Анализ занятости и безработицы в Воронежской области и России

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ занятости и безработицы в Воронежской области и России

МИНИСТЕРСТВО ОБРAЗОВAНИЯ И НAУКИ РФ

ФЕДЕРAЛЬНОЕ ГОСУДAРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРAЗОВAТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНAЛЬНОГО ОБРAЗОВAНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДAРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический фaкультет

Кaфедрa региональной экономики и территориального управления

 

 




ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Анализ занятости и безработицы в Воронежской области и России


Выполнила студентка

Рощупкина А.И.

 




Воронеж2015

Содержание

Введение

1. Лекции по основам государственной статистики

.1 Органы государственной статистики: задачи, проблемы, перспективы развития

1.2 Основные принципы организации государственной статистики в России. Формы, виды и способы проведения статистических наблюдений

.3 О технической политике Воронежстата

.4 Система национальных счетов - важнейший инструмент макроэкономического анализа

1.5 Основы государственной гражданской службы. Управление персоналом. Нормативные акты, определяющие деятельности Воронежстата. Противодействие коррупции

1.6 Состав и структура общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых в статистике

.7 Система показателей, характеризующих уровень цен

.8 Демографическая ситуация в Воронежской области

1.9 Инвестиции в основной капитал и их отражение в статистической отчетности

1.10 Отражение социльно-экономических процессов в информационно-статистических материалах Воронежстата

2. Практическая часть

.1 Анализ занятости и безработицы в Воронежской области и России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Производственно-ознакомительная практика является одним из элементов учебного процесса в ВУЗе, который способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении.

Цели производственно-ознакомительной практики:

-  закрепление, расширение и углубление полученных в процессе обучения теоретических знаний по статистике, государственной службе, управлению персоналом, финансам организаций и прочим дисциплинам, пройденным в прошедшем учебном году;

-       приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных задач.

Задачи, стоящие перед производственно-ознакомительной практикой:

-  изучение нормативных и учебно-методических материалов, специальной профессиональной и периодической литературы по вопросам, входящим в программу практики;

-       сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования его при написании отчета по практике.

Базой производственно-ознакомительной практики является Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (Воронежстат).

1. Лекции по основам государственной статистики

.1 Органы государственной статистики: задачи, проблемы, перспективы развития

экономический статистика демографический

По мнению К.А. Балдина, особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики.

Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная служба государственной статистики (далее - ФСГС), созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «Структура федеральных органов исполнительной власти».

Задачи:

осуществление государственной статистической деятельности с соблюдением принципов государственной статистики;

удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации.

Функции:

принимает участие в разработке проектов стратегии развития государственной статистики и программы статистических работ;

организовывает и проводит централизованные государственные статистические наблюдения;

осуществляет методологическое руководство организацией и проведением централизованных государственных статистических наблюдений;

в установленном порядке рассматривает обращения граждан;

исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 № 188 основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам массовой информации и гражданам;

разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей;

развитие информационной системы государственной статистики.

С точки зрения М.Р. Ефимовой, низкая эффективность существующей информационной системы государственной статистики (далее - ГС) РФ была обусловлена следующими факторами:

вычислительная техника требовала обновления или полной замены;

слабо развита телекоммуникационная инфраструктура, что затрудняло обмен информацией;

отсутствие предоставления информации широкому кругу потребителей.

Среди перспектив развития органов ФСГС можно отметить:

работы по техническому переоснащению органов Госкомстата России как за счет закупок в рамках займа Всемирного банка, так и за счет внебюджетных средств.

будет завершено выполнение инфраструктурного проекта, заключающегося в формировании единой интегрированной сети передачи данных.

для обеспечения надежности, безопасности и сохранности информации будут организованы два центра, дублирующие функции друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что из числа проблем, связанных с классификаторами и решаемых в ходе реформирования российской статистики, весьма важными являются построение системы взаимосвязанных номенклатур продукции и услуг с различным уровнем агрегирования в увязке с решаемыми на их основе задачами анализа и прогнозирования экономики, а также интеграция классификаций как путь к созданию информационно совместимых баз данных экономической информации в рамках всего мирового сообщества.

