Особенности экономических кризисов в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    159,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности экономических кризисов в Республике Беларусь

Содержание

Введение

.Экономические кризисы сущность, причины, последствия

.1 Цикличность экономического развития и её типы. Фазы циклов

.2 Основные причины экономических кризисов

.3 Последствия экономических кризисов и их особенности в переходной экономике

. Особенности экономических кризисов в Республике Беларусь

.1 Анализ кризисных ситуаций в стране

.2 Последствия экономических кризисов на современном этапе в национальной экономике

.3 Особенности антициклического регулирования и его эффективность

Заключение

Список использованных источников

Приложения

экономический кризис цикличность

Введение

На протяжении становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдались: нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Первый мировой экономический кризис, который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году. Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций.

Современный мировой финансовый кризис является звеном в цепочке кризисов, описанию которых посвящена обширная экономическая литература.

Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом - он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат более фундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные. Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. События в экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах.

Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов [1, c.10].

Актуальность данной темы очевидна, т.к. экономика многих стран мира вовлечена в последний из этих кризисов.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов экономического кризиса. Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:

охарактеризовать типы и факторы экономического кризиса;

рассмотреть основные модели экономического кризиса;

проанализировать проблему экономического кризиса в Республике Беларусь, его количественную и качественную составляющие.

Предметом исследования являются проблемы макроэкономической нестабильности и их особенности в переходной экономике. Объектом исследования является экономический кризис.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованных источников.

1.Экономические кризисы сущность, причины, последствия

.1 Цикличность экономического развития и её типы. Фазы циклов

Нестабильность макроэкономики означает, что познавать ее дальше можно, лишь подключив фактор времени. С его учетом и будем изучать теперь закономерности и тенденции изменений макроэкономики.

Экономическая цикличность - это волнообразные колебания различной длительности вокруг макроэкономического равновесия. Экономическим циклом, или деловым циклом, называется промежуток времени между двумя одинаковыми фазами экономического развития [2, c. 92].

Циклическому развитию экономики свойственны периодически повторяющиеся кризисы.

Цикличность - это всеобщая форма движения национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Она выражает неравномерность функционирования различных компонентов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития. Наиболее характерная черта цикличности заключается в том, что движение происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность - форма прогрессивного развития, движение от одного макроэкономического равновесия к другому.

Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы: кризис (спад), депрессия (стагнация, нижняя точка спада), оживление (подъем, экспансия), пик (бум, вершина цикла).

Главные фазы цикла - это кризис и подъем и соответствующие им точки - максимальный спад как низшая точка и пик - вершина подъема.

Теории, объясняющие цикличность, можно свести к двум большим группам: экстернальные (внешние) и интернальные (внутренние) теории.

Существуют различные теории, объясняющие колебания деловой активности [3, c.87].

В начале XX в. появились теории, объясняющие циклы характером (особенностями) движения основного капитала (М. Туган-Барановс- кий, Г. Кассель, А. Шитхоф, А. Афтальон) в зависимости от потребительского спроса. А. Афтальон проанализировал взаимодействие между производством предметов потребления и накоплением в зависимости от жизненного цикла основных производственных фондов и обосновал принцип акселерации, согласно которому сравнительно небольшие изменения в потребительском спросе могут вызвать значительные колебания инвестиций. Дальнейшее продолжение эта теория получила в работах Дж. Кларка, в которых доказывается, что увеличение спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и другой основной капитал [2, c. 93].

Другая версия причины скачкообразного процесса - это обновление основных производственных фондов под влиянием научно-технического прогресса. Й. Шумпетер показал влияние научно-технического прогресса на скачкообразное обновление основных производственных фондов.

Среди теорий, которые имеют значение для современной экономики, видное место занимает позиция Дж. Кейнса в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), в которой экономический цикл рассматривается как результат взаимодействия трех составляющих: национального дохода; потребления и накопления капитала.

В основе цикла, по Дж. Кейнсу, лежит неравномерная динамика спроса, которая в свою очередь определяется доходами домашних хозяйств и субъектов хозяйствования. Антициклическое регулирование должно заключаться в стимулировании совокупного спроса в периоды спада и ограничениях спроса во время подъема. Однако кейнсианская модель регулирования цикла допускает инфляцию.

