Техническая диагностика деталей и узлов коробки передач

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,38 Мб
  • Опубликовано:
    2012-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Техническая диагностика деталей и узлов коробки передач

Введение

процессе эксплуатации строительных машин происходит частичная или полная потеря работоспособности машиной, то есть отказ. Отказы вызваны действием различных причин: особенностями конструкции, отклонениями в технологии изготовления, естественным старением, особенностями управления машиной и физико-механическими свойствами строительных материалов и грунтов, которые машина обрабатывает или разрабатывает, природно-климатическими условиями. Строительные машины эксплуатируют в самых разнообразных условиях, что приводит к дифференцированному изменению технического состояния даже однотипных машин.

Время безотказной работы машины является величиной случайной, так как наработка на отказ каждой сборочной единицы различна и колеблется в широких пределах.

С увеличением наработки машин возрастают объемы работ по их ремонту и техническому обслуживанию. Необходимо постоянно контролировать техническое состояние сборочных единиц и с помощью комплекса мероприятий технического обслуживания снижать интенсивность изнашивания элементов машины. Существенную роль в этом и в обеспечении оптимальных режимов работы машины играет диагностирование. При одновременном сохранении надежности диагностирование позволяет сократить время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте. Необходимо стремиться обеспечить эффективность работы ремонтной службы, затрачивая минимум средств на устранение отказов и на выполнение технических обслуживаний при различной периодичности.

Диагностирование применяют при плановых обслуживаниях, а также для выявления дефектов при текущем ремонте.

Под техническим состоянием строительных машин понимается совокупность их внутренних свойств, подверженных изменениям при производстве и эксплуатации, характеризующих соответствие или несоответствие качества машин требованиям, установленным эксплуатационно-технической документацией на данные машины.

Первая задача технического диагностирования - определение технического состояния, в результате чего состояние машин относят к одному из возможных технических состояний.

После установления факта потери работоспособности, наличия неисправности или неправильного функционирования решается вторая задача - поиск, дефектов, нарушивших исправность и работоспособность машины или вызвавших неправильное функционирование.

Третья задача диагностирования - сбор исходных данных для прогнозирования остаточного pеcypcа или оценки вероятности безотказной работы машины в межконтрольный период.

Кроме того, применение диагностирования упорядочивает саму систему эксплуатации, позволяет создать автоматизированные системы сбора объективной текущей информации об изменении состояния деталей и сборочных единиц в функции наработки. Это важно для оценки надежности, оптимизации конструкций, совершенствования технологии изготовления и режимов эксплуатации строительных машин.

Техническое диагностирование - процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причины дефекта.

Целью данной работы является изучение и анализ диагностических параметров и приборов при диагностировании деталей и узлов коробки передач.

При диагностике механической коробки передач контролируются следующие параметры:

Уровень масла в МКПП.

Износ подшипников как основных несущих так и игольчатых.

Состояние шестерен, валов, синхронизаторов и вилок выбора передач.

Износ рабочих поверхностей и сальников.

1.     
Отказы и неисправности коробки передач

Работоспособность коробки передач, главной и конечных передач зависит от состояния зубьев шестерен, подшипников, валов, вилок включения передач, а так же базовых деталей (корпусов). У вилок включения передач изнашиваются поверхности щек, вследствие чего шестерни включаются не полностью. При этом поверхности зубьев шестерен испытывают повышенную удельную нагрузку, интенсивно изнашиваются на конус, выкрашиваются и даже ломаются.

Увеличение бокового зазора между зубьями шестерен.

По мере изнашивания зубьев шестерен, шлицевых соединений и подшипников увеличивается боковой зазор между зубьями. Чрезмерное увеличение зазора сопровождается возникновением ударных нагрузок на зубья, обусловленных неравномерным их изнашиванием, а так же значительными колебаниями тягового усилия.

Износ поверхностей щек вилок включения передач.

Вследствие этого шестерни включаются не полностью. При этом поверхности зубьев шестерен испытывают повышенную удельную нагрузку, интенсивно изнашиваются на конус, выкрашиваются и даже ломаются.

Абразивный износ подшипников и шестерен.

Очень часто шестерни и подшипники сильно изнашиваются под действием абразивов, попадающих в корпуса силовой передачи через дефектные сальниковые уплотнения, а так же вследствие несвоевременной замены трансмиссионного масла. Абразивы вызывают преждевременный износ шестерен и подшипников.

Затрудненное переключение передач

Причины: деформация вилок переключения передач, деформация рычага переключения передач, неполное выключение передач, заедание сферического шарнира, тугое движение штоков вилок из-за загрязнения гнезд штоков, заусенцев, заклинивания блокировочных сухарей; тугое движение скользящих муфт на ступицах при загрязнении шлицев.