.2 Основные принципы организации государственной статистики в России. Формы, виды и способы проведения статистических наблюдений

К.А. Балдин считает, что в основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:

) единые организационное строение и методология;

) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальными образованиями Российской Федерации создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии.

Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.

Формы статистического наблюдения:

- Статистическая отчетность.

Основная форма статистического наблюдения, которая заключается в получении статистическими органами данных от единиц наблюдения.

- Специально организованное наблюдение.

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности.

- Регистровое наблюдение.

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами.

Формы статистического исследования можно проанализировать в таблице 1.

Таблица 1 - Формы статистического исследования.

Формы статистического исследования

Виды проведения статистических наблюдений

Способы получения статистической информации


по времени регистрации данных

по полноте охвата единиц совокупности


Статистическая отчетность

Текущее наблюдение

Сплошное наблюдение

Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение: - перепись - единовременный учет

Прерывное наблюдение: - Единовременное наблюдение - Периодическое наблюдение

Не сплошное наблюдение: - выборочное - монографическое наблюдение - метод основного массива - метод моментных наблюдений

Документальный

Регистровое наблюдение



Опрос: - экспедиционный способ - способ саморегистрации - корреспондентский способ - Анкетный способ - Явочный способ


Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

- по времени регистрации данных;

Текущее (непрерывное) наблюдение- проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения.

Прерывное наблюдение- проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

- Периодическое наблюдение - проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

Единовременное наблюдение - осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

- по полноте охвата единиц совокупности:

Сплошное наблюдение- представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации.

Не сплошное наблюдение- основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности.

Способы получения статистической информации:

Непосредственное статистическое наблюдение- наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

Документальное наблюдение- основано на использовании различного рода документов учетного характера. Опрос- заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

Таким образом, можно сделать вывод, что статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют важную роль при выявлении характеристик общества и экономики государства. Показатели необходимы при процессах социального планирования и управления, экономического развития.

.3 О технической политике Воронежстата

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Эта политика регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

В прошедшем году сотрудники Воронежстата прилагали значительные усилия по убеждению респондентов перейти на современные способы предоставления данных и созданию необходимых для этого условий. По предложению Воронежстата уже второй год подряд в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления вносится пункт об охвате предприятий с муниципальной формой собственности системой электронного сбора.

Кроме того, велась постоянная информационно-разъяснительная работа с респондентами, внедрялись программно-технические средства, совершенствовалась организационная работа по приему и обработке отчетов, поступивших в Воронежстат в электронном виде.

Это позволило увеличить значение индикатора «Доля отчетности, предоставляемой крупными, средними предприятиями и некоммерческими организациями в электронном виде» с 70,2% за 2013 год до 77,2% за 2014 год.

Продолжатся работы по повышению доступности официальной статистической информации широким кругам пользователей сети Интернет за счет расширения состава информации, публикуемой на Интернет-портале Воронежстата в свободном доступе, применения разнообразных, удобных форм представления информации.

.4 Система национальных счетов - важнейший инструмент макроэкономического анализа

Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.

Система национальных счетов- это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

По мнению К.А. Балдина, система национальных счетов играет особую роль в экономике:

Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.

Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, спад или застой.

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.

По мнению В.М. Гусарова, основные показатели системы национальных счетов:

Валовый внутренний продукт,

Валовый национальный доход,

Валовый национальный располагаемый доход,

Конечное потребление,

Валовое накопление,

Национальное сбережение,

Чистое кредитование,

Чистое заимствование,

Национальное богатство,

Сальдо внешней торговли.

В Системе национальных счетов применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т.д., поскольку такую деятельность оценить весьма сложно.

Отсюда видно, что экономическая деятельность- это все виды деятельности по производству товаров и услуг, предназначенных для рынка.

Система национальных счетов (далее - СНС) служит не только макроэкономическим задачам в целом, но и направлена на практические цели, а именно: информировать субъектов хозяйственной деятельности об экономических процессах в стране, чтобы последние могли принимать взвешенные и экономически эффективные решения.

Система национальных счетов - это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты - участники экономических отношений.

