоренившихся форм и методов управления, так и внутренними и внешними факторами социальной природы, положением России в мировом экономическом сообществе.
Ограниченные инвестиционные возможности связаны с низким уровнем валового внутреннего продукта и напряженностью бюджета. В ближайшие годы инвестиционный фактор будет оказывать сильное влияние на промышленную политику ввиду отсутствия возможностей наращивания государственных капиталовложений в промышленность. Так как приток финансовых ресурсов в федеральный, региональный и местные бюджеты не может быть увеличен посредством ужесточения и без того тяжелого налогового бремени, в распоряжении Правительства остаются следующие возможности ослабления инвестиционных ограничений:
а) повышение уровня собираемости налогов при сохранении величины налоговых ставок за счет уменьшения уклонений от уплаты налогов;
б) реструктуризация внешнего долга, снижающая нагрузку на бюджет и освобождающая часть бюджетных средств для вложения в развитие производства;
в) активизация внебюджетных инвестиционных источников внутри страны за счет корпоративных структур и сбережений населения;
г) продажа неэффективно используемых имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности;
д) привлечение иностранных инвестиций.
Ограничения, обусловленные недозагрузкой производственных мощностей, возникли в связи с изменениями в структуре производства и преобразованиями форм и отношений собственности. Вместе с тем загрузить высвободившийся производственный аппарат очень трудно, так как это требует значительных вложений капитала на модернизацию производства. К тому же государство призвано заботиться прежде всего о недозагруженном оборудовании, находящемся в его собственности.
Неудовлетворительная возрастная структура и высокая степень физического и морального износа основных средств производства в российской промышленности требуют от государства участия в модернизации промышленно-производственного аппарата и стимулирования его обновления хозяйствующими субъектами.
Неудовлетворительная возрастная, воспроизводственная структура парка промышленного оборудования не может быть изменена радикальным образом не только в силу инвестиционных ограничений, но и в связи с явной недостаточностью проектно-конструкторских и технологических разработок и слабой машиностроительной базой.
В связи с этим решение проблемы обеспечения промышленности производственными мощностями видится посредством лучшего, более полного использования имеющегося оборудования, продолжения частичной закупки приборов и промышленного оборудования за рубежом (на что у многих крупных российских промышленных корпораций есть собственные средства), а также выборочного осуществления проектов производства прогрессивного оборудования на предприятиях машиностроительного, в том числе военно-промышленного комплекса с привлечением средств предприятий, отраслей, обладающих инвестиционными возможностями.
Природно-экологические ограничения связаны с истощением используемых в промышленности природных ресурсов и промышленным загрязнением окружающей среды. В отношении сырьевых ресурсов данное ограничение требует некоторой трансформации структуры промышленной добычи и использования минерально-сырьевых и топливных ресурсов с учетом их запасов и принятых Россией обязательств по внешним поставкам.
Сложнее обстоит дело с сельскохозяйственным сырьем, используемым в пищевой и легкой промышленности, где расшивка ограниченных возможностей зависит от проведения экономической политики в сельскохозяйственном производстве с целью ослабления импортной зависимости.
Неизбежным элементом промышленной политики должны стать ограничение наиболее вредных производств, очистка и утилизация отходов промышленного производства, использование малоотходных и безотходных технологий.
Недостаточность проведенных институциональных преобразований в промышленности. Необходимы продолжение преобразований форм и отношений собственности в промышленности, дальнейшее развитие организационно-правовых структур управления промышленным производством, совершенствование финансово-кредитной и налоговой систем, увязка промышленной и внешнеэкономической, экспортно-импортной политики, использование программно-целевого управления.
С одной стороны, государственная промышленная политика России призвана держать в поле своего влияния и действия экспортно-способные отрасли топливно-сырьевого сектора экономики, такие как нефтегазовая, лесозаготовительная и лесоперерабатываемая, металлургическая, золото и алмазодобывающая промышленность.
С другой стороны, нельзя упускать из поля государственного зрения отрасли, имеющие решающее значение для обеспечения военной и экономической безопасности, включая оборонную промышленность, атомную энергетику, железнодорожный и другие виды магистрального транспорта, средства информационных коммуникаций, медицинское оборудование.
Значительную роль в государственной промышленной политике России играет дальнейшее создание крупных промышленных корпоративных структур в виде холдингов, транснациональных корпораций, базирующихся на принципах вертикальной производственно-технологической и горизонтальной конгломератной интеграции.