Шум в коробке передач

Может прослушиваться из-за осевого люфта валов, износа подшипников, шестерен и синхронизаторов; недостаточного уровня масла в коробке передач или из-за загрязненного трансмиссионного масла. Необходимо проверить уровень масла, качество масла, нет ли подтеканий, не забился ли сапун - отверстие, соединяющее внутреннюю полость картера с атмосферой и предотвращающее тем самым возникновение повышенного давления в коробке передач. Сапун необходимо очистить. Кроме того, возможно следует заменить поврежденные прокладки и сальники.

Причинами самопроизвольного выключения и нечеткого включения передач может быть износ шариков и гнезд штоков; снижение упругости пружин фиксаторов; износ зубьев муфты синхронизатора; износ блокирующих колец синхронизаторов. Если под нагрузкой передачи переднего хода выключаются самопроизвольно, в первую очередь необходимо проверить правильность и надежность крепления коробки передач к картеру сцепления и, если нужно подтянуть гайки. Если это не помогает, неисправность следует искать в механизме или ненадежном креплении вилок переключения, износе фиксаторов и ползунов, состоянии зубьев шестерен.

Перегрев коробки передач.

Нагрев коробки передач считается нормальным, если рука выдерживает продолжительное прикосновение к корпусу коробки передач. Причиной повышенного нагрева коробки передач чаще всего является пониженный уровень масла в картере коробки. Следует проверить Уровень масла и долить масло, если необходимо, до нижней кромки заливного отверстия. Если уровень масла нормальный, то причинами нагрева коробки может быть наличие металлических частиц или стружки в масле. Необходимо проверить качество масла, пропустив его через контрольную магнитную пробку или по стационарным магнитным пробкам. Обнаружив в масле крупные металлические частицы, нужно выяснить причину их появления. Может быть изношена или повреждена какая-либо деталь. Порой причиной пepeгрева коробки передач является заедание валов в подшипниках. В этом случае необходимо проверить, затянуты ли гайки крепления крышек подшипников, не износились ли сами подшипники. Если подшипники не изношены, нужно проверить, не погнуты ли валы, которые при необходимости заменяют.

Причинами утечки масла могут быть: износ сальников валов; ослабление крепления крышек картера; ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач; повреждение уплотнительных прокладок.

Наиболее частой причиной затрудненного включения передач является нарушение регулировки привода управления механизмом переключения передач. Однако здесь поначалу необходимо проверить исправность и регулировку сцепления. Регулировка привода необходима, если включение передач постоянно затруднено и нужно приложить большое усилие для перемещения рычага на ту или иную передачу. В скрежете, который хорошо слышен при переключении передач, могут быть повинны синхронизаторы. При сильном износе блокирующих колец, сухарей и фиксаторов их нужно заменить в комплекте с шестернями.

2.      Субъективные методы диагностирования

К самым простым методам диагностирования техники относятся внешний осмотр машины, ощупывание, остукивание деталей, расположенных снаружи, прослушивание работы механизмов. Они позволяют обнаруживать такие дефекты, как ослабление креплений, наличие трещин и изломов в деталях, течь топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита, обрыв и расслоение ремней, стуки в трущихся сопряжениях, обусловленные аварийными ситуациями, и др. Такие методы диагностирования основаны на опыте механизатора и совершенстве органов его чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), называемых в медицине анализаторами.

Оценка технического состояния составных частей машины с помощью органов чувств является субъективной, т.е. крайне неточной, и не отвечает требованиям, предъявляемым к технической диагностике как к отрасли науки. Такой способ оценки технического состояния машин неперспективен. Его применяют, как правило, в сочетании с простейшими средствами измерений, например, стуки прослушивают с помощью стетоскопа.

Приведем наиболее распространенные субъективные методы диагностирования, широко применяемые для предварительной оценки состояния сельскохозяйственной техники.

Визуальный метод позволяет обнаруживать следующие неисправности: нарушение уплотнений, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и других составных частей машин - по течи топлива, масла, охлаждающей жидкости; трещины банки аккумуляторной батареи - по течи электролита; неполноту сгорания топлива - по дымности отработавших газов; износ деталей цилиндро-поршневой группы - по голубоватому цвету отработавших газов (вследствие чрезмерного угара картерного масла) и дымлению из сапуна; качество картерного (моторного) масла - по цвету масляного пятна, наносимого на фильтровальную бумагу; неравномерное натяжение гусеничных полотен - по нарушению прямолинейности при движении трактора без нагрузки; пробуксовывание муфты поворота вследствие замасливания или чрезмерного износа фрикционных дисков, а также потери упругости нажимных пружин - по нарушению прямолинейности при движении трактора под нагрузкой; попадание воздуха в гидросистему, недостаток рабочей жидкости - по вспениванию жидкости в баке; чрезмерный износ уплотнительного кольца поршня силового цилиндра - по заметной на глаз усадке поршня (штока) при нейтральной позиции рукоятки золотника распределителя и др.

