Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    520,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы рынка труда и его специфика в трансформационной экономике

Глава 2. Особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь

Глава 3. Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


Рынок труда является одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития страны. Рынок труда отражает состояние общества, общее развитие социальных и экономических отношений, процессы формирования рыночной инфраструктуры и его эффективное функционирование. Таким образом, рынок труда оказывает влияние на экономический рост, удовлетворение насущных потребностей населения, усиление конкурентоспособности национальной экономики, структурные преобразования в отраслях экономики, формирование нового поколения экономически активных граждан, развитие человеческих ресурсов.

Формирование и развитие отечественного рынка труда неразрывно связано с переходными процессами, которые происходили в экономике страны в 90-е годы прошлого столетия и которые затронули все сферы общественных отношений. Рынок труда также не стал исключением, но в условиях трансформационного периода и особенно инновационного пути развития его роль в структуре ресурсных рынков возрастает. Это обусловлено тем, что формируется новая экономика - "экономика знаний", ключевым аспектом которой является человеческий капитал и интеллектуальные способности, являющиеся неотъемлемой частью трудовых ресурсов страны.

Одними из важнейших показателей социально-экономического развития любого государства являются показатели безработицы и занятости, количественные и качественных характеристики демографических ресурсов страны, которые неразрывно связаны с функционированием рынка труда. Все вышеописанное подтверждается актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования является рынок труда.

Предмет исследования - государственное регулирование рынка труда в современных условиях, характерные признаки и проблемы рынка труда в Республике Беларусь

Цель дипломной работы заключается в анализе социально-экономических тенденций и особенностей развития рынка труда Республики Беларусь в переходной экономике и выработке предложений, направленных на совершенствование его функционирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1)   Изучено понятие рынка труда в различных концептуальных теориях и подходах;

2)      Рассмотрены основные составляющие рынка труда в переходной экономике: его структура, функции и механизм, показатели занятости и безработицы;

)        Проанализирован рынок труда Республики Беларусь в переходный период от командной к рыночной экономике;

)        Выделены и охарактеризованы особенности развития и основные тенденции рынка труда Республики Беларусь;

)        Разработаны предложения по совершенствованию функционирования рынка труда в условиях переходной экономике для Республики Беларусь.

В дипломной работе применялись методы системного и экономического анализа, статистический анализ. В процессе работы использовалась литература по экономической теории и макроэкономике, многочисленные исследования современных зарубежных ученых по проблеме функционирования рынка труда; монографические и диссертационные работы отечественных экономистов, посвященные анализу особенностей отечественного рынка труда, различным аспектам его формирования и функционирования. Изучались статистические материалы и законодательные акты и нормативно-правовые документы.

 

Глава 1. Теоретические основы рынка труда и его специфика в трансформационной экономике


Трансформация белорусской экономики, связанная с переходом от командно-административной к рыночной экономической системе, предполагает радикальное изменение сложившейся системы норм и правил, регулирующих деятельность людей в обществе, смену многих принципов и мировоззрений, а также создание и внедрение большого количества инноваций. Иначе говоря, она предусматривает глубокие институциональные изменения в экономике и обществе в целом.

Рынок труда определяется системой экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.

Основные функции рынка труда представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Основные функции рынка труда

Примечание. Источник: [3, c.19]

Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

Распределяющая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом на труд. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы и регионального или отраслевого разделения.

Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.

Информационная функция рынка заключается в том, что рынок труда дает определенную информацию об условиях найма, уровне заработной платы, требованиям к качеству рабочей силы.

Посредническая функция рынка реализуется в том, что рынок труда является посредником между нанимателем и работниками. В развитых рыночных отношениях наемный работник имеет возможность выбрать оптимальное для него рабочее место (в зависимости от условий труда, профессиональной направленности, формы и размеров оплаты, уровень квалификации).

В качестве субъектов рынка труда выступают работодатель (покупатель труда) и собственник рабочей силы (продавец труда). Объектом рынка труда является право использования рабочей силы определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени. Рассматривая рынок труда, наиважнейшей категорией является понятие "рабочая сила" - совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе производства продуктов и оказания услуг. При этом рабочая сила как фактор производства и объект купли-продажи на рынке труда имеет особенности и отличительные черты:

трудовые услуги крайне разнообразны в зависимости от задействования умственных или физических способностей человека;

неотделимость от самого человека, предоставляющего трудовые услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько особенностей [9, c.61]:

предъявление спроса не на трудовые услуги в общем, а на определенную рабочую силу, например, спрос не на услуги шоферов, а на услуги водителя определенной категории;

спрос на рынке труда является не первичным, а производным и зависит от величины спроса на товары и услуги, для производства которых необходима рабочая сила;

существование локальных рынков на ряду с общенациональным, например, региональный разрез рынка труда;

варьирование предложения трудовых услуг в связи с тем, что население может менять свои профессии и специальности.

Трансформация экономики из командной в рыночную предусматривает глубокие институциональные изменения во всех сферах, в том числе и на рынке труда. Формирование рыночных институтов в сфере занятости в условиях переходной экономики - это становление правил, механизмов, обеспечивающих их выполнение, и норм поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. В узком смысле формирование институтов рынка труда - это формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядков.

Инфраструктура рынка труда представляет собой государственные учреждения и негосударственные структуры, содействующие занятости населения, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организац 2ии и фонды, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.

В переходный период формируются следующие институты рынка труда:

институты определения и распределения прав собственности на услуги труда (трудовое законодательство).

Принятый в 1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь выполняет следующие задачи [5, c.4]:

• регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

• развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

• установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", в котором установлен порядок контрактной формы найма.

- институты заключения контракта, ведения переговоров (профсоюзы);

институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);

институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функционирования внутреннего рынка труда);

институты государственного регулирования рынка труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы страхования по безработице, органы контроля за условиями труда и т.д.).

