Воздействие СМИ на молодое поколение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воздействие СМИ на молодое поколение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарно-социальный факультет

Кафедра социологии





КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: Воздействие СМИ на молодое поколение













Липецк 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Средства массовой информации в современном мире

.1 СМИ: понятие, виды, особенности

.2 Эффективность воздействия СМИ на аудиторию

Глава 2. Молодёжь как объект воздействия СМИ

.1 Молодёжь как социальная группа

.2 Влияние СМИ на социализацию и мировоззрение молодёжи

.3 Роль СМИ в формировании молодёжной культуры

Глава 3. Практическая часть исследования воздействия СМИ на молодёжь

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Анкета

Приложение 2. Диаграммы

Введение

Актуальность исследования.

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественно-политических отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь.

Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста-развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей образующей базовых оснований становления и развития человека. Политический и духовный мир молодого поколения, вступающего в жизнь в условиях межгенерационного разрыва, формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных и политических институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).

Институциональная конкуренция ведет в лучшем случае к нивелированию важнейшего смысла взаимодействия молодежи со взрослым миром; в кризисном варианте эти отношения обусловливают разрыв с обществом в целом как феноменом, объективно обеспечивающим воспроизводство социального. В силу сущностных характеристик и объективно-субъективных обстоятельств фактором, коренным образом влияющим на обострение проблемы, являются средства массовой информации (СМИ). Доминируя в социокоммуникативной среде, массмедиа фактически подменяют иные социально-политические институты по формированию культуры и политического сознания молодых людей, их ценностно-мотивационной сферы, поведенческих установок и собственно ведущей деятельности. Именно поэтому становится значимым изучение реальных возможностей, потребностей, способностей современной молодежи не только как субъекта этапа взросления, но и как реального носителя социального. В этой связи объективное воздействие на развитие ее отношений в обществе приобретает особый смысл: молодежь должна участвовать в них не только объект воспитания, но и как ответственный субъект социального творчества, смысловые интересы которого надо учитывать в социально-политическом воспроизводстве.

Так как в настоящее время в российском обществе происходит процесс омоложения участников общественных и политических процессов, смена целеполагающих социально-политических установок по поводу политической социализации подрастающего поколения, согласование статусов и функций субъектов этого процесса - одна из концептуальных задач государства в области работы с молодежью как стратегическим национально-государственным ресурсом, которая может решиться как через информационную политику в целом, так и через обеспечение информационной безопасности от информационных угроз, инспирированных СМИ.

Степень научной разработанности проблемы.

Влияние средств массовой информации на социум и общественное сознание как среды и основного механизма социализации было зафиксировано в научной литературе как факт общественной жизни в начале ХХ в. (Л. Саламон, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Для анализа возрастного предела, выявления особенностей и характеристик молодежного возраста в виде основного дифференцирующего социально-стратификационного параметра наиболее продуктивными явились взгляды Л.С. Выготского, Э.Н. Гусинского, Я. Корчака, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ясвина.

В середине ХХ в. представители необихевиоризма предложили по-новому взглянуть на процессы воздействия на сознание в динамических средах. В современных условиях в качестве стимула используется определенная информация, распространяемая с помощью СМИ. Позднее на основе бихевиоризма сформировалась теория пропагандистского воздействия средств массовой информации (Г. Лассуэл, У. Липпман), согласно которой осуществлять массовое внушение можно посредством манипулирования значимыми словами, значениями и образами.

Особое внимание проблемам ментальной, социальной и политической идентификации молодежи в информационную эпоху, ее политической социализации уделили Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовский, В.А. Лукова, А.С. Панарин, В.Д. Попов, А.В. Шевченко, Э. Эриксон и др. Труды этих ученых позволили расширить представления об условиях, механизмах, референтных группах идентификации, показать роль социальных институтов.

Проблема влияния средств массовой информации и рекламы на сознание человека рассматривалась в работах Б.А. Грушина, М.В. Гершун, Г.Г. Дилигенского, Г.С. Мельник, Е.Е. Прониной, В.С. Степина, Ж.Т. Тощенко, Е.Б. Шестопал. Авторы описали арсенал возможностей влияния СМИ, рассмотрели психолингвистические особенности языка СМИ как основного средства воздействия на массовое сознание, а так же вскрыли проблемы информационно-психологической безопасности личности и общества, что позволило нам на этой основе, а также используя институциональный анализ рассматриваемых феноменов в работах М.Г. Анохина, И.М. Ильинского, Г. Силласте изучить взаимодействие СМИ с различными социальными институтами, которые формируют сознание учащейся молодежи.

