Выбор посадок и расчет размерных цепей
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
ВОСТОЧНО
- КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им Д. Серикбаева
Кафедра
машиностроения и технологии конструкционных материалов
«ВЫБОР
ПОСАДОК И РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ»
Задание на курсовую работу:
1. Проанализировать назначение, условия
работы и технологию сборки заданного узла механизма.
2. Определить вид нагружения колец
подшипников качения и обосновать выбор класса точности, посадок на вал и в
корпус. Определить характер сопряжений. Дать схемы полей допусков.
. Исходя из условий работы
цилиндрического соединения, номинальных размеров, выбрать квалитеты точности и
назначить посадки для вала и отверстия в корпусе.
. Для резьбового соединения назначить
степени точности для болта и гайки, выбрать посадки по основным параметрам
резьбы, указать обозначения резьбового соединения на сборочном чертеже по ГОСТ
16093 - 81.
. Для шлицевого соединения обосновать
выбор центрирования и назначить посадки по центрирующему и не центрирующему
диаметрам, по боковым сторонам шлицевым зубъев.
. Для всех соединений определить
предельные отклонения, допуски. Рассчитать характеристики посадок. Начертить
схемы полей допусков.
. Для заданного узла выявить размерную
цепь, построить ее геометрическую схему, составить уравнение номинальных
размеров и точности, на основании чего произвести решение прямой задачи
методами максимума - минимума и теоретико - вероятностным.
. Начертить сборочный чертеж узла
механизма и рабочий чертеж вала в соответствии с требованиями стандартов.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ
Подшипники
качения
|
Резьба
|
Шлицевое
соединение
|
d
|
D
|
B
|
R, kH
|
M
|
D
|
d
|
b
|
36
|
80
|
21
|
8
|
M10
|
46
|
40
|
8
|
Размерные
цепи
|
A1
|
A2
|
A3
|
A4
|
A5
|
A∆
|
|
p,%
|
135
|
17
|
21
|
20
|
34
|
11/90,1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок по варианту
Календарный план выполнения курсовой работы
Наименование
раздела курсовой работы
|
%
к объему
|
Срок
выполнения
|
Отметка
о выполнении
|
Выбор
посадок подшипников качения
|
10
|
|
|
Выбор
посадок гладких сопряжений
|
10
|
|
|
Выбор
посадок резьбового соединения
|
10
|
|
|
Выбор
посадок шлицевого соединения
|
10
|
|
|
Расчет
размерных цепей: При полной взаимозаменяемости При вероятностном методе
|
20
20
|
|
|
Оформление
работы
|
20
|
|
|
Срок сдачи студентом законченной работы
«________»_______2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ
КАЧЕНИЯ
. ВЫБОР ПОСАДКИ ВТУЛКИ НА ВАЛ
. РАСЧЕТ КАЛИБРА
. ВЫБОР ПОСАДКИ КРЫШКИ В
КОРПУС
. ВЫБОР ПОСАДОК РЕЗЬБОВОГО
СОЕДИНЕНИЯ
. ВЫБОР ПОСАДОК ШЛИЦЕВОГО
СОЕДИНЕНИЯ
. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ ПО
МЕТОДУ МАКСИМУМА - МИНИМУМА (ПОЛНАЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ)
. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ ПО
ВЕРОЯТНОСТНОМУ МЕТОДУ (НЕПОЛНАЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ)
9.
1. ВЫБОР
ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
. Выбор стандартного подшипника качения.
По ГОСТ 8338 - 75 выбран однорядный подшипник
качения 405, тяжелой серии.
Для обеспечения повешенной точности
центрирования зубчатых колес и снижения колебаний межосевого расстояния
назначен подшипник 6 класса (6 - 405).
. Выбор посадок колец подшипника.
Номинальный
диаметр, мм
|
Поля
допусков
|
|
валов
|
Отверстий
в корпусах
|
Нагрузка
спокойная или с умеренными толчками и вибрацией перегрузка до 150 %
|
До
80
|
h6, h5, g5, g6, j6, f6
|
H6, H7
|
H6, H7, H8
|
Таблица 1- Поля допусков валов и
отверстий в корпусах, соединяемых с подшипниками качения. ГОСТ 3325 - 85.
