Организация религиозного туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    87,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация религиозного туризма

Международная Академия Бизнеса и Управления

Кафедра экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

Специальность: Международный туризм и гостиничный Бизнес

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: "Организация религиозного туризма"




Выполнила: студентка Шишкина А.А.

Руководитель: препод. Ртищева И.А.





МОСКВА 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок

1.1 Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности

1.2 Разновидности религиозного туризма

1.2.1 Паломнический туризм

1.2.2 История паломничества

1.2.3 Виды и особенности паломничества

1.2.4 Духовно-паломнический туризм

1.2.5 Макрорегионы паломничества

1.2.6 Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

1.3 Индустрия религиозного туризма

1.4 Туристский продукт и туристские организации

1.4.1 Туристский продукт и туристские услуги

1.4.2 Разработка и продвижение туристского продукта

1.4.3 Потенциал религиозного туризма

Глава 2. Религиозный туризм в разных конфессиях

2.1 Религиозный туризм в христианстве

2.2 Религиозный туризм в исламе

2.3 Религиозный туризм в буддизме

Заключение

Список литературы

Введение


Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно - в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

В наше время, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны религиозные противоречия и противостояние религий. Кое-где даже льется кровь людей, считающих свое понимание истины единственно правильным.

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа.

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

1.      религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

2.      паломнический туризм

В первом случае туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.

Паломников интересует непосредственное участие в культовых действиях. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них - вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны им.

Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться за родных и близких, желание исцелиться от душевных и физических недугов, обрести благодать, отмолить грехи, проявить преданность вере, обрести смысл жизни, познакомиться с культурным наследием страны, выполнить богоугодную работу, выразить благодарность за блага посланные свыше, стремление к подвижничеству во имя веры.

Туристы отправляются в поездки:

ü  индивидуальные или групповые;

ü  организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;

ü  с различными способами размещения - гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж;

ü  на короткий или длительный срок и т.д.

Туристы-экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, ашрамах, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает, обязательна для них.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Объектом данной курсовой работы является современная индустрия туризма.

Предметом дипломной работы является религиозный туризм.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в РМ.

религиозный туризм поездка паломничество

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.

Глава 1. Религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок


1.1 Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности


Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их места жительства или работы. По определению, туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев, в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, научных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия "турист". Турист-это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывания в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев.

Ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, продолжительность пребывания в месте поездки и, в-третьих, цель посещения.

В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоялых жителей. Например: паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, мигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) подобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО-отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение в пансионатах и др. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням.

Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует принимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды

Религиозный туризм-это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

 

1.2 Разновидности религиозного туризма


Религиозный туризм, как уже было сказано, имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.

1.2.1 Паломнический туризм

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово "паломничество" происходит от слова "пальма": паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь.

Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама - духовного центра и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

 

1.2.2 История паломничества

Странничество произошло из подвига паломничества, из желания посетить места, освященные стопами Спасителя, Божией Матери и святых, из желания приобщиться святости места. Это желание освятиться местом заставляло многих христиан, особенно чем-то грешных и желающих искупить свой грех, предпринимать далекие паломничества ко святым местам. Грех искупался в момент завершения подвига. Подвиг, собственно, заключался в отказе от удобств, в том, что человек скидывал с себя временно все земные путы богатства и приобщался к нищете. Человек становился добровольным нищим и следовал завету Христа: не сеял, не жал, всецело вручая себя на волю Бога. Так он шел к тому месту, куда влекла его вера, и там, узрев святыню, прикоснувшись к ней, снова становился прежним человеком, лишь просветленным подвигом, им совершенным.

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.

Однако святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускалось для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.

В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных - в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков - в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция).

Западная церковь различала:

v  великое паломничество (peregrinationes primariae) - путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);

v  малое паломничество (peregrinationes secundariae) - посещение местных отечественных святынь.

В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии - и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т.п.

С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.

В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационным бумом возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн. человек ежегодно совершают паломничества.

В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.

 

1.2.3 Виды и особенности паломничества

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к Уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.

