Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    326,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

Учреждение образование «Институт предпринимательской деятельности»

Кафедра экономики и туризма











Курсовая работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь»








Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

.1 Содержание, особенности, функции рынка труда

.2 Основные элементы рынка труда

.3 Механизм функционирования рынка труда

.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза

. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь

.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь

. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Обеспечение эффективной занятости

.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных

.3 Реформирование системы оплаты труда

.4 Стимулирование повышения качества труда

.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВВЕДЕНИЕ

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. В связи с этим ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными. Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:

раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;

выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в Республике Беларусь;

оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;

исследовать роль государства на рынке труда;

проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.

Методологической и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, законодательство Республики Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

.1 Содержание, особенности, функции рынка труда

Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. На различные виды доходов, связанных с трудом, в развитых странах приходится до 75% национального дохода. Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственен ряд характеристик. Рынок труда - это: [1, c.30]

совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;

место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

Экономическими предпосылками рынка труда являются: [2, c.138]1) экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства; 2) свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда; 3) свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве.

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, красота и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.

Главная задача рынка труда - это обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой цели осуществляется через выполнение рынком труда ряд, функций. Основные из них: [3, c.82]

согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;

поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы;

содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;

воздействие на условия реализации личного трудового потенциала.

Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить: [1, c.39]

неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца;

значительную продолжительность контакта продавца и покупателя (сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем);

действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);

наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;

высокую степень индивидуализации сделок (каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков).

1.2 Основные элементы рынка труда

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном параграфе рассмотрено строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:

субъекты рынка труда;

экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Ниже рассмотрены основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда - наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники - это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.

Государство как субъект рыночных отношений представлено республиканскими, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

регулирование рынка труда косвенными методами;

защита прав всех субъектов рынка труда;

Второй компонент - экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее. [4, c.5]

Безработица - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Безработица как экономическое явление представляет собой вынужденную незанятость трудоспособного населения, отсутствие постоянного места работы. Незанятость является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Основными причинами безработицы являются: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий, несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. [5 с.115]

Выделяют несколько видов безработицы. Фрикционная безработица представляет постоянное движение рабочей силы в поисках более подходящего места работы. Структурная безработица связана с реструктуризацией экономики и НТП, вследствие чего изменяется профессионально-квалификационная и территориальная структура спроса на рабочую силу, а для подготовки соответствующих специалистов необходимо время. Циклическая безработица обусловлена фазой спада экономического цикла, когда происходит снижение совокупного спроса на рабочую силу, что сокращает уровень занятости в экономике. Скрытая безработица представляет резервирование рабочей силы на производстве при невозможности её полного или частичного задействования, что выражается в отправлении работников в административные отпуска, перевод на работу в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации. Институциональная безработица возникает при высоких социальных выплатах безработным, наличии определённых льгот для них при исчислении подоходного налога и осуществлении социально-бытовых платежей. Технологическая безработица связана с обновлением производственного капитала, модернизацией и перевооружением производства. Формами безработицы являются молодёжная, женская, длительная безработица. [5, с.118] Также выделяют региональную, импортируемую (приток на рынок труда иммигрантов), сезонную, конверсионную (сокращение численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса) безработицу.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда. [4, с.9]

1.3 Механизм функционирования рынка труда

Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда.

На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.

Рисунок 1 - Взаимодействие спроса и предложения

Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис.1 демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная цена труда (или заработная плата) - цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения. При этом уровне цены труда достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка. [6, c. 52]

1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза

Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда, можно выделить ряд подходов к анализу его функционирования, присущих основным направлениям экономической теории.

Родоначальник классической школы А. Смит и его последователи (А. Маршалл и др.) считали, что цена, спрос и предложение - элементы механизма саморегуляции рынка труда, которая может быть нарушена только войнами и политическими взрывами. Важнейший момент классической теории - пояснение о том, что совокупный спрос всегда достаточен для реализации всего объема выпуска продукции. Численность занятых определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы. Благодаря гибкости цены труда - реальной заработной платы - рынок труда всегда возвращается к состоянию равновесия. По мнению представителей классической школы, безработица носит исключительно добровольный характер, так как работники делают свободный выбор между занятостью по более низкой реальной ставке оплаты и безработицей. Заработная плата выступает в виде процента на вложенный человеческий капитал. Предприниматель получает доход от инвестиций физического капитала. Отсюда - бесконфликтность и справедливость распределения доходов междуагентами производства. [7, c.79]

