Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,84 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины

Содержание

Введение

. Теоретический аспект видов запасов материально-технических ресурсов и факторов определения их величины

.1 Виды запасов материально-технических ресурсов

.2 Структура товарных запасов

.3 Факторы, влияющие на величину запасов

.4 Управление запасами на предприятии

. Анализ управления запасами на предприятии на примере ООО «Байкальский источник»

.1 Экономическая характеристика предприятия

.2 Анализ запасов предприятия

.3 Оптимизация товарных запасов

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимо привести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.

Россия некоторое время находится в состоянии экономического роста. Но свежи воспоминания о кризисных временах с резкими колебаниями цен, нестабильной экономикой и политической обстановкой в стране. Нет единого мнения о продолжительности экономического роста России. Объективно в таких условиях наиболее выгодны области, в которых период оборота капитала минимальный. Торговля относится именно к таким областям и является очень привлекательной.

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов - изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Цель данной работы - изучить виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины.

Можно сформулировать задачи исследования:

изучить теоретическую сущность товарных запасов;

проанализировать управление товарными запасами на предприятии ООО «Байкальский источник»;

разработать мероприятия по совершенствованию и управлению товарными запасами на предприятии.

1. Теоретический аспект видов запасов материально-технических ресурсов и факторов определения их величины

.1 Виды запасов материально-технических ресурсов

Материальные ресурсы - совокупность предметов <#"906645.files/image001.gif">.

Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости в разрезе товарных групп аналогична методике анализа этих показателей по общему объему.

Анализ запасов в разрезе товарных групп необходимо проводить во взаимной увязке с состоянием товарных запасов в розничной торговой сети зоны обслуживания, что позволяет принимать оперативные решения по управлению запасами товаров.

Развитие оптового товарооборота сопровождается его товарным обеспечением, формализовано представленным суммой поступления товаров в оптовое звено и их запасами на начало периода. Анализ поступления товаров в оптовое звено проводится по источникам поступления товаров и конкретным производителям. Его методика предполагает расчет следующих аналитических показателей:

процента выполнения плана и динамики суммы поставок;

равномерности и ритмичности выполнения поставок товаров;

соблюдения ассортимента и качества поступления товаров.

На заключительном этапе производится балансовая увязка показателей оптового товарооборота и ее анализ с учетом того, что основной задачей оптовых организаций является бесперебойная поставка товаров в розничную торговую сеть.

Таким образом, в условиях рыночной конкуренции для обеспечения прибыльной работы оптового звена экономический анализ оптового товарооборота и его показателей приобретает особую значимость.

Главной целью планирования товарных запасов в оптовой торговле является обеспечение достаточного размера товаров в оптовом звене для бесперебойного снабжения розничной торговой сети. В соответствии с функциональным назначением оптовой торговли необходимо увеличивать долю товарных запасов в оптовом звене. Кроме того, обоснованное размещение товарных запасов между оптовым и розничным звеньями требует комплексного подхода к их планированию, который должен также предусматривать рационализацию товародвижения. Важнейшим этапом планирования товарных запасов в оптовом звене является их нормирование. Оптовые организации должны разрабатывать нормативы товарных запасов в разрезе товарных групп, а затем в целом по организации.

К основным методам нормирования товарных запасов в оптовом звене следует отнести:

опытно-статистический;

нормирование товарных запасов с учетом их среднегодового изменения (применяется в случае поступательного развития экономики торговых организаций оптового звена);

нормирование товарных запасов с использованием их эластичности;

нормирование товарных запасов с использованием индексного метода;

экономико-математические методы;

метод технико-экономических расчетов.

В экономической практике метод технико-экономических расчетов является наиболее достоверным, хотя и не исключает ряда трудностей при определении норматива[2 ,С. 52].

Норматив товарных запасов по конкретной товарной группе, прогнозируемый методом технико-экономических расчетов, определяется по следующим элементам с использованием формулы:

Н = М + (П / 2),

где Н - норматив товарных запасов по конкретной товарной группе, дн.;

М - минимальный запас, включающий запас в днях, по которому учитываются все складские операции (В); резервный запас первого вида на случай неравномерности завоза товаров (РЗ1); резервный запас второго вида на случай повышенного спроса (РЗ2), то есть

М = В + PЗ1 + РЗ2.