 

1.2.4 Духовно-паломнический туризм

Духовно-паломнический туризм пока имеет довольно узкую социально-психологическую базу. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. Например: одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.

В Индии системами привлечения таких туристов служат ашрамы - центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик - помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем два примера, также связанных со странами Востока. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают на лечение как индийцы, так и иностранцы. Аюр-веда как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной.

В аюрведе для лечения могут использоваться мантры, а на философском уровне аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример. Каждый год организуются поездки из России в Китай для занятий цигун. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Следовательно, такая поездка включает элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.

 

1.2.5 Макрорегионы паломничества

На основании работ ряда ученых, в частности А.Ю. Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

·        православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;

·        большая часть Зарубежной Европы с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;

·        Северная Америка (СА) с доминирующим положением христианства;

·        Латинская Америка (ЛА) с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

·        Северная Африка с преобладанием ислама;

·        Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

·        Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

·        Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

·        Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;

·        Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

·        Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

 

1.2.6 Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

1.3 Индустрия религиозного туризма


Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

1. предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

. предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания;

. транспортные предприятия;

. религиозные объекты показа:

культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т.д.);

природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т.д.);

объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т.д.).

В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например: понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

1.4 Туристский продукт и туристские организации


1.4.1 Туристский продукт и туристские услуги

Туристский продукт представляет собой совокупность туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, и товары, потребляемые в туре и вне тура.

Туристская услуга в религиозном туризме является результатом деятельности туристской организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребности туристов в устройстве туров:

) экскурсионных,

) паломнических,

) комбинированных или отдельных составляющих этих туров.

Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Программа тура - расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.

В экскурсионном туризме религиозной тематики основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

Трансфер представляет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибытия в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживания (гостиницы, монастыря, ашрама - духовного центра, лагеря) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии и т.д.).

Услуги, предоставляемые туристам, могут быть основными и дополнительными. Основные услуги включены в тур и оплачены заранее. Обычно тур должен включать не менее двух основных услуг: размещения и перевозки. Дополнительные услуги приобретаются туристом во время тура за дополнительную плату. Они не включены в состав тура. Дополнительными услугами могут быть размещение в гостиничных номерах более высокого класса, дополнительные экскурсии и т.д.

Во время своей поездки туристы следуют по тому или иному маршруту. Маршрут - определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте.

 

1.4.2 Разработка и продвижение туристского продукта

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в туризме, профессионализма глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителя. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта:

. Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура.

. Расчет стоимости и установление цены тура.

. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке.

На первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) - культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны транспортная доступность этих центров, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например: отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а духовные учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд немусульман.

После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке, составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.

Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации - арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Как сообщили автору в фирме "Радонеж", прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но сама по себе прибыль, выгода здесь не является приоритетной. Главное - служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.

Продвижение турпродукта на туристском рынке - система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ, как производителям, так и покупателям. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.

Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара.

1.4.3 Потенциал религиозного туризма

Рассмотрение туристского потенциала (турпотенциала) требует больших усилий. Теория турпотенциала находится в стадии становления, и исследователи предлагают совершенно разные концепции и точки зрения. По мнению автора, наиболее четкое и последовательное описание того, что такое туристский потенциал, дает Е.Н. Сапожникова.

Туристский потенциал включает две основные составляющие - условия и ресурсы. Применительно к религиозному туризму мы можем сказать, что условия - это возможности и предпосылки для благоприятного развития этого вида туризма. Можно привести следующий состав условий: природа, история, население, культура, экономика и политика. Каждое условие разделяется на виды и разновидности. Условия определяют как развитие туризма, так и особенности пребывания (проживания) туристов в том или ином месте. Однако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской деятельности.

Условия могут, как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Возьмем для примера природу. Большинство христианских святынь Зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что позволяет посещать их большему количеству людей. Вместе с тем природные условия накладывают определенные ограничения на Посещения, скажем, многих буддийских монастырей Тибета и высокогорных районов Индии. Причина этому - сложные погодные условия и специфические особенности рельефа. Следует напомнить, что паломники, готовые на определенные испытания, меньше берут в расчет возникающие в поездках трудности, но и на них влияют природные особенности, которые естественным образом ограничивают их возможности.

