Формирование системы управления затратами предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    153,92 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование системы управления затратами предприятия





Курсовая работа

по дисциплине: «Управление затратами предприятия»

на тему «Формирование системы управления затратами предприятия»

Содержание

управление затрата сметная

Введение

Исходные данные для выполнения курсовой работы

Глава 1. Выбор системы управления затратами и результатами

.1 Выбор элементов системы управления затратами

.2 Характеристика разделов и функций системы управления затратами

1.3 Выбор объектов управления затратами

Глава 2. Разработка системы управления затратами на предприятии

2.1 Планирование затрат предприятия на основе сметных уравнений

2.2 Планирование результатов

2.3 Учёт, контроль и анализ затрат предприятия

Глава 3. Анализ устойчивости и доходности предприятия

Заключение

Список использованных источников

Распределение затрат по категориям

Введение

Цель данной курсовой работы - углубление и обобщение теоретических и практических знаний по курсу, а так же разработка системы управления затратами на предприятии и реализация ее в плановом периоде с целью повышения эффективности работы предприятия.

Предмет курсовой работы - процесс формирования и разработки системы управления затратами на предприятии и реализации ее в плановом периоде.

Объектом курсовой работы, является предприятие, с крупносерийным выпуском, специализирующееся на выпуске 2х видов изделий А и Б. Изделие А выпускается в цехе 1, а изделие Б в цехе 2.

Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

·        выбрать элементы системы управления затратами;

·        дать характеристику разделов и функций системы управления затратами;

·        рассмотреть состав и классификацию издержек предприятия как объекта управления;

·        выбрать объекты управления затратами ;

·        провести планирование затрат на предприятии на основе сметных уравнений;        

·        провести планирование результатов;

·        провести учет, контроль и анализ затрат предприятия;

·        проанализировать устойчивость и доходность предприятия.

Исходные данные для выполнения курсовой работы

 

№ п/п

Показатели

Изделие



А

Б

1

Годовой объем реализации, шт.

100000

80000

2

Норма расходов материала на изделие, кг Алюминий АК-5 М2

0,6

0,5


Латунь АМГ5

0,3

1

3

Цены на материалы, руб./кг Алюминий АК-5 М2

38


Латунь АМГ5

50

4

Трудоемкость изготовления изделия, ч/шт.

1,2

1,5

5

Средний разряд работ

4

5

6

Удельный вес переменных затрат в цене изделия, отн. ед.

0,4

0,6

7

Запасы готовой продукции, шт. плановые на конец года

13000

12000


фактические на начало года

13000

12000

8

Фактический объем реализации продукции, шт

102000

75000

9

Фактические затраты материалов на единицу изделия, кг/шт.




Алюминий АК-5 М2

0,55

0,45


Латунь АМГ5

0,35

1,05

10

Фактическая трудоемкость изготовления единицы продукции, ч/шт.

1,15

1,4

11

Средний разряд работ

5

6

12

Фактические цены на материалы, руб./кг Алюминий АК-5 М2

40


Латунь АМГ5

45

№ п/п

Показатели

Количество

1

Запасы материалов, кг


1.1

Плановые запасы на конец года, кг



X

10000


Y

8000

1.2

Фактические запасы на начало года, кг



X

7000


Y

9000

2

Процент премии за качество и доплаты, %

12

3

Процент дополнительной заработной платы, %

11

4

Часовая тарифная ставка первого разряда, руб./ч

38

5

Тарифные коэффициенты



4-й разряд

1,73


5-й разряд

1,96


6-й разряд

2,15

6

Центр ответственности, по которому проводятся контроль и анализ

Цех 1

7

Прогнозируемое изменение цены, %



Изделие А

+ 2


Изделие Б

+ 4

 

Глава 1. Выбор системы управления затратами и результатами

 

1.1 Выбор элементов системы управления затратами


Эффективность управления производственной деятельностью предприятия обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия.

Система управления затратами формирует информацию о затратах для руководителей различных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание системы управления затратами и результатами определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от задач и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

На предприятии применяются различные системы управления затратами в зависимости от принципов организации особенностей предприятия и целей управления конкретного предприятия на плановом периоде, состава и взаимосвязи элементов, формирующих эти системы. Классификация управления затратами приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Классификация систем управления затратами

Основные признаки классификации

Виды систем

Степени связи управленческого и финансового учета

Интегрированная (монистическая)


Автономная

Оперативность получения информации

Система, основанная на учете прошлых (фактических) затрат


Система, основанная на учете нормативных (плановых) затрат

Полнота включения затрат в себестоимость

Система учета полной себестоимости


Система учета частичной (переменной) себестоимости

 

По форме взаимосвязи финансового (бухгалтерского) и управленческого учетов различают интегрированную (монистическую) и автономную системы. Интегрированная система предлагает дополнение финансового учета данными внутренней отчетности, которые позволяют администрации оценить рациональность организации производства на любом его участке. Данная система эффективна для небольших предприятий, выпускающих однородную по своему составу продукцию.

Автономная система представляет собой обособленное создание финансового и управленческого учета. Связь между этими учетами осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности учета затрат различают учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет нормативных (плановых) затрат.

Система учета фактических затрат заключается в формировании информации для расчета себестоимости и прибыли на основе фактически возникающих в процессе производства и реализации затрат.

Система учета нормативных (плановых) затрат включает разработку норм на затраты труда, материалов, накладных расходов, составления нормативной (плановой) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм. Такая система ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирования ее процесса. Однако она предполагает создание и поддержание системы нормативов.

По полноте включения затрат в себестоимость различают две системы управленческого учета: система полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) и система учета частичных затрат (учет неполной себестоимости). Это два варианта, отвечающие в управленческом учете различным целям.

Для обеспечения оперативного получения необходимой информации о расходах на данном предприятии следует применять следующие системы управления затратами: по форме взаимосвязи финансового (бухгалтерского) и управленческого учетов - автономную систему; по оперативности учета затрат - учет нормативных (плановых) затрат; по полноте включения затрат в себестоимость - система учета частичной (переменной) себестоимости.

.2 Характеристика разделов и функций системы управления затратами

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т. е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, непосредственная организационная работа, контроль, оценка, регулирование и стимулирование.

Функции системы управления затратами зависят от функций управления и сводятся к следующему:

·        обеспечение всех уровней управления информацией, необходимой для планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

·        оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом;

·        формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

·        перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

Процесс управления затратами ориентирован на эффективную реализацию этапов управления предприятием и включает в себя:

·        планирование затрат и результатов;

·        учет затрат и результатов;

·        контроль;

·        анализ.

