Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,28 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000










ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000»

Введение

Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что в условиях развития экономики России после вступления 16 декабря 2011 года в ВТО, усиления процессов глобализации, обострения конкуренции, возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, важнейшим параметром оценки которой является качество.

Целью исследования является разработка практических рекомендаций в области управления качеством продукции на фабрике по производству обоев.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:

провести оценку важности повышения качества продукции для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации;

разработать методические подходы относительно оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятий по производству обоев в России;

раскрыть сущность управления качеством продукции на предприятии в современных условиях и определить уровень его влияния на конкурентоспособность предприятия;

обосновать необходимость усовершенствования контроля за качеством продукции и определить основные направления этого усовершенствования;

провести обоснование экономической эффективности бизнес-проекта внедрения мероприятий улучшения качества обоев, предназначенных для продвижения на рынки Европейского сообщества, в соответствии со стандартами ISO(ИСО) 9000 редакции 2000 (2008) года.

Объект исследования - система менеджмента качества на предприятии по производству виниловых обоев ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» (г. Санкт-Петербург).

Предметом исследования является эффективность внедрения стандартов ИСО9000 для повышения качества продукции при производстве виниловых обоев ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» (г. Санкт-Петербург) до уровня международных требований по качеству продукции и производства.

Исследовательские методы - исторический метод, метод сравнительного анализа, методы экспертных оценок.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области внедрения систем менеджмента качества в производственных процессах предприятий, материалы научных исследований отечественных и зарубежных авторов, которые анализируют проблематику обеспечения качества продукции, финансово-хозяйственная отчетность предприятия ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» за 2008-2010 гг.

Практическая ценность полученных результатов заключается в обосновании экономической целесообразности бизнес-плана проекта повышения уровня качества обоев в экспортном варианте продукции согласно требованиям стандартов качества Европейского Союза.

обои качество конкурентоспособность

1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты качества как основной составляющей конкурентоспособности продукции

1.1   Законодательная и нормативно-правовая база определений и требований к качеству продукции, система показателей качества продукции

Качество продукции - это оценка потребителем степени соответствия её свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - «качество» определено как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям потребителя.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - «Системы менеджмента качества» (Дата введения 2001-08-31) - разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС), внесен Управлением сертификации Госстандарта России, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. №332ст. В 2008 году стандарт был переиздан в новой редакции ГОСТ R ИСО 9000 - 2008 - Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качеством. Основные положения и словарь». Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ISO 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

Восемь принципов менеджмента качества (см. табл. 1.1) образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:

8 принципов менеджмента качества

Наименование принципа

Сущность принципа

1) Ориентация на потребителя

Организация должны понимать текущие и будущие потребности потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

2) Лидерство руководителя

С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества

3) Вовлечение работников

Полное вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности

4) Процессный подход

Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться «процессным подходом»

5) Системный подход к менеджменту

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей

6) Постоянное улучшение

Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон

7) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Отношения взаимной выгоды организации и ее поставщиков повышают способность обеих сторон создавать ценности


Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.

Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

На рис. 1.1 приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий.

Рис. 1.1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Роль высшего руководства в системе менеджмента качества состоит в следующих процессах:

а) разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

б) популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

в) обеспечении ориентации на требования потребителей во всей организации;

г) обеспечении внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;

д) обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества;

е) обеспечении необходимыми ресурсами;

ж) проведении периодического анализа системы менеджмента качества;

и) принятии решений в отношении политики и целей в области качества;

к) принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.

Документация и документирование процессов деятельности предприятия дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:

а) достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;

б) обеспечению соответствующей подготовки кадров;

в) повторяемости и прослеживаемости;

г) обеспечению объективных свидетельств;

д) оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Действия по улучшению системы менеджмента качества включают:

а) анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;

б) установление целей улучшения;

в) поиск возможных решений для достижения целей;

г) оценивание и выбор решений;

д) выполнение выбранных решений;

е) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;

ж) оформление изменений.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.

Подходы систем менеджмента качества, приведенные в семействе стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба эти подхода:

а) дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны;

б) содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями;

в) обеспечивают основу для постоянного улучшения;

г) включают способы внешнего признания.

Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

1.2 Современные концепции управления качеством в рыночной экономике

Общепризнанными в мире являются следующие современные концепции управления качеством:

всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM);

японский стиль систем менеджмента качества;

концепция 6 «сигм».

В 60-е годы 20 столетия в Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:

1.       Узнать запросы потребителей

2.       Узнать, что будут покупать потребители

.         Определить затраты, необходимые для достижения качества

.         Предупредить возможные дефекты и претензии

.         Предусмотреть корректирующие воздействие

.         Исключить необходимость проверки

В 1967 г. на 7-м Симпозиуме по управлению качеством были названы 6 особенностей японской модели управления качеством:

1.       Участие всех звеньев в управлении качеством

2.       Подготовка кадров и обучение методам качества

.         Деятельность кружков качества

.         Инспектирование деятельности по управлению

.         Использование статистических методов

.         Общенациональные программы по управлению качеством

В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:

1.       Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы

2.       Использование статистических методов контроля над качеством

.         Создание системы мотивации

.         Поощрение обучения, повышения квалификации

.         Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления

.         Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы

.         Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ - ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

Наиболее известны следующие японские модели управления качеством:

1.       Кружки качества (Quality Сircle)

2.       Программа «пяти нулей»

.         Система JIT (JustInTime)

.         Система КАНБАН

Сегодняшние Кружки качества в Японии - это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества.

Японская система управления качеством «5 нулей» на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов, суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

1.       принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2.       создавать условия для появления дефектов;

.         передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

.         вносить изменения в технологию;

.         повторять ошибки.

Концепция JustInTime (JIT) - «делать все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей» (ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов) в организации производства и позволяет сократить время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю. Именно совместная оптимизация качества, издержек производства, пунктуальность и тщательность выполнения работ позволяют, в конечном счете, увеличить долю рынка, производительность и прибыльность производства.

Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50%, а товарные - на 8%.

Система КАНБАН базируется на следующих принципах:

          усиленный контроль качества

          поставка продукции заказчику точно в срок

          наладка оборудования, исключающая брак

          сокращение числа поставщиков комплектующих

          максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.

Начиная с 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) - это общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов. Total Quality Management - философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:

качества продукции

качества организации процессов

уровня квалификации персонала позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.