80 Н7/ l6, где l6
- поле допуска наружного кольца, а Н7 - поле допуска отверстия в корпусе (рис
1).
Рисунок 1 - Схема сопряжения
наружного кольца подшипника с отверстием в корпусе.
Для посадки циркуляционно нагруженного
внутреннего кольца подшипника поле допуска следует выбирать по рассчитанной
интенсивности радиальной нагрузки РR и посадочному диаметру
внутреннего кольца.
Для посадки внутреннего циркуляционного
нагружения кольца поле допуска вала равняется k6 (ГОСТ 520 - 89).
36 L6/k6 - посадка
внутреннего кольца на вал, где L6 - поле допуска внутреннего кольца подшипника,
k6 - поле допуска вала (рис 2.)
Рисунок 2 - Схема сопряжения
внутреннего кольца подшипника с валом.
3. Предельные размеры соединяемых деталей
подшипникового узла.
- наружное кольцо.
мм
мм
+=80
+(-0,011)=79,989 мм
- внутреннее
кольцо
ESDN=0
EIDN=-10
мм
MAX=DN+ESDN=36+0=36
мм
DNMIN=
DN+ EIDN=36+(-0,01)=35,99
мм
TDN=
ESDN- EIDN=10
мкм
B =21 мм
esb=0
eiB=-120
мм
B=
esB - eiB=0-(-120)=120
мкм
Bmax =B + esb=21
+0 = 21 ммmin=B
+ eiB = 21 + (-0,12)=20,88 мм
80 H7
- предельные размеры отверстия в корпусе
TD=30 мкм=0
= EI + TD= 0+30=30 мкмMAX=D+
ES=80+0,030=80,03 ммMIN=D+
EI=80 мм
36 k6
- предельные размеры вала
Td=16
мкм
ei =2 мкм
=ei+ Td=2+16=18 мкмmax=D+es=36
+0,18=36,18 ммmin=D+ei=36+0,002=36,002
мм
4. Характеристика
посадок подшипников качения
80 H7/l6 - посадка
наружного кольца в корпус.
max= DMAX
- =80, 03 -
79,989 = 0,041 ммmin=
DMIN - = 80 -80 = 0m
=( Smax + Smin)/2 = (0,041+0)/2=0,0205 мм=
Smax - Smin=0,041 - 0=0,041 мм
Проверка:
=
TD + =0,011 +
0,030 = 41мм.
36 L6/k6 - посадка
внутреннего кольца на вал
max = dmax - DNMIN = 36, 018 -
35, 99 = 0,028 мм
Nmin= dmin - DNMAX = 36,002 -
36 = 0,002 мм
Nm = (Nmax + Nmin)/2 = (0,028
+0,002)/2 = 0,015 мм
TN = Nmax - Nmin = 0,028 -
0,002 = 0,026 мм
Проверка:
=
+ Td = 0,016 +
0,01 = 0,026 мм.
. Схемы
расположения полей допусков посадок подшипников качения.
Посадка наружного кольца в корпус 80
H7/l6.
Посадка внутреннего кольца на вал 36
L6/k6.
Сопряжение подшипника качения с валом (а) и
корпусом (б).
. ВЫБОР ПОСАДКИ ВТУЛКИ НА ВАЛ
Условия сборки и эксплуатации: для обеспечения
нормальной работы и сборки между втулкой и валом должен быть минимальный зазор
(Smin = 10 ... 25
мкм).
Выбор поля допуска втулки для посадки на вал
Предельные размеры втулки по
ГОСТ 25346 - 89
Посадка втулки на вал
. РАСЧЕТ КАЛИБРА
Ш80 H7/l6 - наружное кольцо
Ш80 H7
ES = 30 мкм
EI=0
H=5 мкм
z= 4 мкм
y=3 мкм
Ш 80 l6
H1=3
мкм
y1=4
мкм
z1=4
мкм
es= 0
ei=-11 мкм
. ВЫБОР ПОСАДКИ КРЫШКИ В КОРПУС
Условия сборки и эксплуатации: для обеспечения
нормальной работы и сборки минимальный зазор между корпусом и втулкой должен
быть в пределах Smin
= 80 ... 100 мкм.
