Конфликт как психологическая проблема

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конфликт как психологическая проблема











Курсовая работа

Конфликт как психологическая проблема

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие конфликта

.1Конфликт. Типология конфликта

1.2Личностные конфликты

.3Психоанализ

1.3.1 Фрейд

.3.2 К. Хорни

.3.3 А. Адлер

.3.4 Э.Фромм

.3.5 Юнг

.4 Бихевиористические теории

Глава 2. Урегулирования конфликтов

.1 Типы личностей и стратегии их поведения

.2 Управление и регулирование конфликтом

Заключение

Список литературы

Введение

Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, и воспринимать их надо как само собой разумеющееся. Конфликты бывают не только деструктивными, но и создающие, что-то новое, улучшенное. Как сказал Фукуяма об окончании холодной войны: «То, чему мы, вероятно, свидетели,- не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюция человечества, а универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления». То есть без конфликтов и войн уже не будет развития человечества.

С другой же стороны, если не рассуждать более глубоко сейчас о конце истории, то конфликт был и остаётся проблемой для человека, а точнее психологической. В данной работе разговор в основном будет о личности и его внутриличностном и межличностном конфликте, так как они являются базовыми, в них мы можем наиболее в полной мере прояснить на основе различных теорий, суть конфликта и как он сказывается на личности, а также причины его появления.

Все из нас каждый день встречаются с разного рода конфликтами и человечество не должно убегать он них, а стремиться, что бы конфликт происходил не хаотично, а им можно было управлять и в итоге по его завершению получить конструктивный исход.

Эта проблема обсуждается ещё с древних времён и остаётся актуальной до наших дней, поэтому её изучение так важно и носит абсолютный характер по отношению к каждому человеку.

В работе представлены общие понятия конфликта, его структура, теории возникновения конфликта и методов его урегулирования. Цель работы - выявить основные причины, почему мы можем называть конфликт психологической проблемой и как эту проблему можно конструктивно урегулировать.

Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

.Понять основы конфликта и его понятийную сторону

2.Разобрать различные видения проблематики конфликта как психологической проблемы

.Выявить суть психологических проблем, возникающих во время конфликта и предложить их решения.

Глава 1. Понятие конфликта

.1 Конфликт. Типология конфликта

Конфликт это сложное социальное явление, которое характеризуется различными параметрами: его сущность, структура, причины, динамика.

Такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей), интересов, целей, идеалов, убеждений, суждений и так далее. Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». К сожалению, мы не можем использовать данное определение к понятию конфликта, так как, сколько бы примеров мы не приводили, все значения этого слова не дадут точную его расшифровку.

В отечественной научной литературе наиболее полное определение конфликта, дал Шайхутдинов Р.Г., который выделяет следующие способы использования понятия «конфликт»:

конфликт как объект исследования;

конфликт как область специализации научных методов;

конфликт как механизм, искусственно создаваемый организаторами для интенсификации мышления и деятельности;

конфликт как эталон, позволяющий увидеть то, что невозможно при нормальном течении дел;

конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновения сторон до полной структуры конфликта.

Однако это определение не отражает сути и всех основных черт конфликта как понятия психологического и организационного. Можно выделить основные общеметодологические понятия конфликта, которые отражают его сущность:

конфликт - ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное проведение другой;

конфликт - поведение, основным направлением которого является поражение, ослабление или подавление оппонента;

конфликт - противоречие между людьми;

конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне доказать свои взгляды;

конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами;

конфликт-столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Приведенные высказывания, можно определить конфликт как динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения. Предполагается, что субъектом воздействия в процессе конфликта может быть либо отдельный человек, два человека или группа людей. Если рассматривать конфликт с позиции организации, то именно от субъектов конфликта зависит острота возникших противоречий, срок их протекания, способ и технология разрешения конфликта. Ведь совокупность индивидов в организации составляют люди, которые имеют различные психологические, физиологические, интеллектуальные характеристики, а также различные опыт, цели и задачи.

Конфликт имеет следующие признаки:

·Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мнений и суждений.

·Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и так далее)

Наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений и состояния противоборства между ними.

Предмет конфликта - те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить по средством противоборства. Объект конфликта - та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон.

