Особенности и значение стандартов ИСО – 9000

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,58 Mb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и значение стандартов ИСО – 9000

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И БИЗНЕС»




СЕМЕСТРОВОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине: «Управление качеством»

Тема: «Особенности и значение стандартов ИСО - 9000»

Выполнила студент 5 курса

Группы КМЕН - 061 (В)

Ермаков Максим Михайлович

Проверила доцент кафедры «МиБ»:

Смелова Наталья Юрьевна





Камышин 2011

СОДЕРЖАНИЕ

управление качество стандартизация международный

Введение

1.      Деятельность ИСО в области обеспечения качества

.        Стандарты ИСО серии 9000

.        Управление на основе версии стандартов ИСО 9000:2000

.        Связь систем управления качеством с системами управления окружающей средой на основе стандартов ИСО

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги.

Ситуация изменилась. Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество. Качество стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

1.     
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

Международная организация по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO), содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта неправительственная организация, учрежденная в 1947 году, в настоящее время объединяет Представителей из 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Многие заблуждаются, полагая, что ISO - это аббревиатура. На самом деле при создании Международной организации по стандартизации было принято в основу краткого названия положить производное от греческого слова isos, что значит равный. К тому же приставка iso- достаточно часто употребляется в ряде терминов, например, isometric (равные измерения) или isonomy (равенство прав). Поэтому на всех языках сокращенное название этой организации звучит одинаково - ИСО.

Деятельность ИСО осуществляется следующим образом. Представители различных государств самостоятельно выбирают для себя форму участия в работе организации и могут являться действительными членами, членами с совещательным голосом и наблюдателями. Головным органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. В промежутках между сессиями Генеральной ассамблеи управление осуществляется Советом.

Текущая работа организации происходит по двум вертикалям - политики развития и технического управления, представленных комитетами Совета. На сегодняшний день в ИСО присутствуют следующие основные комитеты:

• КАСКО (САSСО) - Комитет по оценке соответствия (Committee on conformity assessment);

• КОПОЛКО (COPOLCO) - Комитет по защите интересов потребителей (Committee on consumer policy);

• ДЕВКО (DEVCO) - Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (Committee on developing country);

• РЕМКО (RЕМСО) - Комитет по стандартным образцам (Committee on reference materials).

Структура ИСО приводится на рис.1

Рис. 1. Структура Международной организации по стандартизации

Структура ИСО является достаточно гибкой и подвержена изменениям, продиктованным временем. Так, ряд лет в рамках ИСО работал Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) В задачу данного Комитета входило построение единой информационной системы ИСО. Успешно решив данную задачу, в апреле 2001 года Комитет был упразднен.

Разработка проектов международных стандартов происходит рабочими группами технических комитетов (ТК). В настоящее время в ИСО работают 224 технических комитета. Представители нашей страны участвуют в работе ряда технических комитетов, а Российская Федерация является действительным членом организации.

Каждое государство решает самостоятельно, в какой степени международные стандарты ИСО будут использоваться в национальных экономиках. Использование стандартов ИСО в российской практике осуществляется различными методами. Во-первых, принятие национального стандарта без какого-либо изменения текста международного документа или «прямой метод». В этом случае текст государственного стандарта России считается аутентичным, или подлинным. Во-вторых, принятие аутентичного международному стандарту текста с дополнительными требованиями, отражающими национальные особенности РФ. Наконец, принятие национальных стандартов с использованием положений и норм международных стандартов в качестве исходной информации с различной степенью заимствования. В каждом из выделенных вариантов применяются различные индексы обозначения. Например, ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» означает, что текст данного документа аутентичен соответствующему международному стандарту ИСО 9000-2000 и утвержден на территории России в 2001 г.

