Сценарный менеджмент: истоки и уроки

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    149,32 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сценарный менеджмент: истоки и уроки















сценарный менеджмент: истоки и уроки

Аннотация

Тематика сценарного менеджмента, активно используемая в научных исследованиях, тесно связана с вопросами образования и, в частности, с активными формами обучения. История деловых игр, появившихся в России в 1930-е гг. в Ленинградском инженерно-техническом институте, опирается на метод разработки сценариев, позволяющий максимально приблизить разработку стратегии организации с обучением как топ-менеджеров, так и всех сотрудников.

Ключевые слова: сценарный менеджмент, деловые игры, стратегия организации.

Kuzmichev A. D.

MANAGEMENT: ORIGINS AND LESSONS. The subject of scenario management that are actively used in scientific research, closely linked to issues of education and, in particular, active forms of learning. The history of business games, which appeared in Russia in the 1930’s in Leningrad engineering-technical institute, relies on a method of developing scenarios that allow us to approximate the development of organization strategy and training of top managers and all employees.words: scenario management, business game, strategy of the organization.

Почти 50 лет назад Игорь Ансофф, знакомый всем исследователям управленческой мысли, утверждал, что в будущем существующий стереотип «безликого» менеджера будет вытеснен «ролями, спроектированными с целью соответствия характерным требованиям лидерства и индивидуальным отличительным особенностям». Он также добавлял, что среди исследовательских компетенций будут применяться методики, позволяющие прогнозировать возможные отклонения от прошлых схем: метод Дельфи, анализ воздействия, сценарии, морфологические карты, моделирование среды обитания [1, с. 233, 237]. Отметим, что Ансофф старался максимально точно использовать научный инструментарий, изучая проблемы менеджмента.

В наши дни также делаются попытки использовать данные методы. Однако, на наш взгляд, подход отечественных исследователей носит в основном постановочный характер, особенно если речь идет о разработке сценариев. Например, Э. А. Козловская и Ю. В. Радионова, авторы публикации «Сценарный подход к управлению процессом коммерциализации инноваций», так обосновывают метод исследования: «В качестве метода системного отображения, описания и анализа процессов реализации стратегии инновационного развития и коммерциализации инноваций, совместно обеспечивающих эффективность реализации стратегии, считаем целесообразным использование сценарного подхода. Он позволяет выявить в процессе анализа альтернативные сценарии реализации стратегий коммерциализации инноваций и использовать методы анализа и наилучших решений из всех возможных». По мнению авторов, наибольший интерес среди всех сценариев «с точки зрения решения проблемы эффективной коммерциализации инноваций представляют контрастные сценарии», но как они позволяют изучать условия для принятия управленческих решений, не ясно. Более того, совершенно непонятно, зачем при этом оценивать принятые концепции, ведь даже определения «контрастные» сценарии авторами не дается [2, с. 102-103]. Как нет в публикации, впрочем, и разработки исследовательской посылки о сценарном подходе, нет проверки гипотезы.

В схожем ключе работают и другие исследователи. Например, С. А. Лочан и Д. В. Федюнин, авторы публикации «К вопросу сценарного управления продвижением продукции предприятия», утверждают, что «сценарий продвижения продукции предприятия представляет собой доступное и понятное для руководителей и работников предприятия описание возможных ситуаций, связанных с организацией экономической деятельности в будущих периодах, основанное на результатах комплексного учета системы факторов восприятия продукции различными целевыми аудиториями в разных временных отрезках». Отметим, что крайне сложно согласиться с их выводом, что сценарий продвижения продукции предприятия содержит определенное «вариативное представление о развитии экономической деятельности, которое ведет предприятие к возможным конкурентным ситуациям в будущем времени. Сценарий продвижения - это гипотетическое описание причинной и обусловленной последовательности возникающих событий, связанных с потреблением продукции предприятия, которое представляет возможные комплексные и вариативные картины будущих взаимодействий предприятия и целевых аудиторий» [3]. Что стоит за понятиями «комплексные и вариативные картины», так же не ясно, авторы предпочитают не вдаваться в объяснения. Более правильный подход, на наш взгляд, к изучению сценарного менеджмента попыталась использовать В. А. Могилина, рассмотревшая стратегические альтернативы развития угледобывающих предприятий. Так, ссылаясь на Майкла Портера, она напомнила всем, что сценарий - это «внутренне непротиворечивый взгляд на то, чем может обернуться будущее». Ссылаясь на Пола Шумейкера, дала еще одно определение сценария - это «рациональный метод представления вероятных вариантов будущего, в которых могут реализоваться принятые организацией решения». Важно, что В. А. Могилина на основе изучения большинства работ по этой тематике сделала вывод, что «наиболее эффективной политикой является разработка трех сценариев: наиболее и наименее благоприятного сценариев развития ситуации (оптимистического и пессимистического) и умеренного сценария», и попыталась их обосновать [4]. Она опирается на серьезные научные труды М. Портера, П. Шварца, М. Эддоуса, есть ссылки на L. J. Bourgeois и Mats Lindgren, Hans Bandhold [5].