Величина резервных запасов определяется в размере 20 - 25% от частоты завоза товаров в оптовые организации; П - средний запас текущего пополнения. По товарам простого ассортимента он равен половине срока частоты завоза (П / 2), по товарам сложного ассортимента запас текущего пополнения рассчитывается с учетом коэффициента комплектности поставок () по формуле:

Н = М + (П / 2) × k.

Норматив товарных запасов в сумме в оптовом звене определяется путем умножения рассчитанных нормативов товарных запасов в днях на однодневный плановый оптовый товарооборот.

Заключительным этапом планирования оптового товарооборота является расчет его товарного обеспечения и определение источников поступления товаров в оптовую организацию. Расчет токарного обеспечения оптового товарооборота может производиться в натуральных и стоимостных показателях.

Товарное обеспечение плана оптового товарооборота определяется исходя из формулы балансовой увязки:

Зн + По = ОТО + Зк + Пв,

где ОТО - оптовая реализация товаров, р.;

По - поступление товаров в оптовое звено, р.;

Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец периода в оптовом звене, р.;

Пв - прочее выбытие, р.

Планы товарного обеспечения оптового товарооборота устанавливаются на год и уточняются ежеквартально с учетом изменений в объемах поступления товарных ресурсов.

Таким образом, балансовая взаимозависимость показателей оптового товарооборота позволяет запланировать не только величину оптовой реализации, но и объем и структуру закупки, а также поступление товаров в оптовые организации в разрезе их приобретения.

2. Анализ управления запасами на предприятии на примере ООО «Байкальский источник»

.1 Экономическая характеристика предприятия

История зарождения завода появилась летом 1999 г., когда, проанализировав емкость рынка и уровень качества производимых напитков в городе и области, мы пришли к выводу, что новый завод сможет представить на рынок принципиально новые напитки, полезные для здоровья, и удовлетворить ожидание потребителей.

В августе 1999 г. было приобретено производственное оборудование и производственное помещение.

В течение первого квартала 2000 г. в здании шел ремонт: были возведены офисные помещения, построен выдувной цех, склад готовой продукции и производственный цех; восстановлены системы отопления, канализации, освещения. 22 апреля молодой коллектив завода, насчитывающий 12 человек, принял участие в первом субботнике.

Во втором квартале 2000 г. территория завода была благоустроена. В течение всего времени ремонтно-строительного периода налаживались деловые связи с поставщиками сырья для выпуска готовой продукции, благоустраивались цеха, закупалось лабораторное оборудовании, техника, мебель.

августа 2001 г. наш завод был освящен отцом курским Анатолием.

Высокое качество напитков, достигаемое усилиями нашего коллектива, должно быть защищено, поэтому мы зарегистрировали наш товарный знак, разработали форму бутылки, отражающую суть названия «БАЙКАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК». Нижняя половина бутылки волнистая: «волна Байкала», верхняя - это «горы Саян», возле горлышка логотип «БАЙКАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК».

Первый розлив напитка на заводе произошел 23 июня 2000 года.

Это «Дюшес», 1.5л,-520 бутылок. Не избежать было и первых сложностей - дозировка купажа, подготовка напитка к линии, насыщение напитка углекислотой, среднее наполнение бутылки, этикетировка и упаковка. Постепенно разрешались все эти вопросы

Достижения фирмы:

С 4 по 7 июля 2000 г. в г. Иркутске состоялась международная выставка «Российское пиво», в которой фирма впервые приняла участие.

Интересы работников и цели фирмы

Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

“Корпоративный” в широком смысле этого слова характеризует объединение людей, разделяющих общие ценности, поддерживающих друг друга и правила своего объединения и стремящихся к общей цели. Именно в этом смысле говорят о корпоративном духе, корпоративном единстве, корпоративной культуре.

Корпоративный дух - это состояние духовного единства и чувства взаимной поддержки, соединяющее всех участников фирмы в достижение такого состояния в современной фирмы является фактором победы в конкурентной борьбе и вместе с тем фактором стабильности для участников фирмы.

А как отнестись к принципу “ гармонии персонала ” в сегодняшней организации трудового процесса? Ответ на этот вопрос следует разбить на две части. В первой - констатировать важность этого принципа и сегодня. А второй - признать сложность его реализации.

