Метанол
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
ДЕВУШЕК
План
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИК СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ДЕВУШЕК
1.1 Выявление базовых категорий, характеризующих сущность процесса
психологической подготовки девушек к семейно-брачным
отношениям
1.2 Анализ существующего опыта подготовки молодежи к
семейно-брачным отношениям в отечественной педагогической практике
1.3
Факторы,
влияющие
на формирование психологической готовности и подготовку
Выводы
по 1 главе
Литература
Введение
Актуальность темы
исследования. Молодежь определяет будущее общества. В связи с этим тенденции и
перспективы развития молодежи представляют для общества большой интерес и
практическое значение. Особенно важным является отношение девушек к браку и
семье.
В современном обществе ценность
семьи и брака снижена в силу разных причин. Среди которых либерализация взглядов
на характер половых отношений; девальвация многих моральных ценностей,
связанных с отношениями между людьми, смещение функциональных обязанностей
между членами семьи, финансовая самостоятельность и, как следствие,
обособленность членов семьи друг от друга и т.д.
Трансформация ролевых
отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки
брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее
время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной
семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются
проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования
отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
В
различных странах и различных культурах на протяжении своего развития
складываются собственные традиции, нормы поведения и они, в том числе, касаются
такой ячейки общества как семья. На территории Российской Федерации с каждым
годом растет количество семей, которые рано или поздно распадаются.
Данный
вопрос является волнующим, в связи с чем он подвергается постоянному
мониторингу. По разводам проводят
различные опросы, исследования, которые в дальнейшем структурируются в
статистику. Статистикой по количеству браков и разводов на территории России
занимается Федеральная служба государственной статистики. Можно сделать
вывод, что количество зарегистрированных браков в
течение 5 лет практически держится на одном уровне. В течение 5 лет, количество
разводов колеблется от 600-700 тыс. Если рассчитывать количество разводов на
1000 человек населения, то получается около 4,7.
Исходя
из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из
заключенных браков распадается. Статистика весьма и весьма неутешительная и
данная тенденция становится привычной для России.
Крепкая,
здоровая семья – залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому
общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи.
Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое
значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими
трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях.
В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании
психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский,
Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др.), педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В.
Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова,
О.Л. Зверева, А.Н.Ганичева, О.С. Газман, С.Д. Поляков, И. П. Подласый и др.),
социологов (А.С. Власенко, В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, А.И.
Ковалева, В.Т. Лисовский, Л.В. Топчий и др.).
Таким образом,
актуальность нашего исследования обусловлена наличием двух противоречий:
1. Противоречие
между востребованностью в брачно-семейных отношениях в молодежной среде и
низкой сформированностью психологической неготовности девушек к супружеским
отношениям.
2. Противоречие
между востребованностью сформированной психологической готовности в
брачно-семейных отношениях девушек20-25 лет и отсутствием
программ по подготовке девушек данной возрастной категории к семейной жизни.
Цель исследования
– разработка обоснованной программы формирования психологической готовности к
брачно-семейным отношениям девушек.
Объект исследования
– брачно-семейные отношения.
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия формирования психологической готовности
девушек 21-23 лет к брачно-семейным отношениям.
Гипотеза исследования:уровень
психологической готовности девушек в возрасте 21-23 лет будет успешно
повышаться при соблюдении следующих психолого-педагогических условийего
формирования:
1. психологическаяготовность
девушек к брачно-семейным отношениям, под которой понимается степень
сформированности комплекса нравственно-психологических качеств зрелой личности,
основанных на адекватном восприятии совокупности требований, обязанностей,
социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь;
2. принцип
использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального
и профессионального).
Задачи исследования:
1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме психологическойподготовки
девушек
к
семейно-брачным отношениям
2. Обосновать
психолого-педагогические условия и с их учетом разработать и реализовать
программу по формированию повышения уровня психологической подготовки
девушек
к
семейно-брачным отношениям
3. Опытным
путем проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования
уровняподготовки
и
программыпо формированию повышения уровня
психологической подготовкидевушек к
семейно-брачным отношениям.
Теоретической основой
исследования послужили труды таких-то отечественных и зарубежных авторов,
какВ.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.Г.Хрипкова, И.В.Гребенников,
А.Г.Ахвердов, Е.Д.Марьясис, Э.М.Черепова и др. Опыт нравственной подготовки к
созданию семьи обобщался в исследованиях В.И.Барского, ЛЛ.Верб, С.И.Голод,
Е.Ф.Ильяной, О.Р.Кунц, В.В.Макаева, А.Т.Суворовой, Е.И.Томской, Л.Н.Тимошенко,
С.В.Шаповаловой, Б.Л.Вульфсон, В. Райх, А. Керкгоффа и К. Дэвиса и др.
.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИК СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ДЕВУШЕК
1.1 Выявление
базовых категорий, характеризующих сущность процесса
психологической подготовки девушек к
семейно-брачным отношениям
Чтобы
понять современное состояние брака, осмыслить основные тенденции развития
брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать
о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории. Готовность
к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического
здоровья людей. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной
и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще на
ступени раннего юношеского возраста, наиболее восприимчивого для формирования
ценностных установок.
Семейно-брачные
отношения рассматриваются исследователями в качестве важного аспекта проблемы
психологической готовности подрастающегопоколения к браку. Готовность девушек к
браку – один из факторов, определяющих стабильность молодых семей –
предполагает формирование реализации определенного семейно-брачного поведения.
Подготовка
к семейной жизни – важнейшее направление семейного и внесемейного воспитания,
сферы деятельности общей и социальной педагогики. Проблемы пола, брака и семьи
являются, с одной стороны, существенной и значимой частью бытия человека, с
другой – теми или иными своимисторонами входят в предметные области различных
научных и прикладныхдисциплин – обществоведческих, медико-биологических,
психолого-педагогических.
Несмотря
на широкую распространенность понятия «готовность» в педагогических работах,
теоретическое и экспериментальное исследование готовности личности к
определенному роду деятельности или состоянию в настоящее время затруднено тем,
что нет общепризнанной точки зрения по вопросу, что такое готовность и какие,
собственно, характеристики свидетельствуют оеесформированности у личности.
«Психологический
словарь» под редакцией В.В. Давыдова содержит следующее определение понятия
готовности: «Психологическая готовность к действию – состояние мобилизации всех
психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение
определенных действий.[5]
Понятие
психологической готовности имеет несколько смысловых оттенков:
1)
вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями,
умениями, навыками;
2)
готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в ответ на
появление определенного сигнала;
3)
согласие на решимость совершить какое-то действие.
Таким
образом, готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,
как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую
деятельность.