Также в настоящее время специалисты выделяют в структуре рынка несколько зон: открытый рынок труда и скрытый. Открытый рынок труда представляет собой экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профессиональной подготовке, и вакантные места во всех секторах экономики. Официальная часть открытого рынка (сектор 1) труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занятости населения. Неофициальная часть открытого рынка труда (сектор 2) охватывает неучтенные вакансии и ту часть предложения рабочей силы, которая не зарегистрирована в государственной службе занятости населения.

Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов работы, рынков сбыта продукции и других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства. Официальная часть скрытого рынка (сектор 3) труда регистрируется органами статистики. Она охватывает лиц, находящихся в отпусках по инициативе нанимателя, а также вынужденных по этим же причинам работать неполное рабочее время. Сюда относится также излишняя численность в связи с учтенными целодневными и внутрисменными потерями. Неофициальная часть скрытого рынка труда (сектор 4) - это излишняя численность работников в связи с неучтенными целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени, а также из-за низкой фактической интенсивности и производительности труда. Необходимость подобного разделения текущего рынка труда обусловлена тем, что каждая из выделенных его частей характеризуется своими специфическими явлениями и процессами.

Рисунок 1.2 - Секторы рынка труда. Примечание: Источник: [5, c.7]

Цена труда на рынке выступает в форме ставки заработной платы, определяющейся как денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного времени или объема работы. Рыночная цена труда формируется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Марксистский подход к определению сущности заработной платы основан на том, что, во-первых, в качестве заработной платы оплачивается не труд, а способность работника к труду, т. е. его рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования рабочего и его семьи. Труд же, будучи источником стоимости, сам ее не имеет. Во-вторых, в качестве заработной платы оплачивается не весь продукт труда, а лишь необходимый, т. е. тот, который возмещает стоимость рабочей силы. Таким образом, заработная плата - это форма стоимости и цены рабочей силы.

Позиция неоклассиков принципиально иная. Во-первых, они рассматривают заработную плату как цену труда. Во-вторых, их интересует не столько сущность заработной платы, сколько ее уровень, который традиционно определяют соотношением спроса и предложения.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается та сумма денег, которую получает работник за свой труд. Реальная заработная плата измеряется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен на товары и услуги.

Как и на любом рынке, на рынке труда формируются предложение труда и спроса на труд определенного вида. Величина предложения труда зависит от количества трудоспособного населения, готовности населения предоставлять трудовые услуги работодателю, миграции рабочей силы, а также от социальной и политической стабильности. Спрос на труд зависит от степени загрузки имеющихся производственных мощностей, темпов развития производственного потенциала.

Рисунок 1.3- Равновесие на рынке труда.

Примечание. Источник: [7, с.28]

Равновесие на рынке труда определяется равенством спроса на труд и предложением труда. Графически равновесие на рынке труда представлено пересечением кривой спроса DL и кривой предложения труда SL в точке E, которая определяет равновесную ставку заработной платы и объем рабочей силы. Это означает, что все работодатели, которые готовы платить заработную плату WE, находят на рынке необходимое им количество работников и их спрос на труд, таким образом, удовлетворен полностью. Однако в реальности положение, определяемое точке равновесия Е практически не встречается. Так, например, при увеличении ставки заработной платы до уровня W2, предложение труда увеличится до L4 и будет превышать спрос на труд, который, напротив, уменьшится до L1. В данном случае количество желающих найти работу и продать свои услуги труда при заработной плате W2 будет очень высокое, вследствие чего возникнет дефицит рабочих мест из-за отсутствия желания работодателя нанимать работников при такой высокой ставке заработной платы. Данная ситуация называется избытком предложения труда.

В случае, когда заработная плата снижается до уровня W1, спрос на труд увеличивается до L3 и превышает предложение труда, которое уменьшится до L2. Это свидетельствует о том, что работодатели будут готовы нанимать большое количество работников при ставке заработной платы (W1), а те в свою очередь не будут согласны работать на низкооплачиваемой работе. Данная ситуация называется избытком спроса на труд.

Таким образом, при ситуации превышения предложения труда над спросом, когда ставка заработной платы превышает равновесную, возникает безработица. Работодатели будут готовы нанять новых работников, но только в случае снижения ставки заработной платы.

Когда же спрос превышает предложение труда в связи со снижением заработной платы ниже равновесной, работодатели готовы повысить заработную плату для заполнения рабочих мест.

В обоих случаях равновесие на рынке труда восстанавливается и достигается условие полной занятости.

Существует несколько концептуальных подхода к определению равновесия на рынке труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон. М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. ГилдерЯ А. Лаффер и др.). Приверженцы данной концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, определяется на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае ставка заработной платы. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Поэтому рынок труда определяется как соотношение спроса на труд и предложения рабочей силы.

В отличие от неоклассиков кейнсианская концепция рассматривает рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж. М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), в частности, исходит из того, что заработная плата жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же заработная плата по данной концепции не является регулятором рынка, то рынок должен регулироваться извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе - объемом производства.

Представители школы монетаристов (прежде всего, М. Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики.

В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара "рабочая сила" и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения. труд демографический занятость безработица

Показатели занятости и безработицы имеют большое значение для функционирования национальной экономики. Это связано с тем, что для развития экономики необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, в том числе и трудовых. Если не используются все доступные трудовые ресурсы, то национальная экономика не может достигнуть максимально высоких показателей экономического роста. Поэтому показатели занятости и безработицы могут служить одними из основных характеристик темпов развития национальной экономики.

Под занятостью населения понимают деятельность человека, в процессе которой он вступает в определенные социально-экономические отношения, позволяющие получать определенный доход, направляемый на реализацию его потребностей. Увеличение занятости населения является основным направлением государственной экономической политики, так как это позволяет увеличить объемы произведенного общественного продукта, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество жизни.

К занятому населению по законодательству Республики Беларусь относятся лица, работающие по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, для которых эта работа является единственной, индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; лица, выполняющие работу (помогающие) в организации, учредителем (участником) которой является их родственник; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации, для которых эта работа является основной [8, c.44].