Среди этих агентов можно выделить пять типов:

нефинансовые предприятия: все агенты, чья функция - производство товаров и услуг в целях получения денег;

домашние хозяйства: семейные ячейки, функции которых - потребление;

администрация - государственные учреждения, а также частный административный аппарат (профсоюзы и др.), которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка, а также все те агенты, чьей функцией является распределение стоимостей, созданных производством;

финансовые учреждения (банки, кредитные, страховые и аналогичные им учреждения);

заграница - агенты за пределами территории страны.

Агенты ведут счета основных экономических операций исходя из следующего: всякая операция имеет плательщика и получателя и записана один раз как использование и один раз как ресурсы (принцип двойной записи) так, что для каждой большой категории операций имеет место равновесие (все использование = всем ресурсам). Тогда можно построить сводную макроэкономическую таблицу, которая покажет равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с точки зрения баланса ресурсов и их использования главными агентами производства.

Все экономические операции в системе национальных счетов делятся на три основные группы:

операции с продуктами и услугами (производство, обмен и использование продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в качестве импорта);

распределительные операции (операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями);

финансовые операции (относятся к изменениям финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики).

Таким образом, можно сделать вывод, что национальные счета представляют собой систему с высоким уровнем детализации внутренней структуры, они являются незаменимой основой для проведения расчетов на макроэкономическом уровне, служат эффективным инструментом общего механизма регулирования национальной экономики.

1.5 Основы государственной гражданской службы. Управление персоналом. Нормативные акты, определяющие деятельности Воронежстата. Противодействие коррупции

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

. Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

. Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

. Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

. Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:

отсутствием целостной системы государственной службы;

низкой эффективностью государственных органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;

снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;

неопределенностью статуса государственных служащих отдельных видов государственной службы;

несоответствием социального положения государственного служащего характеру возлагаемых на него ответственности и ограничений;

отсутствием системы управления государственной службой Российской Федерации;

не разработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Нерешенные проблемы государственной службы являются причиной ее низкой эффективности, недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развития гражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственных органов и стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области государственного строительства.

Целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение доверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих.

Реформирование системы государственной службы при активном участии органов управления государственной службой предполагает решение следующих задач:

приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;

определение и утверждение структуры государственной службы Российской Федерации;

разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;

формирование системы государственных органов по управлению государственной службой в Российской Федерации;

комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.

Укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что процессы происходящие в российском обществе столь стремительны, что наблюдается недостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Так в частности, требуют правового регулирования вопросы прохождения государственной службы, и, прежде всего вопросы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работы государственного служащего, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями государственных служащих.

.6 Состав и структура общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых в статистике

По мнению М.Р. Ефимовой, каждый из рассматриваемых общероссийских классификаторов характеризуется, как правило, стандартной формализованной структурой, устанавливающей определенный набор классификационных элементов.

В рассмотренных ниже в качестве примеров общероссийских классификаторах обозначены: категория общероссийского классификатора (далее - ОК), трехзначный регистрационный номер и отделенные от него тире две последние цифры года принятия классификатора Госстандартом России.

Формула структуры кода общероссийских классификаторов иллюстрируется с использованием символов «X», характеризующих разряды кодов классификационных группировок. Признаки классификационных группировок на каждом уровне классификационного деления могут обозначаться одним или несколькими символами «X», которые связаны между собой знаком «+».

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП),

- Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД),

Общероссийский классификатор валют (ОКВ),

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ),

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР),

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО),

Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР).

Таким образом, можно сделать вывод, что общероссийские классификаторы, являясь частью статистической инфраструктуры, обеспечивают систематизацию, структурирование, группирование и идентификацию социально-экономических объектов и явлений, что позволяет пользователям проводить анализ статистической информации в унифицированном виде на различных уровнях агрегирования и решать задачи создания и совершенствования официальной научно-обоснованной методологии для проведения государственных статистических наблюдений.

.7 Система показателей, характеризующих уровень цен

С точки зрения М.Р. Ефимовой, цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.

Систему показателей статистики цен можно проанализировать в таблице 2.

