Влияние СМИ на социализацию подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,48 Кб
  • Опубликовано:
    2018-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние СМИ на социализацию подростков

Введение


Социализация - важнейший процесс в жизни каждого человека. Именно социализация позволяет индивиду стать полноценной личностью, полноправным членом социума.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек на своем  жизненном пути осваивает множество социальных ролей. Но именно в подростковом возрасте человек социализируется наиболее активно. Подросток постоянно находится в обществе, которое влияет на формирование его личности. Но не только ближайшее окружение подростка способствует его усвоению норм и ценностей общества. СМИ - вот главный фактор социализации подростка. Именно в подростковом возрасте ребенок начинает активно пользоваться информацией, желая быть в «гуще событий».

Важно отметить, что эта информация может играть как положительную так и отрицательную роль в социализации подростка. Таким образом, актуальность моей курсовой работы заключается в том, что:

Во- первых, проблема влияния СМИ затрагивает всех членов общества, так как мы все потребляем продукты СМИ.

Во- вторых, на сегодняшний день остро стоит проблема зависимости детей от продуктов СМИ и число зависимых растет с каждым годом.

В- третьих, современному обществу нужны полноценные члены, умеющие адекватно воспринимать различную информацию СМИ и не поддаваться её негативному воздействию.

Цель курсовой работы - изучить роль СМИ в социализации подростка.

Задачи курсовой работы:

1)   раскрыть сущность понятия «социализация» и процесс социализации

2)   обозначить компоненты социализации, её виды, факторы, агентов

3)   определить виды СМИ , их роль как агентов социализации

4)   указать особенности социализации подростков под влияние СМИ

5)   Выявить степень зависимости подростков от средств СМИ

Объект исследования – процесс социализации подростков.

Предмет исследования – роль факторов СМИ в социализации подростка.

Гипотеза исследования заключается в том, что подвергаемые негативному влиянию СМИ, подростки медленно социализируются, имеют низкий или средний уровень социализированности и усваивают ложные ценности и нормы.

Теоретико-методологическими основами исследования послужили:

Научная литература по психологии, педагогике и социологии, пособия по педагогике и психологии для студентов ВУЗов, социологические словари и энциклопедии,  данные научно статистических исследований по теме курсовой работы.

Инструментом проведения исследования послужил анкетный опрос школьников.





















Глава 1.Содержание процесса социализации личности

1.1.Понятие «Социализация» и её сущность


Понятие «Социализация» является одним  из ключевых в социологии. Человек на протяжении всей своей жизни находится в социуме. Именно влияние социальной среды позволяет индивиду стать личностью. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» следует отличать  от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность  черт,  отличающих данного индивида от всехдругих). Личность определяется конкретной системой общественных отношений и культурой, а также обусловлена биологическими особенностями самого человека. 

 Взаимодействие личности и общества происходит через процесс социализации.

Существует несколько определений понятия «социализация»:

· Социализация - процесс становления личности путем усвоения основного комплекса духовных ценностей, выработанных человечествам; в более конкретном смысле усвоение человеком комплекса идей, ценностей, норм и т.д., свойственных данному обществу[1]

· Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями[2].

· Социализация - процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями[3].

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.

Но человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в свои собственные идеалы, ценности, установки, формируя тем самым своё мировоззрение.

Процесс социализации начинается  с момента появления на свет и продолжается на протяжении всей жизни, поскольку на протяжении жизни человек осваивает новые социальные роли и входит в новые социальные группы.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие социума на индивида. По Мудрику Анатолию Викторовичу, социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание- это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду[4].

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации –  стадия социализации, характерная для раннего детства, происходящая, как правило, в семье, являющейся первым в жизни человека социализующим агентом.

2. Стадия индивидуализации (маргинализации)- эта стадия наблюдается в подростковом и раннем юношеском возрасте. В этот период у появляется желание выделится, критическое отношение к общественным нормам поведения, что часто приводит к дивиантному поведению. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. На этой стадии к первичным агентам социализации добавляются вторичные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (они по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение) и неформальные институты (семья, класс, группа сверстников, референтная группа и т. д.).