Противоположной категории занятости является показатель безработицы. Это наиболее характерное явление для переходной экономики, которое в полной мере относится и к Республике Беларусь. Позитивное влияние безработицы заключается в том, что она является побочным явлением трансформации национальной экономики. При ее отсутствии было бы заторможено общественное воспроизводство, для которого необходимы дополнительные ресурсы. Также она повышает степень эффективности использования занятых в экономике трудовых ресурсов.

Негативное влияние безработицы на переходную экономику сводится к следующему:

)     снижаются темпы экономического роста в результате неполного использования трудовых ресурсов. Как показывает статистика, существует прямая зависимость между ВНП и объемом безработицы. Так, уменьшение объема безработицы на 1% позволяет увеличить ВНП на 2%;

2)      высокий уровень безработицы приводит к дисбалансу рынка труда, в результате которого работодатели получают большую экономическую власть на установление уровня оплаты труда. Население соглашается на тот уровень оплаты труда, который предлагает работодатель;

)        снижается качество трудовых ресурсов в результате того, что длительный период отсутствия практики снижает профессиональный уровень. Состояние безработицы оказывает негативное влияние на общее психологическое состояние человека - снижение самооценки, суицид, депрессии, стресс;

)        снижается уровень жизни населения в связи с тем, что экономически активное население способно самостоятельно формировать свой уровень жизни. У безработных такая возможность отсутствует, так как пособия по безработице не позволяют это сделать.

Большое значение имеет не только экономическое, но и социальное влияние безработицы. К социальному негативному влиянию безработицы относят то, что она может стать катализатором социальных потрясений.

Выделяют несколько видов безработицы. Фрикционная безработица - безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.

Наличие фрикционной безработицы с определенной стороны можно рассматривать и как положительное явление: получение более высокооплачиваемой или интересной работы означает рост доходов население, более эффективное распределение трудовых ресурсов, а следовательно и больший объем реального национального продукта.

Более сложная форма безработицы - структурная безработица - как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.

Такое положение обусловлено несоответствием спроса и предложения на рабочую силу определенных профессий. И это несовпадение связано с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу еще иногда называют технологической. Под влиянием технологически изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. В результате роста структурной безработицы возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической зоны.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

-    зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

-       скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся "лишними". Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, отправлены в административные отпуска.

Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:

-    краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);

-       длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;

-       застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы [15, c.34].

Формирование и развитие рынка труда может осуществляться организованным порядком, под контролем, с прямым и косвенным участием государства, а может - стихийно, на основе спонтанного столкновения различных социальных сил и их интересов. Именно поэтому особое значение занимает вопрос государственного регулирования рынка труда. Опыт прогрессивных зарубежных стран с рыночной экономикой свидетельствует, что государство не стоит в стороне от действий, происходящих на рынке труда. В настоящее время нет ни одной страны рыночной ориентации, где государство было бы отделено от его регулирования, от законодательной, организационно-экономической деятельности на этом рынке.

Таким образом, следует отметить, что отношения и сам рынок труда в переходный период сильно отличаются от аналогичных отношений и рынка труда в развитой рыночной экономике. Эти отличия состоят в следующем: во-первых, в более слабой защите со стороны государства. Во-вторых, в институциональной неполноте рынка труда. Она означает отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных для функционирования институтов рынка труда. Поэтому рынок руда развит значительно слабее рынков товаров и услуг. Последние мало чем отличаются от аналогичных рынков в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту и организационно-правовым формам компаний, действующих на этих рынках. Это связано с тем, что обмен товарами (услугами) - простейшая форма рыночного обмена, не требующая сложных организационных и правовых условий. Что касается рынка труда, то здесь очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на многих предприятиях (за исключением частных), а также отсутствия возможностей для переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.

В-третьих, работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем наемные работники. Последние весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов.

В условиях трансформационной экономики происходит формирование новой (по сравнению с командной экономикой) модели поведения работодателей и наемных работников. Значительно расширяется круг работодателей: наряду с государственными предприятиями в качестве работодателей выступают акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, совместные предприятия, индивидуальные наниматели.

Что касается становления новой модели поведения наемного работника, то следует подчеркнуть, что в условиях конкуренции изменяется его положение и статус. Работодатели предъявляют высокие требования к квалификации работника, его исполнительности, ответственности и дисциплинированности.

Кроме того переход к рыночной экономике в корне изменяет положение регионов в политической, социальной и экономической системе государства. Происходят две важные трансформации: во-первых, трансформация экономики способствует развитию самостоятельности регионов; во-вторых, рыночные отношения вызывают к жизни высокую социальную активность населения регионов.

 

Глава 2. Особенности социально-экономического развития рынка труда в Республике Беларусь


Формирование рынка труда Республики Беларусь в период трансформации от экономики командного типа к рыночной происходило в сложных условиях всеобщего спада производства, инфляции, снижения уровня жизни населения. Этот период трансформации экономики можно разделить на несколько этапов.

Таблица 2.1 - Основные этапы формирования рынка труда в Республике Беларусь

Этап

Характеристика

1

2

1991-1995

Глубокий, затяжной кризис в экономике, когда разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано еще не было, а неформальные институты, но сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными. Рынок труда характеризовался неразвитостью рыночной инфраструктуры, стихийным характером взаимодействия спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

1996-2000

Этап выхода из кризисного состояния и углубление рыночных отношений, который характеризуется укреплением и созданием сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики. В этот период были проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости. Созданы конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ.

2001-2005

Уровень регистрируемой безработицы снижается к концу 2005 г. в 1,5 раза (от 2,1 до 1,5% от экономически активного населения) по сравнению с 2000 г. Этому сопутствует уменьшение в 1,3 раза численности зарегистрированных безработных (от 96 до 76,5 тыс. человек) и снижение напряженности на официальной части открытого рынка труда (на 1 заявленную вакансию приходилось 1,9 зарегистрированных безработных).