В последнее время активизировались исследования проблемы манипулирования сознанием как на теоретическом, так и на практическом уровне. В работах Г.В Грачева, Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурзы, А.М. Цуладзе анализируются особенности современного информационного противоборства как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровне, описывается манипулятивный потенциал информационного пространства, рассматриваются суггестивные и психотронные методы воздействия на сознание реципиентов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме воздействия СМИ на сознание, показал, что область интереса исследователей смещена в сторону прикладного характера, в то время как исследований, посвященных рассмотрению мировоззренческого значения информационного воздействия на сознание и поведенческие установки молодежи, формировании политического сознания, образовательной роли СМИ, пока недостаточно. В современных условиях явно назрела необходимость в консолидации усилий политологов, педагогов и психологов государства для разработки и внедрения иных, более перспективных методов развития политической и медийной культуры подрастающего поколения. Воздействие СМИ на молодежь как самодостаточную возрастную когорту в качестве самостоятельного объекта исследования отечественными учеными практически не изучалось. В отечественной литературе нами не обнаружено достаточно социологической информации о современных особенностях политического сознания и поведенческих установках молодежи, формируемых средствами массовой информации.

Данная работа состоит из введения, заключения и трёх глав. Первые две главы посвящены теоретической части работы, третья глава посвящена эмпирической части - исследованию воздействия СМИ на молодых людей г. Липецка. Её завершают результаты исследования и общие выводы по обозначенной проблеме. В конце приводиться библиографический список и приложения.

средство массовый информация молодежь

Глава 1. Средства массовой информации в современном мире

.1 СМИ: понятие, виды, особенности

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом:

Ø пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);

Ø  аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.);

Ø  информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Печать приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство, способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического действия, музыкальных произведений.

Характерным для радио является. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притон в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия при широком распространении легкодоступной и простой в обращении радиотехники. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных. Важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях, если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности.

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. [12, с. 171]

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная Интернетом), в которой значительное место занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -«сетевещание», сайты отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени.

Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора. Важно учесть также, что часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том, что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. Пользователи сети Интернет также в основном настроены на получение новой информации, однако зачастую она носит не столько познавательный, сколько обучающий, социализирующий или развлекательный характер.

1.2 Эффективность воздействия СМИ на аудиторию

Эффективность СМИ - это отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Если в результате деятельности СМИ имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.

Основными целями адресанта (т.е. средств массовой информации) являются:

o  возможность влияния на общественные процессы

o   формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения

o   информирование

o   социализация молодежи

o   мобилизация аудитории на определенные действия

o   участие в социальном саморегулировании

Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМИ:

Ø критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);

Ø  критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

СМИ оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМИ в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов - через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные средства массовой информации, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.). [8, с. 156]

СМИ обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:

Ø распространяемая СМИ информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМИ, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;

Ø  СМИ могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;

Ø  используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМИ могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;

Ø  СМИ влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.

Мера эффективности - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМИ, и аудитория.

Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

Ø характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;

Ø  технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью процесса их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;

Ø  степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это в конечном счете и представляет собой результат деятельности (влияния) СМИ, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

Результатами, которых обычно добиваются средства массовой информации, являются эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

o  возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

o   коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;

o   переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Именно система эффектов, которых желает добиться то или иное средство массовой информации, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

К числу эффектов относятся: утилитарный, эмоциональный, эффект удовлетворения познавательного интереса, эффект усиления позиции, престижный, эстетический эффект, эффект комфорта.

Существует противоречие между объективной возможностью влияния средств массовой информации на личность и их реальным влиянием. Изучение важнейших закономерностей этого влияния и определение путей повышения его эффективности - задача как исследователей, так и руководителей СМИ.

Массовая коммуникация представляет собой процесс, складывающийся из деятельности нескольких социальных субъектов. Исходя из этого, исследователи выделяют следующие основные этапы данного процесса:

o   целеполагание (субъект деятельности-издатель)

o   отражение

o   моделирование социальной действительности (субъект деятельности - коммуникатор)

o   тиражирование и распространение массовой информации (субъект деятельности-технический персонал СМИ)

o   восприятие и потребление массовой информации (субъект деятельности - аудитория)

Исследователи предлагают определять эффективность каждого из них в отдельности.

Первые три этапа составляют так называемую предкоммуникативную фазу массовой коммуникации, т.е. период, предшествующий непосредственному «контакту» читателя, слушателя, зрителя с массовой информацией. Определение эффективности ее составляющих имеет самостоятельное значение для совершенствования управления данным социальным процессом. В практике деятельности СМИ уже выработались общепризнанные критерии оценки эффективности этих этапов. Сложился также определенный стереотип оценки эффективности и заключительного этапа массовой коммуникации, который нередко описывается «по аналогии»: в терминах деятельности коммуникатора, а не в терминах деятельности аудитории.

