Формирование и развитие этики менеджмента

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2016-12-02
  • Размер файла:
    0
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и развитие этики менеджмента

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика этики менеджмента

.1 Этапы развития общества и этики менеджмента

.2 Этика и современное управление

Глава 2. Формирование этики менеджмента в Российской Федерации

.1 Исторические традиции этики менеджмента в России

.2 Особенности этики российского менеджмента

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире увеличивается интерес к нравственным аспектам человеческой деятельности на всемирном, социальном и личностном уровнях, с учетом объективных и субъективных особенностей. В последние годы не только усиливается интерес к этическим проблемам, но и увеличивается роль морального фактора. Только моральные убеждения приводят большинство человечества к выступлению против насильственного решения всех имеющихся проблем. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко. Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Все это делает важность моральной, этической стороны также и работы менеджера. И эффект от этого общения будет выше, если руководитель в зависимости от условий работы, обстоятельств применяет определенный стиль руководства. Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда.

Актуальность работы. В настоящее время уделяется большое внимание изучению управленческой этики. Изучение этики менеджмента имеет особую значимость в связи со следующими обстоятельствами: - слабой этической основой российского предпринимательства и гипертрофированными, масштабами теневых процессов в сфере трудовых отношений; - новым этапом социально-экономического развития России (выход из продолжительного экономического кризиса, признание России страной с рыночной экономикой, принятие нового Трудового кодекса и т.п.); - необходимостью адаптации общих закономерностей этики к социокультурным особенностям России и национальному менталитету.

Любой руководитель должен не только соответствовать определенным моральным требованиям, но и сознательно использовать механизмы моральной регуляции в управлении человеческими ресурсами, а также иметь собственную позицию в отношении форм и способов моральной регуляции профессиональной жизни.

Следование этике деловых отношений является одним из основных критериев оценки профессионализма, как отдельно взятого сотрудника, так и компании в общем.

Сейчас есть необходимость в подготовке менеджеров высокого профессионального уровня, которые смогут придать рыночным отношениям новый успешный динамичный характер.

Цель работы - изучить формирование и развитие этики менеджмента.

Задачи: работы:

изучить этапы развития общества и этики менеджмента;

рассмотреть этические содержание в современном управлении;

раскрыть исторические традиции этики менеджмента в России

проанализировать особенности этики российского менеджмента.

Предмет исследования - управленческая среда.

Объект исследования - этика в менеджменте.

Методы исследования. При исследовании использовались анализ управленческой литературы, метод классификации, обобщения, структурно-функциональный.

Методологическую базу исследования составляют великолепные труды отечественных и западных управленцев. Особо отметим, авторов, которые оказали неоценимую помощь в написании курсового исследования это: Боголюбов С.А., Ботовина Р.Н., Некрасов В.И., Семенов А.К., Маслова Е.Л. и др.

Глава 1. Общая характеристика этики менеджмента

.1 Этапы развития общества и этики менеджмента

В ХI-ХII вв. в период формирования средневековых цехов, с появлением ремесленного разделения труда, появились первые профессионально-этические предписания для стабилизации и развития городской профессиональной культуры. И само собою впервые образовалась необходимость в цеховых кодексах ряда нравственных условий по отношению к профессии, особенностям работы, участникам по работе. Но некоторые профессионально-этические предписания, появились на заре появления первых цивилизаций. Например, "Клятва Гиппократа" в медицине, этические предписания жреческих сословий, решавших судебные проблемы. Это конечно связано с огромной ролью этих профессий для древнего общества, и поэтому, их значение было велико.

Формированию профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических трудов, идей о ней. Многодневный опыт, необходимость в регулировании отношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных условий профессиональной этики.

Профессиональная этика появилась в условиях различных видов деятельности, выступив в роли нормированного условия в поведении ремесленников. На основе тех вариантов индивидуальных улучшений, которые сознание специалистов группы признавало более необходимым в этой работе. Профессиональная этика создает требования профессионального общения, создающихся как обещаний, клятв, уставов, кодексов.

Профессиональная этика, созданная как общественное морально-нравственное учение, появилась в условиях профессиональных видов деятельности, позже уже существовала как обобщенная практика отношений участников каждой профессии, выступив в роли нормативного устава в поведении специалистов. Это могло содержаться как написанных уставах, как и в устных профессиональных клятвах.

На все эти проблемы, многие века обращали свое внимание Аристотель, И. Бентам, Ш. Монтескье, О. Конт, Э. Дюркгейм и Ф. Энгельс. Рассматривались взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Ведь общество видит в нравственных качествах работника один из главных признаков его профессиональной необходимости. Этические нормы необходимо распределить в трудовой деятельности человека с учетом особенностей его профессии.

Этические нормы огромное значение имеют в личностной характеристике работника, но на различных периодах истории их признаки и необходимость существенно различались. В каждом обществе они определялись различным неравенством профессий, противоположностью физического и умственного труда, отсутствием или наличием привилегированных и не привилегированных профессий. В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В средние века религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. В период капитализма было два типа нравственности: главенствующую капиталистическую и подчинение рабочего класса, распространявшуюся на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: "…каждый класс и даже профессия имеют свою мораль" [9, c.53].

Этика (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике" [9, c.57].

Этически-профессиональные нормы, как и нравственная система общества в целом, исторически и социально тесно связаны с конкретной эпохой, является "детищем" в свое время, отражением конкретно-исторических событий. Поскольку этические нормы не изолированы, а являются составной частью общей морали общества, и одновременно отражают специфическую особенность профессиональной деятельности, то и профессиональная этика является частью общей этической теории.