2006-2013

Уровень регистрируемой безработицы продолжает неуклонно снижаться, достигнув к концу 2013 г. 0,5% к экономически активному населению. Этот процесс сопровождается дальнейшим уменьшением численности зарегистрированных безработных почти вдвое (с 76,5 до 20,9 тыс. человек) и снижением напряженности на официальной части открытого рынка труда.

Примечание - Источник: [19].


Особое влияние на рынок труда в Республике Беларусь оказывает демографическая ситуация, которая определяет долговременные перспективы предложения на нем.

Теперь более подробно остановимся на состоянии занятости в Республике Беларусь. Так, списочная численность работников в 2013 г. уменьшилась на 67,5 тыс. человек и составила 3302,35 тыс. человек или 98 процентов от показателя 2012г. (см. таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в 2011-2013 гг.

Области

Численность занятого населения в 2011 г., тыс. чел.

Численность занятого населения в 2012 г., тыс. чел.

Численность занятого населения в 2013 г., тыс. чел.

Брестская

644,8

627,8

620,8

Витебская

567,7

550,5

536,2

Гомельская

665,6

645,1

635,7

Гродненская

507,3

497,5

494,7

г. Минск

1090,2

1074,8

1079,9

Минская

691,4

682,5

682,4

Могилевская

505,4

494,0

484,7

Республика Беларусь

4672,4

4572,2

4534,4

Примечание - Источник: [19]


Прием работников восполнил их выбытие в 2013 г. на 91,2 процента (в 2012 г. - на 95,2 процента). Принято на работу на 91,2 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 865,6 тыс. человек, уволено 949 тыс. человек).

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, вынужденная неполная занятость в 2013 г. составила 127,1 тыс. человек, или 3,8 процента от списочной численности работников (в 2012 г. 92,7 тыс. человек, или 2,7 процента).

Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) в 2013 г. составила 49,6 тыс. человек, или 182,1 процента к 2012 г. (27,3 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 77,4 тыс. человек, или 118,4 процента к 2012 году (65,4 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 24,1 тыс. человек, или 31,1 процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в 2012 году - 21,5 тыс. человек, или 32,9 процента).

Численность занятых в экономике в 2013 г. составила 4534,4 тыс. человек. Численность занятых в 2012 г. составила 4572,2 тыс. человек.

В январе 2014 г. в общей численности занятого населения 3 245,6 тыс. человек, или 72,4% составляли работники организаций (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности).

Организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе 2014 г. было принято на работу 57,6 тыс. человек (1,8% среднемесячной численности), уволено по различным причинам 57,7 тыс. человек (1,8% среднемесячной численности).

Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в январе 2014 г. составил 0,998 (в январе 2013 г. - 0,914).

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе 2014 г. составило 227,1 тыс. человеко-дней (в январе 2013 г. - 80,8 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 10,8 тыс. человек (в январе 2013 г. - 3,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 71,8%, на строительные организации - 19,5%.

В 2013 году в организациях республики (без микроорганизаций) численность потерпевших при несчастных случаях на производстве составила 2 тыс. человек (в 2012 году - 2,1 тыс. человек). Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1 000 работающих) в 2013 году составил 0,54 (в 2012 году - 0,55).

В 2013 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики погиб 141 человек (в 2012 году - 147 человек), из них 31 человек, или 22% находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2012 году - 36 человек, или 24,5%).

Снижение численности занятых в экономике в определенной мере обусловлено демографической тенденцией - уменьшением численности населения в трудоспособном возрасте. В ближайшие годы численность трудовых ресурсов будет уменьшаться, данная тенденция продолжит оказывать существенное влияние на формирование трудового потенциала республики.

В то же время сокращение уровня занятости сопровождается дефицитом кадров, на формирование которого существенное влияние оказывает несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных.

Остаются актуальными проблемы трудоустройства отдельных категорий молодежи, не имеющей профессионального образования, инвалидов, граждан, освобожденных из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, нуждающихся в социальной поддержке (далее - целевые группы).

На рынке труда Республики Беларусь сложились определенные региональные различия, которые в большей степени проявляются не в областном разрезе, а внутри областей. Несмотря на снижение безработицы в регионах, в ряде районов и малых городов остаются более напряженные рынки труда. Одним из факторов, препятствующих их эффективному развитию, является неравномерное территориальное распределение трудовых ресурсов и низкая трудовая мобильность рабочей силы.

Согласно прогнозам социально-экономического развития республики в 2015 году в условиях структурных преобразований экономики неизбежно высвобождение рабочей силы, что потребует обеспечения ее перетока в иные виды экономической деятельности, в том числе в высокоэффективный высокопроизводительный сектор экономики. В связи с этим прогнозируется усиление мобильности рабочей силы и выход на рынок труда дополнительной численности граждан, осуществляющих поиск работы.

Кроме того, существенное влияние на рынок труда оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики, в особенности в условиях свободного передвижения через границы в рамках Единого экономического пространства.

На фоне выбытия высококвалифицированных специалистов и рабочих в связи с выходом на пенсию наблюдается снижение престижа, непопулярность рабочих профессий среди молодежи.

В современных условиях инновационного развития экономики уровень подготовки молодых специалистов не всегда соответствует требованиям нанимателя, производства, что является следствием отсутствия тесного взаимодействия нанимателей и учреждений образования при осуществлении процесса обучения и оценки его качества.

Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, лиц, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, выпускников учреждений образования, лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.

Поскольку низкий уровень безработицы в Беларуси нельзя в полной мере объяснить ни динамикой производства, ни активной политикой на рынке труда, необходимо обратить внимание на определение статуса безработного в Беларуси. Официальная статистика считается таковым лишь того, кто прошел процедуру регистрации и государственной службе занятости. Наряду с этим не проводятся опросы рабочей силы, которые позволили бы провести более точную оценку уровня безработицы. Как правило, эти опросы используют определение, принятое Международной организацией труда Согласно резолюции, принятой в 1982 г. на 13-й Международной конференции статистики труда, безработным считается тот индивид, который "не имеет работы, активно искал работу в недавнем прошлом, и готов приступить к работе, как только она появится".

В Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. Начиная с 1997 г. требования к получению статуса безработного ужесточились" В частности, вступил в силу декрет президента от 17.03.1997г. №7 "О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения", согласно которому выплата пособия по безработице увязывается с участием в общественных работах [18, с.40].

Таблица 2.3 - Динамика безработицы в Республике Беларусь 2011-2013 гг.


Численность безработных

Зарегистрировано безработных за месяц, тыс. чел

Уровень зарегистрированной безработицы, %


Тыс. человек

в % к





соответствующему месяцу предыдущего года

предыдущему месяцу



2011 г. Январь Февраль Март Апрель  Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 34,4 34,1 33,6 32,7 31,3 30,6 30,5 31,5 30,1 29,6 29,7 28,2

 81,0 78,3 76,7 75,8 76,8 78,6 80,6 81,5 83,7 84,3 87,1 85,2

 104,0 98,9 98,6 97,3 95,9 97,5 99,6 103,4 95,6 98,5 100,1 95,0

 17,0 16,9 18,2 15,5 13,7 14,5 13,2 16,2 16,3 16,2 16,6 14,1

 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6

2012 г. Январь Февраль Март Апрель  Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 30,6 31,5 31,0 30,6 29,7 27,9 27,3 27,8 26,3 26,5 26,0 24,9

 88,9 92,4 92,5 93,7 94,8 91,1 89,5 88,2 87,2 89,6 87,6 88,5

 108,5 102,9 98,6 98,6 97,1 93,7 97,9 101,9 94,5 101,1 98,0 95,9

 16,3 16,6 16,5 14,4 15,0 14,0 13,1 15,3 14,6 17,4 14,8 11,5

 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5

2013 г. Январь Февраль Март Апрель  Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 26,5 26,2 25,3 25,7 23,9 22,6 22,3 21,9 20,9 21,0 21,1 20,9

 86,5 83,3 81,7 84,2 80,6 81,1 81,9 78,7 79,8 79,0 81,1 84,0

 106,1 99,1 96,7 101,6 93,0 94,3 98,9 97,9 95,8 100,2 100,6 99,3

 15,7 14,5 13,9 15,1 11,7 11,9 12,9 11,8 13,0 14,2 12,7 11,0

 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Примечание - Источник: [19]


Таким образом, по данным таблицы 2.2. наблюдается количественное и процентное снижение безработицы.

Динамика уровня безработицы представлена также на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Динамика уровня безработицы, % в 2012 и 2013 гг.

Примечание - Источник: [19]

В 2013 году на учет было поставлено 257 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 158,3 тыс. человек, или 61,6% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве в 2013 году 182,1 тыс. человек, в том числе 121 тыс. безработных, или 66,4% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в 2013 году было привлечено 64,5 тыс. человек, из них 33,5 тыс. безработных, или 51,9% от числа привлеченных.

На конец декабря 2013 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 40,6%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец декабря 2013 г., как и на конец декабря 2012 г., условно приходилось 0,4 безработных. Из общего числа вакансий 75,5% предназначены для трудоустройства рабочих.

В январе - декабре 2013 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 257 тыс. человек (88,5 процента от уровня 2012 года), из которых 158,3 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,1 процента от уровня 2012 года). С учетом 41,1 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2013 г., всего нуждалось в трудоустройстве 298,1 тыс. человек, из них 182,3 тыс. безработных.

Регистрация безработных представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Регистрация безработныхв 2012 и 2013 гг.

Примечание - Источник: [19]

Самый высокий уровень безработицы − 1,2 процента зарегистрирован в Наровлянском районе, самый низкий - 0,1 процента в Минском районе.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился.

Рисунок 2.3 - Спрос и предложение рабочей силы

Примечание - Источник: [19]

На 01.01.2014 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 50,5 тыс. вакансий, что составило 81,5 процента к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 75,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий. В городе Минске на 1 безработного приходится более 10 вакансий.

Напряженность на рынке труда варьируется от 0,8 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.

Таблица 2.4 - Напряженность на рынке труда

Область

Напряженность на 01.01.2014 г.

Брестская

0,7

Витебская

0,7

Гомельская

0,8

Гродненская

0,5

г. Минск

0,1

Минская

0,4

Могилевская

0,4

Республика Беларусь

0,4

Примечание - Источник: [19]


На 1 января 2014 г. более половины всех состоящих на учете безработных - мужчины (59,4 процента), молодежь в возрасте 16 - 30 лет составляет 34,6 процента.

Таблица 2.5 - Состав безработных по полу

На конец 2012 г.

На конец 2013 г.

Численность безработных - всего

человек

%

Численность безработных - всего

человек

%


24944

100


20959

100

из них женщин

11973

48,0

из них женщин

8503

40,6

мужчин

12971

52,0

мужчин

12456

59,4

молодежь 16-29 лет

9415

37,7

молодежь 16-29 лет

7251

34,6

Примечание - Источник: [19]


Таблица 2.6 - Состав безработных по образованию

На конец 2012 г.

На конец 2013 г.

Численность безработных всего

24 944 человек

100 %

Численность безработных всего

20 959 человек

100 %

Распределение общей численности безработных по образованию:



Распределение общей численности безработных по образованию:



- общее базовое

3021

12,2

- общее базовое

2632

12,9

- общее среднее

9135

36,6

- общее среднее

7384

35,2

- профессионально- техническое

6424

25,8

- профессионально- техническое

5693

27,2

- среднее специальное

3491

14,0

- среднее специальное

2919

13,9

- высшее

2856

11,4

- высшее

2322

11,1

- послевузовское

17

0,07

- послевузовское

9

0,04

Распределение безработных по уровню образования представлено на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Распределение безработных по уровню на 1 января 2014 года. Примечание - Источник: [19]

Таблица 2.7 - Состав безработных по возрастным группам

На конец 2012 г.

На конец 2013 г.

