Государственная экспертиза: сущность, виды, функции, социальное значение

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная экспертиза: сущность, виды, функции, социальное значение

Национальный открытый институт России г. Санкт - Петербург

Кафедра теории и практики государственного и муниципального управления



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности

Государственное и муниципальное управление

Государственная экспертиза: сущность, виды, функции, социальное значение







Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Организационно-правовые основы государственной экспертизы в РФ

1.1 Понятие государственной экспертизы

1.2 Типология и принципы государственной экспертизы

1.3 Законодательство РФ о государственной экспертизе, её обязательные объекты

Глава 2. Проблемы государственной экспертизы в строительстве

2.1 Специфика государственной экспертизы в строительстве

2.2 Этапы проведения государственной экспертизы

2.3 Заключение государственной экспертизы, повторная экспертиза.

Глава 3. Государственная экспертиза нового строительства административного здания, генеральный проектировщик ОАО «Головной проектный научно-исследовательский институт-5»

3.1 Экспертиза проектной документации

3.2 Проблемы авторского технического и надзора

3.3 Ввод здания в эксплуатацию

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Государственная экспертиза является важным и действенным методом государственного управления и контроля.

Под экспертизой понимается анализ, исследование, оценка, результатом которых является заключение, отвечающее требованиям утвержденных стандартов, норм и правил и отвечающих интересам общества и государства.

Главная цель, достижению которой способствует экспертиза, - снижение вероятности принятия неоптимальных управленческих решений.

К сожалению, научно разработанный терминологический словарь в области экспертной деятельности отсутствует, неопределенность в терминологии во многих случаях порождает проблемы толкования. Экспертная деятельность смешивается с другими видами деятельности и выполняемыми функциями. В нашем представлении экспертиза - это вид профессиональной деятельности, связанный с исследованием какого-либо объекта (проблемы) с целью повышения обоснованности принимаемых решений в условиях частичной неопределенности, противоречий или конфликта с представлением мотивированного заключения. Следует подчеркнуть функциональную принадлежность экспертизы к процессу принятия управленческих решений. Роль исследовательской компоненты в экспертизе подчеркивает целесообразность тесного взаимодействия органов экспертизы с отечественной наукой. Научность экспертных методов, поисковый характер экспертизы играют важную роль в системе научного обеспечения принятия решений.

Применительно к экспертизе мы имеем дело с эвристическими методами анализа, которые представляют собой особую группу приемов сбора и обработки информации, опирающуюся на профессиональные суждения экспертов. Выводы анализа, полученного на основе эвристических методов, имеют логическое обоснование и могут иметь форму прямой оценки (например, качественно, некачественно); определения предположений (например, выбор наиболее удачных решений посредством ранжирования, балльных оценок и т.д.); отбора конкретных мероприятий для конкретной проработки. К эвристическим методам относят методы аналогий, сравнений, опроса, «мозговой атаки», деловых игр и др. Сущность экспертизы раскрывается через гносеологическую (познавательную), аксиологическую (оценочную), прогностическую, диагностическую и контрольную функции.

Государственная экспертиза проводится в сфере, которая признается значимой с точки зрения государственных и общественных интересов и поэтому требует особых охранительных гарантий, обеспечиваемых государством. Особенно необходимо участие экспертов при выработке приоритетов социально-экономического, научно-технического и технологического развития, распределении средств налогоплательщиков на программы и проекты целенаправленной научно-исследовательской и инновационно-технологической деятельности в разных сферах экономики и жизнедеятельности общества. Как показала практика последних лет, активно создаваемые в органах власти экспертные советы позволяют с успехом привлекать (практически на общественных началах) к всестороннему рассмотрению проблемных вопросов научную и управленческую элиту страны и специалистов с большим практическим опытом. Это позволяет сэкономить значительные бюджетные средства и устраняет имеющиеся разногласия по тем или иным вопросам.

Общественную значимость экспертной деятельности, которая во многих случаях осуществляется с участием государственных служащих, похоже, сегодня практически никто не оспаривает. Важно развивать соответствующее научно-методическое, информационное, а также кадровое обеспечение, от которых зависит эффективная организация работ.

Государственная экспертиза - законодательно установленная деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы.

В настоящее время формируется многоуровневая система экспертной службы: экспертные советы создаются и работают в отдельных государственных учреждениях, в районных органах управления и информационных центрах. Экспертная деятельность рассматривается и как важная составляющая профессиональной деятельности: экспертные функции вводятся в должностные обязанности целого ряда специалистов. Разрабатываются и реализуются учебные программы профессиональной подготовки экспертов.

Целью работы является изучение теоретических и методических основ формирования организации государственной экспертизы строительства, а также мер ее совершенствования на современном этапе отечественной экономики.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

1.теоретическое обобщение и уточнение содержания, места и роли экспертной деятельности в современных условиях хозяйствования;

.выявление проблем организации экспертной деятельности в условиях перехода на инновационный путь развития отечественной экономики;

.характеристика этапов проведения государственной экспертизы;

.анализ экспертизы проектно документации;

.рассмотрение роли авторского и технического надзора в строительстве.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, отражающих процесс формирования и совершенствования организации управления для обеспечения государственной экспертизы.

Объект исследования - проведение государственной экспертизы проектной документации нового строительства административного здания (генеральный проектировщик ОАО «ГПНИИ - 5»).

Степень разработанности проблемы позволяет утверждать о малоисследованности данной темы, так как за последние годы не было защищено ни одной диссертации и не опубликовано ни одной монографии, посвящённой собственно государственной экспертизе в строительстве.

Методологической и информационной основой исследования являются: современная теория экспертной деятельности, работы отечественных и зарубежных авторов в сфере экспертной деятельности, законодательные и нормативные акты, регламентирующие организацию экспертной деятельности в РФ и СНГ.

В процессе исследования использованы методы анализа, сравнительный метод, структурно-функциональный анализ, общенаучные методы, репрезентативное анкетирование.

Теоретической основой работы являются отдельные публикации таких авторов, как: Барышников А.Ф., Беляев М.К., Богданов П.Е., Ковальский М.И., Максимчук И.В., Костюченко С.О., Худякова А.С., Кудашев В.А. Мехнецова Е.И. Мильнер Б.З., Софриков А.В.

Элементы научной новизны состоит в анализе деятельности «Головной проектный научно-исследовательский институт-5» на основании экспертизы проектной документации по одному из объектов, проектируемых данной организацией.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования управления государственной экспертизой в г. Санкт-Петербурге.

Структура и объем работы Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы определены понятие государственной экспертизы, типология и принципы государственной экспертизы, дан анализ законодательства РФ о государственной экспертизе.

Во второй главе проведен анализ проблем государственной экспертизы в строительстве, а также определена специфика государственной экспертизы в строительстве, этапы проведения государственной экспертизы, вводятся понятия о заключении государственной экспертизы и повторной экспертиза.

Третья глава - практическая, на примере государственной экспертизы нового строительства административного здания (рассмотрены: экспертиза проектной документации, проблемы авторского технического и надзора, ввод здания в эксплуатацию).

