Технико-экономический анализ деятельности предприятий
Федеральное
агентство по образованию
Сибирская
автомобильно-дорожная академия
СибАДИ
Факультет
Экономики и управления
Кафедра
Экономики и управления на предприятии (транспорт)
Курсовой
проект
по
дисциплине: Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий
на
тему: Технико - экономический анализ деятельности предприятий
Омск,
2010
Реферат
Курсовая работа выполнена по теме «Анализ и
диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия». Пояснительная
записка содержит 29 листов печатного текста, 2 листа графического материала
формата А-4, 17 таблиц. Использовано 11 источников.
Цель данной курсовой работы - анализ выполнения
плана перевозок грузов, анализ производственной программы по ТО-1 и ТО-2,
анализ себестоимости перевозок, анализ доходов, прибыли и рентабельности.
Результатом курсовой работы является
приобретение новых навыков и знаний об анализе финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
Введение
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия основывается на такой науке как экономический анализ.
Экономический анализ представляет собой систему специализированных знаний,
которая связана:
· с исследованием экономических
процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием экономических
законов и факторов субъективного порядка;
· с научным обоснованием
бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;
· с выявлением положительных и
отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
· с раскрытием тенденции и пропорции хозяйственного
развития с определением неиспользованных хозяйственных резервов;
· с принятием оптимальных
управленческих решений.
Знание этой науки, совместно с другими
экономическими науками, позволяет проводить корректный анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Задание на курсовой проект
«Технико-экономический анализ деятельности
предприятия»
Перечень вопросов:
1. Анализ программы перевозок грузов.
2. Анализ производственной программы по То
и ТР.
. Анализ себестоимости перевозок.
. Анализ доходов, прибыли,
рентабельности.
Графическая часть:
Лист 1 - анализ влияния ТЭП на выполнение плана
по перевозкам.
Лист 2 - анализ трудоемкости.
Лист 3 - анализ себестоимости.
Таблица 1. Исходные данные
Показатель
|
Условные
обозначения
|
Газ
53 А
|
КамАЗ
5320
|
|
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
Технико-эксплуатационные показатели
|
Коэффициент
выпуска
|
αв
|
0,89
|
0,92
|
0,6
|
0,605
|
Время
в наряде, ч
|
Тн
|
8,7
|
7,83
|
10,0
|
9,5
|
Средняя
техническая скорость, км/ч
|
Vт
|
29
|
27
|
21
|
21,85
|
Длина
маршрута, км
|
Lм
|
14
|
12,6
|
47
|
44,65
|
Нулевой
пробег, км
|
lн
|
19
|
11,7
|
22
|
20,9
|
Время
погрузки-разгрузки, ч
|
tпр
|
0,88
|
0,97
|
0,6
|
0,975
|
Коэффициент
использования грузоподъемности
|
γ
|
0,87
|
0,7
|
0,9
|
0,9
|
Грузоподъемность
|
q
|
4
|
4
|
8
|
8
|
Время
оборота, ч
|
tоб
|
1,36
|
1,27
|
2,34
|
2,52
|
Суточное
количество ездок, ед
|
zе
|
6
|
5
|
4
|
4
|
Суточный
объем перевозок, т
|
Qсут
|
20,88
|
17,4
|
28,8
|
28,8
|
Суточный
пробег, км
|
lсут
|
96
|
75
|
198,3
|
180,4
|
2.
Производственная база
|
Автомобили
в эксплуатации, ед.
|
Аэ
|
144
|
190
|
120
|
125
|
Списочное
количество Автомобилей, ед
|
Асп
|
162
|
207
|
139
|
167
|
Автомобиле-дни
в эксплуатации
|
АДэ
|
43920
|
57950
|
40625
|
40530
|
3.
Производственная программа по эксплуатации
|
Общее
количество ездок, ед
|
zобщ
|
263520
|
289750
|
162498
|
162140
|
Общий
пробег, тыс. км
|
Lобщ
|
4612300
|
5639600
|
8053810
|
7032740
|
Общий
объем перевозок, тыс. т
|
Qобщ
|
917100
|
1008100
|
1170000
|
1167440
|
Общий
грузооборот, тыс. км
|
Pобщ
|
6419400
|
6352500
|
27495000
|
26063100
|
Общая
грузоподъемность, т
|
qобщ
|
648
|
828
|
1272
|
1336
|
4.
Производственная программа по ТО и Р
|
Трудоемкость
технических воздействий, чел·ч
|
|
|
|
|
|
ТР
|
ТТР
|
24749,8
|
19288,3
|
81343,4
|
77090,7
|
ТО-2
|
ТТО-2
|
4412
|
3430
|
10333,4
|
9798,4
|
ТО-1
|
ТТО-1
|
3382
|
2650
|
4660,8
|
4417,2
|
Общая
трудоемкость, чел·ч
|
Тобщ
|
48752
|
44801
|
117665,5
|
112422
|
5.