Численность безработных всего

24944 человек

100 %

Численность безработных всего

20959 человек

100 %

Распределение общей численности безработных



Распределение общей численности безработных



16-17 лет

371

1,5

16-17 лет

248

18-19

1028

4,1

18-19

753

3,6

20-24

4304

17,3

20-24

3034

14,5

25-29

3712

14,9

25-29

2686

12,8

30-34

3128

12,5

30-34

2462

11,7

35-39

2746

11,0

35-39

2453

11,7

40-44

2605

1,04

40-44

2453

11,7

45-49

2490

10,4

45-49

2397

14,9

50-54

3224

9,4

50-54

3131

14,9

55-59

1334

5,3

55-59

1338

6,4

60 и старше

2

0,01

60 и старше

4

0,02

Примечание - Источник: [19]


Состав безработных по категориям на 01.01.2014 представлен на диаграмме (рисунок 2.5):

Рисунок 2.5 - Состав безработных по категориям

Примечание - Источник: [19]

Средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,3 месяца и на конец 2013 г. составила 3,1 месяца против 3,5 месяца на конец 2012 года.

Таблица 2.8 - Продолжительность безработицы

Средняя продолжительность безработицы на конец 2012 г., месяцев

Средняя продолжительность безработицы на конец 2012 г., месяцев

3,5

3,1

Примечание - Источник: [19]


Таблица 2.9 - Период трудоустройства

Годы

Средний период трудоустройства, мес.


Всего по Республике Беларусь

мужчин

женщин

молодежи

2012 г.

1,4

1,2

1,9

1,2

2013 г.

1,4

1,2

1,7

1,2

Примечание - Источник: [19]


В 2013 г. средний период трудоустройства безработных остался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он более длительный - 1,8 месяца.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2013 г. составила 21 тыс. человек, что на 21% меньше, чем на конец октября 2012 г. и на 0,2% больше, чем на конец сентября 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец октября 2012 г. - 0,6%).

Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2014 г. составил 148,9 тыс. рублей, или 13% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Согласно прогнозным расчетам в 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 200 тыс. безработных.

Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2015 году составит около 225 тыс. человек. Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.

Таким образом, основные социально-экономические особенности развития рынка труда Беларуси следующие:

1) Снижение численности население и старение нации;

2)      Появление тенденции снижения численности трудовых ресурсов населения;

)        Несущественное снижение численности занятых в экономике. Эксперты связывают это с последствиями первой и второй волны экономического кризиса и прогнозируют в дальнейшем создание новых рабочих мест и увеличение численности занятого населения

)        Перераспределение численности занятого населения из структур государственной формы собственности в частную, также из производственной и промышленной сферы в сферу услуг;

)        Расширение скрытых форм безработицы при относительно низком ее официальном уровне;

6) Слабое влияние уровня реальной заработной платы на установление равновесия на совокупном рынке труда;

7)   Доминирование практики добровольных увольнений при выбытии персонала;

8)   Распространение практики режима неполного рабочего времени по инициативе администрации и административных отпусков и практически полное отсутствие забастовок и острых трудовых конфликтов;

9)   Распространение вторичной занятости, занятости в неформальном секторе экономике.

 

Глава 3. Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь


Реализация Государственной программы способствовала повышению эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан, стимулированию роста занятости в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижению остроты проблемы занятости граждан целевых групп, обеспечению занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда.

В рамках реализации Государственной программы решены следующие задачи:

-  содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

-       вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

-       интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

-       содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

-       повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

-       обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

-       совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

-       обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

В Государственной программе закладываются основы такого повышения, а также превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с реструктуризацией организаций и оптимизацией численности их работников.

Приоритетными направлениями Государственной программы на 2015 год являются стимулирование экономической активности и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

В числе основных задач мероприятий - создание условий для обеспечения эффективной занятости населения, повышения мобильности рабочей силы, обеспечения социальной защиты безработных граждан, информированности граждан о состоянии рынка труда и по вопросам занятости населения.

Осуществление мер по содействию занятости населения предусматривается путем:

содействия гражданам, в том числе безработным, в трудоустройстве на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места;

содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

организации оплачиваемых общественных работ;

стимулирования развития трудовой мобильности граждан в пределах республики в целях трудоустройства в другой местности;

обеспечения социальных гарантий безработным в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи;

совершенствования работы по информированию населения о состоянии рынка рабочей силы.

Выполнение предусмотренных Государственной программой мероприятий будет способствовать улучшению ситуации на рынке рабочей силы, смягчению последствий и предупреждению длительной безработицы, содействовать занятости граждан, в том числе самостоятельной занятости безработных.

В результате реализации мероприятий Государственной программы к концу 2015 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5 процента к численности экономически активного населения, в том числе в:

Брестской области - 1,4 процента,

Витебской - 1,6,

Гомельской - 1,5,

Гродненской - 1,2,

Минской - 1,4,

Могилевской - 1,5

г. Минске - 0,6 процента.

Финансирование Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год планируется осуществлять за счет средств бюджета фонда в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2014 года "О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2015 год" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.01.2015, 2/2095), средств местных бюджетов.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2015 году будет направлено 277 082 400 тыс. рублей, в том числе средства бюджета фонда - 246 948 000 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 238 486 000 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 30 134 400 тыс. рублей.

В последнее время ситуация на рынке труда характеризуется снижением количества обращений в государственную службу занятости и, соответственно, снижением регистрации безработных.

Основными направлениями деятельности государства по согласованию количества и качества рабочих мест и рабочей силы:

-   содействие целенаправленному расширению спроса на труд через стимулирование инвестиционной деятельности предприятий,

-        проведение инвентаризации рабочих мест на предприятиях для получения обобщенных данных в отраслевом и региональном разрезе о количестве и структуре экономически эффективных рабочих мест,

-        содействие высвобождению избыточных работников, их переобучению, повышению квалификации, содействие их трудоустройству на новые рабочие места,

-        согласование рынка образовательных услуг и рынка труда,

-        совершенствование предложения рабочей силы (для обеспечения соответствия между квалификацией работника и требованиями к нему, предъявляемыми новым рабочим местом), профилактика структурной безработицы.