Таблица 2 - Система показателей статистики цен.

Блоки показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя


Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей


Обобщающий уровень

Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен

Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности


Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Таким образом, можно сделать вывод, что система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

.8 Демографическая ситуация в Воронежской области

В Воронежской области очень остро стоит демографическая проблема: значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, особенно в сельской местности. Кроме того, происходит старение населения и вместе с этим сокращается продолжительность жизни. Значительно сократился миграционный прирост населения.

Абсолютное сокращение численности населения области связано с негативным развитием всех составляющих демографической ситуации: рождаемости, смертности, миграции.

Рассмотрим общие коэффициенты естественного движения (таблица 2). На рисунке 6 показана динамика коэффициентов естественного движения.

Численность постоянного населения области на начало 2014 года составила 2329 тыс. человек и за прошедший год уменьшилась на 1,4 тыс. человек, или на 0,06%.

В 2013 году в области по-прежнему наблюдалась естественная убыль населения, которая увеличилась в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 2,1%.

Таблица 3 - Общие коэффициенты естественного движения


2009

2010

2011

2012

2013

А

1

2

3

4

5

Численность населения (на конец года), тыс. человек

2334.9

2334.8

2331.5

2330.4

2329.0

На 1000 человек населения:






родившихся

10,1

10,2

10,2

10,9

10,7

умерших

16,5

17,0

15,9

15,6

15,5

естественный прирост, убыль (-)

-6.4

-6.8

-5.7

-4.7

-4.8

Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся

7,8

7,1

6,1

6,6

7,4


Рисунок 1 - Динамика коэффициентов естественного движения

Число родившихся на 1000 человек населения уменьшилось за 2013 год на 1,8%.Темпы рождаемости снижаются из-за массового распространения малодетности (1 - 2 ребенка), откладывания рождения первого ребенка, роста внебрачной рождаемости, значительного количества разводов относительно числа заключаемых браков (рисунок 7). Очень низкая рождаемость в сельской местности, где из-за оттока молодежи значительно сократилось население бракоспособных возрастов.

В 2013 году смертность населения уменьшилась на 0,6% по сравнению с 2012 годом. Значительно выросло число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся - в 2013 году на 12,1% по сравнению с 2012 годом.

Высокий уровень смертности в регионе является главной причиной естественной убыли населения. В 2013 году смертность населения Воронежской области превысила рождаемость в 1,45 раза. По абсолютному показателю смертности область уступала в Центральном федеральном округе лишь Москве и Московской области, и занимала 14 место среди регионов Российской Федерации.


Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал(основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и другие затраты.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и(или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

В статистическом учете инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта, на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д..

По мнению В.А. Литвинова, инвестиции в основной капитал отражаются в части новых и поступивших по импорту основных средств; осуществляются за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены.

Разработка по инвестициям в основной капитал осуществляется единой технологической цепью, от ввода первичной информации до получения сводных итогов средствами базы данных.

После ввода первичной информации в формате бланка формы (строка-графа) показатель идентифицируется операционным кодом. Вся первичная информация хранится в пообъектной базе данных.

Агрегация показателей пообъектной базы данных осуществляется путем группировки и суммирования данных по каждой группе, а также в целом по всей совокупности объектов наблюдения.

Сводные итоги на региональном уровне формируются по видам экономической деятельности, формам собственности, городам и районам, муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации. Полученные данные загружаются в базу данных сводных итогов и передаются на федеральный уровень.

При формировании сводных итогов следует учесть, что данные по организациям, отчитывавшимся в предыдущем году и не представляющим сведения в текущем году, включаются в сводные итоги по показателям за соответствующий период прошлого года. Формирование отчетов по таким организациям осуществляется средствами по объектной базы данных, на основании сведений, представленных в предыдущем году, которые отражаются в графах за соответствующий период прошлого года.

Таким образом, можно сделать вывод, что на региональном уровне осуществляются до счеты инвестиций в основной капитал на неформальную (скрытую) деятельность и расчет инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций. Результаты досчетов также загружаются в базу данных сводных итогов и передаются на федеральный уровень.