В ряду институциональных преобразований неизбежна трансформация государственных унитарных промышленных предприятий, которые в своем большинстве не обеспечивают ни бюджетную эффективность в виде доходов, поступающих в государственный бюджет, ни собственную экономическую эффективность.
Для решения задачи подъема промышленного производства целесообразно использовать инструменты программно-целевого управления. Достичь быстрых результатов в области подъема промышленности реально посредством осуществления ограниченного круга приоритетных программ развития производства тех видов пользующейся спросом на внутренних и внешних рынках конкурентоспособной продукции, для которых существует ресурсная база и нужна ограниченная государственная финансовая поддержка.
Осуществление приоритетных программ развития производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции благодаря наличию разветвленных связей таких программ с предприятиями промышленности и других отраслей хозяйства способно возбудить цепную реакцию роста производства в масштабах всей промышленности.
Кроме того, программы развития производства важных видов промышленной продукции способствуют технико-технологическому процессу в соседних зонах, подотраслях промышленности, тянут за собой производство высокоэффективного оборудования.
В осуществлении таких программ заинтересованы производители программной продукции, в связи, с чем они способны стать инвесторами программ.
Возникновение значительного количества низкодоходных и убыточных промышленных предприятий в процессе проведения экономических реформ служит одним из главных тормозов на пути подъема промышленного производства. Курс на банкротство таких предприятий в большинстве случаев неприемлем как в силу социальных факторов, так и вследствие экономической нецелесообразности.
Большинство российских малорентабельных промышленных предприятий способны встать на ноги при осуществлении комплекса доступных мер по реструктуризации, для чего, прежде всего, необходимы воля руководителей, желание коллективов и квалифицированный менеджмент, а также придание реструктуризации предприятий статуса направления государственной экономической политики.
Реструктуризация промышленных предприятий предусматривает изменение структуры их активов, видов выпускаемой продукции, снижение издержек производства и обращения, проведение технологических преобразований, трансформацию системы управления предприятием. Характерно, что реструктуризация при условии ее последовательного осуществления на основе заранее выработанной программы оказывается одинаково полезной для предприятий разных форм собственности и организационно-правовых форм. Опыт реструктуризации свидетельствует, что в течение от одного-двух до нескольких лет уровень рентабельности удается поднять практически с нуля до 20 - 30% и надежно войти в зону безубыточности.
Естественно, что программы реструктуризации способны реализовать далеко не все предприятия, и часть из них не может избежать банкротства. Поэтому целесообразно централизованным образом, с участием федеральных органов и администрации регионов - субъектов Федерации на основе анализа отфильтровать по крайней мере крупные предприятия, которым следует рекомендовать проведение реструктуризации, и поддержать ее проведение.
Однако, для эффективного регулирования промышленности, особенно в крупных странах, как Российская Федерация, крайне важно учитывать территориальный фактор. Так как на территории различных субъектов государства преобладают и развиваются различные виды промышленности, а соответственно специфику региональной промышленности должно регламентироваться региональной промышленной политикой.
Цели промышленной политики (фиксируются либо в региональном законе либо в других нормативно-правовых актах).
.обеспечение занятости и роста благосостояния населения, пополнение бюджетов всех уровней и развитие социальной сферы,
2.содействие удовлетворению потребностей населения и обеспечение региона высококачественной продукцией,
.развитие научно-технического и промышленного потенциала региона.
.оптимизация структуры промышленности региона стимулирование производства конкурентоспособной продукции внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологии.
Принципы промышленной политики:
1.создание условии для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциала региона.
2.равенство прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности.
.расширение налогооблагаемой базы и базы получения доходов от использования региональной собственности.
.государственное регулирование цен на продукцию предприятии монополистов.
.конкурсная основа предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности за счет ресурсов региональных бюджетов.
.сочетание общегосударственных региональных и местных интересов и интересов предприятии регионов.
.целевой характер мер государственной поддержки в зависимости от значимости субъектов промышленной деятельности,
.приоритетное развитие наукоемких и ресурсосберегающих производств.
.ресурсное обеспечение промышленного производства за счет средств бюджета в зависимости от бюджетной эффективности и социальной значимости (бюджетная эффективность - дополнительные поступления в бюджет),
10.содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с другими регионами и странами.