Самым общим определением термина конфликт будет наличие противоречия между двумя сторонами. Сам конфликт возникает постепенно, но осознание ситуации как конфликтной возникает тогда, когда у одной или обеих сторон формируется образ конфликтной ситуации, то есть представление о наличии противоречия того или иного характера. Из этого следует, что какая-то сторона даже может не осознавать то, что конфликт уже имеет место.

Конфликт - это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Мотивы в конфликтах выступают в роли потребностей, интересов, целей, идеалов и убеждений.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чём они заявляют друг другу в ходе конфликта. Существует 5 основных причин конфликтов:

.Социально политические и экономические

2.Социально-демографические, они отражают различия в установках и мотивах людей обусловленные их полом, возрастом, и так далее

.Социально-психологические причины отражают социально психологические явления в социальных группах (Взаимоотношения, лидерство, групповых мотивы, коллективные мнения, настроение)

.Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические случаи (способности, темперамент, характер, мотивы)

.Частные причины (нарушение служебного этикета, трудовое законодательство, неудовлетворенность коммуникацией)

Конфликт не всегда имеет деструктивный характер и если несколько веков назад считалось, что конфликты - это всегда есть что-то разрушающее систему, то в наше время считается, что конфликт может иметь и деструктивный характер. Данное понятие раскрывается в функциях конфликта, то есть ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);

по проблемно-деятельностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);

по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);

по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");

по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);

по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

·Внутриличностные

Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности

·межличностные

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

·между личностью и группой

Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений и она определенным образом организована

·межгрупповые

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

·межгосударственные (или между коалициями государств).

Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.).

В данной теме мы особое внимание уделим первым двум типам конфликта, так как они наиболее ярко выражают психологическую проблематику конфликта.

.2 Личностные конфликты

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Разбираясь, какие именно аспекты затрагиваются противоречиями можно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельной сферах. Наиболее изучены мотивационные мотивы, то есть конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, которые разнонаправлены и несовместимы, вследствие чего человек попадает в стрессовую для себя ситуацию. Наиболее популярное описание конфликтов - мотивов принадлежит К. Левину, который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида.

·Первый тип конфликта - это когда человек должен выбрать между двумя привлекательными для него вариантами, но взаимоисключающими друг друга. Примером может служить ситуация когда молодой муж, мать и жена которого находятся во враждебном друг к другу состоянии и ему ставят условия выбора между дорогими ему людьми.

·Второй тип можно охарактеризовать как выбор меньшего зла. Такая ситуация когда человек должен выбрать между двумя непривлекательными вариантами.

·Третий тип конфликтной ситуации, когда человеку приходится по многу раз перебирать все плюсы и минусы обоих вариантов, когда они являются в одно время чем-то привлекательными и в тоже время настораживающими.

В основе когнитивных конфликтов - столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт из-за возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений - «он мой друг» и «друзья так не поступают».

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить.

Чем сильнее диссонанс, что в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки - причины, которыми мы оправдываем целесообразность». Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы сознаем, что поступили в разрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был, не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т.д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти проявления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.

Наконец, противоречивые проблемы, затрагивающие деятельную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты.

Принято различать два основных вида ролевых конфликтов:

.Межролевой, когда разные ролевые позиции личности оказываются несовместимы. Пример выбора человеком работа либо семья, когда ты уделяешь одной своей роли больше внимания и тем самым принижаешь другую.

2.Внутриролевые, возникающие между требованиями роли и возможностями личности. Такие случаи когда человек обязан что то делать, но в силу своих психофизических особенностей он не может, например, быстро принимать решения или эффективно общаться с другими людьми.

Далее мы разберём различные теории психологов, философов, социологов и психоаналитиков и их взгляды на внутриличностные и межличностные конфликты.

.3 Психоанализ

.3.1 Зигмунд Фрейд

Психоаналитическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности:

в бессознательном человека;

во взаимодействии с окружающей средой;

невозможностью реализации личностных стремлений

Научное познание внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и связано в первую очередь с таким ученым, как Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский ученый, основоположник психоанализа.

Фрейд выделял три уровня сознания: бессознательное (то, что не осознается человеком вообще, различные влечения и желания; материал недоступный для сознания), предсознательное (то, что человек может произвести с минимальными усилиями; материал, который может быть переведен в сознание) и сознательное (то, что человек четко осознает, контакт с внешним миром). Он считал, что конфликт внутриличностный, межличностный или межгрупповой возникает в связи с противоборством сознательного и бессознательного, то есть требованиями моральных и правовых норм и между инстинктивными влечениями.