.10 Отражение социльно-экономических процессов в информационно-статистических материалах Воронежстата

Информационно-статистические материалы включают в себя ассортимент информационной продукции, включающий экономико-статистические материалы Воронежстата, подготовленные на основе данных федеральных государственных статистических наблюдений и выборочных обследований.

Ежемесячно Воронежстат выпускает электронные публикации «Социально-экономическое положение Воронежской области», ежегодно «Воронежская область в цифрах», «Воронежский статистический ежегодник». Так же в течение год каждый отдел делает разнообразные пресс-выпуски, например, «Муниципальные образования Воронежской области», «О ходе внедрения электронного сбора статистической отчетности в районах Воронежской области в 2015 году», «О проведении выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 201 году», «Об итогах обследования розничных рынков и ярмарок Воронежской области в первом полугодии 2015 года» и др.

Для корпоративных лиц Воронежстат предлагает информационно-аналитические материалы:

“Статистический регистр хозяйствующих субъектов”. Содержит сведения о 55 тысячах предприятий и организаций Воронежской области всех форм собственности и хозяйствования. Отражает территориальную принадлежность субъекта, его подчиненность, организационно-правовую форму и виды экономической деятельности, адресные данные, Ф.И.О. руководителя, телефон. Поиск интересующего предприятия возможен по любому учетному признаку.

“Бухгалтерские отчеты предприятий и организаций”. Содержит информацию с 1996 года о финансовой деятельности 13 тысяч предприятий и организаций Воронежской области всех форм собственности и хозяйствования.

“Цены”. Включает информацию с 1991 года о средних ценах и индексах цен в важнейших производственных секторах экономики; о средних ценах и индексах цен (инфляции) на потребительском рынке товаров и услуг.

“РегионСтат”. Представляет собой базу сводных показателей, оперативно характеризующих экономическое и социальное развитие Воронежской области. Содержит показатели по 45 видам статистической отчетности в динамике с 1995 года.

“Паспорта городов и районов Воронежской области”. Включает статистические данные о социально-экономическом развитии городов и районов Воронежской области. Информация представлена в динамике с 1998 года.

“Показатели муниципальных образований Воронежской области”. Представляет собой базу показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований Воронежской области. Информация представлена в динамике с 2006 года.

2. Практическая часть


.1 Анализ занятости и безработицы в Воронежской области и России

Положение, складывающееся на рынке труда Воронежской области, определяется комплексом экономических, социальных, демографических факторов.

Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) в Воронежской области в 2013 году составил 110,5% (валовой внутренний продукт РФ - 104%), в 2013 году за счет роста в промышленности и сельском хозяйстве, торговле и др. отраслях экономики была обеспечена положительная динамика ВРП с темпами, превышающими средние по РФ. В 2013 году Воронежская область впервые заняла 1-е место среди субъектов РФ по значению индекса промышленного производства - 129,4% (в целом по РФ - 102,6%), поднявшись с 31-го места в 2008 году. В I полугодии 2013 года объем производства в целом по видам промышленной деятельности в физическом исчислении увеличился на 4,1% в сравнении с уровнем аналогичного периода 2012 г. (в РФ - на 0,1%).

В целом среднегодовые темпы роста регионального промышленного производства в 2010 - 2013 годах (109,6%) превысили среднероссийские (101,3%). Среднегодовой темп роста сельскохозяйственного производства области за 2010 - 2013 годы составил 127,5% и превысил среднероссийский на 23,2 процентного пункта. Область переместилась с 9-го места (2008 год) на 5-е, в том числе по производству продукции животноводства - с 17-го на 8-е место. В 2013 году объем сельскохозяйственного производства вырос на 4,7% к уровню 2011 года (в РФ - снижение на 4,7%). В I полугодии 2013 года темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 111,4% к соответствующему периоду прошлого года (по РФ - 102,0%).

Воронежская область по итогам 2013 года заняла 23-е место по уровню инвестиционной привлекательности российских регионов (в 2007 году - 68-е место). За 5 лет среднегодовой объем инвестиций увеличился с 95 млрд. рублей в 2009 году до 170 млрд. рублей в 2013 году. В сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2013 году к уровню 2009 года увеличились в 1,5 раза (в РФ - в 1,2 раза). В январе - мае 2013 года объем инвестиций в основной капитал по организациям без субъектов малого и среднего предпринимательства в области составил 29,5 млрд. рублей, или 136,9% к соответствующему периоду 2012 года (в РФ - 99,6%).