Различают
временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность (Л.С.
Нерсесян, В.Н. Пушкин); функциональную и личностную (Ф.Т. Гецов, Б.Ф. Пуни);
психологическую и практическую (Ю.К. Васильев, Б.Ф. Райский); общую и
специальную (Б.Г. Ананьев) готовность и т.д.[7]
Известный
мастер психоанализа З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит
гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его
мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии. Он большое внимание
уделял детским переживаниям, которые оказывают большое влияние на деятельность
человека в будущем.
З.
Фрейду принадлежит теория брачного партнера, основанная на предположении о
влечении, которые дети испытывают к родителям противоположного пола. З.Фрейд
пишет, что «половое влечение взрослого образуется благодаря соединению многих
душевных движений детской жизни воедино», и поэтому при выборе объекта человек
руководствуется детскими воспоминаниями: «Особенно мужчина ищет объект под
влиянием воспоминаний о матери, поскольку они владеют им с раннего детства. При
таком значении детских отношений к родителям для выбора объекта в будущем легко
понять,что всякое нарушение этих детских отношений имеет самые тяжелые последствия
для сексуальной жизни в этом возрасте. Раздоры между родителями, их
несчастливый брак обуславливают самое тяжелое предрасположение к нарушению
сексуального развития или невротическому заболеванию детей».
В
каждом зафиксированном им отклонении от нормальной сексуальной жизни Фрейд
видел «задержку в развитии и инфантилизм». Большое значение 3. Фрейд придавал
нормальному течению сексуальной жизни, говоря о том, что всякая «ранняя
сексуальная деятельность понижает способность ребенка поддаваться воспитанию»,
«неограниченная половая свобода с самого начала не приводит к лучшим
результатам». Таким образом, ученый, подчеркивая роль сексуальных переживаний
на развитие личности, большое внимание уделял половому воспитанию девушек.[12]
Ценностно-смысловые ориентации
личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах
социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и
институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью,
общественно-историческими условиями.
Исходя из рассмотренного понятия
семьи и опираясь на теоретическое обоснование понятия ценности, можно выделить
основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди
ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и
материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и
признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности
(сексуально-интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать
относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие
потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность
удовлетворять прагматические потребности.
Проведя качественный анализ
ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно
гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и
назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических
общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т.
д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может
реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей
служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во
взаимодействии с другими людьми.
Осознание ценностей порождает
ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются
ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой
осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и
девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать
личностную мотивацию семейного поведения.
Таким образом, для дальнейшего
развития современной семьи как ценностного социального института, ее
стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно
педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у
старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.
Становление
готовности к семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в
себя множество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой
личности, но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы
социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности
старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности
психолого-педагогического отделения реабилитационного центра.
По
мнению психологов, готовность личности к браку, предполагает, сформированность
у человека определенных личностных характеристик. Так, исследователи отмечают,
что для успешных семейно-брачных отношений удевушек должно быть наличие
следующих личностных качеств:
-
формирование определенного нравственного комплекса – готовности личности
принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному
партнеру, будущим детям;
-
подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;
-
способность к самоотверженности по отношению к партнеру (включая способность к
соответствующей деятельности, основанной прежде всего накачествах и свойствах
альтруизма любящего человека);
-
наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека –
эмпатийный комплекс;
-
высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;
-
умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции
собственной психики и поведения;
-
готовность к реализации семейных отношений.
Ряд
авторов считает, что важной составляющей подготовки девушек к семейно-брачным
отношениям является зрелость, проявляемая в различных ипостасях. Авторы (Т.В.
Андреева, И.В. Гребенников иВ.А. Сысенко) выделяют три основные ступени
готовности к браку:
1.
Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста
означает завершение физического развития человека. И действительно, рост, масса
тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерамприближаются к размерам
взрослого человека.
В
юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть периодполового
созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни
человека. Это означает способность девушек к зачатиюребёнка без ущерба для
своего здоровья и ещё способностьвыносить и родить здорового ребёнка. Конечно,
половая зрелость – одна изважнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё
не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она
и готовностик гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и
этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения
азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из двадцатилетних
уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь
глазами ребёнка.
2. Социальная зрелость.
Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы
перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или
продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой
деятельности. Сэтим неразрывно связана социально-экономическая готовность к
браку,суть которой состоит в возможности девушексамостоятельно обеспечить себя
и свою семью.
3.
Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии
супружества и прочности семьи является этико-психологическаяготовность
вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют
между собой. Юношу или девушку нельзя считатьподготовленными к браку, если у
них не сформирован идеал современнойсемьи, если они не имеют ясного
представления о том, зачем вступают вбрак, чего ждут от семьи, какие семейные
отношения хотят построить, какиеобязанности на них налагает супружество,
родительство. Будущие супругидолжны быть готовы к тому, чтобы сознательными
совместными усилиямисоздать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого
ее члена.[30]
С
семьёй человек, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень
важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о
личном счастье. В основе этого представлениядолжно быть понимание того, что оно
невозможно без дружной семьи, бездетей, без умения делать людям добро, быть
трудолюбивым. На отношениямежду супругами, на характер семейной жизни
определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их – важный
показатель этикопсихологической готовности к семейной жизни.
В современном обществе
нередко возникает мнение о том, что никакой подготовки к семейной жизни вести не
нужно, поскольку, во-первых, семьяизменяется, перестает быть традиционно стабильным
институтом с заданными социальными ролями, и не нужно пытаться придерживаться
той консервативной модели отношений между мужчинами и женщинами, которые существовали
прежде. И, во-вторых, процесс подготовки семьянина всегдапротекал стихийно, но
был от этого не менее продуктивным, а потому нет необходимости что-то менять.
Таким
образом, вопросы готовностидевушек к семейно-брачным отношениям и процесс ее
формирования волновали мыслителей с древнейшихвремен. Однако, наиболее активно
вопросы целенаправленной подготовки девушек к браку начали подниматься в ХХ
веке. Понимание готовности к семейной жизни напрямую коррелируется с процессом
подготовки подрастающих поколений к супружеству, а потому на сегодняшний день
сформировалось несколько десятков концепций, рассматривающих этот процесс. В
каждом из подходов существуетрациональное начало, требующее реализации. Только
комплексно используявсе виды воспитания и методы формирования личности можно
достичь того,что она сможет создать стабильную и крепкую семью.
До сих пор нет единой
точки зрения по термину «психологическая готовность». Большая часть авторов
склоняется к мнению о том, что психологическая готовность:
-
основными компонентами психологической готовности к браку являются: ценностные
ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии,
супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.