В конце XIX - начале XX в. сформировалось и теоретически оформилось неоклассическое направление, ярчайшим представителем которого является А. Маршалл. В соответствии с неоклассической теорией (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, позднее - Д. Гилдер, А. Лаффер и др.) рынок труда является фундаментально равновесным, обеспечивающим баланс спроса и предложения труда, когда основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы (заработная плата). Они признавали наличие длительной, устойчивой безработицы, однако причины ее видели в действии внерыночных факторов, препятствующих механизму рыночной самонастройки, прежде всего снижающих гибкость ставки заработной платы (долгосрочность трудовых договоров, деятельность профсоюзов,).[1, c.109]

В конце 20-х - начале 30-х гг. страны с развитой рыночной экономикой поразил экономический кризис, который продемонстрировал, что выводы классической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс дал объяснение экономических проблем, отличное от классической теории. Основные идеи кейнсианства могут быть сформулированы следующим образом. Во-первых, рыночная экономика не содержит инструментов саморегулирования. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции, что обусловлено отсутствием синхронности в процессе принятия решений относительно сбережений и инвестиций. В частности, сбережения слабо зависят от процентной ставки, а основным их фактором выступает национальный доход. На инвестиции ставка процента также не оказывает определяющего влияния, в вопросах инвестирования большое значение имеет ожидаемая норма прибыли. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются неэластичными, что объясняется несовершенной конкуренцией на рынках; наличием монополий, существованием профсоюзов. Во-вторых, в рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100 %-ному вовлечению в производство всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица в своей фрикционной и структурной формах. Достижение полной занятости не возможно без государственного регулирования величины совокупных расходов. Рынок также не в состоянии обеспечить достижение потенциального валового национального продукта. В этом процессе также необходимо участие государства. [7, c. 81]

Теория неоклассического синтеза (термин введен П. Самуэльсоном) представляет собой синтез неоклассических и кейнсианских идей. Исходя из этой теории, в условиях экономического спада восстановление полной занятости не может быть достигнуто автоматически. Однако, после того как оно будет обеспечено мерами государственного регулирования, вновь вступят в силу постулаты неоклассической теории занятости. Иначе говоря, если неоклассическая концепция утверждает, что рынок труда фундаментально равновесен и лишь действие внерыночных факторов способствует его самонастройке, а кейнсианская - делает заключение о фундаментальном нравновесии рынка труда, вытекающем из присущих ему свойств, то неоклассический синтез предполагает, что кейнсианская модель верна в краткосрочном периоде, а неоклассическая - в долгосрочном. [8, c.18]

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ, услуг, ценных бумаг, жилья и др. Но среди всех этих рынков свое особое место занимает рынок труда.

Ключевыми теоретическими понятиями рынка труда являются понятия рабочей силы, занятости населения и безработицы.

Фундаментальную основу рынка труда составляют человеческие ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда можно рассматривать как неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему социально-экономических и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных работников и государства по поводу купли-продажи товара.

2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.

2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь

В соответствии с законом Республике Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З, занятость - это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору; являющиеся членами (участниками) юридических лиц; зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок. [9, c. 2]

Рынок труда в Республике Беларусь за январь - сентябрь 2014 г.В январе - сентябре 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 178,7 тыс. человек (88,5 процента от уровня 2013 года), из которых 108,6тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (90,1 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 213 тыс. человек, из них 129,6 тыс. безработных.[11, c. 125]

В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране. [12, c.11]

Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2014 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2013 году - 0,5 процента).( Рисунок А.1 - Уровень безработицы) [11, c. 125]

По данным Министерства труда и социальной защиты, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец мая 2014 года составила 21,2 тыс. человек, что на 6% меньше, чем на конец июня 2013 года, и на 3% - чем на конец мая 2014 года. В экономике Беларуси в январе-июне текущего года было занято 4 млн. 491,2 тыс. человек, что на 1,5% меньше, чем в январе-июне 2013 года. [10] Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. На 01.10.2014 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 53,5 тыс. вакансий, что составило 79,6 процента к уровню 2013 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,1 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,4 процента в 2013 году). (Приложение А, рис. А. 3). [11, c. 125]

Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009-2010 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2010 г. она незначительно возросла - до 43,5 тыс. чел. [13, c.6] В структуре безработицы тенденция отражает мировую - преобладает женская безработица (в общей численности безработных на конец октября 2010 женщины составили 53%). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2010 лет, однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.4) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе-октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 3,5%. Нужно также отметить, что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы. По данным на 01 октября 2010г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены 16,4% в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г. [14, c. 69]

Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице (в октябре 2010 г. - 48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

Беларусь пока не перешла на методологию Международной организация труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2009 года сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%. [16, c.30]

Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

Таким образом, нужно отметить, что сегодня уровень занятости населения в Беларуси остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.

