Основы государственной статистики в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,43 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы государственной статистики в России

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическое развитие любого государства, органов управления и власти прочно связано с положением статистики, присутствием и нужностью объективных данных и, конечно, данных государственной статистики. Подающее надежды развитие статистики зависит от социально-экономического уровня, который достигла страна на определенном этапе своего существования, характера, масштабов и эффективных форм организации современного общественно-политического устройства, его целей и задач. При всем этом общий успех в обоих случаях определяется состоянием экономико-статистических работ и научных исследований, направленных на их постоянное совершенствование, оперативностью и предприимчивостью использования получаемых новых результатов в интересах повышения эффективности принимаемых государственных, экономических, политических и социальных решений.

Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, правдивой, научно обоснованных официальных статистических данных о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.

Для решения этой задачи действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации.

Отсюда вытекает обоснованный интерес к организации статистических работ и исследований, модернизации их форм и методов, укоренение в свою практику лучших мировых статистических стандартов, к оптимизации путей плодотворного их применения. Получается, совершенствование деятельности органов статистики напрямую влияет на развитие страны в целом, этим обусловлена актуальность данной дипломной работы.

Целью данного исследования является: разработка мероприятий по улучшению деятельности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.

Перед написанием дипломной работы нами были поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть теоретические основы деятельности государственной статистики;

2)дать организационно-экономическую характеристику Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области;

)разработать мероприятия по совершенствованию деятельности данного учреждения;

)дать оценку эффективности предложенных мной мероприятий.

Объект исследования: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (Вологдастат)

Предметом исследования выступает деятельность Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. статистика государственная федеральный информация

Для изучения данной темы и достижения поставленной цели были использованы такие методы исследования, как сравнительный, аналитический, статистический, метод социально-экономического исследования, метод организационных построений.


. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИИ

.1 Сущность статистики и ее основные показатели

Слово «статистика» проистекает от итальянских слов «stato» (государство) и «statista» (знаток государства) и от латинского «status» (состояние, положение). В научной литературе «статистика» появилась в 18 веке, и в исходном варианте это слово понималось как «государствоведение», т.е. организованный сбор и снабжение данными о государстве, его территории, населении и ресурсах, которыми оно обладает, а также в целом об экономике страны, ее отношениях с зарубежными государствами [5].

В настоящее время используется несколько трактовок термина «статистика».

Во-первых, статистика представляет собой отрасль практической деятельности, направленную на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о различных общественных явлениях. Основная часть статистических работ выполняется специализированными государственными структурами, например, в Российской Федерации это органы государственной статистики (общегосударственная статистика). Помимо того, собственная статистическая информация есть и у некоторых других государственных структур (административная статистика), некоторые негосударственные структуры (например, статистика профсоюзов) и организации (статистика социологических и конъюнктурных обследований и т.д.) также занимаются сбором и обработкой определенной статистической информации.

Во-вторых, статистику можно определить как отрасль знания, специальную научную дисциплину и в соответствии как дисциплина в учебных заведениях. Предметом статистики как науки выступает количественная сторона всех явлений (в первую очередь, общественных), которые рассматриваются в тесной связи с их содержанием, то есть с их качественной стороной. Для этого, основываясь на знания сущности изучаемых объектов, которая была выявлена другими науками (экономической теорией, философией, социологией и др.), статистика занимается разработкой методов количественного анализа, как правило, больших совокупностей и выявления тенденций и закономерностей, в том числе так называемой статистической закономерности - одной из форм проявления всеобщей связи явлений в природе и обществе.

В-третьих, статистика определяется как совокупность сводных, итоговых цифровых показателей, которые были собраны для определения характеристик какой-либо области общественных явлений или природно-естественных процессов.

Статистика - наука, которая изучает состояние дел в стране. Основными целями статистика являются сбор, обработка, хранение и распространение статистической информации, а также ее анализ. Она отражает реальное положение социально-экономического положения в стране.

Статистика представляет собой уникальный банк данных, где в цифровой форме отображены все стороны общественной жизни.

Впервые упоминания о статистике как о науке были еще в 12 веке, это был сбор дани на Руси. С годами статистика все совершенствуется и в современных рыночных условиях происходит постоянная модернизация методов статистического анализа.

Все процессы и явления, которые происходят в жизни общества, изучаются статистикой со всех сторон. Результаты видно по статистическим показателям.

Статистический показатель - количественная характеристика явления, на которое было направлено исследование. Статистические показатели по целевому признаку можно разделить на две группы: учетно-оценочные и аналитические.

Учетно-оценочные показатели - определение с помощью показателей размера социально-экономических явлений в конкретном изучаемом месте и времени.

Эти показатели отображают как достигнутый уровень развития на какой-то определенный момент времени, так и объемы их распространения в пространстве.

Аналитические показатели - показатели, которые используются для анализа статистической информации, они показывают особенность развития наблюдаемого явления. Например, скорость развития во времени, соотношение между собой частей изучаемого явления и другое.

Очень важной особенностью статистика как науки является то, что при изучении своего предмета, статистика образует статистические коллективы (совокупности).

Статистическая совокупность - группа единиц одного изучаемого явления, которые находятся в конкретных условиях места и времени и объединены в соответствии с задачей исследования единой основой.

Статистические совокупности не являются постоянными, они образуются статистикой в соответствии с долями конкретного исследования.

У статистики существует много задач: ей необходимо устанавливать общие свойства единиц всей совокупности, изучать взаимосвязи и закономерности развития. Задачи выполняются при помощи расчета статистических показателей и дальнейшего их анализа.

Основные задачи статистики можно подразделить на две группы:

долговременные (постоянные);

актуальные.

К долговременным задачам принято относить:

вовремя сообщать и доводить до сведения общества о происходящих процессах и явлениях;

постоянно обеспечивать полной, достоверной и качественной информацией органы управления государством, предприятия, регионы и некоторые отрасли.

К актуальным задачам относятся:

прогнозирование социальных и экономических процессов и явлений;

сбор достоверной информации от хозяйственных структур с учетом теневого сектора об их деятельности;

ведение баз данных;

распространение выборочной информации.

Обобщающие статистические показатели показывают количественную сторону изучаемых явлений, выражаются в величинах, которые соответствуют определенным единицам измерения при помощи абсолютных и относительных величин.

Такие показатели выполняют две основные функции: это управленческая и познавательная.

Первая функция - управленческая. Ее суть состоит в том, что статистические данные являются неотъемлемой частью принятия управленческих решений на всех уровнях власти.

Вторая функция - познавательная. Статистические данные наглядно показывают и отображают состояние изучаемого явления в разные периоды времени, показывают направление развития и с какой интенсивностью оно происходит. Все показатели, которые используются в статистике, можно поделить на группы, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация статистических показателей по принципам

Классификационный признакВидыСодержаниеПо сущности изучаемых явленийКачественные КоличественныеВыражающие количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей. Характеризующие размеры процессовПо степени агрегирования явленийИндивидуальные ОбобщающиеХарактеризующие единичные процессы. Отображающие совокупность в целом или ее частьВ зависимости от характера изучаемых явленийМоментные ИнтервальныеВыражающие развитие явлений на определенную дату. Выражающие развитие явлений за определенный период времени

Рассмотрим, что представляют собой абсолютные и относительные величины.