На слух обнаруживают: чрезмерный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения - по стукам в зоне клапанного механизма; предельный износ шатунных втулок и подшипников коленчатого вала - по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала; перебои в работе дизеля вследствие пропуска вспышек - по неравномерному звуку выхлопа; чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топлива в цилиндры дизеля - по характеру выхлопа (при раннем вспрыске - «жесткая» работа, при позднем - «мягкая»); неплотности клапанов газораспределения - по свисту и шипению во впускном и выпускном патрубках дизеля при прокручивании коленчатого вала вручную; отказ центробежного маслоочистителя или турбокомпрессора - по отсутствию шума ротора после остановки дизеля; разрегулировку муфты сцепления трактора - по шуму и скрежету шестерен коробки передач при переключении скоростей; погнутость валов - по биению шкивов, звездочек и др.

По запаху определяют такие неисправности, как пробуксовывание муфты сцепления, муфт поворота, тормозов, замыкание электропроводки и другие неисправности.

На ощупь контролируют: ослабление креплений - по относительному перемещению деталей; неисправности фрикционных муфт, тормозов, подшипников, гидросистем и других составных частей машин - по чрезмерному их нагреву; неисправности рулевого механизма - по толчкам, ощущаемым на рулевом колесе; зависание иглы распылителя форсунки - по отсутствию импульсов впрыска в топливопроводе высокого давления и др.

К субъективным методам диагностирования также относятся заключения мастера-диагноста, даваемые на основе логического мышления, без прямого участия каких-либо органов чувств. Например: трактор не тянет вследствие недостатка мощности; затруднен пуск дизеля по причине неисправности топливной аппаратуры. Подобные заключения не всегда могут быть правильными: фактор может не тянуть при возросшем удельном сопротивлении плуга вследствие высыхания почвы, затупления лемехов и др.; пуск дизеля может быть затруднен.

 

3.      Структурные параметры


Процесс определения технического состояния объекта диагностирования по структурным параметрам называется прямым диагностированием в отличие от косвенного, осуществляемого по диагностическим параметрам. Преимущество прямых методов - получение более точных результатов, простота конструкций средств измерений, недостаток - большая трудоемкость, нарушение приработки трущихся сопряжений при разборке объекта диагностирования.

Диагностирование техники по структурным параметрам осуществляют, как правило, с помощью измерительных инструментов: щупов, масштабной линейки, рулетки, штангенциркуля, индикатора часового типа, микрометров, миниметров, нутромеров, пневматических калибраторов, угломеров, зубомеров, нормалемеров и др. Эти инструменты используют также для измерения зазоров в трущихся сопряжениях, геометрических размеров деталей, хода рычагов и педалей.

К структурным параметрам состояния объекта относятся зазоры в подшипниковых узлах, в клапанном механизме, между отжимными рычагами и подшипником отводки муфты сцепления, в верхних и нижних головках шатунов кривошипно-шатунного механизма, ход рычагов и педалей механизма управления поворотом, муфт сцепления и тормозов, провисание гусеничных полотен, биение валов сельскохозяйственных машин, размеры деталей, доступные для непосредственного измерения.

Структурные параметры коробки передач

Параметр

Единица измерения

Значение

Пятно контакта в зацеплении

-

-

Осевой зазор в подшипниках вала главной передачи

мм

Ном.

Доп.



0,1-0,2

-

Номинальная и придельная толщина зубьев шестерен (на примере первого венца)

мм

допустимое

предельное



12,166

10,9

Зазор в сопряжении вилка-шестерня

мм

Ном.

Пред.



0,2-0,55

1,6

Ширина шлицов Первичного вала коробки передач

мм

Ном.

Пред.



7,07

5,91

Осевой зазор в подшипниках Вторичного вала

мм

Ном.

Доп.



0,05

0,3

Положение ведущей шестерни главной передачи (от привалочной плоскости к.п. до наружного торца шестерни)

мм

8±0,1

Толщина зубьев ведущей шестерни главной передачи

мм

Ном.

Пред.



14,645

12,99

Толщина зубьев ведомой шестерни главной передачи

мм

Ном.

Пред.



9,79

8,33


4.      Диагностические параметры


Техническое состояние машин и их сборочных единиц проявляется в различных формах через множество признаков. Признаки, характеризующие техническое состояние машин имеющие количественное выражение, относят к параметрам технического состояния.

Прямыми диагностическими параметрами, характеризующих состояние механической коробки передач являются:

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи

мм

Ном.

Доп.



0,2-0,45

2,5

Угловой зазор

º

-

-

Уровень масла

мм

До деления на щупе

Рабочая температура коробки передач

ºс

Температура при которой можно держать руку на корпусе коробки длительное время

Перепад давления на фильтре

кгс/см²

Не более 2 кгс/см²

Давление срабатывания редукционного клапана

кгс/см²

8 кгс/см² (допустимое)

Давление по манометру установленного вместо датчика

кгс/см²

Не менее 7 кгс/см²

Разница между значениями давлений При включенных передачах

кгс/см²

Не более 0,5 кгс/см²

коробка передача неисправность диагностирование

5.      Диагностические приборы и приспособления

Относительный износ сопрягаемых зубчатых пар (в процентах от номинальной длины зубьев) определяют с помощью разработанного В.Г. Фоминым устройства КИ-5454 ГОСНИТИ, включающего в себя первичный измерительный преобразователь, блок сравнения (вторичный измерительный прибор) и соединительные шнуры.

