Сравнение электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете
МГУ
имени М. В. Ломоносова
Сравнение
электронного бизнеса и бизнеса, представленного в интернете
студент 1 курса
магистратуры
Ермияев Яков
Русланович
Аннотация
На примере двух действующих бизнес-проектов
автор пытается доказать, что на современном этапе развития технологий и
проникновения Интернета различия электронного и традиционного бизнеса,
представленного в Интернете, далеко не столь очевидны, как кажется на первый
взгляд. Сравнительный анализ проведен по трем этапам развития проекта:
разработка продукта, операционная деятельность, масштабирование проекта.
Ключевые слова: электронный
бизнес, традиционный бизнес, разработка продукта, операционная деятельность,
масштабирование проекта.
На современном этапе развития технологий и проникновения
Интернета трудно однозначно различить электронный бизнес и бизнес,
представленный в Интернете.
Автор статьи является основателем проекта
«Красная Шапочка Кира» (#"905119.files/image001.jpg">
Этот подход подразумевает постоянное
взаимодействие с потенциальными пользователями как в среде электронного, так и
традиционного бизнеса. Рассмотрим отдельные этапы цикла:
1. На
этапе идеи и доработанной идеи (идея+) разработка электронного и неэлектронного
проектов в нашем случае отличалась только недостаточным пониманием
потенциальных возможностей, используемых в электронном проекте технологий,
ввиду недостатка опыта и специфических знаний. Аналогом данной проблемы в
традиционном бизнесе является работа с любым оборудованием при недостатке опыта
и знаний.
2. Процесс
создания прототипа концептуально не отличался для обоих проектов.
3. Различие
проектов проявляется на этапе тестирования. При работе над электронным проектом
помимо обычного тестирования может быть проведено анонимное и удаленное
тестирование без каких-либо существенных затрат. Этот на первый взгляд
незначительный момент при более глубоком анализе оказывается достаточно важным.
Анонимное и удаленное тестирование позволяет
заранее установить ключевые «цели», достижение которых проверяется
автоматически встроенными технологиями. Это позволяет полностью смоделировать
пользовательский опыт использования приложения без внешнего воздействия
«тестера», что очень важно, особенно в контексте детского проекта.
Операционная деятельность.
Рассмотрим деятельность, непосредственно связанную с цепочкой создания
ценности каждого проекта в отдельности (табл. 1, 2).
Таблица 1. Формализованная схема
операционных процессов в проекте «Красная Шапочка Кира»
Операционные
процессы «Красная Шапочка Кира» (КШК)
|
1
|
Клиент
скачивает приложение
|
2
|
3
|
От
пользователя приходит заявка на получение сертификата (автоматически после
прохождения игры). (Момент оплаты.)
|
4
|
Автоматически
формируется сертификат с заданным именем ребенка
|
5
|
Автоматически
формируется этикетка письма с заданным адресом пользователя
|
6
|
Сотрудник
компании собирает готовое письмо
|
7
|
Сотрудник
компании отправляет сертификат «Почтой России»
|
8
|
Клиент
получает сертификат и реализует необходимую совместную активность
|
Таблица 2. Формализованная схема операционных
процессов в проекте «Здоровый дом»
Операционные
процессы «Здоровый дом» (ЗД)
|
1
|
Клиент
оставляет заявку на проведение проверки на сайте или по телефону
|
2
|
Сотрудник
кол-центра подтверждает у клиента заказ
|
3
|
Сотрудник
компании автоматически получает уведомление и отправляется на место
проведения измерений
|
Сотрудник
выполняет измерения и заполняет сертификат измерений, после чего выносит
заключение на основании полученных данных
|
5
|
Сотрудник
компании отдает сертификат клиенту. (Момент оплаты.)
|
На первый взгляд эти схемы выглядят совершенно
разными, однако если генерализовать их до трех этапов: получение заявки,
обработка заявки, выдача результата, то получаем иную картину (табл. 3).
электронный бизнес интернет издержка
Таблица 3. Генерализованная схема операционных
процессов
|
КШК
|
ЗД
|
Получение
заявки
|
Автоматизированно
(момент оплаты)
|
Автоматизированно
(с подтверждением)
|
Обработка
заявки
|
Сотрудником
|
Сотрудником
|
Выдача
результата
|
Сотрудником
|
Сотрудником
(момент оплаты)
|
При такой генерализации ключевое различие в
операционной деятельности связано с моментом осуществления платы за оказанную
услугу.
При том что в обоих случаях создаваемый продукт
строго индивидуален (сертификат с именем и фамилией ребенка и сертификат с
данными фактических измерений в помещении клиента), при работе с электронным
проектом плата взимается до фактического получения клиентом конечного продукта,
в то время как при работе с неэлектронным проектом плата взимается после
оказания услуги целиком.
Этому может быть две причины. Вполне очевидно,
что, если бы цена товаров, заказываемых в рамках проекта КШК, была бы выше,
например близка к цене товаров ЗД, конверсия пользовательских покупок была бы
значительно ниже. Однако немаловажным фактором является и структура коммуникации.
В рамках проекта КШК оплата реализуется при взаимодействии
«человек-устройство», в то время как в ЗД при взаимодействии «человек-человек».
Таблица 4. Исполнение этапов по «месту»
|
КШК
|
ЗД
|
Отправление
заявки
|
У
клиента
|
У
клиента
|
Обработка
заявки
|
У
исполнителя
|
У
клиента
|
Получение
результата
|
У
клиента
|
У
клиента
|
Очевидно различие в месте «обработки заявки»: в
случае электронного бизнеса заявка обрабатывается и исполняется в компании, в
случае же ЗД для обработки заявки сотрудник отправляется к клиенту.
Говоря про операционную деятельность, отдельно
сравним средние совокупные издержки на единицу продукции. Они представлены на
диаграмме (рис. 2), в относительном значении отличия незначимы.
В проекте КШК была использована рисованная
покадровая анимация, что существенно увеличило затраты. Наиболее
распространенная технология, компьютерное анимирование, могла бы снизить
качество создаваемого контента. С другой стороны, в проекте ЗД были получены
необходимые для проведения анализа приборы по цене в несколько раз ниже
рыночной, что снизило общие издержки.
Рис. 2. Совокупные средние издержки и
средняя наценка
Таким образом, единственным заметным различием в
операционной деятельности является момент оплаты за продукт, реализация
которого технически возможна (но не оптимальна) в одинаковом виде в обоих
проектах.
Этап масштабирования.
На текущем этапе развития проектов масштабирование является только
прогнозируемым этапом деятельности, однако уже на этапе подготовительной
проработки появляется очевидное различие в потенциале расширения деятельности.
В контексте проекта КШК возможна международная экспансия, в то время как
расширение проекта ЗД предусматривает выход на региональные рынки РФ.
Однако данная ситуация является частным случаем,
так как возможны и существуют проекты, локализованные внутри одного города, так
же как и возможны форматы бизнеса, действующего по всей стране.
Литература
1. Кобелев
О. А. Электронная коммерция. - Дашков и К°, 2012.
2. Смирнов
С. Н. Электронный бизнес. - ДМК Пресс, 2008.
3. Ries
Eric. The Lean Startup: How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to
Create Radically Successful Businesses. - Crown Publishing, 2011.
4. The
Lean Startup TESS Search. United States Patent and Trademark Office. October 8,
2012.