Абсолютные величины - отражают размер явления или процесса, получаются в результате статистического наблюдения. Они являются суммарными величинами, так как обобщают показатели.

Абсолютные величины выражаются в следующих единицах: денежные (стоимостные), натуральные, условно-натуральные и трудовые, в зависимости от того, какую цель и причину имеет наблюдение.

Натуральные единицы измерения отражают физические меры: вес, длина и другие.

Условно - натуральные применяются при суммировании количества разных товаров, продуктов.

Денежные или стоимостные единицы измерения выражаются в стоимостных единицах, ценах.

Трудовые единицы измерения используются значительно реже для характеристики условий и затрат труда.

Относительные величины получаются в результате деления двух абсолютных величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

.2 Основные цели и функции государственной статистики в России

В настоящее время главным органом государственной статистики в Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), ранее он назывался Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Росстат состоит из 38 территориальных органов.

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики" установила, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Структура Росстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ. Росстат России включает управления:

статистического планирования и организации статистического наблюдения;

национальных счетов;

статистики предприятий и структурных обследований;

статистики труда;

переписи населения и демографической статистики

статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;

статистики уровня жизни и обследований населения;

статистики основных фондов и строительства;

статистики внутренней и внешней торговли;

статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

статистики цен и финансов;

сводной информации.

В каждом регионе есть свой территориальный орган, поэтому можно сделать вывод, что структура органов статистики имеет административное делание.

Одной из основных целей государственной статистики является отображение состояния социально-экономической сферы в стране. При детальном изучении становится понятно, на чем стоит сосредоточить особое внимание и куда направить основные силы. Изучая то или иное явление, становится видно как развивается, в каком направлении и какой прогноз можно построить.

Принятие правильного управленческого решения напрямую зависит от качества предоставленной информации. При неполной, недостоверной, искаженной информации решение будет принято не правильно, что может иметь огромные негативные последствия как для региона, так и государства в целом.

Государственная статистика имеет тесную связь с органами государственной власти, так как находится в подчинении Правительства РФ.

Любое управленческое решение будет верным только в том случае, если оно принято на основании достоверной информации, поэтому статистика имеет огромное значение в управлении экономическим и социальным развитием страны. При принятии решения на высоких уровнях управления должны учитываться только самые точные, полные, правдивые и правильно проанализированные данные.

Для исследования состояния отдельных регионов, фирм, отраслей, предприятий и социально-экономического развития страны созданы специальные для этого органы, которые составляют статистическую службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики" утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесены некоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики". В частности, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации [18].

Для того чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно правильно проводить статистические наблюдения и сбор данных, качественно их обобщать и представлять в удобной и наглядной форме. Статистические показатели объединяют данные всеобщего наблюдения по совокупности единиц. Все показатели используются как местными органами власти, так и Правительством страны, лежат в основе межправительственных соглашений. Отсюда следует, что несомненно должна создаваться официальная государственная статистика - система организаций, которые будут отвечать за сбор данных, их обработку, обобщение по определенным критериям, за их достоверность и полноту.

Полностью система государственной статистики в России сложилась еще во второй половине XIX века. Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [2].

В Российской федерации в каждом субъекте существует свой региональный комитет по статистике. Отсюда следует, что структура органов государственной статистики совпадает с административным делением страны. Районные или городские отделы государственной статистики, которые есть в административных районах краев, областей, а также в административных районах крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург являются самым низшим звеном статистики.

В статистических сборниках публикуются статистические данные о численности и составе населения, о структуре экономики и результатах ее работы за период, состоянии рынка труда, уровне цен и их изменениях, заработной плате и совокупных доходах населения и т.д. Статистические сборники делятся на два вида: универсальные и специальные, в которых детально разобрано состояние какой-либо сферы. Примером универсального статистического сборника могут служить краткий статистический ежегодник "Россия в цифрах в ... году" или полный "Статистический ежегодник Российской Федерации за ... год", к этому типу изданий можно отнести и двухтомник "Регионы России". Универсальные сборники издаются ежегодно Росстатом России.

К специализированным статистическим сборникам относятся: "Социальное положение и уровень жизни населения России" (ежегодник), "Демографический ежегодник России", "Промышленность России", "Цены в России", "Национальные счета России в ... году" и др.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник "Санкт-Петербург в ... году" и "Ленинградская область в ... году". Комитет по статистике Москвы - статистический сборник "Москва в цифрах, ... год" (краткий), "Москва в ... году". В регионах издаются и специализированные статистические сборники.

Территориальный орган государственной статистики относится к системе федеральных органов исполнительной власти, а региональные комитеты статистики входят в структуру местных органов власти. Действенность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения статистических данных. В каждом областном, краевом или республиканском комитете по статистике есть свои вычислительные центры. Самый мощный вычислительный центр имеет Росстат России. Все наболее важное значение приобретают локальные вычислительные сети, которые связывают банки данных статистических служб, иных держателей региональной и федеральной информации. Главными функциями всех статистических органов являются сбор, обработка, анализ и представлении готовых данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ (Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговли и туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.

Автор [30] отмечает, что существуют требования к организации государственной статистики как несомненно важного звена в системе управления, состоящие в создании подходящей технологии взаимодействия с объектами - источниками первичной информации, и со структурами - потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые нужны для устранения информационной деформации, возникающей время от времени. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно-обоснованный подход к организации государственной статистики представляет собой оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (как в целом по стране, так и по ее территориям, административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики нарядус выбором ее изначальных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит и решение ряда вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), а также определение структуры и форм управления статистическими организациями, их задач и функций, формирование штатных расписаний, подбора и расстановки кадров, а кроме того их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного и технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

.3 Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи статистических данных

Преобразования в экономике, социальной сфере, в системе государственного управления, в также подъем значения и увеличение роли региональных и местных органов власти в последнее время оказали влияние на общие требования к современному устройству государственной статистики. Это и подход к государственной статистике как к основе общественной системы информации, также обеспечение проведения сбора надежных данных, их обработки, хранения и распространения, работа государственной статистики как независимой, открытой общественной службы, предоставление точных индикаторов и другой организованной социально-экономической информации, которая ориентирована на принятие управленческих решений.

Одним из важнейших, можно сказать центральным принципом правильного построения статистики является соединение функций по сбору и обработке статистических данных и разработка научно-методологических вопросов по обобщению и анализу собранных данных [12].

Обработка статистических данных и соединение их в единое целое представляет собой сложный многоуровневый процесс, от качества организации которого зависит правильность и полнота информации на выходе. В данный процесс внесла свой вклад и советская, и российская статистика благодаря своей многолетней практике, в результате чего сформировались следующие этапы:

1)разработка методологии и системы показателей для определения перечня характеристик и показателей исследуемого объекта или процесса;

2)организационно-методическая подготовка;

)сбор данных (непосредственно наблюдение);

)свод и группировка данных;

)обработка и анализ данных.

На первом этапе происходит изучение задач, для решения которых требуется статистическая информация, а также определение перечня требующихся статистических показателей и методы их вычисления для решения поставленных задач.