Каждый компонент имеет собственную психологическую структуру;
-
уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости
определяется уровнем сформированности и структурной организацией ее
компонентов;
-
основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются
возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и
опыт совместной жизни с партнером.
Итак, нами выявлено,
что основнымиаспектами психологической готовности к вступлению в брак являются:
личностно-мотивационные характеристики, ценностные ориентации,
эмоционально-волевую сферу и другие. Педагогическая готовность к созданию семьи
включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков,
хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту.
1.2 Анализ
существующего опыта подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям в
отечественной педагогической практике
Конец
двадцатого века был ознаменован кризисом типичной патриархальной семьи, для
которой было характерна жесткая иерархия, безусловное подчинение мужчине,
тесная межпоколенная связь.
Современная
семья переживает сложный этап эволюции. Изменяются формы семейных отношений,
иными становятся система власти, ответственности и эмоциональной близости
членов семьи; пересматриваются гендерные аспекты супружеских ролей,
неоднозначным становится статус младших и старших членов семьи.
Семья
являлась объектом конкретных исследований многих педагоговпервой трети ХХ века
– И. Асьямова, Э. Аркина, К. Веселовской, С. Вольфсона, А. Гельмонта, Б.
Куфаева, П. Люблинского, С. Моложавого и др.[31]
В
обозначенный период особое внимание педагогов было уделено семье и воспитанию
семьянина, особенно половому и нравственному. На страницах журналов «Вестник
воспитания», «Педагогическое образование», «Современный мир», «Русская мысль»
педагоги, литераторы, публицисты дискутировали по вопросам целей воспитания,
совместимости интересов общества и личности. Предметом обсуждения стали также
вопросы о любви и половом воспитании девушек, о чувствах, характере,
рассматриваемых в контексте нравственного воспитания человека и семьянина.
Анализ
публикаций периодической печати конца XIX − начала XX вв. показывает, что
вопросы воспитания семьянина занимали определенное место в общественном
сознании. В целом, теория семейного воспитания, как область самостоятельных
педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В.
Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и др.
Подчеркивалась необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды
для ребенка, говорилось о необходимости развития всесторонне развитой личности,
хотя отдельно и не выделялось воспитание будущего семьянина.[17]
Такие
педагоги как Е. Лозинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко указывали на то, что
половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является
одной из актуальных и сложных педагогических проблем.
Педагогические
аспекты готовности к браку становятся предметом исследований социологов (А.С.
Власенко, В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, А.И. Ковалева и др.),
педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, О.Л. Зверева, А.Н.
Ганичева, О.С. Газман, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова, С.Д.
Поляков, И. П. Подласый и др.) и психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев,
В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и
др.).[22]
В.И.
Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиева, Е.И. Холостова отводили
особое внимание изучению социально-технологического аспекта оказания помощи девушек
в осознании семейных ценностей. В исследованиях данных авторов подчеркивается
идея о возрастающем значении субъективного фактора в воспитании современной
молодежи. Исследователи считают, что необходимо расширять арсенал
педагогических средств, обеспечивающих процесс воспитания, применять
инновационные технологии.
Ценностный
мир молодежи становится предметом исследования таких авторов как И.М.
Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма и др. Для современной
молодежи, имеющей установку на самореализацию, приоритетными становятся
инструментальные ценности, в частности, целеустремленность, профессионализм,
материальное благополучие и др. Образование является основным средством
достижения, успеха, под которым понимается достижение поставленных целей. В
качестве менее значимых целей выступает семья, поскольку одним из важных
условий стабильной семейной жизни является материальная база.[16]
В
условиях урбанизации, либерализации половой морали, ослабления воспитательной
функции семьи и образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии
воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения,
полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный и плохо
управляемый процесс.
Неутомимым
поборником осуществления подготовки девушек к семейной жизни был В. А.
Сухомлинский. Он считал: а) к материнскому долгу человека надо готовить чуть ли
не с колыбели; б) воспитание хорошей матери– это по существу решение доброй
половины задач школы.[27]
Рассматривая
подготовку к семейно-брачным отношениям, разные авторы выделяют множество
аспектов, которые должны быть реализованы в ходе такой подготовки. Рассмотрим
взгляды некоторых авторов на составляющие элементы подготовительной
деятельности по формированию семейно-брачных отношений. Так, рассуждая о
готовности девушек к браку и семейной жизни, И. В. Гребенников приходит к
выводу, что подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям
должна включать следующие аспекты:
1.
Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных
отношений и демографии, а также содержащий данные о предназначении семьи,
семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
2.
Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного
отношения к представителям другого пола, уважения матери, отцу, старшим и
младшим; потребность в воспитании детей, ответственности, верности, честности,
уступчивости; чувства долга перед супругой(ом),
детьми; культуры интимных чувств.
3.
Правовой, ознакомление с основами законодательства о браке и семье, с
важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению
друг к другу, к детям, к обществу.
4.
Психологический, формирующий понятие о психологических основах брака и семейной
жизни, навыки общения.
5.
Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей
мужского и женского организмов; вопросов личной гигиены.
6.
Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании
детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания,
воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической
культуры родителей, а также вооружения юношества конкретными знаниями и
умениями.
7.
Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта,
умении вести домашнее хозяйство и т.д.[1]
Другой
исследователь С.В. Ковалев подчеркивает, что исходным моментом готовности
человека к браку и семейной жизни является деятельное понимание им общественной
значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом,
ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной
жизни забот и ограничение личной свободы.
Семья, по признанию ученых, – одна из
величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего
существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной
значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних
десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала
эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно
осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению
к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу
культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
1.3
Факторы, влияющие
на формирование психологической готовности и подготовку
Формирование
готовности девушек к семейно-брачным отношениям –неотъемлемая составная часть
общей системы воспитания подрастающегопоколения. Добрачное воспитание –
систематическое воздействие на подрастающее поколение с целью подготовки и
включения в брачные отношения(отношения между мужчиной и женщиной), становления
личности семьянина и обеспечения преемственности поколений в сфере
семейно-брачных отношений.
Общество
во все времена заботилось о подготовке к семейной жизни. В древние времена
данный процесс протекал посредством наблюдения за повседневной жизнью своих
родителей, семейный опыт усваивался в ходе участия в обычаях, обрядах,
закреплялся в традиционных действиях. Отношения между супругами, требования к
семейной жизни крепились под воздействием религиозных взглядов.