Качество определяется следующими категориями:

степень реализации требований клиентов

рост финансовых показателей компании

повышение удовлетворенности служащих компании своей работой

Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху.включает 2 механизма:

Quality Assurance (QA) - контроль качества - поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

Quality Improvements (QI) - повышение качества - предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Два механизма: контроль качества и повышение качества - позволяют «удерживать мяч в игре», то есть постоянно совершенствовать, развивать бизнес.

Всеобщее управление качеством - это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством - это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

Шесть сигм (six sigma) - это высокотехнологичная методика точной настройки бизнес-процессов, применяемая с целью минимизации вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое отклонение», обозначаемой греческой буквой σ. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola, США в 1986 г. Плановый показатель качества при использовании этой методики - не более 3,4 отклонения (дефекта) на миллион операций.

Метод основывается на шести базовых принципах:

Искренний интерес к клиенту

Управление на основе данных и фактов

Ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса

Проактивное (упреждающее) управление

Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров)

Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам

При реализации проектов по методике используется последовательность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control - выявить, измерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать):

Определение целей проекта и запросов потребителей (внутренних и внешних)

Измерение процесса, чтобы определить текущее выполнение

Анализ и определение коренных причин дефектов

Улучшение процесса, сокращая дефекты

Контроль дальнейшего протекания процесса.

Методика «Шесть сигма», разработанная компанией «Motorola», является стратегией управления деятельностью предприятия и нашла широкое применение во многих отраслях промышленности. С помощью «Шесть сигма» проводится определение, устранение дефектов и несоответствий в бизнес-процессах и на производстве. Применение данной методики основано на использовании целого ряда методов управления качеством, включая статистические методы, и подразумевает создание на предприятии определённой группы специалистов в этой области (так называемые «чёрные пояса» и др.). Перед проведением проектов, связанных с использованием методики «Шесть сигма», в определённой последовательности проводят комплекс специальных подготовительных мероприятий, а также определяют цель её применения (сокращение расходов или повышение прибыли), результат которой должен иметь количественную оценку.

Методика «Шесть сигма», как и её предшественники, основывается на следующих принципах:

Для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов.

Показатели (KPI), характеризующие протекание процессов производства и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми и улучшаемыми, а также отражать изменения в протекании процессов.

Для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства.

1.3 Опыт внедрения отечественных систем управления качеством продукции

В начале нашего столетия в связи с возрастанием сложности продукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя было ограничиться проведением только технического контроля, требовались какие-то дополнительные меры. В 20-х годах начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30-40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококачественной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, - радиотехника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и др. Таким образом, появляется необходимость разработки более совершенных систем обеспечения качества продукции.

Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников). Инициативы предприятий по разработке и развитию методов управления качеством рождались еще в 50-е гг. Первая попытка была сделана саратовскими машиностроителями, создавшими свою системы БИП (бездефектного изготовления продукции), затем появилась ее львовская модификация СБТ (система бездефектного труда), горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого предъявления), ярославская система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса), КС УКП (комплексная система управления качеством продукции). КС УКП была разработана в ходе научно-практического эксперимента рядом ярославских предприятий совместно с НИИ Госстандарта СССР. Эта система стала базой для управления качеством во многих отраслях промышленности СССР.

1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции)

Первые успешные попытки организации планомерной систематической работы в обеспечении качества в нашей стране были предприняты в 50-х годах. Началом системного подхода к управлению качеством продукции считают разработку и внедрение в 1955 году на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления.

Данная система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

В ее основу были положены следующие принципы:

полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;

сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

Использованный в системе БИП механизм управления качеством оказал влияние и на структуру управления. Прежде всего, изменились функции ОТК (контролировать оценку качества), децентрализовался контроль из-за развития самоконтроля, повысилось качество труда и появилась возможность получать информацию о причинах дефектов, не зависящих от рабочего. Для анализа этой информации, обсуждения и принятия решений создавались постоянно действующие комиссии по качеству, регулярно проводились дни качества.

2. Система СБТ (система бездефектного труда)

На передовых предприятиях Львовской области был разработан так называемый «Львовский вариант саратовской системы» - система бездефектного труда (СБТ). Эта система предусматривала количественную оценку качества труда всех производственных рабочих, ИТР и служащих, способствующих своим трудом повышению качества продукции и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия.

Система бездефектного труда распространилась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др. Она повышает коллективную ответственность, дисциплину работников, заинтересованность в повышении качества труда, что обеспечивает рост эффективности производства и повышение качества продукции.

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий)

Примером научного подхода к управлению качеством стала созданная в 1958 г. на предприятиях тогда Горьковской области система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Саратовская система была направлена на управление качеством на стадии изготовления продукции, система же КАНАРСПИ - на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства.

4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса)

Широкую известность среди систем управления качеством продукции получила система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе. Эта система обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. В ее основе лежит планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями.

При ОТК были созданы рекламационно-исследовательские бюро и сеть опорных эксплуатационных пунктов завода в районах наибольшей концентрации машин. Основная задача - анализ претензий потребителей, инструктаж и оказание помощи по эксплуатации и ремонту двигателей.

5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления)

Система научной организации труда, производства и управления (НОТПУ) была разработана в ПО моторостроения г. Рыбинска. Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями работ системы НОТПУ являлись:

совершенствование внутризаводского планирования при использовании в серийном производстве непрерывного оперативно-календарного планирования;

организацию работ по повышению качества продукции (внедрение системы бездефектного изготовления продукции и количественной оценки работы цехов и отделов предприятия);

повышение культуры производства и создание благоприятных условий труда;

специализация и концентрация вспомогательных производств;

улучшение социально-бытовых условий трудящихся.

6. Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)

В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП - это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;

повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;

улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;

своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;

планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;

обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. запланированного, заданного уровня качества.

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:

1.       Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

2.       Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

.         Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

.         Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

.         Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно-технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.

Объектами управления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;

качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;

качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;

качество организации и управления производством;

качество процессов производства и ритмичность работы;

хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование и т.п.);

качество управления персоналом.