Планирование затрат и результатов заключается в выявлении затрат и их количественной оценке. Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли. Оно служит базой для контроля за рациональным использование ресурсов. При планировании решаются следующие задачи:

·        расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

·        определение общего объема затрат на производство;

·        исчисление себестоимости производства каждого вида продукции.

Плановый объем затрат рассчитывается исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

Учет затрат и результатов является важнейшим разделом системы управления затратами и представляет собой информационный поток, отражающий происходящие на предприятии в течение определенного временного периода процессы снабжения, производства и реализации продукции.

В процессе учета затраты измеряются, регистрируются и группируются в разрезах, необходимых для управления предприятием и оценки его деятельности путем выведения финансовых результатов.

К основным задачам учета на производстве относят:

наблюдение за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с нормативными и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;

выявление экономических результатов в производственной деятельности структурных подразделений;

информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий.

Контроль и анализ затрат. Контроль - это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Она включает измерение состояния объекта: сопоставления фактических затрат и результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясно, что они не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного.

Для эффективности контроля необходимо, чтобы после выявления отклонений анализировались причины и виновники их возникновения, осуществлялись регулирующие воздействия на объекты управления.

Контроль и анализ затрат осуществляются по носителям затрат (продукции), видам затрат и по местам их возникновения (центрам ответственности), что позволяет управлять расходованием ресурсов, себестоимостью продукции, подразделениями предприятия.

1.3 Выбор объектов управления затратами


Эффективное управление предприятие предполагает, что информационная база должна быть полностью подчинена целям управления. Это означает, что объекты управления и объекты учета затрат должны быть одинаковы.

Объекты учета затрат - это признак, согласно которому производят группировку производственных расходов для целей управления затратами.

Объектами современного учета в рамках систем управления затратами являются:

·        виды затрат (производственных ресурсов);

·        места возникновения затрат (центры ответственности);

·        носители затрат;

·        результаты.

Затраты характеризуются в денежном выражении объем ресурсов, используемых в процессе производства и реализации продукции, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Учет затрат по видам показывает, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Перечень видов затрат, по которым будет осуществляться управление на данном предприятии:

·        затраты на сырье и материалы;

·        трудозатраты;

·        накладные расходы.

Учет затрат по местам их возникновения. Под местом возникновения затрат понимается структурное подразделение организации (рабочее место, участок, цех и т.д.), по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими. Учет затрат по местам их возникновения позволяет распределять затраты между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены.

При этом под центром ответственности следует понимать сегмент предприятия, соответствующий его организационной структуре, где руководитель несет ответственность за его доходы и издержки. При этом учет и контроль затрат по каждому центру ответственности осуществляется в разрезе вида затрат.

Учет по носителям затрат предполагает определение издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.

Учет результатов позволяет определить прибыль предприятия от реализации конкретного носителя затрат или прибыль предприятия за определенный период.

Объектами учета на данном предприятии являются цеха №№ 1 и 2, и изделия производимые этими цехами: А и Б, а также предприятие в целом (по видам затрат). При этом центром ответственности является цех 1.

Глава 2. Разработка системы управления затратами на предприятии

 

2.1 Планирование затрат на предприятии на основе сметных уравнений


Планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке. Планирование затрат предприятия осуществляется по объектам управления: центрам ответственности и продуктам, а внутри - по видам затрат.

В основе планирования затрат и результатов предприятия лежит разработка бюджета-сметы на весь планируемый объем производства.

Метод управления, основанный на составлении смет-бюджетов предприятия, называется бюджетированием. При этом формируются бюджеты всех уровней и периодичности.

Формирование бюджетов-смет начинается с бюджета производства продукции (табл. 2.1). Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения плана реализации и для поддержания запросов готовой продукции на запланированном уровне.

Таблица 2.1 Бюджет производства продукции

Показатели

Продукция


Кол-во изделий А, шт.

Кол-во изделий Б, шт.

Коли-во реализуемой продукции, шт.

100 000

80 000

Планируемые запасы готовой продукции на конец периода

13 000

12 000

Всего необходимый объем производства

113 000

92 000

Фактические запасы готовой продукции на начало периода

13 000

12 000

Планируемый объем производства

100 000

80 000


При помощи смет-бюджетов действия различных подразделений могут быть согласованы и сведены воедино, смета помогает руководителям в управлении деятельностью и ее контролем в том подразделении, за которое они отвечают.

Составление смет-бюджетов начинается с формирования смет по видам затрат.

.1.1 Формирование смет по видам затрат

Совокупные затраты на производство продукции складываются из затрат материалов, труда и накладных расходов. Плановая смета по каждому виду затрат рассчитывается на планируемый объем производства продукции.

Разработка смет использования и закупок основных материалов. Смета затрат использования материалов определяет стоимость материалов, необходимых для обеспечения плана производства продукции. Формирование сметы использования материалов осуществляется в разрезе центров ответственности и базируется на нормах расходов материалов на единицу продукции, планируемых целях на материалы и плановом объеме производства продукции.

 ,

где Зм - затраты на материалы определенного вида на планируемый объем производства продукции, ден. ед.;

hi - норма расхода данного вида материала на единицу i-го изделия, натуральные ед.;

Ц - цена данного вида материала, ден. ед.;

Vnpi - объем производства i-го изделия.

Смета закупок материалов определяет стоимость материалов, необходимых для выполнения плана производства продукции и для поддержания запасов материалов на запланированном уровне.

Формирование сметы использования закупки материалов представлено в табл. 2.2.

Разработка сметы прямых трудовых затрат. Затраты труда зависят от номенклатуры и количества производимой продукции, ее трудоемкости, системы оплаты труда. Расчет тарифной заработной платы основных рабочих осуществляется по формулам:

 ,

 ,

 ,

где ЗТ, Зосн, Здоп - соответственно тарифная, основная и дополнительная заработные платы основных рабочих, ден. ед.;

sT - средняя тарифная ставка, ден. ед./ч;

t - трудоемкость изготовления единицы изделия, ч/шт.;

Нпр - процент доплат и премии за качество, %;

Ндоп - процент дополнительной заработной платы, %.

Смета трудовых затрат представлена в табл. 2.3.

Таблица 2.2 Годовая смета использования покупки материалов

Наименование показателей

Цех 1

Цех 2

Всего


норма расхода материала, кг/шт.

цена материалов руб./кг

Затраты на единицу изделия, руб./шт

Затраты на объем производства

норма расхода материала, кг/шт.

цена материалов, руб./кг

Затраты на единицу изделия, руб./шт

Затраты на объем производства

Количество, кг

Сумма, руб.





Количество, кг

Сумма, руб.



Количество, кг

Количество, кг

Сумма, руб.



Материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

0,6

38

22,8

60000

2280000

0,5

38

19

40000

1520000

100000

3800000

латунь

0,3

50

15

30000

1500000

1

50

50

80000

4000000

110000

5500000

Всего смета использования материалов

 

 

 

 

3780000

 

 

 

120000

5520000

 

9300000

Плановые запасы материалов на конец периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8000

 

Фактические запасы материалов на начало периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7000

 

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9000

 

Объем закупок материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

103000

3914000

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

109000

5450000

Всего смета закупок материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9364000


Таблица 2.3 Смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих

Наименование показателей

Цех 1

Цех 2

Всего


Нормативная трудоемкость изготовления единицы изделия, нч/шт.

Часовая тарифная ставка руб/час

Заработная плата на единицу изделия, руб/шт.

Трудоемкость годового объема производства

Заработная плата, руб.

Нормативная трудоемкость изготовления единицы изделия, нч/шт.

Часовая тарифная ставка руб/час

Заработная плата на единицу изделия, руб/шт.

Трудоемкость годового объема производства

Заработная плата,. руб.

Трудоемкость годовой программы, нч.

Заработная плата на годовой объем, руб.

Тарифная заработная плата

1,2

38

78.88

120000

7890000

1,5

38

111,72

120000

8937600

240000

16826400

Итого тарифная заработная плата

 

 

78.88

 

7890000

 

 

111,72

 

8937600

 

16826400














Премия за качество 12%

 

 

9.46

 

946800

 

 

13,4064

 

1072512

 

2019168

Основная заработная плата

 

 

88.35

 

8836800

 

 

125,1264

 

10010112

 

18845568

Дополнительная заработная плата (11%)

 

 

9.72


972048

 

 

13,7679

 

1101112

 

2073012,48

Фонд заработной платы

 

 

98.07

 

9808848

 

 

138,89

 

11111224

 

20918580,5

Отчисления на социальные нужды

 

 

26.28


2628771,2



37,22


2977808


5606179,57


Разработка сметы накладных расходов. Накладные расходы формируются по трем сметам:

смета общепроизводственных расходов;

смета общехозяйственных расходов;

смета коммерческих расходов.

При этом смета каждого вида накладных расходов, в зависимости от места их возникновения, формируется в разрезе соответствующих центров ответственности. Смета общепроизводственных расходов формируется в разрезе производственных подразделений (цехов предприятия), смета общехозяйственных и коммерческих расходов - по предприятию в целом.

Составлению смет общепроизводственных расходов предшествует их классификация на постоянные, остающиеся неизменными при изменении объема производства, и переменные, изменяющиеся при изменении объема производства.

Общехозяйственные и коммерческие расходы рассматриваются в практике управленческого учета как постоянные.

Классификация общепроизводственных расходов на переменные и постоянные затрудняется из-за того, что существуют затраты смешанного типа, которые носят полупеременный характер. В этом случае возникает задача разделения этих затрат на постоянную и переменную части.

Поведение смешанных затрат при изменении объема выпуска продукции может быть описано сметным уравнением вида:

 ,

где Зj - совокупные затраты j-го вида, ден. ед.;

Vnp - объем производства в натуральном выражении, шт.;

Зпост.j - постоянная составляющая затрат j-го вида, ден. ед.;

 - удельные переменные j-гo вида, приходящиеся на единицу продукции, ден. ед./шт.

Решив это сметное уравнение для затрат j-гo вида, т.е. определив постоянные Зпост.j и , можно выделить в составе этих затрат как постоянную, так и переменную составляющие.

Существуют различные методы расчета сметного уравнения. Наиболее простым и распространенным является минимаксный метод, основанный на построении функции затрат с помощью крайних значений выборки «затраты-объемы производства».

Минимаксный метод применяется в следующей последовательности:

-й этап: подготавливается статистическая информация предыдущих плановых периодов о величине фактических затрат данного вида при различных объемах производства продукции.

-й этап: выбирается максимальная пара значений Vmax, 3max и минимальная пара значений Vmin, 3min.

-й этап: определяется переменная составляющая на единицу изделия:

 ,

4-й этап: определяется постоянная составляющая:

 

Зпост = З -

Порядок решения сметного уравнения для таких смешанных затрат, как содержание и ремонт технологического оборудования и услуги вспомогательных производств по обслуживанию технологического оборудования представлен в табл. 2.4, табл. 2.5.

Таблица 2.4 Сметное уравнение по содержанию и ремонту технологического оборудования

Период

Изделие А

Изделие Б


Объем производства, шт.

Затраты, руб.

Объем производства, шт.

Затраты, тыс. руб.

1

100 000

2 700 000

80 000

2 700 000

2

101 000

2 702 000

81 000

2 703 000

3

102 000

2 704 000

82 000

2 706 000

4

103 000

2 706 000

83 000

2 709 000

5

104 000

2 708 000

86 000

2 712 000

 

Изделие А. Vmax = 104 000 Зmax = 2 708 000

Vmin = 100 000        Зmin = 2 700 000

∆V = 4000 ∆З= 8000

По изделию А: ∆З/∆V= 8000/4000=2 руб./шт.

Зпост.=2 700 000-2*100 000=2 500 000

Зпер.=2 700 000-2 500 000=200 000

Зо=2 500 000+2*Vпр.

Изделие Б. Vmax = 86 000      Зmax = 2 712 000

Vmin = 80 000 Зmin = 2 700 000

∆V = 6000 ∆З= 12000

По изделию Б: ∆З/∆V= 12000/6000=2 руб./шт.

Зпост.=2 700 000-2*80 000=2 540 000

Зпер.=2 700 000-2*540 000=160 000

Зо=2 540 000+2* Vпр

Таблица 2.5Сметное уравнение по услугам вспомогательных производств по обслуживанию технологического оборудования

Период

Изделие А

Изделие Б


Объем производства, шт.

Затраты, руб.

Объем производства, шт.

Затраты, тыс. руб.

1

100 000

3 500 000

80 000

3 500 000

2

101 000

3 501 500

83 000

3 503 000

3

102 000

3 503 000

86 000

3 506 000

4

103 000

3 504 500

89 000

3 509 000

5

104 000

3 506 000

92 000

3 512 000

 

Изделие А. Vmax = 104 000 Зmax = 3 506 000

Vmin = 100 000 Зmin = 3 500 000

∆V = 4000 ∆З= 6000

По изделию А: ∆З/∆V= 6000/4000=1,5 руб./шт.

Зпост.=3 500 000 -1,5*100 000=3 350 000

Зпер.=3 500 000 -3 350 000=150 000

Зо=3 350 000+1,5* Vпр

Изделие Б.

Vmax = 92 000 Зmax = 3 512 000

Vmin = 80 000 Зmin = 3 500 000

∆V = 12000 ∆З= 12000

По изделию Б: ∆З/∆V= 12000/12000=1 руб./шт.