Однако возможны случаи, когда сообщения, адекватно реализующие целевые установки издателя, подготовленные на высоком журналистском и техническом уровне, все же не воспринимаются теми или иными читателями, слушателями, зрителями или интерпретируются ими неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. При совмещении этих принципиально различных ситуаций - когда ситуация восприятия и потребления массовой информации, описываемая в «системе координат» аудитории, на самом деле описывается по аналогии с ситуацией производства и распространения массовой информации, в «системе координат» коммуникатора - возникает своего рода «оптический обман», иллюзия: как само собой разумеющееся предполагается влияние СМИ там, где его нет, или же имеется влияние, противоположное намерениям издателя и коммуникатора (так называемый «эффект бумеранга»). [8, с. 212]

Эффективность СМИ - явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффективность СМИ необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

Ø приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности;

Ø  изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);

Ø  приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;

Ø  социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;

Ø  осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного мнения (а возможно, и всего общественного сознания) под воздействием социальной информации.

«Оптимисты» считают, что современное общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляется единая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широких народных масс. Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, сегодня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согласно Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» большинство населения учится не в элитарных школах, а с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у современных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных и политических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностям современной эпохи и делая их участниками многих событий.

«Пессимисты» обычно приводят следующие аргументы:

Ø вследствие функционирования массово-коммуникационных процесссов в обществе осуществляется «массовизация культуры, результатом чего являются частичная или полная утрата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества;

Ø  CMИ навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаются воспитывать и образовывать общество, они предлагают в качестве идеальных образцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводят аудиторию из обыденной жизни в мир грез;

Ø  слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену испокон веков существовавших в данной социальной системе ценностей приходят суррогатные идеи. Никакое общество в действительности не готово к простому копированию или искусственному переносу на свою почву ценностей, создаваемых СМИ в угоду своей собственной выгоде. [11, с. 98]

Прямо или косвенно средства массовой информации изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

Глава 2. Молодёжь как объект воздействия СМИ

.1 Молодёжь как социальная группа

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». [10, с. 18]

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Границы этой группы размыты и подвижны, но их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. [3, с. 54]

Современная молодежь как социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами.

2.2 Влияние СМИ на социализацию и мировоззрение молодёжи

Интенсивное развитие современного общества в России привело к широкому распространению новых информационных технологий в различных социальных слоях общества. Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором, влияющим на формирование и становление молодого поколения. Их распространение качественно преобразует жизнь общества и вызывает революционные сдвиги в экономической, а также в социальной и культурной сферах. К традиционным СМИ и СМК - прессе, радио, телевидению, сетям электросвязи и беспроводной связи добавилась сотовая связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение.

Современная молодежь поставлена в условия кризиса ценностного сознания, происходящего на фоне трансформации современного общества. Молодежь постперестроечного периода находится в трудном положении: не отказавшись полностью от традиционных ценностей, сформированных старшим поколением, она под влиянием современных экономических условий формирует новые жизненные установки и цели, которые сильно отличаются от старых идеалов и ценностей. Смена парадигмы общественного развития вызвала кардинальные изменения в молодежной среде: в ценностных ориентациях, идеалах, интересах, потребностях и мотивах.

В течение последнего десятилетия со страниц газет и электронных СМИ шел поток западной массовой культуры и либеральной идеологии на уровне обыденного сознания и идеологической психологии. На место единой тотально-коммунистической идеологии пришел целый ряд конкурирующих между собой идеологических программ.

Через средства массовой информации сегодня человек не только получает необходимую ему информацию, но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства массовой информации вышли за пределы своего изначального предназначения - распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам и предстоит выяснить.

Современная молодежь значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором. Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер, то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Для основной массы молодых людей телевизор - прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, стоит отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс смог внести свой вклад в криминализацию обстановки в России, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей. [2, с. 99]

Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.

Особое внимание следует обратить на тех молодых людей, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач - очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.

Современная молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. Стоит, однако, заметить, что этому служит не только здравый смысл молодых людей, сколько стремление к индивидуализму, самостоятельности и желание иметь на всё своё собственное мнение.

Но всё-таки, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, современное поколение молодых людей выработало некоторые оценивающие функции относительно содержания информации, поступающей из СМИ, и поэтому не может быть легко контролируема через СМИ.

2.3 Роль СМИ в формировании молодёжной культуры

Роль средств массовой информации в развитии молодежной культуры переоценить сложно. При обсуждении данной проблемы речь можно вести как о теоретическом аспекте проблемы, так и о практическом ее воплощении. На теоретическом уровне роль СМИ в процессе социализации личности на сегодняшний день не отрицается ни одним исследователем: СМИ являются одним из агентов социализации. И это очень противоречивый агент: с одной стороны, именно СМИ «отвечают» за пополнение информации среди молодежи, с другой - ответственность за некачественную информацию несут тоже СМИ.

В классической теории социально-политических процессов СМИ воспринимаются либо как средство проведения интересов властвующего субъекта, либо как объект воздействия со стороны властных структур, наряду с обществом. Однако действительность показывает несколько иную картину. СМИ могут влиять на объекты воздействия, а значит - выступать в качестве самостоятельного субъекта как в политических и социальных процессах в целом, так и в процессе социализации личности.