Затем в 70-80-е гг. XX в. получила развитие теория «чикагской школы», согласно которой стабилизация экономики обеспечивается регулированием объема денежной массы в обращении. Ее представитель М. Фридмен видел основу экономического цикла в нестабильности денежного рынка, избытке денег, который закладывается экономической политикой государства [4, c.94].

Выделяют три типа экономических циклов. В основе такого деления - причины и сроки их длительности.

Краткосрочные циклы (циклы Китчина), их продолжительность 3-4 года. Причина - колебания мировых запасов золота и закономерности денежного обращения.

Среднесрочные циклы, их продолжительность 7-12 лет. В качестве причин одни экономисты называют кредитную сферу (К. Жугляр), а также периодичность обновления производственных сооружений и жилья (строительные циклы Кузнеца), другие - обновление основных фондов.

Долгосрочные циклы (большие экономические циклы Н. Кондратьева), их продолжительность 48-55 лет. Некоторые ученые полагают, что возможны колебания с периодом чуть ли не в 100 лет.[5, c.4]

Теории, объясняющие цикличность, можно свести к двум большим группам: экстернальные (внешние) и интернальные (внутренние) теории.

Трудно в экономической науке найти проблему, при объяснении которой так часто ломались бы копья, так яростно соперничали бы различные школы и направления.

Традиционными можно признать следующие направления в исследовании циклов и кризисов.

Во-первых, объяснение кризисов недопотреблением населения (ограниченностью платежеспособного спроса), вызывающим перепроизводство. Эту позицию разделяли утописты, к ней примыкали марксисты, отголоски этой концепции можно обнаружить и у Кейнса. Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон (1903-1983), лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов они считали стимулирование потребления. Практика между тем убеждает нас в том, что возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризисов.

Во-вторых, группа теорий, объединяемых понятием «диспропорциональности», или «неравновесия». Согласно им, кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. От этого тезиса дороги ведут как в строну усиления государственного регулирования, так и, если предположить, что механизм рынка способен к «самолечению», к ослаблению государственного вмешательства, признаваемого малоэффективным. Составной частью этой, весьма многоликой, группы можно считать концепцию, объясняющую кризисы ошибками в государственной фискальной политике, сбоями в денежном хозяйстве или банковской сфере.

Эти нарушения равновесия, вызванные внерыночными факторами, следует лечить косвенными методами, полагаясь, прежде всего, на внутренний ресурс рыночной экономики.

Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных.

В числе внешних обстоятельств, вызывающих спады и подъемы, находится экзотичная теория У.С. Джевонса (1835-1882), занимавшегося в юности метеорологией, о связи деловых циклов с изменениями в конфигурации солнечных пятен, происходящими каждые 10 лет. Джевонс пытался использовать эти наблюдения и для объяснения смены урожайных и неурожайных лет, и для переходов общества от состояния депрессии к деловой активности, оптимизму.

В том же направлении работала и мысль А.Л. Чижевского (1897- 1964). Он выступил с идеей солнечно-земных и космо-земных связей, доказывал, что ход человеческой истории подчиняется изменениям солнечной активности [6, c.45].

Следует остановиться на психологической теории кризисов. Здесь пальма первенства принадлежит, естественно, австрийской школе. Подобные взгляды не были чужды и австроамериканцу Й. Шумпетеру. Эта теория считает, что каждой фазе свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует грюндерскую горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность инвестиционного цикла.

Институты, наблюдающие за хозяйственной динамикой России, обращают внимание на психологический фон протекающих процессов. Разработан «Индекс предпринимательской уверенности», рассчитываемый на основе опросов и анализа текущих показателей [7, c. 55].

Явление цикличности было замечено давно, и многие ученые занимались его объяснением: М. Туган-Барановский, Д. Кондратьев, К. Маркс, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер и др.

Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение 170 лет. Первые экономические кризисы датируются 1821 г. в Англии и 1840 г. в Германии. С тех пор они повторялись каждые 7-12 лет. Кризис 1873 г. явился первым в истории циклов мировым экономическим кризисом.

Кризис - такая фаза цикла, когда происходит резкое сокращение деловой активности: падение цен, затоваривание, порой прямое уничтожение части полезной продукции, сокращение капиталовложений, производства, занятости. В условиях спада наблюдается повышенная потребность в денежных ресурсах, что приводит к росту процентных ставок по кредитам [8, c. 96].