В 1979 г в рамках ИСО быт создан ТК-176 «Управление качеством и обеспечение качества» (Quality management and quality assurance). Создание данного комитета было продиктовано ожесточившимися условиями конкуренции, потребовавшими от предприятий внедрения и обеспечения эффективных систем управления качеством. Первая версия стандартов в области обеспечения качества ИСО 9000 была разработана на основе Британских национальных стандартов и опубликована в 1987 г. Это была группа взаимосвязанных стандартов, касающихся общего руководства качеством. Следующая концепция 1994 г. была значительно расширена за счет рекомендаций по внедрению систем качества в организации. В декабре 2000 г. была принята новая версия стандартов, предусматривающая принципиально отличные пути построения системы управления качеством на предприятии.

• ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

• ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям; и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

• ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Стандарт содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

• ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды». Стандарт содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пределы для российских предприятий диктуют единственно возможный путь - работу в соответствии с международными нормами и правилами. Следует отметить, что принятые а августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны международным стандартам и имеют показанные выше индексы обозначения (ГОСТ Р ИСО).

2. СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000

Каждая конкретная единица выпускаемой продукции должна соответствовать стандартам, и каждый этап производственного процесса должен быть нацелен на то, чтобы выпуск дефектных изделий был минимален. Почему же производство продукции, отвечающей единым техническим требованиям, на одних предприятиях более эффективно, чем на других? Очевидно, что многое лежит в сфере управления производством, потому что каждый конкретный дефект появился в результате особых причин. Несмотря на различия в технологических процессах и видах выпускаемой продукции, подходы к поиску причин появления дефектных изделий весьма универсальны. Производство - это процессы и управлять следует процессами. Одним из действенных методов такого подхода к управлению является использование в деятельности предприятий стандартов серии ИСО 9000. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными и применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и конкретной отрасли. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом. Разрабатываются они таким образом, чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами и не препятствовать работе организации излишним дублированием функций управления.

Стандарты ИСО не являются обязательными и степень использования их предприятиями той или иной страны во многом зависит от объемов внешнеэкономических связей. Область применения стандартов серии 9000 достаточно широка и включает в себя:

• организации, стремящиеся добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

• организации, желающие быть уверенными, что их требования к продукции будут выполнены поставщиками;

• пользователей продукции;

• тех, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в. управлении качеством (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы, органы управления и т. п.);

• стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям данных стандартов (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации);

• стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;

• разработчиков соответствующих стандартов.

В основу новой версии стандартов ИСО серии 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. На рис. 2 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

Рис. 2. Модель процесса менеджмента качества (ИСО 9001:2000)


Положенная в основу стандартов ИСО серии 9000:2000 процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями:

. Необходимостью измерения входных и выходных показателей любого процесса, а, следовательно, рассмотрение любой операции или деятельности организации, получающей входные и выходные оценки измерения, как процесса. Безусловно, при внедрении новой версии стандартов возникнет ряд трудностей, связанных измерениями, анализом и мониторингом. Одна из них - оценка эффективности применяемых измерений. Здесь следует вспомнить правило, которым специалисты руководствуются при использовании статистических методов контроля качества «прежде чем собирать данные, следует подумать, что вы намерены с ними делать». А также первый из семи простых методов управления качеством - стратификацию. Слои (страты), а значит, и процессы следует выделять таким образом, чтобы различия внутри одного страта были минимальными, а между слоями - максимальными. Руководствуясь этими нехитрыми правилами можно как преодолеть несоответствия между отдельными звеньями системы, так и скорректировать применяемые измерения.

. Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Выпускаемые товары или услуги должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и качество продукции. Оно не должно быть ни слишком низким, ни излишне высоким, а именно таким, какое требуется покупателю. Отклик на степень удовлетворенности конечного потребителя и гибкое изменение всего производственного процесса с учетом результатов проводимого анализа легли в основу концепции постоянного совершенствования системы качества. Такой подход сближает видение современной системы качества с такими перспективными направлениями, как Relationship-маркетинг (ориентация массового производства на индивидуального потребителя) или гибкой логистической системой, ориентированной на новые целевые критерии оценки (концепция «время + качество»).