В заключении сформулированы основные выводы и результаты дипломной работы.

 

Глава 1. Организационно-правовые основы государственной экспертизы в РФ

 

1.1 Понятие государственной экспертизы


Экспертная деятельность относится к научно-исследовательской деятельности. Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения, относятся к результатам научно-исследовательской деятельности.

Понятие «эксперт» пересекается с практическим решением насущных задач. Словарь иностранных слов определяет эксперта как «сведущее лицо, приглашаемое в спорных ситуациях или трудных случаях для экспертизы». Юридический энциклопедический словарь, отражая специфику правовой области, предлагает следующее толкование термина «эксперт»: «лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иным государственным (например, арбитраж) и общественным (например, третейский суд) органами дел для проведения экспертизы».

Экспертная оценка - мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, бальной и парной оценок.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод «Дельфи» О.Хелмера) применяется для принятия важных экспертных заключений. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласованности ранжирования используют коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена либо коэффициент конкордации.

Экспертная система - система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизмов вывода, позволяющая на основании правил и представляемых пользователем фактов распознать ситуация, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия. Знания экспертов являются источником формирования баз данных.

Экспертное заключение - документ, результат экспертной оценки.

Экспертный метод - комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Этапы экспертной оценки - взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап - важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения.

Ситуация экспертизы - ситуация, когда субъект привлекается к диагностике (например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.) обязательным (принудительным) образом по административному запросу воспринимает ее как экзамен.

Статус эксперта - совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта.

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами экспертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

·        Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.

·        Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.

·        Установление сроков проведения экспертизы.

·        Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.

Возможно и другое представление о последовательности этапов экспертизы. В связи с оформлением нового опыта в ходе экспертизы выделяются и развернуто осуществляются следующие этапы:

.        Фиксация сведений о новом опыте;

.        Его феноменально-концептуальная реконструкция;

.        Построение исходной абстракции как средства экспертизы;

.        Конкретизация абстракции как средства экспертизы;

.        Конкретизация абстракции с последующим контрольным сопоставлением концептуальной реконструкции с феноменально-процессуальной.

Традиционная схема экспертной деятельности состоит из следующих этапов:

Рис.1. Этапы экспертной деятельности.

Известно, что в каждой конкретной сфере деятельности экспертиза имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако представляется возможным выделение ряда общих признаков, объединяющих разнообразные специальные виды экспертизы и позволяющих рассматривать ее как достаточно самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Первый такой признак связан с характером инициирования. Потребность в проведении экспертизы возникает в реальной профессиональной деятельности при решении задач, требующих специальных (экспертных) знаний. Инициирование экспертизы осуществляется заказчиком, имеющим общей целью использование экспертного знания для решения определенных экспертных задач.

Рис.2. Взаимоотношения различных составляющих экспертной деятельности

Как видно из рис.2. экспертная деятельность может осуществляться при наличии трех основных составляющих:

·        объекта экспертизы;

·        заказчика экспертизы;

·        эксперта.

В качестве объекта экспертизы выступает реально выполняемая профессиональная деятельность, в ходе которой возникают затруднения, проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение эксперта как носителя специального знания.

Вторая особенность любой экспертизы заключается в требованиях к уровню специальной подготовленности эксперта. Общепризнанно, что статус эксперта предполагает высокий уровень профессионализма. Высокий профессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения.

И третья принципиальная особенность экспертизы связана с характером использования экспертного заключения. Несмотря на всю значимость и авторитетность такого заключения, оно имеет сугубо рекомендательных характер может быть принято полностью, частично или отвергнуто инстанцией, принимающей решение. Обусловлено это рядом обстоятельств:

Экспертное исследование зачастую имеет локальную, узкоспециальную направленность.

При принятии управленческого решения анализируются и обобщаются не только результаты экспертных исследований, но и весь комплекс условий реализации данной профессиональной деятельности.

Государственная экспертиза представляет собой разновидность экспертной деятельности, где в качестве экспертов выступают представители государственных органов, а сам процесс экспертизы в соответствии с нормативно-правовыми актами носит обязательный характер.

 

1.2 Типология и принципы государственной экспертизы


Одно из основных требований для признания результатов экспертизы - это научная обоснованность используемого инструментария и признание его таковым ведущими специалистами в конкретном виде экспертной деятельности, а также обществом и государством. То есть, используемый понятийный аппарат, методы, правила и процедуры проведения экспертиз в конкретной области должны позволять достигать при их использовании различными субъектами экспертной деятельности повторяемости результата экспертного исследования в похожих условиях (следовательно, появляются возможности проверки). Кроме того, они должны признаваться обществом и государством.

Государственная экспертиза проводится на основе принципов:

·        обязательность проведения государственной экспертизы по предметам, установленным законами и иными нормативными актами;

·        компетентность и объективность экспертных организаций и экспертов;

·        независимость экспертных организаций и экспертов по осуществлению своих полномочий и невмешательство в их деятельность лиц, представляющих интересы заказчика государственной экспертизы;

·        соблюдение законности при экспертных процедурах;

·        полнота экспертного исследования, соответствующего современному мировому уровню научного, технического и технологического знания с учетом норм и правил технической, экологической и экономической безопасности, международных стандартов;

·        недопустимость преследования экспертов в связи с экспертной деятельностью.

Для анализа правовых вопросов процедуры государственной экспертизы и проверки законности проектных решений полезно участие квалифицированных юристов. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе.

Перечень объектов государственной экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность. Экспертизе подлежит документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом. Экспертизе подвергается ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.

Классификация экспертиз - это деление экспертиз в зависимости от научных и практических целей по:

·        отраслям знания или научному определению трёх её существенных признаков - предмета, объекта, методики (классы, роды, виды и подвиды);

·        содержанию используемых при их производстве знаний - однородные и комплексные;

·        числу лиц, которым поручено производство экспертизы - единоличные и коллективные (комиссионные и комплексные);

·        объёму исследования - основные и дополнительные;

·        последовательности исследования - первичные и повторные;

·        количеству объектов экспертизы - малообъектные и многообъектные;

·        месту проведения (экспертизы, проводящиеся в государственных и негосударственных экспертных учреждениях);

·        по решаемым задачам (идентификационные, диагностические, смешанные).

В настоящее время проведение экспертиз и необходимость экспертной деятельности практически не вызывает возражений. Общепризнанно, что одна из важнейших функций науки это экспертная функция. Экспертизы проводятся в различных сферах человеческой деятельности при решении достаточно широкого круга задач.

1.3 Законодательство РФ о государственной экспертизе, её обязательные объекты

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время нет единого понятия «экспертной деятельности».