Однако
уже в ХVIII веке ученые и педагоги осознали, что с усложнением общественных
отношений, с увеличением факторов не всегда однозначно влияющих на усвоение
семейных ценностей, необходимо участие других социальных институтов в
формировании семейно-брачных отношений. Начинают предлагаться самые различные
«рецепты» осуществления такой работы. В советской школе внедряется академический
курс «Этика и психология семейной жизни». Однако перестроечные процессы,
деидеологизация обучения привели к тому, что целенаправленная, методически
выстроенная работа в данном направлении практически прекратилась. При этом,
однозначно, что педагогический опыт, накопленный за предыдущий период требует
своего изучения, осмысления и распространения наиболее эффективных разделов
программ в настоящее время.
Во
второй половине ХХ века во многих странах произошла, так называемая,
«сексуальная революция», в результате которой общество столкнулось с ростом
таких, ставших характерными для сексуальной молодежной субкультуры явлениями,
как раннее начало половой жизни; аборты или рождение внебрачных, часто
аномальных детей, с нередким отказом юной матери от ребенка; заболевания,
передаваемые половым путем; дестабилизация института семьи; преступления на
сексуальной почве. Эти и другие негативные явления оказались обусловлены
главным образом не столько пресловутой акселерацией, недоработками системы
здравоохранения либо экологическим неблагополучием, сколько изменившимся в явно
худшую сторону характером воздействия на подрастающее поколение ряда важнейших
институтов социализации, особенно таких, как семья, средства массовой
информации, современная литература и искусство. В условиях урбанизации,
либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и
образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии
воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального
поведения, полоролевая социализация превратилась в стихийный и плохо
управляемый процесс.
Среди
социальных институтов важнейшим в формировании личности является институт
семьи. В семье формируются основные моральные представления и нравственные
принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Воспитание
будущего семьянина зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет
образ жизни и поведение родителей. Характер взаимоотношений между ее членами,
атмосфера семьи, активное участие обоих родителей в воспитании детей, наличие у
отцов и матерей специальных знаний и педагогических навыков, правильная
организация практической деятельности детей и семейного досуга – все тоже имеет
важнейшее значение в воспитании семьянина.
Семья
представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только
взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель–ребенок», но и
взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может
способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом смысле уже можно говорить
о том, что ориентация на семью неосознанно начинает складываться с самого
раннего детства и закрепляется тогда, когда в подростковом возрасте, а то и
раньше, ребенка начинают готовить к созданию собственной семьи. Практически все
нравственно-трудовые качества, которые вырабатывались у детей, непосредственно
связывались с их применением в будущей семье.
Роль
семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка
набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве
супруга. В частности, это – самоидентификация себя как представителя
определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных
ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены.
В
подростковом и раннем юношеском возрасте формируются такие психологические
новообразования, которые являются важнейшими для будущего семьянина:
сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы и
желания других людей, направленность на другого человека. Эти новообразования
не возникают сами собой. Они воспитываются окружением ребенка, прежде всего —
семьей, в которой он проживает.
Родители
воспитывают детей в соответствии со своими ценностнымиориентациями, прививая им
свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния
родительской семьи и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с иной
ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие:
идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи.
При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики
совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей. Возникает
целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на
этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она
сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.
Рассматривая
влияние семьи на формирование брачных установок, Н.И. Шевандрин выделяет
следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных
установок:
−
аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);
−
неполный состав семьи;
−
недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
−
негативность отношений между родителями;
−
конфликтность отношений в семье;
−
вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.[2]
В
неполной семье родителем, на попечении которого находятся дети, как правило,
является женщина. Помимо материального неравенства среди детей из неполных
семей, неспособность матери уделять достаточно времени и внимания воспитанию
детей, ее собственное неудовлетворенное эмоциональное состояние и низкий
статус, а также отсутствие или недостаточность мужского влияния в семье,
отрицательно сказываются на воспитании детей и подростков, формируют карикатурный
образ семьи. У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо
меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Практически
для него знакома одна социальная роль – его матери (или отца, в зависимости от того,
с кем живет ребенок). Девочки, воспитывающиеся в такой семье, нередко ориентированы
на стереотипы одиночного брачного поведения, мальчики же не имеющие влияния
отца, затрудняются впоследствии в идентификации своего семейного статуса.
Еще
одним отрицательным показателем современности является то, что усилилась
социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребенка, выражающаяся в увеличении числа
родителей, не занимающихся воспитанием, содержанием, обучением своих
несовершеннолетних детей или занимающихся этим ненадлежащим образом. Это
происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами,
потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и
нежелания заниматься с детьми. Люди (и прежде всего мужчины) избегают ответственности,
связанной с браком, не приспособлены к нему психологически и физиологически,
или же не отвечают по своим морально-психологическим качествам (в особенности в
результате пьянства и алкоголизма) высоким требованиям брака.
З.
Матейчик подчеркивает, что, несмотря на то, что отсутствие в семье отца или
матери является (с точки зрения социальной подготовки ребенка) серьезным
недостатком, иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь
деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.
Таким
образом, самым действенным средством воспитания будущего семьянина выступает
образ жизни родителей, семейный уклад, отношения между членами семьи. Семейные
ценности формируются в значительной степени в самой семье, они подсознательно
усваиваются членами семьи, особенно детьми, которые впоследствии реализуют их в
своей взрослой жизни.
В
настоящее время роль общества сверстников как одного из факторов социализации
подрастающих поколений возросла по сравнению с предыдущими эпохами.
Урбанизация, превращение большой семьи в малую, развитие средств массовой
информации, увеличение сроков учебы, возросшая независимость от родителей
привели к росту автономности молодого поколения в обществе.
Формирование
готовности к семейно-брачным отношениям зависит от различных условий и
факторов, социальных институтов и образований. На сегодняшний день подрастающее
поколение находится под воздействием негативных образов отношений между
мужчиной и женщиной, культивирования «свободных» отношений – свободных от
ответственности за любимого человека, за семью и детей. В связи с этим, для
пропаганды здоровой крепкой семьиобществу необходимо, чтобы было позитивное
влияние со стороны основных социальных институтов. Кроме того, взаимодействие
важнейших воспитательных институтов в этом процессе является основным условием
эффективного решения поставленной проблемы.
Семейный кодекс РФ в статьях 12,13,14 устанавливает условия
заключения брака, т.е. обстоятельства, наличие которых необходимо для придания
браку юридического значения, и препятствия к заключению брака, т.е.