2.2 Динамика и структура номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь

Заработная плата является одним из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 г. как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2004 по 2009гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США. За исследуемый период своего максимума в долларах - 456,4 долларов - средняя зарплата достигла в декабре 2008 года.

В настоящее время (январь-сентябрь 2010г.) номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 18,6 процента, и составила - 1167,1 тыс. руб. В сентябре 2010 г. ее уровень у работников промышленности составил 1461,3 тыс. руб., строительства - 1788,5, транспорта - 1530,5, связи - 1455,2, сельского хозяйства - 879,2 тыс. руб. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 16,7 процента и составила 896,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 1003,9 тыс. руб.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 10,8%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. - уменьшилась на 0,2%. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличилась на 9,1%, в сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. - на 4,2%. [11, c.130]

В настоящее время имеет место отраслевая диспропорциональность заработной платы, что свидетельствует об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям (Приложение Б, рис. Б.2) Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня - и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве.

Информация о размере минимальной заработной платы в 2014 году

С 4 августа 2014 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее - Закон).

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1076 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2014 г. № 712 с 1 января 2014 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1660000 рублей.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.

2.3 Роль государства в регулирования рынка труда в Республике Беларусь

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость государственного вмешательства посредством специальной политики занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее. [17, c.228]

В Республике Беларусь последовательно и целенаправленно реализуется политика обеспечения занятости населения, направленная на сохранение рабочих мест и трудовых коллективов, содействие развитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, создание новых производств и новых рабочих мест; снижение безработицы. Достижению стабильной, контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий, ежегодно разрабатываемых на основе Государственной и региональных программ содействия занятости населения, а также ряда иных программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости населения, среди которых Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2014 годы, Комплексная программа развитая сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2014 годы, ежегодно принимаемые Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Приоритетное внимание в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2014 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 № 1640, уделено повышению эффективности использования и повышению качества трудовых ресурсов, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения, стимулированию нанимателей к созданию рабочих мест; содействию в организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, снижению дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу, снижению региональной дифференциации регионов по уровню безработицы; обеспечению социальной защиты граждан, временно потерявших работу. В целом основные показатели Государственной программы в 2009 - январе-сентябре 2010г. выполнены. [12, c.12]

Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в государством был разработан ряд мер, предусматривающих приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ; опережающее профобученне и переподготовку безработных и работников, находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки направляемых на них временно свободных работников.

Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений.

В целях содействия занятости населения было принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование зданий нежилых помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.[13, c.8]

Одно из главных направлений противодействия безработице - стимулирование развития занятости в сфере малого бизнеса. В 2009-2010 гг. по поддержке предпринимателей осуществлены специальные меры, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса.

В целях стимулирования переселения семей безработных на повое место жительства и работы увеличен размер выплачиваемых денежных средств каждому безработному, переселяющемуся из города в сельскую местность, с пяти- до семикратной величины бюджета прожиточного минимума.

Немаловажное значение имеет профессиональное обучение безработных. Программой занятости населения предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, с целью дальнейшего их трудоустройства на другие рабочие места. При этом затраты нанимателей на это компенсируются за счет средств Фонда социальной защиты населения.

Важной мерой защиты и сохранения рабочих мест молодежи стал пересмотр системы организации нанимателями субсидированных рабочих мест для молодежи на возмездной основе в рамках «Молодежной практики». В целях стимулирования трудоустройства молодежи нанимателям, организующим молодежную практику, предусмотрены компенсации затрат по оплате труда и по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. [19, с.6]

Результатом реализации всех названных мер стало:

обеспечение трудоустройства на новые рабочие места 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд - 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);

оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3 и 81,2 процента);

направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них 8,2 тыс. - женщин, 13,0 тыс. - молодежи в возрасте 16-29 лет;

трудоустройство 1,4 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);

организация адаптации к трудовой деятельности 430 инвалидов (95,1 процента);

оказание финансовой поддержки в организации собственного дела 2,3 тыс. безработным (82,2 процента). [18]

Как видно из вышесказанного, правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых - задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций на рынке труда и в экономике в целом.