Безусловно, СМИ могут играть роль и объекта, и средства, и субъекта социально-политических процессов. В этом их специфика. В процессе развития молодежной культуры именно СМИ должны сыграть главенствующую роль. Для доказательства этого тезиса обратимся ко всем участникам социально-политических отношений.

Властные структуры, без сомнения, могут самостоятельно порождать информационные потоки, и в этом их преимущество: различные мероприятия для молодежи, формирование молодежной политики на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) - это удел властных структур. Несмотря на то, что за СМИ утвердилось название «четвертой власти», СМИ не способны сами порождать информационные потоки, в этом отношении они всегда идут вслед за субъектом действий. Поэтому метафора «четвертая власть» в данном случае остается именно метафорой. Однако властные структуры способны создать программы, но проследить за реализацией данных программ, учитывая «ответ» общества, - не всегда. Как следствие - замедленное и не всегда адекватное реагирование на «ответ» общества. Более того, чем выше уровень власти, тем меньше вероятность того, что данные об осуществлении программы будут в достаточной степени проанализированы и пронесены в полном объеме через всю вертикаль власти. [4, с. 84]

Есть еще одно обстоятельство, которое необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о влиянии СМИ на развитие молодежной культуры. Как уже было отмечено, общественные события нарастают стремительно, времени и ресурсов на тщательный анализ у властных структур не хватает, а молодежная политика дает результат, оценить который как раз можно лишь по истечении времени. Все это диктует необходимость поиска другого субъекта формирования молодежной культуры, который бы мгновенно реагировал на изменение ситуации, гибко перестраивал тактику и стратегию действий.

Сегодня многие исследователи говорят о том, что формируется новый участник социально-политических процессов - общество. Это верно лишь отчасти. С одной стороны, общество никогда и не выводилось из состава участников социально-политических отношений. Однако этот постулат обрел новый смысл с введением закона о местном самоуправлении, когда обществу стала отводиться главенствующая роль в управленческих процессах на всех уровнях: от муниципального до государственного. Но, с другой стороны, действительность демонстрирует, что пока общество, увы, не способно на решительные действия в отношении формирования молодежной культуры. При этом необходимо конкретизировать: имеется в виду не абстрактное понятие «общество» как совокупность всех индивидов, проживающих на определенной территории, а общество как объединение людей, связанных желанием достичь общей цели. Исследователи отмечают, что обществом население страны становится только тогда, когда люди объединяются по поводу совместной социально-экономической, правовой и культурной деятельности. [6, с. 195]

Одним из самых активных таких объединений в современной России являются политические партии. То, что политические партии, заинтересованные в поддержке народа, хотят привлечь на свою сторону именно молодое поколение, вполне объяснимо. Низкий процент избирательной явки - результат неэффективного политического курса России в 1990-е годы. О недоверии к власти сегодня говорят психологи, политологи, социологи, историки. И все же одна часть населения осталась верна традиции ходить на выборы - это старшее поколение, для которых выборы многие годы составляли важную часть жизни и превратились в убеждения. Увы, но для молодежи участие в политике не является сегодня делом приоритетным. Это понимают и представители политических партий. Именно этим объясняются попытки региональных отделений привлечь на свою сторону молодежь.

Однако если политические партии явно заинтересованы в притоке молодежи, то общественные организации и другие объединения граждан по определению нацелены на статусных членов, каковыми молодежь не является. Все это позволяет утверждать, что об обществе как субъекте социально-политических образований и как субъекте формирования молодежной культуры можно говорить с большой долей условности. Если общество и формирует молодежную культуру, как это было показано на примере политических партий, то фрагментарно.

Остается только один субъект, способный действовать целенаправленно в плане формирования молодежной культуры, - СМИ. Безусловно, как было отмечено выше, СМИ идут вслед за субъектами, способными порождать информационные потоки. Однако это не является препятствием для целенаправленного формирования молодежной культуры. Стоит согласиться, что СМИ, имея систему учредителей, реально не могут формировать свои программы таким образом, чтобы лучшая часть эфирного времени или печатной площади отводилась молодежи, - это некоммерческий подход, а СМИ вынуждены выживать в условиях рыночной конкуренции. Однако в силах СМИ принимать различные кодексы, вступать в ассоциации. Такая деятельность способна носить долговременный целенаправленный характер, и если в основу подобной линии поведения будет положена цель - формирование молодежной культуры на основе толерантности, эффект будет огромен.