обстоятельства, делающие заключение брака неправомерным. Условиями заключения
брака в Семейном кодексе РФ являются:
1) взаимноесогласие лиц, вступающих в брак; их воля должна
быть выражена свободно и независимо; только непосредственно сами эти лица могут
решить вопрос о создании семьи; российское законодательство не допускает
заключения брака через представителя, так как воля на вступление в брак должна
быть выражена лично; противоправным является принуждение к вступлению в брак
путем угроз, насилия либо иного воздействия;
2) достижение брачного возраста; брачный возраст в Российской
Федерации – 18 лет; он совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия;
законодатель исходит из того, что именно к этому возрасту лицо становится
физически и психически достаточно зрелым, чтобы правильно оценить важность и
последствия такого акта, как вступление в брак; законодательство не
устанавливает предельного возраста для вступления в брак; не имеет юридического
значения и разница в возрасте лиц, вступающих в брак [21].
Выделяют три основные ступени готовности к браку:
1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного
возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его
рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются
к размерам взрослого человека.
В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть
период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных
в жизни человека. Это означает способность девушек к зачатию ребёнка без ущерба
для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить
здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость – одна из важнейших основ
супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической
готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной
жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к
семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания.
Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально
готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.
2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной
готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение
образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего
образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно
связана социально – экономическая готовность к браку, суть которой состоит в
возможности самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако
часть девушек становятся экономически независимыми от родительской семьи в
18-19 лет, а другая часть ещё пять – семь лет пользуется материальной помощью
родителей.
Это противоречие – серьёзное препятствие на пути упрочения брачных
союзов.
3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой
гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность
вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют
между собой. Юношу или девушку нельзя считатьподготовленными к браку, если у
них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного
представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные
отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество,
родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными
совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого
ее члена.
С семьёй человек, как правило, связывает своё стремление быть
счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям
правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно
быть понимание того, что оно невозможно без дружной семьи, без детей, без
умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на
характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в
брак. Осознание их – важный показатель этико-психологической готовности к
семейной жизни.
Правоотношения, возникающие между супругами, могут носить
личный и имущественный характер. Личные права и обязанности в отличие от
имущественных не имеют экономического содержания и тесным образом связаны с
личностью супруга, не отделимы нее. Личные права неотчуждаемы, они не могут
быть предметом каких-либо сделок. Число личных прав супругов, указанных в
законодательстве сравнительно невелико, так как личные взаимоотношения супругов
в силу самой природы наименее всего способны подвергаться правовому
регулированию.
Семейное право регулирует вопросы прекращениябрака,
котороепроисходит вследствие следующих юридических фактов: 1) смерти или
объявления судом одного из супругов умершим; 2) расторжения брака по заявлению
одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного
судом недееспособным [21].
Е.С. Калмыковасреди факторов, определяющих стабильность
семей, выделяет готовность молодежи и, в частности, девушек к браку. Это
система социально-психологических установок личности, определяющая
эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества
[12].
Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый
комплекс аспектов:
1. Формирование определенного нравственного комплекса –
готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к
своему брачному партнеру, будущим детям.
2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.
Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется
согласованность ритмов жизни супругов.
3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.
4. Наличиекачеств, связанных спроникновениемво внутренний
мирчеловека – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что
брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу
утонченности человека как личности.
5. Высокаяэстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом.
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом
зависит от состояния здоровья девушек, вступающих в брак. Приобретенная в
процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет
важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На
основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные:
благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни
способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных,
дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает
психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в
семейной жизни
- «Диагностика уровня эмпатийных способностей» (автор В.В.
Бойко). Цель: диагностика параметров в структуре эмпатических способностей. В
опроснике содержится 36 высказываний о человеке, о его образе жизни:
переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Анализируются показатели
отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале
могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного
параметра в структуре эмпатии [16].
Основными условиями и факторами, влияющими на создание семьи,
выступают социально-нравственные, психологические и педагогические аспекты
готовности к семейным отношениям. Брак – это юридически оформленный, свободный,
добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и
порождающий для них взаимные права и обязанности. Российское государство
признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского
состояния (ЗАГС).
Таким образом, мы видим, что существующие средства подготовки не всегда
формируют именно психологическую готовность, поэтому возникает необходимость в
разработке новых средств.Существующие методики не дают возможности полноценно со всех
сторон исследовать психологическую готовность девушек к вступлению в брак,
поскольку каждая из них направлена на диагностику определенного составного
компонента общей психологической готовности. Поэтому возникает необходимость совмещать несколько
имеющихся методик.
Существуют
программы по готовности к браку девушек, но они практически все направлены на
школьный возраст – старшеклассниц, соответственно, возникает потребность
исследования данного направления, т.к. нет разработок, ориентированных на
девушек студенческого возраста. Именно поэтому возникла объективная
необходимость в разработке и внедрении образовательно-воспитательных программ в
качестве одного из основных путей решения комплекса возникших социальных,
медико-биологических и нравственно-психологических проблем.
Программа подготовки к семейно-брачным отношениям
должна основываться на следующих основных положениях: раннее начало подготовки
к семейно-брачным отношениям, дифференцированный подход, преемственность
мероприятий на разных этапах работы, комплексность воздействия, взаимодействие
различных органов и учреждений.
Как
из примеров можно выделить программу, в которой выделяют следующие блоки:
Раздел1
Занятие
1. Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни
″Добрачные отношения″. Портрет идеального мужчины и идеальной
женщины
1.Знакомство
с группой. Сообщение цели и актуальности занятий в этом направлении.
2.
Диагностика ("Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф.
Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять
семейные функции, анкета "Представление о брачно-семейных
отношениях").
3.
Вступительная беседа на тему " Что такое семья? "
4.
Практическое задание: групповое создание коллажа на тему " Как я
представляю свою будущую семейную жизнь".
5.
Информационное сообщение" Особенности предбрачного периода".
6.
Упражнение " Неожиданное знакомство".
7.
Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего "
мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме
"Качества, необходимые человеку в семье".
8.
Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″.
9.
Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?"
Занятие
2. ″Ловушки″ влюбленности
1.
Информационный блок. Влюбленность. Любовь. Культура их проявления.
2.
Практическое задание. Составьте список личностных качеств будущего спутника
жизни.
3.
″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних
браков.
4.
Подведение итогов.
Занятие
3. Семья моими глазами.
1.
Сообщение цели занятия.
2.
″Семья — как я ее понимаю ″. Заполнение бланка, обсуждение в
группе.
3.
″Столкновение правил″. Разыгрывание ситуации.
4.
″Семейные правила″. Мини-лекция.
4.Подведения
итогов.
Занятие
4. Готовность к браку и семейной жизни
1.
Игра на знакомство.
2.
Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни
", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях".
3.
Беседа на тему " Поговорим о семье...."
4.
Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой
семьи.
5.
Практическое задание по составлению перечня обязанностей по дому, как для мужа,
так и для жены. Обсуждение полученных результатов.
6.
Подведение итогов.
Занятие
5. Особенности мужской и женской психологии.