Необходимо осуществить усиление координации деятельности Министерства труда и социальной зашиты населения Республики Беларусь, органов Государственной службы занятости населения, органов местного управления и самоуправления с иными органами государственного управления, влияющими на рынок труда и миграцию населения опосредованно:

а) с Министерствами экономики, юстиции, финансов, Министерством по налогам и сборам, Советом по развитию предпринимательства (вопросы формирования эффективного механизма поддержки предпринимательства и самозанятости);

б) с Министерствами строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия (вопросы совершенствования жилищной политики и улучшения социально-бытовых условий жизни населения);

в) с Министерством образования (вопросы совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда);

г) со всеми вышеперечисленными министерствами и ведомствами по вопросам совершенствования нормативно-правовой основы регулирования рынка труда и миграции населения, стимулирования развития инфраструктуры рынка труда.

Необходимо также обеспечить усиление регионального блока регулирования рынка труда и миграции населения, что предполагает:

а) осуществление расчетов миграционной привлекательности региона исходя из анализа факторов миграции. Комитеты (управления, отделы) по труду, занятости, социальной защите при обл-, гор-, райисполкомах могут осуществлять такие расчеты самостоятельно или же выступать заказчиками на проведение оценки в научных учреждениях или учреждениях образования;

б) дополнение государственной (региональных) программ занятости населения разделом "Управление межрегиональной миграцией". Данный раздел может содержать следующие пункты: 1) оценка миграционной привлекательности региона; 2) содействие переселению граждан на новое место жительства и работы; 3) стимулирование маятниковых территориальных перемещений населения;

в) предоставление органам местного управления и самоуправления права самостоятельно определять объем и направления переселения безработных, а также права самостоятельно распоряжаться средствами, выделяемыми на эти цели;

г) составление перечня наиболее приоритетных сфер и направлений создания новых рабочих мест с учетом миграционной привлекательности региона;

Реализация предлагаемых направлений будет способствовать активизации межрегиональной миграции населения, что, в свою очередь, обеспечит сбалансированность между спросом на рабочие места и имеющимися в конкретном регионе вакансиями.

Совершенствование регулирования занятости и безработицы

Эффективная система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.

Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.

Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются:

• развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;

• сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения;

• создание развитой системы профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;

• внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

• совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

• содействие занятости маргинальных групп населения;

• совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;

• поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.

Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. При этом социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и прежде всего - Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. Речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств.

Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать:

·  обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства;

·        признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов;

·        разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

Мировой и отечественный опыт показывает, что приоритетным направлением формирования рынка труда является приведение в соответствие предложения рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре спросу производства на нее. Данное направление реализуется посредством осуществления следующей системы мер.

Во-первых, это разработка макроэкономических прогнозов профессионально-квалификационного состава рабочей силы (с указанием необходимого уровня подготовки специалистов по каждой профессии). Такие прогнозы, например, в США составляются на протяжении последних 50 лет, результаты которых регулярно публикуются. За эти годы созданы современные методологические подходы и хорошо организованная информационно-статистическая база системы прогнозирования занятости. Прогнозу профессионально-квалификационной структуры занятых в экономике страны должны предшествовать:

-    демографический прогноз и прогноз численности экономически активного населения по социально-демографическим группам:

-           прогноз темпов и пропорций экономического роста;

-           прогноз производства товаров и услуг по отраслям;

-           прогноз занятости по отраслям.

Разработка таких прогнозов дает возможность выявить структурные сдвиги в составе рабочей силы по профессиям и специальностям, а также обеспечить развитие системы высшего, среднего и профессионально-технического образования с учетом реальных потребностей отраслей экономики и производств в квалифицированных кадрах.

В развитых странах мира для определения перспективной (на 5-10 лет) потребности в кадрах в профессионально-квалификационном и территориально-отраслевом аспектах, выявления требований, предъявляемых к работникам со стороны нанимателей, организуются мониторинги формирования спроса и предложения рабочей силы, а также мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. На основе таких обследований оцениваются масштабы подготовки кадров, определяется профессионально-квалификационная структура приема и выпуска специалистов, обеспечивается взаимосвязанное развитие рынка образовательных услуг и рынка труда.

В качестве комплекса основных практических мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в Республике Беларусь:

1. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, совершенствование предложения рабочей силы на внутренних рынках труда организаций, региональном и совокупном рынках труда.

Это многоаспектное направление, которое должно содержать такие меры, как:

1) профилактика молодежной безработицы и профессиональная активизация выпускников;

2) предотвращение длительной безработицы;

3)      содействие повышению географической и профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, увеличение эластичности рынка труда и снижение его институциональной жесткости;

4)      формирование механизма со-финансирования получения образования для молодежи и развитие общественных организаций при учреждениях образования, занимающихся устранением дисбаланса на рынке молодых специалистов;

5)      согласование рынка образовательных услуг и рынка труда.

2. Содействие расширению спроса на труд посредством:

1) инвентаризация рабочих мест;

2)      содействие реструктурированию предприятий социально-ответственным способом;

3)      развитие предпринимательства и устранение административных барьеров в его развитии;

4)      стимулирование инвестиционной деятельности;

5)      развитие и упрощение системы кредитования и поручительства;

6)      развитие институциональной поддержки бизнеса (консалтинг, общества взаимного кредитования. помощь в сертификации производства и товаров, в развитии экспорта);

7)      поддержка развития малого бизнеса и самозанятости граждан.