Зпост.=3 500 000 -1*80 000=3 420 000

Зпер.=3 500 000-3 420 000=80 000

Зо=3 420 000+1* Vпр

В таблице 2.6 приведена смета общепроизводственных расходов по цеху 1 и цеху 2.

Таблица 2.6 Смета общепроизводственных расходов

Виды затрат

Цех 1

Цех 2


Общая сумма, тыс. руб.

в том числе

Общая сумма, тыс. руб.

в том числе



переменные

постоянные


переменные

постоянные

Содержание аппарата управления производственными подразделениями

720

 

720

1080

 

1080

Содержание и ремонт зданий производственных подразделений

 

320

480

 

480

Амортизация технологического оборудования и транспортных средств

480

 

480

720

 

720

Содержание и ремонт технологического оборудования

1080

80

1000

1620

96

1524

Энергия на технологические цели

320

320

 

480

480

 

Услуги вспомогательных производств по обслуживанию технологического оборудования

1400

60

1340

2100

48

2052

Амортизация зданий производственных подразделений

600

 

600

900

 

900

Износ МБН приспособлений и инструментов

184

 

184

276

 

276

Заработная плата и отчисления рабочих, обслуживающих оборудование

720

 

720

1080

 

1080

Энергия всех видов

340

 

340

510

 

510

Итого

6164

460

5704

9246

624

8622


В таблице 2.7 приведена смета общехозяйственных и коммерческих расходов.

Таблица 2.7 Смета общехозяйственных и коммерческих расходов

Виды затрат

Общая сумма, тыс. руб.

в том числе



переменные

постоянные

Расходы по техническому и производственному управлению предприятием

300

 

300

Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью

200

 

200

Расходы по управлению финансово-сбытовой деятельностью

250

 

250

Содержание и ремонт зданий общезаводского назначения

400

 

400

Амортизация зданий общезаводского назначения

500

 

500

Расходы на набор, подготовку и переподготовку кадров

400

 

400

Обязательные сборы, налоги, платежи по установленному законодательством порядку

600

 

600

Канцелярские и командировочные расходы подразделений заводоуправления

560

 

560

Затраты на энергию (пар, электроэнергия) для хозяйственных нужд предприятия

300

 

300

Прочие расходы по управлению предприятием

600

 

600

Итого общехозяйственные расходы

4110

 

4110

Затраты на упаковку изделий

200

 

200

Транспортные расходы, связанные с реализацией продукции

500

 

500

Заработная плата работников, занятых сбытом продукции

400

 

400

Прочие расходы по сбыту продукции

200

 

200

Итого коммерческие расходы

1300

 

1300


2.1.2 Формирование смет затрат по центрам ответственности

Сметы по видам затрат формируются в разрезе центров ответственности. В таблице 2.8 приведена смета затрат на производство цеха 1, а в таблице 2.9 приведена смета затрат на производство предприятия.

Таблица 2.8 Смета затрат на производство цеха 1

Виды затрат

Общая сумма, руб.

в том числе



переменные

постоянные

Материалы алюминий латунь

2 280 000 1 500 000

2 280 000 1 500 000


Заработная плата основных производственных рабочих

9 808 848

9 808 848


Отчисления на социальные нужды

2 628 771,2

2 628 771,2


Общепроизводственные затраты

6 164 000

460000

5704000

Итого

22 381 619,2

16677619,2

5704000


Таблица 2.9 Смета затрат на производство предприятия

Виды затрат

Общая сумма, руб.

в том числе



переменные

постоянные

Цех 1

22 381 619,2

16 677 619,2

5 704 000

Цех 2 Материалы алюминий латунь

  1 520 000 4 000 000

  1 520 000 4 000 000


Заработная плата основных производственных рабочих

11 111 224

11 111 224


Отчисления на социальные нужды

2 977 808

2 977 808


Общепроизводственные затраты

9 246 000

624 000

8 622 000

Общехозяйственные затраты

4 110 000


4 110 000

Коммерческие расходы

1 300 000


1 300 000

Итого

56 646 651,2

36 910 651,2

19 736 000


По каждому центру ответственности проводится группировка затрат на регулируемые, на формирование которых менеджер центра ответственности может оказать влияние, и нерегулируемые - те, на которые менеджер не может оказывать влияние.

На основании группировки затрат на регулируемые и нерегулируемые определяется круг ответственности руководителя, что позволяет более объективно контролировать и оценивать его работу и, тем самым, повысить действенность системы управления затратами.

2.1.3 Формирование смет по носителям затрат

Планирование затрат по носителям затрат в системе управления затратами сводится к калькулированию переменной себестоимости.

При этом варианте калькулирования исходят из того, что только переменные затраты зависят от объема производства, поэтому они могут быть отнесены на носители затрат. Постоянные расходы в себестоимость носителей затрат не включаются, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия.

Калькулирование переменной себестоимости без специальных дополнительных расчетов предоставляет нужную в условиях рынка информацию о тенденции поведения затрат в условиях изменения объема производства.

Результаты калькуляции переменной себестоимости каждого вида продукции сводятся в табл. 2.10.

Таблица 2.10 Калькуляция переменной себестоимости изделий

Статьи затрат

Изделие А

Изделие Б


Сумма затрат на единицу продукции, руб. шт

Сумма затрат на весь объем, руб.

Сумма затрат на единицу продукции, руб. шт

Сумма затрат на весь объем, руб.

Материалы алюминий латунь

 22,8 15

 2 280 000 1 500 000

 19 50

 1 520 000 4 000 000

Основная заработная плата основных производственных рабочих

88,35

8 836 800

125,1264

10 010 112

Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

9,72

972 048

13,7679

1 101 112

Отчисления на социальные нужды

26,28

2628771,2

37,22

2977808

Общепроизводственные затраты (переменная часть)

4,6

460 000

7,8

624 000

Общехозяйственные затраты (переменная часть)

-

-

-

-

Коммерческие расходы

-

-

-

-

Итого

166,75

16 677 619,2

252,91

20233032

2.2 Планирование результатов


Планирование и учет результатов в системе управления затратами и результатами осуществляется по носителям затрат (видам продукции) и за определенный период. Результат по видам продукции определяется как разница между ценой (Цi) и переменной себестоимости данного изделия (). Эта разница определяет сумму покрытия или маржинальный доход на изделие ().

 = Цi -  .

Величина суммы покрытия (маржинального дохода) - важная информация для управления предприятием. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме - в прибыль предприятия.