Конечно, частично СМИ уделяют внимание проблемам молодежи. Однако все перечисленные передачи и мероприятия не являются звеньями одной цепи, они не соединены единой концепцией, едиными целями. Для того чтобы это произошло, необходима ассоциация СМИ, разрабатывающая программу формирования молодежной культуры. Данная ассоциация могла бы не только объединять редакторов молодежных программ, но и способствовать развитию молодежных передач на национальных языках. Также ассоциация могла бы выполнять и контрольные функции: следить за соблюдением норм (речевых, этических) в передачах для молодежи и т.п. Такое объединение могло бы способствовать развитию творческого потенциала молодежи: первые журналистские опыты на телевидении, радио, в печатных СМИ могли бы увидеть свет именно благодаря деятельности подобной ассоциации.

Подобные ассоциации явились бы доказательством того, что СМИ могут являться самостоятельным субъектом социально-политических отношений, строящих на определенных принципах молодежную культуру. От возросшего уровня молодежной культуры выиграют все: СМИ добавят себе баллы в рейтинге, общественные организации получат в свои ряды образованную молодежь, властные структуры - гарантию безопасности и стабильности в регионе. [5, с. 128]

Таким образом, именно на СМИ сегодня во многом лежит ответственность за формирование молодежной культуры.

Глава 3. Практическая часть исследования воздействия СМИ на молодое поколение

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: воздействие средств массовой информации на молодое поколение г. Липецка.

Предмет исследования:

o   частота получения информации посредством СМИ;

o   причины недоверия к информации, представленной в СМИ;

o   желание или нежелание соглашаться с точкой зрения СМИ;

o   степень удовлетворения качеством информации, представленной в СМИ;

o   предпочтение тех или иных средств массовой информации;

o   оценка тенденций развития СМИ;

o   оценка качества различных видов СМИ.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: выявить степень воздействия средств массовой информации на современное поколение молодых людей.

Задачи исследования:

o   выявить частоту обращения к тем или иным средствам массовой информации молодыми людьми;

o   определить степень доверия к современным СМИ среди молодёжи;

o   выявить удовлетворённость или недовольство получаемой информацией;

o   проанализировать предпочтения выбора того или иного вида СМИ;

o   оценить степень популярности СМИ среди молодых людей;

o   сделать выводы о мере воздействия средств массовой информации на молодёжь.

Основные понятия: интерпретация и операционализация.

Средства массовой информации - это организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Молодёжь - социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Позитивные и негативные факторы, влияющие на эффективность воздействия СМИ на молодое поколение:

Позитивные:

o   возможность и желание заняться самообразованием и поднять свой культурный уровень;

o   наличие свободного времени;

o   доступность и всеобщность охвата средств массовой информации;

o   происходящие в мире события особой важности;

o   пропаганда СМИ.

Негативные:

o   снижение культурного уровня молодёжи;

o   незаинтересованность в самообразовании;

o   стремление к активному времяпровождению;

o   отсутствие доступа к каналам СМИ.

Гипотезы исследования.

Гипотезы исследования:

o   молодое поколение современности не проявляет интереса к средствам массовой информации;

o   преобладающая часть молодёжи предпочитает интернет телевидению, радио и прессе;

o   информация представленная в СМИ, не вызывает у молодых людей доверия.

План исследования.

Февраль 2009г.

Определение темы исследования, объекта и предмета исследования, выявление целей и задач

Февраль 2009г.

Определение операционализации и интерпретации ключевых понятий исследования, построение гипотезы

Февраль - март 2009г.

Поиск теоретического материала

Апрель 2009г.

Построение плана исследования

Апрель 2009г.

Определение выборки, инструментария и методов сбора информации

Апрель - май 2009г.

Работа с практической частью исследования, проведение анкетирования

Май 2009г.

Анализ результатов исследования, написание отчёта


Выборка

Выборка - вероятностная, создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет до 25 лет, преимущественно студентов г. Липецка. В исследовании принимало участие 50 человек.

Методы сбора информации, характеристика инструментария.

Методы сбора информации:

o   анкетный опрос.

Характеристика инструментария:

o   анкетный лист (50 экземпляров);

o   пояснения к анкетному листу;

o   программа обработки данных (Microsoft Excel, Microsoft Word).

Анкета состоит из 18 вопросов, из них 15 закрытых вопросов (2 вопроса типа «да - нет», 1 альтернативный вопрос, 1 вопрос-шкалу), 1 открытый вопрос, 3 полузакрытых вопросов. Можно также выделить 1 вопрос-ловушку, 1 вопрос-фильтр, 1 вопрос-глушитель.

Анкета разбита на 4 смысловых блоков:

1)      предпочтение того или иного вида СМИ;

2)      доверие к информации, представленной в СМИ;

)        выявление целей использования СМИ;

)        паспортичка.

Результаты исследования.

В современном российском обществе состояние массового сознания определяется не только ухудшением объективных условий жизни, но и зависит от оказываемого на него деструктивного информационно-психологического воздействия, под влиянием которого у людей теряется объективный взгляд на события и факты, снижается способность отличить истину от лжи, развиваются психические аномалии, что негативным образом влияет на собственную жизнь людей и на их социальную роль в обществе.