Ежегодные темпы роста заработной платы в Воронежской области в последние годы превышают средние значения по РФ: 2013 год к 2012 году - 116,2% (по РФ - 113%). По сравнению с 2009 годом в 2013 году заработная плата по Воронежской области выросла в 1,7 раза, реальная - в 1,2 раза (по РФ - в 1,5 раза и в 1,1 раза соответственно). По размеру заработной платы область поднялась с 61-го места среди субъектов РФ на 48-е место. В I полугодии 2013 года размер среднемесячной заработной платы составил 20,9 тыс. рублей.

Последние аналитические данные о ситуации с работой в Воронеже позволяют сделать выводы о наиболее востребованных, самых высокооплачиваемых, дефицитных и перспективных специальностях и общих сфер занятости. Популярность и нужность вакансии определяется количеством поданных на неё резюме и уровнем её предложения от работодателя. По сути, это схема спроса и предложения. В Воронеже и Воронежской области на первом месте стоит категория «Продажи» - 32% от общего числа предлагаемых вакансий и 23,5% поданных на неё резюме. Однако внутри этой категории есть большие градации.

На втором месте стоят IT-технологии и информационная сфера. Здесь сосредоточилось 11,3% от общего числа вакансий. А подано резюме на неё - 8% от общего числа. После неё идёт бухгалтерия и финансы - 9,2% (резюме подано - 9%), и на четвёртом месте стоит маркетинг и реклама - 9,1% (резюме подано - 5,6%). Надо сказать, что соотношение числа поданных резюме и уровня предложения вакансии определяют дефицит или избыток соответствующих специалистов на рынке труда. К примеру, после кризиса 2011 года в банковской сфере Воронежа на 1 вакансию претендовало 6 специалистов (индекс был 1/6 или 0,16). В силу финансового обрушения возникло большое количество незанятых банковских служащих. К 2014 году ситуация выправилась, и теперь индекс составляет 2,7. В настоящее время дефицитной областью является маркетинг и реклама - 1,7 резюме на 1 вакансию, а в избытке работа не по специальности (студенты) - 8,7 резюме на 1 вакансию. Это говорит о некоторых проблемах с трудоустройством студентов (и вообще людей неквалифицированного труда) в Воронеже. Оптимальным индексом считается 2-2,5 резюме на 1 вакансию.

Помимо спроса и предложения есть ещё одна характеристика - уровень заработной платы, который может не соотносится с уровнем востребованности специальности. Лидирует здесь индивидуальные вакансии, не входящие в общий список. Это высший менеджмент - в среднем 63 тыс. рублей в месяц. Главные инженера с опытом работы от 3-х лет - примерно 60 тыс. рублей в месяц. Главный бухгалтер может рассчитывать на 30 тысяч в месяц. Ну а пальму первенства занимают руководители - исполнительные директора и другие начальники. Их з/п начинается от 100 тыс. рублей в месяц. В общем же списке на первом месте специалисты строительства и недвижимости - 23-24 тысячи рублей в месяц. Маркетинг посередине - 15 тыс. рублей, а низшую планку занимают подработки студентов - примерно 10 тыс. рублей в месяц.

Однако всегда надо видеть перспективу. Есть специальности, которые пока ещё слабо востребованы, а число их соискателей невелико, но уже через несколько лет они имеют все шансы занять лидирующие места по всем категориям. Био-инженеров и био-технологов в ближайшем будущем ожидает бум вакансий и выгодных предложений. Программисты для мобильных платформ тоже могут смело смотреть в будущее, т.к. уже сейчас всё больше людей выходит в интернет через планшеты и айфоны, и фактически использует их в качестве персонального компьютера. Интернет-социология - это сфера аналитики, которая собирает данные о различных общественных процессах для разных целей (маркетинговый анализ, социологические исследования, предвыборные кампании и т.п.). А интернет - это уникальный инструмент, позволяющий изучать общество, не выходя из дома. Список можно продолжать, но и так понятно, что перспективных специальностей немало.