. Реализация для всей системы и каждого процесса замкнутого цикла управления. Концепция, содержащаяся в данных стандартах, базируется на подходе, получившем название цикла PDCA, или цикла Деминга (рис. 3). Житель штата Айова, статистик по профессии Эдвардс Деминг сформировал многие из своих теорий во время Второй мировой войны, когда обучал американских промышленников использованию статистических методов для повышения качества военной продукции. В 1950 г. доктор Деминг был приглашен в Японию для оказания помощи местным производителям. Деминг предложил им в первую очередь выяснить, что хочет получить от них потребитель, а затем постепенно улучшать дизайн продуктов и сам процесс производства до тех пор, пока качество не станет непревзойденным. Продукт должен быть «все еще в процессе разработки, когда находится в руках потребителя». Деминг убеждал промышленников работать с поставщиками сырья и материалов, разработчиками технологических процессов. Благодаря осуществлению управления подобным образом менее чем за пять лет японские предприятия смогли выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. «Не просто производите, а старайтесь продавать. Перепроектируйте, а затем снова контролируйте процесс. Цикл продолжается с постоянным повышением качества». Такой подход к работе организации позднее получил название цикла Деминга, замкнутого цикла планирования, или цикла PDCA.

Рис. 3. Цикл Э. Деминга

Замкнутый цикл решения проблем начинается с анализа взаимосвязи между результатами деятельности и причинами, их породившими. Чтобы предотвратить повторное появление причин, приводящих к нежелательным результатам работы, разрабатываются и осуществляются меры по решению проблемы. Одним из важнейших моментов цикла PDCA является этап проверки результата, когда независимо от успеха или неудачи любой результат является значимым для предприятия. Именно на этих выводах базируются дальнейшие управленческие решения. Переход к этапу «проверки» является достаточно сложным для большинства руководителей, так как требует объективной оценки всех предыдущих решений, а также понимания того, что отрицательный результат - это тоже результат. На этапе «исправления» для улучшения результата работы до приемлемого уровня иногда требуется пересмотр не только плана, но и всей стратегии предприятия. Если этапы осуществляются в таком порядке, то все действия по совершенствованию процессов управления предприятием будут логически обоснованными. На предприятии постоянно будет накапливаться база данных об управленческих решениях. Подобная процедура управления будет успешной в том случае, если цели организации доведены до каждого из сотрудников, а при их формировании выполнялись следующие правила.

. Цели должны быть конкретными и измеримыми, т.е. у сотрудников не должно быть никаких сомнений насчет ожидаемого результата в плане качества, затрат, количества и т. п.

. Цели должны быть достижимыми, так как если они невыполнимы, от них не будет никакой пользы.

. Цели должны быть реальными, так как если они не реальны, то превращаются в демотивирующий фактор.

Все это является актуальным и для сегодняшней российской экономики. Как и все гениальное, подход Деминга кажется достаточно простым. Среди отечественных предприятий, скорее всего, уже нет таких, которые не имели бы тех или иных планов развития. Почему же многие из них терпят неудачи на производстве? Основная ошибка заключается в том, что, успешно реализовав первые два этапа цикла PDCA, руководители большинства предприятий не удосуживаются перейти к следующим этапам. А именно в извлечении уроков из проделанного, в пересмотре и исправлении политики и задач руководства, в составлении на их основе новых планов, новых систем управления Деминг видел успех организации в достижении качества.

Перечисленные, особенности новой версии стандартов серии ИСО 9000:2000 являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориентация же процессного подхода на постоянное совершенствование требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации. Выделение отдельных измеримых элементов производственного процесса (например, транспортировки, складирования, переформирования грузовых единиц и т.п.) требует серьезных изменений не только в системе учета и контроля, но и определенных корректив в структуре управления организацией. Трудности, связанные с внедрением стандартов серии ИСО 9000:2000, во многом касаются существенных отличий от предыдущей версии. Поэтому при переходе на новую концепцию международных стандартов предприятию предстоит достаточно длительная подготовка.

3. УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ВЕРСИИ СТАНДАРТОВ ИСО 9000:2000

Учитывая серьезные изменения в концепции и содержании стандартов версии ИСО 9000:2000, Комитетом ИСО по стандартизации, Техническим комитетом ИСО-176 и Международным форумом по аккредитации в сентябре 1999 г. было принято коммюнике, продлевающее действие стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003 издания 1994 г. на три года с момента официального принятия новой версии стандартов. Это достаточный срок для подготовки и апробации системы качества с учетом процессного подхода, а сертифицирующим организациям подтверждения себя в новой компетенции.

Основные преимущества пересмотренных стандартов.

• Стандарты ИСО 9000:2000 значительно сокращены в сравнении с версией 1994 г., более просты в пользовании.

• Стандарт ИСО 9004, содержащий рекомендации по улучшению деятельности предприятия, направлен на развитие системы менеджмента качества, содержащей требования стандарта ИСО 9001.

• Стандарты являются пригодными для всех видов продукции, всех отраслей и организаций любого размера.

• В стандартах предусмотрены основы для нужд и интересов организаций, функционирующих в специфических секторах экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т. п.).

• В стандартах установлена, связь системы менеджмента качества с организационными процессами.

• В стандартах предусмотрена связь с другими системами управления (например, охраной окружающей среды).

• В стандартах рассмотрены потребности и польза (выгода) для всех заинтересованных сторон.

• Стандарты ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей.

Перечисленные преимущества позволяют правильно выбрать систему управления качеством предприятия, но необходимо учесть, что наиболее эффективные современные системы качества, отвечающие требованиям рынка, интегрируются в единое понятие Total Quality Management (TQM). Данное понятие может иметь различную трактовку в зависимости от конкретных методов и подходов - всеобщий менеджмент качества, общефирменный контроль качества, тотальное управление качеством и т.п. Также имеют отличия концепции TQM, связанные с национальными стереотипами (например, европейская или американская школы). Единым остается то, что система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок При этом не только руководство, но и каждый работник предприятия должны осознавать, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, следует «постоянно улучшать качество». В системе TQM существенно возрастает роль каждого работника и обучение персонала. Обучение должно превратиться в часть мотивации работников; при этом используются специальные приемы развития творческих способностей каждого из сотрудников.

Систему TQM следует рассматривать как часть общей системы управления предприятием, получившей название «системы делового превосходства». Обобщенная практика работы на принципах TQM положена в основу стандартов серии ИСО 9000:2000 и сформулирована в виде восьми принципов менеджмента качества.

Восемь  принципов менеджмента качества (TQM).

. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую полное вовлечение работников в решение задач организаций.

. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

. Подход к системе как к процессу. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Именно эти восемь принципов менеджмента качества и положены в основу стандартов на системы управления качеством, входящих в семейство ИСО 9000. Влияние производства выходит за рамки изучения потребностей и четкого соблюдения стандартов на выпускаемую продукцию. Когда политика руководства включат перечисленные принципы TQM, позволяющие сотрудникам успешно работать в будущем и связывать всех заинтересованных лиц единой целью - фирма способна эффективно функционировать в конкурентной среде (рис. 4). При стабильной работе предприятия, когда каждый из сотрудников, во-первых, представляет себе цели организации, во-вторых, понимает, что эти цели реалистичны и измеримы, усиливается и влияние всех заинтересованных сторон на фирму, так как от спехов фирмы зависит и их благополучие.