В структуре личности выделяется три элемента:

. Ид (Оно) - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует исключительно в бессознательной области сознания и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями. По Фрейду, «ид - нечто темное, биологическое, хаотическое, не знающее законов, не подчиняющееся правилам». Оно основывается на принципе удовольствия и руководствуется двумя инстинктами: Эрос и Танатос. Эрос - бог любви, стремление к жизни; Танатос - бог смерти, стремление к смерти, покою.

. Эго (Я) - сознательная часть личности. Он является компонентом психологического аппарата, который ответственен за принятие решений. Эго старается выразить и удовлетворить желание ид в соответствии с нормами и правилами, которые существуют в обществе. «Я» в свою очередь подчиняется принципу реальности, основная функция которого является самосохранение и обеспечение безопасности. Таким образом, «эго является неким «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем».

. Супер-Эго (Сверх-Я) - это продукт культуры, в нем реализованы система ценностей, норм и этики, принятые в окружении личности, то есть моральные ограничения. Оно базируется на принципе долженствования, поэтому выполняет функции контроля, оценки и наказания.

Таким образом, функционирование личности происходит так: «Ид» хочет чего-то, «Эго» ищет пути реализации потребности, а «Супер-Эго» ограничивает действия в рамках правовых норм и ценностей, существующих в обществе. Поэтому в основе внутриличностных конфликтов лежит противостояние «Ид» и «Супер-Эго».

Также в своей теории Фрейд выделил несколько защитных механизмов, которые помогают личности справиться с конфликтом:

.Вытеснение - это особый процесс, при котором страдания, которые причиняют вред, удаляются из осознания мыслей и чувств, то есть удаляются из сознательного.

.Проекция - это процесс, в котором личность свои собственные чувства, поведение и мысли присваивает другим людям, то есть человек приписывает свою вину другому.

3.Замещение - это переадресация своих эмоций, чувств, действий от одного более угрожающего объекта или личности к другому, менее угрожающему.

.Рационализация - это ложная аргументация, с помощью которой неправильное поведение объясняется таким образом, что оно выглядит уже вполне рациональным и оправданным в глазах окружающих.

.Реактивное образование - это защитный процесс, к которой неприемлемый импульс в начале подавляется, а затем уже на уровне сознания заменяется противоположным.

.Регрессия - это возврат к детским моделям поведения, то есть индивидуум начинает вести себя как ребенок.

.Сублимация - это «защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий, например творчество, спорт.

.Отрицание - это отказ верить в то, что произошла неприятность.

Таким образом, психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда являет собой некий образец психодинамического подхода к познанию поведения индивидуума. В такой концепции неосознаваемые психологические конфликты регулируют поведение личности. Поэтому человек «обречен» на конфликт, и избавить его от них невозможно, можно только смягчить его посредством защитных механизмов.

1.3.2 К. Хорни

Карен Хорни - первая женщина Германии, которой позволили изучать медицину, последовательница Фрейда, автор работ «Наши внутренние конфликты», «Невротическая личность нашего времени».

Внутриличностный конфликт, по Хорни, возникает еще в детстве в том случае, если родители не уделяют ребенку должного внимания, любви, нежности и ласки. Вследствие этого у ребенка возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия, которым она дает такой термин, как «базальная тревога», что значит "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни. Она не позволяет ребенку относиться к другим людям непосредственно, как хотел бы он сам относиться, и в связи с этим, он ищет другие пути общения. Вследствие этого, Хорни выделяет три направления развития ребенка: навстречу людям, то есть стремление к любви; против людей - борьба с окружающим миром; от людей, то есть отстранение от общества.

Чтобы выжить в окружающем мире, ребенок создает во внутреннем мире идеальное собственное Я. Этот процесс называется самоидеализацией, которая может дойти до крайних пределов: далее она основной целью становится погоня за славой, желание оказаться у цели сразу, не преодолевая никаких препятствий.

В отличие от Фрейда, Карен Хорни для решения внутрличностного конфликта выделяет гораздо больше видов психологических защит взрослого человека, которые представлены ниже:

1.Захват - изоляция от окружающего мира.