Статьи себестоимости
|
Фонд
оплаты труда, тыс. руб. в т.ч.
|
ФОТобщ
|
1328
|
1743,4
|
3105
|
2973,6
|
-
Водителей
|
ФОТВ
|
1075,2
|
1244,9
|
1833,6
|
1757,1
|
-
Ремонтных рабочих
|
ФОТРР
|
136,3
|
118,1
|
324,2
|
340,2
|
Отчисления
на социальные нужды, тыс. руб.
|
ОТЧ
|
403,8
|
405,9
|
143,3
|
127,8
|
Затраты
на топливо, тыс. руб.
|
ЗТ
|
2002,1
|
1753,2
|
3915,9
|
3722,3
|
Затраты
на смазочные и эксплуатационные материалы, тыс. руб.
|
ЗСМ
|
189,6
|
175,5
|
659,9
|
628,7
|
Ремонтный
фонд, тыс. руб.
|
ЗРФ
|
689,1
|
539,9
|
870,4
|
824,9
|
Затраты
на восстановление и ремонт шин, тыс. руб.
|
ЗШ
|
130,5
|
112,4
|
284,1
|
269,3
|
Амортизационные
отчисления на полное восстановление ПС, тыс. руб.
|
АОПС
|
468
|
403,3
|
2085,9
|
1976,9
|
Общепроизводственные
расходы, тыс. руб.
|
ОПР
|
441,1
|
454,7
|
1044,3
|
1029,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Анализ выполнения плана перевозок
грузов
.1 Общий анализ выполнения плана
Таблица 2. Анализ выполнения плана перевозок
грузов в целом по парку
Показатель
|
Плановое
значение
|
Фактическое
значение
|
Абсолютное
отклонение
|
Процент
выполнения плана, %
|
1.
Автомобили в эксплуатации, ед.
|
264
|
315
|
51
|
119,32
|
2.
Списочное количество автомобилей, ед.
|
301
|
374
|
73
|
124,25
|
3.
Автомобиле-дни в эксплуатации
|
84545
|
98480
|
13935
|
116,48
|
4.
Общее количество ездок
|
426018
|
451890
|
25872
|
106,07
|
5.
Общий пробег, . км
|
12666110
|
12672340
|
6230
|
100,05
|
6.
Общий объем перевозок, т.
|
2087100
|
2175540
|
88440
|
104,24
|
7.
Общий грузооборот, т км
|
33914400
|
32415600
|
-1498800
|
95,58
|
8.
Общая грузоподъемность, т
|
162*4+139*8
= 1760
|
207*4+167*8
=2164
|
404
|
122,95
|
Вывод: исходя изданных, представленных в таблице
2 можно сделать вывод, что план перевозок выполнен. Исключение составляет общий
грузооборот. Невыполнение планового значения по этому показателю связано со
снижением суточного объема перевозок в фактическом значении автомобиля Газ 53
А.
1.2 Анализ выполнения плана по
грузам и клиентуре
Вид груза выбирается по классификатору в
соответствии с заданным коэффициентом использования грузоподъемности:
γ = 0,91-1,0
- груз 1 класса; Газ 53 А γ
=0,87 план 0,7 факт
γ = 0,77-0,9
- груз 2 класса; КамАЗ 5320 γ
=0,9 план 0,9факт
Газ 53А - класс груза 2 КамАЗ 5320 - класс груза
2
Таблица 3. Анализ выполнения плана перевозок по
клиентуре и по видам груза
Наименование
клиента
|
Вид
груза
|
Объем
перевозок, тыс. т
|
Выполнение
плана, %
|
|
|
план
|
факт
|
|
1.Столовая
ЦРБ
|
картофель
|
183,42
|
198,53
|
108,24
|
2.Стройинвест
|
блоки
керамические
|
192,8
|
205,18
|
106,42
|
3.Жилстрой
|
двери
деревянные
|
153,9
|
201,62
|
131,01
|
4.Калашный
град
|
изделия
мучные
|
200,1
|
201,62
|
100,76
|
5.Маг.
Большая перемена
|
керамика
облицовочная
|
186,88
|
201,15
|
107,64
|
Итого
по первой марке. Газ 53 А
|
-
|
917,1
|
1008,1
|
109,92
|
1.ОСЗ
|
блоки
оконные
|
200,18
|
101,1
|
2.
ООО «Престиж»
|
доски
паркетные
|
156
|
148,15
|
94,97
|
3.
оптовый склад
|
изделия
кондитерские
|
248
|
233,49
|
94,15
|
4.
КЗМ
|
блоки
деревянные
|
234
|
205,7
|
87,91
|
5.ООО
«Большая перемена»
|
сантехнические
изделия
|
334
|
379,92
|
113,75
|
Итого
по второй марке. КамАЗ 5320
|
-
|
1170
|
1167,44
|
99,78
|
Всего
по парку
|
-
|
2087,1
|
2175,54
|
104,24
|
В соответствии с планом по грузам и клиентуре,
наибольший процент выполнения плана на автомобиле Газ 53 А наблюдается по грузу
двери деревянные, клиент - Жилстрой (131,01%). Наименьший - изделия мучные
100,76 %. По автомобилю КамАЗ 5320 наибольший процент выполнения плана по грузу
сантехнические изделия (113,75%), наименьший - блоки деревянные (87,91%).
Произведя данный анализ, можно сделать вывод о
том, что план по перевозкам на автомобилях КамАЗ 5320 не выполнен, хотя в целом
по парку плановые значения превышены на 4,24%.. Рассчитаем индекс объема
перевозок: YQ = Qфакт
общ / Qплан общ (тыс. т.)