Профессиональная этика, кроме того, это прикладная социально-философская дисциплина, которая изучает происхождение, сущность, специфику, общественные функции морально-профессиональных норм и отношений, закономерности их развития на разных исторических этапах. Из этого определения следует, что объектом изучения профессиональной этики специфические, морально-профессиональные нормы, отношения, а также нормы, принципы, заповеди господствующей в обществе морали, трансформированные с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности, регулирующих поведение профессионалов при выполнении ими функциональных обязанностей, санкционированных общественным мнением и личным убеждениям профессионалов.

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Историю развития общества принято подразделять на несколько этапов, в ходе которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие экономики, управления и этики изменялись. Продолжительный период в экономической, в особенности в марксистской, литературе преобладала формационная концепция деления общества по признакам его классовости и способа производства, устанавливаемого степенью развития производительных сил и характером производственных взаимоотношений. Это была так именуемая "пятичленка", содержащая первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество.

Сейчас подобное деление искоренило себя. Если первые четыре из указанных пяти видов общества в некоторой степени отвечают материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество было порождением идеалистического учения. Историческое развитие, как совершенно стало понятно в 20 веке пошло иной дорогой, смена классов перестала являться обусловливающим данное развитие фактором. Роль первостепенного фактора общественного формирования перешла к техническому прогрессу, на базе которого образовалась иная классификация стадий общественного развития [1, c.74].

В соответствии с данной классификацией выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество основывается на элементарной технике и технологиях. Для этого общества характерным является доминирование семейных, клановых связей. Соответственно традиционное управление строилось на родовых и семейных обычаях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству.

К категории традиционных обществ относились как первобытнообщинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Некоторые черты традиционных обществ (клановость, семейственность, унаследование власти) имеют место и в настоящее время. Техническая революция ознаменовала переход от неспешно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу.

Экономика индустриального общества именуется рыночной (капиталистической). В соответствии с ней образовался своеобразный вид управления - менеджмент, который основывается на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании формирования экономики. Основанием рыночной экономики является свободное предпринимательство, то есть, говоря другими словами, предприимчивая деятельность, сориентированная на наполнение рынка продукцией и приобретение прибыли.

Индустриальное общество в собственном формировании проделало, как минимум, два этапа массового производства и массового сбыта. Ключевые задачи менеджмента на рубеже массового производства заключались: - В уменьшении издержек производства; - В обеспечении больших темпов роста промышленного производства; - В производстве ограниченного ассортимента стандартной продукции.

Условиями, в которых менеджмент разрешает данные задачи, являлись соперничество и невмешательство государства в деятельность компаний. К началу 30-х годов 20 века спрос на ключевые потребительские товары стал приближаться к насыщению. Грянул мировой экономический кризис. Вследствие кризиса усилилось государственное вмешательство в экономику.

Наиболее значимой особенностью постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом. Миссия представляет собой высшую цель, смысл существования компании, её значения для окружающей и внешней среды. В самом общем виде миссия компании заключается в удовлетворении определённых потребностей того или иного круга потребителей. Социальная миссия полагает, что приобретение прибыли является внутренним делом компании.

К важнейшим мировым тенденциям развития менеджмента в XXI в. относятся:

. Глобализация менеджмента, проявляющаяся в развитии транснациональных корпораций и международного менеджмента, глобальной конкуренции и стратегических союзов. Транснациональная корпорация характеризуется единой информационной системой, особым стратегическим и организационным подходом к управлению, учетом специфических потребностей различных регионов. Глобальная конкуренция - это конкуренция в мировом масштабе, преодолевающая национальные границы. Стратегические союзы - это экономические организации, создаваемые для координации деятельности государств или компаний. В целом глобализация менеджмента ведет к выработке единых для всех правил ведения бизнеса и норм делового общения.

. Менеджмент становится главным ресурсом развития. В отличие от материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которые все более становятся ограниченными, возможности развития менеджмента безграничны. В этой связи уровень экономического развития стран все в большей мере определяется не размерами их территории и богатством природных ресурсов, а совершенством профессионального менеджмента.

. Происходит нарастание неопределенности в развитии, которая представляет собой совокупность обстоятельств, не являющихся для менеджеров очевидными, но оказывающих влияние на управление. Различают два вида неопределенности: обусловленную внутренними свойствами объектов, и неопределенность, связанную с неполнотой сведений о них. Н. Винер считал, что источник внутренней неопределенности социальных систем заложен в их фундаментальной нестабильности. Уровень неопределенности может быть снижен путем прогнозирования развития, а также путем адаптивного поведения объекта в условиях изменяющейся внешней среды. Гибкость и адаптивность поведения становятся важнейшими характеристиками деловой этики и менеджмента в целом.

. Повышается роль информационных технологий и их влияние на организацию и этику делового общения. Прежде всего, возрастает общий объем информации. При этом письменная форма обмена информацией становится преобладающей. В связи с широкой доступностью электронной информации становится недопустимым употребление двусмысленных, спорных, конфликтных выражений, а также высказываний, задевающих чье-то самолюбие и достоинство. Расширяются возможности делового общения на расстоянии, проведения электронных конференций, выполнения секретарских и других обязанностей из дома. В деловом электронном общении распространяется особый жаргон, сленг.

. Развивается новая организационная культура, т. е. система ценностей и правил, которых придерживается та или иная фирма. Общее направление в изменении организационной культуры - это переход от административной культуры к рыночной. Административная культура основана на дисциплине, иерархии, централизации. Основу рыночной культуры составляет творчество, самоопределение, сотрудничество, компромисс, децентрализация.

. Меняется представление о менеджменте и менеджерах. Традиционный менеджмент развивался по пути специализации. В настоящее время менеджер перестает рассматриваться как узкий специалист, на него возлагается ответственность за весь процесс создания богатства. В этой связи повышается зависимость оплаты труда менеджеров от реальных результатов их деятельности. Снижается доля постоянной части их заработной платы и повышается доля ее переменной части.

