Эффективность модернизации судовой энергетической установки
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Выбор и расчет эксплуатационных показателей
. Расчет годового объема продукции
. Расчет строительной стоимости судна с новой СЭУ
. Расчет эксплуатационных затрат на годовой объем
продукции судов
4.1
Состав годовых эксплуатационных издержек
.2
Расчет суммарных затрат на оплату труда экипажа с рационом бесплатного питания
и отчислениями на социальные нужды
.3
Расчет затрат на топливо и энергию по главным двигателям
.4
Расчет размера амортизационных отчислений и затрат на ремонт СЭУ
5. Расчет сопутствующих капитальных вложений
(оборотных средств в грузах)
. Расчет показателей экономической эффективности
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим этапом экономического обоснования
модернизации СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и
всесторонне показывали бы ее более высокую эффективность.
Поскольку эффективность СЭУ оценивается при
условии ее монтажа на заданном проекте судна, то определение экономической
эффективности основывается на сопоставлении расчетных эксплуатационно-экономических
результатов, достигаемых судном с базой СЭУ и судном с новой СЭУ.
При этом обеспечена сопоставимость сравниваемых
вариантов по следующим условиям:
району (линии) и периоду эксплуатации;
объему производимой продукции (работы);
качественным параметрам продукции (работы)
судов;
принципам и методам расчета
эксплуатационно-экономических показателей;
составу учитываемых затрат;
социальным факторам производства и использования
продукции, включая влияние на окружающую среду.
Обеспечение сопоставимости сравниваемых
вариантов по объему производимой продукции (работы) приводит к тому, что
стоимостные результаты работы нового судна и эквивалентного ему судна-прототипа
во всех случаях будут совпадать. Следовательно, экономическая эффективность
будет определяться лишь разницей затрат на строительство и эксплуатацию
судна-прототипа и нового судна.
При экономическом обосновании нового судна его
эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей. Такими
показателями могут служить:
срок окупаемости дополнительных капитальных
вложений, осуществляемых как за счет собственных средств предприятий, так и за
счет банковского кредита;
удельные капитальные вложения на единицу
продукции
экономия капитальных вложений;
себестоимость перевозок (для транспортных
судов);
производительность труда экипажа судна и т.д.
1. ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Тип
и номер проекта судна
|
Мощность
главных двигателей, кВт
|
|
|
до
модернизации
|
после
модернизации
|
|
Сухогрузные
теплоходы
|
|
Сормовский,
пр.1557
|
970
|
840
|
16
вариант
|
Средние
балансовые стоимости судов-прототипов
|
Тип
и номер проекта судна
|
Марка
главного двигателя
|
Мощность
СЭУ кВт(об/мин)
|
Балансовая
стоимость, тыс. $США
|
Сормовский,
пр.1557
|
6NVD-48AU
|
2Х485(330)
|
1950
|
Эксплуатационные
показатели судов
|
Показатели
|
Нагрузка
на 1 т. Грузоподъёмности Ег
|
Период
эксплуатации tэ
|
Коэффициенты
составляющих tэ
|
Тип
судна
|
ахг
|
ахп
|
ап
|
Сухогрузные
суда смешанного плавания проектов: 1557
|
0,9
|
340
|
0,305
|
0,125
|
0,57
|
где ,
-
длительность эксплуатации судна-прототипа и нового судна.
Длительность эксплуатационного периода:
где -
ходовое время с грузом;
- ходовое время
порожнем;
- время погрузочно-разгрузочных
операций и простоев судна по различным причинам.
Расчет составляющих эксплуатационного периода
проводится по формулам:
где -
период эксплуатации.