Устройство КИ-5454

Измерительный преобразователь II (рис. 1) служит для формирования электрического сигнала, пропорционального углу поворота рычага переключения передач. Основная составная часть преобразователя - потенциометр, который состоит из неподвижного корпуса, жестко закрепляемого на рычаге I переключения передач, и ползуна, соединенных электрически с блоком сравнения /// . Благодаря противовесу позиция корпуса при перемещении рычага переключения передач остается неизменной, а ползун поворачивается относительно корпуса на угол, пропорциональный величине перемещения рычага. В результате изменяется сопротивление потенциометра, а следовательно, и величина тока, поступающего в блок сравнения. Последний служит для сравнения величины сопротивления первичного преобразователя с эталонным сопротивлением, находящимся внутри блока, и регистрации измеряемой величины. На лицевой панели блока сравнения расположены все органы управления устройства, обозначены марки диагностируемых тракторов, а также нанесены таблички с условными обозначениями передач. Условные обозначения введены в связи с многообразием схем переключения передачу тракторов различных марок.

Электрическая схема устройства представляет собой измерительный мост на сопротивлениях, составленный из балансировочного потенциометра, расположенного внутри блока сравнения, потенциометра и микроамперметра 3. Мост измерительной схемы калибруют с помощью регулировочных резисторов так, чтобы при повороте ползуна потенциометра на номинальный угол стрелка микроамперметра переместилась на деление 100.

Сопротивление, соответствующее марке трактора и диагностируемой паре шестерен, включают в измерительную цепь с помощью переключателей 5, 6, 10.

С помощью описанного устройства зубчатые зацепления диагностируют в следующем порядке.

Устанавливают трактор на ровной горизонтальной площадке, останавливают дизель и затормаживают движители. Отключают механизм блокировки коробки передач и устанавливают блокировочный валик в нерабочее положение, обеспечивающее возможность включения передачи при включенной главной муфте сцепления.

Закрепляют измерительный преобразователь на рычаге / так, чтобы его консоль располагалась приблизительно горизонтально и перпендикулярно плоскости движения рычага в нейтральном положении.

Рисунок 1 - Устройство КИ-5454

Переводят тумблер 4 в позицию «вкл» и регулируют напряжение питания ручкой 9 так, чтобы стрелка микроамперметра 3 находилась против деления 100. Устанавливают тумблер 12 в позицию «работа*, а ручку 7-в позицию, при которой стрелка микроамперметра переместится на нулевое деление.

При диагностировании трактора, марка которого обозначена на панели слева, устанавливают переключатель 5 в соответствующую позицию, переключатель 6-в позицию, соответствующую условному обозначению диагностируемой передачи, переключатель 11 - в нулевую позицию.

В случае диагностирования трактора, марка которого обозначена на панели справа, переключатель 11 устанавливают против обозначения этой марки на панели, переключатель 10 - в позицию, соответствующую условному обозначению диагностируемой передачи, переключатель 5 - в нулевую позицию.

Выключают главную муфту сцепления, включают диагностируемую передачу и, удерживая рычаг / во Включенной позиции, добиваются такой позиции ручки 7, при которой стрелка микроамперметра установится против деления 100.

Выключают диагностируемую передачу, включают муфту и плавно перемещают рычаг / в сторону включения диагностируемой передачи до начала соприкосновения зубьев шестерен торцами, что определяется по легкой вибрации рычага и шуму соприкасающихся зубьев. Не меняя позиции рычага, находят (по показанию микроамперметра) величину относительного износа зубьев по длине.

Аналогично определяют износ остальных шестерен непостоянного зацепления.

Приспособление КИ-4850 ГОСНИТИ для проверки зазоров в подшипниках

Проверку зубьев шестерен, шлицев валов коробки передач и вилок переключения передач ведут в таком порядке. Прокручивая вручную валы силовой передачи, осматривают шестерни. При обнаружении поломки зубьев шестерен более чем на /8 длины зуба или выкрашевания рабочей поверхности зуба общей площадью более 25% шестерни бракуют.

Штангенциркулем проверяют длину головок зубьев шестерен непостоянного зацепления коробки передач. При укорочении головок зубьев за счет торцового износа более чем на 30% шестерню бракуют,

Зубомером или нормалемером измеряют толщину зубьев и неравномерность их износа по £ толщине у шестерен, доступных для измерения без разборки коробки передач. Неравномерность износа зубьев по толщине («на конус») проверяют у шестерен непостоянного зацепления.

Ширину шлицев валов коробки передач определяют в местах расположения подвижных шестерен. Ширину прямоугольных шлицев измеряют штангенциркулем, а ширину эволъвентных - зубомером.