. Трансформируются подходы менеджмента к персоналу. Традиционный подход исходил из приоритетности для работников их заработной платы и организации труда, ограниченной узкими рамками рабочего места. В XXI в. работники начинают больше ценить интересную работу, сотрудничество, заботу о здоровье, свободное время, а заработную плату соизмерять со своими личными и деловыми качествами, а также достигнутыми результатами.

. Развивается управление на основе лидерства, представляющего способность менеджера убеждать и оказывать влияние на работников. Признаками лидерства являются квалификация, опыт, благоприятные человеческие качества, образование, культура. Для лидера характерны такие качества, как гибкий, преимущественно демократический стиль, использование социальных и психологических методов управления, сочетание в управлении свободы и жесткости одновременно [11, c.72].

Результатом действия новых тенденций в менеджменте является формирование модели менеджера XXI в., в соответствии с которой он может быть охарактеризован как глобальный стратег, знаток компьютерных технологий, учитывающий не только рыночные, но и внерыночные факторы, являющийся новатором, лидером, обладающим харизматическими качествами.

.2 Этика и современное управление

Менеджмент в последнее время оказывает большое влияние на общество - на направление его развития, систему духовных ценностей, культуру, совершенствования, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.

Профессиональная этика менеджмента - система качеств, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.6 основных принципов:

. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.

. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств

Менеджер организации должен иметь хорошую профессиональную подготовку, обладать эрудицией и культурой, сочетать фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, в совершенстве владеть специальностью, уметь применять на практике передовые методы управления персоналом. Менеджер должен быть готов к общению с группой людей или массовой аудиторией, организовывать и направлять общение людей в группе, вести с ними дискуссию. В этой связи менеджеру должны быть присущи важные личные качества: коммуникативность, доброжелательность, отзывчивость, напористость, дисциплинированность, ответственность, инициативность, коллективизм, самообладание, выдержка, интеллигентность и др.

Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов. Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.

Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.

Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты 10.

Указывая взаимные обязательства и ответственность, еще до подписания соглашения необходимо информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.

В случаях творческого кризиса исполнителя менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами.

Получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.

Важным аспектом этики деловых отношений является взаимодействие менеджера и представителя, который выступает от лица учреждения культуры, концертной площадки и т.д. Здесь кроется одна из главных проблем профессии менеджера. С одной стороны, менеджер представляет исполнителя, а, с другой, представитель выражает интересы аудитории через свою организацию.

В этой коммуникации менеджерские и представительские организации вместе решают одну задачу и отвечают за действия и выполнение взаимных обязательств сотрудников своих коллективов. Взаимное доверие и общие обязательства определяют стратегию соблюдения не только правовых, но и этических норм поведения.

В профессиональной практике этические нормы менеджмента не исключают различий во мнениях, противоположных взглядов, но если все же несмотря на все усилия, не удается прийти к общему согласию, стороны обязаны найти выход из положения в главном - подыскать соответствующую замену исполнителю или перенести время и дату концерта 12.

В менеджерском деле существует еще одна область отношений, менее заметная, по сравнению с вышеназванными отношениями, которая не является предметом юридических контрактов и соглашений, но исключительно важна и ответственна. Речь идет об отношениях между равнозначными менеджерами и их артистами. По неписаным правилам менеджер обязан уважать и соблюдать неприкосновенность артистов другого менеджера, другими словами, соблюдать нейтралитет в отношении того исполнителя, которого не уполномочен представлять.

Менеджеры должны быть осмотрительны, разумны, справедливы и дипломатичны, когда возникает соблазн обсудить предполагаемые недостатки коллег с артистами, представителями и другими менеджерами. Смешивание личных и профессиональных отношений - один из главных признаков низкого профессионализма.

Для нечестных по отношению друг к другу исполнителей и менеджеров не существует других рекомендаций, кроме одной - люди данной профессии обязаны следовать законам "джентльменских" соглашений. Менеджер не может представлять артиста другого менеджера, даже если такая ситуация возникает по инициативе исполнителя, без откровенного объяснения с его менеджером.

Главная черта профессионала-менеджера состоит в том, что он является педагогом и обязан сам обучать персонал основным элементам своей профессии.

Менеджеру полезно знать, что принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются почти буквально, в них практически не содержится скрытого смысла. К ним относятся американская и немецкая культуры. Так, например, в разговоре американца, руководителя московского представительства фирмы, и москвички, главного бухгалтера, к анекдотической ситуации привело разное отношение к слову "дорогая". Американец, отдавая распоряжение, сказал: "Елена, дорогая, сделай...". Женщина восприняла это как комплимент, сказав: "А вот московский директор никогда не называет меня дорогая". Однако американец уточнил: "Так ты ему не дорогая. Это ты мне дорогая. Я тебе зарплату плачу".

В других культурах (в частности, в русской, французской, японской) значение контекста очень велико, вплоть до того, что смысл сказанного может меняться на противоположный. В этом типе культуры особое значение приобретают невербальные факторы общения.

Российские компании в настоящее время ведут дела с широким кругом партнеров. Привлечь и удержать клиентов, превратить их из разовых заказчиков в постоянных клиентов и партнеров можно не только предлагая выгодные условия совместной работы, но и внимательным отношением. Это отношение подразумевает знание культурных традиций различных стран.

При работе с представителями различных национальностей следует помнить, что в сравнении культур не бывает понятий "лучше" и "хуже", а бывает "иначе". Знание правил поведения, обусловленных культурными традициями, в том числе менеджером, имеет огромное значение для бизнеса. Оно позволяет избежать многих недоразумений и ненужных трений.

В следующей главе проанализируем особенности этики менеджментав России.