Субъекты промышленной политики:
-Законодательные органы власти:
·принятие законов о разработка концепций, промышленной разработка и реализация политике, программ;
·утверждение концепций и программ;
·утверждение средств регионального бюджета на поддержку промышленных предприятий;
·контроль эффективности мер государственной поддержки и целевого использования бюджетных средств.
-Органы исполнительной власти:
·разработка концепций, разработка аи реализация программ;
·разработка проектов законов;
·осуществление мер государственной поддержки промышленности;
·размещение заказа;
·представление информации по реализации программ законодательного органа.
-Уполномоченный орган администрации
-Представители субъектов промышленной деятельности, субъектов инфраструктуры, научной организации
-Органы местного самоуправления:
·участие в разработке концепций, разработке и реализации программ;
·право законодательной инициативы в области промышленной политики;
·получение информации о ходе разработки и реализации программ.
Промышленная политика определяет:
1.приоритетные направления промышленной деятельности в регионе.
2.приоритетные виды продукции,
.объекты государственного регулирования.
.способы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.
.источники финансирования.
Промышленная политика разрабатывается на среднесрочный и долгосрочный периоды в соответствии с показателями комплексных программ социально-экономического развития региона.
Формы реализации промышленной политики:
1.принятие правовых актов региона в целях регулирования и поддержки промышленности,
.разработка, реализация и контроль за исполнением программ промышленной деятельности.
.заключение региональной администрацией межгосударственных и межрегиональных соглашений.
.управление долями города (пакетами акций) в имуществе субъектов промышленной деятельности, принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства.
Для обеспечения практической реализации положений промышленной политики в регионах утверждается на определенный период комплексная программа промышленной деятельности.
В ней определены источники финансирования программ и мероприятий, входящих в ее состав, формы предоставления финансовой помощи участникам программы в рамках бюджетных ассигнований по статье «Проведение мероприятий по поддержке промышленности».
Основными задачами комплексной программы могут выступать следующие:
.Создание условий для ускорения восстановления производства на наиболее перспективных промышленных предприятиях региона и дальнейшего их развития;
2.Проведение структурной и институциональной перестройки промышленного комплекса;
.Повышение эффективности работы предприятий промышленности на основе технического и технологического перевооружения производства, реструктуризации активов и имущественно-земельного комплекса, стабилизации финансово-экономического состояния;
.Повышение инвестиционной привлекательности региона, создание механизма гарантий для инвесторов, снижение риска по инвестиционным проектам предприятий региона;
.Совершенствование механизма управления финансовыми потоками, в том числе связанными с бюджетом, с целью направления большего объема средств в инвестиционную сферу деятельности.
.Формирование устойчивых рынков сбыта для предприятий региона;
.Снижение уровня скрытой и явной безработицы в регионе и повышение доходов, а на этой основе и налоговых доходов бюджета;
.Повышение эффективности системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, создание корпоративных структур, интегрирующих предприятия промышленности с кредитно-финансовыми, страховыми и другими институциональными структурами и т.д.
В области поддержки предприятий промышленности большое значение имеет также совершенствование механизмов адресной финансовой поддержки организаций промышленности, включая предоставление льгот и преференций (налоговые льготы, специальный налоговый режим, льготные ставки арендной платы, льготные тарифы на энергоресурсы).
Например, в Москве действует «Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве» на 2010 - 2012 годы. «Комплексная Программа» представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам, и исполнителям мероприятий, проектов и программ, направленных на решение приоритетных проблем города: экономических (обеспечение продовольственной независимости, повышение доли продукции московских товаропроизводителей в обеспечении горзаказа, повышение степени участия промышленности в формировании городской казны), социальных (обеспечение занятости населения, подготовка профессиональных кадров промышленности, улучшение условий труда, обеспечение роста заработной платы работников промышленности), экологических, повышение эффективности использования стратегических ресурсов города. [28]
1.3 Проблемы и пути развития промышленного потенциала в российской федерации
Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед экономикой России, является восстановление реального сектора промышленности. Без активной его поддержки невозможно будет осуществить развитие производства в стране, а, следовательно, добиться существенного улучшения материальных основ жизни большинства населения.