На втором этапе разрабатывается конкретная программа наблюдения и обработки данных, необходимых материалов для выполнения наблюдения, осуществляется подбор и обучение исполнителей, выбираются оптимальные приемы и средства получения необходимых данных и составляется организационный план действий для проведения исследования.

На третьем этапе происходит процесс получения первичных данных об составляющих исследуемого объекта, об его свойствах. В процессе эти данные потом становятся предметом статистической обработки.

На четвертом этапе происходит упорядочение всех собранных материалов по признакам, выделяются группы объектов по общим характеристикам и свойствам для исследования структуры всей совокупности, а также вырабатывают общие и групповые итоговые показатели.

На пятом этапе происходят все необходимые статистические расчеты, которые выполняются на основании индивидуальных и сводных показателях (вычисление относительных, средних и других производных показателей, определение статистических характеристик динамических рядов и тесноты связи между различными показателями, их социально-экономический анализ и формулировка выводов статистического исследования).

Следует заметить, что данная последовательность этапов статистической работы сформировалась таким образом, когда при выполнении операции по сбору и обработке происходила вручную или же с применением самых простых средств механических вычислений, которые сильно не влияли на общую методологию проведения статистического наблюдения.

На сегодняшний день уже осуществлен переход на новую вычислительную технику и введены усовершенствованные технологии обработки, хранения и распространения статистической информации. Данный переход привел за собой изменения в традиционной схеме организации статистических наблюдений, изменился состав работ и методов их выполнения. Также меняется и принципиальный подход к проблеме организации сбора, обработки и передачи как первичной, так и сводной статистической информации.

Во-первых, после сбора данных выделяется этап подготовки материалов для дальнейшей электронной обработки (шифровка данных, нанесение на технические носители и т.д.). Этот этап может быть соединен со сбором, так как уже при первичной регистрации они заносятся на специальный машиночитаемый документ.

Во-вторых, возрастает значение и обособляется комплекс работ по контролю, то есть по проверке достоверности данных. Контроль осуществляется на всех этапах работы со статистической информацией, однако особое значение имеет первичный контроль, при котором проходит проверка данных на достоверность, получаемых после наблюдения и подготовки к электронной обработке, так как даже незначительные ошибки на этих этапах понесут за собой серьезные искажения в результатах расчетов и не могут быть в дальнейшем ликвидированы.

В-третьих, при системе, когда необходимо накопление, либо быстрый поиск и многоразовое использование в разных расчетах показателей, которые получаются в разное время и абсолютно из разных источников, функция хранения и поиска данных (ранее при технике вручную данная функция не возникала) отделяется и выходит в центральное звено в системе сбора и обработки данных. Хранение статистических данных, а также их поиск поддаются автоматизации и со временем должны быть полностью автоматизированы.

В-четвертых, все вычислительные и логические операции, которые осуществляются в автоматизированном режиме, объединяются в единый этап обработки данных. Поэтому оказывается неправильным выделение сводки и группировки как отдельного этапа статистических работ, так как операции образуют внутреннее деление единого этапа обработки, при котором они соединяются с аналитическими расчетами. В это же время в качестве особого заключительного этапа статистической работы выделяется анализ данных, которые получаются после обработки, этот этап всецело остается прерогативой экономиста-статистика.

Главное место в системе официальных статистических публикаций занимают официальные статистические издания Росстата, которые выпускаются на основании ежегодно утверждаемой Федеральной программы статистических работ. В этих статистических публикациях приводятся данные, которые собираются и обрабатываются как по системе органов государственной статистики, так и официально представляемые Росстату отдельными министерствами и ведомствами. При подготовке всех статистических публикаций Росстата всегда пользуются материалами из текущей статистики, переписей населения, ряда выборочных и единовременных обследований.

Среди официальных статистических публикаций Росстата основными являются статистические сборники, которые наиболее полно раскрывают социально-экономическое положение в стране за период времени. Информация, которая публикуется в сборниках Росстата, носит постоянный характер. В изданиях раскрывается динамика происходящих явлений и просматривается их структура, все сопровождается методологическими комментариями. Выделяют две группы: комплексные статистические сборники и тематические статистические сборники.


. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Общая характеристика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области

Территориальный орган государственной статистики по Вологодской области является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет сбор официальной статистической информации и ее обработку, контроль за статистической деятельностью по всей территории Вологодской области.

Вологдастат действует на основании Положения о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №399 [18]. Он снабжает официальной статистической информацией, которая собрана по Вологодской области и которая является частью всех государственных ресурсов о демографическом и социально-экономическом положении Вологодской области.

Вологдастат подчиняется в своей деятельности главному органу статистики Росстату и входит в систему федеральной государственной статистики. Он гарантирует выполнение возложенных на него программ статистических работ и производственного плана работ Росстата.

Основными функциями Вологдастата являются:

сбор, обработка официальной статистической информации по Вологодской области об экологическом, демографическом и социально-экономическом положении в области;

осуществляет функцию контроля государственной статистической деятельности, который предусмотрен установленным Законодательством Российской Федерации.

Руководство деятельностью Территориального органа Росстата осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Вологдастат в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституционными законами, актами Президента российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе государственной статистики, а также Положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.

Территориальный орган Росстата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием (краткое наименование - Вологдастат), иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Территориального органа Росстата - г. Вологда.

Финансирование расходов на содержание Вологдастата, связанных с выполнением федеральной программы статистических работ в соответствии с производственным планом работ Росстата и дополнительных работ по поручениям Росстата, проводится исключительно из федерального бюджета в пределах установленных лимитом под обязательства и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам в соответствии с разрешением Росстата, на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности. Работы, которые не относятся к федеральной программе, выполняются за счет средств заказчика. Средства, полученные от оказания платных услуг перечисляются в доход федерального бюджета для компенсации дополнительно выделяемых средств Вологдастату из предусмотренных Росстатом бюджетом на следующий финансовый год.

При осуществлении своей деятельности, территориальный орган по Вологодской области взаимодействует с другими территориальными органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, с различными общественными организациями и с другими организациями, которые находятся на территории Вологодской области.

Вологдастат осуществляет формирование официальной статистической информации по Вологодской области: проводит государственное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью предприятий и организаций области; обеспечивает функционирование статистического регистра организаций; проводит экономические переписи, обработку, хранение и защиту статистической информации.

Вологдастат имеет обширные фонды статистической информации о социально-экономическом положении Вологодской области, ее городов и районов. Вологдастат выпускает и предлагает вниманию пользователей информационно-статистические материалы по следующим разделам:

1)основные социально-экономические характеристики области;

2)макроэкономические показатели и экономические балансы;

)уровень жизни и обследования домашних хозяйств населения;

)цены;

)финансы;

)оптовая и розничная торговля;

)платные услуги населению;

)жилищно-коммунальное хозяйство;

)внешнеэкономическая деятельность;

)промышленное производство;

)строительство и инвестиционная деятельность;

)малое предпринимательство;

)сельское хозяйство;

)охрана окружающей среды;

)демография;

)производственный травматизм;

)образование и культура;

)труд и занятость;

)наука и инновационная деятельность;

)правонарушения;

)регистр хозяйствующих субъектов;

)общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

С 1992 года органы статистики осуществляют ведение Статистического регистра хозяйствующих субъектов, в котором имеются полные наименования организаций, их адреса, телефоны и персоналии руководителей, виды деятельности, данные государственной регистрации.