При управлении качеством в КС УКП выполняются следующие специальные функции:

. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

. Планирование повышения качества продукции;

. Нормирование требований к качеству продукции;

. Аттестация продукции;

. Организация разработки и постановки новой продукции на производство;

. Организация технологической подготовки производства;

. Организация метрологического обеспечения;

. Организация материально-технического обеспечения;

. Специальная подготовка и обучение кадров;

. Обеспечение стабильного запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте, эксплуатации и потреблении;

. Стимулирование качества продукции;

. Контроль качества и испытания продукции;

. Госнадзор за внедрением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;

. Правовое обеспечение управления качеством продукции;

. Информационное обеспечение КС УКП;

. Организация взаимоотношений предприятия с поставщиками и потребителями;

. Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

. Технико-экономический анализ повышения качества продукции;

. Организация трудовой деятельности (научная организация труда, организация соревнования, решение социальных вопросов и др.).

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;

пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;

формальное отношение к организации систем УКП;

поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;

громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;

недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;

выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;

работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»;

недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;

забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;

недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;

неполное взаимоувязывание системы УКП с другими системами управления;

в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;

недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

2. Анализ современного уровня управления качеством продукции в ООО «Обойная фабрика «Элизиум»»

2.1 Характеристика финансово-экономического состояния предприятия

Фабрика обоев «Элизиум», как новое созданное производство на базе ввезенных обоепечатных автоматизированных линий оборудования из Германии, как материального взноса иностранных инвесторов в уставный фонд нового предприятия (49,4%), начала работать в 2006 году. Первой продукцией была партия виниловых обоев, которые мастера фабрики изготовили, освоив европейское оборудование и современные производственные технологии. Всего за несколько лет фабрика прошла большой путь развития: было создано серьезное производство и разработано несколько десятков разных коллекций обоев.

Таблица 2.1. Основные регистрационные данные фабрики обоев «Элизиум» (ООО «Петербургская обойная компания)

Адрес:

195027, г. Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., 17, лит. А

Метро:

Ладожская

Район:

Красногвардейский рн

Адрес вебсайта:

www.elysiumnsk.ru

Рубрики:

Обои - производство, продажа оптом


Сегодня под маркой Elysium производится более 80 коллекций обоев в разных стилях: от классики до авангарда. В составе компании работает профессиональная дизайн-студия, благодаря этому обои фабрики всегда эстетически выразительны, дизайны уникальны и актуальны.

На фабрике освоены разные технологии и налажен выпуск обоев высочайшего качества в категориях: шелкография; компактвинил; тяжелый винил; - ингибирование; трафаретная печать.

В 2010 году компания «Элизиум» расширила производство, установив новое оборудование всемирно известных в своей отрасли английских компаний Laserflex и Emerson & Renwick. Благодаря этому в ассортименте обоев появилось несколько новинок, которые стали новизной для российского рынка:

обои метровой ширины;

обои под покраску;

обои с флоковой текстурой;

обои, имитирующие различные покрытия, в том числе фактуру декоративной штукатурки.

Изготовление обоев из импортного сертифицированного сырья на современных европейских производственных линиях объясняет высочайшее качество продукции этой марки, которая сегодня продается на всей территории России, от Калининграда до Владивостока, и пользуется стабильным спросом.

Продукция фабрики «Элизиум» распространяется торговым домом ТД «Элизиум». Главный офис находится в г. Бердске (Новосибирская область), представительства - в Москве и Санкт-Петербурге.

Обои - отделочный материал для внутренних стен и иногда потолков, обычно выпускается в виде рулонов. Обои бывают на бумажной, тканевой и полимерной основе. Обои можно классифицировать по нескольким признакам.

Рис. 2.1. Классификация обоев по уровню водостойкости

Рис. 2.2. Классификация обоев по виду поверхности

Рис. 2.3. Классификация обоев по плотности

Виниловые обои появились сравнительно недавно. Это моющиеся и долговечные обои. Благодаря данным свойствам эти обои идеально подходят для оклейки помещений, требующих частой влажной уборки с применением моющих средств (кухонь, ванных комнат, прихожих, холлов). А разнообразие дизайнов и текстур позволяет создать атмосферу уюта и тепла в доме.

Виниловые обои состоят из двух слоев. Нижний слой, бумажный или флизелиновый, покрывается тонким слоем ПВХ (поливинилхлорид), а затем на поверхность обоев наносится рисунок и / или тиснение.

Среди виниловых обоев можно выделить две большие группы: вспененный винил без тиснения и виниловые обои с тиснением.

ООО «Элизиум» производит обои в категориях винил горячего тиснения в регистр и винил химического тиснения.

Виниловые обои горячего тиснения согласно классификации, принятой в ООО «Элизиум» компании, делятся на четыре группы: шелкография, компактвинил, тяжелый винил и ингибирование.

Объем российского производства обоев до 2008 года в целом имел тенденцию к снижению. Особенно ярко выражено это было в 2003-2004 гг. (рис. 2.4). Временное увеличение производства в 2005-2006 гг. опять сменилось падением. Казалось бы, рынок обоев ожидает затяжная депрессия, не связанная с кризисом, но усугубляемая им. В 2008 году было произведено 77,5 млн. усл. кус. обоев, что на 16% меньше предыдущего периода, который, в свою очередь, был меньше на 11%. Однако уже в 2009 году наметился прирост, в результате выпуск оказался выше прогнозируемого - 85,7 млн. кусков, в 2010 году производство достигло 87-90 млн. кусков, что на 14-16% больше 2009 года.

Рис. 2.4. Динамика производства обоев, тыс. усл. кус., 1998-2010 гг.

Весомую долю в 2004-2007 гг. в общий объем выпуска вкладывали предприятия ОАО «Тульские бумажные промышленники», производственнокоммерческое предприятие «Сыктывкарские бумажные изделия», а также ОАО «Советский ЦБЗ», ООО «Спектр» и предприятие ЗАО «Декор». По всей видимости, в настоящее время эти предприятия покинули обойный рынок.

Рис. 2.5. Структура производства обоев по основным производителям России, 2004-2010 гг.

Следует отметить, что существенную роль в обойной промышленности России в свое время сыграло предприятие ОАО «Тульские бумажные промышленники». В течение многих лет оно вносило наибольшую долю в объем производства обоев в России. Например, в 2000-2001 годах доля этого предприятия занимала 40% в объеме общего выпуска обоев России. Однако затем последовало значительное сокращение выпуска обоев, так что в 2003 и 2004 годах темпы убыли производства составили более 50%, а в 2006 году предприятие прекратило выпуск обоев.