Стержнем развития российской экономики должны стать инвестиции и инновации. В процессе развития российской промышленности, прежде всего, следует основываться на достижениях НТП и развертывании инновационной политики, которая является средством повышения конкурентоспособности промышленности на внутреннем и международном рынках. [29]
Практически единственным высокотехнологичным сектором отечественной экономики сегодня является военно-промышленный комплекс (ВПК). Его представляют более пятисот предприятий и организаций, занятых проектированием и производством авиационной, ракетно-космической и электронной техники, судостроения, средств связи и вооружений, радиолокационной техники, боеприпасов и спецхимии, а также гражданской продукции. Продукция оборонной промышленности характеризуется многопрофильностью и наукоемкостью, уникальностью научно-производственной и испытательной базы, сложнейшей многоуровневой кооперацией специализированных производств. По уровню интеллектуалоемкости ВПК опережает другие сектора российской экономики.
Военно-промышленный комплекс (ВПК) России - это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины ОПК «оборонно-промышленный комплекс», «военная промышленность» и «оборонная промышленность».
В состав ВПК входят:
-научно-исследовательские организации (их задача - теоретические разработки);
-конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;
-испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, «доводка» опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
-производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.
Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.
Таким образом, ВПК концентрирует производство более сложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий ВПК.
Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его уровень. ВПК сосредотачивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч - в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый житель России. [31] Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере «оборонки» господствовало убеждение, что самое главное - произвести как можно больше продукции.
Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты.
ВПК состоит из нескольких основных отраслей:
1.Производство ядерного оружия;
2.Авиационная промышленность;
.Ракетно-космическая промышленность;
.Производство стрелкового оружия;
.Производство артиллерийских систем;
.Военное судостроение;
.Бронетанковая промышленность.
Современное состояние ОПК (оборонно-промышленный комплекс) нашей страны требует безотлагательных и хорошо взвешенных мер по реформированию стратегически важной для безопасности государства сферы.
В последние десятилетия в промышленно-развитых странах экономический рост достигается за счет интенсификации инновационной деятельности. По оценкам экономистов, Майкл Интриллигейтор (США), Жак Сапир (Франция), Гжегож Колодко (Польша) использование научно-технических достижений на 60-90% определяет возможности экономического роста развитых стран на современном этапе.[35] Мировая практика показывает, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективным механизмом реализации инновационного процесса является коммерциализация резервов научных исследований и разработок.
Экономия на НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах) привела еще к большему усилению технологического отставания российской промышленности. Экономико-статистический анализ однозначно установил, что между ускорением экономического роста и увеличением ресурсов, направляемых на развитие НИОКР, существует прямая причинная связь, которая выражается в соответствующем возрастании ВВП цифры, факты - для презентации при улучшении качественных характеристик, проявляющихся для усвоения технических и управленческих нововведений.
Любые экономические преобразования, не обеспечивающие инновации, носят тупиковый, кризисогенный характер, а технический тупик ничем не лучше социально-экономического тупика.
Инновационная деятельность - это деятельность, заключающаяся в выполнении работ и (или) оказании услуг, направленных на:
1.создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
2.создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
.применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
.инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
.инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;
.инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.
.политика Российской Федерации в области развития инновационной системы - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках
Промышленные инновации - это какие-либо нововведения в промышленном производстве, средство повышения эффективности производства и конкурентоспособности обеспечения занятости, а, следовательно, политической стабильности, совершенствования промышленной структуры.
Ситуация в ВПК проявляется в обвальном падении объемов производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня производства, нарушений сложившейся системы кооперационных связей, уменьшении мобилизационных возможностей. Часть этих трудностей - результат ошибок экономической политики. «Таким образом, главные причины трудностей в оборонной промышленности России заключаются в несовершенстве управления, недостатках собственных средств на проведение НИОКР, непродуманной конверсией» по словам Майкла Интриллигейтора.
Основным источником финансирования инновационной деятельности для большинства предприятий остается собственное финансирование.
За последние годы снизилось участие кредитного сектора в финансировании инновационных проектов, не изменилась и составляла в течении 2004 года 2% доля государственного участия в финансировании инноваций [36].
В нынешнее время: наряду с другими инновационными проектами меньше средств получит центр «Сколково»: за два года его финансирование сократится почти на 4 млрд. рублей. Кроме того, с 2013 года прекратятся взносы в уставный капитал «Роснано»; вчетверо снижается поддержка Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Наибольшие сложности в осуществлении инновационной деятельности связаны с недостатком собственных средств, все более распространенным становится негативное влияние «высокого уровня налогообложения», несовершенство законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, отсутствие исследовательской базы на производстве.