Результат за период характеризует величину прибыли предприятия от реализации продукции за определенный период. Расчет прибыли предприятия осуществляется в два этапа:

на первом этапе определяется сумма покрытия предприятия:

 

МД = В - Зпер = ∑( Цi - ) Vpi ,

где В - выручка от реализации предприятия, ден. ед.;

Зпер - переменные затраты предприятия, ден. ед.;

Vpi - количество реализованной продукции i-гo наименования, шт.

на втором этапе из величины суммы покрытия вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями, как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат в подсистему учета результатов за период:

 

П = МД - Зпост ,

где П - прибыль предприятия за период, ден. ед.;

3пост - сумма постоянных затрат предприятия, ден. ед.

В целях расширения возможности анализа структуры результата (прибыли) предприятия используется многоступенчатый учет суммы покрытия. Это позволяет определить вклад каждого продукта, каждого центра ответственности в покрытие общих постоянных расходов и в прибыль.

Необходимо рассчитать цены реализации изделий и плановую прибыль предприятия. Цена i-го изделия может быть определена на базе удельного веса переменной себестоимости () в цене изделия:

 

Цi =  / Уперi ,

где Уперi - удельный вес переменных затрат в цене i-гo изделия.

Прибыль предприятия следует определить с помощью многоступенчатого учета маржинального дохода.

Схема многоступенчатого учета предполагает выполнение следующих расчетов.

Определение суммы покрытия переменных издержек изделия (маржинальный доход изделия);

 

МДi = Вi - Зперi ,

где МДi - маржинальный доход i-гo изделия, ден. ед.;

Вi - выручка от реализации изделий i-гo вида, ден. ед.;

Зперi - переменные затраты i-гo вида изделия, ден. ед.;

i - ассортиментная группа изделий (А и В).

Определение суммы покрытия цехов (маржинального дохода цехов):

 

МДк = МДi -  ,

где МДк - маржинальный доход к-го цеха, ден. ед.;

 - постоянные затраты к-го цеха (расходы на содержание управленческого аппарата цеха, текущий ремонт оборудования и зданий цеха и др.);

т - количество наименований изделий, производимых в к-ом цехе.

Определение прибыли:

 

П = МД - Зпост - Зком ,

где П - прибыль предприятия, ден. ед.;

МД - маржинальный доход предприятия, ден. ед.

МД = ∑МДк ,

Зпост - постоянные общехозяйственные затраты предприятия, ден. ед.;

Зком - коммерческие расходы предприятия, ден. ед.

Определяем цену реализации изделий А и В:

А) Цi = 166,75/0,4=416,88

Б) Цi = 252,91/0,6=421,52

А) МДi = 416,88-166,75=250,13

Б) МДi = 421,52-252,91=168,61

А) МД=∑(416,88-166,75)*100 000=25 013 000

Б) МД=∑(421,52-252,91)*80 000=13 488 800

ИТОГО МД (по предприятию)= 38 501 800

П =38 501 800-19 736 000=18765800

А) МДi =(416,88*100 000)-( 166,75*100 000) =25 013 000

Б) МДi =(421,52*80 000)- (252,91*80 000)= 13 488 800

1й цех: МДк=25 013 000-5 704 000=19 309 000

й цех: МДк=13 488 800-8 622 000=4 866 800

МД=19 309 000+4 866 800=24 175 800

П=24 175 800-4 110 000-1 300 000=18 765 800

Сметный счет прибылей и убытков представлен в табл. 2.11.

Таблица 2.11 Сметный счет прибылей и убытков

Показатели

Изделие А

Изделие Б

Предприятие

Объемы реализации -шт.

100000

80000

180000

-ден.ед.

41688000

33721600

75409600

Себестоимость реализованной продукции (переменная), ден.ед.

16 677 619,2

20 233 032

36910651,2

Маржинальный доход изделий, ден.ед.

25 013 000

13 488 800

38 501 800

Общепроизводственные расходы (постоянная часть), ден.ед.

5 704 000

8 622 000

14326000

Маржинальный доход цехов, ден.ед.

19 309 000

4 866 800

24175800

Общехозяйственные расходы, ден.ед.

-

4 110 000

Коммерческие расходы, ден.ед.

-

-

1 300 000

Прибыль от реализации, ден.ед.

-

-

18 765 800


2.3 Учет, контроль и анализ затрат предприятия


В данном разделе необходимо разработать систему учета и контроля за издержками предприятия, обеспечивающую оперативную оценку расходов и установление персональной ответственности каждого структурного подразделения за их величину.

Учет затрат ведется (как и планирование) по центрам ответственности и носителям затрат, в разрезе видов затрат.

Необходимо составить фактические сметы затрат по тем же объектам, по которым составлялись плановые, определить фактическую прибыль предприятия.

При расчете фактической прибыли предприятия следует исходить из того, что в отчетном периоде цены на продукцию не менялись, т.е. фактические цены равны плановым.

Составим фактические сметы затрат по следующим объектам:

виды затрат;

места возникновения затрат (центры ответственности);

носители затрат;

результаты.

Сначала составляем бюджет производства продукции (табл. 2.12).

Таблица 2.12 Фактический бюджет производства продукции

Показатели

Продукция


Кол-во изделий А, шт.

Кол-во изделий Б, шт.

Коли-во реализуемой продукции, шт.

102 000

75 000

Планируемые запасы готовой продукции на конец периода

13 000

12 000

Всего необходимый объем производства

115 000

87 000

Фактические запасы готовой продукции на начало периода

13 000

12 000

Планируемый объем производства

102 000

75 000


Формирование фактической сметы использования закупки материалов представлено в табл. 2.13.

Фактическая смета трудовых затрат представлена в табл. 2.14.

Таблица 2.13 Годовая фактическая смета использования покупки материалов

Наименование показателей

Цех 1

Цех 2

Всего


норма расхода материала, кг/шт.

цена материалов руб./кг

Затраты на единицу изделия, руб./шт

Затраты на объем производства

норма расхода материала, кг/шт.

цена материалов, руб./кг

Затраты на единицу изделия, руб./шт

Затраты на объем производства

Количество, кг

Сумма, руб.





Количество, кг

Сумма, руб.



Количество, кг

Количество, кг

Сумма, руб.



Материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

0,55

40

22

56100

2244000

0,45

40

18

33750

1350000

89850

3594000

латунь

0,35

45

15,75

35700

1606500

1,05

45

47,25

78750

3543750

114450

5150250

Всего смета использования материалов

 

 

 

 

3850500

 

 

 

112500

4893750

 

8744250

Плановые запасы материалов на конец периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10000

 

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8000

 

Фактические запасы материалов на начало периода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7000

 

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9000

 

Объем закупок материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

103000

3914000

латунь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

109000

5450000

Всего смета закупок материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9364000


Таблица 2.14 Фактическая смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих

Наименование показателей

Цех 1

Цех 2

Всего


Нормативная трудоемкость изготовления единицы изделия, нч/шт.