Во всяком случае следует согласиться с тем, что такие свойства участия работников в делах в фирмы, как “корпоративный дух” и “гармония персонала”, не могут быть обозначены в качестве непосредственных целей управления персонала. Они представляют собой идею, к которому каждая стремится, но достижение этого идеала происходит через более ясной и конкретной цели.

2.2 Анализ запасов предприятия

Для проведения анализа производства и реализации продукции необходима производственная программа предприятия. Это задание по выпуску продукции определенной номенклатуры и ассортимента, высокого качества и в оптимальных количествах с тем, чтобы эту продукцию можно было реализовать и получить прибыль.

Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года характеризуется следующими данными (см. таблица 2.1, рис. 2.1).

Таблица 2.1 - Динамика реализации товаров магазина «Байкальский источник» за 2013-2015 г.г.

Годы

Фактическая реализация товаров (тыс. руб.)

Цепные темпы роста реализации , %

Базисные темпы роста реализации, %


В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

2013

2141,5

2141,5

100

100

100

100

2014

2620,7

2176,6

122,4

102

122,4

102

2015

3105,2

2681,5

118,5

123

145

125


Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста реализации товаров уменьшаются: в 2014 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2015 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2015 году по сравнению с 2014 годом, но меньше, чем в 2014 году по сравнению с 2013 годом ( средний индекс цен в 2014 году - 1,204 или 120,4%, в 2015 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2014 году на 1,7%, в 2015 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

Рис. 2.1 - Реализация товаров в действующих ценах

За три года реализации товаров предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. рублей (3105,2 -2141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема реализации товаров) на 4,0%, что составило 86 тыс. рублей (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. рублей (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста реализации товаров получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. рублей.

За 2013 - 2015 г.г. среднегодовой темп роста реализации предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам реализация товаров предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовой реализация занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития реализация товаров предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Розничный товарооборот магазина «Байкальский источник» по кварталам года

Кварталы

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение в сумме (+,-)

2014 год в % к 2013 году

2015 год в % к 2014 году


сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.



1

513,96

610,8

23,3

714,0

23,0

96,8

103,2

122,2

116,8

2

543,9

25,4

655,2

25,0

770,5

24,9

111,3

115,3

118,78

117,6

3

537,5

25,1

647,3

24,7

770,1

24,8

109,8

122,8

124,58

118,9

4

546,0

25,5

707,4

27,0

850,6

27,4

161,4

143,2

129,55

120,2

Всего за год

2141,5

100,0

2620,7

100

3105,2

100

479,2

484,5

122,38

118,49


Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии реализации предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста реализации достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%), а в 2013 году в четвертом квартале реализации достиг 129%. Неритмичное развитие реализации товаров по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме реализации. Так, если в первом квартале 2014 г. удельный вес реализации увеличился по сравнению с 2013 годом, то в 2015 г. удельный вес реализации первого квартала снизился на 0,3% и второго квартала - на 0,2% и на 0.4% по сравнению с 2014 и 2013 годами соответственно, потому что в этих кварталах темпы роста реализации ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля реализации третьего квартала возросла с 24,7% в 2014 году до 24,8% в 2015 году, но все равно ниже чем в 2013 году (темп роста оборота в этом квартале 118,9%), а доля реализации четвертого квартала составила в 2015 году 27,4% и возросла по сравнению с 2014 годом на 0,4% (темп роста товарооборота - 120,2%).

В процессе анализа производится сопоставление фактического поступления материальных ресурсов и плановой их потребности для производства строительно-монтажных работ, устанавливается полнота и правильность расчета потребности в материальных ресурсах, производится выполнение поставщиками договоров по количеству и срокам поставок. Анализ обеспеченности материальными ресурсами следует начинать с расчета величины планового в днях. Нормы производственного запаса материалов в днях определяется по формуле:

Зн = Тз + Пз + Гз + Сз,

где Зн - нормативный запас;

Тз - текущий запас;

Пз - подготовительный запас;

Гз - страховой запас;

Сз - сезонный запас.