Территориальный орган Росстата осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1)гарантирует выполнение перечня статистических работ и производственного плана работ Федеральной службы государственной статистики;

2)своевременно и в полном объеме предоставляет официальную статистическую информацию по вологодской области в рамках перечня статистических работ Федеральной службе государственной статистики, главному федеральному инспектору в Вологодской области, органам государственной власти вологодской области, территориальным органам статистики, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, общественным организациям и гражданам Российской Федерации;

)Подготавливает и проводит Всероссийскую перепись населения на территории Вологодской области;

)А также имеет иные полномочия, которые предусмотрены федеральными законами, ормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики.

Вологдастат при реализации своих полномочий имеет право на:

1.Запрашивать в Росстат и получать от него сведения, которые необходимы для принятия решений, которые находятся в компетенции Территориального органа Росстата.

2.От лица Территориального органа Росстата давать физическим и юридическим лицам объяснения по вопросам, которые находятся в их компетенции.

.Имеет право на применение мер ограничения, предупреждения и профилактического характера в отношении граждан и юридических лиц при нарушении или возможности нарушения действий в сфере деятельности, а также имеет право на применение мер по ликвидации последствий после совершения нарушения.

.Имеет право на создание координационных, совещательных и экспертных органов в виде советов, комиссий, групп и коллегий, в том числе при участии других ведомств, в установленной сфере деятельности.

Вологдастат имеет право оказывать платные услуги, распоряжаться государственным имуществом в установленной сфере деятельности, кроме случаев, которые установлены указами Президента российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

.2 Структура управления Вологдастата

Во главе Территориального органа Росстата стоит руководитель, который назначается и освобождается на должность Федеральной службой государственной статистики. Назначение на должность руководителя Территориального органа Росстата осуществляется по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Руководителем Вологдастата на сегодняшний день является Лысов Анатолий Геннадьевич.

Руководитель Вологдастата:

1)проводит распределение обязанностей между своими заместителями;

2)утверждает положения об отделах Территориального органа Росстата;

)освобождает от назначенной должности и назначает работников;

)согласовывает штатное расписание и утверждает структуру работы Вологдастата;

)решает вопросы, которые связаны с прохождением федеральной государственной гражданской службой, на основании Законодательства Российской Федерации;

)предлагает Федеральной службе государственной статистики мероприятия по распределению федерального бюджета, которым обеспечивается деятельность Вологдастата;

)составляет списки работников, которые осуществляют свою деятельность в Вологдастате, и направляет в Федеральную службу государственной статистики для присвоения им почетных званий, награждению государственными наградами и прочего.

На руководителя возложена ответственность за реализацию поставленных перед Вологдастатом задач, выполнение всех полномочий и следить за реализацией государственной политики в установленной сфере деятельности.

У руководителя Росстата есть заместители, которые назначаются и освобождаются от должности по его предоставлению в федеральную службу государственной статистики. Заместители назначаются только по согласованию с представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Руководитель Вологдастата сам не решает сколько заместителей у него будет, их количество устанавливает руководитель Федеральной службы государственной статистики. На данный момент он имеет трех заместителей: Сапогова М.Н., Болукова Т.В., Корнев В.Ю.

Отделы по основным направлениям деятельности Территориального органа являются структурными подразделениями.

Для служащих установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) со следующим режимом служебного (рабочего) дня:

Начало работы 8 часов 00 мин.

Перерыв с 12:00 часов до 13 часов 00 мин.

Окончание работы 17 часов 00 мин.

Окончание работы в пятницу 16 часов 00 мин.

Продолжительность служебного (рабочего) дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Отдельным государственным служащим устанавливается ненормированный служебный день в соответствии со служебным распорядком Вологдастата по установленному перечню, служебным контрактом и приказом.

Права и обязанности работников Вологдастата определены положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.

.3 Основные направления и показатели деятельности Вологдастата

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области выпускает информационно-статистические материалы, которые отображают итоги экономических реформ, показывают социально-демографические последствия осуществляемых преобразований. Без этих результатов невозможно грамотно управлять экономическими и социальными процессами в стране, регионе и т.д. Информационная база постоянно пополняется, вносятся изменения и предлагается в виде соответствующих информационных материалов:

- макроэкономические показатели;

экономико-статистические материалы по промышленности, строительству и инвестициям, агропромышленному комплексу, транспорту, связи, торговле, социальной сфере, труду и заработной плате;

демографические показатели, анализ демографических процессов;

информация о ценах, индексах цен на товары и услуги;

данные годовой бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

Также в Вологдастате предоставляется на платной основе в виде индивидуальных справок, запросов и прочих услуг, связанных с предоставлением статистической информации, краткие, либо полные отчеты.

Краткая характеристика выпускаемых экономико-статистических и аналитических материалов:

Экспресс-информация - оперативная информация по актуальным проблемам региона, которая может включать в себя как табличный материал, так текстовое краткое отступление.

Статистический бюллетень - перечень показателей за текущий период, которые собраны в оперативный материал. Бюллетень может содержать информацию, как нарастающим итогом, так и за отдельные периоды, и предусматривает использование наряду с абсолютными (тонн, руб., га и т.д.) относительные показатели (темп роста, удельный вес и т.д.).

Статистический сборник - издание, включающее в себя материал, в который входят таблицы разного вида с итогами постоянного статистического наблюдения, и может включать итоги от единовременных учетов. Статистический сборник выпускается один раз в год, реже два. В нем обязательно отображаются данные за ряд лет в динамике. В сборнике используются как абсолютные данные, так и относительные.

Аналитическая записка - материал, представленный в виде текста, который содержит анализ показателей по различным проблемам деятельности. Чаще состоит из одного текста, но возможно допущение небольших размеров графиков, таблиц или диаграмм. Если необходимо разместить таблицу или график больше допустимого размера, то его выносят в приложении.

Классификатор - нормативный документ, который содержит классифицированный свод наименований и кодов систематизированных группировок и (или) объектов классификации.

Статистический справочник - материал о перечне предприятий с ежегодной актуализацией, в котором содержатся основные данные по предприятию: полное наименование, каким видом занимается предприятие, ФИО руководителя, адрес и телефоны.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и ее территориальные органы размещают актуальную статистическую информацию на Интернет-сайте:

Росстат: www.gks.ru

Волгоградстат: #"justify">На Интернет-сайте Вологдастата представлена информация по разделам:

о территориальном органе государственной статистики (Вологдастате): руководство, структура, районные отделения, полномочия, обращения граждан и другое;

новости Вологдастата: новостная лента, фото- и видеогалерея;

официальная статистика;

муниципальная статистика;

отчетность;

услуги.

В разделе «Официальная статистика» представлена информация основных отраслей статистики по Вологодской области демография, рынок труда и занятость населения, цены и тарифы, уровень жизни населения, социальная сфера, промышленное производство, торговля, строительство, транспорт и т.д.

В своей деятельности по распространению статистической информации Вологдастат использует нормативные документы, рекомендации и материалы по обмену опытом, которые разработаны, утверждены и направлены Росстатом. Отдел информации и баз данных в Вологдастате в соответствии с Административным регламентом по выполнению государственной функции предоставления официальной статистической информации оказывает информационно-статистические услуги. Отдел маркетинга проводит маркетинговые исследования по изучению и прогнозированию спроса на информационно-статистические услуги, проводит поиск потребителей, изучает цены на рынке соответствующих услуг.

