для сложных объектов - не более 70 дней.
При увеличении срока проведения государственной экологической экспертизы срок ее проведения не должен превышать шесть месяцев, а в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, три месяца.
Определение сроков и последовательности действий(административных процедур) по организации и проведению государственной экологической экспертизы зафиксированы в Административном регламенте министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Экологическая экспертиза в России: опыт, путь совершенствования и интеграции
государственная экологическая экспертиза
Расширение перечня строительных объектов и отставание в разработке технических регламентов потребовали сохранить практику применения строительных и санитарных нормативов, а в 2007 году привели к принятию нового Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий . В нем предложена классификация объектов изыскания и строительства по локальному перечню критериев с приоритетом на особо опасные производственные объекты по инженерно-технологическим признакам.
В этом документе, наметилась тенденция отхода от целей проведения экологической экспертизы, как было подмечено в публикации А. К. Ретеюма «Трудный путь экспертизы». По мнению автора, идея введения технических регламентов в сферу управления качеством окружающей среды неадекватна стоящим проблемам, и более продуктивна была бы конкретизация ранее установленных требований.
Новая экономическая политика за последние 10 - 20 лет показала, что модели природопользования и охраны среды обитания человека не могут регулироваться рыночными отношениями. Техническое регулирование и экологические платежи малоэффективны перед экономическим интересом бизнеса. Для разработки результативной законодательной базы в части обеспечения экологической безопасности необходимо длительное время, а главное фундаментальные научные исследования о взаимодействии природы и общества. Поэтому нормативно-методический опыт прошлых лет становится востребованным и в настоящее время. Новое законодательство в России сохраняет отраслевую и ведомственную автономность и вследствие этого наблюдается дублирование некоторых правовых норм или наоборот, занижение важных алгоритмов управления. Так, например, по мимо градостроительного кодекса к решению экологических проблем применимы водный, лесной и земельной кодексы. На отдельных территориях применимы только федеральные законы об особо охраняемых природных территориях и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Поэтому едва ли при изысканиях или проектировании можно ограничиться несколькими федеральными документами или иметь всеобъемлющий норматив.
Новая политика в экологической экспертизе «не замечает», что после проектирования и строительства объект должен соответствовать одной из семи категорий землепользования, предусмотренных в земельном кодексе.
Кадастровая оценка земель и соответствия им проектных решений является важной нормой правового государства. В каждой категории землепользования имеются свои нормативно-методические документы, призванные обеспечить гармонию между инженерно-строительными решениями и природными закономерностями на основе специфических критериев оценки.
Поэтому на землях населенных пунктов необходимо проведение санитарно-гигиенической экспертизы, обеспечивающей сохранение среды обитания и здоровья человека, а не градостроительной документации или коммерческой деятельности. На землях промышленности и сельскохозяйственного назначения - экспертиза техники и технологии. Инженерно-технические мероприятия должны учитывать природные процессы, так, как правило, являются их техногенным звеном. С другой стороны, их масштабы не должны выходить на рамки, установленные данной категорий природопользования.
На землях водного и лесного фонда, а также особо охраняемых природных территорий целью экспертизы является установление соответствия между выделенными категориями земель и ландшафтным районированием, обеспечивающим сохранение природных круговоротов вещества и энергии, а в совокупности биологического разнообразия.
Практика природопользования свидетельствует, что приведенные выше специфические принципы экологической экспертизы достигаются на каждой категории землепользования не через «оценку соответствия требованиям технических регламентов», а опосредованно через природоохранные и природопользовательские проекты (схемы), которые в обязательном порядке разрабатываются на каждой категории. Существующие нормативно-методические документы, применяемые при проектировании и экспертизе, имеют обобщенное содержание для всей Российской Федерации и практически не учитывают природно-климатические особенности субъектов федерации. В технических регламентах не предусматривается дифференциация требований по экологическим, ландшафтным и другим особенностям территории России.
Учесть экологические (ландшафтные, санитарно-гигиенические, почвенные, гидрологические и др.) факторы призваны следующие природоохранные и природопользовательские проекты:
Состав земель Проекты норм природопользования
Земли водного фонда
) бассейновый округ
) гидрографический район
) водохозяйственный участок
. Гидрографическое и водохозяйственное
районирование территории РФ
. Схемы комплексного использования и
охраны водных объектов
. Нормативы допустимого воздействия на
водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Земли лесного фонда
) защитные леса и особо защитные участки лесов,
) эксплуатационные леса;
) резервные леса
. Лесной план
. Лесохозяйственный регламент
. Проект освоения лесов
Особо охраняемых территорий и объектов
) государственные природные
заповедники,
) национальные парки;
) природные парки;
) государственные природные заказники;
) памятники природы;
) дендрологические парки и ботанические сады;
) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
. Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
. Схемы охраны природы.