Наибольшее проявление эти процессы находят у молодежи. Формирование этой группы шло в условиях, когда обозначилась резкая поляризация различных слоев общества не только по уровню жизни, но и по взглядам на жизнь, по типу политических и идеологических ориентации, отношению к целям и смыслу собственной жизни. Многие исследователи проблем молодежи открыто признают, что произошли значительные деформации сознания молодежи. Они выразились в «крахе идеалов», негативном отношении к истории и традициям российского общества, росте социального нигилизма, стремлении к «независимости» от общества, понятой как вседозволенность. Поэтому сегодня насущной необходимостью является изучение сознания молодежи как большой социальной группы.

Было проведено исследование группы молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет (из них 29 лиц женского пола и 21 - мужского) с целью выявить их отношение к средствам массовой информации и степень влияния СМИ на их сознание. Результаты исследования следующие.

Большая часть современных молодых людей предпочитают интернет другим средствам массовой информации (38%), на втором месте идёт телевидение (32%), остальные СМИ следуют с большим отрывом. 24 человека из 50 опрошенных уделяют просмотру средств массовой информации несколько дней в неделю, 13 - ежедневно, 7 - несколько раз в месяц. Это не слишком большой показатель, но всё-таки можно сказать, что большая часть молодых людей интересуются информацией, представленной в СМИ. Однако стоит заметить, что 68% опрошенных тем не менее не доверяют информации, полученной в СМИ. Среди причин такого недоверия больше всего ответов о том, что СМИ предоставляют ложную информацию (14 человек), СМИ необъективны (10 человек), и только 6 человек вообще не доверяют ни чьему мнению, кроме своего. Несмотря на это, 17 респондентов в половине случаев соглашаются с мнением, высказанным в СМИ.

На вопрос о том, кто должен контролировать информацию, представленную в СМИ 40% опрошенных заявили, что это должен делать народ и 32% - правительство. Это показывает, что несмотря ни на что молодые люди считают правительство страны достаточно компетентным и заинтересованным в молодёжной культуре и политике.

Не стало открытием, что большинство респондентов (19 человек) пользуются информацией, полученной из СМИ, для развлечения, чуть меньше (17) - для учёбы и 7 - для работы. Лишь 2 человека назвали целью пользования просвещение, самообразование не выбрал никто. Это ещё раз подтверждает преобладание развлекающей функции СМИ над остальными, по крайней мере с точки зрения молодёжи.

Интересны ответы о том, какой сфере человеческой деятельности должно уделяться больше внимания в современных СМИ. Больше всего ответов пришлось на социальную, культурную и воспитательную сферы (16, 11 и 9 респондентов соответственно). Это показывает, что молодые люди, несмотря на низкий интерес к данным сферам деятельности, понимают, что именно этого не достаёт современным СМИ, чтобы заинтересовать и привлечь молодёжь.

% опрошенных считают, что в будущем интернет станет самым популярным и востребованным СМИ.

В заключении стоит сказать, что большая часть респондентов (70%) удовлетворена информацией, поступающей из СМИ. Были даны некоторые характеристики прессы, ТВ, радио и интернета с просьбой оценить их по пятибалльной шкале. В категории «новизна представленной информации» безусловным лидером является ТВ (30 ответов), меньше всего голосов было отдано прессе. По полноте охвата событий лидируют пресса и ТВ (37 и 34 человека соответственно), меньше всего - радио (15). Самой объективной из СМИ респонденты посчитали прессу, самым наименее объективным - интернет. Точно такие же ответы распределились и по категории «доступность». Интернет признали самым глобальным из СМИ. Он же опережает всех по динамичности своего развития.

Таким образом, в ходе данной работы были поставлены задачи и проанализированы результаты исследования. Они показали, что все три гипотезы полностью подтвердились. СМИ не привлекают внимания современного поколения молодых людей, за исключением разве что только развлекательной стороны. Молодёжь не питает к информации, полученной из СМИ особого доверия; даже такие процессы как «массовизация» и «стереотипизация» проносятся её через призму своих оценок и суждений молодых людей. И наконец, молодое поколение является активными пользователями интернета и будущее СМИ видит именно за ним.

Заключение

По итогам проведённого исследования развита социально-философская концепция массового сознания. В работе рассмотрены и проанализированы основные определения, связанные с понятием средств массовой информации, установлены характеристики взаимодействия СМИ и современного поколения молодых людей. В работе также раскрыта специфика процесса социализации молодежи в условиях происходящих сегодня глобальных изменений, выявлены особенности ее влияния на процесс формирования массового и индивидуального сознания.