3. Дальнейшее совершенствование и развитие институционального обеспечения рынка труда, повышение качества и расширение разнообразия услуг, оказываемых учреждениями и организациями на совокупном рынке труда и его отдельных сегментах:

1) развитие социального аудита на предприятиях;

2)      развитие социального диалога и партнерства на рынке труда;

3)      формирование специальных программ в регионах, предусматривающих консолидацию усилий всех субъектов регионального рынка труда (региональных органов власти, службы занятости, предприятий, учреждений образования региона, объединений работодателей, профсоюзов, общественных организаций) в решении проблем реструктуризации и занятости;

4)      развитие инфраструктуры рынка труда, организация сотрудничества государственной службы занятости, кадровых служб организаций, местных органов власти, профсоюзов, общественных организаций, кадровых агентов, учреждений образования в обеспечении согласования спроса и предложения на совокупном рынке труда и его сегментах.

4. Управление региональным рынком труда на основе поливалентного стратегического подхода.

5.       Управление внутренними рынками труда организаций на основе поливалентного кадрового подхода в каждом из сегментов.

6. Стимулирование развитие малого бизнеса и предпринимательства.

 

Заключение


Одним из важнейших рынков факторов производства является рынок труда, позволяющим наемным работникам продать свое время и навыки работодателям, заинтересованным в производстве продукции.

Основными характеристиками рынка труда Республики Беларусь являются устойчивый уровень занятости, невысокий уровень официально зарегистрированных безработных. При этом существуют две абсолютно противоположные проблемы - трудоизбыточности и дефицита, основным источником которого является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Наблюдается негативная тенденция к снижению численности населения и сокращению объемов трудовых ресурсов вследствие снижения рождаемости и старения нации. При сохранении тенденции перехода к модели однодетной семьи численность населения страны через 25-30 лет может сократиться почти вдвое. Трансформация структуры занятости и форм собственности не оказала влияния на повышение производительности труда. Сложившаяся ситуация на рынке труда требует кардинального изменения политики государства в данной сфере.

Главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.

Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы. Опыт развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес способны обеспечить рабочими местами более половины всех занятых в народном хозяйстве. Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Как показывает мировая практика, основными направлениями активной социальной политики по созданию новых рабочих мест являются: во-первых, формирование максимально благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания конкурентоспособных рабочих мест; во-вторых, введение поощрительных мер для предпринимателей, активно развивающих свою деятельность; в-третьих, стимулирование самозанятости населения. Для этого нужно упростить и удешевить процедуру регистрации частных предприятий и предпринимателей, убрать бессмысленные ограничения, снизить налоги, активно пропагандировать предпринимательство.

Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. Подводя итоги, следует отметить, что на характер современной безработицы воздействует несколько факторов: научно-технический прогресс; структурные и региональные сдвиги в экономике; резкое усиление внешнеэкономической конкуренции.

Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность. Одновременно необходима дерегуляция данного рынка. Разумно повышать его конкурирующую природу. Рынок труда Республики Беларусь должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к современным условиям. Тенденция должна быть направлена в сторону индивидуализации ставок оплаты труда. Вознаграждение необходимо строить в увязке не столько с текущим трудовым вкладом, сколько с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей и ростом квалификации конкретного работника.

 

Список использованных источников


1.     Белокрылова, О.С. Занятость и рынок труда в переходной экономике: Теория и практика / О.С. Белокрылова, А.А. Заиченко. - Ростов-на-Дону, 2011. - 192 с.

2.       Беспрацоу'е: учора, сення, заутра // Мiнская прауда. 2011. 19 лютага. С.2.

3.     Бобкова, И.Н. Рынок труда: методология, теория, практика / И.Н. Бобкова. - Минск: Академия МВД, 2011. - 343 с.

4.     Боровик, Л. Социальная защита безработных: Зарубежный опыт и его использование в Беларуси /Л. Боровик, М. Пилуй // Белорусский банковский бюллетень. -2011. -№27. -С.16-18

5.  Боровик, Л.С. Политика труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - № 6. - С. 4-12.

6.     Бусел, Н.Н. Рынок труда в Республике Беларусь: особенности формирования и функционирования // "Экономика и управление", № 2, 2009. - С. 83-87.

.       Ванкевич, Е.В. Рынок труда РБ: особенности формирования и развития // Витебск: УО "ВГТУ", 2009. - 303 с.

.       Гайдук, К. Рынок труда в Беларуси: общий обзор / К. Гайдук // Экономический вестник, 2012. - №1. - С.44-93.

9.       Коховец, А.Я. Рынок труда как объект государственного регулирования / А.Я. Коховец // Проблемы управления. - 2012. - № 1. - С. 61-64.

10. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Часть 1. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов вузов / И.М. Лемешевский. - Мн.: ООО "ФУАинформ", 2009. - 407 с.

11.   Меркумян, А. Проблемы безработицы / А. Меркумян // Экономист. - 2012. №8. С. 61-63.

12.   Микроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского.- Минск: ТетраСистемс, 2009. - 272 с.

13.   Мясникович, М.В. Государственное регулирование социальной сферы: учебник / М.В. Мясникович, Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. - 230 с.

14.     Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] - Минск, 2015. - Режим доступа: #"907420.files/image009.jpg">

Примечание-Источник: [20]

 

Приложение В. Качественные характеристики рынка труда Республики Беларусь


Таблица В.1 - Качественные характеристики рынка труда в Республике Беларусь


преимущества

проблемы

1. Образовательный уровень работников

Высокий уровень

Согласование рынка образовательных услуг и требований производства, международное признание дипломов

2. Инновационная активность субъектов хозяйствования, численность занятых в инновационном секторе

Переход на инновационные факторы экономического роста является стратегической целью развития Беларуси, что подтверждается принятой Государственной Программой инновационного развития Республики Беларусь

Невысокий уровень инновационно активных предприятий и доля персонала, выполняющего научные исследования и разработки, слабая чувствительность бизнеса к инновациям

3. Гибкость рынка труда

Численная гибкость

Сниженная функциональная гибкость  Институциональная жесткость рынка труда в Беларуси

4. Мобильность работников

Высокий и растущий уровень географической мобильности работников

Нелегальные потоки внешней трудовой миграции, Функциональная гибкость

Примечание - источник: [20]


Похожие работы на - Совершенствование механизма регулирования рынка труда в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!