YQ =
2175,54/2087,1= 1,04
Таблица 4. Структура объемов перевозок в
процентах:
Вид
груза
|
Объем
перевозок по плану, тыс. т.
|
Объем
перевозок по плану, %
|
Объем
перевозок по факту, тыс. т.
|
Объем
перевозок по факту ,%
|
картофель
|
183,42
|
8,79
|
198,53
|
9,12
|
блоки
керамические
|
192,8
|
9,24
|
205,18
|
9,43
|
двери
деревянные
|
153,9
|
7,37
|
201,62
|
9,27
|
изделия
мучные
|
200,1
|
9,59
|
201,62
|
9,27
|
керамика
облицовочная
|
186,88
|
8,96
|
201,15
|
9,24
|
блоки
оконные
|
198
|
9,49
|
200,18
|
9,21
|
доски
паркетные
|
156
|
7,47
|
148,15
|
6,82
|
изделия
кондитерские
|
248
|
11,88
|
233,49
|
10,73
|
блоки
деревянные
|
234
|
11,21
|
205,7
|
9,45
|
сантехнические
изделия
|
334
|
16
|
379,92
|
17,46
|
Всего
по парку
|
2087,1
|
100
|
2175,54
|
100
|
Таблица 5. Структура объемов перевозок и
структурные сдвиги
Вид
груза
|
Структура
объемов перевозок, %
|
Промежуточное
значение
|
Структурные
сдвиги
|
|
план
|
факт
|
|
|
картофель
|
8,79
|
9,12
|
9,12*1,04
=9,49
|
9,49-8,79
= 0,7
|
блоки
керамические
|
9,24
|
9,43
|
9,43*1,04
=9,81
|
9,81-9,24
= 0,57
|
двери
деревянные
|
7,37
|
9,27
|
9,27*1,04
=9,64
|
9,64-7,37
= 2,27
|
изделия
мучные
|
9,59
|
9,27
|
9,27*1,04
=9,64
|
9,64-9,59
= 0,05
|
керамика
облицовочная
|
8,96
|
9,24
|
9,24*1,04
=9,61
|
9,61-8,96
= 0,65
|
блоки
оконные
|
9,49
|
9,21
|
9,21*1,04
=9,59
|
9,59-9,49
= 0,1
|
доски
паркетные
|
7,47
|
6,82
|
6,82*1,04
=7,09
|
7,09-7,47=
-0,38
|
изделия
кондитерские
|
11,88
|
10,73
|
10,73*1,04
=11,16
|
11,16-11,88=
- 0,72
|
блоки
деревянные
|
11,21
|
9,45
|
9,45*1,04
=9,83
|
9,83-11,21
= -1,38
|
сантехнические
изделия
|
16
|
17,46
|
17,46*1,04
=18,16
|
18,16-16
= 2,16
|
Всего
по парку
|
100
|
100
|
100*1,04
= 104
|
104-100
= 4
|
Вывод: анализируя структуру объемов перевозок и
структурные сдвиги, следует отметить, что в целом по парку структурный сдвиг
имеет положительное значение, но по некоторым видам груза наблюдаются
отрицательные значения, что объясняется снижением фактического объема перевозок
по сравнению с плановым. Но в целом по парку наблюдается положительная
тенденция, поскольку структурный сдвиг в целом по парку имеет наибольшее положительное
значение - 4.
1.3 Анализ тэп работы парка
подвижного состава
Для анализа технико - экономических показателей
работы парка подвижного состава необходимо определить средневзвешенные значения
следующих ТЭП: - время в наряде; -техническая скорость; -время погрузки -
разгрузки; - коэффициент использования грузоподъемности; - длина груженой
ездки; - коэффициент выпуска автомобилей на линию; - грузоподъемность;
Таблица 6. Средневзвешенные значения ТЭП
Показатель
|
Формула
|
Средневзвешенное
значение
|
Абсолютное
отклонение
|
|
|
план
|
факт
|
|
Тн
|
9,338,5-0,83
|
|
|
|
Vт
27,627,80,2
|
|
|
|
|
tпр
|
0,770,970,2
|
|
|
|
γ
,89
0,890
|
|
|
|
|
lге
|
16,2514,9-1,35
|
|
|
|
αв
0,760,780,02
|
|
|
|
|
q
|
5,855,79-0,06
|
|
|
|
Вывод: по большинству показателей фактическое
средневзвешенное значение имеет небольшое отклонение от планового, за
исключением длины груженой ездки, на средневзвешенное значение которой повлиял
больший объем перевозок в фактическом значении.