Теперь лидером среди российских производителей является ООО «КОФ «Палитра», второе место занимает ОАО «Саратовские обои» (бывшее лидером еще два года назад), на третье в 2008 г. вышло ООО «Эрисманн», отодвинув ООО «Маякпринт» на четвертую позицию, а ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» на пятую.

Закрылись такие предприятия, как «Декор», «Русский эксклюзив» (г. Подольск), Никольская обойная фабрика (г. СПетербург), «Рубикон». Свернуло производство обоев казавшееся перспективным ООО «Спектр» (г. Ростов-на-Дону). В то же время в г. Дмитрове в 2008 г. состоялось официальное открытие обойной фабрики «Арт», в г. Новосибирске начали работать две обойные фабрики, одна из которых выпускает обои под торговой маркой Торгового дома «Элизиум».

Россия импортирует и экспортирует, в основном, виниловые и бумажные обои. Объем импорта значительно превышает объем экспорта.

Рис. 2.6. Сравнительная динамика импорта и экспорта обоев в натуральном выражении, кг, 2001-2009 гг.

Рис. 2.7. Динамика соотношения импорта и продукции собственного производства, 1998-2010 гг., %

Динамика внешней торговли обоями вплоть до кризиса имела тенденцию к увеличению, причем даже в 2008 году импорт показал положительный прирост, а вот экспорт уменьшился. В 2009 году внешнеторговый оборот сократился по сравнению с 2008 г., но незначительно. Снизился импорт на 10 тыс. тонн, а экспорт практически остался на прежнем уровне.

В настоящее время рынок российских обоев находится в стадии развития. Выделяются крупнейшие предприятия, работающие на современном оборудовании, и замещают более слабых и нестабильных конкурентов, а также предприятия, производящие дешевые виды обоев. Количество предприятий по производству обоев сократилось за период с 1999 года до сегодняшних дней, а динамика производства обоев имеет неоднозначную структуру в последние годы.

Обойный рынок даже до кризиса демонстрировал неоднозначные показатели прироста: в 1999-2001 годах темпы прироста были положительными, высокими (до 26% в 2001 году), в 2007 году прирост объема рынка был отрицательным (-3%), что объясняется падением активности производства обоев в стране (прирост производства в 2007 году составил -12,7% по отношению к 2006 году).

По понятным причинам 2008 и 2009 годы оказались «в минусе», однако эти показатели гораздо меньше отрицательных приростов большинства отделочных материалов, поэтому можно предположить, что в последнее время обойный рынок претерпевал структурный кризис, дополненный мировыми финансовыми потрясениями.

В последние годы отечественное производство обогатилось несколькими новыми современными предприятиями («Эрисманн», «Арт», «Элизиум»), которые стали наверстывать упущенное. В 2010 году рыночные показатели вышли на положительный уровень, поскольку производство это сделало уже в 2009 году. В условиях снижения покупательной способности населения (которое сохранялось еще в течение 1-2 лет после кризиса) спрос на обои как на традиционный для России отделочный материал может увеличиться. И даже если это увеличение будет сравнительно небольшим, 15%-е падение импорта потребует замещения отечественной продукцией.

По динамике соотношения «свое / импортное» видно, что доля импорта в объеме рынка неуклонно растет с 1999 до 2004 года (до 47% в объеме рынка в 2004 году). В 2005 году доля потребления собственного производства увеличилась по сравнению с 2004 годом, во многом благодаря появлению современного предприятия, ставшего в последующем лидирующим производителем современных видов обоев в России - КОФ «Палитра» (Московская область). Однако в дальнейшем доля импорта продолжала увеличиваться вплоть до настоящего времени. 2010-2011 гг. стали первыми на протяжении долгого периода времени, когда объем собственного производства обоев в России возобладал над импортным.

Основой для производства виниловых обоев «Эдизиум» служит бумага из Финляндии и Германии. Используемые в производстве пасты, лакокрасочное сырье и другие вспомогательные материалы также из Германии.

Проблемы с сырьем:

. Производители дорогих и качественных обоев вынуждены ввозить сырье из-за границы. Обои подешевле делают из российских материалов.

. В качестве сырья при производстве обоев применяются бумага, краски, лаки, полимерные пасты (последние применяют при изготовлении обоев, которые моются). Краски используют все больше импортные. 1 кг иностранной краски может стоить от $6 к $25. Необходимой в производстве моющихся обоев, виниловой пасты в России не выпускается, ее завозят из Германии и Польши. В тот же время ООО «Петербургская обойная компания» купила и смонтировала в 2011 году иностранное оборудование для производства виниловой пасты за лицензии в России.


Таблица 2.2. Сравнительный анализ динамики активов и финансовых результатов ООО «Петербургская обойная компания» за 2008-2010 гг.


Как показывает анализ результатов расчетов динамики роста активов предприятия и финансовых результатов деятельности в ООО «Петербургская обойная компания» (табл. 2.2):

-   при росте объемов активов баланса в 2010 году относительно 2008 года на +46,2%, объем чистых валовых доходов от реализации продукции возрос в 2010 году относительно 2008 года на +69,4%, что отвечает «золотому правилу» интенсивного развития экономики предприятия;

-         при росте объемов чистых валовых доходов от реализации продукции в 2010 году относительно 2008 года на +69,4%, объем себестоимости продукции в 2010 году относительно 2008 года возрос на +74,7%, а, соответственно, объем валовой прибыли от реализации 2010/2008 возрос только на +48,6% и объем чистой прибыли после налогообложения 2010/2008 уменьшился на 30,8%, что не соответствует «золотому правилу» интенсивного развития экономики предприятия.

Анализ графиков показателей ликвидности, финансовой стойкости, деловой активности и рентабельности деятельности, приведенных на рис. 2.9 - 2.10 показывает, что в ООО «Петербургская обойная компания» есть следующие проблемы деятельности:

показатель абсолютной (немедленной) ликвидности, который обеспечивается объемом наличных денег в кассе и на расчетном счету, в 2,0 раза ниже уровня стойкой ликвидности предприятия, т.е. предприятие имеет проблемы с текущей платежеспособностью;

рентабельность собственного уставного капитала предприятия по чистой прибыли после налогообложения с уровня 49,9% в 2008 году постепенно упала до уровня 18,2% при рыночной доходности капитала в 2010 году 22,0-24,0% годовых (по рыночной доходности безрисковых государственных облигаций), что делает предприятие инвестиционно непривлекательным для привлечения дополнительного капитала в уставный фонд предприятия.