Об износе вилок переключения передач судят по величине зазора в сопряжении вилка - шестерня, измеряемого щупом. Номинальный зазор равен t), 2…6 мм, предельный - 1,6 мм.

Боковой зазор между зубьями конических шестерен для компенсации износа зубьев в эксплуатации не регулируют, так как нормальный контакт зубьев получается при одном взаимном положении, когда образующие начальных конусов совпадают. Если указанный зазор достиг 2,5 мм, шестерни заменяют.

Рисунок 2 - Приспособление КИ-4850

Осевой зазор в подшипниках измеряют при помощи приспособления КИ-4850 ГОСНИТИ. Оно состоит из индикатора 2 часового типа (рис. 84), штока /, штатива 3 и стойки 4 с электромагнитом 5. Электромагнит подключают к сети и устанавливают на раму или корпусную деталь трактора. Шток, связанный с ножкой индикатора, подводят так, чтобы он упирался в вал, ось или корпус подшипника. Перемещая вал или ось из одного крайнего положения в другое, фиксируют индикатором величину зазора.

Шариковые подшипники силовой передачи тракторов и самоходных шасси подлежат замене при осевом зазоре валов, превышающем 0,5 мм. При большем зазоре нарушается нормальная работа зубчатых зацеплений, влекущая за собой быстрое изнашивание и разрушение зубьев шестерен. Роликовые конические подшипники коробки передач и главной передачи, пригодные к работе, регулируют при зазоре, превышающем 0,3 мм. Чтобы проверить осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также переднего ведущего моста тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ, отсоединяют от фланца стакана ведущей шестерни конец карданного вала (у тракторов Т-40А, Т-40АМ отсоединяют торсионный вал от вала ведущей шестерни и вала раздаточной коробки). Устанавливают приспособление КИ-4850 и упирают шток в торец хвостовика ведущей шестерни. Перемещая ломиком шестерню в осевом направлении, по показанию индикатора определяют зазор в подшипниках. При необходимости у тракторов К-700 и К-701 заменяют конический двухрядный подшипник, у тракторов Т-150К МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л регулируют конические роликоподшипники, у тракторов Т-40А и Т-40АМ заменяют оба шариковых подшипника.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала ведущих мостов тракторов К-700, К-701 и Т-150К, а также передних ведущих мостов тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л, Т-40А и Т-40АМ проверяют при снятой ведущей шестерне главной передачи в сборе со стаканом. Для этого упирают шток приспособления в венец ведомой шестерни главной передачи и, перемещая ломиком корпус дифференциала в осевом направлении, фиксируют показание индикатора.

У тракторов К-700 и К-701 при осевом перемещении корпуса дифференциала, превышающем 0,3 мм, заменяют двухрядный конический роликоподшипник. У тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-52 и МТЗ-52Л в этом случае регулируют конические роликоподшипники дифференциала. У тракторов Т-40А и Т-40АМ при осевом перемещении дифференциала, превышающем 0,5 мм, заменяют шариковые подшипники.

Штангензубомер

Им проверяют толщину зубьев шестерен коробки передач и неравномерность износа зубьев по толщине.

Износ зубьев по толщине и «на конус» проверять по мере возможности доступа к шестерням без разборки коробки передач.

Износ зубьев «на конус» проверять только у шестерен непостоянного зацепления.

Настроить штангензубомер (рис. 3) на заданную установочную высоту hx по вертикальной шкале. Приставить инструмент к головке зуба, как показано на рис. 3, и свести губки штангензубомера, а при помощи микрометрического винта соприкосновения с боковыми поверхностями зуба. Определить по горизонтальной шкале толщину зуба в средней его части.

Рисунок 3 - Измерение износа зуба шестерни по толщине штангензубомером

Не изменяя установочной высоты штангензубомера, измерить толщину зуба S (рис. 3) в 2 мм от его торца, расположенного с противоположной стороны относительно шестерни, входящей в зацепление с контролируемой, и повторить замер S2 на расстоянии 10 мм от первого.

Неравномерный износ зуба по толщине («конусность») более 0,05 мм на длине 10 мм не допускается.

Значения установочной высоты hх, номинальной и предельной толщины зубьев доступных для намерения шестерен коробок передач приведены в таблице.

6.     
Технология диагностирования состояния деталей и узлов коробки передач и главной передачи

Приборы, приспособления и инструмент:

индикатор часового типа ИЧ-10 ГОСТ 572-67; подставка №4270.00.03.000 под штатив для измерительных головок, штангенциркуль ШЦ-2; штангензубомер 1-18; щупы (набор №4) ГОCТ 427-56; линейка металлическая 1-300 ГОСТ 427-56; ломик; ключи гаечные.

Содержание работ и технические условия

Выполнить подготовительные операции по промывке силовой передачи.

Оценить визуально состояние (шестерен коробки передач главной передачи, прокручивая валы трансмиссии вручную).

Поломка зубьев шестерен более чем на 1/3 длины зуба не допускается. Допускается поломка трех несмежных зубьев одной шестерни до 1/3 их длины.