3. Стадия интеграции – характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если особенности человека принимаются группой, обществом. Если же интеграции с обществом не происходит, то возможно агрессивное поведение со стороны индивида (протест), проявление конформизма, адаптация, стремление стать как все.

4. Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет воздействия через свою трудовую деятельность на среду. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности.

5. Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной (по Э.Эриксону):

1)Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2)Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости.

3)Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д.

4)Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии семья исчерпала себя как главный институт социализации ребенка , и теперь школа приобщает ребенка к знаниям, передает технологический опыт культуры.

5)Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком.

6)Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится важным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми.

7)Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

8)Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Социологи выделяют всего два уровня социализации: первичная социализация и вторичная социализация.

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Так как социализация делится на первичную и вторичную, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агентами социализации называются отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация. К агентам первичной социализации личности можно отнести ближайшее окружение человека, референтную группу, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, друзья, ровесники, учителя, К агентам вторичной социализации относятся люди и учреждения связанные с объектом социализации формально - деловыми отношениями: руководители учреждений, организаций, официальные представители государства и его органов. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций.

Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские дошкольные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Социализация - непрерывный процесс. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1) социализация взрослых выражается в основном в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;

2) взрослые способны критически  оценивать нормы; дети способны только усваивать их;

3) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенной ролью; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Поскольку процесс социализации проходит определенные стадии, совпадающие с жизненным циклом человека, каждая стадия сопровождается такими процессами как десоциализация и ресоциализация.

Десоциализация  - утрата индивидом, по каким либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Ресоциализация- процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Говоря о содержании и сущности социализации, следует отметить и существование асоциализации, процесса противоположного социализации.

«Асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Итак, социализация непрерывна и продолжается в течение всей жизни индивида. Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной идентичности. Социокультурная идентичность — это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. Именно правильное  усвоение социальных норм, ценностей, ролей формирует полноценного члена общества, позволяет адаптироваться и ориентироваться личности в социуме.






















1.2.Средства массовой информации  как агент социализации


В предыдущем разделе я рассматривала агентов и институты социализации в общем, как неотъемлемую часть содержания процесса инкультурации индивида в социум. В данном разделе я уделю отдельное внимание такому институту вторичной социализации как СМИ.К институтам вторичной социализации можно отнести телевидение, радио, периодическую печать и художественную литературу, а также . Среди же агентов вторичной социализации мы, в первую очередь, выделяем сотрудников телевидения, радио, печати, литераторов, создателей интернет-сайтов.

Как агент социализации СМИ выполняют ряд  социальных функций, оказывающих влияние как на общество в целом, так и на отдельную личность. Во-первых, это рекреативная функция, определяющая досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

Во-вторых, это релаксационная функция - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

В- четвертых, нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются и распространяются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором поведения людей.

В-пятых, это интегративная функция. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию  у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, способствуют формированию социальной идентичности на основе владения массовой информацией.

В-шестых, это развлекательно- компенсаторная функция. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо значима для подросткового и юношеского возраста.

Последняя функция СМИ – фоновая. Она не считается полноценной, но, тем не менее, в последнее время она прочно вошла в жизнь современных людей. Включенное радио или телевизор , работающее в виде фона позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок, готовящий уроки в пустой квартире или женщина, занимающаяся домашним хозяйством под звуки голубого экрана или магнитофона  - явление, давно уже ставшее привычным.

Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой коммуникации. Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности.

Основной функцией массовой информации является обеспечение взаимосвязи между обществом (или общностями), с индивидами и социальными группами путем распространения информации о фактах, явлениях, событиях и социокультурных ценностях общества.

Некоторые ученые говорят о современности как об эпохе «медиакратии», власти средств массовой информации. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц, ее контролирующих — «медиакратов».

Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, общества. Особенно актуально это в отношении молодого поколения. Оно еще не обладает достаточным уровнем образования и жизненным опытом, чтобы «фильтровать» информацию, которую им предоставляют СМИ. СМИ становятся одним из авторитетных агентов социализации молодого поколения.