3.1 Обеспечение эффективной занятости

Вопросы сохранения управляемой ситуации на рынке труда и повышения эффективности мер государственной политики по обеспечению занятости населения являются одними из наиболее важных в рамках государственного регулирования экономики Республики Беларусь. Обязательной предпосылкой достижения стратегической цели государственного регулирования - обеспечение рациональной занятости населения - является разработка и реализация следующих мер по стимулированию создания новых рабочих мест:

установление системы льготного налогообложения и кредитования субъектов хозяйствования с целью формирования новых рабочих мест в жизненно важных производствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;

расширение прямых бюджетных инвестиции в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких производствах и сфере услуг;

обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формирования специализированных рабочих мест и т.д.);

активизация создания временных рабочих мест на основе общественных работ и развитие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйствования (снижение взносов на социальное страхование за частично занятых работников; облегчение процедуры приема их па работу и т.д.).

Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:

осуществить на основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей;

разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кадров с последующим согласованием потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве. В случае выявления недостатка кадров составлять заказ - договоры (заявки) нанимателей па их подготовку, при избытке - заблаговременно (например, за год) уведомлять службу занятости о численности рабочих и специалистов, находящихся под угрозой высвобождения, с целью принятия упреждающих мер;

на основе данных организаций о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. [13, c. 9]

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение административно-организационных ограничений и барьеров, препятствующих его становлению и эффективному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. В первую очередь за счет упрощения процедуры получения банковских кредитов (льготное обеспечение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд и т.д.).

Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на развитие лизинга оборудования для малых предприятий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в республике отсутствуют.

Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддержки предпринимательства, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др. [20,c. 115]

Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики па рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства. [13, c.10]

Еще одно направление - налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых для профессиональной деятельности.

Одновременно следует принять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреждений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высоко-квалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фактором миграции служит низкий уровень заработной платы таких специалистов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вызывает нарекания даже у отечественных работодателей. Кроме того, задачи инновационного развития белорусской экономики также повышают требования к качеству и компетенции персонала. В связи с этим очевидна необходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответствующие стратегическим целям развития Беларуси. [21, c.101]

Для реализации данных мер по модернизации рынка труда с целью обеспечения эффективной занятости разработан и действует ряд программ (Приложение В, рис. В.1) 6-7 декабря на рассмотрение четвертого Всебелорусского съезда будет внесен проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг., в рамках которого также предусмотрен ряд приоритетных направлений политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; совершенствование системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. Основная цель - дать гражданам Беларуси возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. [27]

3.2 Повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных

Проблема социальной поддержки безработных и их семей остается наиболее острой в рамках существующей ситуации на рынке труда Республики Беларусь. Как уже говорилось раннее, максимальный размер пособий по безработице с учетом ежемесячной денежной компенсации - около 29 долл. США, минимальный - чуть более 12 долл., средний в 2010 г. равнялся 48,7 тыс. бел. руб. 18% ВПМ. В связи с этим в данный момент на рассмотрении в Совете Министров находится предложение о необходимости повышения размера пособия по безработице, подготовлено финансово-экономическое обоснование его увеличения до бюджета прожиточного минимума.

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатеже-способным.

Для усиления социальной поддержки безработных граждан возможно также введение следующих мер:

предоставление льготы по выплатам в Фонд социальной защиты предприятиям, заключившим трудовые контракты с безработными по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен минимум на год);

организация дополнительных выплат субъектам малого бизнеса за каждое созданное рабочее место и трудоустройство на него безработного по направлению службы занятости;

увеличение срока выплаты пособия по безработице всем категориям безработных;

расширение критериев подходящей работы в зависимости от категории безработных (профессионально-квалификационного и половозрастного состава). Определение критериев приемлемой работы для граждан, которые до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите более 6 месяцев были заняты в личном хозяйстве; для граждан с ограниченными возможностями; для лиц без профессии, которые впервые ищут работу; для граждан, которые пребывают на учете как безработные более 12 месяцев (опыт России). [13, c.12]

Повышение социальных гарантий в области занятости также является важным элементом стимулирования труда в Республике Беларусь. В письме Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2008 г. Разработан Примерный перечень трудовых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, а также контракты в целях закрепления в организациях высококвалифицированных. В Перечне указаны также возможные источники обеспечения предлагаемых гарантий. В частности, к социальным рекомендовано относить: выплаты на удешевление питания; единовременные выплаты к профессиональным праздник юбилейным датам работников, организации; выплаты на погребение близких родственников; единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка; единовременные премии.