Допускается наличие поверхностных трещин и выкрашивание рабочей поверхности зуба общей площадью не более 25%.

Допускается равнораспределенное по длине зуба выкрашивание рабочей поверхности конических шестерен главной передачи общей площадью не более 25%. Концентрация выкрашивания у большего или меньшего торцов зубьев указывает на необходимость регулировки главной передачи.

Проверить длину головок зубьев шестерен непостоянно^ зацепления коробки передач при помощи штангенциркуля.

Укорочение головок зубьев шестерен за счет торцового и» носа: допустимое - на 20%, предельное - 30% от номинал' ной длины зуба

Проверить ширину шлицев валов коробки передач под ступицами подвижных шестерен при помощи штангенциркуля (прямоугольные шлицы) или штангензубомера (эвольвентные шлицы).

Установочная высота штангензубомера, номинальная и предельная ширина шлицев вала под ступицами подвижных шестерен составляет 2,4 мм.

Проверить толщину зубьев конических шестерен глав передачи, выполнив операции п. 4.

Толщину зубьев большой и малой конических шесте измерять у большого основания делительного конуса.

Установочная высота штангензубомера, номинальная и предельная толщина зубьев указаны в соответствующей таблице.

Проверить величину осевого зазора в подшипниках вторичного вала коробки передач. Для этого:

установить штатив с закрепленной на нем индикаторной головкой на корпус 2 (рис. 5) коробки передач и упереть ножку индикатора 3 с натягом 1,5-2,0 мм перпендикулярно в обработанный торец вторичного вала со стороны малой конической шестерни главной передачи;

подать вторичный вал вперед по ходу трактора при по щи монтажного ломика 5 или постукиванием по его торцу и установить нулевую риску шкалы индикатора 3 против стрелки;

подать вал назад при помощи монтажного ломика и показаниям индикатора определить величину осевого зазора в подшипниках.

Номинальный и допустимый осевые зазоры в подшипниках вторичного вала приведены в соответствующей таблице.

Проверить величину осевого зазора в подшипниках вала главной передачи. Для этого:

- установить штатив с закрепленной на нем индикаторной головкой на корпус заднего моста и упереть ножку индикатора с натягом 1,5-2,0 мм в обработанную поверхность торца большой конической шестерни главной передачи;

Рисунок 4 - Проверка осевого в подшипниках вторичного вала коробки передач трактора МТЗ-50 при помощи стандартного приспособления

определить величину зазора в подшипниках вала главной передачи по показаниям индикатора, перемещая вал в осевом направлении при помощи монтажного ломика 2 (рис. 4) попеременным выключением муфт поворота гусеничного трактора;

Номинальный и допустимый осевые зазоры в подшипниках вала главной передачи приведены в соответствующей таблице.

Рисунок 5 - Проверка осевого зазора в подшипниках вала главной передачи трактора МТЗ-50 при помощи стандартного приспособления

Проверить величину бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи. Для этого:

убедиться в том, что шестерни коробки передач находятся в нейтральном положении;

установить подставку со штативом и индикатором 3 на корпусе коробки передач и упереть ножку индикатора с натягом 3-4 мм перпендикулярно к поверхности зуба малой шестерни у большого основания делительного конуса;

сдвинуть в осевом направлении большую коническую 4 главной передачи от малой конической и покачивая при помощи ломика 2 вторичный вал коробки передач за хвостик, определить величину бокового зазора в зацеплении по показаниям индикатора.

Номинальная и допустимая величины бокового зазора приведены в соответствующей таблице.

Проверить зазор между рабочими поверхностями вилок переключения передач и стенками кольцевого паза подвижных шестерен при помощи щупов.

Номинальный и придельный величины зазора указаны в соответствующей таблице.

Так же осуществляется проверка износного состояния силовой передачи.

установите на ведущем колесе динамометрический рычаг и люфтомер КИ-4813.

Затормозите трактор, нажав на педаль остановочного тормоза, соответствующего проверяемой конечной передаче.

Проверните ведущее колесо в одну сторону с усилием, соответствующим моменту 10-12 кгс*м (по показаниям динамометрического рычага) и, удерживая рычаг, установите корпус люфтомера так, чтобы стрелка указателя с нулевой риской шкалы.

Проверните ведущее колесо в противоположную сторону с тем же усилием и по показаниям люфтомера определите величину суммарного зазора в зубчатом зацеплении проверяемой конечной передачи трактора.

Проверьте величину зазора в зубчатом зацеплении другой конечной передачи трактора.

Растормозите трактор, включите одну из передачи главную муфту сцепления, измерьте суммарный боковой зазор в зубчатых зацеплениях и шлицевых соединениях кинематической цепи всей силовой передачи.

Величину суммарного бокового зазора в трансмиссии проверьте на всех передачах.

Рисунок 6 - Измерение суммарного бокового зазора в механизмах силовой передачи с помощью люфтомера КИ-4813

По разнице суммарных зазоров в сочленениях кинематической цепи на всех передачах и суммарного зазора в зубчатом зацеплении каждой конечной передачи определите суммарный зазор в сочленениях коробки передач.