Международным нормативно-правовым актом в области регулирования экспертной деятельности является Модельный закон СНГ «О научной и научно-технической экспертизе» (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-17 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). Модельный закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением научной и научно-технической экспертизы, устанавливает общественно значимые объекты, подлежащие обязательной научной и научно-технической экспертизе, определяет основные права и обязанности заказчиков и исполнителей научной и научно-технической экспертизы. Закон служит целям:

·        обеспечения методологического единства правовых, научных и научно-технических требований к организации проведения научной и научно-технической экспертизы общественно значимых решений, способствующих социально-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному развитию государств-участников Содружества Независимых Государств;

·        обеспечения научной и научно-технической обоснованности общественно значимых решений, принимаемых государственными органами, общественными организациями и хозяйствующими субъектами, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;

·        обеспечения национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением научных и научно-исследовательских работ и использованием научных и научно-технических результатов в практической и хозяйственной деятельности;

·        обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-технической деятельности и авторских прав, связанных с гражданским оборотом результатов научно-технической деятельности.

На сегодняшний день экспертная деятельность в Российской Федерации регулируется законами: “Об экологической экспертизе”, “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, “Об оценочной деятельности”, “О защите прав потребителей”, “О сертификации продукции и услуг” и так далее.

Но они не решают самой проблемы, потому что охватывают лишь узкие сферы экспертной деятельности. При этом много вопросов остается неурегулированными. Например, кто имеет право заниматься экспертизой;

каким требованиям субъекты экспертизы должны отвечать; как должна быть организована подготовка специалистов-экспертов; как обеспечивать признаваемость результатов экспертизы в России и за рубежом, и так далее.

Возможны три формы существования экспертизы:

·        государственная - та, что проводится принадлежащими государству органами инспекции и сертификации;

·        общественная - исполняющая функции защиты прав потребителя и представляющая собой экспертизу, назначенную общественными организациями;

·        независимая - проводимая независимыми профессиональными экспертными компаниями. Независимая экспертиза не связана административно и финансово ни с властными структурами, ни с производителями или продавцами товаров, ни с надзорными органами, ни с кем, кто мог бы оказать влияние на ее деятельность в силу заинтересованности в результатах. Экспертные организации должны иметь в составе уставной деятельности никакой иной, кроме как проведение экспертных и сертификационных работ.

Создание разветвлённой сети независимых экспертных организаций позволит не только значительно снизить риск ошибок, но и максимально избежать возможных обвинений в предвзятости принимаемых решений и коррупции.

Распределение полномочий между государственными и негосударственными экспертными организациями - это проблема, требующая разрешения. В настоящее время наметилась тенденция к созданию в каждом федеральном ведомстве своих специализированных экспертных служб. При этом каждое из ведомств отказывается признавать результаты экспертиз, сделанных вне стен своего ведомства. Это приводит к тому, что сегодня главным экспертом в той или иной сфере деятельности становится любой чиновник.

Различие между государственными и независимыми экспертами лежит в субъекте экспертизы, а различие между оценочной, судебной и экологической экспертизами определяется объектом экспертизы. Таким образом, и экологическая, и судебная, и оценочная экспертизы могут быть при определенных условиях государственными, независимыми или общественными.

Закон об основах экспертной деятельности необходим. В него должны быть включены ряд существенных положений.

·        В первую очередь это определение понятий: “эксперт”, “экспертиза” и “экспертная деятельность”. До настоящего момента у нас эти понятия не оформлены в правовом понимании.

·        Обозначить какие экспертизы и эксперты бывают: государственные, негосударственные, общественные.

·        Определить субъекты экспертизы, и на каких основаниях их можно считать экспертами.

·        Описать - кто регулирует экспертную деятельность и регулирует ли, а также в какой форме и на каких стадиях это происходит.

·        Разработать требования, необходимые для допуска к занятию экспертной деятельностью, изложить условия и основания прекращения деятельности эксперта или экспертной организации.

Экспертная работа организуется следующим образом. Предприятие-изготовитель или фирма-поставщик, пожелавшие участвовать в конкурсе или привлеченные к нему (если конкурс закрытый), подает заявку в экспертную организацию на проведение экспертизы качества своей продукции. Экспертная организация предоставляет участнику конкурса все необходимые документы для ознакомления. После этого производитель заключает с экспертной организацией договор и оплачивает стоимость экспертизы.

Пробы для проведения экспертизы отбирают сами эксперты при участии представителей предприятия. Экспертная организация оставляет у себя на хранение контрольные пробы или образцы, чтобы в дальнейшем у предприятия не возникли претензии к оценкам качества продукции. Срок хранения контрольных образцов соответствует гарантийному сроку.

Испытания могут проводиться в два этапа: сначала непосредственно у производителя или поставщика (если для этого имеются соответствующие условия), а затем в лаборатории экспертной организации.

Одновременно эксперты проверяют и само производство, в том числе основные и вспомогательные технологические процессы, техническую документацию, состояние оборудования, метрологическое обеспечение, уровень технической подготовки персонала, вопросы экологии и многое другое. По результатам этой работы составляется экспертное заключение, на основании которого конкурсная комиссия и принимает окончательное решение.

.Нормативно не определена и не закреплена возможность координации экспертной деятельности на разных уровнях.

. Серьезной проблемой является недостаточный уровень подготовки экспертов, точнее, специальной подготовки. При работе эксперта существенную роль играют субъективные качества или особенности его создателей и экспертов: личный опыт, мировоззрение, не только профессиональная, но и общая культура, способность логически мыслить, политические приоритеты, даже настроение и состояние здоровья. С одной стороны, приходится согласиться, что это неизбежно. Однако и здесь возможны меры, сокращающие некоторые негативные последствия влияния субъективного фактора.

Во-первых, следует признать, что экспертная деятельность имеет свои особенности и требует специальных знаний. Значит, должны быть определены критериальные требования к эксперту, необходимый объем знаний, навыков и умений.

Во-вторых, экспертов надо соответствующим образом отбирать, а экспертной деятельности надо обучать точно так же, как сегодня учат оценке, аудиту, антикризисному управлению, выдавая при этом соответствующий сертификат.

В-третьих, если к экспертизе привлекается юридическое лицо, то оно, видимо, должно иметь соответствующую лицензию на право проведения экспертизы в конкретной сфере, как и специально подготовленного сотрудника, имеющего соответствующий сертификат.

В-четвертых, сама процедура экспертизы должна быть максимально унифицирована и нормативно закреплена.

. Субъекты Российской Федерации нуждаются в усиленной методической и методологической помощи при осуществлении и при организации экспертной деятельности. Разрабатывая теоретические и практические вопросы экспертизы, специальную подготовку и сертификацию кадров экспертов, создавая специальную информационную базу данных, предлагая регионам модельные проекты различных правовых актов, такой Центр мог бы внести значительный вклад в совершенствование экспертной деятельности в России. Также следует отметить проблему коррупции в сфере государственного управления, затрагивающую и экспертную деятельность, например, при заинтересованности получения определённого экспертного заключения или при использовании чиновниками экспертных органов «административного ресурса».