Численные значения коэффициентов отражающих
распределение по составляющим
устанавливаются, исходя из условия:
Коэффициент учитывает среднестатистическую
полезную нагрузку на 1 т грузоподъемности
tхг=
|
103,7
сут.
|
tхп=
|
42,5
сут.
|
tп=
|
193,8
сут.
|
tэ
|
340
сут.
|
Эксплуатационные
показатели сравниваемых судов
|
Судно
|
Эксплуатационные
показатели
|
|
Длительность
эксплуатационного периода, сут.
|
Техническая
скорость, м/с(км/ч)
|
Нагрузка
за 1т. Грузоподъёмности Eг
|
Относительная
протяжённость линии эксплуатации
|
|
Всего
tэ
|
в
том числе
|
с
грузом Uг
|
порожнем
Uп
|
|
|
|
|
ходовое
время с грузом tхг
|
ходовое
время порожнем tхп
|
прочие
составляющие tп
|
|
|
|
|
Прототип
|
340
|
103,7
|
42,5
|
193,8
|
16,7
|
20,7
|
0,9
|
1400
|
Новое
вар.2
|
340
|
106,5
|
44,1
|
189,8
|
15,9
|
19,7
|
0,9
|
1400
|
Новое
вар.3
|
340
|
103,7
|
42,5
|
193,8
|
15,9
|
19,7
|
0,9
|
1333
|
Техническая скорость нового судна определяется:
где Nн и Nn - мощность СЭУ нового судна и
судна-прототипа.
Мощность главного двигателя после модернизации:
<845кВт
Экономия
эксплуатационного времени
|
|
дtхг=Uнг-Uпг/Uпг*tпхг
|
-5
|
дtхп=Uнп-Uпп/Uпп*tпхп
|
-2,1
|
ходовое
время с грузом нового судна с тем же числом рейсов
|
|
tн.хг1
|
108,7
|
ходовое
время с грузом при выполнении доп.рейсов
|
|
tд.хг=tн.хг/(tэ-д.tхг)*д.tхп
|
-2,2
|
ходовое
время с грузом нового судна с учётом доп.рейсов
|
|
tн.хг2=tн.хг1+tд.хг
|
106,5
|
д.t=дtхг+дtхп
|
-7,1
|
ходовое
время порожнем нового судна с тем же числом рейсов
|
|
tн.хп1
|
45
|
ходовое
время порожнем при выполнении доп.рейсов
|
|
tд.хп=tн.хп/(tэ-д.tхп)*д.tхп
|
-0,9
|
ходовое
время порожнем нового судна с учётом доп.рейсов
|
|
tн.хп2=tн.хп1+tд.хп
|
44,1
|
прочие
сост.при доп.рейсах
|
|
tд.п.=tп.п.(tэ-д.t)*д.t
|
-4
|
ходовое
время прочих сост. нового судна с учётом доп.рейсов
|
|
tн.п=tп.п.+tд.п.
|
189,8
|
2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ
За среднегодовой объем продукции может быть
принята транспортная работа, выраженная в тонно-километрах (грузооборот):
где -
коэффициент использования грузоподъемности;
- грузоподъемность
судна, т.= 2700 т
Расчет годового объема продукции (работы)
производится как для судна-прототипа, так и нового судна.
Вп = 24 · 103,7 · 16,7 · 0,9 · 2700 = 100 997
993 (ткм)
Вн 2= 24 · 106,5 · 15,9 · 0,9 · 2700 = 98 756
172 (ткм)
Вн 3= 24 · 103,7 · 15,9 · 0,9 · 2700 = 96 159
766 (ткм)
3. РАСЧЕТ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ
СУДНА С НОВОЙ СЭУ
Расчёт
себестоимости СЭУ
|
Наименование
показателей
|
Источник
данных или норматив для расчёта
|
Сумма
затрат по составляющим, тыс. руб.
|
|
|
СЭУ
судна-прототипа
|
СЭУ
нового судна
|
|
|
6NVD-48AU
|
6NVD-48А-2U
|
1.
Количество главных двигателей, nдв
|
|
2
|
2
|
2.
Закупочная цена СЭУ
|
Табл.4.1
|
7
729 200
|
6
952 296
|
3
Затраты на сооружение фундаментов и монтаж
|
(6-10)%
от п.2
|
618336
|
556183,68
|
4.
Затраты на редукторную передачу
|
(10-25)%
от п.2
|
|
|
5.Стоимость
запасных частей
|
3%
от п.2
|
231876
|
208568,88
|
6.