Глава 2. Формирование этики менеджмента в Российской Федерации

.1 Исторические традиции этики менеджмента в России

Концепция создания российской теории менеджмента исходит из самобытности и особого пути развития России, основанных на православии, самодержавии (веры в высшего руководителя), высокой духовности, коллективизме, приоритете общественных интересов, терпеливости, выносливости, стойкости народа, его способности к самопожертвованию. Концепция самобытности и особого пути развития при всей своей внешней привлекательности и определенной обоснованности таит в себе ряд серьезных опасностей, главными из которых являются угроза консервации или восстановления ранее сложившихся в России управленческих отношений без учета происходящих в них изменений, а также возможная изоляция страны от мирового опыта развития менеджмента. В связи с этим наиболее обоснованным и плодотворным представляется следование России современным мировым тенденциям развития менеджмента с учетом ее конкретных национальных особенностей.

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Началась она уже в 10-11 веках, когда торговые люди выделились в особую группу горожан, отличающихся своим имущественным положением и поддержкой княжеской власти. До 14 в. на Руси использовалась меновая торговля, в условиях которой особо ценились честность и порядочность купцов, которые отвечали своим именем за качество товара. На этические представления и нормы предпринимательской деятельности в России оказали ряд факторов, обусловленным историческим развитием и географическим положением страны [2, c.132].

Суровый климат в аграрном государстве вырабатывал силу и стойкость, делал людей бережными, содействовал развитию приспособляемости от капризов природы (к примеру, сезонность).

Большая территория и протяженность границ содействовала формированию коллективизма, порождению чувства уязвимости и недоверия к иностранцам.

Существенное воздействие на поведение граждан оказала государственная идеология, основывающаяся на имперском мышлении: сильный центр - сильные регионы. Сильная центральная власть, авторитарные методы управления приводили к конформизму, инертности общества, отсутствию демократических основ. Чиновники пользовались немалыми привилегиями, что содействовало формированию коррупции. Закон оберегал заинтересованности государства, а не населения, что вызывало желание людей обойти данные законы. Традиционно государство опиралось на СМИ и тайную полицию, что способствовало недоверию общественной информации и сокрытию людьми своих подлинных взглядов. Предприниматели крайне зависели от государства, так как оно оказывало помощь лишь тем отраслям производства, в развитии которых было заинтересовано.

Принятие христианства на Руси сильно повлияло на образ мышления людей. Поддержка ближнего стала показателем христианского милосердия, что содействовало развитию благотворительности, меценатства. Однако при этом, парадоксальным являлось то обстоятельство, что отечественные промышленники, продолжительное время, тратя большие средства на благотворительность, фактически не заботились о потребностях своих рабочих. И, лишь к концу 19 века при некоторых фабриках стали образовываться детские сады, больницы. Сформировывалась некоторая система патернализма предпринимателя по отношению к наёмным работникам [2, c.137].

Бурное развитие капиталистических отношений, начавшееся после реформ 1861 г., внесло изменения в поведение предпринимателей. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в сжатые сроки, привел в бизнес много необразованных людей, легко идущих на нарушение норм этики.

Говоря о дореволюционной этике предпринимателей, следует затронуть вопрос и об отношении к ним со стороны общества. В России никогда не любили богатых людей, относились к ним с недоверием, считая, что только нечестным путем может быть завоевано богатство. Хотя, стоит отметить, что к разным видам предпринимательской деятельности относились все же по-разному. Более всего уважали промышленников: фабрикантов и заводчиков - "людей дела", за ними шли представители торгового дела. Наиболее пренебрежительно относились к тем, кто занимался коммерческим учетом. Возможно, именно поэтому в России было слабо развито банковское дело.

В 1912 году были сформулированы семь принципов ведения дел в России, которые отражали учёт социофакторов в реализации предпринимательской деятельности:

. Уважай власть. Власть является необходимым условием для результативного ведения дел. Во всем обязан быть порядок. Вследствие этого оказывай уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

. Будь правдив и честен. Честность и правдивость - это основа предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безукоризненным носителем добра, правдивости и честности.

. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство представляет собой основу благополучия страны. Российский предприниматель должен в поте лица своего работать на благо собственной Отчизны. Подобное рвение можно проявить лишь при опоре на частную собственность.

. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя вызывает ответную любовь и уважение. В подобной ситуации образуется гармония интересов, что формирует атмосферу развития у людей самых различных способностей, побуждает их показывать себя во всем великолепии.

. Будь верен собственному слову. Деловой человек обязан быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, насколько окружающие доверяют тебе.

. Живи по средствам. Не зарывайся. Избирай дело по плечу. Постоянно оценивай собственные возможности. Действуй сообразно своим средствам.

. Будь целеустремлен. Всё время имей перед собой понятную цель. Предпринимателю подобная цель необходима как воздух. Не отвлекайся на иные цели. Служение "двум господам" - ненормально. В стремлении добиться сокровенной цели не переходи грань позволенного. Никакая цель не может затмить этические ценности [2, c.143].

После 1917 года резко меняется отношение к предпринимателям и нормам поведения. С отменой частной собственности, коммерсанты были объявлены вне закона. Применительно к советскому периоду этика предпринимателей заменяется партийной этикой, для которой характерно: подчинение общим идеалам социализма, превалирование партийных методов руководства над экономическими, ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, обязательная партийная принадлежность для успешного построения карьеры.

Постановления и решения партии рассматривались как руководство к действию. На первом месте всегда были интересы коллектива, общества, а не личности. Очень приветствовались такие качества, как патриотизм, альтруизм, преданность делу. Несомненным положительным моментом периода советской власти была забота о социальных нуждах своих работников. Каждое предприятие имело свою столовую, больницу, детский сад, базы отдыха и т.п.

После распада СССР Россия оказалась в сложных социально-экономических условиях. Ситуация напоминала положение второй половины 19 века, когда приходилось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские - не соответствовали новым рыночным условиям хозяйствования.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике поставил задачу создания надлежащего ей менеджмента. Так как исторического аналога перехода от административно-командной системы управления к рыночной не имеется, появился вопрос о разработке модели отечественного менеджмента. Подобная своеобычная ситуация образовалась из-за нарушения эволюционности и преемственности в развитии Российской Федерации. В ходе 20 столетия данные нарушения случались, как минимум, два раза: в 1917 году вследствие Октябрьской революции и в 1991 году, когда произошёл развал СССР [10, c.110].