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

.2 Основные причины экономических кризисов

Кризисы классифицируются:

По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах. Так общие кризисы охватывают се национальное хозяйство, а частичные лишь какую-либо одну сферу или отрасль экономики.

Финансовый кризис характеризуется постоянным бюджетным дефицитом. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам.

При денежно-кредитном кризисе происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов) [9, с. 162].

Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени (другое название - циклические кризисы).

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

по отрасли проявления.

Аграрный кризис - это резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобоким и уродливым развитием одних отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в отдельных видах производства). Например, в середине 70-х годов возник сырьевой и энергетический кризис.

по характеру нарушения пропорций воспроизводства.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

При этом все экономические кризисы делятся на традиционные и кризисы, которые разрушают один или несколько базовых экономических институтов, присущих той стране (или группе стран), в которой они происходят.

К первой группе относятся традиционные циклические рецессии, и ценовые кризисы, связанные с внешними факторами (рост цен на нефть, рост цен на отдельные виды продовольствия в связи с неурожаем и т.д.). Это отраслевые кризисы, связанные либо с банкротствами крупных участников отдельных рынков, либо с общим упадком отдельных отраслей. Это региональные кризисы, связанные со слабостью национальных валют. Следует отметить, что все эти кризисы отличаются замечательным свойством: они могут быть разрешены в рамках существующих экономических механизмов, без изменения экономики в целом.

В развитии кризиса можно выделить три стадии:

Первая - латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу; этот период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом рождения в его недрах последующего цикла.

Вторая - период обвала, взрыва, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики количественно преобладающей, но уже обреченной системы, а заодно и надсистемы. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее. Нарушается устойчивость и возрастает альтернативность вариантов развития надсистемы. Возможны и зигзаги, отступления, задержки в выходе из кризиса.

Третья - период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие (на нижнем уровне) между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшей свою силу новой, которая на фазе оживления (когда кризис и депрессия уже позади) становится господствующей, преобладающей и готовится к новому скачку своего подъема, расцвета [10, с. 124].

Причинами первого мирового экономического кризаса, начавшегося в 1857 году, посужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Как следствие начался кризис во всей бансковской системе США. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу, дойдя до Латинской Америки.

В 1873 второй мировой экономический кризис начался в Германии и Австрии. Данный кризисл характеризуется крахом финансовой системы ряда европейский стран, так предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. В США начало кризиса способствовало падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства Объединенной Тихоокеанской железной дороги.

Кризис 1914 года обусловлен началом Первой мировой войны, в том числе за счет распродажи бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков [11, с. 39].

Следующий мировой экономический кризис начался 24 октября 1929 года. Данный кризис растянулся на 4 года и назывался Великой депрессией. Начало данного кризиса связано с обвалом акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют.

Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

Далее, в 1973 году произошел первый энергетический кризис, который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

В начале 90-х годов в Южной Америе начался так называемый Мексиканский кризис. В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989-1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса - бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы [12, с. 30].

Кризисы характерны для рыночной экономики с тесной взаимозависимостью отраслей, сфер хозяйства, регионов. Следует, по-видимому, различать непосредственные поводы и причины кризисов (циклов). Первыми могут действительно служить самые различные обстоятельства (политические события, слишком крутые меры банков, международная нестабильность и пр.). Возникновение кризиса без побудительного влияния случайных, внешних сил вряд ли возможно. Но механизм цикла скрыт внутри самой системы, и в этом смысле последний неизбежен: за высоким гребнем подъема следует провал.

Депрессия - это фаза цикла (более или менее продолжительная), когда идет спад производства. Производство осуществляется на суженной базе. При классическом варианте эта фаза характеризуется падением нормы процента до сравнительно низкого (в пределах данного цикла) уровня [13, c. 42].

Как говорилось в первой главе Великая депрессия - рецессия <#"907063.files/image001.jpg">

Рисунок 2.1 - Динамика индекса потребительских цен за 2012-213 гг., в % к предыдущему году

Источник: [15]

Прирост цен на продовольственные товары за 2013 год составил 13,4 процента (годом ранее - 25,1 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожал картофель (в 1,9 раза), табачные изделия (в 1,6 раза), мука пшеничная (в 1,5 раза), яйца куриные (на 28,6 процента), макаронные изделия (на 26,8 процента), общественное питание (на 22,8 процента), овощи (на 22,3 процента).