Заготовительно-складские расходы
|
5%
от сумы затрат по п.2,п.4 и п.5
|
398053,8
|
358043,244
|
7.
Затраты на транспортировку
|
15%
от суммы затраты по п.2,п.4 и п.5
|
1194161,4
|
1074129,732
|
ИТОГО
себестоимость СЭУ для завода-строителя судов
|
10
171 627
|
9
149 222
|
|
|
СпЭУ
|
СнЭУ
|
Закупочная цена на двигатель той же марки, но
другой мощности определяется по соотношению:
где -
цена двигателя определенной марки мощностью N1, кВт;
- цена двигателя
той же марки, но мощностью N2 < N1, кВт.
Плановая прибыль от реализации СЭУ, как и для
судна в целом, также определяется сложившемся уровнем рентабельности продукции:
где Рп, р - средняя рентабельность продукции
судостроительного предприятия, соответственно, в процентах и долях единицы.
= 10 171 627 ·
0,25 = 2 542 907 (руб.)
= 9 149 222 · 0,25
= 2 287 305(руб.)
Формула для нахождения строительных стоимостей
СЭУ на основе уровня рентабельности продукции:
= 10 171 627 ·
(1+0,25) = 12 714 534 руб.
= 9 149 222 ·
(1+0,25) = 11 436 527 руб.
= 1 950 000 · 30 =
58 500 000 руб.
= 58 500 000+(9
149 222-10 171 627) = 57 477 594 руб.
4. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ СУДОВ
.1 Состав годовых эксплуатационных
издержек
Годовые эксплуатационные издержки:
где Сui - расходы по содержанию судна в
эксплуатации по i-ой статье затрат, зависящие (изменяющиеся) от
технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.;
- расходы по
содержанию судна в эксплуатации по i-ой статье затрат, не зависящие (не
изменяющиеся) от технико-эксплуатационных показателей СЭУ, тыс. руб.;
- коэффициент
распределяемых расходов по управлению и обслуживанию флота (содержание
служебно-вспомогательного флота, портового хозяйства и т.п.); =
1.2
К изменяющимся элементам себестоимости
содержания судов в эксплуатации, величина которых зависит от типа и мощности
СЭУ, можно отнести:
затраты на оплату труда экипажа с рационом
бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды, Сзп;
расходы на топливо и энергию, Стэ;
амортизационные отчисления на реновацию СЭУ, СА;
затраты на ремонт СЭУ, Ср.
сумма
затрат на содержание судна в эксплуатации по изменяющимся элементам:
|
К не изменяющимся статьям затрат относятся:
амортизация судна без СЭУ;
вспомогательные материалы;
износ малоценных и быстроизнашивающихся
предметов;
платежи за хозяйственное и техническое
обслуживание флота (ХТО);
прочие расходы;
налоги, сборы, платежи. Затраты на годовой объем
перевозок:
По судну-прототипу на годовой объем продукции
Вп:
где -
затраты на перевозки по i-му изменяющемуся элементу, тыс. руб.;
- доля i-й статьи
затрат в себестоимости перевозок, %.
По новому судну на годовой объем перевозок Вн
(по двум вариантам):
Затем
величина корректируется
на объем продукции, производимой с помощью нового судна:
|
4.2 Расчет суммарных затрат на
оплату труда экипажа с рационом бесплатного питании и отчислениями на
социальные нужды
Суммарные затраты на оплату труда экипажа с рационом
бесплатного питания и отчислениями на социальные нужды находятся из выражения:
где -
затраты на оплату труда экипажа, тыс. руб.;
- затраты на
рацион бесплатного питания, тыс. руб.;
- норматив
отчислений на социальные нужды, %.