В Вологдастате уделяют большое внимание удовлетворению потребностей пользователя. Чтобы он своевременно получал объективную, полную, качественную и отвечающую международным статистическим стандартам информацию, поэтому проводит ряд работ, направленных на следующие работы.

Первое направление работает на основании положения Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики функций по предоставлению официальной статистической информации, которая подготовлена в соответствии с федеральным планом статистических работ, для органов государственной власти, органов местного самоуправления и другим учреждениям и организациям, список которых предусмотрен регламентом.

Для всех субъектов, которые имеют право на получение государственных услуг, Вологдастат разработал и утвердил перечень статистических показателей и формы их предоставления.

Второе направление распространения официальной статистической информации направлено на индивидуальные запросы пользователей из числа органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, ВУЗов, средств массовой информации и населения. В целях исполнения этих запросов определен круг статистических изданий и дополнительных статистических работ.

Третье направление осуществляется посредством размещения на официальном сайте Вологдастата официальной статистической информации.

Четвертым направлением является выставка информационно-статистических материалов и аналитических печатных изданий Вологдастата и Росстата на постоянно действующем стенде в отделе маркетинга. При возникновении каких-либо вопросов специалисты отдела предоставляют квалифицированные консультации, могут продемонстрировать открытые информационные базы и другие возможности предоставления статистической информации, а также ведут переговоры о заключении договоров на информационное обслуживание. Кроме того, через посетителей отдела маркетинга происходит распространение раздаточного материала, который представлен в виде буклетов, информационных плакатов.

Пятое направление проходит в сотрудничестве с областной библиотекой имени Бабушкина и библиотеками высших учебных заведений областного центра. Каждый год специалисты отдела маркетинга ведут переговоры с библиотеками с целью комплектования нашими статистическими материалами библиотечных фондов области. Широко практикуется работа информационного фонда (читальный зал) отдела маркетинга Вологдастата.

Показатели деятельности Вологдастата в предыдущие годы неуклонно улучшались: стабильно увеличивался объем производства услуг, в том числе платных услуг населению, росла производительность труда и заработная плата работников.

Объем предоставления платных услуг населению с каждым годом постепенно увеличивается.

Однако если рассматривать темпы роста, то можно заметить, что если по отношению к 2012 году этот объем заметно увеличился, то по отношению к 2013 году этот рост более замедлился. Это можно объяснить усовершенствованием всего парка компьютерной техники в 2013 году и полной автоматизацией производства, благодаря чему сильно сократились время на выполнение и затраты на выполнение за единицу работы. А к 2015 году этот рост заметно замедлился, что требует пересмотрения установленных в организации норм времени на выполнение единицы отдельного вида работ.

.4 Рекомендации по совершенствованию деятельности Вологдастата

На сегодняшний день главной задачей Вологдастата является обеспечение пользователей правдивыми и полными статистическими данными, которые отвечают международным стандартам, путем формирования единой системы, направленной на повышение эффективности и качество принятия управленческих решений.

Достижение данной цели должно обеспечиваться путем решения следующих основных задач:

) сокращение сроков сдачи статистической отчетности от респондентов;

) повышение квалификации персонала Вологдастата;

) модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

На данном этапе развитие Вологдастата продвигается в следующих направлениях:

работа по техническому переоснащению Вологдастата;

завершение выполнение инфраструктурного проекта, заключающегося в формировании единой интегрированной сети передачи данных, включающей локальные сети территориальных органов и объединение их в единое IP-пространство при обязательном использовании системы защиты и разграничения доступа;

для снижения расходов на телефонную связь - применение в рамках единой сети средств IP-телефонии.

В настоящее время перед статистистикой встает очень серьезная задача -отражение явления в экономике, в обществе исходя совершенно из других принципов, чем это делалось в плановой, централизованной экономике Советского Союза. Поэтому работы, связанные с внедрением международных стандартов в различных сферах статистики для Вологдастата сейчас является приоритетными и основными.

Предприятия сдают ежемесячно огромные объемы статистической информации. Вся отчетность сдается в бумажном виде. Пока это основной вид носителя статистической информации, хотя по ряду исследований Вологдастат переходит на машиночитаемые бланки. В ходе таких крупномасштабных работ, как планируемая сельскохозяйственная перепись населения 2016 года, должны использоваться, естественно, уже только машиночитаемые бланки. Поэтому нужно расширять эту практику и в других исследованиях. Здесь проблема не только Росстата, это проблема всех национальных статистических служб.

Сотрудники Вологдастата, которые заполняют информационные формы, должны быть очень аккуратны и внимательны, только тогда Вологдастат сможет полностью перейти на машиночитаемые бланки. Что же касается предоставления отчетности в электронном виде. Сейчас в статистическом сообществе обсуждается эта очень серьезная проблема. Есть один весомый аргумент. Основной и главной проблемой является то, что статистические службы не могут гарантировать респондентам конфиденциальность их данных. К сожалению, пока что ни в одной стране мира, где происходит передача отчетности в электронном виде, конфиденциальность полностью не соблюдается. Конечно, она может быть решена, но это очень затратно.

Отсюда вытекает, что дальнейшее развитие Вологдастата связано с необходимостью развития статистической методологии по всем направлениям, сюда входит и социальная статистика, и обучение кадров, и внедрение современных информационных технологий, которые включают в себя и обработку, и предоставление статистического материала. Для этого Вологдастат должен использовать наилучший опыт, имеющийся в международной статистике и в национальных статслужбах.


. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГДАСТАТА

.1 Модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (Вологдастат) является одним из крупнейших держателей информации в области, это приводит к прохождению через него информационных потоков значительной интенсивности и различной периодичности. Поэтому целесообразно в Вологдастате провести целенаправленную работу по введению современной технологии сбора статистической отчетности от предприятий. Применение такой технологии поможет автоматизировать самый трудоемкий этап - сбор и первичную обработку статистической отчетности. Эта технология подразумевает создание на уровне предприятия электронной версии статистического отчета, контроль введенной информации, экспорт в установленный обменный формат и передача полученных файлов по каналам связи в органы статистики. Чтобы реализовать эти функции предприятиям, которые сдают отчетность, необходимо установить программное средство и в течение отчетного периода поддерживать ее на нужном уровне.

С применением безбумажной технологии обработки оперативной статистической отчетность можно передавать в электронном виде по каналам связи. Безбумажная технология имеет ряд преимуществ, как для системы статистики, так и для самих отчитывающихся хозяйствующих субъектов. Внедрение безбумажной технологии сбора статистической информации с предприятий и организаций Вологодской области позволит повысить эффективность при сборе информации. При внедрении данного метода сбора повышается качество представляемой информации, так как статистический отчет проходит автоматизированный арифметический и логический контроль уже на этапе составления его специалистами предприятий.

