Анализ стихотворения Ахматовой 'Слаб голос мой'
Анализ стихотворения «Слаб голос мой…»
А.Ахматовой.
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
Стихотворение «Слаб голос мой» написано
весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес
(наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Это стихотворение, как и многие другие, о
любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании.
Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и
необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения,
первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности
или смертельной тоски.
Данное стихотворение раскрывает душевное
состояние героини после окончания любовной драмы. С каждой строчкой чувство
любви в героине угасает, остывает: сначала ее голос слаб, ей стало легче без
любви, а уж в конце мы чувствуем, что «освобожденье близко». Мы видим, какой
мучительной была любовь: героиню мучила «бессонница-сиделка», она томилась «над
серою золой», и даже стрелка башенных часов казалась ей смертельной стрелой; и
какое счастье испытывает при окончании любовной драмы:
Как
прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье
близко. Все прощу,
Следя,
как луч взбегает и сбегает
По
влажному весеннему плющу.
Точность психологических наблюдений,
сюжетная динамика, умелое использование житейской детали, афористичность,
лаконизм – определяющие черты поэзии Ахматовой, которые отчетливо обозначились
в стихотворениях 1914-1921 годов, в том числе и в «Слаб голос мой».
Стихи А. Ахматовой о любви почти всегда
пронизаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными,
это сочувствие, сострадание, сопереживание в любви.