Таблица 2.3 - Составные нормативного запаса ООО «Байкальский источник»

Наименование запаса

2013 год

2014 год

2015 год

Текущий запас

905

1215

1747

3907

1374

7427

Страховой запас

1877

2409

3572

Сезонный запас

2016

2109

1999

ИТОГО: нормативный запас

8407

7107

14745

товарный нормативный запас группировка

Величина абсолютного нормативного запаса (Аз) в натуральном измерении исчисляется по формуле:

Аз = Зн • Др,

где Зн - нормативный запас,

Др - однодневный расход материалов.

В 2013 году Зн = 8407, Др = 1230,83;

в 2014 году Зн = 7107, Др = 420,66;

в 2015 году Зн = 14745, Др = 3497,25.

Аз = 8704 ∙ 1230,83 = 10713144 т. - в 2013 году,

Аз = 7107 ∙ 412,66 = 2932774,6 т. - в 2014 году,

Аз = 14745 ∙ 3497,25 = 51566951 т.- в 2015 году.

Фактический запас в днях определяется по их среднесуточному расходу по формуле:

Здн. = О / Д,

где О - остаток материала по данным отчета (т.е. страховой запас)

Здн. = 1877 / 1230,83 = 1,52 дн. в 2013 году

Здн. = 2409 / 412,66 = 5,84 дн. в 2014 году

Здн. = 3572 / 3497,25 = 1,02 дн. в 2015 году

Одновременно расход материалов в стоимостном измерении определяется по формуле:

Др =

где Ор - объем производственных работ по плану, тыс.руб,

УВ - удельный вес расхода материалов в себестоимости.

В 2013 году Ор = 15000 тыс. руб; УВ = 29,54 %;

в 2014 году Ор = 12000 тыс. руб; УВ = 12,38 %;

в 2015 году Ор = 27000 тыс. руб; УВ = 46,63 %.

В 2013 году Др = = 1230,83 руб;

в 2014 году Др = = 412,66 руб;

в 2015 году Др = = 3497,25 руб.

Обеспеченность материальными ресурсами (В) определяется в днях по формуле:

В =

где П - приход материалов за отчетный период (т.е. внешние поступления).

В 2013 году П = 4183;

в 2014 году П = 2406;

в 2015 году П = 9198.

В 2013 году В = = 4,92 дн.

в 2014 году В = = 11,67 дн.

в 2015 году В = = 3,65 дн.

При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют количество плана материально-технического снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов.

Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними и внутренними.

К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники - это сокращение отходов сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.

2.3 Оптимизация товарных запасов

В фирме ООО «Байкальский источник» проводится оптимизация запасов.

Компьютерная система обеспечивать проведение объемно-стоимостного ABC-анализа и XYZ-анализа и автоматически рассчитывает оптимальные объемы заказов.

Метод группировки запасов ABC более полувека активно применяется зарубежными компаниями. Наибольший эффект дает применение метода ABC совместно с его вариантом - методом XYZ.

По результатам анализа спроса практикуется разделение номенклатуры на группы спроса по количеству А, В и С, с тем чтобы знать, каким товарам необходимо уделять больше внимания.

Разделение запасов на группы спроса имеет большие преимущества, хотя первоначальная работа особенно трудоемка.

Все шире применяется также группировка товаров по стоимости, для чего вводятся группы X, Y и Z. Если продажа какого-либо товара по стоимости превышает установленный критерий, например 20руб., то ее относят к группе X; если стоимость эта находится в интервале от 10 до 20 руб. - к группе Y, если ниже 10 руб. - к группе Z. С помощью простых методов выборки проводят обследование запасов склада. Примерные результаты такого анализа приведены в табл. 2.4 и 2.5.

Таблица 2.4 - Группировка товаров по доле в объеме сбыта

Группа

Количество

Стоимость

Товарооборот,

по уровню сбыта

товаров группы, %

продаж на одно наименование, тыс. руб.


А

Свыше 50

82

В

19

Свыше 10

14

С

69

Ниже 10

4


Таблица 2.5 - Группировка товаров по доле в объеме запасов

Группа

Количество

Стоимость

Запасы, %

по уровню

товаров

запасов на одно


запасов

группы, %

наименование,




тыс. руб.


