Сравнение электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    107,44 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете

МГУ имени М. В. Ломоносова












Сравнение электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете



студент 1 курса магистратуры

Ермияев Яков Русланович

Аннотация

На примере двух действующих бизнес-проектов автор пытается доказать, что на современном этапе развития технологий и проникновения Интернета различия электронного и традиционного бизнеса, представленного в Интернете, далеко не столь очевидны, как кажется на первый взгляд. Сравнительный анализ проведен по трем этапам развития проекта: разработка продукта, операционная деятельность, масштабирование проекта.

Ключевые слова: электронный бизнес, традиционный бизнес, разработка продукта, операционная деятельность, масштабирование проекта.

На современном этапе развития технологий и проникновения Интернета трудно однозначно различить электронный бизнес и бизнес, представленный в Интернете.

Автор статьи является основателем проекта «Красная Шапочка Кира» (#"justify">Целью данной статьи является выявление различий концепций электронного и бизнеса, представленного в Интернете, на примере трех этапов развития (разработка продукта, операционная деятельность, масштабирование) на базе фактического материала двух бизнес-проектов.

Современная действительность не позволяет однозначно различить электронный бизнес и бизнес, представленный в Интернете. Оба анализируемых проекта предлагают продукт на В2С-сегменте, и конечным результатом для клиента в обоих случаях является сертификат. Однако образовательные приложения для дошкольников однозначно воспринимаются как электронный бизнес, а проект по проверке помещений на пары ртути и источники радиации - как традиционный. Стоит также учитывать наличие ряда ограничений, например, в стоимости конечного продукта (159 и 1500 руб.). Именно поэтому в анализ проекта не включались некоторые блоки (например, сравнения конверсии и маркетинговых подходов).

Этап разработки продукта. В ходе разработки конечных продуктов мы использовали распространенную концепцию Lean startup, которая в нашем случае визуализуется в форме треугольника, представленного на рис. 1.


Этот подход подразумевает постоянное взаимодействие с потенциальными пользователями как в среде электронного, так и традиционного бизнеса. Рассмотрим отдельные этапы цикла:

1.На этапе идеи и доработанной идеи (идея+) разработка электронного и неэлектронного проектов в нашем случае отличалась только недостаточным пониманием потенциальных возможностей, используемых в электронном проекте технологий, ввиду недостатка опыта и специфических знаний. Аналогом данной проблемы в традиционном бизнесе является работа с любым оборудованием при недостатке опыта и знаний.

2.Процесс создания прототипа концептуально не отличался для обоих проектов.

3.Различие проектов проявляется на этапе тестирования. При работе над электронным проектом помимо обычного тестирования может быть проведено анонимное и удаленное тестирование без каких-либо существенных затрат. Этот на первый взгляд незначительный момент при более глубоком анализе оказывается достаточно важным.

Анонимное и удаленное тестирование позволяет заранее установить ключевые «цели», достижение которых проверяется автоматически встроенными технологиями. Это позволяет полностью смоделировать пользовательский опыт использования приложения без внешнего воздействия «тестера», что очень важно, особенно в контексте детского проекта.

Операционная деятельность. Рассмотрим деятельность, непосредственно связанную с цепочкой создания ценности каждого проекта в отдельности (табл. 1, 2).

Таблица 1. Формализованная схема операционных процессов в проекте «Красная Шапочка Кира»

Операционные процессы «Красная Шапочка Кира» (КШК)1Клиент скачивает приложение2Клиент проходит интерактивную историю и внутренние мини-игры3От пользователя приходит заявка на получение сертификата (автоматически после прохождения игры). (Момент оплаты.)4Автоматически формируется сертификат с заданным именем ребенка5Автоматически формируется этикетка письма с заданным адресом пользователя6Сотрудник компании собирает готовое письмо7Сотрудник компании отправляет сертификат «Почтой России»8Клиент получает сертификат и реализует необходимую совместную активность

Операционные процессы «Здоровый дом» (ЗД)1Клиент оставляет заявку на проведение проверки на сайте или по телефону2Сотрудник кол-центра подтверждает у клиента заказ3Сотрудник компании автоматически получает уведомление и отправляется на место проведения измерений4Сотрудник выполняет измерения и заполняет сертификат измерений, после чего выносит заключение на основании полученных данных5Сотрудник компании отдает сертификат клиенту. (Момент оплаты.)

На первый взгляд эти схемы выглядят совершенно разными, однако если генерализовать их до трех этапов: получение заявки, обработка заявки, выдача результата, то получаем иную картину (табл. 3).