Затраты на оплату труда экипажа судна
определяются по формуле:
где -
месячный фонд основной заработной платы всего экипажа судна, рассчитанный по
должностным окладам, тыс. руб.;
- коэффициент,
учитывающий доплаты, премии и дополнительную зарплату, принимается равным 0,8;
- время подготовки
судна в эксплуатационное и зимовочное состояние, сут.;
- число
дополнительных дней отдыха, предоставляемых за работу сверхустановленной
продолжительности рабочего дня, сут.;
- среднемесячное
число календарных дней в эксплуатационном периоде, принимается равным 30,6
сут.;
- среднемесячное
число рабочих дней в межнавигационном периоде, принимается равным 21,1 сут.
Затраты на рацион бесплатного питания
рассчитываются по формуле:
где -
норматив месячных затрат на рацион бесплатного питания, тыс. руб./чел.;
Ч - численность экипажа, чел.
Наименование
групп работников и должностей
|
Кол-во
раб. чел.
|
Мес.
оклад (средний), руб.
|
Месячная
основная зарплата, руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
Руководители и специалисты
|
10
|
|
64300
|
Судоводители
|
4
|
7200
|
28800
|
Судомеханки
|
4
|
6400
|
25600
|
Электромеханики
по электрооборудованию
|
1
|
5500
|
5500
|
Боцман
|
1
|
4400
|
4400
|
2.
Служащие
|
5
|
|
20000
|
Матросы-мотористы
|
4
|
4000
|
16000
|
Начальник
радиостанции
|
1
|
4000
|
4000
|
3.
Младший обслуживающий персонал
|
1
|
|
3000
|
Повара-буфетчики
|
1
|
3000
|
3000
|
Всего:
|
16
|
|
87300
|
Зп=87300*(1+0,8)(340+0,85*8/30,6 + 104,6/21,1)=
2 559 917 руб.
Рп=340/30,6*130*30*16=693 333 руб.
Сзп=(1+26/100)*2559917+693333=3 918 828,00
4.3 Расчет затрат на топливо и
энергию по главным двигателям
Расходы на топливо и энергию включают в себя
затраты на топливо Ст и затраты на масло См.
судно двигатель топливо вложение
Затраты на топливо могут быть рассчитаны по
выражению:
где -
цена 1 т топлива для главных двигателей, тыс. руб.;
- расход топлива
за навигацию главными двигателями, т.
- суммарная
мощность главных двигателей, кВт;
, -
коэффициент использования мощности главных двигателей на ходу с грузом и
порожнем;
- коэффициент,
учитывающий расход топлива во время швартовок и маневров; принимается равным
1,04.
Затраты на масло для главных двигателей
определяются из выражения:
где -
цена 1т масла;
- удельный расход
масла главными двигателями, г/кВт-ч.
Судно-прототип:
Ст=5500(2,4*0,00001*1,04*160*970(0,8*103,7+0,65*42,5)=
2 354 000 руб.
См=2,4*0,00001*14000*1,04*970*1,2(103,7+42,5)=
59467 руб.
Стэ=2 354 000+ 59 467 =2 413 467 руб.
Новое судно 2:
Ст= 2 101 000 руб.
См= 53 047 руб.
Стэ= 2 154 047 руб.
Новое судно 3:
Ст= 2 040 500
См= 51497
Стэ= 2 091 997
.4 Расчет размера амортизационных
отчислений и затрат на ремонт
Размер амортизационных отчислений по СЭУ зависит
от ее срока службы и стоимости. Экономически обоснованный амортизационный срок
службы СЭУ определяется по минимуму среднегодовых затрат на реновацию и ремонт
судовой энергетической установки на основании построенных графиков
“среднегодовые затраты - срок службы”.
Кривая Ср = f1(Tд) отражает функциональную
зависимость величины среднегодовых затрат на ремонт СЭУ от срока ее службы.
где пт, пс, пк - количество, соответственно,
текущих, средних и капитальных ремонтов главного двигателя за срок его службы;,
Sc, SK - стоимость, соответственно, текущего, среднего, капитального ремонта
главного двигателя, тыс. руб.;
пд - количество главных двигателей на судне;
Тд - срок службы двигателя, лет;
кн - коэффициент, учитывающий затраты на
неплановые ремонты и модернизацию СЭУ.
