Государственный заказ как метод рационализации расходования средств бюджета
Введение
Государственный заказ - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. На сегодняшний день государство нуждается в ответственных и добросовестных исполнителях тех или иных видов работ, услуг, в поставщиках различных товаров, чем обусловлена актуальность данной темы. С целью поиска исполнителей и поставщиков на различных открытых площадках размещаются госзаказы, и их количество постоянно растет. Иными словами, государство становится организатором тендеров, конкурсных торгов, аукционов.
Государственный заказ обеспечивает:
«потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;
потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;
потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков».
Государственный заказ является рациональным методом расходования бюджетных средств, однако закон, определяющий порядок проведения закупок продукции для государственных нужд вызывает немало нареканий как со стороны заказчиков и исполнителей по государственным контрактам, так и со стороны государственных органов.
Тема закупок для государственных нужд рассмотрена в работах следующих авторов: Нестерович Н., Смирнов В., Абалкин А. В работах перечисленных авторов достаточно широко освещены вопросы формирования, размещения и исполнения государственного заказа на федеральном уровне, однако, недостаточно подробно рассмотрена тема закупок продукции для государственных нужд на уровне субъекта Российской Федерации.
Цель данной работы: анализ системы государственных закупок в Санкт-Петербурге (на примере организации государственных закупок в Выборгском районе), а также, на основе изученного материала, внесение конкретных практических предложений по совершенствованию механизма реализации государственного заказа Санкт-Петербурга.
В соответствии с обозначенной целью и для ее последовательного достижения в данной работе поставлены следующие задачи:
детальное ознакомление с существующей методологией закупок для государственных нужд в России;
изучение и анализ системы формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга (на примере Выборгского района Санкт-Петербурга);
рассмотрение преимуществ и недостатков организации системы государственного заказа в Санкт-Петербурге;
внесение конкретных предложений по решению проблем в организации закупок для государственных нужд.
Объектом исследования является система государственного заказа.
Предмет исследования - особенности механизма реализации системы государственного заказа в Санкт-Петербурге (на примере Выборгского района Санкт-Петербурга).
В работе использовались следующие методы исследования: статистический, сравнительный анализ и системный подход.
При дипломном исследовании использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регламентирующие порядок осуществления закупок продукции для государственных нужд на федеральном и региональном уровне; специализированная литература ведущих специалистов страны по данной тематике, а также официальные публикации органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В первой главе рассматриваются организационные и методические особенности осуществления государственных закупок. Выделено такое понятие как прокьюремент, его место и значение в системе закупок. Детально разобраны основные определения, формы и методы осуществления закупок для государственных нужд. Также обозначено необходимое правовое поле, в рамках которого будет проводиться дальнейшее исследование.
Во второй главе рассматривается организация государственного заказа в субъекте Российской Федерации (на примере Выборгского района Санкт-Петербурга). Выделена структура, задачи и функции отдела государственного заказа администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, а также рассмотрена современная организация государственных закупок и выделены основные проблемы, возникающие при механизме реализации государственного заказа.
В заключении подводится итог проведенного исследования, формулируются основных выводов по существу рассматриваемого предмета.
закупка государственный средство бюджет
1. Методология государственного заказа
1.1Основные понятия и определения
Прежде всего, перед тем, как перейти к детальному изучению государственного заказа, представляется целесообразным определиться с понятиями, использующимися в процессе закупок государством необходимой для своих нужд продукции. Это необходимо для того, чтобы создать четкое представление об изучаемом объекте.
В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, оформленная соответствующим образом, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, закупка оборудования, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии.
Под понятие государственного заказа, согласно действующему законодательству, попадают «потребности как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В настоящее время основным нормативным документом, определяющим порядок проведения закупок продукции для государственных нужд является Федеральный закон №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Государственные нужды - это еще один термин, обозначающий потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство (статья 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет государственные нужды как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования».
Понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд.
Принципы государственных закупок - основные правила-цели осуществления закупок продукции для государственных нужд. Обычно выделяют следующие принципы осуществления государственных закупок:
эффективность (эффективное расходование средств налогоплательщиков);
экономность (экономное расходование средств налогоплательщиков);
равенство и справедливость (равное и справедливое отношение ко всем поставщикам независимо от их государственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы);
гласность и открытость (информация о ходе и результатах закупок известна налогоплательщикам);
подотчетность и ответственность (все важные этапы закупок тщательно документируются; чиновники несут ответственность за принятые решения и допущенные ошибки).
Закупка продукции - приобретение государственными заказчиками товаров, забот и услуг за счет бюджетных средств бюджета Санкт-Петербурга.
Государственный заказчик Санкт-Петербурга - Правительство Санкт-Петербурга и иные органы государственной власти Санкт-Петербурга, а также юридические лица, являющиеся получателями средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с бюджетной росписью и уполномоченные на заключение государственных контрактов.
На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги.