Интернет и его влияние в политической коммуникации
Содержание
Введение
Расширение свободного пространства
Интернета: проблемы и пути их решения
Блоги как инструмент политического
общения
Коммуникация в политическом
менеджменте
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире уже нельзя представить себе жизнь без Интернета: мы
работаем, общаемся и узнаем много нового через Интернет. По последним данным, в
Рунете уже около 35 миллионов пользователей, а во всем мире уже более
миллиарда.
Мировая политика более пристально теперь относится к сети Интернет, так
как это элемент гражданского общества и международное средство связи. Согласно
посланию Федеральному собранию Президента РФ Дмитрия Медведева от 5 ноября 2008
года, одной из генеральных линий политики является расширение и повсеместное
распространение Интернета и цифрового телевидения как способов связи,
неподконтрольных чиновникам. Общение через Всемирную Сеть должно стать основным
каналом информации и гарантией соблюдения демократических свобод и Конституции
в целом.
Расширение свободного пространства Интернета: проблемы и пути их
решения
В частности, Дмитрий Медведев заявил: "Свобода слова должна быть
обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников
"оставить в покое" СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать,
а как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового
телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете
или цензурировать сразу тысячу каналов. Уверен, что названные мной меры будут
способствовать повышению качества народного представительства, более полному
учёту интересов людей. Укрепят доверие граждан к власти и солидарность
общества".
Интернет, как саморегулирующаяся система, должен стать областью, где
соблюдаются немногие неписаные законы поведения, в т. ч. этический кодекс
цифровой эры.
В связи с этим автор статьи создал в 2006 году инициативную группу по
разработке этического кодекса сети Интернет Inethics, которая призывает к
сотрудничеству и диалогу все силы, которые заинтересованы в том, чтобы Сеть,
оставаясь свободной для доступа, не перестала быть безопасной, и служила на
благо людей, всех вместе и любого по отдельности, что невозможно без выработки
внедрения в массовое сознание этики цифровой эры.
В Интернете существует ряд проблем этического характера: это нарушение
авторских прав, наличие агрессивного, разрозненного и разнородного контента,
детская зависимость от Интернета, вирусы в сети. Разрозненный контент - это
когда пользователь заходит на веб-сайт одной тематики, а видит перед собой информацию
или рекламу по противоположно диаметральной тематике. Это мешает не только
посетителю в поиске информации, но и снижает репутацию веб-сайта и общее
восприятие Интернета. В сети можно найти ряд примеров, когда пользователи
перестают доверять известным сайтам, возмущаясь всплывающими рекламными окнами
на весь экран, аморальной рекламой и неграмотно размещённой информацией.
Сокращение числа пользователей не приносит пользы как веб-ресурсу, так и всему
Интернету. Это является и важным с этической точки зрения. Если будет порядок
на Интернет-ресурсах, всемирная глобальная сеть будет адекватно восприниматься
всеми, кто заходит в Интернет, и вопросы этики в Интернете будут меньше
волновать общественность.
Необходимы меры по сокращению разрозненного контента на веб-сайтах, иначе
скоро Интернет будет восприниматься как жёлтая пресса. В частности, на сайте
проекта Этического кодекса Интернета www.inethics.com предлагается ввести
"горячую линию", на которую пользователи смогут посылать информацию о
различных веб-сайтах с разрозненным контентом.
Тема нарушения авторских прав в Интернете является злободневной и как
никогда актуальной. В сети распространились случаи сайтов-двойников, сайтов для
повышения собственного рейтинга за счет чужих популярных материалов, "мусорные
сайты" с разрозненным контентом, которые полностью копируют популярные
материалы, но абсолютно не связаны с тематикой сайта.
Никто не собирается ограничивать пользователей, но действовать надо в
рамках этических норм, которые есть в Интернете, не нарушая при этом
законодательство и права авторов текста. Мы призываем специалистов по этой теме
объединиться с целью создания Совета по авторскому праву в Интернете, а авторов
текстов - к диалогу и совместному разрешению вопросов авторского права в Интернете.
Как говорит одно из положений Этического кодекса, плагиат недопустим".
Блоги как инструмент политического общения
В связи с распространением интернет-технологий в современном мире
сопряженным с сужением, формализацией традиционных каналов политической
коммуникации, а в частности, СМИ, блоги становятся все более популярным и
удобным средством коммуникации.
Интернет зачастую рассматривается в качестве одного из важных факторов
глобализации, облегчающий доступ людей к информации и тем самым стирающего межрегиональные
различия.
Общественно-политическая актуальность исследования состоит в том, что
блогосфера и социальные сети, являясь доступными и распространенными, включают
в себя рядовых граждан современных обществ, а, значит, являются своеобразным
"барометром" общественных отношений.
Цель данной работы - объяснить, как меняется роль блогов и социальных
сетей в политико-коммуникационном процессе в зависимости от типа политического
порядка, рассмотрев два кейса - Россию и США.
Под политической коммуникацией мы имеет ввиду обмен политической
информацией между субъектами политического процесса через посредство общей
системы символов, в данном случае - Интернета.
Блог - (от англ. blog, web log - сетевой журнал) - сетевой дневник,
который ведется на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого
добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.д.,
преимущественно используются для самовыражения, также в деловых, корпоративных,
рекламных и политических целях.
Исследователи феномена массовой коммуникации П. Лазарсфельд и Р. Мертон
выделяли 3 основных функции политической коммуникации в контексте социального
действия и провоцируемых средствами коммуникации массовых вкусов, которые мы
постарались спроецировать на блогосферу: присвоения статуса общественным
проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; (блогосфера дает
информационные поводы, продвигает проблемы на общественную и медийную повестку
дня) укрепления социальных норм (действия блоггеров, особенно координированные
приводят к пересмотру социальных конвенций) наркотизации социума (в блогосфере
рождаются и активно продвигаются мифы и слухи, прим. "Миф о
деноминации").
Соединенные штаты Америки являются родиной самого феномена, технологии блогов,
этим обусловлен выбор страны как исходного кейса.
Политическая блогосфера в США носит в большей степени информационную и
рекруитивную функции - информирования и привлечения сторонников.
С теоретической точки зрения, блоги имеют крайне мало возможностей для
оказания влияния на политику, на общественные процессы, по сравнению с
государственными, партийными структурами, традиционными СМИ, бизнес-элитами.
Блоггеры не располагают административными, финансовыми ресурсами,
необходимыми для этого.
Однако если копнуть глубже, можно обнаружить более широкие перспективы:
главное преимущество блогов - широкая информативность, зачастую они содержат и
разрабатывают информацию, которая ускользает от внимания традиционных СМИ, не
пренебрегая деталями, непроверенной информацией.
Некоторые блоггеры занимают высокие посты и владеют инсайдерской
информацией, не стесняясь обсуждать ее в блоге и сообществах. Именно
оперативность и большой объем выдаваемой информации дают почву для
исследования.
Мы провели анализ использования блогов в американских избирательных
кампаниях 2004 и 2008 годов, соотношение их с традиционными СМИ, роль в
журналистских расследованиях.
Мы предположили, что блоги начинают активно использоваться как средство
политической коммуникации (политизироваться) в условиях недоступности иных
каналов коммуникации, традиционных СМИ, что и обуславливает различия.
Блоги в современной России являются наиболее свободной частью
Интернет-сообщества - в силу "зачищенности" политического
пространства в России и подконтрольности СМИ многие гражданские активисты видят
в блогах иной способ конвенционального политического участия.
Однако в политической коммуникации они важны как канал, не требующий
серьезных ресурсов и подвергающийся редактированию со стороны самих его
участников, поскольку включают в себя наиболее интеллектуально-мыслящую и
активную часть общества - журналистов, гражданских и медиаактвистов, политиков,
технологов, включая молодое поколение, в то время как традиционные СМИ сильно
контролируются со стороны государства и направлены на массовую аудиторию.
Члены гражданского общества используют блогосферу для мобилизации
активистов, которые поддерживают разнородные идеологические течения, включая
либеральную оппозицию и националистов. На эмпирическом материале мы проанализировали
особенности и роль блогов в обеих странах и пришли к выводу о том, что одним из
факторов популярности и влияния блогов является доступность или недоступность
иных каналов политического участия. Таким образом, можно констатировать степень
активности блогов в зависимости от степени цензурирования и контроля СМИ и
общественных процессов.
Коммуникация в политическом менеджменте
В России сравнительно недавно произошло осознание важности применения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в политическом менеджменте. Как
показывает практика, комплексное использование ИКТ трансформирует систему
государственного управления, выдвигает новые требования к политическим
институтам.
Реализуемая программа информатизации имеет как федеральное, так и региональное
измерение. Принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия"
(2002 - 2010 гг.). Актуализация вопросов информационно-коммуникационного
развития на региональном уровне связана с принятием федеральным Правительством
Концепции региональной информатизации (2007 г). Выявились регионы-лидеры в
реализации программ информатизации, сумевшие прежде других осознать значимость
развития информационно-коммуникационных технологий.
Тюменская область явилась динамично развивающимся регионом в информационной
сфере. Областным Правительством принята целевая программа "Основные
направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская
область)" (2005 - 2010 гг.). Следует отметить особую роль Тюменской
области в реализации программы информатизации, позиционирование региона как
пилотного субъекта Федерации в данном направлении развития, модельного и
образцового для других регионов. Разработку и реализацию программы осуществляет
Департамент стратегического развития Тюменской области.
Целью программы региональной информатизации является создание
информационной поддержки деятельности органов власти, повышение эффективности
работы органов власти, качественное улучшение взаимодействия с населением. На
основе анализа областной программы информатизации мы попытались выявить
технологические моменты её реализации и влияния на систему государственного
управления.
Следующим аспектом информатизации является создание базовых отраслевых и
информационных систем способствующих более эффективной работе органов
исполнительной власти с населением. Информационная система подразумевает
создание Регистра населения и Социального паспорта жителя, включающего в себя
персонифицированные показатели населения региона, а также Баз Данных отдельных
ведомств и учреждений (БД здравоохранения, БД образования, БД ЖКХ и т.д.).
Унифицируется процесс взаимодействия между органами государственной власти и
социальными институтами.
Третий важный аспект информатизации связан с созданием форм
интерактивного взаимодействия органов государственной власти и населения
(модель так называемого “Электронное правительство”). Реализация программы
позволит обеспечить новый уровень предоставления государственных услуг для
населения региона. В рамках создания электронного правительства будут решены
вопросы обеспечения доступности для населения информации о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, между
органами власти и гражданином осуществляется адресное взаимодействие на основе
административных регламентов, Т.о. отношения государственных структур и
институтов гражданского общества демократизируются. Данный аспект
информатизации приобретает особое значение в условиях современных российских
реалий.
Хотелось бы отметить, что информационные технологии являются инструментом
совершенствования государственного управления. Эффективное использование
информационных технологий обязано изменить как систему управления, так и
управленческий процесс, сделав его направленным на нужды и потребности
населения, преодолеть существующий сегодня бюрократизм системы. Таким образом,
проектирование информационных систем должно сопровождаться совершенствованием
организационной структуры управления, а также повышением уровня информационной
открытости органов власти и доступности информационных ресурсов населению
региона.
Заключение
На электронный адрес группы Inethics приходят жалобы от администраторов,
авторов текстов и обычных пользователей. Круг проблем достаточно широк. Если
постараться их сгруппировать, то можно назвать следующие группы проблем:
"нарушение авторских и смежных прав", "наличие неэтичной
информации в сети", "свободный доступ лиц любого возраста к
информации, которая в обычной повседневной жизни для этих лиц является
недоступной".
Пользователи зачастую могут быть раздражены фактом нарушения авторских
прав, разрозненного контента, вирусов в сети. Чтобы этого не было, различные
организации и государственные институты проводят конференции и реализуют
проекты, направленные на разрешение данных проблем.
Список литературы
1. Farell
H., Drezner D. W. The power and politics of blogs // Springer Science+Business
Media, Sept 12 2007.
2. Rainie,
L., Fox, S., & Fallows, D. Blogs gain a small foothold. Pew Internet &
American Life Project, Washington, DC, January 2008.
3. Интернет
и интерактивные электронные медиа: Сборник исследований Лаборатории
медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.:
Издательство МГУ, 2007.
4. Скобл
Р., Израэл Ш. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение
5. бизнеса
и потребителей. - СПб.: Питер, 2008.
6. Иванченко
А.В., Любарев А.Е. (2007) Российские выборы от перестройки до современной
демократии. М.: Аспект Пресс.
7. Макаревич
Э. (2008) Противоречие между технологиями "Паблик Рилейшнз",
демократией и свободой личности // Диалог, № 8.
8. Мараховская
М. (2007) Разноцветный PR избирательных кампаний // Сообщение, №12.
9. Михалюк
В. (2008) Стратегия работы со СМИ в ходе избирательной кампании // Политический
маркетинг, №9.
10. Морозова
Е. (2005) Технология избирательной кампании // Власть, №10.
11. Петрунин
Ю.Ю. и др. (2008) Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов
вузов / Под ред. Соловьева А.И. М.: Аспект Пресс, 2008.
12. Пугачёв
В.П., Соловьев А.И. (2006) Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.
М.: Аспект Пресс.
13. Раскин
А.В. (2008) СМИ и региональные выборы в России. Роль и значение информации во
время предвыборной кампании // Информационное общество, №3.
14. Романенко
О.В. (2002) Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий
в России // Право и власть, №3.
15. Сергеев
В.М. (2007)"Необратимость перемен": реальность или метафора // Полис,
№1.
17. Федеральный
закон Российской Федерации "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации". М.: Ось-89, 2008.
18. Федеральный
закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации". М.: Омега-Л, 2008.
19. Щербинина
Н.Г. (2008) Эффективные избирательные технологии в ситуации реального выбора:
региональный опыт // Дайджест-маркетинг, №1.
20. Lecomte
P. (2004) Strategies de pouvoir mediatiques // Medias pouvoirs, №35.