) общее состояние экономики;

) туристскую инфраструктуру;

) отрасли производственной и непроизводственной сферы связанные с туризмом;

) ремесла и промыслы; и т.д. Общее состояние экономики влияет на благосостояние людей, а это в свою очередь, на туризм.

Политическая ситуация влияет как на внутренний, так и международный туризм. При политической стабильности туризм, в том числе религиозный, получает стимулы к развитию. Политическая нестабильность, различные конфликты оказывают негативное влияние на туризм. Типичный пример - Иерусалим в условиях арабо-израильского противостояния. Например, когда в церкви Рождества Христова держат оборону засевшие там палестинские боевики, очень трудно говорить о развитии туризма.

Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов содействовать восстановлению и развитию физических сил.

Можно выделить пять основных типов туристских ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические, инфраструктура и информационные. Каждый из этих типов включает также группы, виды и разновидности. Для примера рассмотрим экскурсионные ресурсы, инфраструктуру и информационные ресурсы.

Экскурсионные ресурсы состоят из следующих групп: культурно-историческое наследие, социальные, социокультурные и этнографические ресурсы.

Большое значение имеют экскурсионные ресурсы для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. В группу культурно-исторического наследия входят памятники культовой архитектуры и скульптуры; в группу социальных ресурсов - религиозные праздники, а также традиции, обычаи, обряды людей. Из социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждения культуры, которые обладают значительным собранием экспонатов религиозного значения. Это могут быть выставки, музеи при монастырях. В разных странах мира существуют музеи религий, паломничества.

Инфраструктура, как ресурс, включает следующие группы: транспортное обеспечение, система размещения, система питания, система производства сувенирной продукции.

Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Однако паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, так как ими движет осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом.

Туристский терминологический словарь говорит также об информационных ресурсах. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения из различных областей знаний. Кроме того, информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Носителями информации могут быть:

) материальные объекты - люди и вещи;

) нематериальные объекты - различные источники информации.

В религиозном туризме материальными объектами будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсий.

Нематериальными объектами являются индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.

Глава 2. Религиозный туризм в разных конфессиях


Конфе́ссия (лат. confessio - исповедание) или вероисповедание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин "конфессия" является синонимом определённой формы религии.

 

2.1 Религиозный туризм в христианстве


Христианство (от греч. Χριστός - "помазанник", "мессия") - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая 1 млрд.928 млн. человек. Это составляет 33,7 % от всех верующих на Земле.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.

Больше всего представителей христианства представлено в Америке - 711 млн. человек, в Европе (включая азиатскую часть России) - 556 млн. человек, в Африке - 361 млн. человек, в Азии - 303 млн. человек (Народы и религии мира, 2000).

В процентном соотношении это выглядит так (Рис.2):

,4 % - Америка

,4 % - Европа с азиатской частью РФ

,5 % - Африка

,5 % - Азия

,2 % - Австралия

Рис.2. Распределение христиан по миру

В конфессиональной структуре населения христиане составляют в Америке - 90 %, Европе - 76 %, Австралии и Океании - 84 %, Африке - 48 %, Азии - 9 %.

В христианство входят 5 основных направлений - православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, а также многочисленные течения и движения. Христианство является второй по времени возникновения, после буддизма, мировой религией, с богатейшим духовным и культурным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни, памятники и храмы, монастыри, скиты, капеллы, базилики, святые источники, которые привлекают паломников и экскурсантов.

2.2 Религиозный туризм в исламе


Ислам (араб. ÅÓáÇãýý [ʔɪsˈlæːm]) - монотеистическая мировая религия. Слово "ислам" переводится как "покорность", "подчинение" (законам Аллаха) [1]. В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама - Коран. Язык богослужения - классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

Для ислама характерно паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в священные города - Мекку и Медину.

Ислам является самой молодой из всех мировых религий. Он зародился в VII в. н.э. среди арабов и сейчас стремительно распространяется по всему миру. К концу XX в. мусульман во всем мире насчитывалось более 1 млрд.180 млн. человек. Из них в Азии проживало 69 % всех мусульман, Африке - 22 %, Европе - около 3 %, Америке - 0,6 %, Австралии и Океании - 0,03 %.