Для предприятий и организаций, которые предоставляют информации в Вологдастат, повышение оперативности представления информации является несомненным преимуществом. Руководители предприятий, понимающие важность внедрения в практику новых информационных технологий, обязательно будут способствовать внедрению методов представления статистической отчетности в электронном виде по каналам связи, так как это ведет к сокращению затрачиваемого времени на представление статотчетности и повышению отчетной дисциплины.

Рассмотрим проведение переписей населения 2002 и 2010 года. В 2002 году в переписи было привлечено 570 тысяч переписного персонала, в 2010 - 700 тысяч, большинство переписчиков были студенты. Затраты в 2002 году составили 3,2 млдр рублей, а в 2010 году цифра возросла до 17 млдр. По итогам переписи население России в 2002 году составило 145,2 миллиона человек, в 2010 же году оно сократилось и составило 142,9 млн человек. Данные приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Итоги переписей населения за 2002 и 2010 г.г.

ГодаПереписной персонал, тыс. чел.Население России по итогам переписи, млн. чел.Затраты на проведение переписи, млдр. чел.2002 год570145,23,22010 год700142,917

Для сокращения затрат на проведение переписей населения, следующая перепись состоится в 2020 году, мы предлагаем сократить количество переписчиков за счет обращения органов статистики в такие организации как: сельские советы, ЖКХ, управляющие компании и другие, которые располагают полным перечнем данных о количестве проживающих и зарегистрированных людей.

В настоящее время в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области для организации автоматизированного сбора и обработки статотчетности в электронном виде используются пакет «Статотчет», разработанный специалистами Ростата, и пакет «УИС СТАТЭК», являющийся разработкой НИПИ статинформ.

С использованием пакета «Статотчет» осуществляется сбор статотчетности с предприятий по формам: П1, П2-кр, П2-кв, П3, П4, П5-м, ПМ-пром, ПМ-торг. В 2014 году география сбора составила 237 предприятий, что соответствует 55,1 процентам от общего количества отчитывающихся в Вологдастат субъектов. Пакет «Статотчет» установлен и поддерживается во всех районных подразделениях Вологдастата. Оперативная статистическая отчетность и ряд форм с квартальной и годовой периодичностью (25 статформ) поступают в Вологдастат в электронном виде в установленных форматах от всех районных подразделений.

Для повышения скорости получения статистической информации предлагаю установить пакет «УИС СТАТЭК» во всех районных подразделениях Вологдастата. Все районные подразделения смогут собирать и обрабатывать с его помощью формы: 1-разрешение, 22-жкх (субсидии), ф. 14, ф. 4-сх, ф. 1, 2, 3 - фермер и отчеты по ценам.

В соответствии с постановлением Росстата, в вопросах сбора статистической отчетности в электронном виде следует ориентироваться на специализированных операторов связи. В Вологдастате провести целенаправленную работу по внедрению изменений в существующий процесс обработки статистической информации, как на региональном, так и на районном уровнях. В настоящее время уже выполнен ряд мероприятий:

заключено Соглашение № С06/08 с ФГУП НТЦ «Атлас» о совместных действиях по организации и функционированию системы представления статистической отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории Вологодской области;

разработаны и направлены в Росстат предложения и замечания к документам, действующих в рамках Государственного контракта № 108-ФЦП-2008/Такском-1 на оказание услуг по внедрению в территориальных органах Росстата системы сбора от респондентов первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения в электронном виде через специализированных операторов связи;

апробирован единый модуль приема, полученные от предприятий отчеты по интегрированным формам введены в реальные базы «УИС СТАТЭК». Всем предприятиям, формирующим налоговую отчетность в системе «КОНТУР-ЭКСТЕРН», предоставлена возможность напрямую отчитываться в Вологдастат.

По состоянию на 1 августа 2015 года в рамках проведения опытной эксплуатации новой технологии, в Вологдадстат через специализированных операторов связи по интегрированным формам отчитываются 30 предприятий, поток поступающей отчетности непрерывно увеличивается. С целью расширения данного круга предлагаем проводить планомерную работу со специализированными операторами, действующими на территории Вологдской области, а также с руководителями предприятий.

При данной технологии сбора статистической отчетности через специализированных операторов связи остается открытым вопрос информационных потоков, - до конца не ясно, какое место в новой технологии отводится районным подразделениям территориальных органов Росстата. На настоящий момент структуру информационных потоков на районном уровне каждый территориальный орган определяет самостоятельно. При внедрении предложенной технологии, отчетность от предприятий может поступать сразу на областной уровень. В рультате этого, увеличится трудоемкость сбора первичной отчетности на областном уровне и уменьшится объем информационных ресурсов на районном уровне.

.2 Сокращение сроков сдачи статистической отчетности от респондентов

В настоящее время в Вологдастате не существует документ, регулирующий сроки сдачи статистической отчетности от резидентов. Все отчеты принимаются в печатном и электронном виде, которые приносят непосредственно сами резиденты, лишь небольшая доля присылает их в электронном виде. Для экономии времени и развития системы сбора в электронном виде необходимо обязать респондентом в определенные сроки предоставлять правдивую статистическую отчетность, минуя бумажную документацию.

Со стороны респондентов данные изменения не понесут за собой больших затруднений и вложения неких затрат, так как большинство имеют возможность установить компьютер, либо уже владеют данной техникой.

Вологдастат же уже имеет все необходимое для выполнения данной задачи, и квалификация рабочих позволяет работать с информацией в электронном виде, обрабатывать ее и хранить в удобном виде.

Все организации в зависимости от выручек и количества персонала делятся на малые организации, средние и крупные организации и остальные (микроорганизации). Количество организаций, предоставляющих статистическую отчетность в Вологдастат отображены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Количество организаций, предоставляющих статистическую отчетность в Вологдастат

2014 год2015 год2016 годМалые организации (все, которые не относятся к средним и крупным)122124146Средние и крупные организации (работников свыше 100 и/или выручка более 2 млдр рублей в год)151718Остальные организации (ИП и организации - микропредприятия, т.е. работников менее 16 и выручка менее 120 миллионов рублей за год)98102121

По таблице 3.2 можно сделать вывод, что с годами статистическую отчетность все организации стали передавать ответственный и в более полном объеме. Так в 2015 году малые организации увеличили объем сдачи на 1,6 %, средние и крупные на 13,3%, микроорганизации на 4,1%. С введением электронной сдачи статистической отчетности, мы высчитали примерный прогноз на 2016 год. Он составляет увеличение сдачи статотчетности от малых организаций на 19,7%, средних и крупных на 5,9, микроорганизаций на 18,6% по сравнению с 2015 годом.

Кроме этого считаем, что для эффективного внедрения системы сбора отчётности в электронном виде, сегодня необходим нормативный документ федерального уровня, позволяющий на законных основаниях требовать от респондентов сдачи статистической отчетности в электронном виде. Существующая нормативно-правовая база не позволяет ввести обязательный порядок представления статотчетности в электронном виде даже при наличии у предприятия соответствующих технических возможностей. В ряде территорий данную проблему пытаются решить с помощью принятия нормативно-правовых актов на уровне субъекта РФ, но данные нормативные документы носят рекомендательный характер и позволяют решить проблему лишь частично.

.3 Повышение квалификации персонала Вологдастата

В наши дни все актуальней становится повышение квалификации, обучение и подготовка новых работников. Это может быть не только обучение новым профессиям, но и переподготовка, либо переобучение.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В Вологдастате работают квалифицированные руководители, но уделяется недостаточное внимание к повышению квалификации трудового потенциала работников, что приводит к снижению производительности труда.