2.Смирение - подстраивание под окружающий мир.

.Отставка - это отстранение от общества и пассивность в действиях.

.Отрицание - игнорирование окружающих действий и процессов.

.Проекция - приписывание своих негативных характеристик другим людям.

.Регрессия - возвращение к детским формам поведения.

.Замещение - замена объекта агрессии на другой предмет во избежание ответной реакции.

.Подавление - забывание источника страха и обстоятельств, которые ассоциируются с ним.

.Изоляция - восприятие какого-либо отрицательного события без чувства тревоги.

10.Интроекция - восприятие каких-либо событий извне, как события происходящие изнутри.

11.Интеллектуализация - переосмысление событий для развития чувства собственного контроля над ситуацией.

.Аннулирование - поведение или мысли, которые сводят на нет сильное беспокойство.

.Сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства путем социально одобряемых действий.

.Рационализация - нахождение правдоподобных причин для оправдания конкретного поведения.

.Реактивное образование - обращение ситуации в противоположность.

.Идентификация - процесс подражания поведения другого лица в связи с возможной утратой.

.Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем.

Данные защитные механизмы могут развиваться в процессе онтогенеза как средство адаптации и разрешения конфликтов, так и при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации.

Таким образом, главное отличие концепции Карен Хорни от Фрейда в том, что на процесс возникновения, протекания и разрешения внутриличностного конфликта влияют еще и социокультурные причины, но главной причиной конфликта между индивидом и окружающими его людьми является недостаточная доброжелательность значимых людей, в первую очередь родителей, в результате чего формируется базальное недоверие к миру.

Также она пишет о невротических конфликтах, суть которых состоит в том, что у невротиков мотивы внутренних конфликтов не всегда находятся в сознательной части, а один из мотивов может быть бессознательным и человек, просто не осознаёт то, что испытывает стресс, конфликт внутри себя. Вследствие чего человек может проявлять пример деструктивного поведения (кража, обман, и так далее) и ухудшением психологического здоровья (стресс, усталость, комплексы и так далее).

Карен Хорни пишет « Личная образованность могла бы значительно помочь нам жить с большим знанием самих себя и развивать свои собственные убеждения. Понимание важности факторов, определяющих наш выбор, дало бы нам идеалы, за которые следует бороться, и тем самым дало бы направление нашей жизни». Она также как и Фрейд выделяла базисный конфликт. По её мнению источником конфликта невротика считается то, что он неспособен желать чего-то искренне, так как его искрение желания разделены и действуют в противоположном направлении. Фрейд же считал, что человек сохраняет способность искренне стремиться к чему либо, но все попытки добиться своей цели терпят крах из-за блокирующего чувства страха. По Хорни базисный конфликт намного глубже и разрушительней, но в то же время его возникновение не является неизбежным и его разрешение возможно, при условии, что пациент готов испытать значительное напряжение и готов подвергнуться соответствующим лишениям. «Снова оставляя в стороне различные оттенки хода мысли Фрейда, мы можем констатировать, что его теория инстинктов «жизни и «смерти» ужимается до конфликта между конструктивными и деструктивными силами, действующими в человеческих существах. Сам Фрейд был заинтересован в применении этой теории к анализу конфликтов гораздо меньше, чем в её применении к тому способу, которым обе силы связаны друг с другом»

1.3.3 Альфред Адлер

Альфред Адлер - постфрейдист, «родоначальник нового социально-психологического взгляда» и «предвестник современной гуманистической психологии». Это связано с тем, что его концепция рассматривает поведение человека в социальном контексте, в отличие от теории Фрейда, «индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт ними считает неестественным». Тем не менее, существование конфликтов в обществе не отрицается.

Адлер считал, что личность и структура в человеке закладываются в человеке в возрасте до пяти лет, и этим утвердившимся положениям он следует до конца жизни. Поведение индивидуума зависит от биогенетических характеристик и социальных правовых норм.

Основные концепции индивидуальной теории:

. чувство неполноценности и компенсация;

. стремление к превосходству;

. стиль жизни - это «уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения»;

. социальный интерес - это связь с окружающим миром и другими людьми;

. творческое «Я» - то, что придает значимость человеческой жизни;

. порядок рождения - влияет на формирование стиля жизни;

. фикционный финализм - мысль о том, что поведение человека находится в зависимости от намеченных им самим целям в будущем.