Парадокс российской действительности в том, что даже реально имеющиеся в стране накопления не получают практического применения. Капиталы можно мобилизовать только при условии, если будут предложены адекватные стимулы и гарантии.
Государство, слишком быстро, покинув сферу непосредственно экономической деятельности, лишило себя ресурсов для капиталовложений, необходимых для трансформации экономики и ввергло себя в постоянный бюджетный кризис.
Мощным источником финансирования отечественной промышленности должны стать пенсионные и инвестиционные фонды, а также страховые компании, если государство создаст благоприятный инвестиционный климат и введет налоговые льготы для инвесторов.
В мировой практике предельно-критическим показателем технической оснащенности армии считается наличие 60% новейших образцов оружия и боевой техники, а при показателе ниже начинается техническая деградация, что и происходило в последнее десятилетие с нашей армией. В западных армиях доля современных вооружений составляет около 70-80%. Россия утратила свое технологическое лидерство, испытывая трудности в поддержании созданного научно-технического потенциала. Можно вполне определенно констатировать, что разработка и внедрение новых технологических решений в России пока еще не является источником экономического роста и повышения конкурентоспособности.
Недостаток Российской инновационной политики - отсутствие финансирования инновационной деятельности. Отечественная промышленность утратила способность развивать многие современные технологии и производства. В целом по уровню развития высоких технологий страна «откатилась» на 10-15 лет назад, а ее доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции ничтожна, мала и не превышает в настоящее время 0,3 % (США - 36%, Япония - 30%). [37]
На фоне деградации технологической структуры производства резко сократился объем научных исследований и разработок. Страна тратит сегодня на НИОКР в 5 раз меньше, чем Германия, и в 25 раз меньше, чем США.[37] Постоянное недофинансирование науки превратило ее в затратную сферу, что исключает возможность использовать науку в качестве главного фактора экономического роста.
Разрушение национального научно-технического потенциала России создает реальную стратегическую угрозу постепенной утраты основных структур научно-технического и производственного потенциала, угрозу национальной безопасности.
Структурные сдвиги в сторону приоритетного развития наукоемких отраслей промышленности требуют изменения экономического курса российского государства в направлении формирования экономики инновационного типа.
По некоторым оценкам, до 2010 года число макротехнологий, например, в области ядерно-реакторных технологий, могло бы составить 6-77. Речь может также идти об авиации, космосе, судостроении, спецметаллургии и т.д. [36]
Макротехнология - это совокупность всех технологических процессов проекта по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами и характеристиками, включая НИОКР, подготовку производства, производство, сбыт и сервисную поддержку.)
Доведение этих макротехнологий до конкурентоспособного уровня позволит поднять долю России на рынках наукоемкой продукции с 0,3-0,5% до 8-12%.
Переход к экономике инновационного типа - это принципиально новый курс развития для России, поэтому задачей промышленно-инновационной политики является формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие в треугольнике «наука-бизнес-государство», интегрирующем научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений.[30]
Другая важная проблема - инвестиционное обеспечение инновационных проектов. Этот процесс должен регулироваться государством за счет создания эффективных стимулов привлечения частного капитала к участию в разработке и создании новых технологий и наукоемкой продукции. По оценкам экспертов для модернизации российской промышленности в ближайшие 5 лет требуется 100-200 млрд. долл. [38]
Принципиальным вопросом является развитие венчурного финансирования. Данная форма инвестиций основывается на финансировании наукоемких высокотехнологичных разработок и их внедрении в производство посредством прямых вложений в уставный капитал.
«В России действует всего около 30 фондов, осуществляющих венчурное финансирование. Капитал этих фондов преимущественно иностранный. Однако по экспертным оценкам, объем венчурных инвестиций в высокотехнологический сектор российской экономики составлял не более 5 % от общего объема прямых инвестиций» по словам Кудрина.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
.1 Характеристика промышленного потенциала Тюменской области
Тюменская область (без автономных округов) относится к числу развитых в экономическом отношении регионов России. Имеет выгодное географическое положение, является связующим звеном между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом. [33]
Экономика региона является многоотраслевой и достаточно гармоничной - обладает большим промышленным потенциалом и природными ресурсами.