1.
Информационный блок ″Мужественность и женственность″.
2.Упражнение
"Два мира".
3.
Практическое задание: Юношам и девушкам необходимо создать коллаж на тему
″Мужчина и женщина″.
4.
Дискуссия ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и
женщиной и как при этом им быть вместе″.
5.
Подведение итогов, рефлексия.
Занятие
6. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте.
1.
Ритуал приветствия.
2.
Информация по теме ″Профилактика рискованного поведения у молодежи″
3.
Практическое задание.
4.
Информационный блок ″Последствия сексуального раскрепощения″.
5.
Подведение итогов. Советы специалиста.
Занятие
7. Ответственное отношение к репродуктивного здоровью.
1.
Информационный сообщение по теме.
2.
Групповая дискуссия по теме: Способы сохранения репродуктивного здоровья
девушки.
3.
Подведение итогов.
Занятие
8. Готовность к материнству и отцовству. Планирование семьи
1.
Сообщение цели занятия.
2.
Информационный блок ″Становление родительского поведения″.
3.
Беседа ″Что такое планирование семьи″.
4.
Информационный блок ″Родительские обязанности″.
5.
Упражнение ″Маленький ребенок″.
6.
Обратная связь.
Занятие
9. Правовые основы заключения брака
1.
Сообщение цели занятия.
2.
Алгоритм заключения брака.
3.
Проблемы молодых семей
4.
Брачный договор, основное понятие, порядок заключения, расторжения.
5.
Подведение итогов.
Занятие
10. ″Гражданские″ браки, их положительные и отрицательные стороны
1.
Информационное сообщение.
2.
Практическое задание по ″плюсам″ и ″минусам″
незарегистрированных браков.
3.
Обсуждение примеров в группе.
4.
Подведение итогов.
Раздел2
1.
Сообщение цели.
2.
Упражнение ″Портрет семьи″.
3.
Информационный блок ″Семейные роли″.
4.
Дискуссия ″Разделение ролей в семье″.
5.
Обратная связь.
Занятие
12. Супружеская совместимость.
1.
Сообщение темы и цели занятия.
2.
Упражнение в паре.
3.
Информационный блок ″Психологическая совместимость″.
4.
Беседа ″Факторы семейного благополучия″.
5.
Подведение итогов.
Занятие
13. Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.
1.
Сообщение цели занятия.
2.
Информационный блок. " Этапы развития семьи и закономерные кризисы
семьи".
3.
Дискуссия " Кризисы семейной жизни ".
4.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие
14. Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.
1.
Сообщение темы занятия.
2.
Информационный блок "Конфликтные ситуации в семье. Причины конфликтов в
семье. Эгоизм. Ревность. Супружеская неверность".
3.
Практическое задание: проигрывание конфликтных ситуаций и нахождение
эффективных способов их преодоления (тренинг).
4.
Информация по теме ″Насилие в семье″.
5.
Обсуждение в группе ситуации домашнего насилия.
6.
Алгоритм поведения в ситуации насилия.
7.
Дискуссия " Принципы совместной супружеской жизни".
8.
Подведение итогов.
Занятие
15. Развод как социально-психологический феномен.
1.
Сообщение цели занятия.
2.
Лекция на тему " Развод как социально-психологический феномен.
Постразводная ситуация в семье".
3.
Дискуссия " Причины разводов".
4.
Подведение итогов. Обратная связь.
Занятие
16. Роль семьи в формировании личности ребёнка.
1.
Сообщение темы и цели занятия.
2.
Информационный блок.
3.
Упражнение "Дело мастера боится".
4.
Беседа на тему "Негативные факторы семейного воспитания"
5.
Информационный блок.
6.
Подведение итогов. Рефлексия.
Занятие
17. Детско-родительские отношения. Стиль общения и взаимодействия с ребенком.
1.
Сообщение темы и цели занятия.
2.
Информационный блок. Проблемы ответственности в семье.
3.
Практическая часть:
Упражнение
″Забота″.
Упражнение
″Принятие ответственности″.
Упражнение
″Модели общения. Как мы общаемся?″
4.
Подведение итогов.
Занятие
18. Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.
1.
Дискуссия " Кто и как должен распределять деньги в семье? "
2.
Беседа на тему " Бюджет семьи ".
3.
Анализ ситуаций. Тест ″Экономны ли Вы″.
4.
Практическое задание " Планирование семейного бюджета ".
5.
Выполнение творческих работ на тему " Домашний интерьер ", " Уют
в моём доме ".
6.
Подведение итогов.
Занятие
19. Роль семейных традиций.
1.
Беседа на тему ″Для чего нужны семейные традиции?″ Семейные
традиции и профессия.
2.
Практическое задание: составление перечня семейных традиций.
3.
Дискуссия ″Что такое профессиональная семейная традиция″.
4.
Беседа ″Прародители в системе семейных отношений, их влияние на
внутрисемейные отношение″.
5.
Подведение итогов занятия.
Занятие
20. Итоговое занятия
1.
Упражнение ″Диаграмма″.
2.
Диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета
" Представление о брачно-семейных отношениях".
3.
Упражнение ″Пожелание″.
4.
Подведение итогов.
Данная
программа не дает полной картины подготовки девушек к семейно-брачным
отношениям. В данной программе идет подготовка обоих членов семьи и не
показывает полной картины подготовки именно девушек.Воспитание в данном случае
рассматривается как ряд мероприятий, кратковременных кампаний, а как планомерная,
систематическая работа.
Таким
образом, современное состояние семейно-брачных отношений, неудовлетворительное
состояние репродуктивного здоровья и сексуальных отношений настоятельно требуют
разработки концепции, а на ее основе программ по подготовке подростков и
юношества к выполнению ими семейных обязанностей. Основной целью подобной
работы должно стать формирование жизненных ценностей, знаний, норм и паттернов
поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в
процессе полоролевой социализации ребенка. Чтобы в корне изменить ситуацию,
необходимы разработка и скорейшее внедрение программ по формированию
адекватного семейно-брачного поведения. Специалисты отмечают, что такая работа
должна быть начата уже с дошкольного возраста и особенно усилена с молодежью предбрачного
возраста, а именно, – со студенческой аудиторией. Опираясь на физиологическую и
психологическую литературу, Л.Н. Тимощенко выделяет несколько этапов полового
просвещения детей и подростков. Считая этот подход обоснованным, рассмотрим его
более подробно.