В 1907 году вышла его книга «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации», в которой была сформулирована теория комплекса неполноценности. Согласно данной концепции, в раннем детстве ребенок, сравнивая себя с родителями, которых он видит чаще всего, чувствует себя ущербным, и поэтому все его действия направлены на то, чтобы хоть в чем-то быть лучше. Таким образом, чувство неполноценности является причиной совершенствования человека.

Позже была сформулирована теория компенсации, в которой процесс компенсации комплексов - это стремления к достижению многих целей, способ преодоления комплекса неполноценности, стремление к реальному успеху. Но если же он превышает свои границы, этот процесс становится уже сверхкомпенсацией, то есть процессом стремления к достижению поставленных целей, несмотря ни на что, стремление к мнимому успеху, превосходству.

Таким образом, конфликт в теории Адлера - это попытка человека освободиться от чувства собственной неполноценности.

.3.4 Э. Фромм

Эрих Фромм - гуманист, философ, автор книг «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Искусство любить».

«Конечно, очень заманчиво не идти вперед, оставаться на одном и том же месте, не прогрессировать, иными словами, во всем полагаться на уже имеющееся, ибо то, что мы имеем, нам известно; мы опираемся на него, и это дает на ощущение полной безопасности. Мы боимся сделать шаг в неизвестное, в неведомое и, соответственно, избегаем этого: ведь хотя после того как были совершены те или иные действия, оказывалось, что в них не было ничего рискованного, прежде вся связанная с ними новизна представлялась весьма рискованной, а потому пугала нас. Только старое, испытанное безопасно, или, по крайней мере, нам так кажется. Каждый новый шаг таит в себе опасность неудачи, и это является одной из причин того, почему люди так боятся свободы». Он также подтверждает, что в человеке постоянно происходит борьба и приводит различные тому доказательства.

Неотъемлемая черта нынешнего человеческого существования - это одиночество, изоляция и отчужденность. Это связано с тем, что люди борются за свою свободу и автономию, и это противостояние, в свою очередь, и вызывает чувство отчужденности от людского мира. Люди нуждаются в свободе, и в тоже время нуждаются в единении с обществом. «Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества».

В связи с этим, человеческая жизнь, по Фромму, происходит под знаком противостояния:

·Между жизнью и смертью (как и зачем жить?);

·Между возможностью и реальностью (жизнь как попытка самореализации);

·Между одиночеством и соотносимостью с другими людьми (любовь - способ преодоления отчуждения; отсутствие любви - причина невротических заболеваний)

Чтобы преодолеть чувства одиночество, Фромм описал несколько механизмов «бегства от свободы»:

1.авторитаризм, иначе садизм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я»;

2.деструктивность - это способ преодоления чувства неполноценности, уничтожая или покоряя всех;

.мазохизм (конформность автомата) - избавление от одиночества путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение;

.позитивная свобода - это преодоление чувства неполноценности посредством любви и труда, при этом свобода человека никак не затрагивается, и он чувствует себя индивидуальным.

Так же Фромм выделил две формы свободы: свобода «от» и свобода «для». Свобода «от» - это низшая форма свободы, в которой люди стараются избежать свободы, столкнувшись с, казалось бы для них, непреодолимыми трудностями или нереализацией себя. Свобода «для» - высшая форма, для которой характерна способность к творчеству, разрушению барьеров и стереотипов. Развитие личности происходит от свободы «от» к свободе «для».

Фромм рассмотрел и выдвинул два типа агрессии: доброкачественная, которая является мотивированной, то есть возникает как защитный механизм, и злокачественную, то есть немотивированная, начало которой заложено в самой психике человека, в его природе, она же и приводит к некрофилии и садизму.

Таким образом, в качестве основной причины возникновения конфликта Эрих Фромм выдвигал невозможность индивида реализовать в обществе свои стремления и потребности.

.3.5 Карл Густав Юнг

Еще одним из одних учеников З. Фрейда является Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии.