В структуре валового регионального продукта основными отраслями являются: промышленность, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство, деятельность по реализации товаров и услуг. На экономическое развитие региона большое влияние оказывает близость к нефтегазовым территориям Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. На Север области поставляются оборудование и другие технические средства для нефтяной и газовой отраслей, строительные материалы, продукты питания и иные потребительские товары. [33]
Ключевую роль в экономике области играет промышленный комплекс. В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в общем объеме отгруженной продукции составляет 84,3%, организаций производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 8,4%, добычи полезных ископаемых − 7,3%.
Нефтедобыча - сравнительно новая отрасль в структуре промышленности региона.
Компания «ТНК-ВР» осуществляет инфраструктурное обустройство территории и освоение месторождений Уватской группы.
В обрабатывающих производствах наиболее значительный удельный вес приходится на производство нефтепродуктов, машиностроение и металлообработку, а также производство пищевых продуктов и строительных материалов.
В последние годы получила развитие нефтепереработка. Большие перспективы связаны с предприятием ЗАО «Антипинский НПЗ».
В мае 2010 года здесь введена в эксплуатацию вторая технологическая очередь, увеличившая мощности предприятия по первичной переработке нефти в 5 раз до уровня 4 млн. тонн в год. Большое значение для экономики области и страны имеет деятельность Тобольского нефтехимического комбината - ООО «Тобольск-Нефтехим» - самогокрупного в стране по объемам первичной переработки легкого углеводородного сырья. Предприятие производит компоненты для изготовления синтетических каучуков (бутадиен, изобутилен), высокооктановую добавку к моторным топливам - метилтретбутиловый эфир, углеводородные сжиженные газы.
На Тобольской промышленной площадке продолжается реализация проекта строительства установок производства пропилена дегидрированием пропана и производства полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. По масштабам и объемам инвестиций этот проект один из крупнейших в нефтехимии России за последние 20 лет.
Предприятия машиностроения ориентированы в основном на производство широкой номенклатуры продукции для топливно-энергетического комплекса, строительства и транспорта, выполнение заказов со стороны организаций северных округов Тюменской области. В машиностроительном комплексе среди массовых видов продукции выделяются выпуск аккумуляторов, медицинского оборудования и инструментов, помещений контейнерного типа, различных видов оборудования для нефтегазовой промышленности.
Пищевая промышленность региона представлена сложным многопрофильным комплексом предприятий, занимающихся производством мясомолочных продуктов, хлеба, кондитерских изделий, муки, крупы, алкогольных и безалкогольных напитков, рыбной продукции. Производством продовольственных товаров занимаются более 600 организаций и цехов.
Определяющий вклад в развитие пищевой промышленности вносят предприятия мясомолочного комплекса, на долю которых приходится две трети объема продукции. [33]
Предприятиями стройиндустрии выпускается широкая номенклатура железобетонных изделий, стеновых материалов, теплоизоляционных материалов (керамзит, изделия из стекловолокна и т. п.).
Имеются современные линии по производству брусчатки, бордюрного камня и других материалов для благоустройства.
В последние годы были созданы новые производства, а на целом ряде предприятий проведена модернизация, установлены новые современные технологические линии, расширен ассортимент выпускаемой продукции. Благодаря этому в области имеются возможности для значительного увеличения объемов производства строительных материалов.
Хорошо развито в регионе мебельное производство - действует значительное число предприятий, выпускающих широкий ассортимент продукции. [33]
Базу электроэнергетики юга области составляют три тепловые электроцентрали: Тюменские ТЭЦ-1,ТЭЦ-2 и Тобольская ТЭЦ, входящие в состав ОАО «Фортум». Суммарная установленная мощность станций составляет 1679 МВт электрической и 5474 Гкал/час тепловой энергии. Данные мощности позволяют полностью обеспечить существующие нагрузки потребителей региона. Ведется строительство ряда новых электрогенерирующих мощностей с использованием технологии парогазового цикла в Тюмени и Тобольске. [33]
По объему произведенной промышленной продукции Тюменская область занимает 1 место среди регионов Уральского федерального округа и в целом по России. Главные промышленные центры сосредоточены в городах: Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске, Нефтеюганске, Когалыме, Ишиме.
На начало 2002 года в отрасли действовало 4 тыс. организаций, со среднесписочной численностью 365 тыс. человек.