1.4 Анализ показателей динамики
перевозок грузов
Таблица 6. Показатели динамики перевозок по
маркам автомобилей и в целом по парку
Показатель
|
Темп
прироста %, Тпр
|
Абсолютный
прирост, Апр
|
Абсолютное
значение 1 % прироста, А1%
|
|
|
|
|
|
Газ
53 А
|
КамАЗ
5320
|
Парк
|
Газ
53 А
|
КамАЗ
5320
|
парк
|
Газ
53 А
|
КамАЗ
5320
|
парк
|
1
|
Асп
|
31,94
|
20,14
|
24,25
|
46
|
28
|
73
|
1,44
|
1,39
|
3,01
|
2
|
Тн
|
-10
|
-5
|
-8,896
|
-0,87
|
-0,5
|
-0,83
|
0,087
|
0,1
|
0,09
|
3
|
Vт
|
-6,897
|
4,05
|
0,73
|
-2
|
0,85
|
0,2
|
0,29
|
0,21
|
0,27
|
4
|
tпр
|
10,23
|
62,5
|
25,97
|
0,09
|
0,375
|
0,2
|
0,009
|
0,006
|
0,008
|
5
|
γ
|
-19,54
|
0
|
0
|
-0,17
|
0
|
0
|
0,009
|
0
|
0
|
6
|
lге
|
-10
|
-5
|
-8,31
|
-0,7
|
-1,175
|
-1,35
|
0,07
|
0,235
|
0,16
|
7
|
αв
|
3,37
|
0,84
|
2,63
|
0,03
|
0,005
|
0,02
|
0,009
|
0,006
|
0,008
|
8
|
q
|
0
|
0
|
-1,03
|
0
|
0
|
-0,06
|
0
|
0
|
0,058
|
Апр =Пф-Ппл,
Тпр = Пф / Ппл *100-100
А1%= Апр / Тпр
Вывод: как видно из таблицы 6, наиболее ярко
выражена динамика по показателям - списочное количество автомобилей,
среднетехническая скорость, время погрузки - разгрузки, коэффициент
использования грузоподъемности, коэффициент выпуска автомобилей на линию.
Положительный темп роста по списочному количеству автомобилей, времени погрузки
- разгрузки и коэффициенту выпуска автомобилей на линию вызваны увеличением
фактических значений этих показателей. И также, уменьшение фактических значений
показателей время в наряде, среднетехническая скорость, коэффициент использования
грузоподъемности и уменьшение длины маршрута вызвали отрицательный темп роста.
1.5 Анализ влияния тэп на выполнение
плана по перевозкам
Таблица 7. Расчет влияния показателей на объем
перевозок ГАЗ 53 А
Показатель
|
Расчет
влияния показателей на объем перевозок
|
Расчет
поправочного коэффициента
|
Влияние
показателя на объем перевозок
|
Асп
|
ΔQ=ПАсп -
100%
|
-
|
27,78
|
αв
|
ΔQ=Пαв - 100%
|
-
|
3,37
|
q
|
ΔQ=Пq - 100%
|
-
|
0
|
γ
|
ΔQ=Пγ - 100%
|
-
|
-19,54
|
Тн
|
ΔQ=ПТн - 100%
|
-
|
-10
|
lге
|
ΔQ=(δ
lге
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге Ф+β* Vт * tпр =
1,04
|
4
|
tпр
|
ΔQ=(δ
tпр
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +β* Vт * tпр Ф
=0,94
|
-6
|
β
|
ΔQ=П β * δβ
- 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +βФ* Vт *
tпр = 1,0
|
0
|
Vт
|
ΔQ=ПVт * δVт - 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр /
lге +β* Vт Ф * tпр
= 1,05
|
-2,24
|
Таблица 8. Расчет влияния показателей на объем
перевозок КАМАЗ 5320
Показатель
|
Расчет
влияния показателей на объем перевозок
|
Расчет
поправочного коэффициента
|
Влияние
показателя на объем перевозок
|
Асп
|
ΔQ=ПАсп -
100%
|
-
|
20,14
|
αв
|
ΔQ=Пαв - 100%
|
-
|
0,84
|
q
|
ΔQ=Пq - 100%
|
-
|
0
|
ΔQ=Пγ - 100%
|
-
|
0
|
Тн
|
ΔQ=ПТн - 100%
|
-
|
-5
|
lге
|
ΔQ=(δ
lге
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге Ф+β* Vт * tпр
=1,04
|
4
|
tпр
|
ΔQ=(δ
tпр
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +β* Vт * tпр Ф
= 0,88
|
-12
|
β
|
ΔQ=П β * δβ
- 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +βФ* Vт *
tпр = 1
|
0
|
Vт
|
ΔQ=ПVт * δVт - 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +β* Vт Ф * tпр
= 0,99
|
3,01
|
перевозка себестоимость
автотранспортный рентабельность
Таблица 9. Расчет влияния показателей на объем
перевозок по парку
Показатель
|
Расчет
влияния показателей на объем перевозок
|
Расчет
поправочного коэффициента
|
Влияние
показателя на объем перевозок
|
Асп
|
ΔQ=ПАсп -
100%
|
-
|
24,25
|
αв
|
ΔQ=Пαв - 100%
|
-
|
2,63
|
q
|
ΔQ=Пq - 100%
|
-
|
-1,03
|
γ
|
ΔQ=Пγ - 100%
|
-
|
0
|
Тн
|
ΔQ=ПТн - 100%
|
-
|
-8,896
|
lге
|
ΔQ=(δ
lге
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге Ф+β* Vт * tпр =
1,05
|
5
|
tпр
|
ΔQ=(δ
tпр
- 1)*100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +β* Vт * tпр Ф
=0,91
|
-9
|
β
|
ΔQ=П β * δβ
- 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +βФ* Vт *
tпр = 1
|
0
|
Vт
|
ΔQ=ПVт * δVт - 100%
|
δ=
lге+β* Vт * tпр / lге +β*
|
0,42
|
Вывод: на объем перевозок значительно повлияло
списочное количество автомобилей, как в разрезе отдельных автомобилей, так и в
целом по парку. Также значительно повлиял коэффициент использования
грузоподъемности в разрезе автомобиля Газ 53 А, снизив объем перевозок на
19,54%. Также на 9% снизило объем перевозок время погрузки-разгрузки. Таким
образом, изменение ТЭП оказывает влияние на объем перевозок.