. Очевидна необходимость научной разработки критериев качества экспертизы. Нарушения процедуры, юридической техники зачастую ведут к негативным юридическим и социальным последствиям. Экспертиза сама по себе не может исключить неправильные действия субъекта, но она может быть более действенной:

во-первых, в случае, как уже говорилось, четкого нормативного закрепления процедуры экспертизы и ответственности субъекта экспертной деятельности за игнорирование ее результатов;

во-вторых, в случае ясного и единообразного представления у субъектов экспертной деятельности о критериях оценки принятого решения с точки зрения его качества.

Глава 2. Проблемы государственной экспертизы в строительстве

 

2.1 Специфика государственной экспертизы в строительстве


Весь комплекс вопросов, связанных с территориальным развитием, т. е. отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки и благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения»<#"579939.files/image003.jpg">

Рис.3. Схема взаимодействия организаций при проведении авторского надзора.

Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком и устанавливается в задании на проектирование объектов. Авторский надзор является обязательным в случае, когда необходимость осуществление авторского надзора устанавливается законодательством.

Согласно определению, авторский надзор - комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения соответствия технологических, архитектурно-стилистических, строительных и других технических решений и показателей вводимого в эксплуатацию объекта решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной заказчиком проектной документации.

Авторский надзор предполагает плановое (раз в несколько дней) посещение объекта координатором для уточнения деталей проекта и внесения соответствующих замечаний в журнал производства работ, а также решение вопросов по проектной документации, возникающих у заказчика.

Перечень документов, оформляемых при проведении авторского надзора

. Договор на проведение авторского надзора.

. План-график.

. Смета затрат на проведение авторского надзора.

. Журнал авторского надзора.

. Сведения о лицах, ответственных за проведение авторского надзора.

Перечень документов, регламентирующих авторский надзор за строительством:

·        M12291 5200023СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства;

·        СП 11-110-99 Авторский надзор за зданий и сооружений;

·        СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

В свою очередь СП 11-110-99 содержит нормативные ссылки на следующие стандарты:

·        ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

·        ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

Авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации.

Договор - основной документ, регулирующий взаимоотношения сторон, устанавливающий их права и обязанности для осуществления авторского надзора при подрядном способе организации проектирования.

Распорядительный документ (приказ) - основной документ для осуществления авторского надзора при строительстве объекта.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации. Сроки проведения работ устанавливаются графиком, прилагаемым к договору и распорядительному документу.

Авторский надзор осуществляется специалистами - разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством организации.

Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается главный архитектор или главный инженер проекта.

Руководитель авторского надзора выдает специалистам задание и координирует их работу по ведению авторского надзора на объекте. Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором (распорядительным документом).

При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Ведение журнала осуществляется как по объекту строительства в целом, так и по его пусковым комплексам или отдельным зданиям и сооружениям. Он должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания.

Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика. После окончания строительства подрядчик передает журнал заказчику.

Каждое посещение объекта строительства специалистами регистрируется в журнале. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика. Запись выполняется также при отсутствии замечаний.

Основные права специалистов заключаются в следующем:

·        доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ;

·        ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства;

·        контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал;

·        внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.

Обязанности специалистов:

·        выборочная проверка соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил;

·        выборочный контроль за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования;

·        своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию, и контроль исполнения;

·        содействие ознакомлению работников, осуществляющих строительные и монтажные работы, и представителей заказчика с проектной и рабочей документацией;

·        информирование заказчика о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов;

·        участие специалистов: в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений; в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций; регулярное ведение журнала и выполнение других работ и услуг, указанных в договоре (распорядительном документе).

Основные проблемы авторского надзора включают:

·        Правовую проблему - авторский надзор не входит в сферу, регламентируемую законодательством Российской Федерации об авторских правах, что образует правовой вакуум;

·        Организационную проблему - отсутствие взаимодействия между автором-проектировщиком, органами государственной экспертизы и заказчиком;

·        Экономическую проблему - отсутствие надлежащего финансирования технического и авторского надзора как комплекса мероприятий.

Данная проблема особенно актуальна в условиях кризиса.

Все эти проблемы не могут быть разрешены на уровне одной организации и требуют серьёзного взаимодействия ряда организаций.

Технический надзор - это комплекс различных мероприятий, цель которых, защитить право заказчика на получение качественного результата выполненных работ, (в отличие от авторского) осуществляется сторонним специалистом в виде постоянного контроля над производимыми работами.

К обязанностям технадзора относятся:

·        Контроль над соблюдением проектных решений;

·        Помощь в разработке графиков производства работ;

·        Помощь в разработке проектно-сметной документации;

·        Контроль за соблюдением сроков строительства и требований нормативных документов;

·        Осуществление входного контроля за качеством применяемых материалов;

·        Контроль за соблюдением качества строительно-монтажных работ;

·        Контроль соответствия стоимости строительства среднерыночным расценкам при применении средних по качеству материалов и работ;

·        Проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);

·        Контроль за устранением выявленных дефектов, контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства, освидетельствование и оценка совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ;

·        Осуществление по мере готовности, с участием представителей ген.подрядной организации, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий;

·        Контроль за соответствием объемов и качества выполненных работ проектно-сметной документации и нормативам;

·        Контроль наличия и правильности ведения первичной, технической документации;

·        Участие в оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства;

·        Контроль за соблюдением подрядной организацией технологий и рекомендаций фирм, производящих строительные материалы и оборудование;

·        Контроль за внесением необоснованных изменений в техническую документацию и увеличением стоимости строительства;

·        Участие в проверках состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж инженерного оборудования, качества монтажа и в приемке его в эксплуатацию;

·        Контроль наличия и правильности ведения исполнительной документации (общий журнал работ, журнал сварочных работ, журнал арматурных работ и т.д.), в том числе актов, исполнительных схем и др. (по требованию заказчика и согласованию с производителем работ);

·        Промежуточная приемка этапов выполненных работ;

·        Контроль за своевременным устранением дефектов и недоделок;

·        Помощь в ведении переговоров с подрядной организацией для защиты интересов Заказчика;

·        Обоснование требований и замечаний технического надзора.

Процесс технадзора можно разделить на три этапа:

Первый этап - осмотр объекта или места проведения работ производится в присутствии менеджера проекта, или прораба. При осмотре, сначала проверяется наличие необходимой документации:

·        рабочий проект;

·        календарный график работ;

·        журнал работ;

·        акт скрытых работ;

·        календарный график поставки материалов;

·        журнал приема материалов.

Далее осматривается состояние строительной площадки и места непосредственного проведения работ (наличие мусора, условия складирования строительных материалов). Уделяется внимание наличию спец. одежды у строителей, инструментам и оборудованию необходимых для проведения работ.

Второй этап - технадзора включает контроль строительства объекта. Все замечания фиксируются в акте еженедельного осмотра объекта с указанием срока исправления нарушений. По факту устранения замечаний, составляется отдельный акт. Кроме того, ведется контроль поставок строительных материалов, с проверкой соответствия объемов и марок материалов, заявленных в смете, а так же их качество, что также фиксируется в акте. Помимо этого, ведется подробный фото отчет с фиксированием каждого этапа строительства, нарушений технологий или отклонений от проектной документации.