В заключение хотелось бы сказать, что поскольку СМИ формируют мировоззрение подрастающего поколения, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины мира и картины мира отдельной группы, передача от поколения к поколению ценностей культуры данного общества, а также дать возможность отвлечься от трудностей социального бытия путем введения развлекательной информации.








1.3.Последствия влияния СМИ на подростков


Начиная с младенчества, типичный современный человек, вольно или невольно, потребляет информацию, транслируемую в средствах массовой информации(коммуникации).

Полноценным же участником информационного обмена он становится к подростковому периоду. Именно тогда ребёнок начинает задавать осмысленные вопросы по поводу увиденного и услышанного по телевизору, активно обсуждать просмотренные сюжеты и делиться впечатлениями  со сверстниками.   Зачастую подросток получает с экрана те знания, которые ему не могут дать взрослые в силу своей занятости или нежелания. Не всегда эти знания нужны и полезны ребёнку, а порой несут в себе явно негативную и асоциальную направленность.

Анализ литературы показал, что можно выделить два основных направления воздействия воздействия СМИ на подростка:позитивное и негативное. Результаты различных социологических исследований подтверждают, что СМИ создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодежи: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой – провоцируют развитие вредных привычек, способствуют развитию психологического дискомфорта ипрочее.

Выделим, позитивные и негативные аспекты влияния СМИ на подростка:

Позитивное влияние заключается в том, что:

1) СМИ  просвещает и информирует молодежь. СМИ держит в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод» и «раздвигая стены квартир до границ планеты». Именно из социальных сетей молодые люди порой узнают о предстоящих событиях, интересных встречах, вступают в группы «по интересам», организуют целые движения, обмениваются музыкой и видеофайлами.

2)Социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. «Всемирная паутина» является эффективным пространством общения  в виду его свойств: интерактивность; персональная ориентированность;  гибкость; мгновенность; измеримость; взаимосвязанность; экономичность и пр. В последнее время набирает силу тенденция превращения СМИ в сферу самореализации личности. Например, участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.  

3)Положительными моментами является то, что СМИ повышают общую, в том числе и политическую культуру молодежи, а также служат каналом для взаимного информирования властей и населения. Социальные сети как наиболее популярные и привлекательные для молодой аудитории Интернет-сервисы являются удобным и достаточно эффективным каналом трансляции своих идей как для политика, так и для политической структуры, желающих завоевать внимание и авторитет у молодой аудитории.

Негативное влияние СМИ на подрастающее поколение заключается в том, что:

1) Современные СМИ перенасыщены актами агрессии, насилия, жестокости, воспитывающих культ силы, агрессивность, нравственную вседозволенность, следствием чего является искаженное формирование личности, девиантные формы поведения детей и подростков. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения.

2) Во-вторых, сеть Интернет и другие средства массовой информации отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. Здесь имеет место быть, понятие «интернет-зависимость». Это термин, описывающий непреодолимое и беспричинное желание пользоваться Интернетом. Для зависимого ребенка компьютерные игры или использование Интернета становиться реальной жизнью, отодвигая на второй план социальную и личную жизнь. Интернет-зависимость наносит существенный вред физическому и психологическому развитию подростка.

3) В Интернете фактически отсутствует контроль над информацией, которая беспрепятственно поступает всем категориям потребителей, в том числе и детям. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. На сайтах сети Интернет отсутствуют какие-либо условности, нормы морали. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения.

4) Средства массовой информации становятся основным местом проведения досуга, общения и развлечения тем самым, СМИ побуждают молодежь вести пассивный образ жизни, а такие развивающие занятия как чтение книг, посещение выставок, музеев, театров, занятие спортом отодвигаются на второй план.

Итак, как мы видим, средства массовой информации способны оказывать на формирование личности подростка и его поведение, как позитивное влияние, так и негативное. На мой взгляд, в современном информационном обществе СМИ наиболее сильно оказывают негативное влияние на подростков.








Глава 2. Исследование влияния СМИ на социализацию подростков


2.1.Структура программы исследования

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростка может быть негативным. Подвергаемые негативному влиянию СМИ, подростки медленно социализируются, имеют низкий или средний уровень социализированности и усваивают ложные ценности и нормы.