Рис. 2.9. Динамика показателей ликвидности ООО «Петербургская обойная компания» в 2008-2010 гг.

Рис. 2.10. Динамика показателей рентабельности деятельности ООО «Петербургская обойная компания» в 2008-2010 гг.

Основными покупателями экспортной готовой продукции - обоев в ООО «Петербургская обойная компания» в 2008-2010 годах были: «Краски» (Молдова, г. Тирасполь), ООО «Новик» (г. Минск, Беларусь), Рагимов Ризван Ниязи (г. Гянджа, Азербайджан), ООО «VERSAL МКО» (Республика Узбекистан, г. Ташкент), ТОО «GAMMAHOLDING» (Казахстан), ООО «Интерстройсервис и К» (Казахстан), ООО «ПТК» (Беларусь), Султанов Камил Саттар Огли (Азербайджан), ПП «AIK TALISMAN» (Узбекистан), Компания «OTaiba Center for Smport & Export» (Египет), ТОО «SINN» (Казахстан), ООО «Десятка - строй» (Белоруссия), Фирма ТЧУП «Будринок» (Белоруссия), ООО «Ега - 2007» (Грузия).

На рис. 2.11 приведенная структура объемов внутренних и экспортных операций реализации обоев в разрезе стран в ООО «Петербургская обойная компания» в 2010 году.

Как показывает анализ графиков, приведенных на рис. 2.11:

.         Удельный вес реализации обоев по странам распределенная в 2010 году как:

Российская Федерация - 72,8%; - Казахстан - 6,29%;

Беларусь - 5,46%; - Азербайджан - 5,46%.

Суммарная доля экспорта обоев ООО «Петербургская обойная компания» в страны СНГ в 2009 году составляет 17,1%.

. Удельный вес пробного экспорта обоев у страны Азии и Африки в 2010 году представляет минимально незначительные доли:

Египет - 0,29%; - Кипр - 0,02%; - Ливия - 0,03%; Монголия - 0,25%.

Италия - 0,01%; - Германия - 0,11%; - Польша - 0,02%.

ООО «Петербургская обойная компания» осуществляет импорт сырья для производства обоев, основных средств и материалов для собственного производства виниловой пасты на территории России.

2.2 Показатели качества продукции и методы их оценки на предприятии

Продукция обойной фабрики «Элизиум» завоевала широкую популярность не только в России, но и за ее пределами. Специалисты предприятия пристально следят за новыми тенденциями в дизайне интерьера, разрабатывают образцы новых композиций и цветовых решений. Благодаря их работе, продукция обойной фабрики «Элизиум» легко конкурирует с аналогичной продукцией западных производителей, не уступая им по актуальности дизайна и стиля.

Основными качественными показателями обоев ООО «Петербургская обойная компания» ТМ «Элизиум» являются:

лидирующие позиции на отечественном рынке обоев со вспененным виниловым покрытием, разнообразие расцветки, текстуры и рисунков которых разрешает воплотить любые дизайнерские идеи и оформить интерьер, который отвечает требованиям всех категорий потребителей;

виниловые и акриловые обои - обои, на бумажную основу которых нанесен слой виниловой или акриловой пены (в виниловых слой пены над бумагой поднимается на 3-4 мм, в акриловых - на 1, 5-2 мм).

высокая светостойкость (стойкость от «обесцвечивания»);

высокая механическая прочность;

высокая степень адгезии при взаимодействии с обойными клеями, которая обеспечивает надежную и долговечную эксплуатацию обоев на стенах;

многообразие цветовой гаммы (одноцветные и узоры);

вариации текстуры поверхности - плотные с рельефным рисунком, с выдавленным мелким рисунком, с глубоким рисунком;

распределение по плотности - легкие и тяжелые обои;

возможность комбинирования нескольких видов обоев в одном интерьере;

выпуск обоев разной степени водостойкости - обычные, водостойкие и моющиеся;

наличие в ассортиментах обоев повышенной влагостойкости, которые можно не только протирать, но и чистить с использованием моющих средств.

Согласно «Положению о технологических контрольных картах внедрения и обеспечение функционирования системы менеджмента качества в ООО «Петербургская обойная компания»» функциональные задачи подразделений предприятия по обеспечению качества разделены по этапам жизненного цикла проектирования и производства продукции - обоев в ООО «Петербургская обойная компания»:

. Этап «Маркетинг и изучения рынка»

Основные функции системы менеджмента качества:

участие в анализе данных конъюнктуры и цен на продукцию, которая проводится подразделениями маркетинга и рекламы;

участие в подготовке программы работ по проектированию, разработке, производству и продвижению на рынке продукции;

определение текущих и перспективных нужд в производстве продукции для разных рынков;

определение и уточнение требований потребителей по техническим характеристикам, номенклатуре, объемам, стоимости и другим условиями потребительского спроса;

. Этап «Проектирование и разработка продукции»

Основные функции системы менеджмента качества:

анализ требований заказчиков к параметрам продукции, которая предназначена для освоения и производства;

согласование с разработчиком требований к продукции и номенклатуре показателей ее качества, которые устанавливают при оценивании качества и сертификации продукции;

согласование с заказчиком и разработчиком требований и критериев приема и отбраковки продукции;

согласование с заказчиком и разработчиком объектов и методов контроля и испытаний продукции, выполнение измерений;

. Этап «Планирование и разработка процессов»

Основные функции системы менеджмента качества:

анализ имеющегося уровня организации работ по обеспечению качества продукции в производстве и его соответствия требованиям сертификации продукции и системы качества;

формирование состава мероприятий по усовершенствованию уровня организации работ по обеспечение качества продукции;

выбор, разработка и внедрение прогрессивных технологических процессов и операций;

оснащение производства необходимым оборудованием, технологической оснасткой и инструментом, контрольно-измерительными приборами, средствами механизации и автоматизации, оргтехникой, а также монтажным и обслуживающим оборудованием;

аттестация системы контроля и испытаний;

. Этап «Закупка - импорт оборудования, сырья и материалов»

Основные функции системы менеджмента качества:

выбор приемлемых поставщиков (субподрядчиков);

контроль и оценка системы качества у поставщика (субподрядчика);

разработка соглашений (условий договора) по качеству продукции, которая поставляется (закупается);

планирование и организация работ по входному контролю продукции, которая поступает от поставщика (субподрядчика), а также организация взаимодействий с поставщиками (субподрядчиками) по качеству продукции;