Главнейшим обстоятельством, оказывающим влияние на особенности менеджмента, является менталитет нации. В выдвигаемых основополагающих концепциях формирования отечественного менеджмента ментальности придается разное значение.

В целом, нестабильность политической системы, несостоятельность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей и т.п. негативно сказывались на отношении к первым российским бизнесменам - "новым русским" со стороны иностранных партнеров. Для отечественного бизнеса 90-х годов характерно: связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой, близость к криминальной среде, непрофессионализм бизнесменов, высокий уровень коррупции, стремление скрыть значительную часть доходов, криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций: мошенничество, финансовые пирамиды, аферы, приоритет торговли и посредничества над производственными сферами деятельности.

Результат действия этих тенденций - возникновение и развитие модели менеджмента ХХI века. В соответствии с ней менеджер может быть охарактеризован как стратег и знаток компьютерных технологий. В своих решения учитывает не только рыночные, но и внерыночные факторы. Менеджер ХХI века - новатор, лидер, человек, обладающий ярко выраженной харизмой.

Национальные особенности менеджмента в России определяются многими факторами (историческими, геополитическими, социально-экономическими, социокультурными). В результате их воздействия на людей был сформирован российский менталитет (психология поведения, образ жизни населения страны, привычки и обычаи) Влияние геополитического положения: т.к. Россия находится как в европейской, так и в западной части, то в менталитете соединяются оба противоположных начала (восточного и западного). Западное начало - стремление к свободе, индивидуализму. Восточное же начало характеризуется высокой степенью духовности, консерватизмом, коллективизмом. Соотношение коллективизма и индивидуализма, как двух совершенно противоположных основ менталитета, постоянно меняется.

К примеру, до 1917 года господствовал коллективный образ жизни, в советское время на вооружение взята коллективистская идеология. Человек в этом случае ничего не значил. Коллективизм обладает рядом преимуществ, среди которых взаимодействие, взаимопомощь, обмен опытом и т.д., но так же имел и недостатки: возможность уйти от ответственности, отвести от себя вину, ограничение свободы человека, порождение безынициативности [10, c.113].

Индивидуализм подразумевает социальное равенство, свобода личности. Спустя 10 лет после начала рыночных реформ, выяснилось, что большая часть населения выступает за социальное равенство населения, но работа в команде всегда была более эффективной. Таким образом, возникала задача оптимального сочетания обеспечения социального равенства, справедливости, работы в команде и соблюдения личных интересов каждого.

К традиционным ценностям также добавилась свобода деятельности, высокая ответственность, в том числе и за собственное благополучие. Вообще, наряду с такими противоположными началами, как коллективизм и индивидуализм, в российском менталитете сочетаются и такие противоположности, как трудолюбие и леность, дефицит вежливости и высокий уровень культуры (литература, искусство), готовность к переменам и консерватизм, образованности и недисциплинированность и.д. В таких условиях основной задачей менеджмента становится использование сильных сторон населения и нейтрализовать его слабые стороны. В общем и целом, основной особенностью российского менеджмента является его гибкость, его приспособляемость, маневренность.

Российский менталитет заставляет государство вмешиваться в экономику куда больше, чем в западных странах. Вместе с экономическими методами должны быть использованы и административные методы управления. Менеджмент в России должен учитывать противоречия, различия по регионам, развитие т.п. Это развитие идет в направлении увеличения индивидуализации, материальной обеспеченности и снижении политизированности.

Далее в работе мы поговорим о особенностях этики отечественного менеджмента.

.2 Особенности этики российского менеджмента

Всякий народ обладает своими обычаями, традициями, своей культурой, политическим и государственным устройством. Всё это влияет на деловые отношения. Например, один из параметров национального стиля менеджмента представляет собой механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К данному же параметру имеет отношение и уровень самостоятельности в утверждении решений на переговорах.

Самое значительное воздействие на национальный стиль проявляют ценностные установки, идеологические и религиозные ориентации, специфика восприятия, мышления. Они обуславливают суть поведения менеджера.

Национальная специфика менеджмента в Российской Федерации обуславливается геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными обстоятельствами её развития, вследствие действия которых сложился отечественный менталитет, то есть психология, образ жизни, поведения, привычки и традиции нашего народа.

Сейчас отечественные организации ведут дела с обширным кругом партнёров. При работе с представителями разных национальностей необходимо учитывать, что в сопоставлении культур не существует понятий "лучше" и "хуже", а имеется понятие "иначе". Сведения о правилах поведения, определенных культурными обычаями, в том числе менеджером, играет огромную роль в бизнесе. Они позволяют избежать недоразумений и излишних трений. этика профессиональный деловой общение

Большинство иностранных фирм до сих пор никак не привыкнут к особенностям отечественного национального бизнеса. Временами зарубежные кампании подводит неспособность "вписаться" в местные экономические условия и "прижиться" к существующей бизнес-культуре. Иностранцы сетуют на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнёров.

Отечественная деловая культура пока что не отвечает тем образцам ведения дел, которые функционируют в ведущих государствах. Вследствие этого нужно "подравниваться", обучаться, изучать заграничный опыт, но не следует забывать и о особенностях России, о её особом цивилизационном (евразийском) складе и сложностях национального русского характера.

Множество факторов влияют на специфику российского менеджмента, однако наиболее значимым является менталитет нации.

Концепция копирования западной теории менеджмента. Данная концепция не отражает особенностей российского менталитета, так как "надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении". Для того чтобы применить данную концепцию достаточно сделать перевод западных учебников на русский язык. Несмотря на то, что концепцию копирования западной теории менеджмента довольно легко реализовать в России, существует опасность новых проблем и потрясений в связи с использованием не адаптированной к российским условиям теории.