1
этап: 2-6 лет. В этом возрасте детям необходимо дать ряд основных биологических
сведений, связанных с проблемой пола. На вопрос ребенка: "откуда я
появился?" не стоит придумывать легенды рождения. Лучшим вариантом будет
рассказать в доступной форме факт появления человека на свет. Сегодня
существует множество качественных полиграфических изданий, показывающих, с
учетом возрастных особенностей ребенка, особенности половых различий, процесс
зарождения и появления человека. Вовремя данная информация от любящих
родителей, не станет поводом для получения извращенных представлений об этом со
стороны сверстников или старших ребят во дворе. Кроме того, нередко природа
дает нам яркие примеры для объяснения этих сложных явлений: размножение
животных, растений и т.д.
2
этап: 6-8 лет. В это время необходимо дать детям представления она значении
семьи, о жизни в семье. В это время, учитывая возрастные особенности ребенка,
важно показать значимость в жизни ребенка его родителей, братьев и сестер.
Поскольку в дальнейшем развитии, такого благодатного времени для проповедования
этих ценностей, больше не будет, так как позже главной станет учительница,
затем – подростки, а далее уже своя семья, при этом нередко без осознанного
решения и непонятного ее предназначения. В связи с этим нужно максимально
использовать этот период для акцентуации внимания на том, что родители – самые
близкие для них люди.
3
этап: 9-11 лет (предпубертатный возраст). Этот период связан с подготовкой к
биологической перестройке в организме. Здесь необходимо дать важные сведения о
том, что происходит в жизни мальчика и девочки, какие изменения их ожидают.
Очень важно, чтобы информация была дана квалифицированными медиками.
4
этап: 12-14 лет (первый пубертатный период). Подросткам важно дать информацию о
значении зрелости, показать различия междуфизической, психологической и
социальной ее разновидностями. Кроме того, учитывая сложности этого переходного
периода, важны беседы об эмоциональном состоянии, об изменениях внешнего вида,
«скачущей самооценке». Необходимо показать, что это временные явления, что их
переживают все подростки. Важно донести мысль, что есть множество способов
разрешить эти проблемы без употребления табака, алкоголя, наркотиков. Прививая
уважение к представителям другого пола, воспитывая определенную культуру
отношений между мальчиками и девочками, нельзя забывать и о культуре отношения
к собственному полу, что очень важно для создания внутренней гармонии, а позже
и счастливого брака.
5
этап: 15-18 лет (второй пубертатный возраст). Здесь появляется необходимость
дать юношам и девушкам полные сведения о гигиене половых отношений, о
физиологии и психологии, этике и эстетике. При этом важно, чтобы разговор велся
как со взрослыми, без срезания острых углов. Кроме того, важно дать информацию,
что половой акт это еще не выражение любви, не нужно спешить в объятия
человека, доказывая ему свою преданность и любовь. Необходимо вести серьезный
разговор о счастье, совести, об ответственности за любимого и детей.
Выводы
по 1 главе
Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на
защиту со стороны общества и государства. Эти общие принципы нашли свое
отражение в специальных принципах, которых государства обязательно должны
придерживаться при регулировании брачно-семейных отношений».
Специальные принципы состоят в том, что, во-первых, мужчины и женщины,
достигшие брачного возраста, имеют право на вступление в брак; во-вторых, право
на вступление в брак не может быть ограничено на основании расы, национальности
и религии; в-третьих, брак может быть заключен только при полном и свободном
согласии сторон; в-четвертых, мужчины и женщины должны пользоваться одинаковыми
правами при вступлении в брак, во время состояния в браке, при расторжении
брака; в-пятых, семья должна пользоваться защитой со стороны государства;
в-шестых, особой защитой должны пользоваться дети.
Психологическая готовность к браку – это личностное образование,
основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации,
брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки
и ожидания, представления о супружеских отношениях. Психологическая готовность
студентов к брачным отношениям обусловливается наличием множества факторов
социально-нравственной, психологической и педагогической готовности личности
студента, осознанием важности и сущности ролей супругов, умением регулировать
конфликты и многими другими. Она определяется как адекватное восприятие
будущими супругами всех аспектов семейной жизни, готовности к трудностям,
умению понимать друг друга и уступать, находить компромиссы.
В
современной психологической литературе существуют немного методик для
диагностики психологической готовности человека к вступлению в брак. Данные
диагностики предложены в работах: Г.С. Абрамовой [1], А.Н. Сизанова [20], В.Д.
Балина, В.К. Гайда, В.К. Гербачевского [16] и других. Конкретной методики не
существует. Исследователи используют комплекс диагностик основных качеств,
влияющих на успешность семейных отношений, это: гендерные особенности молодого
индивида, ценностные ориентации в сфере семейной жизни, эмпатийные способности
как эмоциональная готовность индивида к вступлению в брак, коммуникативные
особенности личности и другие.
-
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Данной методикой выявляется
система ценностных ориентаций испытуемого, которая определяет содержательную
сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации
жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [1].
-
«Диагностика уровня эмпатийных способностей» (автор В.В. Бойко). Цель:
диагностика параметров в структуре эмпатических способностей [16].
Таким
образом, существующие методики не дают возможности полноценно со всех сторон
исследовать психологическую готовность девушек к вступлению в брак, поскольку
каждая из них направлена на диагностику определенного составного компонента общей
психологической готовности. Поэтому возникает необходимость совмещать несколько
имеющихся методик.
Психологическая
готовность при вступлении в брак рассматривается в психологии как ключевая
предпосылка гармонии отношений супругов в браке и жизни семьи в целом
(С.В.Ковалёв). Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях
находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная
(общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной
жизни (Т.М.Трапезникова). «Ядром» современных брачно-семейных отношений являются
супружеские. Эти отношения обычно «задают тон» всем остальным внутрисемейным
отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема - основополагающий
элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи,
выполнение семьёй её основных функций.
Психологическая
готовность как характеристика личности формируется на основе внешних и
внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная
обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними -
устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку
(К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.А.Смирнов, М.И.Дьяченко). Исходя из этого, при
формировании психологической готовности студентов к брачным отношениям внешними
(педагогическими) условиями в наших исследованиях является учебная программа.
Факторами,
определяющими психологическую готовность личности кбрачным отношениям,
являются: семейное общение, межличностные отношения, которые складываются между
родителями в семье, межличностные отношения, которые складываются между
родителями и детьми, порядковый номер рождения ребёнка в семье.
Формирование готовности к семейно-брачным отношениям зависит от
различных условий и факторов, социальных институтов и образований. Исследование
их влияния показывает, что на сегодняшний день подрастающее поколение находится
под воздействием негативных образов отношений между мужчиной и женщиной,
культивирования «свободных» отношений – свободных от ответственности за
любимого человека, за семью и детей. В связи с этим, для пропаганды здоровой
крепкой семьи обществу необходимо, чтобы было позитивное влияние со стороны
основных социальных институтов. Кроме того, взаимодействие важнейших
воспитательных институтов в этом процессе является основным условием эффективного решения поставленной проблемы.