Воронежская область отличилась пониженным уровнем скрытой безработицы - в середине 2013 г. только 2,1% занятых работали неполное время (по стране - 3,4%). Это следствие пониженной доли занятых в промышленности. Именно в промышленности собственники были вынуждены использовать неполную занятость как инструмент снижения издержек вместо увольнений.

В 2012 году Воронежская область вошла в десятку регионов с наибольшим объемом неформальной занятости в экономике. В среднем за 2013 год в неформальном секторе экономики областей ЦЧР было занято: Воронежская область - 32,7%, 6 место в РФ

На основе проведенного анализа, можно выявить основные проблемы безработицы в Воронежской области, актуальные в настоящее время:

1)   неравномерность уровня безработицы среди отдельных возрастных групп, и прежде всего массовая безработица среди молодежи;

)     проблема трудоустройства выпускников вузов и техникумов;

3)      увеличение доли женщин в общей численности безработных;

)        наличие очаговой безработицы;

)        наличие скрытой безработицы;

)        высокие объемы неформальной занятости;

)        более высокий уровень безработицы в Воронежской области по сравнению с соседними областями.

Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими годами ситуация на рынке труда области улучшилась, многие проблемы не только не потеряли своей актуальности, но и по-прежнему требуют особого внимания со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.

Состав элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Регионы могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы, а также могут регулировать уровень предложения рабочей силы в регионе. На региональном уровне, в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне, во многих случаях, более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса.

Основной целью государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» (на 2014 - 2020 годы) (далее - Программа, государственная программа) является обеспечение реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения. Данная цель направлена на обеспечение защиты населения Воронежской области от безработицы, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальной поддержки безработным гражданам Воронежской области. В результате будет обеспечено снижение уровня безработицы за счет сбалансированности структурных характеристик рынка труда (профессионально-квалификационных и территориальных) и создание системы эффективного управления потоками трудовых ресурсов, адекватно отражающими изменения в экономике.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:

. Обеспечение гарантий граждан в сфере занятости населения.

. Снижение уровня безработицы на полном рынке труда.

. Снижение уровня безработицы в регистрируемом секторе рынка труда.

. Правовое обеспечение охраны труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда.

. Создание комплексной системы управления трудовыми ресурсами региона.

Достижение задачи «Обеспечение гарантий граждан в сфере занятости населения» будет обеспечено за счет:

-    соблюдения конституционных и иных прав и свобод жителей Воронежской области в сфере занятости населения;

-       повышения качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и ее взаимодействия с социальными партнерами.

Достижение задачи «Снижение уровня безработицы на полном рынке труда» будет обеспечено за счет:

-    своевременной корректировки мероприятий Программы на основе анализа ситуации на рынке труда области и прогноза ее развития;

-       оптимального использования информационных технологий и обеспечения доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения, улучшения организации информирования населения и работодателей о ситуации на рынке труда Воронежской области;

-       развития трудовых ресурсов, их социальной и трудовой адаптации, в том числе на основе профессиональной ориентации населения, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда Воронежской области, развития занятости подростков в свободное от учебы время;

-       поддержки занятости населения в отдельных муниципальных городах и районах Воронежской области, в том числе на основе реализации планов мероприятий по повышению занятости населения данных муниципальных образований;

-       стимулирования занятости отдельных социально-демографических групп населения, нуждающихся в особых мерах государственной поддержки занятости: женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, многодетных родителей, лиц пенсионного и предпенсионного возраста и т.п.;

-       создания условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов.