Они производятся за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Пересмотр и дополнение списка социальных гарантий также является возможным направлением совершенствования рынка труда Республики Беларусь. [22, c. 56]

3.3 Реформирование системы оплаты труда

Приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение достойного уровня заработной платы. Ее реализация обуславливает необходимость разработки новых, гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Наиболее серьезной проблемой, касающейся оплаты труда в Республике Беларусь на данный момент, является существующая тарифная система оплаты труда. Она включает тарифные ставки и Единую тарифную сетку. Главный недостаток тарифных ставок - это их низкий уровень. Дешевизна рабочей силы имеет свои негативные последствия - это сдерживание внедрения новой техники и технологии (т.к. при высокой цене рабочей силы работодатель стремится заместить ее автоматизированным трудом), потери от текучести кадров, низкая производительность труда. Сдерживающим фактором роста тарифного заработка является и второй важный элемент тарифной системы - единая тарифная сетка (ETC). Предназначенная осуществлять дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации работников и сложности работ, она изначально не может выполнять своей функции, т.к. объединить в одну систему количественной оценки совершенно разные по качеству, содержанию, сфере деятельности, сложности и социальной значимости виды труда практически невозможно без нанесения серьезного ущерба тарифной системе в целом. К основным недостаткам современной ETC относятся:

завышенный диапазон тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям МОТ);

завышенный диапазон тарифных коэффициентов (отношение наибольшей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно рекомендациям МОТ);

необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. завышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и специалистами с высшим образованием;

неравномерные и прогрессивно убывающие коэффициенты возрастания тарифных ставок: на одних участках диапазона тарифной сетки они составляют 1,16, на других -1,07.

Внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 должностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития. Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:

разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;

установление прямой зависимости увеличения заработной платы от показателей эффективности производства и качества продукции, повышения производительности труда;

совершенствование тарифной системы путём изменения межразрядных коэффициентов

Широкое распространение на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:

долевые методы распределения коллективного трудового дохода (доля каждого работника в коллективном фонде оплаты труда определяется как сумма частных показателей - сложность и условия труда, его интенсивность, качество работы, эффективность использования предметов труда);

оплата по трудовому рейтингу (заработная плата каждого работника рассчитывается с помощью набора определенных коэффициентов - образовательный уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий);

участие в прибылях (формирование за счёт заранее установленной доли прибыли премиального фонда, из которого работники получают регулярные выплаты пропорционально заработной плате каждого и с учетом его личной и трудовой характеристик). [22, c. 57]

3.4 Стимулирование повышения качества труда

Период 2010-2015 гг. белорусская экономика будет ориентироваться на модернизацию, переход на более высокий технологический уклад развития производства. Как известно, в условиях структурных изменений экономики и ее инновационного развития приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов, улучшения качества труда. Таким образом, речь идет об обеспечении не только полной, но и экономически эффективной занятости с высокой производительностью труда, достойной оплатой и условиями труда.

Качество труда - это экономическая категория, которая отражает взаимообусловленную связь эффективности хозяйствования и возможностей работников реализовывать свой профессиональный и творческий потенциал в процессе труда. Объектом стимулирования повышения качества труда являются отношения по поводу совершенствования процесса и увеличения результата труда работников. В качестве субъекта стимулирования выступает трудовой коллектив и отдельно взятый работник. Тактической целью стимулирования повышения качества труда является организация оплаты труда с учетом его качестве и поиск резервов развития организации и потенциала работника. [24, c.161]

Решение проблемы качества труда связывается с возможностью управления этим процессом. Под управлением качеством труда понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях управления на факторы и условия, обеспечивающие реализацию целей предприятия на рынке и способностей работников в процессе труда. Основными элементами управления качеством труда являются: подбор, подготовка кадров и повышение их квалификации; развитие творческой активности работников; укрепление дисциплины труда, исключение монотонности и повышение содержательности труда; мотивация персонала и материальное стимулирование. Необходимо подчеркнуть, что элементы управления качеством труда важно рассматривать во взаимосвязи друг с другом, а также со структурой, целями, задачами отдельно взятого предприятия.

Управление подбором кадров возможно только на основе использования специальных методов. Эту функцию практически на всех предприятиях республики выполняет отдел кадров, используя при этом такие методы как беседы, анкетирование, оценка уровень специальных навыков, стаж работы в определенной должности. Однако работники отдела кадров зачастую не имеют специального образования и ощущают недостаток знаний в области менеджмента. Необходимо принципиально менять работу отдела кадров, осуществлять их переход от делопроизводства к менеджменту персонала, включая маркетинг персонала, который предусматривает изучение рынка рабочей силы; выбор путей привлечения кандидатов; формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации.