Концепция адаптации западной теории менеджмента. Данная концепция основана на частичном приспособлении западной теории к российским условиям, а также учетом характерных черт русской ментальности. Однако здесь возникает вопрос о выборе наиболее подходящей для России западной теории. Теории, не учитывающие особенности русского менталитета, не смогут стать полезными для российской экономики и утратят сою значимость.

Концепция создания российской теории менеджмента. Применяя мировой опыт управления, данная концепция основывается на учете всех особенностей российской ментальности, не отрицая при этом значимости восточной и западной школ менеджмента. Российский менеджмент стремится создавать собственные формы и методы управления, отражая всю суть российского менталитета.

Анализ основных черт русского характера позволяет заметить их двойственность. Именно дуализм является главной чертой отечественной ментальности. Российский менеджмент занимает промежуточное положение между американским менеджментом, базирующемся на индивидуализме, и японском, основанном на психологии группизма.

Для русской модели менеджмента отношения внутри коллектива, моральный дух в коллективе как правило гораздо важнее самого бизнеса и заработной платы, что значительно отличает ее от американского менеджмента. Для человека, работающего в российском предприятии, работа является целью, а свободное время - лишь способом набраться сил перед трудовыми буднями.

Российскому менеджменту характерна жесткая субординация между руководителем и подчиненным. Воздействие осуществляется не на конкретного индивидуума, а на коллектив в целом. Доносительство в коллективе не приветствуется и считается аморальным поступком. Также не принято доносить на самого себя, указывая собственные ошибки. Более того, сотрудник компании пытается скрыть свои недочеты, избежав тем самым увольнения и денежного наказания.

Одно из важнейших свойств руководителя на западе - умение презентации - не играет такой серьезной роли в России. Гораздо большей ценностью для российского менеджера является умение вести переговоры и наладить личный контакт.

В России зачастую не приветствуются амбициозные люди, желающие добиться больших успехов и выделиться из основного коллектива своими достижениями, умом, талантом. Данная ситуация в российском менеджменте характеризуется отсутствием проактивности, что означает подчинение внешним условиям и подавление внутренних стремлений и стимулов. Отсутствие проактивности считается большим недостатком в западных компаниях.

В иностранных компаниях умению работать в команде отводят особое место. В российских компаниях также зарождается тенденция к внедрению корпоративного духа. В крупных компаниях организуют различные тренинги, корпоративные вечеринки, совместные выездные мероприятия для сплочения коллектива. В настоящее время особо ценится коммуникабельность и умение найти подход к различным людям.

Каждой компании присущ своеобразный стиль управления. Однако существуют общие характеристики такие как умение вести переговоры, мотивировать сотрудников работать, управлять коллективом и уважать ценности компании. Российским компаниям свойствен авторитарный стиль управления с жестким контролем за принятием решений их дальнейшей реализацией и полной зависимостью сотрудников от произвола руководства.

Одной из особенностей российских компаний является быстрое приспособление к внешним изменениям в условиях конкуренции. Именно поэтому важным условием при приеме на работу является мобильность сотрудника. Тем не менее, у российских компаний в отличие от иностранных зачастую возникают проблемы с внутренней реорганизацией компании.

Хоть это и не желательно, Российские компании готовы порой терпеть неудачи, это является нормальным явлением для российского менеджмента. Напротив, западные менеджеры придерживаются другой методики. Для повышения производительности труда они устанавливают невыполнимые планы с нереальными показателями. В данной ситуации сотрудники мотивированы работать. И поэтому в случае неудач они все равно получают небольшую премию, а выполнение плана тем более является приятной неожиданностью для руководства.

Характерной особенностью также является продолжительная занятость сотрудника в одной компании в связи с низким уровнем миграции, небольшим выбором предприятий и важностью взаимоотношений сотрудников и руководителя [8, c.9].

В последнее время отмечается тенденция формирования особых видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента.

Развитие самостоятельного вида особого менеджмента предполагает выработку характерных для этого вида деятельности приёмов, методов и технологий управления.

Отличительная черта: все особые виды менеджмента имеют прикладной характер, и их формирование основывается на обобщении практики управления в надлежащих специальных областях.

Менеджеры в 21 веке должны иметь следующие качества:

Глубокие профессиональные познания всех направлений менеджмента (общего, стратегического, инновационного, производственного, управления персоналом, антикризисного, креативного, информационного, финансового и др.).

Владеть управлением персоналом с ориентированностью на человеческие связи и доминированием демократического стиля управления над авторитарным; универсализация крупных менеджеров, способность действенно осуществлять все конкретные функции управления в разных областях и отраслях бизнеса.

Владеть стратегическим менеджментом на основании разбора сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, оценки конкурентных преимуществ организации;

Соблюдать законы государства, нормы общественной морали и внутрифирменные правила взаимосвязей сотрудников (гражданское общество).

Иметь высокий уровень базового профессионального образования, отвечающего профилю бизнеса (магистр или кандидат наук), и целеустремленное повышение квалификации.

В настоящее время в документах, разрабатываемых некоторыми российскими фирмами, находят отражение мораль и этика бизнеса. К настоящему времени десятки объединений предпринимателей (ассоциации риэлтеров, страховщиков, чаеторговцев, банкиров, оценщиков) уже приняли профессиональные этические кодексы [3, 152].

Все больше деловых людей понимают, что без духовности, морали, нравственности не может быть руководителя. Таково требование современности.

Сейчас в Российской Федерации можно выделить десять основополагающих правил этики в деятельности менеджера или руководителя:

. Придя на работу, нужно поприветствовать своих коллег. Не секрет, что деловое обращение начинается с приветствия. Первое, что мы говорим, придя на работу, это, само собой разумеется, "Здравствуйте". Здороваться нужно вне зависимости от того, в каких отношениях состоят люди, симпатизируют они друг другу или нет. Необходимо дать собственным коллегам понять, что вы рады начать с ними очередной трудовой день, что они могут надеяться на содействие и поддержку.