Объем промышленного производства за январь-сентябрь 2002 года составил 476 млрд. рублей, в расчете на душу населения - 147 тыс. рублей. Вклад тюменских производителей в общий объем выпуска страны за 9 месяцев т.г. составил 9,6%.
Основа экономики региона - нефтегазодобывающий комплекс, на долю которого в январе-сентябре 2002г. приходилось 80% объема промышленного производства области. Значительная часть нефти, газового конденсата и газа страны добывается в области. За 9 месяцев т.г. добыто 187,4 млн. тонн нефти и газового конденсата, 393 млрд. м3- газа естественного. Наращивается добыча нефти на юге области, за январь-сентябрь 2002 года ее объем составил 608 тыс. тонн нефти, что на 25% выше уровня предыдущего года.
Развита нефтеперерабатывающая промышленность, обеспечивающая легким углеводородным сырьем нефтехимический комплекс страны.
В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, пластических масс, полиэтиленовых труб, полимерной пленки. В области производится около трети объемов сжиженного бытового газа страны. На севере развивается комплекс по выпуску моторного топлива, эксплуатируются мини-заводы по выработке моторного масла для местного рынка.
Пользуется спросом продукция машиностроительных заводов: нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки, бетоносмесители, аккумуляторы и средства автоматики, медицинское оборудование и запасные части к нему, медицинские иглы и шприцы однократного применения.
В промышленности строительных материалов осуществляется выпуск сборных железобетонных конструкций и изделий, деталей для крупнопанельного домостроения, кирпича, стеновых блоков, экологически чистых изоляционных материалов, керамической черепицы и облицовочных плиток.
Важную роль в развитии области играет лесная и деревообрабатывающая отрасль. Изготавливается широкий ассортимент мебели, древесностружечных плит, фанеры клеёной, деревянных домов, теплоизоляционных, отделочных и других материалов и изделий из древесины. За 9 месяцев т.г. производство деловой древесины составило 1606 тыс. пл. м3, пиломатериалов - 509 тыс. м3, вывозка древесины - 1905 тыс. пл. м3.
Социально-ориентированные отрасли представлены легкой и пищевой промышленностью. Осуществляется выпуск шерстяных тканей, пряжи, изделий из меха, рыболовных сетей, кожаной и валяной обуви, швейных изделий. Организациями пищевой промышленности производится широкий ассортимент мясных, рыбных и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, консерви-рованной и другой продукции.
Основой экономики города является нефтегазовая промышленность. В городе расположены штаб-квартиры или представительства следующих добывающих и транспортных предприятий нефтегазовой отрасли «Запсибгазпром» (концерн Газпром); «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (концерн ЛУКойл); ОАО «Тюменнефтегаз» (бизнес-единица «Тюмень»); ООО «Тюменниигипрогаз», филиал ОАО «ТНК-BP Менеджмент» - «ТНК-BP Сибирь» (концерн ТНК-BP). Действует Антипинский нефтеперерабатывающий завод.
В области нефтесервиса и машиностроения действуют Тюменский завод металлоконструкций, завод блочно-комплектных устройств, Сибнефтемаш, ГМС Нефтемаш , Сибкомплектмонтажналадка (Группа ГМС), Тюменский судостроительный завод; Сибкомплектмонтаж, опытный завод «Электрон», Тюменский аккумуляторный завод, Тюменские авиадвигатели, Тюменский машиностроительный завод, завод «Нефтепроммаш».
Действуют две теплоэнергоцентрали : Тюменские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В сферу электроэнергетики представляют Тюменские распределительные сети ОАО «Тюменьэнерго». В городе расположен филиал ОАО «ТЭСС» - ТЭСС-Тюмень.
Действуют предприятия деревообработки (ОАО «Заречье», ДОК «Красный Октябрь», Тюменский Фанерный Завод, ООО «Шаттдекор»), промышленной химии (Тюменский завод пластмасс), лёгкой и пищевой промышленности (Боровская птицефабрика, Тюменский бройлер (группа «Продо»), Тюменский ликёро-водочный завод, Тюменский завод «Очаково», Тюменская овчинно-меховая фабрика, медицинского оборудования (Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов (компания «Фармстандарт»)).
В Тюмени зарегистрирована лизинговая компания: ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания».
В области промышленного строительства действуют предприятия: ТФ «Мостоотряд-36» ОАО «Мостострой-11».