Значения коэффициента кн находится в зависимости
от надежности работы главных двигателей и срока их службы, то есть складывается
из двух коэффициентов
где кнр - коэффициент, учитывающий затраты на
неплановые ремонты. Чем больше гарантированный заводом-изготовителем
технический ресурс двигателя, тем меньше вероятность его отказа и,
следовательно, тем меньше значение кнр;
км - коэффициент, учитывающий затраты на
модернизацию двигателя. Чем больше капитальных ремонтов двигателя, тем больше
затраты на его модернизацию и, следовательно, тем выше значение км.
Для построения кривой Ср = f1(Tд) задаемся
последовательно значениями пк = 0,1,2,3, для каждого из которых рассчитываем
величину Тд. Если технический ресурс двигателя после капитального ремонта будет
обеспечен в пределах β = 0,6 - 0,8 предыдущего
ремонтного цикла, то:
где Rk - технический ресурс двигателя до первого
капитального ремонта;г - среднегодовая наработка главного двигателя.
-
продолжительность j-го ремонтного цикла (j=nk+l), годы. Среднегодовая наработка
может быть принята на основании отчетно-статистических данных или рассчитана по
следующей формуле:
|
Величина среднегодовых амортизационных
отчислений СА для судна прототипа и для нового судна:
Составление ремонтной схемы
ПРОТАТИП:г=24*1,04(103,7+42,5)=3700
Число оборотов: 330
Технический ресурс до КР: 25 000 часов
стоимость
ТР
|
183
089,29
|
стоимость
СР
|
1
322 311,54
|
стоимость
КР
|
4
882 381,06
|
Первый
ремонтный цикл:
|
|
|
|
РЦ=(В
*Rк)/tг
|
|
|
|
Рц1
|
6,76
|
6
|
лет
|
Значит
будет 1 СР
|
4
ТР
|
|
|
Ср=
|
342
445
|
|
|
Са=
|
1
627 460
|
|
|
Во
втором ремонтном цикле
|
|
|
|
РЦ2=
|
5,41
|
5
|
лет
|
1СР
|
3ТР
|
|
|
Итого:
2ср
|
7
тр
|
11
|
лет
|
Ср=
|
864
847
|
|
|
Са=
|
887
706
|
|
|
В
третьем производственно цикле
|
РЦ3=
|
4,324324324
|
4
|
года
|
1СР
|
2ТР
|
|
|
итого:3
ср
|
9
тр
|
15
|
лет
|
Ср=
|
1
138 083
|
|
|
Са=
|
650
984
|
|
|
В
четвёртом производственно цикле
|
РЦ4=
|
3,459459459
|
3
|
года
|
1
ср
|
1
ТР
|
|
|
итого:
4 ср
|
10
тр
|
18
|
лет
|
Ср=
|
1
390 687,47
|
|
|
Са=
|
542
486,78
|
|
|
П
- Т - Т- С - Т- Т- К
|
-Т
- С - Т - Т - К
|
-
Т - С - Т -К
|
-
Т - С - Сп
|
Число
капитальных ремонтов двигателя
|
nk=0
|
nk=1
|
nk=2
|
nk=3
|
Срок
службы двигателя
|
6
|
11
|
15
|
18
|
Среднегодовые
затраты на все виды ремонта, тыс .руб
|
342
444,78
|
864
847,23
|
1
138 083,02
|
1
390 687,47
|
Амортизационные
отчисления
|
1
627 460
|
887
706
|
650
984
|
542
487
|
Суммарные
среднегодовые затраты
|
1
969 905,13
|
1
752 552,87
|
1
789 067,16
|
1
933 174,26
|
Топт=11(лет)
Составление ремонтной схемы Нового Судна:
Среднегодовая
наработка=24*1,04*(106,5+44,1)=3800
стоимость
капитального ремонта
|
4
391 626
|
стоимость
среднего
|
1
189 399
|
стоимость
текущ.рем
|
164
686
|
Первый
ремонтный цикл:
|
|
|
|
РЦ=В
в степени*Rл/tг
|
|
|
|
Рц1
|
6,76
|
6
|
лет
|
Значит
будет 1 СР