электронный бизнес интернет издержка

Таблица 3. Генерализованная схема операционных процессов

КШКЗДПолучение заявкиАвтоматизированно (момент оплаты)Автоматизированно (с подтверждением)Обработка заявкиСотрудникомСотрудникомВыдача результатаСотрудникомСотрудником (момент оплаты)

При такой генерализации ключевое различие в операционной деятельности связано с моментом осуществления платы за оказанную услугу.

При том что в обоих случаях создаваемый продукт строго индивидуален (сертификат с именем и фамилией ребенка и сертификат с данными фактических измерений в помещении клиента), при работе с электронным проектом плата взимается до фактического получения клиентом конечного продукта, в то время как при работе с неэлектронным проектом плата взимается после оказания услуги целиком.

Этому может быть две причины. Вполне очевидно, что, если бы цена товаров, заказываемых в рамках проекта КШК, была бы выше, например близка к цене товаров ЗД, конверсия пользовательских покупок была бы значительно ниже. Однако немаловажным фактором является и структура коммуникации. В рамках проекта КШК оплата реализуется при взаимодействии «человек-устройство», в то время как в ЗД при взаимодействии «человек-человек».

Мы не можем однозначно утверждать, какой из видов коммуникации кажется пользователю более надежным. При взаимодействии «человек-устройство» есть четко фиксированные стандарты, сроки и алгоритмы действий в случае невыполнения исполнителем обязательств. С другой стороны, при взаимодействии «человек-человек» возникают межличностные коммуникации, которые осложняют процесс и которые труднее стандартизировать и контролировать. Однако не стоит забывать, что взаимодействие «человек-человек» гораздо более привычно и распространено. При этом стоит отдельно заметить, что технически возможна унификация системы проведения оплаты для обоих проектов (über с системой постоплаты через приложение или оказание услуг по предоплате). Однако еще одним немаловажным параметром является непосредственно место исполнения этих этапов. Рассмотрим приведенную ниже табл. 4.

Таблица 4. Исполнение этапов по «месту»

КШКЗДОтправление заявкиУ клиентаУ клиентаОбработка заявкиУ исполнителяУ клиентаПолучение результатаУ клиентаУ клиента

Очевидно различие в месте «обработки заявки»: в случае электронного бизнеса заявка обрабатывается и исполняется в компании, в случае же ЗД для обработки заявки сотрудник отправляется к клиенту.

Говоря про операционную деятельность, отдельно сравним средние совокупные издержки на единицу продукции. Они представлены на диаграмме (рис. 2), в относительном значении отличия незначимы.

В проекте КШК была использована рисованная покадровая анимация, что существенно увеличило затраты. Наиболее распространенная технология, компьютерное анимирование, могла бы снизить качество создаваемого контента. С другой стороны, в проекте ЗД были получены необходимые для проведения анализа приборы по цене в несколько раз ниже рыночной, что снизило общие издержки.

Рис. 2. Совокупные средние издержки и средняя наценка

Таким образом, единственным заметным различием в операционной деятельности является момент оплаты за продукт, реализация которого технически возможна (но не оптимальна) в одинаковом виде в обоих проектах.

Этап масштабирования. На текущем этапе развития проектов масштабирование является только прогнозируемым этапом деятельности, однако уже на этапе подготовительной проработки появляется очевидное различие в потенциале расширения деятельности. В контексте проекта КШК возможна международная экспансия, в то время как расширение проекта ЗД предусматривает выход на региональные рынки РФ.

Однако данная ситуация является частным случаем, так как возможны и существуют проекты, локализованные внутри одного города, так же как и возможны форматы бизнеса, действующего по всей стране.

Таким образом, при сравнении двух проектов («Красная Шапочка Кира» и «Здоровый дом») выявляются незначительные различия, которые не позволяют выявить существенную разницу между электронным бизнесом и бизнесом, представленным в Интернете. Выявленные различия в основном связаны с оптимизационными решениями в каждом конкретном случае и могут отсутствовать при сравнении других конкретных проектов. С другой стороны, самым значимым отличием является место «работы» по полученной заявке, и возможно именно это и является ключевым отличием концепции электронного и бизнеса, представленного в Интернет. Однако стоит отметить, что данное различие является лишь временным технологическим ограничением, которое в будущем, возможно, будет преодолено, что еще больше размоет различия концепций электронного бизнеса и традиционного бизнеса, представленного в Интернете.


1.Кобелев О. А. Электронная коммерция. - Дашков и К°, 2012.

2.Смирнов С. Н. Электронный бизнес. - ДМК Пресс, 2008.

3.Ries Eric. The Lean Startup: How Todays Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. - Crown Publishing, 2011.

4.The Lean Startup TESS Search. United States Patent and Trademark Office. October 8, 2012.

Похожие работы на - Сравнение электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!