Допускаемые значения суммарного зазора:

в силовой передаче - 7º

в конечной передаче - 2º30´

в коробке передач - 4º30´

Если суммарный зазор в кинематической цепи всей силовой передачи, хотя бы на одной из передач, превышает допускаемое значение, проверьте состояние составных частей силовой передачи.

Контрольно-диагностическая карта бульдозера с двигателем ЯМЗ-240БД

Измеряемый параметр технического состояния

Единица измерения

Номинальное значение

Допускаемое значение

Значение при контроле

Заключение

Кривошипно-шатунная группа


Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала

 МПА

 0,2

 0,17

 0,2

норма


Суммарный зазор в сопряжениях нижней и верхней головок шатуна

мм

 0,4

 0,68

 0,56

норма

Гильзо-поршневая группа


Расход картерных газов всех цилиндров

л/мин

136

207

185

норма


Уменьшение расхода газов при отключении одного из цилиндров

л/мин

<15

<15

12

норма


Разрежение в цилиндрах

кгс/см2

0,88

0,7-0,58

0,63

норма


Разница в разряжениях цилиндров

кгс/см2

<1

<1

0,9

норма


Расход картерного масла на угар

кг/ч

0,39

0,88

0,56

норма

Система смазки


Давление масла при минимальной устойчивости скорости вращения двигателя: холодного двигателя прогретого двигателя

  МПа

 - 0,3

 0,6 Не менее 0,1

 0,6 0,2

 норма


Масса ротора с осадком механических тпримесей

г

1350

1780

1470

норма


Погрешность штатного манометра

%

Не более 10

6

норма


Давление срабатывания предохранительного клапана

 МПа

 0,7-0,75

 0,73

 норма


Производительность масляного насоса

л/мин

130

90

100

норма


Падение давления в фильтре турбокомпрессора

 кгс/см2

 <0,9

 0,8

 норма


Давление масла в подшипниках турбокомпрессора при номинальной частоте вращения двигателя

кгс/см2

<2,0

1,7

норма

Система питания


Давление перед фильтром тонкой очистки

кгс/см2

<0,8

0,3

Норма


Перепад давления перед и за фильтром

кгс/см2

<0,4

0,3

норма


Минимальное давление за фильтром тонкой очистки

кгс/см2

<0,4

0,3

норма


Угол начала подачи топлива до ВМТ

град

18-20

17-21

19

норма


Давление впрыска топлива форсунками

кгс/см2

165-170

167

норма


Неравномерность топливоподачи

%

<12

8

норма


Давление развиваемое плунжерными парами

кгс/см2

>300

288

норма

Клапанный механизм газораспределения

мм

0,25-0,30

0,28

Норма


Зазоры выпускных клапанов холодного двигателя

мм

0,25-0,30

0,28

норма


Угол начала открытия впускного клапана первого цилиндра до ВМТ или после установочного угла начала подачи топлива

  град

  20

  15-25

  19

  норма


Неплотность клапанов: впускных выпускных

 л/мин

 - -

 60 45

 60 45

 норма

Система воздухоподачи


Загрязненность воздухоочистителя

Предельная загрязненность по сигнализатору ОР-9928 не допускается

норма


Негерметичность воздушного тракта

Подсос воздуха, фиксируемый прибором КИ-4870 не допускается

Норма


Давление наддува турбокомпрессора

кгс/см2

0,5-0,6

0,6

норма


Время выбега ротора турбокомпрессора (по автостетоскопу) после остановки двигателя с минимальной частотой вращения

  сек

  Не менее 10

  15

  норма

Система охлаждения


Усилие натяжение ремня

Н

40

40

40

норма


Прогиб ремня вентилятора

мм

15-20

17

норма


Прогиб ремня компрессора

мм

15-20

17

норма


Прогиб ремня генератора

мм

15-20

17

норма


Разность температур нижнего и верхнего бачков радиатора

ºС

Не менее 10

12

норма


Герметичность системы охлаждения

Уменьшение разряжения с 0,1 до 0,09 кгс/см2 должно происходить не менее чем за 10 сек

12

норма


Давление срабатывания парового клапана

кгс/см2

<1,0

0,6

норма


Разрежение при срабатывании воздушного клапана

кгс/см2

0,04-0,08

0,06

норма


Погрешность штатного термометра

ºС

Не более 5

3,9

норма

Тягово-экономические показатели


Минимально устойчивая частота вращения двигателя

 об/мин

 750

 800

 780

 норма


Номинальная частота вращения: Коленчатого вала Вала отбора мощности

 об/мин

 1900 1000

 1900±40 1000±20

 1920 1005

 Норма норма


Передача при проверке силы тяги


13 (з.х. 7)

13 (7)