X

9

Свыше 20

60

Y

19

Свыше 10

26

Z

72

Ниже 10

14


Из таблиц видно, что на 12% номенклатуры товаров приходится 82% товарооборота в стоимостном выражении, а на группу товаров, составляющую 9% всей номенклатуры, - 60% стоимости запасов. Этот факт имеет огромное значение - основной контроль нужно сконцентрировать лишь на той номенклатуре товаров, которые обеспечивают основную долю товарооборота. Аналогично, установив номенклатуру товаров группы X, сосредоточивают внимание на тех товарах, которые составляют основную часть стоимости запасов.

Во многих случаях номенклатура товаров групп А и В совпадает с номенклатурой, входящей в группы X и Y. Замечено, что как в группы А и В, так и в группы X и Y входит не более 40% всей номенклатуры товаров.

Организация контроля запасов по группам А, В, С и X, Y, Z намного эффективнее системы контроля максимального и минимального уровней запасов, когда эти уровни запасов устанавливаются в одинаковой пропорции к объему сбыта каждого товара и, следовательно, каждому товару придается одинаковое значение, что вызывает излишние расходы для контроля запасов.

После разделения запасов на группы фирмы регулярно корректируют номенклатуру групп А, В и С, добиваясь, чтобы она всегда отражала текущее состояние спроса. Очевидно, что вся деятельность в области маркетинга концентрируется на товарах группы А и Б, которые обеспечивают основную массу товарооборота фирмы. Поскольку основная доля товарооборота приходится на эти две группы товаров, важно, чтобы по ним поддерживались необходимые уровни запасов.

Запасы по группам X, Y и Z уточняют не менее раза в год. В ходе любой программы сокращения запасов наиболее тщательно обследуют запасы группы X, поскольку именно на них приходится основная доля общей стоимости запасов. В случае медленного движения товаров группы X проводится тщательный анализ. "Мертвый", или бездействующий, запас изделий группы X на складе фирмы ликвидируют.

При инвентаризации физических запасов основное внимание уделяют товарам группы X, на которые приходится наибольшая доля суммарной стоимости запасов.

Заключение

В курсовой работе проанализирована деятельность ООО “Байкальский источник”, которая работает в сфере торговли. Торговля стоит впереди розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они или поступают в производственное потребление, или приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для следующей реализации населению или для производственного потребления.

Особое внимание в работе было уделено товарным запасам. Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначенное для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:

обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку есть формой товарного предложения;

характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Необходимость образования товарных запасов вызвана следующими причинами:

непрерывностью процессов обращения;

сезонностью производства и потребление;

неравномерностью размещения производства и районов потребление;

непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

необходимостью образования страховых резервов,

другими причинами.

В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещение заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню.

В фирме “Байкальский источник” используется компьютерная программа “1С: Торговля и склад”. Она направлена на реальную оценку текущего состояния запасов, их планирование и оптимизацию.

В этой работе было проанализировано состояние товарных запасов фирмы, их структура и динамика изменения за период 2013-2015 г.г. В настоящее время предприятие находится на стадии жизненного цикла - возрастания.

Особенностью формирования товарных запасов на предприятии есть то, что в 2014 году 100% из них было импортировано. Поставки через небольшой промежуток времени незначительными партиями являются экономически невыгодными, так как транспортные и таможенные затраты значительно превышают складские затраты.

Проанализировав товарные запасы фирмы “ Байкальский источник ” в периоде с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. можно сделать вывод, что управление товарными запасами осуществляется на высоком уровне, используется модель оптовых закупок значительными партиями, которая разрешает получить значительные ценовые скидки, минимизировать затраты на заказ, транспортные затраты и гарантирует поставку всей партии.

Относительно усовершенствования деятельности, то рассмотрена возможность предприятия привлекать заемные средства для увеличения оборотных активов. ООО “Байкальский источник” при формировании товарных запасов использовало исключительно собственные средства предприятия.

Список использованных источников

1.       Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: издательство - книготорговый центр "Маркетинг", 2013

.        Ким С.А., Овчинников С.И. Организация и планирование промышленного производства - Минск: "Высшая школа", - 2013

.        Мартынов А.В. Разработка стратегии предприятия // Вопросы экономики. 2013, №12

.        Материальные запасы. Поиск оптимума с учетом новых возможностей и новых требований/ А. Баскин, Г. Зенкова // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренцмя. - 2014, №3-4

.        Мельник М.М., Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением. /Уч. для ВУЗов. - М.: Высшая школа., 2013-208с.