Прирост цен на непродовольственные товары за 2013 год составил 7,6 процента (годом ранее - 10,3 процента). В наибольшей степени подорожал бензин (на 26,5 процента), печатные издания (на 23,1 процента), медикаменты (на 12,1 процента), автомобили легковые (11,7 процента).

Прирост тарифов на услуги населению за 2013 год составил 39,1 процента (за 2012 год - 36,1 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги детских дошкольных учреждений (в 1,9 раза), пассажирского транспорта (на 52,4 процента), жилищно-коммунальные услуги (на 47,8 процента), связи (на 42,4 процента), физической культуры и спорта (на 40,6 процента).

По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция за январь-декабрь 2013 г. составила 12 процентов (17,1 процента за январь-декабрь 2012 г.) и дала, по оценке Национального банка, 7,9 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 47,8 процента против 52,6 процента годом ранее). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, дали 8,6 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 52,2 и 47,4 процента соответственно), увеличившись с начала года на 25 процентов.

Согласно полученным в декабре 2013 г. данным19 90,8 процента респондентов ожидали дальнейшего роста потребительских цен в ближайшие 3 месяца (в ноябре 2013 г. - 90 процентов, в декабре 2012 г. - 90 процентов). При этом 33,3 процента респондентов ожидали ускорения инфляционных процессов (интенсивность инфляции) против 32,9 процента в ноябре 2013 г. и 27,9 процента в декабре 2012 г. (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Динамика показателей, характеризующих инфляционные ожидания в Республике Беларусь в ближайшие 3 месяца, %

Источник: [15]

Роста отпускных цен на выпускаемую продукцию в декабре 2013 г. ожидали 39,4 процента опрошенных предприятий против 39,1 процента в ноябре 2013 г. и 44,9 процента в декабре 2012 г.

По данным Белстата, валовой внутренний продукт за девять месяцев 2014 года составил в текущих ценах 544,2 трлн. руб. и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2013 года на 1,5% в сопоставимых ценах.

Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 113,4% (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3- Показатели ВВП и инфляции в январе-сентябре 2013-2014 гг.

Источник: [16]

В январе-августе 2014 года объем внешней торговли товарами и услугами сократился по сравнению с январем-августом 2013 года на 3,3%, в том числе экспорт - на 1%, импорт - на 5,7%. Объем внешнеторгового оборота за восемь месяцев текущего года составил 58,6 млрд. долл. США.

Рисунок 2.4 - Динамика внешнеторговых операций

в январе-сентябре 2013-2014 гг.

Источник: [16]

Рисунок 2.5 - Прибыль до налогообложения и чистая прибыль в январе-марте 2013- 2014 гг.

Источник: [16]

Итоги хозяйственной деятельности организаций реального сектора экономики в январе-августе 2014 года характеризовались увеличением продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с январем-августом 2013 года.

.3 Особенности антициклического регулирования и его эффективность

Для преодоления негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса в Беларуси были разработаны и реализованы антикризисные мероприятия в рамках следующих четырех агрегированных блоков:

первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики,

меры по поддержке валообразующих предприятий,

совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса.

Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям:

привлечение дополнительного внешнего финансирования,

стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке,

сокращение расходов госбюджета,

либерализация экономики,

поддержка реального сектора и валообразующих предприятий,

стимулирование экспорта и ограничение импорта,

создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию,

селективная поддержка уязвимых категорий населения и др. [17, c.59]

Так, в 2015 году в белорусский бюджет в качестве компенсации потерь от большого налогового маневра в России должны в полном объеме поступить вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты - около $1,9 млрд. Эти средства вместе с пошлинами на экспорт добываемой в стране нефти - всего более $2 млрд - пойдут на погашение валютного госдолга. В следующем году Беларуси предстоит выплатить $3 млрд и еще $1 млрд направить на обслуживание госдолга.

На внешних финансовых рынках Беларуси планирует привлечь в 2015 году около $1 млрд. Это могут быть и евробонды, и двусторонние, синдицированные кредиты.

Основными источниками пополнения бюджета будут налоговые доходы. Поправками в Налоговый кодекс предусмотрено увеличение ставок акцизов на все подакцизные товары, кроме пива и автомобильного топлива, увеличение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18 до 25%, рост ставки подоходного налога с 12 до 13%. Эти и другие меры позволят расширить ресурсную базу бюджетов[18].

Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваются в размере Br156,7 трлн. Общая сумма доходов консолидированного (республиканский и местные) бюджета прогнозируется на уровне Br252,9 трлн.

Расходы по проекту республиканского бюджета сформированы в сумме Br141 трлн, консолидированного - Br237,9 трлн. Основная их доля имеет социальную направленность. Впервые в расходной части бюджета появилась строка «семейный капитал», на формирование которого предусмотрено Br1,8 трлн. В субвенциях, передаваемых фонду социальной защиты населения, предусмотрены средства на ежемесячные выплаты семья, воспитывающим двоих и более детей - Br1,6 трлн.

Доля традиционно главных бюджетных расходов - на образование и здравоохранение - увеличивается с 17,3% до 18,1% и с 14,2% до 14,8% соответственно. Бюджетное финансирование образования составит Br43 трлн, здравоохранения - Br35 трлн.

Расходы на социальную политику запланированы на уровне Br21,8 трлн. В их составе предусмотрены ассигнования на социальную защиту - более Br3 трлн, на помощь в обеспечении жильем предполагается потратить Br5,3 трлн, на содействие занятости - Br200 млрд, на молодежную политику - Br62 млрд. На развитие физкультуры и спорта в 2015 году планируется потратить Br3,3 трлн. В том числе Br510 млрд - на содержание национальных команд по видам спорта, включая подготовку спортсменов к олимпийским и паралимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро и к другим международным соревнованиям. Расходы на сферу культуры должны составить Br3,8 трлн, на научную, научно-техническую, инновационную деятельность - Br2,1 трлн.

Законопроект предусматривает повышение ставки подоходного налога с 12% до 13%. Эти средства пойдут на поддержку семей с детьми, подчеркнул министр финансов Владимир Амарин, представляя законопроект в Палате представителей.

Кроме того, планируется увеличить ставку налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%. В целях расширения ресурсной базы бюджетов предлагается ввести специальный сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в Беларуси[18].

Уровень налоговой нагрузки в 2015 году без учета таможенных пошлин составит 23,6% ВВП и не вырастет по сравнению с 2014 годом. Владимир Амарин обратил внимание, что законопроектом предусматривается упрощение налогового администрирования и другие меры, позволяющие упростить применение налогового законодательства.

Заместитель председателя постоянной комиссии по бюджету и финансам Александр Мякинник, который выступил содокладчиком по законопроекту, добавил, что документ предоставляет пенсионерам, инвалидам I и II группы 50% льготу по уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В 2011-2025 гг. основной задачей макроэкономической политики становится обеспечение качества экономического роста, повышение эффективности реального сектора экономики, его социальной результативности и сбалансированности (пропорциональности) всех звеньев, что обусловливает некоторое замедление темпов роста. За весь прогнозируемый период ожидается увеличение ВВП в 2-2,3 раза [19, c.9].

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая политика направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для стабильного экономического роста и позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

Налоговая политика будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста.

Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней.

Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.

В результате реализации предложенных направлений будут обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь будет проводиться в целях эффективной реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития на основе согласования и взаимной увязки со всеми другими мерами государственного регулирования экономики.

В 2011-2015 годах будут созданы необходимые макроэкономические и монетарные условия для обеспечения полной конвертируемости белорусского рубля.

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь будут являться повышение устойчивости и эффективности функционирования банков, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

В укреплении и развитии банковской системы значительную роль будет играть обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках Союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями.

Основной целью ценовой политики является формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, создание условий для повышения эффективности функционирования отраслей экономики. Для реализации указанных целей, обеспечения стабильности и сбалансированности цен предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.

В прогнозируемый период предусматриваются опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП. Расчеты показывают, что ежегодный темп прироста инвестиций в 2011-2015 годах в среднем составит 9-10 процентов.

Заключение

Таким образом, на основании изученного теоретического материала можно сделать следующие выводы:

Экономический кризис - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Кризисы классифицируются: по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах, по регулярности нарушения равновесия в экономике, по отрасли проявления и по характеру нарушения пропорций воспроизводства.

Пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

В целом по Республике Беларусь за 2012-2013 гг. наблюдается рост основных макроэкономических показателей, характеризующихз степень развития национальной экономики. Динамика валового внутреннего продукта складывается таким образом, что наряду с ростом номинальных показателей, ВВП в текущих ценах, наблюдается и рост реальных показателей (ВВП в постоянных ценах), т.е. ВВП скоректированное на ИПЦ или же индекс-дефлятор ВВП.