Повышением эффективности воспитания подростков средствами массовой информации и обучение адекватному и выборочному восприятию информации СМИ должны озаботиться школы, общественные организации, семьи подростков. При объединении воспитательных усилий социальных институтов, занимающихся данной проблемой, станет возможным усиление положительного воспитательного потенциала и нейтрализация негативного влияния СМИ, особенно на школьников, имеющих асоциальную направленность поведения.

Цель исследования: выявление негативного влияния средств массовой информации на процесс воспитания.

Задачи:

1. Исследовать негативное воздействие средств массовой информации на подростков.

2. Обобщить результаты исследования о влиянии средств массовой информации на подростков

3. Разработать рекомендации по нейтрализации и предотвращению негативного воспитательного влияния СМИ на подростков.

База исследования:

Исследовательская работа была проведена в 2013 году в ГБОУ СОШ № 1204 в 9 классе.

Выборка:

Для исследования о влиянии средств массовой информации на процесс социализации мы выбрали подростков 15-16 лет (29 человек) из них: 8 мальчиков и 21 девочка. Это учащиеся 9 класса. Большую часть выборки составили девочки. Они составили больше половины всех респондентов. На вопросы анкеты отвечали подростки в возрасте 15 лет – 26 чел.(89,6%) и 16 лет- 3 чел.(10,3%)

Таким образом, большую часть выборки составили девочки в возрасте 15 лет.

Рис.1

Методы исследования:

Вводная беседа проводится обычно перед началом работы. Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы. Мы используем этот вид беседы перед проведением анкетирования.

Метод анкетирования- методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.

В рамках данной исследовательской работы было проведено групповое анкетирование.

Содержание анкеты: Анкета состоит из приветствия, паспортички, инструкции по заполнению, основных вопросов (открытая, закрытая, полузакрытая форма).

См. Приложение

Анкетирование было проведено 6 апреля 2013 года.

В классе мы провели вводную беседу по заполнению анкет. Анкета носила открытый характер - подростки сами вписывали ответы исходя из личных эмоций и предпочтений. По результатам ответов на данные вопросы мы выяснили, какими видами средств массовой информации интересуются подростки и как они влияют на подрастающее поколение.
























2.2.Анализ результатов анкетирования подростков


Представление результатов по каждому из вопросов анкеты:

Вопрос 1. Какими средствами массовой информации Вы чаще всего пользуетесь?

Таблица №1

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Печатные издания

4

13,8

Радио

1

3,4

ТВ

18

62,1

Интернет

29

100


Таким образом, результаты исследования показали что, чаще всего подростки пользуются Интернетом (100%) и телевизором (62,1%), а печатные издания и радио играют второстепенную роль в жизни современного подростка.

Следует отметить, что именно Интернет и телевидение могут вызывать зависимость и влиять на формирование у подростка ложных идеалов, установок и ценностей.

Вопрос 2. Какая информация в СМИ Вас больше всего интересует?

 

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Отдых, досуг, хобби

20

69

Развлечения

24

82,8

Новости

12

41,4

Спорт

12

41,4

Купля/продажа

3

10,3

Культура

5

17,2

Политика

5

17,2

Экономика

1

3,4

Образование и наука

19

65,5

Другое

Фильмы, музыка, техника, армия


Большинство подростков интересует информация, посвященная развлечениям, что составляет 82,8% от всей выборки и информация, посвященная отдыху, досугу и хобби ( 69%). Больше половины респондентов ищет в СМИ информацию об образовании и науке (65,5%). 41,4% опрошенных подростков интересуются новостями и спортом. 17,2% школьников заинтересованы в поиске  информации о культуре и политике. Остальные 10,3 % и 3,4% соответственно  ищут в СМИ объявления о купле/продаже и информацию об экономической ситуации.

Вопрос 3. Считаете ли Вы СМИ достоверным источником информации?

