Анализ стихотворения Ахматовой 'Родная земля'
«Серебреный
век ».
Анализ стихотворения
Ахматовой « Родная земля».
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из
жанра «любовного дневника», жанра, в котором она не знала соперников и который
она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на
раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется
острое ощущение истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от
мира, а идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.
Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны
Ахматовой «Родная земля» вынесены две финальные строчки стихотворения,
сочиненного самой Ахматовой в послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к
числу эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение
остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни
согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что
только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться как
личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые –
шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав
в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный
итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет двойной смысл. «Земля»
- это и страна с населяющими ее людьми и со своей историей, и просто почва, по
которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает значению утраченное единство.
Это позволяет ей ввести в стихотворение замечательные образы: «грязь на
калошах», «хруст на зубах», - получающие метафорическую нагрузку. В отношении
Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани сентиментальности. Первое
четверостишие построено на отрицании тех действий, которые принято связывать с
проявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них
нет трезвого, мужественного взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает
свою страны как «обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует
о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,
которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той
доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого
вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость патриотизма
Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом пройденного духовного
пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана ей изначально. Ее
патриотическое чувство впитано с материнским молоком и поэтому не может быть
подвергнуто никаким рационалистическим коррективам. Связь с родной землей
ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне: земля представляет собой
неотъемлемую часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно
слиться с нею – после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что
подчеркнуто и графически. Первые восемь строк построены, как цепь параллельных
отрицательных конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает
мерную «настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного
ямба. После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом.
Смена размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в
поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления
потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки воспринимается коллективным
лирическим героем родная земля. Заявление это носит достаточно сниженный
характер, что усиливается анафорическим повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест
сменяется четырехстопным. Такой перебой метра придает двум последним строкам
широты поэтического дыхания, которые находят опору в бесконечной глубине
заключенного в них смысла. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в
первоначальных стихах – чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в
ее поэзии все громче … О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее
стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она
связана всеми корнями своего существа». (К. Чуковский)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Петербург