Часовая тарифная ставка руб/час

Заработная плата на единицу изделия, руб/шт.

Трудоемкость годового объема производства

Заработная плата, руб.

Нормативная трудоемкость изготовления единицы изделия, нч/шт.

Часовая тарифная ставка руб/час

Заработная плата на единицу изделия, руб/шт.

Трудоемкость годового объема производства

Заработная плата,. руб.

Трудоемкость годовой программы, нч.

Заработная плата на годовой объем, руб.

Тарифная заработная плата

1,15

38

85,652

117300

8736504

1,4

38

114,38

105000

8578500

222300

17315004

Итого тарифная заработная плата

 

 

85,652

 

8736504

 

 

114,38

 

8578500

 

17315004














Премия за качество 12%

 

 

10,3

 

1048380,48

 

 

13,73

 

1029420

 

2597250,6

Основная заработная плата

 

 

95,93

 

9784884,48

 

 

128,11

 

9607920

 

19912254,6

Дополнительная заработная плата (11%)

 

 

10,55


1076337,293

 

 

14,09

 

1056871,2

 

2389470,55

Фонд заработной платы

 

 

106,48

 

10861221,77

 

 

142,20

 

10664791,2

 

22301725,15

Отчисления на социальные нужды

 

 

28,54


2910807,435



38,11


2858164,04


5976862,3


Подставляем фактический объем производства в составленные ранее сметные уравнения: содержание и ремонт технологического оборудования, и услуги вспомогательных производств по обслуживанию технологического оборудования.

Получаем, что фактические переменные по цеху 1 равны 469,2тыс.руб., а фактические постоянные остаются без изменения. По цеху 2, фактические переменные равны 585 тыс.руб., фактические постоянные остаются без изменения.

Фактические сметы затрат цехов как центров ответственности представлены в табл. 2.15.

Таблица 2.15 Фактическая смета затрат на производство цеха 1

Виды затрат

в том числе



переменные

постоянные

Материалы алюминий латунь

 2 244 000 1 606 500

 2 244 000 1 606 500


Заработная плата основных производственных рабочих

10 861 221,8

10 861 221,8


Отчисления на социальные нужды

2 910 807,44

2 910 807,44


Общепроизводственные затраты

6 164 000

4692

5704000

Итого

23 786 529,21

18 091 729,21

5704000


Смета затрат предприятия в целом как центра ответственности представлена в табл. 2.16.

Таблица 2.16 Фактическая смета затрат на производство предприятия

Виды затрат

Общая сумма, руб.

в том числе



переменные

постоянные

Цех 1

23 786 529,21

18 091 729,21

5 704 000

Цех 2 Материалы алюминий латунь

  1 350 000 3 543 750

  1 350 000 3 543 750


Заработная плата основных производственных рабочих

10 664 791,2

10 664 791,2


Отчисления на социальные нужды

2 858 164,04

2 858 164,04


Общепроизводственные затраты

9 246 000

585 000

8 622 000

Общехозяйственные затраты

4 110 000


4 110 000

Коммерческие расходы

1 300 000


1 300 000

Итого

56 859 234,45

37 093 434,45

19 736 000


Фактическая калькуляция переменной себестоимости изделий А и В представлена в табл. 2.17 .

Таблица 2.17 Фактическая калькуляция переменной себестоимости изделий

Статьи затрат

Изделие А

Изделие Б


Сумма затрат на единицу продукции, руб. шт

Сумма затрат на весь объем, руб.

Сумма затрат на единицу продукции, руб. шт

Сумма затрат на весь объем, руб.

Материалы алюминий латунь

 22 15,75

 2 244 000 1 606 500

 18 47,25

 1 350 000 3 543 750

Основная заработная плата основных производственных рабочих

95,93

9 784 884,48

128,11

9 607 920

Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих

10,55

1 076 337,293

14,09

1 056 871,2

Отчисления на социальные нужды

28,54

2 910 807,435

38,11

2 858 164,04

Общепроизводственные затраты (переменная часть)

4,6

469 200

7,8

585 000

Общехозяйственные затраты (переменная часть)

-

-

-

-

Коммерческие расходы

-

-

-

-

Итого

177,37

18 091 729,21

253,36

19 001 705,24

Находим фактическую прибыль предприятия.

Цены реализации изделий А и В не изменились, то есть:

 

ЦА = 416,88 руб.

ЦВ = 421,52 руб.

Находим сумму покрытия или маржинальный доход на изделие:

= 416,88 - 177,37 = 239,51 руб.

= 421,52- 253,36 = 168,16 руб.

Определяем сумму покрытия переменных издержек изделия (маржинальный доход изделия):

 

МДА = 421,52- 177,37)102 000 = 24 430 020 руб.

МДВ = (421,52- 253,36)75 000 = 12 612 000 руб.

И сумму покрытия цехов (маржинальный доход цехов):

 

МД1 = 24 430 020 - 5 704 000 = 18 687 260 руб.

МД2 = 12 612 000 - 8 622 000 = 3 990 000 руб.

Находим маржинальный доход предприятия:

 

МД = 18 687 260 + 3 990 000 = 22 677 260 руб.

И прибыль предприятия:

 

П = 22 677 260 - 4 110 000 - 1 300 000 = 17 267 260 руб.

Сметный счет прибылей и убытков представлен в табл. 2.18.

Таблица 2.18 Фактический сметный счет прибылей и убытков

Показатели

Изделие А

Изделие Б

Предприятие

Объемы реализации -шт.

102 000

75 000

177 000

-ден.ед.

45 229 860

31 670 250

76 900 110

Себестоимость реализованной продукции (переменная), ден.ед.

18 091 729,4

19 001 705,2

37 093 434,4

Маржинальный доход изделий, ден.ед.

24 430 020

12 612 000

37 042 020

Общепроизводственные расходы (постоянная часть), ден.ед.

5 704 000

8 622 000

14326000

Маржинальный доход цехов, ден.ед.

18 687 260

3 990 000

22 677 260

Общехозяйственные расходы, ден.ед.

-

-

4 110 000

Коммерческие расходы, ден.ед.

-

-

1 300 000

Прибыль от реализации, ден.ед.

-

-

20 070 370


А (алюминий) Зм=(0,6*38)*102000=2325600

А (латунь)Зм=(0,3*50)*102000=1530000

А) Зм=3855600

А(алюминий) ФЗ=(0,55*40)*102000=2 244 000

А (латунь) ФЗ=(0,35*45)*102000=1 606 500

А) ФЗ=3 850 500

А) ∆cмат=3 850 500-3855600=-5100

А (алюминий) ∆ц мат=(40-38)*56100=112200

А (латунь) ∆ц мат=(45-50)*35700=-178500

Типовой отчет об исполнении сметы представлен в табл. 2.19.