норма


Сила тяги

кгс

400

500

470

норма


Расход топлива

кг/ч

52,7

50-56,5

54,3

норма


Суммарное усилие вращения колес: Передних задних

 кгс

  400 250

  500 350

  450 270

  Норма норма

Пусковой двигатель


Частота вращения: Холостой ход Номинальная нагрузка При срабатывании автомата отключения


  -

  -

  -

  -


Суммарный зазор в кривошипно-шатунной группе

мм

0,15-0,20

1,5

0,3

норма


Разрежение в цилиндрах

кгс/см2

0,75

0,5

0,6

норма

Силовая передача


Конечная передача заднего моста

град

0,5

8

2,3

норма


Конечная передача переднего моста

град

0,5

8

2,3

норма


Главная передача передних мостов

град

0,3

4

3,2

норма


Раздаточная коробка

град

0,5

5,5/6,5

3,3

норма


Суммарный угловой зазор ведущего моста

град

3

32

14

норма


Карданная передача переднего моста

град

0,1

4,5

2,4

норма


Карданная передача заднего моста

град

0,1

5

0,8

норма


Боковой зазор главной передачи: Передней задней

  мм

  0,2-0,5 0,2-0,5

  1,5 1,5

  1,4 0,8

  Норма норма


Осевой зазор валов главной передачи: Ведущей шестерни Ведомой шестерни

  мм

  - 0,05-0,1

  0,05 0,25

  0,05 0,2

  норма


Состояние зубьев зубчатых колес

Поломка более 1/3 длины, выкрашивание более 25% рабочей поверхности, уменьшение рабочей длины более 25% не допускается

норма


Угловой зазор карданного шарнира

град

До 1/3

0,2

норма


Свободный ход педали

мм

-

-

-

-


Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы КП

кгс/см2

Не менее 7

8,5

норма


Разница давления масла за фильтром на передачах

кгс/см2

Не более 15

1,5

Норма

Электрооборудование


Ток генератора при срабатывании контактно-транзисторного реле напряжения

 А

 40±5

 43

 норма


Напряжение срабатывания контактно-транзисторного реле регулятора

 В

 14,3-15,5

 15

 норма


Ток срабатывания реле защиты

А

4-4,5

4,3

норма


Ток генератора при номинальном напряжении

А

70±1,5

71

норма


Напряжение развиваемое генератором при номинальной мощности

 В

 14

 12,5

 13

 норма


Напряжение на клеммах стартера

В

24

22

24

норма


Ток потребителей электроэнергии: Вентилятор отопителя Свеча накаливания Свеча подогрева топлива

  А

 3,2-4,0 38-42 10-12

 3,7 40 11

 Норма Норма норма

Гидронавесная система


Производительность насоса

л/мин

125

114

120

норма


Давление масла в сливной магистрали

кгс/см2

1-2,5

2,3

Норма


Давление срабатывания автомата золотника

кгс/см2

125

100

119

Норма


Давление срабатывания предохранительного клапана

кгс/см2

140

120

130

норма

Приборы механизмы, агрегаты, и системы, обеспечивающие безопасность движения


Давление в шинах: Передних колес Задних колес

 кгс/см2 кгс/см2

 1,1-1,7 1,1-1,7

 1,5 1,5

 Норма норма


Осевой зазор подшипников колес

мм

Допускается 0,5

0,3

норма


Свободный ход рулевого колеса

град

18

25

22

норма


Усилие на рулевом колесе

кгс

2-3

6

4

норма


Свободный ход тормозной педали

мм

15-20

35

17

норма


Ход штоков тормозных камер

мм

30-40

25-50

35

норма


Давление в пневмосистеме

кгс/см2

5,3-7,5

5-8

6,4

норма


Падение давления при одном нажатии на педаль и неработающем двигателе

кгс/см2

0,5

1,0

0,8

норма


Суммарная тормозная сила переднего моста

кгс

6400

4650

5980

Норма


Суммарная тормозная сила заднего моста

кгс

2900

2250

2850

Норма


Погрешность манометра пневмосистемы

%

Не более 10


3

Норма


Производительность насоса гидроусилителя рулевого управления

л/мин

175

115

123

норма


Все детали и составляющей данной машины соответствуют техническим требованиям. Следовательно, машина годна к дальнейшей эксплуатации по всем продиагностированным параметрам.

Заключение


В данной курсовой работе была рассмотрена технология диагностирования, основные приборы и методы диагностирования коробки передач, которые используются на сегодняшний день при диагностике.




Список источников


1.     Головин С.Ф. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин и тракторов. М.: Мастерство, 2002.

2.       Р.А. Макаров. Диагностика строительных машин - М.: Стройиздат, 1984.

.        Гаврилов К.Л. Практическое руководство по ремонту и диагностике двигателей легковых и грузовых автомобилей. - М.: Мастерство, 2002.

.        Ильяков В.В. Регулировки сельскохозяйственных тракторов: Справочник.-М.: Колос, 1996.

.        Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. М.:Колос, 1980

.        Технология диагностирования тракторов, М., 1973

Похожие работы на - Техническая диагностика деталей и узлов коробки передач

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!