Выявлены основные «механизмы» влияния на современные общественные процессы коммуникативных и информационных систем, которые в значительной степени формируют и придают определенную направленность сознанию людей. Одной из особенностей подобного рода воздействий следует считать ограниченную возможность получения через соответствующие средства массовой информации знаний о действительных событиях и достоверных фактах. Уровень передач скорее определяется искусственно сформированными «запросами» массового зрителя, нежели задачей повысить его духовное развитие. Средства массовой информации не вызывают у молодых людей ни особого интереса, ни доверия.

Исследование влияния СМИ на молодежь показало, что в поведении молодых людей все более проявляются элементы иррациональности. У значительной части молодых людей наблюдаются признаки нарастающей маргинализации личности, отсутствие устойчивых интересов, идеалов, убеждений, ценностных ориентации, снижена ответственность за свои поступки, способность к сознательному выбору.

Изменения, произошедшие в реальном положении и сознании молодежи, требуют переориентации всей системы ее обучения и воспитания, разработки новой модели социализации личности. Эта модель должна учитывать как объективные потребности развития общества в новой личности «универсалистского» типа, так и субъективные возможности самой личности.

Устранение недостатков и противоречий в процессе формирования сознания молодежи требует разработки государственной молодежной политики, а также контроля средств массовой информации, зачастую негативно влияющих на сознаний молодёжи, и тесного сотрудничества СМИ и государства в вопросах молодёжной культуры, просвещения и духовного воспитания.

Содержащиеся в работе положения и выводы расширяют проблемное поле исследований молодежи как особой большой социальной группы. Они могут быть использованы в процессе преподавания социальной философии, социологии, социальной психологии и других дисциплин.

Сформулированные в работе теоретические положения по проблеме могут составить основу дальнейших исследований, направленных на более глубокий анализ причин ситуации, возникшей во взаимосвязи «молодёжь - средства массовой информации».

Библиографический список

1)      Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст]: / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз. - Социс. - 2003. - № 12. - с. 96-114.

)        Дорожкин, Ю.Н. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее [Текст]: / Ю.Н. Дорожкин, Э.С. Гареев, Т.А. Зайцева. - Уфа: Лива, 2005. - 215 с.

)        Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально - культурной интеграции [Текст]: / А.И. Запесоцкий. - М: Дело, 2003. - 184 с.

)        Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст]: / О.И. Карпухин. - Социс. - 2003. - № 3. - с. 124-129.

)        Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: / В.Т. Лисовский. - Спб: Нева, 2006. - 224 с.

)        Лозовский, Б.Н. Журналистское воздействие на молодежь [Текст]: / Б.Н. Лозовский. - Свердловск: Развитие, 2003. - 198 с.

)        Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития [Текст]: / Я.В. Любивый -Киев: Наукова думка, 2003. - 243 с.

)        Основы теории коммуникации [Текст]: / под ред. М.А. Василика. - М: Гардарики, 2003. - 384 с.

)        Петрова, Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Текст]: / Л.Е. Петрова. - Социс. - 2004. - № 2. - с. 81-85.

)        Социология молодёжи. Учеб. пособие [Текст]: / под ред. В.Т. Лисовской. - СПб: Нева, 2007. - 287 с.

)        Чуников, А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика [Текст]: / А.Н. Чуников, М.П. Бочаров. - М: Дело, 2003. - 326 с.

)        Шарков, Ф.И. Теория коммуникаций [Текст]: / Ф.И. Шаров. - М: РиП-Холдинг, 2004. - 256 с.

Приложение 1

Анкета

Буренок Виолетта

СЦ-05-1

Уважаемые отвечающие!

Данная анкета составлена студенткой IV курса социологии гуманитарно-социального факультета с целью написания курсовой работы по теме

«Воздействие СМИ на молодое поколение».

Данная анкета анонимна и её данные не будут использоваться ни в каких иных целях, кроме анализа исследования. Для заполнения анкеты вам необходимо ручкой обвести в кружок подходящий вариант ответа (если указано, несколько).

Заранее спасибо, что нашли время заполнить анкету!

. Какое из средств массовой информации Вы предпочитаете?

.1. Телевидение

.2. Радио

.3. Пресса

.4. Интернет

.5. Никакое

. Как часто Вы пользуетесь средствами массовой информации?

.1. Ежедневно

.2. Несколько раз в неделю

.3. Несколько раз в месяц

.4. Время от времени

.5. Крайне редко

.6. Вообще этого не делаю

. Доверяете ли Вы информации, представленной в СМИ?

.1. Да

.2. Нет

Если 3.1., то переходите к в. 5

. Если «нет», то назовите причину подобного недоверия?

.1. Необъективность и представление информации в искажённом виде

.2. Информация представлена в интересах правительства, а не народа

.3. Предоставление ложной информации с целью привлечь внимания зрителей/слушателей/читателей

.4. Я вообще склонен(на) доверять только собственному опыту

.5. Другое__________________________________________________

. Часто ли Вы соглашаетесь с мнением, высказанным в СМИ?