Таблица 2.19 Типовой отчет об исполнении цеха 1

Показатели

Плановая смета

Фактическая смета

Должные показатели

Отклонения


100000

102000

102000

Совокупные

В том числе


 

 

 


по цене

по количеству

Материальные расходы, количество, кг

 

 

 

 

 

 

алюминий

60000

56100

61200

-5100

-

-

латунь

30000

35700

30600

+5100

-

-

Затраты, руб.

 

 

 

 

 

 

алюминий

2280000

2244000

2325600

-81600

112,2

-193,8

латунь

1500000

1606500

1530000

+76500

-178,5

255

Трудозатраты

 

 

 

 

 

 

Трудоемкость, час

120000

117300

117300

0

0

0

Тарифная заработная плата, руб.

7890000

8736504

8736504

0

 

 

Накладные расходы

 

 

 

 

 

 

постоянные

5704000

5704000

5704000

 

-

-

переменные

460000

469200

469200

 

-

-


Рассмотрим выявленные в процессе контроля отклонения, проведем анализ причин их возникновения и установим виновников.

Совокупные отклонения наблюдаются по затратам на основные материалы. Причем по алюминию АК-5 М2 отклонения не выявлены, а по латуни АМГ5 - составляют 5100 руб.

Так как фактические затраты оказались меньше должных, то такое отклонение является благоприятным.

Рассмотрим причины такого отклонения.

Причинами совокупных отклонений по материалам могут быть:

- отклонение по использованию материалов;

отклонение по цене на материалы.

Отклонение по цене на латунь составляет -178,5 тыс. руб., а по количеству - +255 тыс. руб.

Низкая цена на материалы может свидетельствовать о низком качестве материалов (нестандартный брак), который выявляется в процессе производства. Здесь виновником является не начальник цеха, а начальник отдела снабжения. Хотя с одной стороны отдел снабжения нашел материалы по более низкой цене, но из-за этого увеличился расход материалов по количеству. Так как все-таки фактические затраты на латунь ниже нормативных, то виновников устанавливать и наказывать не следует.

Совокупные отклонения по трудозатратам не выявлены.

 

Глава 3. Анализ устойчивости и доходности предприятия


В данном разделе по каждой ассортиментной группе необходимо, используя графический и аналитический способы, определить:

) порог рентабельности (точку безубыточности) в стоимостном выражении и в натуральных единицах;

) массу прибыли после прохождения порога рентабельности;

) запас финансовой прочности;

) безубыточное изменение продаж.

Для решения поставленных задач целесообразно пользоваться следующими определениями и формулами.

. Порог рентабельности - это такая выручка от реализации или такой объем производства, при которых предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей:

 ,

где - критический объем производства, шт.;

Зпост - совокупные постоянные затраты предприятия, ден. ед.;

Цi - цена реализации единицы i-го изделия, ден. ед.;

3перi - удельные переменные затраты i-гo изделия, ден. ед.;

 - удельный вес i-го изделия в выручке от реализации.

 

 ,

где Вкрi - критическая выручка по i-ому изделию, ден. ед.;

Уперi - удельный вес переменных издержек i-ого изделия в цене.

. Запас финансовой прочности показывает, какое снижение выручки способно выдержать предприятие без угрозы для своего финансового положения:

 

ЗФП i = Вi - Вкр i ,

где ЗФП i - запас финансовой прочности i-ого изделия, %;

Вi - фактическая выручка от реализации i-ого изделия, ден. ед.;

Вкр i - порог рентабельности i-oгo изделия, ден. ед.

 

ЗФП% i = ЗФПi 100 / Вi ,

где ЗФП% i - запас финансовой прочности i-ого изделия, %;

3. Масса прибыли после прохождения порога рентабельности:

 

П(Vкр+1)i = Vдоп i МДi / Vi

где П(Vкр+i)i - масса прибыли после прохождения порога рентабельности i-ым изделием, ден. ед.;

Vдоп i - количество i-гo изделия, проданного после прохождения порога рентабельности, шт.;

МДi - маржинальный доход i-гo изделия, ден. ед.;

Vi - общее количество проданного i-oгo изделия, шт.

4. Безубыточное изменение продаж - это минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изменение цен привело к росту прибыли по сравнению с исходным уровнем:

БИВi = - ΔЦi 100 / (МДi - ΔЦi) ,

где БИВi - процент безубыточного изменения продаж в результате изменения цены по i-ому изделию, %;

ΔЦi - прогнозируемое изменение цены i-го изделия, %;

МДi - удельный маржинальный доход i-го изделия, %.

Прежде чем рассчитать порог рентабельности, найдем удельный вес изделия А и В в выручке от реализации (αi):

αА = 45229860 / 76900110 = 0,59

αВ = 31670250 / 76900110 = 0,41

Теперь рассчитаем порог рентабельности:

 тыс. шт. = 93865 шт.

Vкр A = 93864,70,59 = 55380 шт.

Vкр В = 93864,70,41 = 38485 шт.

Рассчитаем критическую выручку:

 

 тыс. руб.

Вкр А = 38 100 386 0,59 = 22 479 227 руб.

Вкр В = 38 100 386 0,41 = 15 621 157 руб.

Находим запас финансовой прочности в ден. ед.:

ЗФПА = 45 229 860 - 22 479 227= 22 750 633 руб.

ЗФПВ = 31 670 250 - 15 621 157= 16 049 093 руб.

И запас финансовой прочности в процентах:

 

ЗФП = 22 750 633 100 / 45 229 860 = 50,3%

ЗФП = 16 049 093 100 / 31 670 250 = 50,7%

Прежде чем найти массу прибыли после прохождения порога рентабельности, определим количество изделия А и В, проданного после прохождения порога рентабельности:

 

Vдоп А = 102 000 - 55380= 46619 шт.


Теперь находим массу прибыли после прохождения порога рентабельности:

 

П(Vкр+1)А =46 619,8 24 430 020 / 102 000 = 11165 908 руб.

П(Vкр+1)В = 36 515,5 12 612 000 / 75 000 = 6140446,4 руб.

Расчет запаса финансовой прочности показал, что предприятие может позволить себе снизить выручку от реализации изделий А и В на 50,3 % ( 22 750 633 руб.) и 50,7 % (16 049 093 руб.) соответственно, без существенного вреда для своего финансового положения. Масса прибыли после прохождения порога рентабельности свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.

Прежде чем рассчитать безубыточное изменение продаж, найдем удельный маржинальный доход изделия А и В в ден. ед.:

МДА = 24 430 020 / 102 000 = 239,51 тыс. руб.