Достижение задачи «Снижение уровня безработицы в регистрируемом секторе рынка труда» будет обеспечено за счет:

-    повышения адресности мероприятий активной политики занятости, в том числе на основе участия безработных граждан в социально-адаптационных программах;

-       снижения диспропорций на рынке труда за счет расширения временной занятости в муниципальных образованиях с недостаточным количеством вакантных рабочих мест;

-       стимулирования профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы, сокращения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам, в том числе за счет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

Достижение задачи «Правовое обеспечение охраны труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда» будет обеспечено за счет:

-    улучшения условий труда на рабочих местах, повышения качества оценки существующих на рабочих местах профессиональных рисков, пропаганды культуры безопасного труда;

-       содействия лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда, развитию системы реабилитации пострадавших на производстве;

-       совершенствования системы обучения, профессиональной подготовки по охране труда, обучения персонала приемам и навыкам оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях.

Достижение задачи «Создание комплексной системы управления трудовыми ресурсами региона» будет обеспечено за счет:

-    планирования и реализации комплекса мер по формированию и развитию трудовых ресурсов;

-       координации деятельности исполнительных органов государственной власти области по рациональному использованию трудовых ресурсов.

Достижение задачи «Сохранение численности населения» будет обеспечено за счет:

-    планирования и реализации комплекса мер по сохранению численности населения;

-       создания условий для устойчивого воспроизводства, развития и реализации человеческого потенциала.

Основными индикаторами (показателями), характеризующими достижение цели и решение задач Программы, являются:

-    уровень безработицы (по методологии Международной организации труда);

-       уровень регистрируемой безработицы;

-       численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (в т.ч. со смертельным исходом) в расчете на 1 тыс. работающих;

-       доля занятых в экономике региона в численности населения региона в трудоспособном возрасте.

Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профобучение, выплата пособий по безработице.Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

Таким образом, способы снижения уровня безработицы, предложенные в государственной программе Воронежской области «Содействие занятости населения», могут способствовать усилению благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

Заключение

В процессе прохождения производственно-ознакомительной практики я приобрел опыт сбора и обработки практического материала, развил способности оценки теоретических положенийстатистики, основ формирования статистической отчетности, организации государственной службы, финансов организаций,а также усовершенствовал практические навыки анализа социально-экономических процессов на основе изучения информационно-статистических материалов Воронежстата.

Цели производственно-ознакомительной практики были достигнуты, а именно:

-  закреплены, расширены и углублены полученные в процессе обучения теоретические знания по статистике, государственной службе, управлению персоналом, финансам организаций и прочим дисциплинам, пройденным в прошедшем учебном году;

-       приобретены практические навыки самостоятельной работы, выработаны умения применять полученные знания при решении конкретных задач.

Задачи, стоящие перед производственно-ознакомительной практикой, также решены:

-  изучены нормативные и учебно-методические материалы, специальной профессиональной и периодической литературы по вопросам, входящие в программу практики;

-       осуществлены сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования его при написании отчета по практике.

Итак, в ходе проделанной работы были проведены некоторые расчеты:

уровень регистрируемой безработицы в воронежской области с 2010 по 2014 поднялся на 0,2%. Уровень безработицы по мот в воронежской области так же поднялся на 0,2%.

Уровень регистрируемой безработицы в России с 2010 по 2014 опустился на 1,5%, а уровень безработицы по мот по России опустился на 0,6%.

 

Список использованной литературы

1.           Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 247 с.

2.      Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общаятеория статистики: Учебник, 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 389 с.

3.           Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: Инфра-М, 2012. - 416с.

4.           Ковалев В.В., Патров В.В. Статистика. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 254 с.

5.      Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов. / под ред. Назарова. - М. Финстатинформ, ЮНИТИ, 2011. - 255 с.

6.           Общая теория статистики/ под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 440с.

7.      Национальное счетоводство: Учебник / под ред. Б.И. Башкатова - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 325с.

8.           Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П. - М.: КНОРУС, 2012. - 336 с.

9.           Сизова Т.М. Статистика. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2012. - 190 с.

10.         Грибоедова И.А. Социально-экономическая статистика: учебно-методич. Комплекс / И.А. Грибоедова. - 3-е изд., перераб. - Минск: Изд-во МИУ, 2011. - 136с.

11.         Теория статистики/ под ред. Г. Громыко. - М.: Инфра-М, 2010. - 476с.

12.    Теория статистики/ под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2011. -656с.

13.         Статистика: Учебник / Под ред. проф. И.И. Елисеевой. - М.: Витэрм, 2011. - 295 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!