Для усиления позиций Республики Беларусь в мировом сообществе, расширения традиционных и завоевания новых рынков сбыта отечественной продукции необходимо максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества страны, базирующиеся в первую очередь на факторных условиях конкурентоспособности, которых нет или недостаточно в других странах, больше внимания уделять развитию потенциальных конкурентных преимуществ более высокого ранга, которые основываются на инновациях и высокоразвитом человеческом потенциале. Из-за ограниченности ресурсов это должны быть направления, по которым Беларусь уже достигла или близка к мировому уровню, а также направления, позволяющие обеспечить технологический прорыв и выпуск продукции с новыми потребительскими свойствами, которые будут иметь устойчивый спрос на мировых рынках. К последним отнесены создание новых лазерных технологий и оборудования на их основе для машиностроения, медицины и других отраслей народного хозяйства, новых сверхтвердых, магнитных, пьезокерамических и полупроводниковых материалов, создание новых суперкомпьютеров и развитие микроэлектроники, оптического приборостроения, точной механики, средств отображения информации, коммуникационной техники, производство программных продуктов, племенное дело и селекция новых сортов сельскохозяйственных культур и др. Развитие этих направлений создает базу для формирования инфраструктуры нового постиндустриального общества.

Для реализации приоритетов развития Беларуси потребуется разработка и реализация отраслевых и региональных программ с системой комплексных мер, что обеспечит выход страны на качественно новый уровень научно-технического и социально-экономического развития.

Список использованных источников

1 Богомазов, Е. Мировой кризис. Взгляд на причины / Е. Богомазов // Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 5. - С. 10-12.

2 Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 400 с.

Букин, М.К., Семенов, В.А. Макроэкономика (основы экономической теории): учебник / М.К. Букин, В.А. Семенов. - М.: Издательство «ДИС», 2010. - 320 с.

Антипина О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина. Н.А. Миклашевская, А.А. Никифоров; под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 489 с.

Баталов, Э.Я. Глобальный кризис-ХХI : идейно-политические аспекты / Э.Я. Баталов // США. Канада: экономика, политика, культура. - 2010. - № 10. - С. 3-22.

Воробьева Е.М. Макроэкономика: учеб.-метод. Пособие / Е.М. Воробьева. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 126 с.

Гальперин В. М. Макроэкономика: учеб. пособие / В.М. гальперин. - СПб.: Экон. Школа, 2009. - 512с.

Макроэкономика: учеб. пособие / [И.В. Новикова и др.]; под редакцией И.В. Новиковой. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 302 с.

Макроэкономика: учеб. пособие / Под ред. Л.П. Зеньковой - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 374 с.

Макроэкономика. Социально-экономический аспект: курс лекций для студентов эконом. Спец. вузов / И.М.Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2010. - 543с.

Попкова, Н. Мировой кризис как предвестник посткапиталистического развития / Н. Попкова // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 39-44.

Рапопорт, Г. Глобальный экономический кризис 2008-2009: истоки и причины / Г. Рапопорт, А. Герц // Вопросы экономики. - 2010. - № 11. - С. 18-31.

Тихонов, А. Мировой финансовый кризис: проблемы денежной теории и экономической политики / А. Тихонов // Банкаўскі веснік. - 2010. - № 28 (кастр.). - С. 41-46.

Ясинский, Ю.М. Основы теории экономического развития: курс лекций / Ю. М. Ясинский. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 281 с.

Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ - Дата доступа: 17.04.2015.

Доклад Министра экономики на заседании Совета Министров Республики Беларусь «Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 2014 г., организации работ по выполнению задач на 2015 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002092_256437_doklad.pdf. - Дата доступа: 17.04.2015.

Страченко Т.М. Новые задачи и проблемы государственного регулирования экономики Республики Беларусь // Экономический бюллетень. - №12. - 2010. - С. 59-63.

О республиканском бюджете на 2015 год: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2014 года №225-З

Тур, А. Антикризисная политика Республики Беларусь: доклад заместителя Министра экономики Республики Беларусь А. Тура / А. Тур // Банкаўскi веснiк. - 2010. - № 25 (верас.). - С. 9-11.

Похожие работы на - Особенности экономических кризисов в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!