Земли населенных пунктов
) градостроительное зонирование
) функциональное зонирование
) градостроительный регламент
. Схема территориального планирования
. Генеральный план
. Проект норм твердых бытовых отходов,
. Обеспечение санитарноэпидемиологических требований
Санитарно-защитная зона
Промышленные узлы
Территориальнопроизводственные комплексы
. Нормы образования и захоронения промышленных токсических отходов
. Нормы предельно допустимых выбросоввредных веществ в атмосферный воздух
. Нормы предельно допустимых сбросов сточных вод в водоемы
Земли сельскохозяйственного назначения
Обязательные проекты норм природопользования призваны классифицировать соответствующие земли по их составу землепользования с выделением допустимых экономических интересов и экологических приоритетов.
Требования к составу земель и проектам норм природопользования содержатся в кодексах и федеральных законах и призваны построить рациональную модель, на основе которой осуществляется использование природных ресурсов и размещение отходов жизнедеятельности и производства с учетом интересов настоящих и будущих поколений.
Обобщение различных проектов и необходимого состава земель является основой классификации для экологического законодательства. Без такой основы, например, снижается эффективность действующих нормативно-методических документов, а технические регламенты не получили приоритетного положения.
Принятые в различное время нормативно-методические документы являются основой для разработки экологических норм и правил природопользования, дифференцированного на земли водного, лесного фондов, особо охраняемые природные территории, земли населенных пунктов.
Они позволят «корректно» интегрировать деятельность на землях промышленности и сельскохозяйственного назначения в природные процессы потому, что границы категорий землепользования и состав их земель условны и не препятствуют негативному влиянию техногенных факторов. Детализация категорий землепользования по их составу в соответствии с действующими кодексами является основой разработки экологических нормативов. Экологические нормы и правила должны проходить общественные слушания и утверждаться законодательным собранием.
Экологическая экспертиза проводится в целях: а) установления соответствия экологическим нормам и правилам в приведенной выше редакции; б) оценки предельного насыщения различными производствами и объектами категорий землепользования, в) изменения структуры категорий землепользования в пределах природного комплекса.
Заключение
Каждой эпохе освоения природных ресурсов соответствуют свои технико-экономические возможности. Поэтому помимо нерешенных природоохранных проблем государство должно передавать следующим поколениям некоторые материальные блага в виде биосферных заповедников, самоочищающей способности воды водоемов и др., а также высокорентабельные природные ресурсы, экономическая выгода от которых должна направляться на решение природоохранных проблем, оставленных в наследство будущим поколениям
Основная цель, поставленная в начале данной контрольной работы -раскрыть понятие «экологическая экспертиза», его принципы и содержание основываясь на нормативно-правовых источниках.
В контрольной работе раскрыты понятия, принципы экологической экспертизы, сроки ее проведения; Освещен вопрос о «Государственной экологической экспертизе РФ»: объекты экологической экспертизы федерального уровня, Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Раскрыт вопрос об общественной экологической экспертизе, а также тема об экологической экспертизе в России и путях ее совершенствования.
. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, цель работы - достигнута. Тема раскрыта.
Список использованной литературы
1.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). [Текст]: Учебник для высших юридических учебных заведений. / М.М. Бринчук - М.:Юристъ, 1998.-688с.
2.Ретеюм А. К. Трудный путь экспертизы. // Экологическая экспертиза. - 2008. - № 2. - С. 2 - 7.
3.О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Постановление Правительства РФ от 5.03.2007 г., № 145. // Рос. газ. - 2007. - 15 марта.
Нормативно-правовые акты:
1.ФЗ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - Консультант-Плюс
2.ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" - Консультант-Плюс
.Федеральном закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" - Консультант-Плюс
.Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"- Консультант-Плюс
.О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Постановление Правительства РФ от 5.03.2007 г., № 145. // Рос. газ. - 2007. - 15 марта- Консультант-Плюс
.Приказ министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 24 февраля 2010 г. N 19-о «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы» - Консультант-Плюс
.Закон Красноярского края от 27.10.2005 № 16-3941 «О полномочиях Совета администрации края в области экологической экспертизы» - Консультант-Плюс
Интернет-ресурсы
1.Исполнение требований ГОСТ СНиП до техрегулирования. Письмо Госстроя от 22.12.2003 г. № ЛБ-8381/9 RL[электронный ресурс]: :http://www.lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a481x192.htm (дата обращения 26.02.2009)
2.Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру <http://slovari.yandex.ru/%7E%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/>
3.Сайт Википедия - http://ru.wikipedia.org/