Повышение квалификации является процессом, который оказывает влияние не только на эффективность труда, но и на качество кадрового потенциала. При своевременном обучении персонала приходит умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает повышение ценности человеческих ресурсов. Также позволяет успешно решать проблемы, связанные с нововведениями, поддерживать необходимый уровень работоспособности, что отражается на качестве работы, сокращению издержек и т.п.

Повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала к своей организации, что несомненно снизит текучесть кадров в Вологдастате. Среди сотрудников будут поддерживаться и распространятся основные ценности и приоритеты организационной культуры.

Для того чтобы работники Вологдастата стремились пройти обучение, необходимо:

расширить карьерные перспективы;

поддерживать удовлетворенность работой на высоком уровне;

мотивировать персонал.

Для минимальных затрат предлагаю проводить внутреннее корпоративное обучение, которое можно организовывать за счет взаимодействия сотрудников конкретного отдела. Такое обучение позволит каждому сотруднику осознать опыт компании, ее значимость. Работники смогут смещать накопленные знания и умения с индивидуального уровня конкретного сотрудника на групповой уровень, что позволяет всем развивать и усиливать знания и навыки, использовать их на практике, повысить сплоченность коллектива, развить личные качества.

Всего в 2015 году в Вологдастате прошли обучение 23 человека. По итогам 2015 года число работников, которые прошли различные виды обучения, выросло по сравнению с 2014 годом на 2 человека или 8,6%. Таким образом, можно сделать вывод, что в Вологдастате уделяется слишком мало внимания к профессиональной подготовке персонала.

В Территориальном органе существует административный отдел, который осуществляет набор персонала, ведение их трудовых книжек, доведение до сотрудников изменений в регламентах и т.д. Предлагаю ввести для него еще одну функцию, а именно создание и проведение системы квалификации персонала, которая будет включать в себя:

. Систематическое обновление знаний у работников Вологдастата всех уровней для успешного выполнения возложенных на них задач, повышение профессиональной культуры, подготовка кандидатов кадрового резерва, повышение профессионального рейтинга сотрудника.

. Разработать и утвердить алгоритм организации обучения персонала. Осуществлять процесс обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала необходимо в соответствии со следующими этапами: определение потребности в обучении; анализ результатов; формирование программы и планирование; определение ресурсов; составление бюджета на обучение; определение эффективности обучения.

В результате введения предложенной нами системы обучения, у работников повысится уровень знаний и навыков, снизится количество ошибок.

Наименование показателяЕдиницы измерения20142015Прогноз на 2016Текучесть кадровЧеловек433515%16,113,15,6

Из таблицы 3.3 видно, что в организации достаточно высокая текучесть кадров. При введение предложенных нами мер высчитан примерный уровень текучести, по которому видно, что она значительно снизится и приведет к стабильности. На данный момент из-за повышенной текучести кадров снижается производительность, так как новички медленно входят в курс дел.

Одним из основных методов определения соответствия своим профессиональным требованиям является аттестация работников. Аттестация проводится в отношении работников, уже состоящих в трудовых правоотношениях, но впоследствии выявленное несоответствие работника заявленным требованиям может повлиять на продолжение или прекращение трудового правоотношения. Поэтому нормы, которые связаны с подготовкой и непосредственно проведением аттестации, надо обязательно совершенствовать в целях усиления гарантий трудовых прав работников. Это также является их защитой от возможных злоупотреблений со стороны работодателей, которые в свою очередь должны в полном объеме исполнять предъявленные к ним требования.

Подведение итогов аттестации сотрудников показывают руководителю самые разные способы решения, это может быть как повышение по службе, так и увольнение за несоответствие занимаемой им должности. Сотрудник может получить поощрение, как положительное последствие после аттестации, но может быть применен ряд негативных последствий, таких как понижение в должности и увольнение. Любое из решений необходимо тщательно продумать и взвесить.

В целом необходимо отметить, что система и технология аттестации государственных служащих изменяется вместе с реформой государственной службы, проводимой в нашей стране.

Поэтому в Вологдастате стоит и дальше продолжать проводить аттестацию своего персонала.

. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТАТИСТИКИ

Деятельность Росстата, связанная с формированием и использованием статистической информации, осуществляется в соответствии с государственной политикой в сфере функционирования информационных ресурсов и информатизации.

Государственная политика в этой сфере деятельности Росстата определена Федеральным законом от 20.02.2005 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[14]. Она нацелена на создание условий для быстрого и качественного информационного обеспечения решения статистических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации:

1.Создаются и развиваются федеральные и региональные информационные системы и сети, обеспечивается их совместимость и взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации.

2.Формируется и осуществляется единая научно-техническая и промышленная политика в сфере информации с учетом применения технологий опыта мирового уровня развития информационных технологий.

Правительство Российской Федерации осуществляет выбор приоритетных направлений развития информатизации как отдельной и самостоятельной отрасли экономики, определяет порядок ее финансирования.

Среди других основных задач Росстат по действующему Положению о Территориальном органе государственной статистики Российской Федерации выполняет:

развивает информационную систему статистики, обеспечивает ее взаимодействие с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Российской Федерации;

проводит единую технологическую политику в области сбора, обработки, хранения, передачи и распространения статистической информации при взаимодействии с федеральными и региональными информационными системами с учетом современного уровня информационных технологий.

Также в Росстате отводится время на создание, разработку и развитие информационно-вычислительной системы Росстата (ИВС).

Информационные технологии представляют собой совокупность методов и способов сбора, обработки, хранения, анализа и распространения информации. Ранее интенсивно осуществлялась подготовка условий для внедрения новых информационных технологий, сейчас же начался процесс их широкого применения.

Используемые в ИВС информационные технологии регламентированы стандартами: ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 34.601-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».

Использование стандартных технологий и стандартов сбора, обработки, хранения и передача данных помогает сохранять деятельность ИВС на нужном современном уровне, а также решать организационно-технические задачи:

. Создание цельного информационного поля в масштабе государства от муниципального до федерального уровня с применением высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средств, которые объединены в единую систему.

. Внедрение технологической системы сбора и обработки информации от предприятий до федеральных фондов.

. Организация и ведение на современном уровне информационных фондов, банков данных и хранилищ информации.

. Совершенствование системы предоставления и распространения информации.

Внедрение геоинформационных технологий и создание на их основе геофизических информационных систем (ГИС) определенно модернизирует методы и порядок распределения статистических данных. ГИС - компьютерные системы, которые позволяют продуктивно работать с распространенной информацией и создают большие возможности для сохранения и анализа информации, представленной в виде карт, диаграмм и прочего для действенного нахождения нужных сведений и отображения их в пригодном для работы пользователю виде.

Применение ГИС-технологий допускает:

повышение оперативности и качества всех этапов работы с информацией в сравнении с традиционными бумажными технологиями, начиная от ввода первичной информации и заканчивая этапом ее детального анализа;

использование набора инструментальных средств аналитической обработки данных и визуализация представления информации, имеющейся в составе программного обеспечения ГИС-технологий.