регистрация и оценивание данных о качестве купленной продукции, ведение претенциозной работы;

анализ данных по претензиям к поставщикам (субподрядчикам) относительно выполнения договорных обязательств по техническим характеристикам, условиям контроля и испытаний, упаковки и маркировки изделий;

. Этап «Производство»

Основные функции системы менеджмента качества:

контроль состояния соблюдения требований нормативной документации;

выполнение технического контроля, испытаний, технической диагностики на разных стадиях производства продукции, в т.ч. использование статистических методов контроля;

систематическая проверка (контроль) состояния, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, соблюдение технологической дисциплины;

оценивание качества изготовления продукции;

контроль несоответствующей продукции, организация и проведение выбраковывания, изоляции и утилизации продукции ненадлежащего качества, сбережение выпущенной продукции до завершения процедур контроля и испытаний;

аттестация производства, технологических процессов и рабочих мест, подготовка к сертификации системы качества;

аттестация оборудования, оснащения, инструментов, деталей и сборочных единиц собственного изготовления;

организация и обеспечение функционирования системы учета и оценивания расходов на обеспечение качества продукции;

внедрение и анализ эффективности функционирования экономических методов управление качеством при производстве продукции;

информирование руководства и подразделений о качестве продукции и состояния работ по обеспечению качества.

. Этап «Входные и выходные контрольные проверки»

Основные функции системы менеджмента качества:

входной контроль, испытания и контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей, сборочных единиц в процессах их хранения и транспортировки;

контроль параметров оборудования, оснащения, инструментов, устройств, систем энергообеспечения, систем транспортировки и производственной среды;

контроль и испытания готовой продукции (по установленным параметрам), регистрация результатов (оформление протоколов);

идентификация статуса продукции по результатам контроля и испытаний;

разработка предложений по обеспечению и повышению качества продукции.

. Этап «Упаковка и складирование»

Основные функции системы менеджмента качества:

проведение мероприятий по обеспечению качества во время транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ и складирования продукции;

проверка комплектности и упаковки технической и товаросопроводительной документации.

. Этап «Сбыт и продажа»

Основные функции системы менеджмента качества:

контроль за выполнением технических условий отправки продукции (по необходимости);

контроль за выполнением технических условий получения продукции;

. Этап «Эксплуатация»

Основные функции системы менеджмента качества:

подготовка предложений по обеспечению и улучшению качества продукции на основе полученных данных на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации продукции.

2.3 Оценка уровня управления качеством продукции на предприятии

Для оценки уровня управления качеством продукции на предприятии ООО «Петербургская обойная компания» в дипломном исследовании проведен детальный анализ документированности технологических процессов производства обоев и наличия процедур контроля качества в процессе изготовления обоев.

Как показал анализ документации в ООО «Петербургская обойная компания» обои ТМ «Элизиум» выпускаются в соответствии с требованиями специальных технологических инструкций к иностранному оборудованию и иностранному сырью, которые документированы в разработанном на предприятии документе - технических условиях ТУ РФ 21. 25517922-004-2003 «Обои производства ООО «Петербургская обойная компания»».

ТУ РФ 21.25517922-004-2003 «Обои производства ООО «Петербургская обойная компания»» разработан согласно требованиям стандартов серии ISO9000 и обуславливает функционирование технологических систем контроля качества согласно международным стандартам.

Сертификация всего обойного производства ООО «Петербургская обойная компания» на соответствие стандартам ISO - 9001,9004 на современном этапе сдерживается подготовкой к выпуску ТУ РФ «Пластизоль производства ООО «Петербургская обойная компания»», поскольку в России отсутствовало соответствующее производство и требования к контролю качества входного сырья и выходного химического продукта, который делает невозможным сертификацию производства по ИСО - 9001, 9004.

Сегодня технологический процесс изготовления пластизолов в ООО «Петербургская обойная компания» ведется по стандартам СССР для химических производств в соответствии со СП №1042-73 «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиеничные требования к производственному оборудованию» ГОСТ 12.1. 005-88, ГОСТ 12.4. 011-89.

3. Обоснование экономической целесообразности повышение качества продукции

.1 Сущность и процедуры сертификации продукции и систем управления качеством

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:

работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата;

работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным.

Сертификация системы качества гарантирует, что:

          компания хорошо организована;

          хорошо распределены обязанности, методики, процедуры;

          существуют оперативные инструкции, документированные и известные всему персоналу компании;

          имеются средства контроля, поддерживающиеся в рабочем состоянии и хорошо отлаженные;

          имеется профессиональный и хорошо обученный персонал, способный выполнять свою работу качественно.

Обычно время подготовки к сертификации определяют в один-два года. На практике время подготовки к сертификации - категория индивидуальная для каждого предприятия и зависит от множества факторов, основными из которых являются:

          уровень управления качеством на предприятии к началу подготовки к сертификации (состояние производственной системы, традиции в области управления качеством, уровень подготовки персонала, уровень взаимопонимания в отношениях с партнерами и т.д.)

          отношение руководства организации к вопросу управления качеством

          наличие аттестованных специалистов по сертификации систем качества.

Для обеспечения успешной подготовки и проведения сертификации организации зависит от выполнения целого ряда требований, важнейшими из которых являются:

. Принятие высшим руководством организации обязательства решительно добиваться соответствия стандартам ИСО серии 9000 при достижении целей, поставленных организацией, распределяя соответствующим образом необходимые ресурсы и подготовленный персонал.

. Учреждение Руководящего совета, в функции которого будет входить создание всеобъемлющей программы развертывания ИСО 9000 в организации и обеспечение ее выполнения с надлежащим распределением ресурсов.

. Обучение Руководящего совета ИСО 9000. Все члены Руководящего совета должны понимать требования ИСО в деталях.

. Выбор и оценка сертификационного агентства. Это требование связано с нахождением регистратора, т.е. уполномоченного для сертификации на соответствие ИСО 9000 и занесения в регистр. На возможность занесения в регистр следует обратить особое внимание, т.к. сейчас во многих странах существует широкая сеть сертификационных агентств, которые занимаются другими видами сертификации, без занесения в регистр.

. Установление ответственности за качество. После учреждения и обучения Руководящий совет четко распределяет ответственность за качество и соответствующие процессы в организации.

. Создание структуры процедур. В каждой организации должна быть модель (структура), показывающая функциональные взаимосвязи между подразделениями.