2. Анализ производственной
программы по техническому обслуживанию
.1 Анализ трудоемкости то-1 по видам
работ
Плановая трудоемкость определяется по «Положению
о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава».
Таблица 10. Анализ трудоемкости ТО - 1 по видам
работ для Газ 53 А
Вид
работ
|
Плановая
трудоемкость
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
|
%
|
чел-ч
|
|
|
|
1.
Общие контрольно - диагностические
|
18,4
|
622,29
|
365,17
|
58,68
|
-41,32
|
2.
Крепежные
|
22
|
744,04
|
657,14
|
88,32
|
-11,68
|
3.
Регулировочные
|
19,5
|
659,49
|
427,12
|
64,77
|
-35,23
|
4.
Смазочные, заправочные
|
13,5
|
456,57
|
446,53
|
97,8
|
-2,2
|
5.
Электротехнические
|
12,8
|
432,89
|
383,07
|
88,49
|
-11,51
|
6.
Работы по системе питания
|
7,7
|
260,42
|
178,27
|
68,46
|
-31,54
|
7.
Шинные
|
6,1
|
206,3
|
192,7
|
93,41
|
-6,59
|
Итого
|
100
|
3382
|
2650
|
78,36
|
-21,64
|
Таблица 11. Анализ трудоемкости ТО - 1 по видам
работ для КамАЗ 5320
Вид
работ
|
Плановая
трудоемкость
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
|
%
|
чел-ч
|
|
|
|
1.
Общие контрольно - диагностические
|
18,4
|
857,59
|
608,69
|
70,98
|
-29,02
|
2.
Крепежные
|
22
|
1025,38
|
1095,02
|
106,79
|
6,79
|
3.
Регулировочные
|
19,5
|
908,86
|
712,05
|
78,35
|
-21,65
|
4.
Смазочные, заправочные
|
13,5
|
629,21
|
744,29
|
118,29
|
18,29
|
5.
Электротехнические
|
12,8
|
596,58
|
638,73
|
107,07
|
7,07
|
6.
Работы по системе питания
|
7,7
|
358,88
|
297,28
|
82,84
|
-17,16
|
7.
Шинные
|
6,1
|
284,31
|
321,13
|
112,95
|
12,95
|
Итого
|
100
|
4660,8
|
4417,2
|
94,77
|
-5,23
|
Таблица 12. Анализ трудоемкости ТО - 1 по видам
работ по парку
Вид
работ
|
Плановая
трудоемкость, чел-ч.
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
1.
Общие контрольно - диагностические
|
1479,88
|
973,86
|
65,81
|
-34,19
|
2.
Крепежные
|
1769,42
|
1752,16
|
99,02
|
-0,98
|
3.
Регулировочные
|
1568,35
|
1139,17
|
72,64
|
-27,36
|
4.
Смазочные, заправочные
|
1085,78
|
1190,82
|
109,67
|
9,67
|
5.
Электротехнические
|
1029,47
|
1021,8
|
99,26
|
-0,74
|
6.
Работы по системе питания
|
619,3
|
475,55
|
76,79
|
-23,21
|
7.
Шинные
|
490,61
|
513,83
|
104,73
|
4,73
|
Итого
|
8042,81
|
7067,19
|
87,87
|
-12,13
|
Вывод: в данном разделе произведен анализ
распределения трудоемкости ТО - 1 по видам работ для двух марок автомобилей и в
целом по парку. Общее отклонение по парку составило -12,13%, практически для
всех видов работ плановые значения не выполнены.
2.2 Анализ трудоемкости то-2 по
узлам и агрегатам
Таблица 13. Анализ трудоемкости ТО - 2 по узлам
и агрегатам для Газ 53 А
Узлы
и агрегаты
|
Плановая
трудоемкость
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
|
%
|
чел-ч.
|
|
|
|
1.
Двигатель, включая системы охлаждения, отопления, смазки
|
10,1
|
445,61
|
350,33
|
78,62
|
-21,38
|
2.
Сцепление
|
1,7
|
75
|
65,2
|
86,93
|
-13,07
|
3.
Коробка передач
|
1,7
|
75
|
48,23
|
64,31
|
-35,69
|
4.
Карданная передача
|
1,9
|
83,82
|
60,34
|
71,99
|
-28,01
|
5.
Задний мост
|
1,8
|
79,42
|
70,15
|
88,33
|
-11,67
|
6.
Передняя ось и рулевое управление
|
5,3
|
233,84
|
172,19
|
73,64
|
-26,36
|
7.
Топливная система
|
28,7
|
1266,24
|
1050,23
|
82,94
|
-17,06
|
8.Ходовая
часть
|
8,5
|
375,02
|
310,15
|
82,7
|
-17,3
|
9.Кабина,
платформа
|
4,8
|
211,78
|
105,78
|
49,95
|
-50,05
|
10.Система
питания
|
5,2
|
229,42
|
180,27
|
78,58
|
-21,42
|
11.Электрооборудование
и приборы
|
12,6
|
555,91
|
380,05
|
68,37
|
-31,63
|
12.Общий
осмотр
|
1,7
|
75
|
34
|
45,33
|
-54,67
|
13.Смазочные
и очистительные работы
|
16
|
705,92
|
603,08
|
85,43
|
-14,57
|
Итого
|
100
|
4412
|
3430
|
77,74
|
-
22,56
|
Таблица 14. Анализ трудоемкости ТО - 2 по узлам
и агрегатам для КамАЗ 5320
Узлы
и агрегаты
|
Плановая
трудоемкость
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
|
%
|
чел-ч.
|
|
|
|
1.