|
4
ТР
|
|
|
Ср=
|
308
024
|
|
|
Са=
|
1
463 875
|
|
|
Во
втором ремонтном цикле
|
|
|
|
РЦ2=
|
5,41
|
5
|
лет
|
1СР
|
3ТР
|
|
|
Итого:
2ср
|
7
тр
|
11
|
лет
|
Ср=
|
777
917
|
|
|
Са=
|
798
478
|
|
|
В
третьем производственно цикле
|
РЦ3=
|
4,32
|
4
|
года
|
1СР
|
2ТР
|
|
|
итого:3
ср
|
9
тр
|
15
|
лет
|
Ср=
|
1
023 688
|
|
|
Са=
|
585
550
|
|
|
В
четвёртом производственно цикле
|
РЦ4=
|
3,46
|
3
|
года
|
1
ср
|
1
ТР
|
|
|
итого:
4 ср
|
10
тр
|
18
|
лет
|
Ср=
|
1
250 902
|
|
|
Са=
|
487
958
|
|
|
Число
капитальных ремонтов двигателя
|
nk=0
|
nk=1
|
nk=2
|
nk=3
|
Срок
службы двигателя
|
6
|
11
|
15
|
18
|
Среднегодовые
затраты на все виды ремонта, тыс .руб
|
308
023,79
|
777
916,72
|
1
023 688,10
|
1
250 901,90
|
Амортизационные
отчисления
|
1
463 875
|
798
478
|
585
550
|
487
958
|
Суммарные
среднегодовые затраты
|
1
771 899,24
|
1
576 394,24
|
1
609 238,28
|
1
738 860,38
|
Суммы
затрат С для протатипа
|
8
084 847,87
|
Суммы
затрат Снов.В2
|
7
649 269,24
|
Суммы
затрат Снов.В3
|
7
763 377,87
|
Не
изменяющиеся затраты по протатипу
|
15
648 093
|
|
Корректировка
на объём
|
15300756,82
|
Ин
нов 2=
|
15
125 398,29
|
Ин
нов 3=
|
15
262 328,66
|
Корректировка
на объём
|
14898483,40
|
Ип=
|
28
479 528,64
|
ИнВ2=
|
27
329 601,03
|
ИнВ3=
|
27
630 847,84
|
5. РАСЧЕТ СОПУТСТВУЮЩИХ КАПИТАЛЬНЫХ
ВЛОЖЕНИЙ (ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГРУЗАХ)
Важным экономическим показателем при
сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от
которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключенных в грузах во
время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер
капитальных вложений.
Размер оборотных средств в грузах пропорционален
продолжительности нахождения грузов на транспорте:
где К' - среднегодовой размер оборотных средств
в грузах, тыс. руб.;
- годовой объем
перевозок грузов, т;
- средняя цена 1т
груза, тыс. руб.;
- время доставки
груза, сутки.
Годовой объем перевозок рассчитывается по
формуле:
где В - грузооборот судна, ткм;
ср - средняя протяженность линии, км.
Время доставки грузов включает
в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих
транспортных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, а также время
хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для
его расчета может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой
время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом:
где -
ходовое время с грузом;
- прочие
составляющие эксплуатационного периода;
,75 - коэффициент, учитывающий наличие в tn
затрат времени, не связанных с доставкой грузов;
- среднегодовое
количество рейсов.
где -
скорость судна с грузом, км/ч.
Для нового судна, при условии его эксплуатации
на линии той же протяженности, время доставки груза определяется из выражения:
где Un, Uн - техническая скорость
судна-прототипа и нового судна, км/ч.