Рис. 4. Планирование политики управления организацией

Для усиления заинтересованности в деятельности предприятия всех сторон, указанных в принципах TQM, его руководству следует придерживаться следующих подходов к управлению:

• политика, выработанная высшим руководством, должна быть стабильной хотя бы на ближайший период;

• политика организации должна быть доведена до каждого из сотрудников;

• задачи, стоящие перед фирмой, следует формулировать доступным и простым языком;

• задачи, поставленные перед каждым из сотрудников, должны быть выполнимыми на его уровне, учитывая особенности и личные качества конкретного работника.

Выбранная той иди иной организацией система управления во многом зависит от целей и задач, намеченных руководством, а также от номенклатуры выпускаемой продукции и конкретного практического опыта. Таким образом, чтобы потребитель получал качественную продукцию, необходима система управления, позволяющая учитывать интересы всех заинтересованных лиц. Такой подход делает менее конфликтным внедрение системы качества во всей интегрированной цепи поставок. Внедрение предложенной системы может позволить руководителю производства:

• управлять производством оперативно, минимизируя риски;

• решать вопросы сохранности материального потока на каждом конкретном этапе его движения, еще до начала производственного цикла;

• избегать необоснованных потерь и минимизировать издержки;

• получать многоуровневую оперативную информацию в реальном масштабе времени;

• гибко управлять процессами, в том числе технологическими.

Управление процессами, положенное в основу стандартов серии ИСО 9000:2000, требует подробного рассмотрения процедуры построения процесса на предприятии. Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы (рис. 5). Обычно входами к процессу являются выходы других процессов. Процессы, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности. Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, можно отнести к специальным процессам.

Рис. 5. Описание процесса

Производство - это процессы, и управлять необходимо процессами. Каждый из процессов необходимо организовать таким образом, чтобы выполнялись требования замкнутого цикла Э. Деминга для каждого процесса и для предприятия в целом (рис. 6). Но даже если предприятие выпускает товары высокого качества и процент дефектных изделий минимален, то остается большая вероятность того, что потребитель не получит качественной продукции, если в единую цепь не будут включены все, кто так или иначе задействован или заинтересован в производстве и доведении товара до конечного потребителя. Первоначально качественный товар, доставленный с повреждениями или с опозданием, может оказаться ненужным. Поэтому критерии оценки удовлетворения потребностей приобретают все большее значение не только при организации системы качества предприятия, но и при организации всей интегрированной цепи поставок. Особенности построения системы качества на основе процессного подхода заключаются в организации управления с учетом интересов всех заинтересованных лиц.

Рис. 6. Организация процессного подхода на предприятии

Масштабы перемен в подходах к управлению интегрированными цепями поставок не смогли не затронуть и изменений в подходах к управлению качеством. Сегодня это уже не только управление качеством процессов, а системный взгляд на комплекс взаимосвязей предприятия со всеми заинтересованными лицами. Таким образом, новые подходы к построению систем качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000:2000 выдвигают повышенные требования и к другим сферам деятельности предприятия.

Прежде чем приступить к внедрению требований стандартов ИСО 9000:2000 на предприятии следует:

• изучить нормативные документы для понимания целей сертификации на данную группу стандартов;

• определить, какие преимущества будут у организации, если система качества будет внедрена;

• обеспечить участие руководства в процессе подготовки внедрения;

• спланировать и организовать подготовку к внедрению системы качества;

• подготовить необходимые кадры;

• провести обучение всего персонала;

• разработать и внедрить документацию по качеству;

• провести предварительную оценку системы качества;

• выбрать сертифицирующий орган;

• провести сертификационный аудит.

При внедрении процессной модели на основе стандартов ИСО 9000:2000 российские предприятия уже столкнулись с рядом трудностей, основные из которых можно объединить в три группы. Первая группа касается непосредственно процедуры выделения процессов, так как подавляющее большинство российских предприятий работают на основе линейно-функциональных организационных структур управления, деятельность которых не нацелена на конечный результат. Построение управления на основе процессного подхода возможно только при горизонтальных структурах управления, а это требует длительной подготовки и обучения персонала для работы в совершенно иных условиях. Отсюда вытекает вторая группа проблем, связанная с неготовностью и нежеланием ряда руководителей и специалистов преодолевать трудности, связанные с переходом на организацию деятельности в соответствии с процессным подходом. Третья группа проблем касается собственно отсутствия состава руководителей, способных руководить такими интегрированными управленческими структурами.