Подготовка кадров включает в себя ознакомление работников с особенностями работы на новом месте. Развитие рынка требует постоянной переподготовки кадров и повышения их квалификации. Повышая квалификацию и уровень подготовки, работники ставят целью продвижение по службе. Поэтому в рамках управления качеством труда необходимо планировать карьеру работников, что будет способствовать стабильности работы предприятия, росту его конкурентоспособности, повышению престижа.

Укрепление дисциплины труда предусматривает отсутствие прогулов, простоев по вине как работника, так и предприятия, ответственность за работу, лояльность, трудолюбие, добросовестность.

Развитие творческой активности предполагает самостоятельное развитие своих профессиональных навыков, знаний, способности поддерживать передовое, видеть перспективу, проявление стремления к нововведениям. Повышение творческой активности происходит при привлечении работников к управлению предприятием, самоуправлению, наделении их правом владения, распоряжения и использования собственности.

Ключевым звеном системы управления качеством труда выступает мотивация работников. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о том, что именно стимулирование, учитывающее, прежде всего, личные интересы работника, осуществляется при достижении им нужного работодателю результата. У различных возрастных групп работников в системе мотивации труда свои приоритеты. И ни в коей мере не отрицая важности материального вознаграждения, нужно подчеркнуть системность подхода к стимулированию при управлении качеством труда, используя в полной мере мотивацию труда, основанную на многообразии потребностей и интересов.

Резюмируя выше сказанное следует подчеркнуть, что стимулирование повышения качества труда в современных условиях является немаловажным направлением в стратегии деятельности предприятия. Рыночные отношения выдвигают использование элементов управления качеством труда на одно из важных мест в системе расширенного воспроизводства. Управление качеством труда в торговом предприятии - это возможность практической реализации качества торгового обслуживания населения и основа творческого развития личности работника. [25, c. 5]

3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь

С учетом основных направлений социально-экономической политики на 2006-2012 гг. разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» (1981 г. Ст. 155), ратифицированной Законом Республики Беларусь «О ратификации Конвенции МОТ от 1981 г. №155» (1999). Ратификация Конвенции означает признание Республикой Беларусь необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне организаций.

Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда. К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:

разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда,

международное сотрудничество в области охраны труда. [26, c.40]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

заработный плата труд рынок

Таким образом, рынок труда - важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.

Немаловажной задачей остается решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов - все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Приоритетной задачей политики в Республике Беларусь на современном этапе является также обеспечение достойного уровня заработной платы. Реформирование системы оплаты труда должно быть направлено на разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения и регулирования рынка труда. В работе статистических органов в области занятости населения не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Рынок труда: учеб. пособие /П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П. Э. Шлендера. - Москва: Вузовский учебник, 2004. - 208 с.

.        Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. - Москва: КНОРУС, 2010. - 400с.

.        Горелова Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелова. - Санкт-Петербург: 2007. - 208c.

.        Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / Н.А. Волгин [и др.]; Под ред. Н.А. Волгина. - Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005. - 280 с.

.        Ванкевич Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е.В. Ванкевич, А.П. Морова, И.В. Новикова; - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2008. - 303 с.

.        Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - 2-е изд. - Москва: Инфра-М, 2007. - 272 с.

.        Базылева М.Н., Бондарь Л.В.. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, Л.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. - 2001. - №1. - С. 79-83

.        Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие / В.М. Соколинский [и др.]; под ред. В.М. Соколинского. - Москва: КНОРУС, 2010. - 248 с.

9.      О занятости: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 № 100-3 // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"820475.files/image002.jpg">

Рисунок А.1 - Уровень безработицы

Таблица А.1 - Распределения численности занятого населения по формам собственности


Рисунок А.2 - Спрос и предложение рабочей силы

Таблица А.2 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Б.1 - Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь

Рисунок Б.2 - Средняя заработная плата в сентябре 2010 г. по отдельным отраслям экономики (тыс. рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ B

Таблица B.1 - План мероприятий по модернизации рынка труда РБ

Наименование мероприятия

Форма исполнения

Ответственные исполнители

Срок реализации

Обновление структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире

Программа развития и модернизации рабочих мест

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.

Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников

Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2010-2020гг

Развитие инфраструктуры рынка труда

Бизнес-проекты

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015гг.


Похожие работы на - Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!