Лсрп
|
1400
|
Лср2
|
1400
|
Лср3
|
1333
|
В=
|
|
Прототип
|
100
997 993
|
Новое
вар.2
|
98
756 172
|
Новое
вар.3
|
96
159 766
|
Q
|
|
Прототип
|
72141
|
Новое
вар.2
|
70540
|
Новое
вар.3
|
72138
|
|
|
np
|
|
Прототип
|
29,68782857
|
tдоставки
протатип
|
8,59
|
tновое2
|
8,77
|
tновое3
|
8,59
|
|
|
К
протатип
|
46
689 062
|
Кнов2
|
46
609 547
|
Кнов3
|
46
687 121
|
6. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Для оценки эффективности нового судна по
сравнению с судном-прототипом достаточно рассчитать срок окупаемости
капитальных вложений (если КН > КП), экономию капитальных вложений (если КН
< КП), удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы),
производительность труда экипажа и себестоимость перевозок.
Срок окупаемости дополнительных капитальных
вложений с учетом платы за банковский кредит рассчитывается по формуле:
где -
расчетный срок окупаемости банковского кредита, годы;
- дополнительные
капитальные вложения, тыс. руб.;
- снижение годовых
эксплуатационных издержек, тыс. руб.;
- коэффициент,
учитывающий затраты на оплату банковского кредита.
В свою очередь дополнительные капитальные
вложения определяются из выражения:
где Цн, Цп - строительные стоимости нового судна
и судна-прототипа, тыс.руб.;
, -
размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
Вн, Вп - годовые объемы продукции.
Величина ΔИ
рассчитывается по формуле:
где Ип, Ин - годовые эксплуатационные издержки,
рассчитанные на объем продукции (работы), производимой новым судном, тыс. руб.;
В случае, когда КН < КП, рассчитанные
дополнительные капитальные вложения ΔКД
имеют знак (-), т.е. на самом деле место экономия капитальных вложений ΔКЭ.
Удельные капитальные вложения на единицу
продукции (работы) судна- прототипа и
нового судна находятся по
формулам:
|
где Пэ - производительность труда экипажа за
навигацию, млн. ткм/ чел-год;
В - годовой объем продукции, ткм;
Ч - численность экипажа, чел.
Эффективность транспортных судов также
оценивается сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по
формуле:
где S - себестоимость перевозок в тыс. руб. на
1000 ткм;
И - годовые эксплуатационные издержки, тыс.
руб.;
В - годовой объем продукции, ткм.
Капитальные вложения:
|
ПРОТАТИП:
|
|
|
Пэ=В/Ч*10-6
|
6,31
|
|
Себестоимость
перевозки на 1000 ткм
|
|
|
S=И/В*10-3
|
281,98
|
|
Удельный
капитальные вложения на единицу продукции
|
|
|
Куд=Цп+К'п/Вп
|
|
|
1,041
|
|
|
ВАРИАНТ
2:
|
|
|
Кн=Цн+К'н
|
|
|
104
087 140,91
|
|
|
Кп=Вн/Вп*(Цп+К'п)
|
|
|
102
854 213,40
|
|
|
Кд=
|
1
232 928
|
|
д.И=Ип-Ин
|
1
149 928
|
|
Ток
Срок окупаемости банковского кредита:
|
|
|
1,2
|
|
|
Пэ=В/Ч*10-6
|
6,17
|
|
S=И/В*10-3
|
|
|
276,74
|
|
|
Удельный
капитальные вложения на единицу продукции
|
|
|
Куд=Цн+К'н/Вн
|
|
|
1,054
|
|
|
|
|
|
Вариант
3
|
|
|
Кн=Цн+К'н
|
|
|
104
164 715,02
|
|
|
Кп=Вн/Вп*(Цп+К'п)
|
|
|
100
150 065,07
|
|
|
Кд=
|
4
014 649,95
|
|
д.И=Ип-Ин
|
848
680,80
|
|
Ток
Срок окупаемости банковского кредита:
|
|
|
8,98
|
|
|
Пэ=В/Ч*10-6
|
6,01
|
|
S=И/В*10-3
|
|
|
287,34
|
|
|
Куд=Цн+К'н/Вн
|
|
|
1,083
|
|
|
Сопоставление
технико-экономических показателей судов
|
|
Наименование
|
Величина
показателя
|
Соотношение
|
показателя
|
судно-прототип
|
новое
судно В2
|
новое
судно В3
|
новое
судно В2
|
новое
судно В3
|
Исходные
данные
|
|
Тип
и мощность главных двигателей, кВт
|
|
|
|
|
|
|
6NVD-48AU
|
6NVD-48A-2U
|
6NVD-48A-2U
|
|
|
|
970
|
840
|
840
|
86,60%
|
86,60%
|
Масса
двигателя, т
|
19,1
|
19,1
|
19,1
|
100,00%
|
100,00%
|
Технический
ресурс до первого капитального ремонта, тыс.час.