Из стран больше всего мусульман представлено в Индонезии - 178 млн. человек, Пакистане - 120 млн. человек, Бангладеш - 105 млн. человек, Индии - 103 млн. человек, Ираке - около 60 млн. человек., Турции - 58 млн. человек, Египте - 48 млн. человек, Нигерии - 35 млн. человек, Судане и Эфиопии - по 18 млн. человек, Танзании - 10 млн. человек. В зарубежной Европе последователей ислама насчитывается около 15 млн. человек. Их больше всего во Франции, в Германии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Албании.

В Америке больше всего мусульман проживает в США - 4,5 млн. человек. Мусульманскими являются среднеазиатские страны СНГ - Узбекистан (14 млн.), Казахстан (6,7 млн.), Таджикистан (4,4 млн.), Туркмения (28 млн.), Киргизия (2,6 млн.), а из закавказских - Азербайджан (5,7 млн.).

% - Азия

% - Африка

,3 % - прочие территории

,6 % - Америка

,03 % - Австралия и Океания

Рис.3. Распространение мусульман по миру

В исламе 2 основных праздника - Ураза-Байрам и Курбан-байрам. Ураза-Байрам - праздник разговения после поста в месяц рамадана. На этот праздник собирается много гостей, к нему долго готовятся, приготавливают большое количество блюд, мусульмане приводят в порядок свои жилища. Курбан-байрам - совершаемый во время хаджа праздник жертвоприношений, продолжающийся 3 дня.

Из 2 религиозных центров исламского мира более значимым является посещение Мекки (ежегодно до 2 млн. мусульман). Здесь находится одна из самых больших мечетей мира Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба - большой куб, сложенный из гранитных блоков. В углу Каабы находится черный камень. По преданию, его поместил туда сам пророк Мухаммед. Паломники обходят вокруг Каабы 7 раз и затем подходят к черному камню и целуют его.

Другая святыня расположена в 300 км от Мекки - г. Медина. Главная мечеть тут уступает размерами храму аль Харам, но гораздо красивее. В этой мечети жил, учил и погребен пророк Мухаммед.

В Иерусалиме также важной святыней ислама является мечеть Халифа Омара. Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Отсюда пророк Мухаммед совершил путешествие на небеса. Мечеть Халифа Омара - 3-я по значимости в мусульманском мире.

 

2.3 Религиозный туризм в буддизме


Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально - просветленный) - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого Учения называли его словом "Дхарма" (Закон, Учение) или "Буддхадхарма" (Учением Будды). Термин "буддизм" был создан европейцами в XIX веке.

Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. "Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований".

По оценке Барретта в мире в 1996 г. насчитывалось 325 млн. буддистов (6 % населения мира). Из них в Азии проживало 322 млн. человек, Австралии и Океании - 200 тыс. человек, Африке - около 40 тыс. человек. На современное состояние буддизма сильное влияние оказала история. Там, где были и есть коммунистические режимы, там осуществлялись и осуществляются гонения (бывший СССР, Китай, Колумбия, Вьетнам, Монголия). Наибольшее количество буддистов проживает в следующих государствах:

Япония - 72 млн. человек

Таиланд - 52 млн. человек

Мьянма - 37 млн. человек

Вьетнам - 35 млн. человек

Китай - 34 млн. человек

Шри-Ланка - 12 млн. человек

Республика Корея - 12 млн. человек

Камбоджа - 7 млн. человек

Индия - 6 млн. человек

,1 % - Азия

,4 % - Европа

,4 % - Америка

,1 % - прочие территории

Рис.4. Распространение буддистов по миру

Буддизм - одна из 3 мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. в. до н.э. и распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, Средней Азии и Сибири. Это религия основана на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей. Основателем буддизма является Сиддхартх Гаутама. Буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане и мусульмане. У них есть свои святыни, куда совершаются путешествия.