Согласно Юнгу, душа - это тоже, что и личность, состоящая из трех элементов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго - центр сознания, в который включены мысли, чувства, воспоминания и ощущения, с помощью которых мы воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное - это все конфликты, воспоминания, которые мы когда-то пережили и осознавали, но теперь забыты. Оно также содержит в себе комплексы (одно из отличий от теории Фрейда), то есть «скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта». По Юнгу, эти комплексы могут оказывать сильное, иногда даже чрезмерное, влияние на поведение человека и его мироощущение, в связи с чем могут возникнуть внутриличностные конфликты между «хочу» и «так надо».

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Согласно представлениям Юнга, существует еще один слой в структуре личности, который он назвал «коллективным бессознательным», что представляет собой «мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого». Также он выдвинул предположение, что оно состоит из архетипов. Архетипы - это воспоминания или врожденные идеи, которые позволяют индивидуумам принимать какие-либо события определенным образом. Юнг выделил несколько основных архетипов:

1.Персона - это наше публичное поведение, отношения с другими людьми, роли, которые мы играем в обществе.

2.Тень - противоположность персоне, темная сторона личности, которая содержит все неприемлемые наши мысли, чувства, агрессивные и сексуальные импульсы; источник жизни, который если направить в нужное русло, например в творечество, позволит жить в гармонии с другими.

.Анима - внутренний образ женщины в мужчине, и если этот архетип выражен гармонично, это приводит личность к самореализации.

.Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, который так же, как и анима, при сбалансированном развитии реализует индивидуума.

.Самость - один из самых важных архетипов в теории Юнга; это центр интеграции всех элементов души, и если в нем все аспекты объединены, индивидуум ощущает целостность. Поэтому главная цель жизни любого человека - это развитие самости.

Еще одним вкладом Юнга в психологию считается выделение двух основных направленностей: экстраверсия и интроверсия. Согласно его теории, обе установки существуют в человеке, но одна из них становится главной. При эктраверсии психическая жизнь человека направлена наружу, проявляется интерес к окружающему миру. При интроверсии же все наоборот: индивидуум погружен в себя, в свой внутренний мир, мир своих мыслей.

После концепции экстраверсии и интроверсии Юнг выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две функции, мышление и чувство, он отнес к разряду рациональных, потому что они основываются на личном, жизненном опыте. Мышление использует логику и аргументы, а «чувство информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций». Ощущение и интуицию Юнг определил, как иррациональные, поскольку ощущение основано на реалистическом восприятии мира, а интуиция - на неосознанном восприятии текущего опыта. Каждый индивидуум обладает всеми этими четырьмя функция, но так же, как и в предыдущее теории, только одна из них доминирует. Поэтому выделяются такие типы личности: мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный.

Юнг рассматривает развитие индивидуума как динамический процесс, потому что человек постоянно приобретает новые умения, реализует себя в разных начинаниях. В итоге, главная цель человека в жизни - это реализация собственного «Я». Этот процесс, который длится на протяжении всей жизни, называется индивидуацией.

Таким образом, сама жизнь индивидуума в теории Юнга - это конфликт между сознательным и бессознательным, поэтому нарушение в сознательном вызывает компенсаторную реакцию в бессознательном.

.4 Бихевиористические теории

Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию.

Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения стал перенос акцента на внешние детерминанты их возникновения. Ситуационные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиористской традицией. Как известно, классический бихевиоризм считал принципиально невозможным исследование, каких бы то ни было субъективных факторов психической жизни человека, поскольку исходил из того, что научный статус психология может обрести только при наличии такого предмета своего изучения, который поддается объективному описанию. В качестве такого предмета бихевиористы рассматривали поведение.

Механизмы человеческого поведения фактически и стали главным содержанием теоретических построений и экспериментальных исследований бихевиористов. Понятно, что поскольку бихевиористские подходы сделали центральным предметом своего внимания поведение в его различных формах, то и их интерес к конфликтам ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами - в первую очередь межличностными и межгрупповыми. В соответствии с бихевиористской парадигмой, основной методический принцип изучения поведения предполагал поиск связей между воздействиями («стимулами») и ответной поведенческой реакцией человека. Отсюда основная схема бихевиоризма «стимул = реакция», прошедшая экспериментальную проверку на примере одного из частных случаев «фрустрация = агрессия», звучит применительно к конфликтам как «ситуация = конфликтное поведение».

Следовательно, если речь идет о конфликтном поведении или взаимодействии, то источники его происхождения можно обнаружить, прежде всего, при помощи анализа факторов ситуации.

