Анализ стихотворения А.Ахматовой 'И когда друг друга проклинали...'
Анализ стихотворения А.Ахматовой «И
когда друг друга проклинали…»
Читая стихотворения Анны Андреевны Ахматовой,
я чувствую некое непонятное внутреннее понимание истинности того, что она
говорит в них. Кажется, что до тебя доносится её голос - тихий, ненавязчивый,
но в то же время уверенный и твёрдый. Так делает свою работу мастер- часовщик.
Можно не увидеть всех его тонких, чуть заметных, но уверенных действий, не
услышать ход готовых часов, но, в конце концов, эти часы будут чётко, точно и
настойчиво отбивать каждую следующую секунду, каждый раз стремясь донести до
нас точное время. И тот, кто захочет, не сможет е увидеть в этих часах той
правды, которую они нам несут. Точно так А.Ахматова говорит с нами. Говорит и
мыслит, опираясь на тот фундамент, на котором построены все чувства и
размышления той женщины, которая люби, ненавидит, терпит, выносит все испытания,
уготованные ей жизнью, и, в конце концов, смело и уверенно делает каждый
следующий шаг к истине, спокойный и уверенный, как стрелка часов двигается, не
останавливаясь, так же равномерно, спокойно и уверенно.
А.Ахматова в своих произведениях общается с нами от
лица именно такой женщины, именно такая женщина предстаёт перед нами, и именно
она общается с нами, так просто и убедительно высказывая свои мысли. Почему
поэтесса настолько хорошо понимает женщин, если не все они подобно ей
безупречно понимают жизнь и не все так уверенно идут по ней? Потому что
изначально каждая женщина формируется именно на том фундаменте тонкости и
изящества мироощущения. Но под влиянием всех жизненных перипетий не все могут
расти, формируясь, строго и непоколебимо стремясь вверх, к совершенству.
Практически каждая женщина формирует свою индивидуальную сущность, постоянно
«преломляясь» под действием окружающей действительности, в итоге представая
перед нами тем прекрасным созданием, которое, хоть может, и не являясь
совершенством обобщённого понятия высшего развития, полностью состоит из тонких
и изящных штрихов, и является совершенством с точки зрения реальности и таких
же несовершенных созданий, как она. Здесь прелесть заключается именно в
несовершенстве. Но А.Ахматова росла ровно вверх, ничто не сломило её, и поэтому
она могла так точно передавать чувства и душевные переживания женщины, как бы
играя роль точки отсчёта, какого- либо начала.
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой до бела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И что память яростная мучит,
Пытка сильных - огненный недуг»-
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
А когда, сквозь волны фимиама,
хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.
В этом стихотворении мы, как и во многих других,
видим тут тонкую истину, облачённую в одеяние неистовой страсти, «раскалённой
добела» и бесконечной, вечной любви. Такой любви и страсти, которые могут быть
только у женщин. Истина, как необыкновенно яркий солнечный луч через туман,
проходит через эти чувства, поглощаясь их неудержимой энергией, пытается
проникнуть в наше сознание, и, в конце концов, в силу своей бесподобной мощи и
стремительности всё же доходит чуть заметным, но всё же чётким, хорошо
различимым светом. Мы не видим полностью того, что есть там, за покровами её
эмоций и чувств, но всё же улавливаем образ е миропонимания.
В этом стихотворении А.Ахматова пытается донести до
нас, как на самом деле трудно по-настоящему любящим друг друга людям жить в
разлуке, поссорившись в страстном порыве, осознавая, что между ними лишь
пространство, которое для людей, обладающих столь сильным чувством, преодолеть
легко. «Оба мы ещё не понимали, как земля для людей мала». По- настоящему
любящий человек открывает дверь в свом сердце для любимого, ту дверь, где есть
только они вдвоем. И это место уже ничем нельзя занять.
«Смотрят в душу строго упрямо те же неизбежные
глаза». «Неизбежные глаза» - так А.Ахматова описала того, кого любит. В одну
фразу она вложила всё то, что дорого для неё в этом человеке, всё то, что она
любит; здесь сам этот человек. Здесь всё глаза – «зеркало души», её символ,
олицетворение в материальном мире. Мире, в котором живёт эта великая поэтесса.
На нас давят быт, время, беды, пошлость, неизбежное циничное отношение к жизни.
Мы возвращаемся назад, в реальность, а она всегда будет там, в своём храме тонкой
вечной души, идеала женского мироощущения. Мы смотрим на мир чувств
А.Ахматовой, да и вообще на всю окружающую действительность, находясь в реалиях
временного потока, а она смотрит на всё, исходя из своего ощущения бытия,
существуя вне этого потока, там, где все границы реальности размываются и
теряют смысл. В этом и заключается истинность её идеального миропонимания. Она
берёт вечное и помещает в свои стихотворения, как и мастер- часовщик время, а
значит, вечность, помещает в свои часы. Величие её именно в понимании вечного.
Это даёт ей способность видеть то, что дальше, как бы далеко она не смотрела.
То, что она видит,- в её стихотворениях, в её вечных стихотворениях.