Таблица №3

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Да, считаю

2

6,9

Нет, не считаю

6

20,7

Зависит от источника

21

72,4


Основная часть подростков, что достоверность информации зависит от источника информации (72,4%), что говорит о том, что современные школьники доверяют не всем средствам массовой информации. 20,7% опрошенных отметили, что не считают СМИ достоверным источником информации. И только 2 человека (6,9%) отметили, что полностью доверяют информации, почерпнутой из СМИ.

Вопрос 4. С какой целью Вы используете СМИ?

 

Таблица №4

 

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Общение

15

51,7

Информация

22

75,9

Развлечения

17

58,6

Другое

0


 

Как мы видим, результаты исследования показали, что 75,9 % респондентов используют СМИ с целью получить нужную информацию, что показывает важность основной функции СМИ - информировать общество и отдельных индивидов. Больше половины девятиклассников нацелены на удовлетворение потребности в развлечении и общении посредством СМИ.

Вопрос 5. Как Вы думаете, позволяют ли СМИ расширить кругозор/узнать что-то новое?

Таблица №5

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Да, считаю

24

82,8

Нет, не считаю

1

3,4

Затрудняюсь ответить

4

13,8


Большинство школьников (82,8%) отметили, что средства массовой информации помогают им расширить свои познания, узнать что- то новое. Это позволяет сделать вывод, что современные СМИ удовлетворяют потребность в знаниях, реализуя познавательную функцию. 13,8% респондентов затруднились ответить. Один человек (3,4%) категорично ответил, что не считает СМИ способными расширить кругозор.

Вопрос 6. Как Вы относитесь к актам насилия и жестокости в СМИ?

 

Таблица №6

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Положительно

2

6,9

Отрицательно

13

44,8

Нейтрально

14

48,3


Данный вопрос был одним из ключевых вопросов анкеты, нацеленный на выявление уровня агрессии и жестокости среди подростков. Как мы видим, наибольшая часть девятиклассников относится к актам насилия и жестокости либо нейтрально(48,3%) либо отрицательно(44,8%). Два человека и двадцати девяти относятся положительно(!) к актам насилия и жестокости в СМИ.

Отсюда следует предположение, что дети, относящиеся к актам насилия и жестокости в СМИ нейтрально способны фильтровать негативную информацию, либо им безразлична информация такого рода. Но настораживает положительное отношение к жестокости двух человек. Эти дети под негативным влиянием СМИ могут сами проявлять жестокость и агрессию по отношению к окружению, могут быть психически неуравновешаны  и проявлять различные формы девиантного асоциального поведения. С этими подростками следует провести серьезную беседу педагогам и родителям, а также школьного психолога.

Вопрос 7. Как Вы думаете, вызывает ли СМИ зависимость?

 

Таблица №7

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Да

9

31,0

Нет

15

51,7

Затрудняюсь ответить

5

17,2


Анализ результатов показал, что большинство (51,7%)  респондентов не считают, что СМИ вызывает зависимость и соответственно не считают себя зависимыми. 17,2% затруднились ответить. И только девять человек (31%) ответили, что СМИ способно вызвать зависимость.

Вопрос 8. Берёте ли Вы пример с киногероев или известных личностей?

Таблица №8

 

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Да

6

20,7

Нет

13

44,8

Затрудняюсь ответить

10

34,5

 

44,8% респондентов не берут пример с киногероев или известных личностей – это большая часть выборки. 34,5% на восьмой вопрос анкеты затруднились ответить. Шесть человек берут пример с киногероев или известных личностей – это составляет 20,7% выборки. В качестве своего идеала для подражания подростки выбрали героев известных молодежных сериалов, популярных голливудских  фильмов или молодых актеров и актрис.

 

 

Вопрос 9. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

 

Таблица №9

 

Количество человек

Процент, %

Смотрю ТВ

14

48,3

Играю в компьютерные игры

14

48,3

Провожу время в социальных сетях, на форумах и т. д.