Выбор поля допуска крышки посадки в корпус:
учитывая размеры корпуса Ш80 Н7, выбирается поле допуска крышки по ГОСТ 2536 -
89. Вначале, для обеспечения минимального зазора , выбирается основное
отклонение крышки - es.
Величина минимального зазора
определяется по формуле :
Нижнее отклонение отверстия в
корпусе EI =0. Поэтому для обеспечения отклонение d, верхнее отклонение
которого es =-100 мкм и берется 10 квалитет точности.
Следовательно, поле допуска крышки
d10.
Предельные отклонения крышки Ш80d10,
по ГОСТ 25346 -89.
Посадка крышки в корпус Ш80Н7/d10.
. ВЫБОР ПОСАДОК РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Параметр
|
Гайка
|
Болт
|
|
Обозначение
|
Величина
|
Обозначение
|
Величина
|
Шаг
|
Р
|
1
|
Р
|
1
|
Наружный
диаметр
|
D
|
10
|
D
|
10
|
Средний
диаметр
|
D2
|
9,350
|
d2
|
9,350
|
Внутренний
диаметр
|
D1
|
8,917
|
d1
|
8,917
|
Угол
профиля
|
α
|
60˚
|
α
|
60˚
|
Профиль резьбового соединения М10 - 6Н/6g.
ВЫБОР ДЛИНЫ СВИНЧИВАНИЯ
Учитывая размер длины ввинчивания резьбы в
корпусе, длина свинчивания выбирается равной 8 мм по ГОСТ16093 - 81.
ВЫБОР КЛАССА ТОЧНОСТИ
Назначение резьбы - крепежная.
Гнездо - глухое.
Нагрузка - статическая.
Резьба среднего класса точности.
ВЫБОР ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ
По ГОСТ 16093 - 81 для резьбы среднего класса
точности с длиной свинчивания 8 мм, выбираются следующие поля допусков.
Диаметр
резьбы
|
Величина
диаметра
|
Поле
допуска гайки
|
Поле
допуска болта
|
Средний
|
D2
(d2)= 9,350
|
6Н
|
6g
|
Наружный
|
D(d)
= 10
|
Не
нормируется
|
6g
|
Внутренний
|
D1
(d1) = 8,917
|
6Н
|
Не
нормируется
|
ОБОЗНАЧЕНЬЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
На рабочих чертежах:
Гайка М10 -6Н
Болт М10 -6g
На сборочном чертеже: М10 - 6Н/6g.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ И ОТКЛОНЕНИЯ СРЕДНЕГО
ДИАМЕТРА РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Предельные отклонения среднего диаметра резьбы
Наименование
отклонения
|
Отклонения,
мкм
|
|
Гайка
Ш 9,350 6Н
|
Болт
Ш 8,917 6g
|
Нижнее
|
EID2=0
|
eid2= - 138
|
Верхнее
|
ESD2=+150
|
esd2 = -26
|
Допуск
|
TD2=150
|
Td2 = 112
|
Посадка резьбового соединения по среднему
диаметру Ш 9,350 6Н/6g.
. ВЫБОР ПОСАДОК ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Учитывая размеры вала и собираемость деталей
узла по ГОСТ 1139 -80. Соединения шлицевые прямобочные.
Наружный диаметр D = 46 мм;
Внутренний диаметр d = 28 мм;
Число зубьев z =8 мм;
Ширина боковых сторон шлица b=8 мм.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Соединение - неподвижное.
Нагружение - умеренное.
ВЫБОР ВИДА ЦЕНТРИРОВАНИЯ
Учитывая условия работы и конструкцию узла,
выбираем способ центрирования по наружному диаметру D.