|
25
|
25
|
25
|
100,00%
|
100,00%
|
Техническая
скорость судна:
|
|
|
|
|
|
порожнем,
м/с
|
20,7
|
19,7
|
19,7
|
95,17%
|
95,17%
|
в
грузу, м/с
|
16,7
|
15,9
|
15,9
|
95,21%
|
95,21%
|
|
|
|
|
|
|
Расчетные
показатели
|
|
Строительная
стоимость судна, руб. в т.ч. СЭУ
|
58
500 000
|
57
477 594
|
57
477 594
|
98,25%
|
98,25%
|
|
10
171 627
|
9
149 222
|
9
149 222
|
89,95%
|
89,95%
|
Годовой
объем продукции (работы), млн. ткм
|
100
997 993
|
98
756 172
|
96
159 766
|
97,78%
|
95,21%
|
Эксплуатационные
затраты на сопоставимый объем продукции, тыс. руб.
|
28
479 528,64
|
27
329 601,03
|
27
630 847,84
|
95,96%
|
97,02%
|
Капитальные
вложения в сфере эксплуатации, тыс. руб.
|
46
689 062
|
46
609 547
|
46
687 121
|
99,83%
|
100,00%
|
Срок
окупаемости дополнительных капитальных вложений, годы
|
|
1,2
|
8,98
|
|
|
Экономия
капитальных вложений, руб.
|
|
|
|
|
|
Удельные
капитальные вложения на единицу продукции (работы), руб./ткм
|
1,041
|
1,054
|
1,083
|
101,20%
|
104,01%
|
Производительность
труда экипажа, млн. ткм/чел.
|
6,31
|
6,17
|
6,01
|
97,74%
|
95,21%
|
Себестоимость
перевозок, руб./ткм
|
281,98
|
276,74
|
287,34
|
98,14%
|
101,90%
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД
В данной курсовой работе я произвела расчет
экономической эффективности модернизации СЭУ. Рассчитав себестоимость СЭУ для
судна-прототипа и нового судна, мы видим что при повышении мощности СЭУ у нас
повышается себестоимость на 41,12 %. Но при этом строительная стоимость нового
судна возрастает на 6,3%. Примерно в таком же диапазоне повышается годовой
объем продукции(4,2%), эксплуатационные затраты на 4,6%.
Рассмотрев все эти показатели и рассчитав
капитальные вложения в сфере эксплуатационных затрат мы можем увидеть, что они
снижаются на 18%, и снизится себестоимость на 11%. Эти два показателя дают
возможность снизить цену одной тонны перевозимого груза. При этом дополнительно
получить прибыль. Так же одним из важнейших показателей является
производительность труда, которая возрастает на 3,9%, по отношению к
судну-прототипу.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Лазарев А.Н. Экономика судостроительного и судоремонтного производства.
Эффективность модернизации судовой энергетической установки. / Методические
указания по выполнению курсовой работы. - СПб.: СПГУВК, 2006, - 41 с.
.
Лазарев А.Н., Филиппов Н.М., Селиванов Е.Н., Силантьев В.А., Смирнов С.П.
Справочные материалы для выполнения курсовых и дипломных проектов и
практических занятий. Методические указания. - СПб.: СПГУВК, 2003, - 23 с.
.
Справочник по серийным речным судам. Т. 7. - М.: Транспорт, 1981.
.
Интернет ресурс: <http://www.sanopract.ru/sormovsky.html>
Похожие работы на - Эффективность модернизации судовой энергетической установки
| |