18

62,1

«Брожу» в Интернете

15

51,7

Гуляю

19

65,5

Читаю

17

58,6

Выполняю домашние обязанности

14

48,3

Другое

Слушаю музыку, рисую, смотрю сериал на компьютере

Анализ результатов исследования показал, что подростки примерно одинаково любят проводить свободное время за представленными в списке занятиями. 65,5 % из всей выборки предпочитает гулять в свободное время. 62,1% школьников  проводят досуг в социальных сетях, на интернет - форумах и т.д. Читают в свободное время 58,6% респондентов. Чуть больше половины старшеклассников предпочитают бесцельно «бродить» в Интернете по сайтам. Смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и выполнять домашние обязанности предпочитают 48,3%. Также подростки отметили, что в свободное время занимаются прослушиванием музыкальных треков, рисованием и просмотров сериалов на компьютере.

Вопрос 10. Какие журналы/газеты Вы читаете?

Поскольку этот вопрос был открытым, девятиклассники дали следующие ответы:

Не читаю/читаю книги – 5 чел. (17,2%); Игромания – 3 чел. (10,3%); Yes - 3 чел. (10,3%); Elle girl - 4 чел. (13,8%); Glamour - 2 чел. (6,9%)

Также были предложены варианты:

Галилео, Maxim, Nylon, Forbes, MK, Cosmopolitan, OOPS, Marie Claire, 7 дней, Все звезды, Минералы. Сокровища земли, Спорт экспресс, Популярная механика. Затруднились ответить 6 чел. (20,7%).

Анализ ответов показывает, что большинство девочек предпочитает читать женские журналы о моде и красоте, а также журналы о знаменитостях. Мальчики в основном читают познавательные журналы. Газеты не пользуются популярностью у современных подростков.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что девочки подвержены влиянию стереотипов и рамок относительно красоты и отношений. Женские журналы, как правило, несут в себе «пустую» и зачастую ложную информацию о мире, формируя этим у девочек неправильное поведение.

Вопрос 11. Помогают ли Вам СМИ в учёбе?

 

Таблица №11

 

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Да

23

79,3

Нет

6

20,7

 

Как мы видим в таблице большей части школьников (79,3%) СМИ помогают в учебе. Средства массовой информации помогаю школьникам в поиске информации к уроку, в подготовке домашнего задания. Тут можно отметить положительную роль СМИ. Но с другой стороны школьники могут проявлять потребительское отношение образовательной информации, скачивая готовые сочинения, доклады, домашние задания. Списывание с готовых источников приводит к тому, что школьники перестают думать сами.

Вопрос 12. Какие телевизионные передачи Вы смотрите?

 

Таблица №12

Вариант ответа

Количество человек

Процент, %

Кинофильмы

27

93,1

Сериалы

22

75,9

Мультфильмы

15

51,7

Новости

13

44,8

Реалити-шоу

7

24,1

Музыкальные передачи

44,8

Познавательные передачи

11

37,9

 Другое

Передачи о экономике, политике; никакие


Основная часть респондентов (93,1%)  смотрит по телевизору кинофильмы.

75,9% смотрит сериалы.  Также подростки в свободное время смотрят мультфильмы - это 51,7% опрошенных, новости и музыкальные передачи – 44,8 % опрошенных. Одиннадцать человек из всей выборки смотрят познавательные передачи. Семь подростков смотрят по телевизору реалити-шоу.

Вопрос 13. Какие сайты в интернете Вы посещаете?

 

На этот открытый вопрос подростки дали следующие ответы:

www.vk.com – 24 чел.(82,8%)

www.youtube.com – 12 чел.(41,4%)

www.yandex.ru – 5 чел. (17,2%)

www.google.ru – 10 чел. (34,5%)

www.facebook.com – 6 чел. (20,7%)

www.mail.ru –3 чел. (10,3%)

www.twitter.com – 6 чел. (20,7%)

www.instagram.com – 3 чел. (10,3%)

www.readmanga.ru – 2 чел. (6,9%)

www.wowhead.com – 2 чел. (6,9%)

www.battle.net – 2 чел. (6,9%)

Итак, результаты ответов показали, что наиболее популярными сайтами сети Интернет являются социальные сети, позволяющие подросткам общаться и обмениваться информацией. Также школьники посещают поисковые сайты, сайты с видео и сайты, посвященные популярным сетевым играм.