Однако заметим, что исследование Матса Линдгрена и Ханса Банд- хольда (русское издание: Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009): не только наиболее фундировано по содержанию. Авторы не просто описывают появление сценарного подхода в управлении, перечисляя главные труды, - в их работе подробно описано, как этот метод применятся в менеджменте. Есть в книге еще одна ценная находка, на которой хочется остановиться особо. Матс Линдгрен и Ханс Бандхольд полагают, что данный подход - это не только инструмент планирования: «Он является также эффективным средством обучения. Привычка думать сценариями помогает нам понять логику развития событий, выявить движущие силы, ключевые факторы, ключевые фигуры и нашу собственную способность оказывать какое-либо влияние». На рис. 1, по мнению авторов, выделены основные направления использования сценарных проектов. Следует согласиться с мнением авторов о том, что такой подход можно применять в планировании для достижения результатов (с оговоркой, что жизненный цикл отрасли находится в фазе зрелости); что разные типы сценариев - промышленные, технологические или потребительские - можно использовать при исследованиях и разработках новых продуктов; что сценарий следует рассматривать как источник вдохновения для выработки идей (но это ближе, на наш взгляд, к сфере политики, чем к бизнесу). «В этих случаях сценарии действуют в рамках нового бизнес-процесса, - полагают Матс Линдгрен и Ханс Бандхольд. - Но их используют и для оценки, например для проверки существующих бизнес-концепций, стратегий или продуктов» [6].

                             Ориентир: новый бизнес

Цель: действие

                                 Ориентир: старый бизнес

Рис. 1. Использование «сценарных проектов в разных целях и с разной направленностью»

Термин «сценарное обучение», используемый авторами, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Больше всего он подходит к деловым играм. В фундаментальном труде Я. М. Бельчикова и М. М. Бирштейн (Деловые игры. - Рига: АВОТС, 1989) дается подробное обоснование данного метода обучения. Авторами выделяются по целеполаганию следующие игры: учебные для подготовки/переподготовки кадров; производственные для решения конкретных вопросов, связанных с функционированием организации; и исследовательские, которые следует применять «при экспериментировании в управлении и экономике».

Важно отметить, что Я. М. Бельчикова и М. М. Бирштейн подробно описывают и историю появления деловых игр. «Рождение деловых игр в СССР было обусловлено производственной необходимостью, - пишут авторы. - В 30-х гг., когда вводились в строй отечественные гиганты индустрии (Харьковский, Сталинградский тракторные заводы, Уралмаш и др.), пусковой период проходил с большим числом неполадок и резко затягивался. Заводы были оснащены оборудованием, укомплектованы рабочими и инженерно-техническим составом, а план производства не выполнялся. Правительство обратилось к научно-исследовательским институтам, в частности к Ленинградскому инженерно-экономическому институту (ЛИЭИ), с предложением помочь пуску новостроек». Я. М. Бельчикова и М. М. Бирштейн обращают внимание на создание в нем «группы пуска новостроек». Главный вывод работы исследователей состоял в том, что при создании новых предприятий у руководящих работников отсутствовал опыт (выскажем предположение, что это было связано с Шахтинским делом и другими процессами, направленными на чистку кадров управления). М. Бирштейн выдвинула идею обучения руководящего персонала на манер подготовки военных руководителейв процессе военных игр, но оказалось, что методика военных игр мало применима для предприятий. Для разработки игры с руководителями нужны были производственно-технические показатели деятельности, в частности, количество и качество продукции, степень использования оборудования, движение незавершенного производства. Кроме того, в целях приближения деловой игры к реальной работе руководителей предприятия важно было использовать диспетчерскую и телефонную связь, «оргприспособления» в виде графиков и т.п. Первую игру «Пуск цеха» создали в конце 1931 г. и через полгода стали применять на практике. Авторы указывают, что она была не только первая в нашей стране, но и, «как выяснилось позже, - первая в мире», и отмечают - в институте разработано около 40 игр, но в конце десятилетия их запретили, вновь стали разрабатывать в конце 60-х гг. [7, с. 304].