Первыми исследованиями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 1930-1950-х годах группой специалистов Йельского университета (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура и др.) и посвященных изучению агрессии, ее фрустрационной детерминации, понятиям сдерживания, смещения агрессии и т. д. социально-психологический анализ этих явлений, в свою очередь, осуществил Л. Берковиц.

По сравнению с психоаналитической традицией бихевиоризм предложил принципиально иной взгляд на конфликты. Социально-психологические конфликты в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии понимаются прежде всего как особая форма агрессивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустрирующую ситуацию, причем первоначальное представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда, например, индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.

Исходя из основных представлений бихевиористов, патология поведения есть следствие научения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению, которое, получив какое-то подкрепление, становится частью поведенческого репертуара личности. Тем самым ключ к пониманию поведения человека, его действий и поступков следует искать в ситуативных, внешних факторах. В соответствии с теорией социального научения, чтобы понять поведение человека, следует прежде всего обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение этой модели поведения и ее закрепление.

Идея социального научения, подкрепленная многочисленными наблюдениями за развитием детей, находит значительную поддержку среди зарубежных и отечественных специалистов. А.А. Реан отмечает: «В пользу концепции социального научения говорит и то, что действительное различие между неагрессивными и агрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, так как в их поведенческом репертуаре отсутствуют „сценарии конструктивного разрешения конфликтной ситуации». Данное высказывание устанавливает прямую связь между проблематикой агрессии и изучением конфликтов, в частности предлагает рассматривать стратегии поведения людей в конфликтах как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.

личность конфликт психоанализ урегулирование

Глава 2. Урегулирования конфликтов

.1 Типы личностей и стратегии их поведения

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним словом.

·"Демонстративные":

Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии, каких либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

·"Ригидные":

Слово «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.

·"Неуправляемые":

Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

·"Сверхточные":

Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.

Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

·"Рационалисты":

Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей.

·«Безвольные»:

Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха.

Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия является стремление к преодолению дисгармонии, которое осуществляется путем выбора модели или стратегии поведения в конфликте. Реализация стратегии осуществляется индивидуально, в рамках стиля поведения в конфликте. Она опирается на учет типа конфликтной личности.

Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».

Этот тип (как и предыдущий) является «ситуативным», т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.

Участники конфликтной ситуации выбирают одну из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах:

. Всеми средствами добиваться желаемого;

. уйти от конфликта;

. начать переговоры с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы. Каждая их этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Выделяется пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

. Настойчивость (принуждение). Попытка заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало

. Уход (уклонение). Стремление ухода от конфликта уместно, если ситуация может разрешиться сама собой, или же нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся, или же конфликты нереалистические.

. Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность пойти навстречу другому.

. Компромисс. Точка зрения другой стороны принимается обусловлено, до определенной степени

. Сотрудничество (решение проблемы).

Когда существует убежденность участников конфликта, что расхождение во взглядах - эт результат различных представлений о справедливости и правильности вопроса, участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, а при анализе разногласий найти выход из сложившейся ситуации. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Стратегия нацелена не на отношения между людьми, а на их совместные действия против проблемы.

Вообще, люди не одинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие - жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение "практика", "собеседника", "мыслителя". В зависимость от типов, включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному. "Практик" действует под лозунгом: "Лучшая защита - нападение". Самое важное для него преобразование среды и завершение всяких действий. "Действенность" людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может привести к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. Для "собеседника" характерен лозунг: "Лучше плохой мир, чем хорошая война". Главное для него - общение с людьми". "Собеседники" не способны на длительное противостояние в конфликте, они более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. "Мыслителям" Свойственна позиция: "Пусть думает, что он победим!" "Мыслитель" ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает ложную систему доказательств, своей правоты и неправоты своего оппонента. Вывести конфликтующие стороны из тупика может только третий участник или изменение жизненных обстоятельств.

В случае невозможности предотвращения конфликта возникает задача его регулирование, т.е. управление его ходом с целью наиболее оптимального разрешения противоречий.

Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:

стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую

стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение.

стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников.

Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента:

тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинения боли и т. п.;

тактика психологического насилия. Эта тактика оскорбляет оппонента, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: унижение, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более чем 40%) применяется в межличностных конфликтах;

тактика давления. Спектр приемов включает выдвижение требований, указаний, приказов, угроз, вплоть до ультиматума, предъявления компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяются две из трех ситуаций;

тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудачная попытка самоубийства, обязательства, которые не отменяются

санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от исполнения;

тактика коалиций. Цель - усиление своего положения в конфликте. Выражается в создании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении к СМИ, различных органов власти. Это убеждения, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.п.;

тактика дружелюбия. Предполагает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предоставление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение; тактика соглашений. Предусматривает обмен благами, обещаниями, уступки, извинениями.

.2 Управление и регулирование конфликтом

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение значимых задач.

Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на процесс. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Объективность понимания - первейшая предпосылка управления конфликтами и вместе с тем методологическая проблема.

Объективное понимание конфликта - это адекватное, то есть соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную (речевую) интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или иной стороны конфликта или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведь каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснять конфликт, поэтому сам факт того или иного объяснения конфликта включается в предмет противоречия.

Объективное объяснение конфликта возможно при выполнении следующих требований:

анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации.

в объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развитие в последующем.

объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого - прогресса общества, личности и пр.

Признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им. Это исключает отношение к конфликтам как фатально неизбежным, стихийно возникающим и столь же стихийно развивающимся, а стимулирует поиск путей и методов сознательного влияния на конфликтную ситуацию, зарождающуюся или реально существующую.

Один из принципов управления конфликтом - гласность. Любая попытка скрыть наличие конфликта, замаскировать его внешним благополучием ведет только к углублению конфронтации. И, напротив, своевременное и корректное вскрытие конфликта, его причин и условий означает создание благоприятных предпосылок для урегулирования последнего и успешного преодоления. Гласность предполагает наличие информации о конфликтной ситуации, доведение ее до заинтересованных лиц и формирование соответствующего объективного отношения.

Регулирование конфликта - представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений.

Регулируемый конфликт есть конфликт, контролируемый и, стало быть, предсказуемый.

Разрешение конфликта - заключительный его этап. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликт прекращение конфликта путем уничтожения одно из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т. п.

Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Перманентное возрождение одного и того же конфликта в преобразованном виде на ином уровне.

Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - это попытка избавится от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоление противоположностей, лежащих в его основе.

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает:

а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т. п.),

б) определение уровня развития конфликта;

в) выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной),

г) измерение интенсивности,

д) определение сферы распространенности.

Заключение

В ходе работы мы выяснили, насколько многообразны, бывают конфликты и как важно их предупреждение. Несмотря на существования такого количества теорий, все они сходятся в одном - для человека конфликт всегда является стрессом и то, насколько он будет сильным и долгим зависит от результатов по достижению его предотвращения и получения в итоге положительного эффекта.

Конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Нужно уметь принимать человека любым, таким, каков он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку. Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который видит, думает, чувствует иначе, чем мы. Конфликт - это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет намного легче.

Каждый человек по особенному относится к тому или иному явлению, по-своему оценивает происходящие события. Конфликт - не исключение из этого правила. И поэтому каждый из нас занимает определенную позицию по отношению к конфликту как явлению нашей действительности.

Конечно, мы можем сказать, что совсем не важно, как мы относимся к конфликту. Главное, чтобы он был разрешен, но развитие конфликта, его разрешение зависит от позиции по отношению к конфликту. А самое важное, что от этого же зависит и процесс формирования личности субъектов, участвующих в конфликте.

Для решения психологической проблемы конфликта было бы уместно ввести объективное обучение детей в школах и дошкольных учреждениях о том, как поступать в конфликтных ситуациях и как их регулировать на базовых уровнях, что бы все дети знали основы конфликтологического учения уже с самого детства - это помогло бы превращать многие конфликты в конструктивные и избегать их разрушительного характера.

Список литературы:

1.Альфред Адлер «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации» 1907г. 216с. Психология работы с людьми Обозов Н.Н. <#"justify">16.Хорни К. «Наши внутренние конфликты» 2007г.-224с.

17.Шайхутдинов Р.Г. Конфликтологическая программа построения гуманитарных дисциплин. - М.: Кентавр. - 1993. - N2. - С. 37-41.

Похожие работы на - Конфликт как психологическая проблема

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!