.1. Очень часто

.2. Не часто, но соглашаюсь

.3. Иногда соглашаюсь, иногда нет

.4. Крайне редко

. Считаете ли Вы правильным, что средства массовой информации иногда «навязывают» людям свою точку зрения?

.1. Да, иногда это необходимо

.2. Нет, у каждого должно быть своё собственное мнение

.3. Всё зависит от ситуации

. Должен ли, по Вашему мнению, кто-либо контролировать информацию, представленную СМИ?

.1. Должно контролировать правительство

.2. Должно контролировать особое министерство

.3. Должен контролировать народ

.4. Не должен контролировать никто

. Удовлетворены ли Вы качеством информации, почерпнутой из СМИ?

.1. Да

.2. Нет

.3. Не знаю

. В большинстве случаев Вы пользуетесь информацией, полученной из СМИ, для…

.1. Работы

.2. Учёбы

.3. Просвещения

.4. Самообразования

.5. Развлечения

.6. Общения

.6. Другое___________________________________________________

. Как, по-вашему, средства массовой информации влияют на жизнь людей?

.1. Помогают ориентироваться в море информации

.2. Позволяют узнавать о происходящих в мире событиях

.3. Дают возможность всем людям участвовать в жизни государства

.4. Обеспечивают взаимодействие различных групп общества

.5. Помогают упорядочить и проанализировать происходящие в мире события

.6. Служат только для развлечения

.7. Предоставляют возможность рекламирования товаров и услуг

.6. Ваш вариант_____________________________________________

. Какой сфере деятельности человека, на Ваш взгляд, СМИ должны уделять наибольшее внимание?

.1. Политической

.2. Экономической

.3. Социальной

.4. Культурной

.5. Духовной/религиозной

.6. Воспитательной/образовательной

.8. Сфере международных отношений

.9. Семейной

. Как Вы считаете, какое из средств массовой информации будет наиболее популярно в будущем?

.1. Телевидение

.2. Радио

.3. Пресса

.4. Интернет

.5. Ни одно из существующих, т.к. изобретут что-то новое

. Можете ли Вы предположить, какие тенденции развития СМИ ожидают человечество через несколько десятков лет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. Оцените качество характеристик различных видов СМИ.

(оцените по пятибалльной шкале, где 1 - не имеет никакого значения, 2 - почти не важно, 3 - важно, но не очень, 4 - очень важно, 5 - самое важное)

ПРЕССА

Новизна представляемой информации

1

2

3

4

5

Полнота охвата событий

1

3

4

5

Объективность

1

2

3

4

5

Доступность

1

2

3

4

5

Глобальность

1

2

3

4

5

Динамичность развития

1

2

3

4

5


ТВ

Новизна представляемой информации

1

2

3

4

5

Полнота охвата событий

1

2

3

4

5

Объективность

1

2

3

4

5

Доступность

1

2

3

4

5

Глобальность

1

2

3

4

5

Динамичность развития

1

2

3

4

5

РАДИО

Новизна представляемой информации

1

2

3

4

5

Полнота охвата событий

1

2

3

4

5

Объективность

1

2

3

4

5

Доступность

1

2

3

4

5

Глобальность

1

2

3

4

5

Динамичность развития

1

2

3

4

5


ИНТЕРНЕТ

Новизна представляемой информации

1

2

3

4

5

Полнота охвата событий

1

2

3

4

5

Объективность

1

2

3

4

5

Доступность

1

2

3

4

5

Глобальность

1

2

3

4

5

Динамичность развития

1

2

3

4

5


. Из нескольких суждений выберите то, которое Вам ближе.

.1. «Даже если мне это не нужно, я смотрю новости с целью узнать о происходящих в мире событиях»

.2. «Телевизор или радио включены в квартире всегда, но я обращаю на них внимание, только если происходит что-то интересное»

.3. «Если мне совсем нечем больше заняться, я могу посмотреть телевизор или почитать газету»

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ВАС

. Ваш пол:

.1. М 16.2. Ж

. Род занятий:

.1. Учусь

.2. Работаю

.3. Работаю и учусь

.4. Не учусь и не работаю

. Ваш уровень дохода:

.1. Денег никогда не хватает

.2. Хватает только на самое необходимое

.3. Денег хватает почти всегда

.4. Ни в чём себя не ограничиваю

Ваше мнение очень важно. Спасибо за заполнение анкеты!

Приложение 2

Диаграммы

Диаграмма 1.


Диаграмма 2.

Диаграмма 3.


Диаграмма 4.

Диаграмма 5.


Диаграмма 6.

Диаграмма 7.


Диаграмма 8.

Диаграмма 9.


Диаграмма 10.

Диаграмма 11.


Диаграмма 12.


Диаграммы 13-16.



Диаграмма 17.


Диаграмма 18.

Диаграмма 19.


Диаграмма 20.

Похожие работы на - Воздействие СМИ на молодое поколение

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!