6.       Международные транспортные операции <http://www.aup.ru/books/m207/>: Конспект лекций/ А.В. Зимовец. Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2014.

.        Основы логистики. Функциональные области логистического управления <http://www.aup.ru/books/m192/>/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. 79 с.

.        Основы логистики. Функциональные области логистического управления (Часть 3) <http://www.aup.ru/books/m193/>/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. 121 с.

.        Методы управления инвестициями в логистических системах // под ред. Мищенко А.В. Издательство: ИНФРА-М Год: 2015

.        Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры // Логинфо №12 - 2013

.        Стерлигова А.Н. Роль управления запасами в организации успешного бизнеса // Логитфо №2 - 2014

.        Стерлигова А.Н. Процедуры оптимального распределения запасов в цепях поставок // Логистика сегодня №4 - 2015

.        Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. М.: Изд-во РДЛ, 2015

.        Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. Проф.В.Я. Горфинкеля, проф.А.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.

Приложение

Классификация товарных запасов

№ п/п

Признак классификации

Вид запасов

Характеристика видов запасов

1

Назначение

Производственные

Запасы материальных ресурсов, предназначенные для промышленной переработки и создаваемые для обеспечения ритмичности производственных процессов



Товарные

Запасы в виде готовой продукции, предназначенной для конечного потребителя, находящейся: на пути следования товаров от поставщика к потребителю на предприятиях оптовой и розничной торговли

2

По отношению к логистическим операциям

Запасы в снабжении

Запасы материальных ресурсов, перемещаемые по логистическим каналам от поставщиков к потребителям, осуществляющим производства готовой продукции



Производственные

Запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, находящиеся на предприятии-производителе и предназначенные для промышленной переработки и обеспечения бесперебойности



Сбытовые (товарные)

Запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также в каналах сферы обращения, предназначенные для продажи



Складские

Запасы материальных ресурсов на складах различного типа в различных звеньях логистической цепи



Транспортные

Запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому



Запасы грузопереработки

Специфический складской запас, связанный перегрузкой с одного вида транспорта на другой, сортировкой грузов, формированием партий и т. д.

3

По функциональному назначению

Текущие

Уровень запаса в текущий момент учета. Текущий запас может варьировать от максимального желательного запаса до порогового уровня (гарантийного запаса) и предназначен для обеспечения непрерывности процессов производства и сбыта



Запасы в пути

Запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки



Страховой (гарантийный)

Предназначен для сокращения рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов, непредвиденными сбоями в производственных и логистических операциях. Страховой запас является относительно постоянной величиной и в стандартных условиях функционирования считается неприкосновенным



Переходящий

Остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода, обеспечивающие непрерывность производственного или торгового процесса до момента поставки очередной партии материальных ресурсов в периоде, следующем за отчетным: J = S · T, где J - общий объем переходящих запасов; S - средняя норма продаж запасов в определенный период времени; Т - среднее время транспортировки запасов



Подготовительный

Часть производственного или сбытового запаса, предназначенная для подготовки соответственно материальных ресурсов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие подготовительного запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, подготовке к производству или потреблению (например, чистка, сушка, рихтовка и т. п.)



Сезонные

Запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые при значимых сезонных колебаниях спроса и характера производства, и обеспечивающие бесперебойность производства и потребления в периоды сезонных перепадов



Запасы продвижения готовой продукции

Формируются в каналах распределения и сбыта для осуществления маркетинговой политики продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемой широкомасштабной рекламой. Запасы должны удовлетворять возможному всплеску спроса на продвигаемую продукцию

3

По функциональному назначению

Спекулятивные

Запасы материальных ресурсов, создаваемые производителями для защиты от ожидаемого резкого повышения цен на приобретаемые ресурсы, введения тарифов и квот на них



Неликвидные

Образуются вследствие потери качества товаров во время хранения, а также их морального старения



Максимальный желательный

Экономически целесообразный уровень запасов в рассматриваемой логистической системе, используемый как ориентир при расчете объема заказа, который может изменяться при изменении планов производства и сбыта



Пороговый уровень

Минимальный запас, используемый в качестве ориентира для пополнения запаса


Похожие работы на - Виды запасов материально-технических ресурсов и факторы определения их величины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!