Двигатель, включая системы охлаждения, отопления, смазки
|
10,1
|
1043,67
|
993,67
|
95,21
|
-4,79
|
2.
Сцепление
|
1,7
|
175,67
|
150,12
|
85,46
|
-14,54
|
3.
Коробка передач
|
1,7
|
175,67
|
147,53
|
83,98
|
-16,02
|
4.
Карданная передача
|
1,9
|
196,34
|
98,87
|
-1,13
|
5.
Задний мост
|
1,8
|
186
|
130,15
|
69,97
|
-30,03
|
6.
Передняя ось и рулевое управление
|
5,3
|
547,67
|
520,18
|
94,98
|
-5,02
|
7.
Топливная система
|
28,7
|
2965,69
|
2785,48
|
93,92
|
-6,08
|
8.Ходовая
часть
|
8,5
|
878,34
|
815,44
|
92,84
|
-7,16
|
9.Кабина,
платформа
|
4,8
|
496
|
428
|
86,29
|
-13,71
|
10.Система
питания
|
5,2
|
537,34
|
533,15
|
99,22
|
-0,78
|
11.Электрооборудование
и приборы
|
12,6
|
1302
|
1298,18
|
99,71
|
-0,29
|
12.Общий
осмотр
|
1,7
|
175,68
|
158,16
|
90,03
|
-9,97
|
13.Смазочные
и очистительные работы
|
16
|
1653,34
|
1644,25
|
99,45
|
-0,55
|
Итого
|
100
|
10333,4
|
9798,4
|
94,82
|
-5,18
|
Таблица 15. Анализ трудоемкости ТО - 2 по узлам
и агрегатам по парку
Узлы
и агрегаты
|
Плановая
трудоемкость, чел-ч.
|
Фактическая
трудоемкость, чел-ч.
|
Процент
выполнения плана, %
|
Отклонение,
%
|
1.
Двигатель, включая системы охлаждения, отопления, смазки
|
1489,28
|
1344
|
90,24
|
-9,76
|
2.
Сцепление
|
250,67
|
215,32
|
85,89
|
-14,11
|
3.
Коробка передач
|
250,67
|
195,76
|
78,09
|
-21,91
|
4.
Карданная передача
|
280,16
|
254,46
|
90,83
|
-9,17
|
5.
Задний мост
|
265,42
|
200,3
|
75,47
|
-24,53
|
6.
Передняя ось и рулевое управление
|
781,51
|
692,37
|
88,59
|
-11,41
|
7.
Топливная система
|
4231,93
|
3835,71
|
90,64
|
-9,36
|
8.Ходовая
часть
|
1253,36
|
1125,59
|
89,81
|
-10,19
|
9.Кабина,
платформа
|
707,78
|
533,78
|
75,42
|
-24,58
|
10.Система
питания
|
766,76
|
713,42
|
93,04
|
-6,96
|
11.Электрооборудование
и приборы
|
1857,91
|
1678,23
|
90,33
|
-9,67
|
12.Общий
осмотр
|
250,68
|
192,16
|
76,66
|
-23,34
|
13.Смазочные
и очистительные работы
|
2359,26
|
2247,33
|
95,26
|
-4,74
|
Итого
|
14745,4
|
13228,4
|
89,71
|
-10,29
|
Вывод: в данном разделе произведен анализ
распределения трудоемкости ТО - 2 по видам работ для двух марок автомобилей и в
целом по парку. Общее отклонение по парку составило -10,29 %, для всех видов
работ плановые значения не выполнены.
3. Анализ себестоимости перевозок
.1 Анализ влияния статей затрат
себестоимости на общую сумму затрат
Для расчета аналитических значений рассчитаем
ряд индексов:
1. Фонд оплаты труда водителей:
Jp - индекс
грузооборота в целом по парку
Jp = 0,96
2. Фонд оплаты труда рабочих:
JТобщ - индекс общей
трудоемкости
JТобщ = 0,94
3. Фонд оплаты труда прочих категорий
работников
JАЧэ - индекс общего
количества автомобиле - часов эксплуатации автомобилей
JАЧэ = 1,06
. Переменные затраты( затраты на топливо,
восстановление износа и ремонт шин, смазочные и эксплуатационные материалы,
ремонтный фонд, амортизационные отчисления)
Jp=0,96
Влияние отклонений на каждую из статей
себестоимости определяется следующим образом:
1. Влияние абсолютного отклонения:
А% = Атыс. руб./ Зобщ, где
Атыс. руб - абсолютное отклонение значения
определенной статьи себестоимости, тыс. руб.; Зобщ - общая сумма затрат, тыс.
руб.
2. Влияние допустимого отклонения
Д% = Дтыс. руб./ Зобщ, где
Дтыс. руб - абсолютное отклонение значения
определенной статьи себестоимости, тыс. руб.; Зобщ - общая сумма затрат, тыс.
руб.
3. Влияние относительного отклонения
О% = Отыс. руб./ Зобщ, где
Отыс. руб - абсолютное отклонение значения
определенной статьи себестоимости, тыс. руб.; Зобщ - общая сумма затрат, тыс.
руб.