соединение допуск размер подшипник
ПОСАДКИ ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Вид
соединения
|
Посадки
|
|
По
центрирующему диаметру (D)
|
По
боковым сторонам зубьев (b)
|
Неподвижное
|
Ш
46 Н7/js6
|
Ш
8 Н8/ js7
|
ОБОЗНАЧЕНИЕ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
На сборочном:
D - 8 x 40 x 46 x 8
На рабочем:
Шлицевая втулка: D - 8
Шлицевой вал:
ДОПУСКИ, ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И
РАЗМЕРЫ ШЛИЦЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ
По ГОСТ 25346 - 89 выбраны допуски и
предельные отклонения для шлицевого соединения
Наименование
параметра
|
Наименование
детали
|
|
Шлицевая
втулка
|
Шлицевой
вал
|
Центрирующий
диаметр D
|
Обозначение
|
Ш
46 Н7
|
Ш
46
|
Допуск,
мкм
|
TD= 25
|
Td=16
|
Нижнее
отклонение, мкм
|
EID=0
|
ei= -8
|
Верхнее
отклонение, мкм
|
ESD=+25
|
es= +8
|
По
боковым сторонам зубьев b
|
Обозначение
|
Ш
8H8
|
8js7
|
Допуск
, мкм
|
TB=22
|
Tb=15
|
Нижнее
отклонение, мкм
|
EIB=0
|
ei= -7,5
|
Верхнее
отклонение, мкм
|
ESB=+22
|
es = +7,5
|
Предельные размеры параметров шлицевых деталей:
По центрирующему диаметру D
Шлицевая втулка Ш 46 Н7
Шлицевой вал Ш46 js6
По боковым сторонам зубьев
Шлицевая втулка 8Н8
Шлицевой вал 8js7
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСАДОК ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Для заданного шлицевого соединения по
центрирующему диаметру D назначена переходная посадка
Ш
Обозначение шлицевого соединения на чертеже.
По боковым сторонам зубьев назначена
переходная посадка
СХЕМЫ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ ПОСАДОК
ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Посадка по центрирующему диаметру Ш46
Посадка по боковым сторонам зубьев b
7. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ ПО МЕТОДУ
МАКСИМУМА - МИНИМУМА (ПОЛНАЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ)
Исходным звеном размерной цепи
служит осевой зазор А∆ имеющий параметры А∆=1.
Верхнее
отклонение ES(A∆)= +150 мкм
Нижнее
отклонение EI(A∆)= -290 мкм
Допуск
звена - TA∆
TA∆=ESA∆ - EIA∆
∆=150 - (-290)=440 мкм
Допуск
T(A∆)=440
мкм
Координаты
середины поля допуска:
C(A∆)=(
ESA∆+ EIA∆)/2=(150 -290)/2= -70 мкм.
Схема размерной цепи
При анализе узла механизма определяются детали,
размеры которых влияют на величину осевого зазора.
Также устанавливаются величины номинальных размеров
составляющих звеньев и их передаточных отношений.
Передаточные отношения:
- имеют
увеличивающие звенья - Аув.
- имеют
уменьшающие звенья размерной цепи - Аум.
Звено
|
Наименование
звена размерной цепи
|
Передаточные
отношения
|
Размеры
звеньев, мм
|
|
|
|
По
варианту
|
По
ГОСТ 6636 -69*
|
Длина
корпуса+1135135
|
|
|
|
|
Выступ
крышки-11718
|
|
|
|
|
Ширина
кольца подшипника-12121
|
|
|
|
|
Длина
втулки-12020
|
|
|
|
|
Ширина
венца шестерни-13434
|
|
|
|
|
Ширина
кольца подшипника-12121
|
|
|
|
|
Длина
втулки-12020
|
|
|
|
|
Анализ звеньев размерной цепи.
- уравнение размерной цепи.
- уравнение номинальных размеров.