А. Б. Шемякин считает, что в 70-80 гг. XX в. в нашей стране происходил бум деловых игр: например, он описывает школу «Деловые игры и их программное обеспечение», которая состоялась в 1975 г. в г. Звенигороде по инициативе ЦЭМИ АН СССР и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. На ней пытались найти общий язык математики и программисты, ученые и преподаватели. После этого, как пишет Шемякин, стали появляться не только новые деловые игры, но и работы по их теоретическому обоснованию; сформировалось несколько научных центров по разработке теории и практики деловых игр (в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Одессе, Челябинске). В 90-е гг. прошлого века начиналось интенсивное внедрение деловых игр и в практику экономического образования не только в высшей, но и в средней школе. Ряд региональных центров экономического образования страны сотрудничал с немецким фондом Хайнца Никсдорфа, и студенты экономических специальностей вузов осваивали его учебное программное обеспечение по деловым играм «Карл», «Дельта», «Биржа», «Трансформация» [8, с. 12-13, 15-16].

В наше время деловые игры вновь разрабатываются в России и популярны как в области университетского образования, так и в корпоративном обучении: например, в МГТУ ГА проводятся деловые игры «Менеджер XXI», «Проектирование структуры управления организацией», «Конфликт и стратегия поведения менеджера в конфликтной ситуации». И. П. Пономарев с кафедры управления организацией экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова разработал несколько деловых игр: финансовая стратегическая игра «MARGINGAME»; производственная игра «CUBE Inc»; политическая игра «INTRAIN»; ролевая поведенческая игра «BUSINESS-TARO»; маркетинговая игра «ХУДОЖНИКИ»; управление знаниями «Семь Апостолов» (проект) и тренировка мышления «Беспредельное мышление». На кафедре «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н. Э. Баумана с 2015 г. разрабатываются и внедряются в процесс обучения игры по бережливому производству [9].

Сценарный менеджмент, на наш взгляд, пока явно недооценен как в университетах, так и в компаниях реальной экономики. В этой связи хочется сослаться на Ари де Гиуса, автора книги «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде» (СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004). Он считает, что сценарии не являются ни тайной, ни наивысшей формой «планирования»: они - «инструменты предвидения: дискуссии и документы, чья цель - не предсказание или план, а изменение склада».

обучение сценарий сотрудник игра


1.             Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.

2.             Козловская Э. А., Радионова Ю. В. Сценарный подход к управлению процессом коммерциализации инноваций // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2014. - № 4 (199).

3.             Лочан С. А., Федюнин Д. В. К вопросу сценарного управления продвижением продукции предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - № 3. - С. 289.

4.             МогилинаВ. А. Применение метода сценариев для разработки стратегических альтернатив развития угледобывающих предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Том 7. - № 1. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/89EVN115.pdf

5.             Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.; Шварц П. Ваше официальное будущее. Искусство предвидения и планирования будущего: пер. с англ. - М.: АСТ, 2008. - 239 с.; Эддоус М. Методы принятия решений / Пер. с англ. / М. Эддо- ус, Р. Стэнсфилд. - М.: Юнити, 1997. - 590; Bourgeois L. J. Strategic management from concept to implemention, University of Virginia, Darden Graduate School of business, 1998; Lindgren M., Bandhold H. Scenario Planning: The Link between Future and Strategy. - Palgrave Macmillan. 2009. - 216 p.

6.             Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. URL: http:// www.cfin.ru/management/strategy/plan/scenario.shtml <http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/scenario.shtml>

7.             Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. - Рига, АВОТС, 1989. - с. 304. URL: <http://managementlib.ru/books/item/f00/s00/> z0000000/

8.             Шемякин А. Б. Теория и методика игры в экономическом образовании: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2009.

9.             Степаненко Е. В. Современный менеджмент: пособие по изучению дисциплины и проведению практических занятий. - М.: МГТУ ГА, 2006. - 48 с.; Пономарев Игорь Пантелеевич, Автор и ведущий нескольких деловых игр. URL: <http://www.artprolab.com/ponip/>; Булдов- ская Марина. Деловые игры - интересно и полезно! URL: ^1^:/^^- russia.ru/2016/05/business-games-interesting-and-useful/

де Гиус Ари. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. - Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге, 2004. - С. 59

Похожие работы на - Сценарный менеджмент: истоки и уроки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!