МДВ = 12 612 000 / 75 000 = 168,16 тыс. руб.

И удельный маржинальный доход изделия А и В в процентах:

 

МДА = 239,51 / 407,67 100% = 59%

МДВ = 168,16 / 407,67100% = 41%

Теперь рассчитаем безубыточное изменение продаж:

 

БИВА = 2% 100 / (59% - 2%) = 3,28%

БИВВ = 4% 100 / (41% - 5%) = 8,88%

Результат расчета показал, что минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изменение цен привело к росту прибыли по сравнению с исходным уровнем, составляет 3,28% и 8,88% соответственно для изделия А и В. То есть чтобы снижение цены на изделие А привело к росту прибыли необходимо повысить объем продаж на 5,06%, и по изделию В на 8,88%.

Порог рентабельности, массу прибыли после прохождения порога рентабельности, запас финансовой прочности можно определить и графическим способом.

В данной работе график взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли строится не по отдельным видам продукции, а в целом по предприятию. В качестве продукции выступает условное изделие, критический объем () которого был определен выше. Цена и удельные затраты этого изделия просчитаем по следующим формулам:

 ,

 .

Последовательность построения графика:

а) зададим произвольно объем реализации = 100 000 шт. Вычисляем выручку, соответствующую этому объему реализации и цене изделия.

Цена условного изделия:

= 416,88 0,59 + 421,52 0,41 = 418,78 руб.

Выручка условного изделия:

 

Вусл = 418,78 100 000 = 41 878 тыс. руб.

Отмечаем соответствующую точку А (рис. 3.1). Соединяем точку А с началом координат. Полученная линия представляет собой график зависимости выручки от реализации;

б) проводим линию постоянных издержек от точки С (Зпост = 19 736,0 тыс. руб.) параллельно горизонтальной оси;

в) вычисляем переменные издержки для заданного объема реализации и удельных переменных затрат:

= 177,37 0,59 + 253,36 0,41 = 208,53 руб.

Зпер.усл. = 208,53 100 000 = 20 853 тыс. руб.

Добавляем переменные затраты к постоянным и получаем совокупные:

 

Зсов.усл. = 20 853 + 19 736 = 40 589 тыс. руб.

Заключение

 

В процессе написания данной курсовой работы было проведено формирование системы управления затратами на предприятии.

При этом была избрана интегрированная система управления затратами. построенная на сопоставлении фактических затрат предприятия и его плановых (нормативных) затрат, а также анализе переменной себестоимости. Рассчитанные отклонения показали, что предприятие имеет ряд проблем, в сфере формирования системы управления затратами. Для устранения данных проблем предлагается провести следующие мероприятия:

·        снизить долю постоянных расходов одним из следующих методов:

.        снижение доли расходов на оплату труда персонала, не занятого непосредственно в производстве,

.        экономия энергоресурсов,

.        снижение расходов на сбыт продукции,

.        снижение доли транспортно-заготовительных расходов и т.д;

·        наладить жесткий контроль за использованием материалов (особенно по алюминию, в том числе через снижение доли отходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, механизацию процесса и т.д.);

·        пересмотреть условия контрактов с поставщиками по алюминию с целью снижения цен на материалы;

В результате проведения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. На основе расчетов фактической и плановой прибыли были выявлены отклонения.

. Составление бюджета производства продукции показало, что фактический объем производства по изделию А оказался больше планируемого, а по изделию В - меньше. В результате этого затраты на использование и покупку материалов оказались больше по сравнению с плановыми. При этом фонд заработной платы основных производственных рабочих меньше планового.

. Общая сумма фактических затрат на производство предприятия составляет 56 859 234,45 тыс. руб., а плановых -56 646 651,2 тыс. руб.

. Фактическая прибыль от реализации составляет 17 267 260 тыс. руб., а плановая - 18 765 800 тыс. руб.

5. В результате контроля затрат предприятия были выявлены благоприятные отклонения по затратам на основные материалы. Отклонений по трудозатратам выявлено не было.

. Порог рентабельности составляет 93 865 шт., критическая выручка - 38 100,386 тыс. руб.

. Результат расчета показал, что минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изменение цен привело к росту прибыли по сравнению с исходным уровнем, составляет 3,28% и 8,88% соответственно для изделия А и В. То есть чтобы снижение цены на изделие А привело к росту прибыли необходимо повысить объем продаж на 5,06%, и по изделию В на 8,88%.

Список использованных источников

1.       Друри К. Управленческий и производственный учет / Учебник 6-е изд. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» - М.: ЮНИТИ, 2007.

2.       Зайченко Л.А. Управление затратами предприятия: Методические указания по выполнению курсовой работы. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2008. - 30 с.

.        Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.        Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учеб. пособие, 2-е изд. Гриф МО РФ. - М: ИНФРА-М., 2004.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учеб. пособие - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Приложение 1

Распределение затрат по категориям

№ п/п

Наименование затрат

Категории затрат

Кол-во

1

Расходы по техническому и производственному управлению предприятием

ОХР


310

2

Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью

ОХР


210

3

Расходы по управлению финансово-сбытовой деятельностью

ОХР


240

4

Содержание аппарата управления производственными подразделениями

ОПР

пост.

1850

5

Содержание и ремонт зданий общезаводского назначения

ОХР


390

6

Содержание и ремонт зданий производственных подразделений

ОПР

пост.

830

7

Амортизация зданий общезаводского назначения

ОХР


560

8

Амортизация технологического оборудования и транспортных средств

ОПР

пост.

1300

9

Содержание и ремонт технологического оборудования

ОПР

смеш.

2750

10

Энергия на технологические цели

ОПР

перем.

810

11

Услуги вспомогательных производств по обслуживанию технологического оборудования

ОПР

смеш.

3600

12

Амортизация зданий производственных подразделений

ОПР

пост.

1500

13

Расходы на набор, подготовку и переподготовку кадров

ОХР


400

14

Обязательные сборы, налоги, платежи по установленному законодательством порядку

ОХР


600

15

Износ МБН приспособлений и инструментов

ОПР

пост.

480

16

Заработная плата и отчисления рабочих, обслуживающих оборудование

ОПР

пост.

1800

17

Энергия всех видов

ОПР

пост.

860

18

Канцелярские и командировочные расходы подразделений заводоуправления

ОХР


580

19

Затраты на энергию (пар, электроэнергия) для хозяйственных нужд предприятия

ОХР


300

20

Прочие расходы по управлению предприятием

ОХР


620

21

Затраты на упаковку изделий

Ком


230

22

Транспортные расходы, связанные с реализацией продукции

Ком


510

Пропорции распределения общехозяйственных расходов между цехом 1 и цехом 2

0,55/0,45


Похожие работы на - Формирование системы управления затратами предприятия

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!