Один из центров буддизма расположен высоко в Тибете в г. Лхаса. Здесь находится монастырь и дворец Далай-ламы - духовного главы буддистов. Во дворце, построенном в XVII в., насчитывается свыше 1000 помещений, 10 тысяч предметов поклонения и 20 тысяч статуй. До 1959 года Дворец был зимней резиденцией Далай-ламы. После изгнания из страны китайскими коммунистами он уехал в Индию.

В 543 г. до н.э. на территории современного городка Лумбини (Непал) родился Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой. Здесь имеется более 20 буддийских монастырей.

Другой центр паломничества буддистов - г. Бодхгая (Индия). Здесь Далай-лама ежегодно читает лекции. В Бодхгае много монастырей, построенных буддистами и их поклонниками из многих стран Южной и Юго-Восточной Азии.

В г. Дхармасала (Индия) находится резиденция Далай-ламы - главы буддистов Тибета и тибетского правительства в изгнании.

На встречу с Далай-ламой стремятся паломники из разных стран мира.

Отдельно стоит сказать о паломничестве в район горы Кайлас и на озеро Монасаровар (Тибет). Гора Кайлас является священной горой для представителей 4 религий - буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. В книге известного российского офтальмолога Э.Р. Мулдашева "В поисках города богов" в увлекательной форме описана научная экспедиция в этот регион. Гора Кайлас (высота 6666 метров) считается самой величественной пирамидой в мире. Паломникам со всего мира увидеть священную пирамиду Кайлас считается не только верхом счастья, но и началом духовной жизни. Теоретики буддизма считают, что ось, соединяющая многочисленные миры, проходит через эту гору, что комплекс Кайлас был построен с помощью силы пяти элементов - Огня, Ветра, Воды, Воздуха и Человека.

Эту гигантскую пирамиду построила Шамбала - многоликое сообщество лучших из лучших, которое живет по истинным божьим законам жизни, являясь стержнем жизни на Земле. Как говорят тибетские ламы и священные писания, на вершине Кайласа находится вход в подземелье легендарной страны Шамбалы, и никто не имеет права взойти на его вершину, потому как там могут пребывать только боги. Существует также история о легендарном камне Шантамани, который описал Николай Рерих. Живя в Индии, великий русский художник неоднократно видел по ночам вспышки света по всему небу. Лама объяснил ему, что этот свет исходит от чудесного камня Шантамани, который находится на вершине горы Кайлас.

Заключение


В конце XX - начале XXI веков наступила своего рода новая эра Великих географических открытий, когда человечество открывает для себя мир в форме туризма и рекреации. С этих пор число посещений культурных, религиозных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей становится более широким и включает объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других странах.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Он уже вышел на первое место в мире по экономической эффективности, значительно опередив лидеров мировой торговли - автомобильную и нефтегазовую сферы экономики. Эксперты ВТО в своих прогнозах заключают, что к 2020 г. следует ожидать, что число всех путешествующих во всем мире будет составлять более 1 млрд.600 млн. человек.

Международный туризм - это система путешествий и обменов, осуществляемая на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм.

Из этого сделаем вывод, что религиозный туризм является популярным и познавательным видом туризма и стал усовершенствоваться с большей скоростью.

Список литературы


1. Самойленко А.А. "География туризма" - М., 2005г.

. Александрова А.Ю. "Международный туризм" - М., 2002г.

. Вавилова Е.В. "Основы международного туризма" - М., 2005г.

. Воскресенский В.Ю. "Международный туризм" - М. 2006г.

. Кусков А.С. "Рекреационная география" - М., 2005г.

. Скалницкого А.А. "Организация международного туризма" - М., 2008г.

. Биржаков М.Б. "Введение в туризм". - М.; СПб., 2002г.

. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М., 2001г.

. Зорин И.В., Каверина Т. П и др. "Менеджмент туризма, Туризм как вид деятельности": Учебник. - М., 2001.

. Сайт Википедия/http://ru. wikipedia.org/

. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.3-е издание. 2004

. "Экономика и организация туризма: международный туризм" / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

. Соколова М.В. "История туризма" - М.: Академия, 2004.

Похожие работы на - Организация религиозного туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!