. Нужно управлять собственным поведением в любых условиях. Известно, что от расположения духа также зависит уровень производительности труда и характер взаимосвязей на работе. Негативным образом отражается на настрое подчиненных скверное настроение начальства. Неспокойный, нервный начальник зря дергает себя и подчинённых, нередко портит им настроение в самом начале трудового дня, и чем больше, тем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя доставляет неприятности многим работникам. Напротив, сильным стимулятором отличного настроения сотрудников является улыбка и утреннее приветствие руководителя. Нужно быть приветливым, вежливым, улыбаться людям, стремиться поддерживать отличный настрой и у себя, и у своих коллег. Быть любезным, доброжелательным и приветливым. Кому понравится сотрудничать с человеком брюзгливым, подозрительным, капризным и грубым. Организация должна оставлять благоприятное впечатление. Вежливость, а также и доброжелательность в равной мере необходимы на всех уровнях - при общении с сотрудниками руководящего звена, с подчинёнными, вышестоящими лицами, клиентами, покупателями, как бы дерзко они иногда себя ни вели.

. Обращение к подчиненным на "вы" является необходимым инструментом для поддержания хороших служебных взаимоотношений и рабочей дисциплины. О менеджере, который обращается ко всем на "ты", как правило, говорят как о "своём человеке", простом и доступном. Однако необходимо быть в курсе, что не всем подобная манера поведения "по душе". Имеется множество людей, для которых она является представлением невоспитанности. Разумеется, что манера общения между коллегами находится в зависимости от состояния межличностных связей. Когда данные связи являются доброжелательными или дружественными, то обращение на "ты" совершенно уместно.

. Приказ и просьба. В практической деятельности менеджеры дают распоряжения собственным подчиненным, главным образом, в двух формах: в виде приказа или в виде просьбы. Но необходимо отметить, что данные формы применяются не всё время в соответствии с обстановкой. Там, где приказ нужен, раздаётся просительный тон. А в ситуации, когда есть возможность обойтись учтивой просьбой, звучит приказ, да ещё и с угрозой наказания. Несомненно, что приказная форма нужна в экстремальных ситуациях: опасность срыва исполнения значимого задания, не соблюдение правил техники безопасности и в других. Подчинённые с прошествием времени перестают реагировать на грозящий тон, и действенность распоряжений уменьшается. Приказ нужен при поручениях, которые включены в прямые обязанности подчинённого. Однако тон всё время и обязательно должен являться учтивым. Поручения, которые не входят в сферу непосредственных обязанностей конкретного подчинённого, надлежит давать в виде просьбы. Надо помнить, что подчинённые лучше воспринимают поручения в виде просьбы, нежели приказа, в особенности женщины.

. Надо уметь благодарить, но и взыскивать. Необходимо как можно чаще и с умением применять меры поощрения. Быть внимательным к сотрудникам, отмечать всякие их успехи в деятельности и поощрять за это. Простое "спасибо", сказанное своевременно, может быть не менее действенным, нежели денежная премия.

. Собственное мнение можно отстаивать до утверждения решения. Делать всё от вас зависящее, чтобы заверить остальных в собственной правоте. Но если решение уже утверждено, рассматривать его как своё собственное. Ни при каких обстоятельствах нельзя дать понять, что оно абсурдно, неправильно. Это не этично: отношение "мы" и "они" причиняет урон организации тем, что инициирует повышение недовольства и рост не устойчивости.

. Нужно создавать настрой на успех. Собственная вера в успех вызывает у подчинённых и партнёров уверенность в успехе вашей организации, а также у клиентов, которых вы обслуживаете. Необходимо стараться создать вокруг себя оживлённую, наполненную оптимизмом атмосферу. В то же время надлежит не забывать и о том, что оптимизм обязан основываться на чём-то истинном. Как раз синтез реализма и оптимизма являются ключом к достижению рекордных объёмов деятельности. Оптимист сильно различается с пессимистом тем, что постоянно ищет и находит выход из всякой ситуации.

. Надо делать всё своевременно, быть пунктуальным, назначенные встречи вносить в свой рабочий календарь. Этикет предписывает соблюдать пунктуальность в приходе, уходе, исполнении регламента встреч, совещаний, переговоров. Опоздания не только создают помехи в работе, но и являются симптомом того, что на человека нельзя полагаться. Стало быть, опоздания причиняют ущерб прибыльности организации. Принцип "своевременно" распространяется также на отчёты и прочие поручаемые задания. Специалисты, которые изучают организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют добавлять дополнительные 25% на то время, которое необходимо для исполнения работы. Интересная тенденция прослеживается в последнее время.

. Менеджер, как и всякий другой сотрудник организации, должен оберегать секреты организации. Все секреты должны держаться при себе. Во многих организациях самого разнообразного профиля кодекс поведения однозначно предписывает не оглашать конфиденциальную информацию о работе организации. Не стоит критиковать организацию, в особенности при посторонних. Помимо этого, не нужно пересказывать то, что порой приходится слышать от сослуживца, начальства или подчинённых об их личной жизни.

. Необходимо говорить и писать на понятном языке. Тот, кто может отчётливо выражать собственные мысли, имеет большое преимущество. Неумение как должно писать и говорить зачастую отбрасывает человека назад, и его таланты могут пропасть впустую. Исполняйте обещания, которые даны вами клиентам, руководству, подчинённым и самому себе [7, c.92].

В 21 веке отечественные бизнесмены стараются вести дела согласно международным стандартам. Ряды предпринимателей очищаются от случайных людей, а большая часть вчерашних "новых русских" осознала надобность как в образовании, так и то, что нужно вести себя в соответствии с нормами поведения, отвечающими их статусу - "делового человека". С началом 21 века в Российской Федерации поступательно идет процесс развития зрелых форм культуры рыночного общества.