Третий этап - технадзор проверяет выполненную работу по календарному графику производимых работ:

·        соответствие технологий;

·        соответствие проектной документации.

3.3 Ввод здания в эксплуатацию


Ввод здания в эксплуатацию возможен только после получения разрешительных документов по итогам положительного экспертного заключения.

Как и вопрос о выдаче разрешений на строительство, вопрос о порядке приемки построенных объектов в эксплуатацию отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта.

. Правовой акт на эксплуатацию объекта.

. Перечень основных документов, предъявляемых приемочной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства.

4. Перечень документации, предъявляемой приемочной комиссии подрядчиком и заказчиком и прилагаемой к акту приемки завершенного производством строительно-монтажных работ <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=uVHWngEGBwZtf*HshYKIee65TDvitpEArOYH-5uD30h0jnXIcVZkty0pe36bCQM*xR249HG-xti9IGJjlt1h6WsoZzIij23NfdMJ4jRgjff1g1zhAmgiXLdYlb1tp-H7qrfmq7Fb5lJXPtF5q2pvxY5IGTzifCPBQjpyzWMR4Onl3kN22Ip*cPqcmDsBVFZMa0i7Hl8npJAocoQq8Uv1UhJ-8kQi7EMv6cqZQtGQYmXHjcOognApvUJhnZ8as6FOHz5FGca3fCamfGkHGLk5-UJeACisfWI7kw5K8hXXEoz9OOzK> объекта.

. Перечень документов представляемых заказчиком совместно с подрядчиком Инспекции Госархстройнадзора.

. Акт приемки заказчиком законченного строительством объекта от подрядчика.

Первый этап приемки и ввода в эксплуатацию.

·        Инвестор обязан за 30 дней до установленного планового срока ввода объекта в эксплуатацию письменно уведомить заказчика о назначении эксплуатирующей организации, которая будет принимать участие в работе приемочной комиссии и оформлять необходимую документацию для заключения договоров с городскими коммунальными службами в установленном порядке.

·        Заказчик в 5-дневный срок после получения письменного сообщения подрядчика о готовности объекта к сдаче обязан приступить к организации его приемки.

·        Для осуществления приемки объекта префект соответствующего административного округа за 15 дней до установленного срока приемки объекта по представлению заказчика назначает приемочную комиссию и определяет срок работы комиссии, но не более одного месяца.

·        Приемка законченного производством строительно-монтажных работ объекта оформляется актом, составленным в четырех подлинных экземпляра.

Второй этап приемки и ввода в эксплуатацию.

·        Подготовку к эксплуатации объекта осуществляет заказчик совместно с подрядчиком и эксплуатирующей организацией в сроки, установленные утвержденным графиком.

·        В период подготовки объекта к эксплуатации заказчик совместно с подрядчиком при участии эксплуатирующей объект организации выполняют испытательные, пусконаладочные и иные необходимые работы.

·        Заказчик передает эксплуатирующей организации соответствующие разделы проекта по эксплуатации и необходимую приемочную документацию.

·        По заказу заказчика служба технической инвентаризации обязана в установленные договорные сроки произвести необходимые обмеры объекта и передать их, в том числе эксплуатирующей организации.

·        Окончательный расчет заказчика с подрядной организацией за работы по подготовке объекта к эксплуатации (второй этап) по принятому приемочной комиссией объекту производится после оформления "ключевой справки" эксплуатирующей организацией и акта приемки работ оформленного в установленном порядке.

·        Функции технического надзора заказчика на подконтрольном объекте заканчиваются после решения всех вопросов по подготовке его к эксплуатации и не ранее чем через два месяца после получения разрешения на эксплуатацию.

Согласно заключению экспертизы, рабочий проект на «Строительство административного здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ул. Курчатова, д. 1/39» разработан в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на разработку рабочего проекта, документации об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

Таким образом, принято решение по итогам экспертизы о введении данного здания в эксплуатацию.

Целью совершенствования порядка экспертизы проектов строительства (реконструкции, реставрации) объектов должно являться четкое определение взаимодействия заказчиков и разработчиков предпроектной и проектной документации, государственных экспертных организаций, органов управления и власти на местах при осуществлении ими инвестиционной деятельности в условиях перехода к рынку и расширения самостоятельности всех субъектов хозяйственной деятельности. При этом разработка и использование основных методических положений этого направления работ должны обеспечивать:

·        четкую обоснованность строительства, расширения, реконструкции (реставрации) объектов различного назначения;

·        сокращение сроков и упорядочение согласования и экспертизы предпроектной и проектной документации;

·        внедрение в практику проектирования и экспертного процесса проработки вариантности предлагаемых решений с учетом всестороннего изучения экологических условий, социально-экономической структуры, сложившейся в районе размещения объекта, градостроительных, архитектурных и других особенностей строительства.

Новые формы хозяйственной деятельности в строительстве, развитие хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций и децентрализация системы управления, введение различных форм собственности и переход к рыночной экономике - требуют дальнейшего совершенствования новых подходов к формам и методам государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основным и обязательным проектным документом, подлежащим государственной экспертизе, должно являться технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО следует заключать договор (контракт) подряда и открывать финансирование строительства. При этом в случае необходимости проекты (рабочие проекты) должны разрабатываться и для технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

ТЭО необходимо разрабатывать независимо от ведомственной принадлежности строек, форм собственности и источников финансирования строительства.

Объем и содержание ТЭО предлагается дифференцировать в зависимости от специфических особенностей различных отраслей хозяйствования (в т.ч. отраслей промышленности), видов и типов объектов, их градостроительного, архитектурного и социального значения, с учетом последующей разработки в случае необходимости проектов (рабочих проектов).

Стадийность проектирования должна предварительно определяться заданием на разработку ТЭО и окончательно устанавливаться при его утверждении соответствующей инстанцией с учетом вышеуказанных факторов и рекомендаций экспертизы.

Разработку рабочей документации или рабочих проектов для строительства жилых домов и других объектов социального назначения, кроме крупных общественных зданий и сооружений, предлагается осуществлять на основании утвержденной в установленном порядке проектно-планировочной документации (проектов застройки микрорайонов, кварталов и градостроительных комплексов), которая в таких случаях выполняет роль ТЭО.