 

2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что средства массовой информации способны негативно влиять на социализацию и формирование личности подростка. Одновременно с этим следует признать, что гипотеза подтвердилась лишь частично, поскольку СМИ  могут быть источником знаний и средством общения. Важно отметить, что использование СМИ ребенком должно быть ограничено и избирательно, в противном случае СМИ способны вызвать сильную зависимость, затормаживать социализацию личности, сформировать потребительское отношение к информации, побудить подростка к асоциальному поведению.

Сами подростки считают, что средства массовой информации не способны вызывать зависимость и сами себя зависимыми не считают.

Необходимые действия для организации положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания подростков:

Создание многообразных источников информации для получения образования и самообразования, ограничение доступа к сайтам, распространяющим готовые домашние работы, рефераты и т.д.

Усиление механизмов социального контроля над средствами массовой информации со стороны государства, семьи и других социальных институтов.

Например, введение цензуры и ограничение трансляции продукции, пропагандирующей аморальное поведение.

Решение проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для подростков (печатной, видеопродукции и т.д.)

Активизация воспроизводства и производства отечественной экранной и печатной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях добра, мира, толерантности.

Рекомендации:

Родителям необходимо следить за тем, чтобы СМИ не превращались для подростка в способ "убить время", способствовать развитию личности подростка, делясь жизненным опытом . Также следует дозировать просмотр телевизора и посещение Интернета подростком, интересоваться виртуальной жизнью ребенка и мотивировать его на развитие в реальной жизни.

По возможности родители должны контролировать просмотр подростками телепередач и посещение сайтов и побуждать их критически оценивать увиденное и фильтровать информацию.

Школа также реально способна действовать организованно в данном направлении, например, создавая и внедряя психолого-педагогические программы, способные:

Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям рекламы, фильмов, телепередач и т.д.;

помочь осознать детям их цели, потребности и способы их удовлетворения с помощью телевиденияи других СМИ (развлечение, снятие стресса, познание и  другие);

Сформировать информационную грамотность с учетом того, что большая часть сообщений масс-медиа не может быть должным образом воспринята и понята детьми (формирования навыков критического телесмотрения и зрительской самостоятельности)

Педагоги и родители, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, высокие моральные установки должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.




Заключение


Мы изучили роль СМИ в социализации подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей.

Современный подросток, оказывается включенными в новую как для него, так и для общества информационную  реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в информационном обществе берут на себя средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Они становятся сегодня для молодежи главным институтом социализации и имеют большое значение в инкультурации личности. Далеко не все, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную и познавательную функции, сменив их на функции развлечения и компенсации.

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время изменят свое отношение к молодежной аудитории. Необходимо попытаться изменить отношения между молодой аудиторией и СМИ, хотя процесс этот должен быть взаимным. Медиаобразование – вот одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами. Медиаобразование -  набор средств и методов для обучения молодежи осознанному восприятию средств массовой коммуникации. С помощью медиаобразования подростки смогут, критически оценивая работу сотрудников СМИ, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить свои мироощущения, сформулировать своё отношение к информации.

Список литературы


1. Эрик Эриксон, Детство и Общество. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное/Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь,2002. – С. 235 – 259

2. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 96-97.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи: Учебное пособие \ Ю.Г. Волков. – Ростов\нД.: Феникс, 2001.

4. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю.А. Зубок. – М.: 1998.

5. Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

6. Акимова И.А СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе - Журнал «Сервис Plus», №1 за 2009 год

7. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы// Школьная библиотека. - 2005год. - №4. - с.25-29

8. Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85

9. Бабурова И. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога / И. Бабурова// Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 268-274.

10. [1] Краткий социологический словарь /А. И. Кравченко. -учеб.
изд. -М. :Проспект,2010. -352 с. 

[2] О.Голованов. Краткий словарь по социологии, Кыштым, 2001 - 215 с.

[3] А. Анурин. Основы социологических знаний: глоссарий к книге,1998. - 358 с

[4] Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека, 2009 г.

Похожие работы на - Влияние СМИ на социализацию подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!