Абсолютное отклонение (АО) = Ф - П
Допустимое отклонение (ДО) = А - П
Относительное отклонение (ОО) = Ф - А, где
Таблица 16. Анализ общей суммы затрат
Статья
себестоимости
|
Сумма,
тыс. руб.
|
Выполнение
плана, %
|
Отклонение,
тыс. руб.
|
Влияние
отклонения, %
|
|
план
|
факт
|
аналитическое
значение
|
|
абсолютное
|
допустимое
|
относительное
|
абсолютное
|
допустимое
|
относительное
|
1.
Фонд оплаты труда, в том числе:
|
4433
|
4717
|
4352,8
|
106,41
|
284
|
-80,2
|
364,2
|
1,59
|
-0,45
|
2,05
|
-
водители
|
2908,8
|
3002
|
2792,4
|
103,2
|
93,2
|
-116,4
|
209,6
|
0,53
|
-0,65
|
1,18
|
-
ремонтные рабочие
|
460,5
|
458,3
|
432,9
|
99,52
|
-2,2
|
-27,6
|
25,4
|
-0,01
|
-0,16
|
0,14
|
-
прочие категории работников
|
1063,7
|
1256,7
|
1127,5
|
118,14
|
193
|
63,8
|
129,2
|
1,08
|
0,36
|
0,73
|
2.
Отчисления на социальное страхование
|
547,1
|
533,7
|
1131,7
|
97,55
|
-13,4
|
584,6
|
-598
|
-0,08
|
3,29
|
-3,37
|
3.
Затраты на топливо
|
5918
|
5475,5
|
5681,3
|
92,52
|
-442,5
|
-236,7
|
-205,8
|
-2,49
|
-1,33
|
-1,16
|
4.
Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы
|
849,5
|
804,2
|
815,5
|
94,67
|
-45,3
|
-34
|
-249,2
|
-0,26
|
-0,19
|
-0,06
|
5.
Ремонтный фонд
|
1559,5
|
1418,8
|
1497,1
|
90,98
|
-140,7
|
-24,4
|
-78,3
|
-0,79
|
-0,35
|
-0,44
|
6.
Затраты на восстановление износа и ремонт шин
|
414,6
|
381,7
|
398,02
|
92,06
|
-32,9
|
-16,58
|
-16,32
|
-0,19
|
-0,09
|
-0,09
|
7.
Амортизационные отчисления
|
2553,9
|
2380,2
|
2451,7
|
93,19
|
-173,7
|
-102,2
|
-71,5
|
-0,98
|
-0,58
|
-0,4
|
8.
Накладные расходы
|
1485,4
|
1484,2
|
1311,7
|
99,92
|
-1,2
|
-173,7
|
172,7
|
0,01
|
-0,98
|
0,97
|
ИТОГО
|
17761
|
17195
|
17640
|
96,81
|
-566
|
-121
|
-445
|
-3,19
|
-0,68
|
-2,51
|
Вывод: по независящим от предприятия причинам,
произошло уменьшение расходов, которое демонстрирует нам допустимое отклонение.
Перерасход наблюдается только по двум статьям - фонд оплаты труда прочих
категорий работников и отчисления на социальное страхование, связанных с
увеличением автомобиле - часов работы автомобилей и превышением
запланированного объема перевозок.
Что же касается снижения расходов, вызванных по
вине АТП (относительное отклонение), то данное снижение связано с увеличением
общего количества ездок. Наибольший перерасход наблюдается по статье фонд
оплаты труда, связанный с выполнением большего объема работ.
Итого затраты составили меньшее значение, чем
было запланировано, что говорит о довольно стабильной работе АТП.
3.2 Анализ влияния
ТЭП на формирование себестоимости
Таблица 17. Влияние ТЭП на изменение
себестоимости
Показатель
|
Формула
расчета влияния показателя на выполнение плана
|
Величина
влияния
|
Тн
|
9,51
|
|
Vт
|
-18,13
|
|
lге
|
3,87
|
|
αв
|
-6,41
|
|
tпр
|
9,89
|
|
Асп
|
-6,15
|
|
γ
|
ΔSγ
=1/Пlобщ* (100/ Пγ-1)*100
|
0
|
β
|
ΔSβ
= (100/Пβ - 1) *100
|
0
|
q
|
ΔSq = 1/Пlобщ*(100/Пq
- 1) *100
|
5,03
|
Итого:
|
-2,39
|
Вывод: в данном разделе произведен анализ
влияния ТЭП на себестоимость перевозок. Наибольшее влияние на изменение
себестоимости оказали показатели - среднетехническая скорость, изменение
которой привело к уменьшению себестоимости на 18,13 % и показатель - время
погрузки - разгрузки - его изменения вызвали увеличение себестоимости на 9,89
%. Увеличение себестоимости вызвал также показатель - длина груженой ездки.
Общие изменения ТЭП вызвали снижение себестоимости перевозок на 2,39 % из чего
можно сделать вывод, что изменения ТЭП напрямую связаны с изменениями статей
себестоимости.
4. Анализ доходов, прибыли,
рентабельности
Анализ доходов
Определяем плановый доход по формуле
Дпл=Sпл*1,3
Где Sпл
плановая себестоимость, тыс. руб.
Аналогично определяем фактический доход:
Дф=Sф*1,3
Где Sф
факт себестоимость, тыс. руб.
Дф= 17195*1,3 = 22353,5 тыс. руб.
Аналитический доход:
*1,3= 22932 тыс. руб.