∆
= 135 -18 - 21 - 20 -34 -21-20 = 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КВАЛИТЕТА СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
Номи-наль-
ный размер звена Аj,
мм
|
Интер-вал
разме- ров, мм
|
Ед-ца
допус-ка, мкм ij
|
Допус-ки,
мкм расчетные T9
|
Допуски,
мкм назначенные TAj
|
Харак-тер
разме-ра
|
Координаты
середины поля допуска Ec(Aj)
|
Размеры
с отклоне-ниями составля-ющих звеньев Aj
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
А2 = 18
|
10 -18
|
1,08
|
27
|
27
|
Вал
|
-13,5
|
18-0,027
|
А4 = 20
|
18 -30
|
1,31
|
33
|
33
|
Вал
|
-16,5
|
20-0,033
|
А4 = 20
|
18 -30
|
1,31
|
33
|
33
|
Вал
|
-16,5
|
20-0,033
|
А3 = 21
|
18 -30
|
-
|
120
|
120
|
Вал
|
-60
|
21-0,120
|
А3 = 21
|
18 -30
|
-
|
120
|
120
|
Вал
|
-60
|
21-0,120
|
А5 = 34
|
30 -50
|
1,56
|
39
|
39
|
Вал
|
-18
|
34-0,039
|
А1 = 135
|
120 -180
|
2,52
|
63
|
63
|
Отверстие
|
-254,5
|
|
Определение
параметров составляющих звеньев размерной цепи.
В графу 1 звенья вносятся в порядке
увеличения размера, без учета индекса звена.
В графе 2 указываются интервалы
размеров по ГОСТ 25346 - 89, в которые входит номинальный размер
соответствующего звена.
В графе 3 указываются величины
единиц допусков (кроме размеров подшипников), которые выбираются из справочных
таблиц. Под горизонтальной чертой графы 3 рассчитывается сумма единиц допуска
(на подшипники единицы допуска не учитывается).
=
По ГОСТ 25346- 89 по значению а
выбирается соответствующий ближайший квалитет. Ближайший квалитет по
результатам расчета для а=25,70 будет - IТ9.
Стандартные допуски удовлетворяют
условию.
Определение специального допуска не
требуется.
При заполнении графы 6 делается
анализ изменения величины размера звена в процессе его обработки. Детали,
размеры которых увеличиваются при обработке, относят к отверстиям. Детали,
размеры которых при обработке уменьшаются, относятся к валам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ СЕРЕДИН ПОЛЕЙ
ДОПУСКОВ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ
Звено А1 является
компенсирующим спецзвеном размерной цепи, изменением значения которого
достигается требуемая точность замыкающего звена.
А1 = 135 мм
Для деталей «основные валы»
координата середины поля допуска:
Аj
|
ТАj
|
Ес(Аj)
|
А2 = 18
|
ТА2 = 27
|
-13,5
|
А4 = 20
|
ТА4 = 33
|
-16,5
|
А4 = 20
|
ТА4 = 33
|
-16,5
|
А3 = 21
|
ТА3 = 120
|
-60
|
А3 = 21
|
ТА3 = 120
|
-60
|
А5 = 34
|
ТА5 = 39
|
-18
|
Координата середины поля допуска наибольшего
размера или специального компенсирующего звена определяется из уравнения
координат:
=х + (-13,5-16,5-60-18-60-16,5)*(-1)
х=-184,5 -70=-254,5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ
Для отверстий проставляется верхнее
отклонение равное допуску со знаком «+».
Для валов проставляется нижнее
отклонение равное допуску со знаком «-».
Для звена с наибольшим размером или
компенсирующего специального звена предельные отклонения определяются по
формулам:
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
Уравнение размерной цепи:
A∆ =-18-0,027-20-0,033-20-0,033-21-0,120-21-0,120-34-0,039-
Проверка уравнения номинальных
размеров:
A∆ = 135 -18 - 21 - 20
-34 -21-20 = 1
Проверка
уравнения точности:
Проверка
уравнения координат середины полей:
,5+(-13,5-16,5-60-18-60-16,5)*(-1)=-70
Проверка
предельных отклонений:
Проверка
правильности вычислений:
- расчетное исходное звено.
Метод полной взаимозаменяемости дает
возможность максимального приближения к заданной величине допуска исходного
звена.
8. РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ ПО ВЕРОЯТНОСТНОМУ
МЕТОДУ (НЕПОЛНАЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ)
Данный метод расчета выполняется в той же
последовательности, что и при расчете методом полной взаимозаменяемости.