Для повышения эффективности экспертной деятельности проектной организации можно рекомендовать:

·        учитывать перспективы развития науки и техники соответствующей отрасли (подотрасли) и возможности применения последних достижений научно-технического прогресса, передового отечественного и зарубежного опыта в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов;

·        обеспечивать экономическую эффективность инвестиций, подтверждаемую в материалах ТЭО необходимыми вариантными расчетами;

·        давать оценку эффективности строительства объекта производственного назначения, коммерческой структуры с точки зрения налоговых поступлений в городской бюджет, стабильности платежей за землепользование, учета вероятных негативных последствий от ориентации новых мощностей на использование зарубежного сырья, наличия рабочих мест для инвалидов, подростков;

·        предусматривать выделение очередей строительства и пусковых комплексов с определением основных технико-экономических показателей предприятия (производства) на полное его развитие и по каждой очереди отдельно, при этом невозможность или нецелесообразность выделения очередей должна быть обоснована;

·        обеспечивать выполнение решений, принятых в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах, генеральных планах промышленных узлов, проектах детальной планировки и другой проектно-планировочной документации;

·        предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного, жилищно-гражданского и социального назначения и охраны окружающей среды;

·        обеспечивать рациональное использование земель, сырьевых, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;

·        соблюдать нормативные требования по устойчивости зданий и сооружений, предусматривать конкретные мероприятия по обеспечению надежности, экологической и эксплуатационной безопасности предприятий (производств), в том числе взрыво- и пожаробезопасности;

·        обеспечивать качественную проработку градостроительных и архитектурных решений;

·        определять, исходя из условий и особенностей рынка подрядных работ, проект договорной цены строительства, на основе которого с учетом рекомендаций экспертизы будут проводиться торги подряда и заключаться договора (контракты) между заказчиком и подрядчиком, а для строек, финансируемых за счет государственных централизованных капитальных вложений, утверждаться лимиты договорной цены строительства.

В целом экспертиза технико-экономических обоснований и проектов (рабочих проектов) должна являться основополагающим средством контроля за техническим и экономическим уровнем проектных решений и обеспечивать при проектировании комплексное рассмотрение вопросов строительства объектов промышленного и социального назначения, охраны окружающей среды, применения малоотходных и безотходных технологических процессов, рационального использования материальных, топливно-энергетических, трудовых и других видов ресурсов, соответствия архитектурно-планировочных и градостроительных решений современным требованиям. При этом основными задачами экспертных органов должны являться анализ и обобщение результатов экспертизы и подготовка на их основе предложений по совершенствованию проектных решений.

Необходимо отметить, что проектная продукция (ТЭО, проект, рабочий проект), не получившая по вине разработчиков положительного заключения государственной экспертизы и положительной оценки заказчика (инвестора), должна подлежать переработке или доработке за счет средств ее разработчиков.

Таким образом, рассмотренный порядок осуществления комплексной экспертизы предпроектной и проектной документации позволяет охватить широкий спектр вопросов, связанных с оценкой прогрессивности технологических решений, экологической безопасности, эксплуатационной надежности проектируемых объектов, выполнения градостроительных и архитектурных требований, качественного соответствия технико-экономических показателей и принятых решений, выполнения градостроительных и архитектурных требований, качественного соответствия технико-экономических показателей и принятых решений по организации строительства.

Заключение

В соответствии с поставленной целью дипломного проекта, была определена актуальность исследования выбранной темы: «Государственная экспертиза: сущность, виды, функции, социальное значение».

В пункте 1.2. дана классификация (типология) государственной экспертизы - деления в зависимости от научных и практических целей по: отраслям знания или научному определению трёх её существенных признаков; предмета, объекта, методики (классы, роды, виды и подвиды); содержанию используемых при их производстве знаний; числу лиц, которым поручено производство экспертизы; объёму исследования; последовательности исследования; количеству объектов экспертизы; месту проведения; по решаемым задачам

В пункте 1.3. проведен анализ законов Российской Федерации, регулирующих экспертную деятельность: “Об экологической экспертизе”, “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, “Об оценочной деятельности”, “О защите прав потребителей”, “О сертификации продукции и услуг” и так далее. Выявлено различие между государственными и независимыми видами экспертизы.

В пункте 2.1. второй главы изучена специфика государственной экспертизы в строительстве, определена область применения строительной экспертизы, проведено сравнение инженерно-технической и технико-экономической государственных экспертиз.

В работе обозначены основные проблемы государственной экспертизы в строительстве: противоречивость нормативных документов, квалификации и компетентности экспертов; параллельное существование государственной и негосударственной экспертизы; отсутствие единообразия и методологического единства проведения экспертизы; проблема аттестации государственной экспертизы.

В пункте 2.2. данного дипломного проекта подробно описаны этапы прохождения государственной экспертизы, составленные согласно Постановлению Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 970, от 16.02.2008 N 87, от 07.11.2008 N 821).

В пункте 2.3. раскрыта суть заключения государственной экспертизы, определены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы, установленному Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указаны основания для проведения повторной экспертизы.

В пункте 3.1. третьей главы дважды была проведена экспертиза проектной документации на примере рабочего проекта «Строительство административного здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ул. Курчатова, д. 1/39». Результатом первой экспертизы было отрицательное заключение в виду наличия в проектной документации ряда нарушений и несоответствий. Результатом повторной госэкспертизы откорректированной проектной документации, стало полное соответствие рабочего проекта действующим нормам и правилам. Управление госэкспертизы рекомендует к утверждению рабочий проект «Строительство административного здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ул. Курчатова, д. 1/39.

В пункте 3.2. даны понятия авторского и тех. надзоров, определён круг проблем контроля над выполнением необходимых правил и норм. Приведена схема взаимодействия организаций при проведении авторского надзора и перечень документов, регламентирующих авторский и технадзор за строительством.

В пункте 3.3.главе рассмотрены порядок приемки построенного объекта и этапы ввода объекта в эксплуатацию.

Для проектной организации предложены следующие рекомендации в целях повышения эффективности экспертной деятельности:

·        учитывать перспективы развития науки и техники соответствующей отрасли;

·        обеспечивать экономическую эффективность инвестиций;

·        обеспечивать выполнение решений, принятых в проектно-планировочной документации;

·        предусматривать комплексное решение вопросов строительства;

·        обеспечивать рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

·        соблюдать нормативные требования по устойчивости зданий и сооружений,;

·        обеспечивать качественную проработку градостроительных и архитектурных решений;

·        определять, исходя из условий и особенностей рынка подрядных работ, проект договорной цены строительства.

В результате проделанной работы были изучены основные подходы к теоретическому обобщению и уточнению содержания, места и роли экспертной деятельности в современных условиях хозяйствования; выявлены проблемы организации экспертной деятельности в условиях перехода на инновационный путь развития отечественной экономики; приведена характеристика этапов проведения государственной экспертизы; проведен анализ роли авторского надзора в процессе государственной экспертизы. В качестве примера проведен экспертный анализ проектно-сметной документации.

Таким образом, поставленные в начале работы задачи выполнены в полном объёме.

 

Список использованной литературы


1.       Андреев Л.С., Резниченко В.С. Определение экономической эффективности инвестиционных проектов и инноваций в строительстве. // Экономика строительства.-2001.-№9.

2.       Барабашев А.Г., Кабышев С.В., Клименко А.В., Клищ Н.Н., Конов А.В., Оболонский А.В. и др. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность. / Отв. ред. Барабашев А.Г. / М.: «Формула права», 2006.- 235 с.

3.       Барышников А.Ф., Гавриков В.М., Предтеченская Н.Н. Анализ интенсификации управленческого труда в строительстве (системный подход). - М., МИУ, 1999.

4.       Беляев М.К., Костюченко С.О. Управленческий учёт и бюджетирование как системы эффективного корпоративного управления в строительных компаниях. // Современное состояние и перспективы развития экономики России: IV Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник статей - Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2006. - 0,25 п.л. / 0,13 п.л.

.        Боброва Л.И. Особенности управления традиционными российскими коллективами // Управление персоналом, 2004. - № 5, С. 37-40.

.        Богданов П. Е. Проблемы формирования подрядных договоров в России // Вестник ИНЖЭКОНа: вып. 2 (11) - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. - 0,3 п.л.

.        Богданов П.Е. Настоящее и будущее конкурса в России // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции: Межвузовский Сб. науч. труд., вып. 6 / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. - 0,2 п.л;

.        Богданов П.Е. Открытая цена и способы стимулирования участников строительства // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. Межвузовский Сб. науч. труд., вып. 2 / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005. - 0,25 п.л;

.        Богданов П.Е. Проблемы подготовки конкурсов на строительство объектов // Проблемы эффективного функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса в условиях экономической стабильности: Сб. науч. труд., / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 0,2 п.л.;

10.     Давлетшина Л.М. Государственный заказ как фактор поддержания конкурентоспособности региона. Приоритеты социально-экономического развития: перспективы и проблема выбора. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Казань: ЦПЭИ АН РТ, 2006.

11.     Демин А.А. Государственная служба: Учебное пособие. М.: ООО «Книгодел», 2004. - 145 с.

12.     Дидковский В.М. Подрядные торги в строительстве - теория и практика// Конкурсные торги.-1998.-№3

13.     Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. - М.: Экономика, 1998.

.        Иванов В. П. К конкурентоспособной государственной службе // Государственная служба, РАГС, № 5 (37), 2005. С. 30-34.

15.     Иванова А.Н. Порядок организации государственного заказа для муниципальных нужд. - М.: Олма-пресс, 2006

16.     Ишмаев И.А. Системное управление объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2001 - 139 c.

17.     Карпенко А.С. Профессия - государственный служащий // Государственная служба, РАГС, №2 (34), март - апрель, 2005. С. 23-25.

18.     Кибанов А.Я. Основы управления персоналом.- М.: Инфра-М, 2006. - 304 с.

19.     Ковальский М.И. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, Канады. - М., Стройиздат, 2004.

20.     Костюченко С.О. Бюджетирование как основной метод корпоративного управления строительным комплексом. // Вестник ВолгГАСУ (серия: гуманитарные науки), № 8, Изд-во ВолгГАСУ, 2006. - 0,3 п.л.

.        Костюченко С.О. Финансовая стратегия в управлении корпоративных образований. // Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика: Труды III межвузовской научно - практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (25 ноября 2005 г.) - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2005. - 0,25 п.л.

.        Костюченко С.О., Максимчук И.В. Повышение эффективности корпоративного управления предприятиями строительного комплекса на основе минимизации производственных и финансовых рисков. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно - аналитический журнал № 3/4 (19/20) СПб, 2006. - 0,3 п.л. / 0,15 п.л.

.        Костюченко С.О., Худякова А.С. Система внутреннего контроля корпораций и её влияние на качество аудита. // Фундаментальные исследования № 1 2006 - г. Москва: Изд-во «Академия Естествознания», 2005. -0,25 п.л./0,13 п.л.

24.     Кудашев В.А. Строительная система: переход к рынку. - М., «Наука», 1998, с. 14

25.     Липецкова А.Е. Теория муниципальной власти. - М.: ПРИОР,

26.     Мехнецова Е. И. К вопросу о статусе участников реализации инвестиционно-строительного проекта // Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей. ИНЖЭКОН-2005: УШ науч.-практ. конф. студентов и аспирантов СПбГИЭУ 19, 20 апреля 2005 г.: Тезисы докладов / Под ред. Б.М. Генкина и др.- СПб: СПбГИЭУ, 2005. - 0,05 п.л.

.        Мехнецова Е. И. Классификация договоров, применяемых при реализации инвестицонно-строительных проектов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, Вып. 2 (11) - СПб: СПбГИЭУ, 2006. - 0,22 п.л.

.        Мехнецова Е.И. Взаимоотношения участников строительного рынка России: особенности и проблемы // Проблемы эффективного функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса в условиях экономической стабильности: Сб. науч. тр. / Редкол.: В.В.Бузырев (отв. редактор) и др. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 0,21 п.л.

.        Мехнецова Е.И. Понятие эффективности взаимоотношений участников реализации ИСП и методика ее оценки // Актуальные проблемы управления экономикой региона: Материалы III Научн.-практ. конф. 21 апр. 2006г. / Редкол.: Е.Б. Смирнов (отв. ред.) и др. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. -0,18 п.л.

.        Мехнецова Е.И. Преддоговорные отношения и снижение риска недобросовестного поведения сторон // Социально-экономические проблемы регионального развития: Сб. науч. тр. / Редкол.: С.Н. Максимов (отв. редактор) и др.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.- 0,29 п.л.

31.     Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 2000.

.        Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА, 2000.

.        Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1999.

.        Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Байдюк И.Ф. Основы теории менеджмента: М.: Изд-во МАИ, 1999.

35.     Мясникова Л. Информационная логистика // РИСК.-1999.-№2

36.     Организационные структуры управления производством/Под общ.ред. Б.З. Мильнера. - М.: Экономика, 2000.

37.     Петропавлов И.А. Развитие региональных и муниципальных социально-экономических сетей. М., МАКС Пресс, 2004. - 59 с.

.        Сергеев А.А Территориальное общественное самоуправление как форма муниципальной демократии // Правоведение, 2003, № 6, с.79-88

.        Сергеев А.А., Розенфельд В.Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления //Государство и право, 2002, № 12, с.25-30.

.        Соловьёв С.Г. Должностное лицо местного самоуправления // Правоведение, 2003, № 6, с.28-35.

41.     Софриков А.В. Методика подготовки организационной диагностики систем управления в строительных организациях. - //«Экономика строительства», №5, 2003.

.        Теория сложных систем и методы их моделирования. Вып. 1.-М., 1998.

.        Типовые нормы времени на разработку технологической документации. - М.: Экономика, 1998.

.        Тихомирова А.В. Оценка эффективности управления производством. - М., Экономика, 2002.

45.     Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Инфра-М, 2005 - 328 с.

.        Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: Парус, 2002 - 280 с.

.        Фабричный С. Ю. Особенности правового регулирования муниципальной службы // Правоведение, 2004, № 4, с.36-47

.        Цейтлин Р.С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М.:НОРМА, 2002 - 116 с.

.        Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2003 - 400 с.

.        Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2005 - 512 с.

.        Градостроительный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2008 - 200 с.

.        Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. //СПС «Гарант»

.        Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. //СПС «Гарант»

.        Постановление Правительства РФ № 145 от 05.03.2007г. «Об организации и проведении государственной экспертизы»

.        Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

.        Постановление Правительства РФ от 27.12.00 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации».

.        СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений».