Подготовка и внедрение системы качества - сложный и долгий процесс, требующий усилий всего персонала организации. Но даже если предприятие уже успешно внедрило у себя систему качества, всегда следует помнить, что соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 - это непрерывный процесс, который требует постоянного улучшения.

4. СВЯЗЬ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ С СИСТЕМАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО

В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление охраной окружающей среды» (Environmental management), который в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей средой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серий ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления, окружающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспекты в области управления окружающей средой:

) термины и определения;

) системы экологического менеджмента;

) экологический аудит и исследования в области экологии;

) оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла;

) экологическая маркировка продукции.

Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стандартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием.

На сегодняшний момент ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров - Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию. С 1998 г. организации в Российской Федерации также стали проходить сертификацию на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000. По целому ряду причин таких предприятий пока еще не много.

При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение - объединить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техническая консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесообразности такого объединения этих серий стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требований являлась их согласованность и совместимость со стандартами в области управления окружающей средой в интересах сообщества пользователей. Стандарты в области обеспечения качества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента, таких как управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собственную систему управления качеством с другими системами менеджмента в рамках одной организации.

Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:.

• единство терминологии стандартов;

• проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды.

Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить такие основные группы элементов:

• политика организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);

• цели, задачи, планирование деятельности организации;

• измерение, анализ и улучшение;

• корректирующие и предупреждающие воздействия;

• анализ со стороны руководства;

• структура и ответственность;

• мониторинг и измерение;

• постоянное улучшение.

Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получают сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО серии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 - сравнительно молодая группа стандартов и принята только в 1996 г.

Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, так же как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.

ВЫВОДЫ

• Содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов с целью развития сотрудничества и международного обмена происходит при активном участии Международной организации по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO).

• Использование в деятельности предприятий систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000, является действенным методом подхода к управлению в условиях современной мировой экономики. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными; они применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и отраслевой принадлежности. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом.

• Построение системы качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000:2000 выдвигает повышенные требования ко всем сферам деятельности предприятия. В основу стандартов положены основные принципы всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM), организация деятельности, основанная на процессном подходе, необходимость измерения результатов процессов, концепция постоянного совершенствования и необходимость реализации цикла Деминга для всей системы и каждого процесса в отдельности.

• Стандарты серии ИСО 14000 применимы к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и могут быть использованы в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное их содержание сводится к организации системы экологического управления предприятием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом можно сделать вывод о быстром росте числа соглашений о взаимном признании, совершенных в целях ликвидации технических барьеров в торговле, совершенствование форм и методов сотрудничества.

Итак, современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.

Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер Ю. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. 2001. - № 5, 6.

. Аладышкина Н. Стандарты ИСО серии 14000: история и статистика // Стандарты и качество. - 2001. - № 5, 6.

. ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 17 июля 1996 г. № 461).

. ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и(или) охраны окружающей среды».

. ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

. ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».

. ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

. ИСО-14001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению».

. Лапидус В., Рекшиенский А. Диалог консультанта с руководителем компании о всеобщем качестве и стандартах ИСО 9000:2000 // Стандарты и качество. - 2001. - № 1.

. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М., 2000.

. Международный стандарт ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

. Международный стандарт ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.

. Международный стандарт ISO 9004:2000 (R). Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

. Плетнева Н. ИСО серии 9000: практическое пособие по внедрению системы качества // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 9.

. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в малом бизнесе: Пер. с англ. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

Похожие работы на - Особенности и значение стандартов ИСО – 9000

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!