Используя те же исходные данные, определяют квалитет точности составляющих
звеньев размерной цепи с учетом коэффициента относительного рассеяния и
коэффициента риска в зависимости от процента риска .
По заданию:
-исходное звено А∆=1;
коэффициент относительного рассеяния
=1/9;
допустимый процент риска р =0,1%.
коэффициент риска при t = 3, 29.
Номинальный
размер звена, мм Аj,
мм
|
Интервал
размеров, мм
|
Квадрат,
i, мм
|
Допуски
рассчитанные
|
Квадрат
допусков
|
Допуски
назначенные, мкм
|
Квадрат
допусков
|
Характер
размера
|
Координаты
поля допуска Ес(Аj),
мкм
|
Размеры
составл.звеньев отклонен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
А2 = 18
|
10 -18
|
1,1664
|
110
|
12100
|
110
|
12100
|
Вал
|
-55
|
18-0,110
|
А4 = 20
|
18 -30
|
1,7161
|
130
|
16900
|
130
|
16900
|
Вал
|
-65
|
20-0,130
|
А4 = 20
|
18 -30
|
1,7161
|
130
|
16900
|
130
|
16900
|
Вал
|
-65
|
20-0,130
|
А3 = 21
|
18 -30
|
-
|
120
|
14400
|
120
|
14400
|
Вал
|
-60
|
21-0,120
|
А3 = 21
|
18 -30
|
-
|
120
|
14400
|
120
|
14400
|
Вал
|
-60
|
21-0,120
|
А5 = 34
|
30 -50
|
2,4336
|
160
|
25600
|
160
|
25600
|
Вал
|
-80
|
34-0,160
|
А1 = 135
|
120 -180
|
6,3504
|
250
|
62500
|
250
|
62500
|
Отв.
|
-455
|
|
Определение параметров составляющих звеньев
размерной цепи.
;
Для а=101,189 ближайший квалитет
IТ11.
ВЫБОР РАСЧЕТНЫХ ДОПУСКОВ
По ГОСТ 25346 - 89 в графу 4
записываются допуски рассчитанного квалитета для данных интервалов.
По уравнению точности проверяется
правильность рассчитанных допусков по уравнению точности:
мкм
Заданный допуск составляет 440 мкм.
Проверка условия равенства
назначенного и расчетного допусков исходного звена:
.
Расхождение не превышает
установленный предел.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ СЕРЕДИН ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ
Используя данные графы 4 определяются координаты
середин полей допусков составляющих звеньев по методу полной
взаимозаменяемости.
Звено А1 является компенсирующим
спецзвеном размерной цепи, изменением значения которого достигается требуемая
точность замыкающего звена.
А1 = 135 мм
Для деталей «основные валы» координата середины
поля допуска:
Координата середины поля допуска
наибольшего размера или специального компенсирующего звена определяется из
уравнения координат:
=х + (-55-65-60-80-60-65)*(-1)
х=-385 -70=-455
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ
Для отверстий проставляется верхнее
отклонение равное допуску со знаком «+».
Для валов проставляется нижнее
отклонение равное допуску со знаком «-».
Для звена с наибольшим размером или
компенсирующего специального звена предельные отклонения определяются по
формулам:
УРАВНЕНИЕ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
A∆ =-18-0,110-20-0,130-20-0,130-21-0,120-21-0,120-34-0,160-
Проверка
уравнений координат:
=-455+(-55-65-60-80-60-65)*(-1)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАСЧЕТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ ИСХОДНОГО ЗВЕНА.
Верхнее отклонение расчетного
исходного звена:
Нижнее отклонение расчетного
исходного звена:
.
Расчетное исходное звено:
.
Вероятностный метод расчета экономически более
выгоден, поскольку при менее точном квалитете точности составляющих звеньев (11
квалитет точности по сравнению с 8-м квалитетом по методу полной
взаимозаменяемости) достигнута требуемая точность исходного (замыкающего)
звена.
Но по сравнению с методом полной
взаимозаменяемости вероятностный метод более экономически эффективен в условиях
массового или серийного производства.