После внедрения ГИС-технологий в статистическую деятельность будет создана статистическая геоинформационная система для использования специалистами структурных подразделений Росстата.

Начиная с 1998 года ведется официальный Web-сайта Росстата (http:/www.gks.ru) в сети Интернет в соответствии с документацией ЕЭС ООН «Стандарт для статистических метаданных в Интернете». Разработка сайта сделала возможным размещение и предоставление информации, которая публикуется в официальной статистике, в соответствии со Специальным стандартом распространения данных Международного валютного фонда.

Происходит постоянное расширение деятельности в сети Интернет, так уже появились сайте территориальных органов Росстата.

Запущен в работу новый информационный ресурс «Интернет-магазин», который позволяет в удаленном доступе получать необходимую информацию по всем статистическим публикациям (имеется их краткая аннотация, цена). Расширился круг пользователей с внедрением данной информационной технологией.

Главной особенностью информационных технологий являются быстрые темпы модернизации, обновления. Поэтому в Росстате следят за своевременным введением технологических новшеств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате непрерывного перехода на рыночные отношения происходят сильные изменения в общественной и экономической жизни России, вовлечение страны в процессы на европейском и мировом рынках вызвали потребность коренного реформирования социально - экономической статистики, происходит комплексный пересмотр всей системы учета и статистики в стране. Это тесно связано с необходимостью увеличения возможностей получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии и развитии различных форм собственности, сфер экономики и социальных процессов для анализа, оценки, выявления тенденций развития и принятия управленческих решений на всех уровнях.

Каждое исследование - это поиск ответов на поставленные перед наблюдением вопросы. Составление и разработка целей и задач социального исследования основывается на социологических теориях, результатах прошлых работ, опыте и интуиции разработчиков.

В ходе проведенного исследования деятельности Территориального органа государственной статистики по Вологодской области нами было выявлено, что Вологдастат стремится к совершенствованию своей деятельности, старается привлечь к себе молодые кадры, старается как в можно полном объеме и наиболее кратчайшие сроки предоставлять статистические данные, однако есть и отрицательные моменты. Система сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации требует модернизации и доработок. В настоящее время в Вологдастате не регулируются сроки сдачи отчетности от респондентов, что затрудняет своевременное поступление информации и в дальнейшем ее обработку. Также из-за повышенной текучести кадров на предприятии снижен уровень квалификации персонала.

Для устранения выявленных недостатков предлагаем следующие мероприятия:

1.Модернизировать систему сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации.

2.Сократить сроки сдачи статистической отчетности от респондентов.

.Повысить квалификацию персонала Вологдастата.

В результате реализации проектных мероприятий произойдет сокращение затрат на проведение плановых проектов, таких как перепись населения России, сельскохозяйственная перепись населения и другие.

Организации смогут предоставлять статистическую отчетность в электронном виде, что сократит сроки сдачи отчетности, увеличит ее полноту и правильность.

В Вологдастате возрастет производительность труда работников, снизится текучесть кадров, тем самым снизится количество ошибок, зависящих от человеческого фактора, повысится сплоченность коллектива, увеличится результативность труда.

Из-за искаженной, либо не совсем достоверной информации происходит неполная оценка ситуации в той или иной отрасли и в целом стране. Любые изменения, внедрения новшеств, издание указов и постановлений основываются на предоставленной информации, и если она будет ошибочна, то и меры воздействия, которые будут введены, станут ошибочными, так как при их принятии была учтена неполная картина ситуации, а даже может быть неправильная. Поэтому роль достоверной статистической информации несомненно велика.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Балдин, К.В. Общая теория статистики: учебное пособие/К.В. Балдин, А.В. Рукосуев.-Москва: Дашков и К, 2015. - 312 с.

2.Батракова, Л.Г. Теория статистики: учебное пособие / Л.Г. Батракова. - Москва: КноРус, 2013. - 528 c.

.Блинов, В.И. Информационные технологии в статистике: учебное пособие/В.И. Блинов. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 182 с.

.Божко, В.П. Информационные технологии в статистике/В.П. Божко. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 152 с.

.Годин, А.М. Статистика: учебник/А.М. Годин. - Москва: Дашков и К, 2015. - 458 с.

.Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 c.

.Гусаров, В.М. Общая теория статистики: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Гусаров, С.М. Проява. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 207 c.

.Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: Учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

.Заварина, Е.С. Основы региональной статистики/Е.С. Заварина, К.Г. Чобану - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 416 с.

.Кузнецова, Е.И. Статистика: учебное пособие/Е.И. Кузнецова, В.М. Гусаров. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.

.Лысенко, С.Н. Общая теория статистики: Учебное пособие / С.Н. Лысенко, И.А. Дмитриева. - Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208c.

.Маличенко, И.П. Общая теория статистики: Курс лекций с практическими примерами / И.П. Маличенко, О.Е. Лугинин. - Москва: Феникс, 2010. - 187 c.

.Медведева, М.А. Социально-экономическая статистика: учебное пособие/М.А. Медведева. - Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2011. - 144 с.

.Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 20.02.2005 №24-ФЗ. - Москва: Омега-Л, 2012. - 64 с.

.Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2007 №282-ФЗ. - Москва: Вопросы статистики, 2015. - 16 с.

.Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета: постановление Правительства РФ от 18.08.2008 №620//Российская газета. - 2010. - 17 октября. - С.13.

.Об утверждении планового задания по объектам поступлений в федеральный бюджет доходов от оказания платных услуг по предоставлению статистической информации на 2016 год: приказ Федеральной службы государственной статистики от 22.12.2015 №643//Российская газета. - 2015. - 27 декабря. - С.23.

.Об утверждении положения о федеральной службе государственной статистики: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №399//Российская газета. - 2013. - 26 марта. - С.21.

.Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной статистики: приказ Росстата от 27.11.2012 №618//Российская газета. - 2014. - 17 января. - С.27.

.Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования: приказ Росстата от 24.07.2015 №343// Российская газета. - 2015. - 13ноября. - С. 17.

.О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования: постановление Правительства РФ от 11.11.2006 №670//Российская газета. - 2011. - 23 июня. - С.12.

.О порядке предоставления показателей характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования: постановление Правительства РФ от 11.11.2006 №678//Российская газета. - 2012. - 17 марта. - С.18.

.О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №79//Российская газета. - 2011. - 21 мая. - С.43.

.О федеральной службе государственной статистики: постановление Правительства РФ от 02.06.2008 №420//Российская газета. - 2011. - 28 мая. - С.18.

.Проява, С.М. Общая теория статистики: учебное пособие/С.М. Проява, В.М. Гусаров. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 207 с.

.Рыбаковский, О.Л. Теория статистики: Учебно-методическое пособие / О.Л. Рыбаковский. - Москва: РАГС, 2008. - 124 c.

.Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля/В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 481 с.

.Симчера, В.М. Методы многомерного анализа статистических данных/В.М. Симчера - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 398 с.

.Цираев, Г.М. Микроэкономическая статистика/Г.М. Цираев - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 543 с.

.Шеремет, Н.М. Общая теория статистики: учебник/Н.М. Шеремет. - Москва: УМЦ ЖДТ (Маршрут), 2013. - 360 с.

Похожие работы на - Основы государственной статистики в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!