Также в Тюменской области успешно развиваются различные инвестиционные проекты, получившие государственную и региональную поддержку в различных формах, в том числе и проекты по совершенствованию промышленного комплекса региона.
2.2 Система управления промышленным потенциалом в Тюменской области
Как объект управления промышленность представляет собой довольно сложную систему, объединяющую различные подотрасли. Соответственно этому строится система управления промышленностью через отраслевые (министерства, агентства) и межотраслевые (государственные комитеты, комиссии) федеральные органы исполнительной власти, а также органы управления промышленностью субъектов Федерации и местного самоуправления.
Отраслевая организация промышленности предопределяет сложную структуру органов государственного и управления в этой сфере, их разнообразные полномочия.
В системе государственного регулирования промышленности наиболее крупными и значимыми являются:
1.Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
2.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (росстандарт);
.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор);
.Государственная корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ»;
.Федеральное космическое агентство (РОСКОСМОС).
Наиболее значительны и показательны функции и полномочия государственной политики в области промышленного производства осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
1.функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;
2.функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;
.функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
.функции федерального органа по техническому регулированию.
Минпромторг РФ является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Минпромторг России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия министерства в сфере государственного управления промышленностью осуществляются на основе сочетания различных методов регламентации, не всегда совместимых с императивными методами, присущими управленческому воздействию. Среди функций особое значение имеют функции целевого программирования. Министерство разрабатывает и реализует федеральные целевые и межгосударственные программы. Важнейшая особенность таких программ заключается в адресной государственной поддержке предприятий и учреждений, принимающих непосредственное участие в их реализации.
В ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Росстандарт (раньше Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
Росстандарт оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений (до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выполняет функции государственного метрологического контроля и надзора, в том числе и за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Объем полномочий Агентства определен Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Коллегиальным совещательным органом является Коллегия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии <#"justify">·уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);
·уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
·органом государственного горного надзора;
·органом федерального государственного энергетического надзора;
·органом федерального государственного строительного надзора;
·регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) в 2004-2008 годах являлся федеральным органом исполнительной власти России, осуществлявшим функции по управлению атомной отраслью промышленности России.
Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» 3 главных задачи:
-обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса;
-наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель: 25-30 % к 2030 году) при повышении уровня безопасности работы отрасли;
-расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название - Госкорпорация «Росатом») управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс.
Госкорпорация «Росатом» сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, и выполнение функций, возложенных на нее государством - обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерную и радиационную безопасность, а также развитие прикладной и фундаментальной науки.
Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.
Федеральное космическое агентство (Роскосмос), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 26 июня 2004 г. №314, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме «Байконур».
Роскосмос самостоятельно:
-осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
-организует использование (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы, системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с Министерством обороны РФ - космической техники двойного назначения;
-организует и координирует работы по коммерческим проектам и содействует их осуществлению;
-организует и обеспечивает совместно с Министерством обороны РФ запуски космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и управление ими в полете.
Все эти органы исполнительной власти РФ осуществляют свою деятельность непосредственно по всей территории Российской Федерации и через свои территориальные органы.
В структуре исполнительной власти Тюменской области можно выделить следующие подразделения, которые, так или иначе, касаются промышленности в регионе:
1.Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области;
2.Департамент недропользования и экологии Тюменской области;
.Департамент лесного комплекса Тюменской области;
.Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
.Комитет по инновациям Тюменской области;
.Управления Минпромторга России по Уральскому району;
.Северо-уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ и другие.
Губернатор Тюменской области Якушев Владимир Владимирович возглавляет Правительство области, определяет основные направления деятельности Правительства области и организует его работу.
Заруба Олег Викторович, заместитель Губернатора Тюменской области реализует государственную политику в сфере:
·разработки стратегии развития области;
·рационального размещения производительных сил и трудовых ресурсов;
Координирует вопросы:
·разработки и реализации программ социально-экономического развития Тюменской области, областных целевых и региональных программ
·размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в части деятельности исполнительного органа государственной власти Тюменской области, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков;
Мазур Владимир Владимирович, заместитель Губернатора Тюменской области.
Реализует государственную политику в сфере:
·развития промышленности;
·экологии, недропользования;
·лесных отношений;
·организации и осуществления охраны и воспроизводства объектов животного мира;
Непосредственно координирует и контролирует деятельность:
·департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
·департамента лесного комплекса Тюменской области;
·департамента недропользования и экологии Тюменской области;
·