Таким образом, существующие методики не дают возможности полноценно со всех сторон
исследовать психологическую готовность девушек к вступлению в брак, поскольку
каждая из них направлена на диагностику определенного составного компонента
общей психологической готовности. Поэтому возникает необходимость совмещать несколько имеющихся
методик.
Существуют
программы по готовности к браку девушек, но они практически все направлены на
школьный возраст – старшеклассниц, соответственно, возникает потребность
исследования данного направления, т.к. нет разработок, ориентированных на
девушек студенческого возраста. Именно поэтому возникла объективная
необходимость в разработке и внедрении образовательно-воспитательных программ в
качестве одного из основных путей решения комплекса возникших социальных,
медико-биологических и нравственно-психологических проблем.
Литература
1. АлешинаЮ.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины
и женщины / Ю.Е. Алешина, A.C.Волович// Вопр. психологии.
2009. - № 4. - С. 74-82.
2. АндрееваТ.В. Семейная психология:
учеб.пособие / Т.В. Андреева. СПб. : Речь, 2012. - 244 с.
3. АнтоновА.И. Социология семьи / А.И. Антонов,
В.М.МедковМ. : Изд-во МГУ : Изд-во Междунар. ун-та
бизнеса и упр., 2010. - 306 с.
4. Ю.Беляева Л.А. Философия воспитания
как основа педагогической деятельности: учебное пособие к спецкурсу / Л.А.Беляева. Екатеринбург, 2011.-125 с.
5. П.Бирбаева Я.Ж. Молодая семья как
социальный институт на переходном этапе общества (на материалах Республики
Бурятия): дис. . канд. соци-ол. наук/Я.Ж.Бирбаева.
Улан-Удэ, 2009. - 161 с.
6. БогдановаJI.П. Гражданский брак в современной
демографической ситуации / Л.П. Богданова, A.C.Щукина// Социол.
исслед. 2013. - № 7. — С. 100-104.
7. БяковаТ. Н. Нравственно-половое воспитание
молодежи, подготовка к семейной жизни / Т.Н. Бякова // Молодая семья в условиях
трансформации российского общества : тез.докл. на IV Межрегион. Байкал, науч.-практ.
конф. Улан-Удэ, 2011. - С. 16-19.
8. Витек К. Проблемы супружеского
благополучия : пер. с чеш. / К. Витек; общ.ред., предисл. М.С.Мацковского.
– М. : Прогресс, 2009. 138 с.
9. ГолодС.И. Состояние и перспективы развития
семьи / С.И. Голод, A.A.Клецин– СПб. : С.-Петерб. фил. ИСРАН, 2010. 186 с.
10. ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни / И.В.
Гребенников. — М. : Просвещение, 2012. - 158 с.
11. ГуркоП.А. Трансформация института
современной семьи / П.А. Гурко-Социс, 2013. № 10. - С. 95
- 98.
12. ГылыковаЭ.В. Некоторые аспекты формирования
современной молодой семьи / Э.В.Гылыкова// Молодая семья
в условиях трансформации российского общества : тез.докл. на IV Межрег. Байкал,
науч.-практ. конф. -Улан-Удэ, 2011. С. 21-23.
13. ДементьеваИ. Ф. Социализация детей в семье:
теории, факторы, модели / И.Ф. Дементьева. М. : Генезис, 2014. - 232 с.
14. 31. Демографическое будущее России /
под ред. Л.Л.Рыбаковского, Г.Н. Кареловой. М. : Права
человека, 2011. — 154 с.
15. ДокучаеваС.О. Влияние родительской семьи на
построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева //
Психологическая наука и образование. — 2013. №3. - С. 41-55.
16. ДубровинаИ.В. О некоторых психологических
аспектах подготовки молодежи к семейной жизни / И.В. Дубровина //
Психолого-педагогические необходимости проблемы воспитания детей в семье и
подготовки молодежи к семейной жизни. М., 2010. - С. 3-23.
17. ЖамсуеваН.К. Молодая семья: проблемы
становления и трансформации (по результатам анкетного опроса «Семейные
взаимоотношения и проблемы молодой семьи») / Н.К. Жамсуева. Улан-Удэ,
2011. - 86 с.
18. ЗритневаЕ.И.
Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского на добрачное воспитание молодежи /
Е.И. Зритнева // Вестн. СевКавГТУ. Сер. Туманит.науки. 2013. - № 2(12).
19. ЗритневаЕ.И. Подготовка молодежи к браку и
семейной жизни: теория и практика / Е.И. Зритнева. Ставрополь: СКИПКРО, 2012. -
208 с.
20. ЗритневаЕ.И. Роль семьи в подготовке молодежи
к брачно-семейным отношениям / Е.И. Зритнева // Семейная психология и психотерапия.
– 2014. -№ 1.-С. 12-19.
21. КарабановаO.A. Психология семейных отношений и
основы семейного консультирования / O.A. Карабанова. М.:Гардарики, 2014. - 317
с.
22. КовалевC.B. Психология семейных отношений /
C.B. Ковалев. М. : Педагогика, 2010. - 160 с.
23. МацковскийМ.С. Становление брачно-семейных
отношений / М.С. Мацковский, Т.А.Гурко. М. : ИС АНСССР, 2009. - 163 с.
24. Молодая семья в условиях
трансформации российского общества : тез.докл. на IV Межрегион. Байкал, науч.-практ.
конф. Улан-Удэ, 2011.-96 с.
25. МудрикA.B. Социализация и воспитание
подрастающего поколения. / A.B. Мудрик. М.: Общество «Знание»РСФСР, 2010. - 40 с.
26. Психология семейных отношений с
основами семейного консультирования : учеб.пособие для студентов вузов / Е.И.
Артамонова и др. ; под ред. Е. Г. Силяевой. 4-е изд., стер. - М. : Академия,
2010.
27. РоговЕ.И. Психология отношений мужчины и
женщины / Е.И. Рогов М.: Владос-пресс, 2012. - 288 с.
28. Современная семья :
социально-психологические проблемы / Э.В. Гылыкова и др.. — Улан-Удэ : Изд-во
БГУ, 2013, 130 с.
29. Современная семья: проблемы, решении,
перспективы развития : материалы междунар. семинара / сост. Э. Ш. Камалдинова.
— М., 2012. 138 с.
30. Соловьев Н. Подготовка к семейной
жизни как социальная проблема / Соловьев Н., Юстицкис В. // Культура семейных
отношений. М., 2010 - 2-е изд., доп. и перераб. — 176 с.
31. Татарова С.П., Бочиктуева С.Д.
Влияние состояния семьи на формирование брачных установок молодежи. 2013, С.
26.