. Определение стандарта документации. Руководящий совет должен определить все документы, требуемые стандартом ИСО 9000, и внести в них соответствующую ясность для исполнителей.

. Подготовка всех сотрудников организации в области ИСО 9000. Каждый сотрудник должен понимать смысл и требования стандартов ИСО 9000, так как в подготовке и проведении сертификации требуется участие всех сотрудников.

. Подготовка группы внутреннего аудита. Члены группы подбираются из числа сотрудников и обучаются вопросам проведения внутреннего аудита.

В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000 можно выделить четыре направления деятельности в области качества, посредством которых система качества воздействует на процесс формирования качества продукции и услуг на различных этапах их жизненного цикла: планирование; управление; обеспечение; улучшение.

Планирование качества включает в себя деятельность по установлению целей и требований к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества продукции и услуг охватывает идентификацию, классификацию и оценку качества, установление целей и нормирование требований к качеству продукции или процессов. Планирование качества процессов охватывает подготовку программы качества, выработку предложений по улучшению качества, подготовку применения системы качества, включая составление стандартных графиков ее ввода в действие и применения.

Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят контроль качества, разработка и реализация мер по корректировке процессов. Основное назначение управления качеством в организации - выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству продукции и услуг, применять решения по дальнейшему использованию продукции, имеющей отклонения или дефекты, не допускать появления повторных отклонений или дефектов за счет своевременной разработки и реализации корректирующих мер.

Обеспечение качества включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания и подтверждения достаточной уверенности в том, что продукт, процесс или услуга удовлетворяют установленным требованиям к качеству.

Различают внутреннее обеспечение качества (деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции или услуг у руководства организации) и внешнее обеспечение качества (деятельность по созданию такой уверенности у потребителя или других лиц, например, экспертов-аудиторов систем качества, государственных инспекторов по качеству и т.д.).

В состав процедур по обеспечению качества входят внутренние проверки системы качества и другие предупреждающие действия, предусмотренные стандартами ИСО серии 9000 или разработанные по инициативе самой организации исходя из специфики продукции и производственных процессов.

Улучшение качества включает в себя все мероприятия, осуществляемые в организации в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения прибыли организации и выгоды потребителей.

3.2 Влияние факторов качества на конкурентоспособность продукции предприятия на рынках СНГ и Европы

Говоря о европейских нормах качества, следует отметить, что на территории Европейского Союза не допускается распространение обоев, которые содержат разные токсичные и опасные для человеческого организма вещества. Среди них винилхлорид, хлоруглероды, фторуглероды. Также образцовые обои не должны выделять разные летучие соединения. Обычно в этом случае имеют ввиду ароматичные углеводы. Производство отделочных материалов не должно основываться на применении легко воспламеняемых и сильно летучих растворителей, различных размягчителей и пластификаторов.

Обои, которые претендуют на высокий уровень качества, должны содержать формальдегид в строго ограниченных количествах, а процесс стабилизации виниловых полимеров должен обходиться без применения тяжелых металлов, например, свинца или кадмия. Только обои, которые в полной мере отвечают всему спектру так называемых общеевропейских требований RAL, которые касаются экологичности продукции, можно применять в самых разных помещениях, от офиса до детской.

Именно ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» впервые в России начала производство обоев со вспененным виниловым покрытием (ТМ «Элизиум») и является признанным лидером в данном сегменте российского рынка. При этом ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» успешно конкурирует с 4-мя другими большими отечественными производителями виниловых обоев и с 10-ю торговыми марками, которые пришли в страну из-за границы. Удельный вес экспорта ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» в общей сумме экспорта виниловых обоев из России составляет 45%.

Продукция ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» проходит тестирование в независимой европейской лаборатории Международной ассоциации производителей обоев I.G.I на предмет подтверждения соответствия обоев» Элизиум " европейским стандартам качества, экологичности и безопасности для присвоения им символики (логотипа) I.G.I и экоэмблемы.

Европейский уровень качества обоев ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» обеспечивается жестким контролем качества на всех стадиях технологического процесса: от получения сырья до упаковки готовой продукции.

Поскольку на 60% качество обоев определяется качеством исходного сырья, необходимо остановиться на этом важном моменте. Была сделана ставка на применение только высококачественной сырьевой базы.

Основными поставщиками сырья и материалов для ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» являются наибольшие мировые лидеры из Финляндии, Бельгии, Германии. Аналогов по качеству обойной основы в России нет.

Гарантии безопасности использования обоев ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» обеспечиваются систематическим санитарно-эпидемиологическим контролем за продукцией и входящим в ее состав сырьем. Контроль осуществляет региональная санэпидстанция г. Санкт-Петербурга.

ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» предоставляет своим торгующим организациям ежегодно обновляемый пакет документов, в который входят:

. Сертификат соответствия на обои производства ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» (подтверждение того, что продукция на территории России сертифицирована - добровольная сертификация).

. Гигиеничный сертификат на продукцию (подтверждение безопасности обоев ТМ «Элизиум» при использовании, которое свидетельствует о том, что при нормальных условиях эксплуатации не выделяются вредные для человека вещества).

. Протокол периодических исследований продукции лабораторией областной СЭС.

. Радиационный паспорт на обои ТМ «Элизиум».

. Протоколы пожарных испытаний.

Из указанного перечня обязательными документами являются Гигиеничные выводы и Радиационный Паспорт.

Наличие других документов в России носит добровольный характер. Это связано с тем, что обои, согласно законодательству России, не подлежат обязательной сертификации ни в сфере соответствия обязательным требованиям, ни в области пожарной безопасности.

Конкурентоспособность продукции предприятия ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» на рынках СНГ и Европы обеспечивается внедрением при производстве и эксплуатации обоев европейских и СНГ норм стандартов к качеству обоев. При этом одним из важнейших факторов является гармонизация стандартов СНГ и Евростандартов, что позволяет экспортировать обои как у страны СНГ, так и в европейские страны с общепринятыми сертификатами качества и безопасности обоев.

Важнейшими стандартами Европейского Союза по качеству обоев являются 2 стандарта:

-         стандарт ЕС EN 233:1999 «Обои в рулонах. Требования к бумажным, виниловым и пластиковым обоям»;

-         стандарт ЕС EN 12956:1999 «Обои для стен в рулонах. Определение размеров, прямолинейности, пористости и их способности к мытью».

Соответственно, экспорт обоев ООО «Петербургская обойная компания» в страны СНГ не имел никаких препятствий по сертификации качества и соответствия характеристик обоев требованиям внутренних стандартов СНГ.