.        Постановление Госстроя СССР от 15.04.1985 N 48 «Об утверждении СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений».

.        ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

.        ГОСТ 21.101-97 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 498 от 15.05.2007г.

.        Приказ №198-п «О внесении изменений в приказ Службы от 16.08.2007 № 142-п»

.        Приказ №86-п «О внесении изменений в Приказ № 39-п»

.        Приказ 39-п от 27.03.2007 г. «О работе Службы при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

.        Приказ 24-п от 05.03.2008 г. «О работе Службы по приемке и рассмотрению типовой проектной документации»

 

Приложения


Приложение 1

 

Отрицательное заключение: обзор замечаний

Содержание отрицательного заключения (замечания) сводится к следующему:

.По исходным данным для разработки конструктивной части проекта:

·        Согласно исходным данным проектируемое здание имеет важное значение для надёжности энергоснабжения Санкт-Петербурга, однако ни в задании на проектирование, ни в проекте не установлен уровень ответственности здания, не указаны СНиП, по которым устанавливались функциональное назначение здания и входящих в его состав помещений;

·        Не установлены пределы огнестойкости несущих конструкций здания и входящих в состав проекта сооружений;

·        В ОПЗ приведена ссылка на ИГИ 1995 г., в конструктивной части данные реквизиты отчёта об ИГИ отсутствуют, а к проекту приложен отчёт об ИГИ 2007 г. При несоответствии объёма изысканий в отчёте 2007 года требованиям пункта 8.5 и табл.8.2 СП 11-105-97, в нём не приведены архивные данные из отчёта 1995 года, а также отсутствуют какие-либо упоминания о его существовании;

·        Согласно условным обозначениям и экспликации генплана в состав рассматриваемого проекта включено 4 здания и сооружения, однако данные о строительных конструкциях трех из них отсутствуют;

·        В проекте отсутствуют данные обследований состояния конструкции фундаментов и основания по оси 22 существующего здания, к которому пристраивается проектируемый блок.

. По расчётной части:

·        Расчёты выполнены с использованием версии программного комплекса SCAD с давно истекшим сроком сертификации;

·        Не приведена расчётная схема рам по оси Г и хотя бы по одной из продольных рам по цифровым осям;

·        Расчёт осадок и кренов фундаментов существующего здания от проектируемой пристройки, а также расчёт оснований фундаментов пристройки выполнен не корректно, поскольку не основан на данных обследований существующего фундамента и его основания, а также принятия данных ИГИ и конструктивных решений фундаментов пристройки не соответствующим приложенному к проекту отчёту об ИГИ и решений раздела АР и КР;

·        Отсутствует расчёт конструкций фундаментов;

·        Не выполнен расчёт сопротивления несущих конструкций прогрессирующему обрушению здания.

. По графической части раздела КР проекта:

·        Конструктивная часть проекта разработана без достаточных исходных и расчётных данных, требуемых для её разработки;

·        Не представлен подраздел КЖ-3 с решениями конструкций лестнично-лифтового узла, на который приведена ссылка в КР;

·        Состав конструктивной части проекта не соответствует заявленной стадии РП;

·        Изображение схемы перекрытий и балок над 5 этажом не соответствует разделу АР и другим графическим решениям раздела КР;

·        На листе 9 ПЗ абсолютная отметка 0.000 +29.700 м, а на листе 10 -+ 29.900 м.;

·        Геологический разрез на листе 2 КЖ-1 не соответствует разрезу в отчёте об ИГИ;

·        Согласно отчёту об ИГИ и конструктивным решениям основанием фундаментов служит слой грунтов № ИГЭ, а в ПЗ указан слой № ИГЭ-2;

·        Не приведена конструкция фундамента существующего здания по оси 22, поперечный разрез по шву примыкания. Конструктивные решения по шву примыкания не соответствуют требованиям раздела 13 ТСН 50-302-2004;

·        В расчётной части указано об использовании для расчётов версии 7.31 программного комплекса SCAD, а в ПЗ версии 11;

·        Отсутствуют требования по анкеровке расчётной арматуры, решения по консольной части плиты перекрытия над 4 этажом;

·        Армирование консольной части балки Бм-7 принято аналогично неразрезным балкам без каких-либо обоснований;

·        Отсутствуют поперечные разрезы балок и балок-стенок;

·        Не обоснованы и не установлены требуемые пределы огнестойкости несущих конструкций и решения по их обеспечению;

 

Приложение 2

 

Повторная экспертиза

Комплект АС

1. Лист 1. Общие указания п.2, 3. Ссылаются на ГП. В представленном проекте отсутствует.

Представлен план размещения и топоплан. Замечание снято.

. Лист 3, 4. Сечение А-А. Неверно показаны выноски от стержней поз.1. Исправить.

Корректура внесена, замечание снято.

3. Лист 3, 4. Спецификация на каркас К1. Слились длина стержней и их количество.

Корректура внесена, замечание снято.

. Лист13. Сечение Б-Б. Неверно показаны выноски от стержней поз.1. Исправить.

Корректура внесена, замечание снято.

Комплект ЭМ

5. Техническое задание. Лист 4. пункт 2.2, документ ВСН 59-88 отменён в 2003г. Откорректировать.

Разъяснения получены, замечание снято.

. Лист 1. Нет таблицы перечня видов скрытых работ. ГОСТ 21.101-97 пункт 4.2.9д. Дополнить.

Лист дополнен перечнем видов скрытых работ. Замечание снято.

. Листы ЭМ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,14, 20 - не выполнен пункт ПУЭ 1.7.3 нет обозначений: нулевой рабочий (нейтральный) проводник, Защитный проводник. Дополнить.

Исправления внесены. Нулевые рабочий и защитный проводники обозначены. Замечание снято.

8. Лист 10.1 Сечение кабелей Kl, К2, Мс1-4 длиной 90м и 100м прокладываемые в асбестоцементных трубах по условию тяжения занижены. См. пункт 3.58 СНиП 3.05.06-85. Исправить.

Получен ответ проектировщика о способе прокладке кабеля в трубах. Предполагается одевать асбоцементные трубы на лежащий в траншее кабель. Замечание снято.

9. Лист 13. Ведомость объёмов строительных и монтажных работ. Пункт 2. Когда прокладка кабеля по всей длине в асбестоцементных трубах, засыпка песком не требуется. Исправить.

Корректура внесена. Замечание снято.

Расстояние между кабелями откорректировано. Замечание снято.

11. Лист 18. Примечания п.3 и п. 5. Дописать. Корректура внесена. Замечание снято.

Комплект ПТ

12. По НПБ 88-01 п. 11.11. «аппаратура управления автоматическими установками порошкового пожаротушения должна обеспечивать: а) дистанционный пуск установки (у входов в защищаемые помещения, допускается в помещении пожарного поста)». П. 11.12. «Устройства дистанционного пуска установок следует размещать у эвакуационных выходов снаружи защищаемого помещения.

Похожие работы на - Государственная экспертиза: сущность, виды, функции, социальное значение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!