Итоги второй главы работы. Предпринимательская деятельность в России обладает многовековыми традициями. Появилась она уже в X-XI веке, когда торговые люди выделились в своеобразную группу горожан, выделяющихся собственным имущественным положением и содействием княжеской власти. Этические представления и нормы предпринимательской деятельности обуславливались историческим развитием и географическим положением нашего государства, а именно суровым климатом, огромной территорией, сильной центральной властью, авторитарными методами управления. Рассуждая о дореволюционной этике предпринимателей необходимо отметь тот факт, что в России никогда не одобряли состоятельных людей, относились к ним с недоверием, думая, что лишь нечестным способом может быть добыто богатство. В 1912 году были выражены семь принципов ведения дел в дореволюционной России: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Вслед за революцией 1917 года и приходом к власти большевиков круто меняется отношение к предпринимателям и нормам поведения. С упразднением частной собственности, предприниматели были провозглашены вне закона: этика предпринимателей заменилась партийной этикой.

После распада СССР Российская Федерация попала в сложные социально-экономические условия. Для отечественного бизнеса 90-х годов характерно: связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой, близость к преступной среде, непрофессионализм предпринимателей, большой уровень коррупции, старание утаить внушительную часть доходов, криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций.

Национальные особенности менеджмента в Российской Федерации обусловлены геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными моментами её развития, в следствии действия которых сложился российский менталитет, то есть психология, образ жизни, поведение, привычки и обычаи народа. Российская деловая культура пока не отвечает тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих государствах, потому необходимо "подравниваться", обучаться, изучать зарубежный опыт.

Имеется три концепции развития менеджмента в Российской Федерации: концепция копирования западной теории менеджмента, концепция адаптации западной теории менеджмента, концепция создания российской теории менеджмента. Результатом действия новых тенденций в менеджменте является формирование модели менеджера XXI века, согласно которой он может быть охарактеризован как глобальный стратег, знаток компьютерных технологий, учитывающий не исключительно рыночные, но и внерыночные факторы, являющийся новатором, лидером, обладающим харизматическими качествами.

Заключение

С середины XIX века термин "ответственность" начинает все чаще появляться в религиозно-практических дискуссиях, где затрагиваются темы "христианской ответственности" бизнесменов. Заметим, что здесь уже явно видна прямая соотнесенность понятия "ответственность" с субъектами управления.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными фирмами.

Однако на первом плане работы любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.

Сегодня основными приоритетами крупных корпораций являются: экономика, экология и социальная политика предприятия. Ответственность в экономической сфере предполагает совершенствование потребительских качеств продукции; в сфере экологии - поддержание в хорошем состоянии окружающей среды, внедрение новых технологий и принятие мер по ресурсосбережению; в социальной политике - развитие персонала и вклад в "человеческий капитал".

Социальная этика стремится выработать такую структурную организацию институционализированного бытия, которая бы не мешала, а способствовала индивидуальной, групповой, коллективной и т. п. ответственности.

Многие иностранные компании не могут свыкнуться с особенностями российского национального бизнеса. И хотя главной причиной ухода с российского рынка является суровый инвестиционный климат, порой иностранные фирмы подводит неспособность "вписаться" в местные экономические условия и "вжиться" в существующую бизнес-культуру. Иностранцы жалуются на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнеров.

Российская деловая культура не соответствует пока тем стандартам ведения дел, которые приняты в ведущих странах.

Результатом действия новых тенденций в менеджменте является формирование модели менеджера XXI в., в соответствии с которой он может быть охарактеризован как глобальный стратег, знаток компьютерных технологий, учитывающий не только рыночные, но и внерыночные факторы, являющийся новатором, лидером, обладающим харизматическими качествами.

Национальные особенности менеджмента в России определяются геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными факторами ее развития, в результате действия которых сформировался российский менталитет, т. е. психология, образ жизни, поведение, привычки и обычаи народа.

Вследствие своего геополитического положения Россия является евроазиатской страной. Поэтому российский менталитет характеризуется соединением противоречивых начал - западного и восточного. Западное начало проявляется в стремлении к свободе, индивидуализму, прагматизму. Восточное начало характеризуется духовностью, коллективизмом, патриархальностью, консерватизмом. Коллективизм и индивидуализм - две полярные основы российского менталитета. Их соотношение постоянно меняется.

Задачи менеджмента в этих условиях состоят в том, чтобы использовать сильные стороны российского менеджмента и нейтрализовать его слабые стороны.

Список литературы

1.Боголюбов С.А. Этические и правовые вопросы предпринимательства. М.: Норма, 2014. - 240с.

.Ботовина Р.Н. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика. 2014. - 208с.

3.Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 2014. - 176 с.

4.Глинский Ю. Новые методы управленческого учета. // Финансовая газета. - 2014. - №52.- С.5-9.

5.Емышева Е. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран. М.: Правовая культура, 2014. - 176с.

.Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2015. - 492 с.

.Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. М.: Институт практич. психологии, 2014. - 128с.

.Некрасов В.И. Проблемы менеджмента как организационного управления. // Менеджмент: теория и практика. - 2015. - №1-2. - С.7-11.

.Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: МГУ, 2013. -324с.

.Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 326с.

.Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента. М.: "Дашков и К°", 2015. - 344с.

.Смирнов Г.Н. "Этика деловых отношений: Учебник". - М.: ТК Велби, Проспект, 2013. - 192с.

.Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Финансы и статистика, 2013. - 366с.

.Холопова Т.И. Прием зарубежных делегаций. М.: Амалфея, 2014. - 384с.

15.Этика деловых отношений. / Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. - М.: Инфра-М, 2011. - 368с.

Похожие работы на - Формирование и развитие этики менеджмента

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!