В тот же время в дипломном исследовании проанализирован уровень гармонизации межгосударственных стандартов СНГ в области требований к техническим параметрам и качеству обоев с требованиями евростандартов для выявления необходимости проведения дополнительных мероприятий по стандартизации производства обоев, предназначенных для экспорта в Европу.

Так, межгосударственный стандарт 30834-2002 разработан для применения европейского стандарта ЕN 235-89 «Обои в рулонах. Определения и символы» в экономике Российской Федерации, Украины и других государств СНГ. ГОСТ 6810-2002 (гармонизован с евростандартом EN 233-89) «Межгосударственный стандарт - Обои. Технические условия (Wallpaper. Specifications), Дата введения 2003-09-01, распространяется на бумажные, виниловые и текстильные обои на бумажной основе, а также обои на основе нетканых композиционных материалов, предназначенные для оклеивания стен и потолков жилых и общественных домов.


Заключение

Качество продукции - это оценка потребителем степени соответствия её свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

Для оценки уровня качества продукции используют набор показателей качества, который позволяет оценить существенные для потребителя свойства продукции по некоторому заданному критерию. Свойство является особенностью продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, без оценивания важности этого свойства для потребителя (например, технический уровень продукции).

Для обеспечения высокого качества продукции с низкими издержками в крупномасштабном производстве не достаточно контроля качества, необходимо создание в организации системы менеджмента качества.

ISO 9000 - это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM) Принято считать, что при разработке 1й версии стандартов ISO серии 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов BSI.

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:

1 версия была подготовлена в 1987 году.

2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.

3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.

4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год.

Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:

. Ориентация на потребителя

. Лидерство руководителя

. Вовлечение работников

. Процессный подход - желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

. Системный подход к менеджменту

. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

. Принятие решений, основанное на фактах

. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000, основными из которых являются:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.

В дипломном проекте исследован уровень качества продукции, достигнутый системой управления качеством в ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»», которое является современным предприятием по выпуску высококачественных виниловых обоев под торговой маркой «Элизиум».

Для оценки современного уровня управления качеством продукции на предприятии ООО «Петербургская обойная фабрика» в дипломном исследовании проведен детальный анализ документированости технологических процессов производства обоев и наличия процедур контроля качества в процессе изготовления обоев.

Конкурентоспособность продукции предприятия ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» на рынках СНГ и Европы обеспечивается внедрением при производстве и эксплуатации обоев европейских и СНГ норм стандартов к качеству обоев. При этом одним из важнейших факторов является гармонизация стандартов СНГ и Евростандартов, что позволяет экспортировать обои как у страны СНГ, так и в европейские страны с общепринятыми сертификатами качества и безопасности обоев.

Важнейшими стандартами Европейского Союза по качеству обоев являются 2 стандарта:

-         стандарт ЕС EN 233:1999 «Обои в рулонах. Требования к бумажным, виниловым и пластиковым обоям»;

-         стандарт ЕС EN 12956:1999 «Обои для стен в рулонах. Определение размеров, прямолинейности, пористости и их способности к мытью»;

Выпуск обоев в 2008-2010 гг. ООО «Петербургская обойная фабрика «Элизиум»» проводился согласно межгосударственным стандартам России, Украины и других стран СНГ, которые гармонизованы с требованиями євростандарта EN 235-89:

. ГОСТ 30834-2002 (гармонизованный с євростандартом ЕN 235-89) - «Межгосударственный стандарт. Обои. Определение и графические символы (Wallpaper. Definitions and graphical symbols) // Дата введения 2003-09-01;

2. ГОСТ 6810-2002 (гармонизованный с євростандартом EN 233-89) «Межгосударственный стандарт - Обои. Технические условия (Wallpaper. Specifications) // Дата введения 2003-09-01.

Соответственно, экспорт обоев ООО «Петербургская обойная компания» в страны СНГ не имел никаких препятствий по сертификации качества и соответствия характеристик обоев требованиям внутренних стандартов СНГ.

Для повышения качества обоев в экспортном варианте продукции согласно требованиям Европейского Союза для ООО «Петербургская обойная фабрика» необходимо приобретение дополнительного оборудования лаборатории по контролю за качеством самостоятельно изготовляемой виниловой пасты для выпуска виниловых обоев.

Как показывают результаты расчетов эффективности предложенного инвестиционного проекта приобретения и внедрения дополнительного контрольного оборудования для сертификации качества обоев согласно евростандартам, показатели дисконтированной «пренумерандо» (т.е. приведенные к моменту времени t=0) эффективности вложения в проект кредитно-облигационной инвестиции в размере 32,0 млн. руб. достигают следующих уровней:

Чистая дисконтированная прибыль проекта ЧДД (или NPV) составляет 71,35 млн. руб., т.е. инвестиция, вложенная в исследуемый проект, за 5 лет генерирует поток доходов, который позволяет возвратить инвесторам (банку - кредитору и собственникам облигаций) их инвестицию, уплатить проценты за пользование инвестицией, и еще дополнительно получить значительную прибыль для предприятия;

Владельцы предприятия в качестве дивидендов (25% от ежегодной суммы чистой прибыли проекта) за 5 лет получат 19,0 млн. руб. только от эксплуатации проекта;

Дисконтированный коэффициент эффективности инвестиции для предприятия ДКЕІ составляет 223,0%, а дисконтированный коэффициент дохода инвестора банка в виде уплаченных предприятием процентов за пользование кредитом составляет 39,2%. Таким образом инвестиционный проект является высокоприбыльным не только для предприятия, но и для инвестора;

дисконтированный срок окупаемости инвестиции ДСО =2,23 лет, т.е. меньше расчетного срока проекта 5 лет;

внутренняя рентабельность проекта составляет ВНД = 84,4% годовых и намного выше расчетной нормы дисконтирования 28% годовых.

Таким образом, проект является экономически выгодным для всех участников.

Практическая ценность полученных результатов дипломного исследования состоит в обосновании эффективности бизнес-плана повышения качества выпуска обоев до уровня сертификации производства по евростандартам ISO - 9000,9001,9004, что позволит беспрепятственно поставлять выпускаемые виниловые обои на рынок Европейского Союза и, соответственно, значительно увеличить прибыльность предприятия на фоне низкой покупательной способности отечественных покупателей в России.

Похожие работы на - Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!