Затем определяем абсолютное отклонение как
разность фактического значения дохода и планового:
Аоткл = 22353,5-23089,3 = -735,8 тыс.руб.
Находим относительное отклонение как разность
фактического значения дохода и аналитического:
Ооткл = 22353,5-22932 = -578,5 тыс. руб.
Находим допустимое отклонение как разность
аналитического значения дохода и планового значения дохода:
Доткл = 22932-23089,3 = -157,3 тыс. руб.
Следует заметить, что фактическое значение
дохода меньше планового и аналитического значений дохода. Это отрицательно
сказывается на деятельности предприятия.
4.1 Анализ прибыли
Прибыль представляет собой разность между
доходами и затратами предприятия.
Прибыль плановая определяется по формуле:
Ппл = Дпл - Sпл
Ппл = 23089,3-17761 = 5328,3тыс. руб.
Прибыль фактическая определяется как разность
между доходами и затратами предприятия по формуле:
Пф = Дф - Sф
Пф = 22353,5-17195 = 5185,5тыс. руб.
Определяем условную прибыль. Условная прибыль
определяется как разность между фактическим значением дохода и плановым
значением себестоимости.
Пусл = Дфакт - Sплан
Пусл = 22353,5-17761 = 4592,5тыс. руб.
Далее находим изменение прибыли под влиянием
дохода по формуле:
ΔПд = Пусл - Ппл
ΔПд = 4592,5-5328,3
= -735,8 тыс. руб.
Находим изменение прибыли под влиянием
себестоимости находим по формуле:
ΔПS
= Пф - Пусл
ΔПS
= 5185,5-4592,5 = 593 тыс. руб.
Следует заметить, что фактическая прибыль не
превышает плановую прибыль. Это отрицательная тенденция. Изменение прибыли под
влиянием дохода отрицательно влияет на величину прибыли. Влияние себестоимости
напротив, положительно сказывается на прибыли, т.к. затраты заметно меньше
запланированных.
4.2 Анализ рентабельности
Определяем плановое и фактическое значение
рентабельности по формуле:
R= (П/S)*100
Определяем плановое значение рентабельности:
Rпл= (Ппл/Sпл)*100
Rпл= (5328,3/17761)
* 100 =30 %
Определяем фактическое значение рентабельности :
Rф= (Пф/Sф)*100
Rф=
(5185,5/17195)*100 = 30%
Плановое значение рентабельности совпадает с фактическим
значением рентабельности. Это говорит о стабильной работе предприятия.
Далее находим изменение рентабельности под
влиянием прибыли по формуле:
ΔRп
= (Пф - Ппл) * 100/ Sпл
ΔRп
= (5185,5-5328,3)* (100/ 17761) = -0,8%
Изменение рентабельности под влиянием прибыли
уменьшается. Это отрицательно характеризует работу предприятия.
Далее находим изменение рентабельности под
влиянием себестоимости по формуле:
ΔRs
= Пф *(1/Sф- 1/Sпл)*100
ΔRs
= 5185,5* (1/17761 - 1/17195)*100 = -0,96 %
Рентабельность под влиянием себестоимости
принимает отрицательное значение - 0,96%. Это говорит о том, что изменение
себестоимости отрицательно влияет на рентабельность.
Заключение
В данном курсовом проекте был произведен анализ
деятельности грузового автотранспортного предприятия с учетом плановых и
фактических показателей его деятельности. В проекте рассмотрены такие вопросы
как анализ программы перевозок грузов, анализ производственной программы по ТО
и ТР, анализ себестоимости перевозок, анализ доходов, прибыли и рентабельности.
Изменения плановых значений технико -
эксплуатационных показателей вызвали изменения в производственной базе
предприятия. Увеличилась трудоемкость технических воздействий, повысились
затраты по всем статьям себестоимости. Произошло увеличение дохода предприятия,
при этом отношение прибыли и себестоимости осталось на одном уровне - 30%.
Во время проведения расчетов выявлены отклонения
плановых значений показателей от фактических, выявлено влияние ТЭП на
производительность подвижного состава.
Список использованной литературы
1. Методические указания по
выполнению курсовой работы по предмету «Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия», Богданова, Волкова Л. А.
2. Басовский Л.Е. Экономический
анализ (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб.
пособие/ Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский.-М.: Инфра-М, 2003.-222 с.
. Единые нормы времени на
перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда
водителей.- М.: Экономика, 1990. - 50
. Ковалев В.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: Учеб./В.В. Ковалев, О.Н. Волкова.-М.:
Проспект, 2000.-421 с.
. Краткий автомобильный
справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Зласко, М.Б. Ляпиков. - М.: Трансконсалтинг,
1994. - 779 с.
. Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.:
Транспорт, 1988. - 78 с.
. Прыкин Б.В. Экономический
анализ предприятия: Учеб. для вузов/ Б.В. Прыкин.-М.: ЮНИТИ, 2000.-360 с.
. Пястолов С.М. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/ С.М. Пястолов.-М.:
Мастерство, 2001.-336 с.
. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Г.В.
Савицкая.-5-е изд.-Минск: Новое знание, 2001.-686 с.
. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия: Учеб./ Г.В. Савицкая.-3-е изд.,
перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2004.-424 с.
. Чечевицына Л.Н. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности: Учеб/ Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев.-М.:
Маркетинг, 2001.-352 с.